В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
ТВОРЧЕСТВО - ДУША ПЕДАГОГИКИ
Надежда Кружкова
Ольга Петровна Шевченко – учитель. Ее педагогический стаж 26 лет. С мужем-офицером она немало поколесила по стране, но работой по специальности была обеспечена во всех гарнизонах: то в школах, то в детских садах. В Твери ее трудовая деятельность началась в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными физическими возможностями. В 1999 году дети из ее группы стали первоклашками МОУ Специальной (коррекционной) школы VII вида г. Твери. В школе в тот год по инициативе родителей и Ольги Шевченко был создан класс для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, в том числе, передвигающихся на колясках. (К сожалению, этот класс до сих пор пока единственный в области).
Какой радостью и надеждой светились тогда доверчивые глаза ребятишек! Родителям тоже хотелось верить, что их дети будут поняты с учетом индивидуальных особенностей, способностей, потребностей и стремлений. Ольга Петровна тоже перешла в это учебное учреждение, чтобы быть рядом со своими воспитанниками. И все эти годы была для ребят и классным руководителем, и преподавателем русского языка и литературы, и воспитателем. За подвижнический труд Ольга Шевченко награждена грамотой Министерства образования РФ, имеет знак "Почетный работник общего образования РФ за заслуги в области образования", звание "Ветеран труда".
- Ольга Петровна, с каких установок началась Ваша работа как педагога детей с ограниченными физическими возможностями?
- Прежде всего, мне хотелось помочь им сделать их жизнь более радостной, счастливой. Отсюда и мой ведущий принцип: индивидуальный подход, оптимизм и вера в ребенка. Для развития индивидуальных способностей особых детей необходимо создать фон эмоционального благополучия. Обстановка в классе, группе должна быть комфортной для ребенка, чтобы он не чувствовал себя лишним, не стеснялся своей инвалидности, ощущал себя желанным и любимым. И тогда может быть достигнута главная цель педагога – подготовить ребят к будущей самостоятельной жизни, развить их личность. Имею в виду и получение общего образования, и нравственное развитие, и освоение ими элементарных трудовых навыков и навыков самообслуживания, а также обучение принципам взаимопомощи и работе в коллективе. Это целый и неразрывный пласт необходимых для них знаний.
- Класс был создан по инициативе родителей детей. Как участвуют они в школьной жизни сегодня?
- Вначале родители все-таки не до конца верили, что их дети смогут находиться в группе без их помощи, усваивать знания наравне со сверстниками, часто присутствовали на уроках. Постепенно убедились, что в этом нет необходимости. Но и тогда, и сейчас они были и есть самые активные мои помощники. У нас хорошие контакты. Они включены в учебно-воспитательный процесс, оказывают помощь в приобретении всего необходимого для обучения их детей. И конечно же, помогают в организации экскурсий, праздников, помогают делать костюмы к спектаклям.
- Есть ли в вашем учительском арсенале оригинальные методы и приемы работы?
- Прежде всего, особую актуальность в данных условиях приобретает использование здоровьесберегающих технологий, которые способствуют коррекции психических процессов, развитию навыков общения и творческих способностей, повышению самооценки ребенка. Например, мы занимаемся театром – интересным и полезным методом арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья. Почему именно театр? Действо как таковое ближе детям, ибо язык действий, поступков – это язык детства. "Игру в театр" мы с ними начали еще в реабилитационном центре. Важно было, что в этом процессе был занят весь наш коллектив: и дети на колясках, и с заболеванием ДЦП, и с нарушениями зрения и речи. Театр открывает бесценную для ребят возможность создать как бы "черновик жизни": примерить на себя чужое поведение, побывать в "шкуре" другого человека, умом и душой оценить позицию, сделать свой выбор на основании нравственных норм. Театр учит строить взаимоотношения с людьми через чувства и эмоции. Сила воздействия театра на детский организм очень велика. Вот уникальный тому пример. Игра в театре нашего класса помогла ученице преодолеть трудное заболевание: аутизм. Сейчас девочка успешно справляется с учебной программой.
- То есть, игра в театре помогает детям лучше усваивать школьный материал?
- Однозначно. Театр раскрепощает мышление. Стремление детей к самостоятельности наиболее полно удовлетворяется в игровых ситуациях, отражающих школьную тематику. Приемы инсценирования отдельных эпизодов произведений, имитация действий их персонажей позволяют легче запоминать программные тексты. В то же время здесь большое поле для детской импровизации. Я часто предлагаю ребятам придумывать сказки и инсценировать их с куклами. Музыку к своим сказкам они подбирают самостоятельно. Вот как мы озвучиваем, например, отрывок из известной сказки А.С. Пушкина "Ветер по морю гуляет…". Один из детей читает стихотворение вслух, другой – пускает в тазике с водой самодельный кораблик, третий – дует, изображая ветер. У детей, которые участвуют в театрализованных постановках, непременно рождается интерес к художественному слову, формируется, что очень важно, потребность самостоятельно сначала рассматривать книгу, слушать, как ее читает взрослый, а затем читать самому или друзьям.
- Ольга Петровна, в подтверждение ваших слов замечу, что я была свидетельницей трогательной сценки: во время "продленки", отдыхая на классном диванчике, один мальчик читал книгу своему однокласснику. А выходят ли ваши артисты на широкую публику? И какие театрализованные постановки Вы считаете наиболее удачными?
-Назову "В гостях у Матрешки", "Космический круиз", спектакли-концерты к праздникам. Мы активно участвуем в школьных и городских театрализованных конкурсах. Выступали с концертами в музее Лизы Чайкиной, Доме учителя, ДК "Пролетарка". На городском конкурсе чтецов, который проходил в областной библиотеке им. А.М. Горького, Маша Полякова, Петя Ершов, Саша Дик завоевали призовые места. В апреле 2008 года на конкурсе сначала в своей школе, затем на областном его этапе за инсценировку песни "Волшебник-недоучка" класс получил диплом и стал лауреатом 2 степени Всероссийского фестиваля художественного творчества инвалидов "Вместе мы сможем больше". Кстати, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, очиститель воздуха, которые Вы видите в классе, ребята получили за выступления. Это награды, заработанные собственным трудом.
- На выставку "НАСТАВНИК УЧЕНИКУ" вы представили разнообразные детские декоративно-прикладные работы. Насколько важны для детей эти занятия?
- Их значимость трудно переоценить - это одно из основных направлений нашей работы. Занятия творчеством для учащихся – это и социальное развитие (навыки самообслуживания, рукоделия и т.д.), и формирование моторных и сенсорных функций. Мы шьем по проколам, рисуем по трафаретам, лепим, нанизываем бисер и бусины, вяжем на спицах и крючком. Ребята мастерят сувениры, игрушки, открытки. Главное, чтобы они понимали цель работы и видели ее практическое применение. С нашими поделками мы участвуем в выставках детского творчества, с удовольствием дарим их детям и взрослым, используем для игр, оформления спектаклей.
- А как обстоит дело с изучением компьютерных технологий?
- Первый компьютер у нас появился в 1999 году. Его подарили классу немецкие коллеги. И тогда уже мы стали осваивать основы информатики, а помогал нам мой муж Валерий Васильевич Шевченко. Сейчас в программе школы есть уроки информатики и проходят они на компьютере нового поколения, а дополнительно с ребятами по-прежнему занимается Валерий Васильевич. Все ученики достигли здесь определенных успехов. Сказать о том, что ребятам это интересно значит, ничего не сказать. Дети самостоятельно работают на своих домашних компьютерах, что позволяет им легче осваивать изучаемый материал. На компьютере они оформляют графики дежурств, расписание уроков, информацию для классных стендов, используют свои знания при подготовке к другим предметам.
- А смогут ли ребята применить эти навыки и знания в будущем?
- Весь класс – все 11 человек связывают свою профессию с компьютером. Дирекция школы прорабатывает вопрос о выдачи ребятам свидетельств о прохождении компьютерного курса и освоении конкретных навыков. Чтобы получить свидетельство, ребята должны определиться – какая из компьютерных программ для них наиболее интересна, и за время, оставшееся до окончания школы, изучить ее досконально. Родители же, в свою очередь, намерены помочь ребятам в осуществлении их мечты: продолжить образование в одном из тверских колледжей.
- Мы все время говорим о работе в классе, жизни в классе, а включены ли ваши ученики в социальную жизнь школы, общества?
- Эта проблема меня волновала всегда, ведь эти дети долгое время были лишены возможности полноценно общаться и со сверстниками, и с взрослыми людьми. А это им просто необходимо. Стараясь восполнить пробел, мы активно участвуем во всех мероприятиях, о которых я уже рассказала. Кроме того, проводим вечера досуга, музыкальные встречи, дни рождения. К сожалению, недоступная для нас городская среда значительно сужает осуществление наших желаний. Но ребята других классов частые гости у нас. От старших товарищей мои ученики получают поддержку, защиту, подтверждение своей самооценки, своих сил и возможностей. Их взаимоотношения - само внимание и доброжелательность.
- В чем Вы видите главный результат такого многогранного творческого подхода к педагогике?
- Я много думаю об этом. Для меня главный результат занятий с учениками – их хорошее настроение, улыбка, вера в свои силы. Основной и видимый итог: творческий подход к процессу воспитания позволил классу стать единой семьей, где всем до каждого есть дело, где всем хочется активно действовать, учиться, жить, где неудачи и радости - всем поровну. Дети не испытывают страха, не стесняются своей особенности, понимают, что только благодаря труду можно достичь многого в жизни. Я горда тем, что по оценке педагогического коллектива школы мой класс самый дисциплинированный, ответственный, у ребят огромное желание учиться.
- Понятно, что в рамках одного интервью не расскажешь обо всех тонкостях и новациях. А Ваш оригинальный педагогический опыт, на мой взгляд, был бы полезен коллегам. Вы не писали о нем?
- Да, статьи "Управление здоровьесберегающим образовательным процессом" (2001 г.) и "Развивающие технологии дошкольного и школьного образования" были опубликованы в сборниках Тверского государственного университета, Департамента образования Администрации Тверской области, областного института усовершенствования учителей. Надеюсь, что тем, кто их читал, многое пригодилось. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас лично и Центр "Так живем" за ту уникальную образовательную программу, в которой я и коллеги из других социальных и образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья приняли участие, и получили дополнительный импульс для своей педагогической деятельности.
ЗДЕСЬ ПАХНЕТ МОЛОКОМ
Татьяна ШАЛАТОВА, юнкор,
Галина Сапожникова,
организатор лагеря
Детские голоса:
Ой, а меня первый раз облизнул теленок!
А меня слегка укусил поросенок!
А меня корова хлестала хвостом, но было не больно!
Я никогда не видела трактор!
Столько луговых трав!
Оказывается, вода в пруду лучше водопроводной!
Я впервые доил корову! Круто!
Жить десять дней на улице в палатках! Я даже не мечтала об этом!
Слушать лекции на свежем воздухе гораздо интереснее!
Спасибо Галине Павловне и Ольге Николаевне – они организовали для нас
настоящий отдых!
Второй раз пущинские школьники, благодаря Семейному центру "Три поколения", создают виртуальный экологически чистый дом. Для этого они отправляются в Тульскую область и разбивают палаточный лагерь недалеко от деревни Дворяниново. Гостеприимный хозяин – немецкий фермер Маркус Шумахер, не раздумывая, согласился в очередной раз принять у себя 25 школьников.
Если в прошлом году вместе с пущинцами в лагере отдыхали ребята из села Любучаны Чеховского района, то в этот раз нашими друзьями стали школьники из села Курилово Серпуховского района. Организатор лагеря – Галина Павловна Сапожникова – в этом году собрала ребят в два раза больше, чем в прошлом. Многие приехали сюда во второй раз. "Мы здесь уже были, всем очень понравилось. Ребята не просто отдыхают – они учатся любить природу, следят за тем, что происходит на земле, кто обитает в прудах, какие травы растут на полях, учатся, как ухаживать за животными".
Жить десять дней под открытым небом не каждый сможет. Но тот, кто решился на этот шаг – не пожалел. Несмотря на то, что практически каждый день шел дождь, скучать не приходилось. Мы исследовали воду в ближайшем пруду. Юный химик Женя Крюкова рассказывала о своих наблюдениях. В результате исследований выяснили, что вода в прудах намного мягче, чем водопроводная. Занимались биомониторингом – узнавали, кто живет в водной среде.
Невозможно не рассказать о владениях фермера – ведь именно сюда каждое утро (в семь часов!) и вечер ребята спешили на помощь хозяевам – подоить коров, убрать за животными, принести сено. В знак благодарности все участники лагеря ежедневно получали парное молоко и свежий творог. У хозяина – Маркуса Шумахера – 10 коров, 9 телят, один бык, четыре телки, свинья с четырьмя поросятами и хряк. Ведение хозяйства – основная работа фермера. А какие у него луга! Клевер, овсяница луговая, ежа сборная, тимофеевка и др. А молоко! Такого не купишь в магазине – сладкое, как будто в него добавили сахар. От такого молока никто не отказывался, и живот не болел.
В наш лагерь приезжали как ученые, так и родители, которые читали лекции о разнообразии почвы, учили, как правильно строить дом, не навредив природе.
Слушали лекции по устойчивому развитию населенных пунктов, проблемам обращения с отходами. Профессор Анатолий Николаевич Керженцев читал лекцию про экологию и состояние почв в стране, к.б.н С.М. Савостьянов - про компостирование органических отходов, организатор Зимней Пущинской школы - Дмитрий Эммануэлович Шноль - как в архитектуру и нашу жизнь пришло от древних греков "Золотое сечение". Проходили мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов (Е.А. Божкова - добрый друг СЦ "Три поколения, директор ИЦ НЖФ). Педагог из гимназии с.Курилово Надежда Ивановна Куваева проводила мастер-класс по рисованию и раскраске матрешек, учитель математики из гимназии г.Пущино Наталья Анатольевна Мишина познакомила детей с основами грамотного составления схем планировки дома и участков.
Были и слепая тропа, когда дети с закрытыми глазами идут по тропе, и поиск полдника по азимуту, поход в Ченцово и Дворяниново, исходили почти 25 км. Ребята под руководством учителя географии из гимназии г. Пущино Ольги Николаевны Веремеевой изучали животный и растительный мир, бегали каждый день на ближайший пруд наблюдать за бобрами.
Ребята подготовили сами презентации-рекомендации по проектированию и дизайну приусадебных участков. Дещеревская Оля, студентка геофака МГУ, рассказала об оптимальных условиях проживания и разрезах почв. Сон Володя, студент химфака МГУ, помог последние двое суток скоротать плохую погоду и провести лабиринт по станциям "Письмо маме", "Рисование кошек вслепую", "Биомониторинг", "Букет может сказать многое", "Спортивное мастерство". 1,5 часа дети в дождь бегали по участку, зарабатывали очки на станциях, а в лабиринте бегали Минотавр и Минотавра, ловили детей и задавали еще вопросы по устойчивому развитию, рециклингу отходов, о церкви в Ченцово, о жизни А.Т. Болотова и др. За ноль очков отправляли в реанимацию чистить картошку и повторять пробег по станциям.
Потом работали над проектами по экодому и в последний день защищали свои проекты. У всех дома были "крутые". И все сочиняли такие легенды о том, где взяли деньги на такие дома. И никаких огородов и домашних хозяйств со скотом, а если и имеют, то есть управдомом и он все сделает.
Пожалуй, неожиданным сюрпризом для всех проживающих в лагере стал приезд иностранной гостьи Беляны Дымовой, активистки семейных центров из Македонии. Оказалось, что она хорошо говорит по-русски. Она рассказала, что в ее стране тоже есть центр, похожий на "Три поколения" в Пущино, существует он уже 15 лет. Там проводится работа с детьми возраста 4 – 18 лет. В нашу страну Беляна Дымова приехала впервые. Она была поражена природой Подмосковья. Больше всего нам запомнилась ее фраза: "За детьми надо ухаживать, надо любить их".
Десять дней пролетели незаметно. Нас не пугало отсутствие телевизора, теплой ванны и магазинов. Время, проведенное в лагере, можно обозначить одной фразой: "Здесь было здорово!" В следующем году приложим все усилия, чтобы попасть сюда снова.
ЗАМЕТКА В "ПУЩИНСКОЙ СРЕДЕ"
Рубрика – "От всей души"
"Пользуюсь возможностью, хочу сказать теплые слова благодарности Семейному центру "Три поколения" и Галине Павловне Сапожниковой – руководителю экологической экспедиции 2008 за отдых, незабываемое время, проведенное детьми в лагере. За тепло, внимание, организацию, индивидуальный подход к каждому ребенку, атмосферу, созданную для раскрытия творческих способностей детей, интересные лекции.
Какое счастье, что живут рядом с нами такие энтузиасты, как Г.П. Сапожникова, В.И. Щеголев, О.Н. Веремеева, А. А. Малова.
С уважением, Ирина Викторовна Артеева, мама Насти и Кати".
В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ" ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В 18 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
По данным департамента образования области на конец 2008 учебного года программа учебно-методического комплекса по курсу "Гендерология и феминология" преподается в восьми учреждениях среднего профессионального образования как самостоятельная учебная дисциплина, а в пяти образовательных учреждениях среднего профессионального образования используются отдельные темы данной программы при преподавании гуманитарных дисциплин. Кроме того, данный курс ведется во всех учреждениях высшего профессионального образования Вологодской области. Таким образом, данная программа в различных вариантах используется в 18 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования области. Вопросы гендерной проблематики включены в программы повышения квалификации педагогов региональной системы образования Вологодским институтом развития образования. Включены они и в различные учебные курсы филиала ФГОУ ВПО "Северо-Западная академия государственной службы" в г. Вологде. В данный момент кафедрой психологии Вологодского института развития образования ведется работа по адаптации этой программы к уровню начального профессионального образования.
Напомним, программа учебно-методического комплекса по курсу "Гендерология и феминология", разработанная кафедрой социальной работы, педагогики и психологии ВГПУ, была издана и распространена в высшие и средне-профессиональные учебные заведения области по решению областного Координационного совета по реализации политики гендерного равноправия департаментом труда и социального развития области в 2006 году.
Источник: ИА СеверИнфо
http://www.severinfo.ru/news/19649
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ПЛАНИРУЕТСЯ СОЗДАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
ЕКАТЕРИНБУРГ, 3 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Екатерина Поваго/. В Екатеринбурге планируется создание межведомственной комиссии по правам женщин, семьи и детей. Об этом сегодня на пресс-конференции в региональном центре "ТАСС-Урал" сообщила председатель Свердловского регионального отделения Ассоциации юристов России Ирина Решетникова.
Она отметила, что в состав комиссии войдут юристы, представители от адвокатуры, судов и прокуратуры. Члены комиссии будут заниматься проблемой подверженности женщин и детей физическому насилию со стороны их мужей и отцов. В последнее время эта проблема становится все серьезнее. "Культура внутрисемейного воспитания в нашей стране находится на низком уровне. Считается, что сильному в семье можно все. Даже поговорка у нас ходит: "Бьет - значит, любит", - отмечает Решетникова.
По данным МВД РФ, в прошлом году милиция направила в прокуратуру 179 тыс. исков против родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей. В суды поступило почти 50 тыс. исков о лишении родительских прав, более 3,5 тыс. были удовлетворены. По статистике, более 36 тыс. российских женщин ежедневно подвергаются избиению со стороны мужей.
Источник: ИТАР-ТАСС Урал
http://www.itartass.ur.ru/news/?id=38247
НИЖЕГОРОДСКИЙ ЖЕНСКИЙ КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР ВЫИГРАЛ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Нижний Новгород, 4 июля. Мировой суд Советского района Нижнего Новгорода признал мужчину, систематически избивавшего жену, виновным по ст.116, ч. 1 УК РФ. По приговору суда виновный должен выплатил моральную компенсацию и компенсацию за судебные издержки. Специалисты Нижегородского женского кризисного центра считают, что в дальнейшем данный приговор будет способствовать справедливому в отношении женщины и ее детей разделу имущества при бракоразводном процессе.
Юрист Нижегородского женского кризисного центра оказывает пострадавшим
от домашнего насилия услуги по защите их прав и интересов.
Телефон: (831) 433-54-75
Источник: АСИ
http://www.asi.org.ru
ПО СТРАНИЦАМ ИНФОРМАЦИОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ "МОЛОДЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ
АЛТАЯ"
red@yaj.ru
ОПРЕДЕЛЕНЫ ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА ПЛАКАТОВ "ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ ПРОТИВ НАСИЛИЯ"
БАРНАУЛ, 30 июня. Конкурс плакатов социальной рекламы, направленной на профилактику проблемы насилия в семье и обществе "Творчество молодых против насилия", был проведен по инициативе Алтайского краевого кризисного центра для мужчин при поддержке "Главалтайсоцзащиты", комитета по делам молодежи Барнаула, рекламных агентств "Проспект", "Дельфин". Цель - формирование в общественном сознании позитивного образа семьи, важности построения семьи без жестокости и насилия. Он проводился по номинациям: социальная реклама против насилия в семье и обществе, социальная реклама против гендерного насилия, социальная реклама против жестокого обращения с детьми. В конкурсе приняли участие 16 студентов вузов Алтайского края. Победителями стали Людмила Александрова, Татьяна Бородихина, Наталья Лобанова, Анастасия Афанасьева, Анастасия Поленичко и Анастасия Недосекова. Их плакаты будут размещены на улицах города.
Контактный телефон: (3852) 40-96-48
АКОО "МАТЬ И ДИТЯ" ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ "ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ В СЕМЬЕ"
БАРНАУЛ, 8 июля. Алтайская краевая общественная организация "Мать и дитя" приняла участие в международной научно-практической конференции "Дети должны жить в семье", которая проходила с 25 по 28 июня в Санкт-Петербурге. На мероприятии руководитель организации Ольга Гога провела мастер-класс "Предоставление помощи детям с онкологическими заболеваниями и муковисцидозом". "Мероприятие позволило познакомиться с опытом коллег, который поможет мне в дальнейшей работе. Также мне удалось найти организации, с которыми мы будем вместе работать, в частности это фонд "Подари жизнь", фонд "Маленький мук"", - О. Гога.
Контактный телефон: (3852) 63-36-45
В БАРНАУЛЕ ПРОЙДУТ ТРЕНИНГИ ДЛЯ ЖЕНЩИН, СТОЛКНУВШИХСЯ С НАСИЛИЕМ В СЕМЬЕ
БАРНАУЛ, 9 июля. Краевой кризисный центр для женщин набирает участников для тренинга "Группа поддержки для женщин, оказавшихся в ситуации насилия дома". Цель - оказать социально-психологическую и социально–правовую помощь женщинам, пострадавшим от насилия. Тренинги проведут психологи центра. Планируется набрать группу из 10 человек. Продолжительность тренинга - два месяца. Занятия будут проходить еженедельно. Тренинг проводится бесплатно. Дополнительная информация по телефону: (3852) 34-26-94.
Контактный телефон: (3852) 34-26-94
"ЖЕНСКИЙ ВОПРОС" ОБСУДИЛИ В БРЮССЕЛЕ
Проблемы интеграции русскоязычных женщин в местное, бельгийское сообщество стали предметом дискуссии, которая прошла на днях в помещении "Русского дома в Бельгии". Форматом встречи, на которую приехали женщины из разных городов страны и которая была первой в серии задуманных, был выбран неформальный формат "русских посиделок".
Почему посиделки? На этот вопрос отвечает хозяйка "Русского Дома" Марина Новикова: "Несмотря на то, что русскоязычная община Бельгии, открывая свои магазины, клубы, рестораны и даже театр в Антверпене, более-менее успешно справляется с задачей сохранения своей национальной культуры и языка, на бытовом и на деловом уровнях возникают большие проблемы. Нам, как уже заправским европейцам, не хватает обычного дружеского общения. Мы все меньше звоним друг другу, все реже приглашаем к себе гостей. Если у нас возникают вопросы, не знаем или пасуем перед тем, чтобы узнать, кому эти вопросы можно задать. Что иное может помочь в этом случае, кроме привычных посиделок за чашкой чая и русским пряником?"
Особый женский аромат неформальной встречи в Брюсселе определял не только состав участников, среди которых умышленно были выбраны только женщины, но и характер обсуждаемых вопросов. Все эти вопросы, естественно, были чисто дамскими. Было что сказать и тем нашим сударыням, которые вышли замуж за бельгийцев и впоследствии столкнулись с непредвиденными и зачастую "катастрофическими проблемами", и тем, кто, приехав в Бельгию по процедуре "азиля" или политического беженства, теперь преимущественно заняты борьбой за собственные бумаги.
"Русский дом хочет помочь нашим людям не только возможностью общения, - считает Марина Новикова. – Мы понимаем, что у каждого из нас – масса неразрешенных проблем. И эти проблемы нужно как-то решать! Конечно, далеко не всегда "Русский Дом" может дать нашему человеку универсальный рецепт. Но мы хотим дать нужное направление, - куда ему идти со своим вопросом, где, в каком заведении отстаивать свои права. Именно для этого мы и приглашаем на наши встречи в качестве гостей представителей правительства и бельгийских общественных организаций".
На этот раз гостьей "Русского дома" оказалась Петра Хейзе, специалистка из Центра по миграции и межкультурным связям, которая отвечала на многочисленные вопросы. Кстати, далеко не все вопросы оказались простыми, некоторые из них так и остались без ответа. И речь шла не только об информационной и моральной поддержке новых жительниц Бельгии, но и о реализации каждой из них в работе и в творчестве, об эффективных формах изучения государственных языков - французского и нидерландского, о способах адаптации к новой среде...
И хотя на первую женскую встречу в "Русский Дом" многие пришли, чтобы просто познакомиться, разговор, как считают его участницы, получился серьёзным. Ведь обсуждались и такие глобальные проблемы как, например, "насколько гибок и отзывчив бельгийский правительственный механизм по улучшению положения женщины в обществе, и в первую очередь – женщины-мигрантки".
Завершились первые женские посиделки в "Русском доме" чаепитием, приятными неформальными беседами, новыми знакомствами.
До новых встреч на Marcqstraat, 17!
Елена ЯХНЕНКО,
Брюссель
11 ИЮЛЯ — ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
11 июля отмечался Всемирный день народонаселения. Эта дата появилась в календаре ООН в 1989 году по инициативе Совета управляющих Программы развития ООН (ПРООН) после того, как 11 июля 1987 года население земного шара превысило отметку в 5 миллиардов человек. С тех пор праздник является международным и отмечается ежегодно.
В связи с этой датой Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Директор-исполнитель Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) Сорая Обейд выступили с заявлениями, в которых призвали активизировать действия, направленные на искоренение крайней нищеты и голода, укрепление здоровья людей и улучшение жизни на планете.
Генеральный секретарь призвал сосредоточить внимание на исключительной важности планирования семьи для успешного достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. "Мы уже знаем, что нужно сделать для удовлетворения основных потребностей женщины в охране здоровья на протяжении всего ее жизненного цикла, особенно в репродуктивном возрасте, во время беременности и при рождении детей. Есть три основных элемента, необходимых для улучшения охраны здоровья матери: квалифицированное родовспоможение, средства для оказания скорой акушерской помощи и планирование семьи", — сказал Пан Ги Мун.
В свою очередь, директор-исполнитель ЮНФПА Сорая Обейд призвала рассматривать вопрос планирования семьи как ступень в расширении возможностей женщин, поощрении равенства между женщинами и мужчинами и эффективное средство борьбы с бедностью. "Мы обращаемся ко всем государствам с призывом обеспечить всеобщий доступ к репродуктивному здоровью к 2015 году и подкрепить свое обязательство политической волей и финансовыми ресурсами. Пришло время сделать охрану репродуктивного здоровья одним из наших приоритетов", — заявила Сорая Обейд.
Источник: Центр новостей ООН
http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=9957
НОВОСТИ СО ВСЕГО СВЕТА
БОГОСЛОВЫ ТРЕБУЮТ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА
Женщины, вследствие религиозных постулатов, традиционно страдают от дискриминации. Такое заявление сделали теологи на межконфессиональной конференции в Саудовской Аравии, призвав представителей всех основных религиозных течений приложить больше усилий, чтобы исправить несправедливость и поощрить гендерное равенство.
"Женщины были забыты и играют в религии второстепенные роли", - заявил глава Университета теологии в Мадриде Хуан Хосе Тамайо на международном форуме, нацеленном на поиск взаимопонимания между представителями различных монотеистических верований и их сближение.
"Патриархальная иерархия исключила женщин из всех областей знаний в религиозных вопросах", - заявил он, подчеркнув, что сейчас, в начале 21 века, все мужчины, и в особенности духовные лица, "должны восстановить достоинство женщины".
По его словам, священные религиозные тексты были "искажены мужчинами". "Мы должны пересмотреть соответствующие места в святых книгах для восстановления идеи равенства", - отметил Тамайо.
Надо сказать, что многие участники конференции выразили солидарность с его позицией, в том числе и один из ведущих теоретиков Ислама, профессор богословия из Саудовской Аравии Ахмад ибн Сайфуддин.
"Ева была рождена от Адама, и поэтому мужчины и женщины равны", - считает Сайфуддин, подчеркивая в то же время, что в Исламе женщина высоко ценится, так как именно она является матерью.
Порядка 200 участников приняли участие в Конференции по межконфессиональному диалогу, организованной монархом Абдаллой II, в том числе генеральный секретарь Всемирного еврейского конгресса Майкл Шнайдер, кардинал Жан-Луи Торан, который отвечает за диалог между Ватиканом и мусульманами.
Источник: MIGnews
http://www.mignews.com/news/society/world/180708_41105_83178.html
В ГРЕЦИИ ПРОШЛА ВСТРЕЧА ПРАВОСЛАВНЫХ ФЕМИНИСТОК
1 июля в Афинах прошла встреча православных феминисток. Православные женщины с разных концов света выступили за необходимость усиления женского участия в литургической и административной жизни Церкви.
В совместном заявлении участницы межправославных консультаций в греческом городе Волос, посвященной роли женщин в экуменическом движении, выразили свое горячее желание более активно участвовать в богослужении, в частности, быть алтарниками, чтецами, а также читать проповеди.
В заявлении феминисток, опубликованном на сайте Всемирного совета церквей, отмечена также необходимость включения женщин "в процесс принятия решений в административных структурах своих Церквей". Участницы встречи заявляют и о своем "святом желании" восстановления института диаконис, существовавшего в древней Церкви.
Кроме того, в ходе межправославных консультаций обсуждалась необходимость обеспечить православным женщинам больше возможностей для получения богословского образования, в том числе для "возможности трудоустройства в Церкви".
В то же время в заявлении отмечен определенный прогресс, достигнутый за последние годы в ряде Поместных Православных Церквей по "женской" теме, в том числе учреждение специальной синодальной комиссии по вопросам женщин в Элладской Церкви, участие в принятии решений на приходском и общецерковном уровнях в Финляндии. Отмечен также факт благословения диаконис в Коптской церкви,
В межправославных консультациях приняло участие 45 женщин из православных епархий Европы, Ближнего Востока, Азии, Австралии и Северной Америки. Предыдущая встреча такого рода прошла в 1997 году в Стамбуле.
Интерфакс-Религия/Седмица.Ru
Источник: Седмица.Ру
http://www.sedmitza.ru/?did=53653
КАЖДАЯ ВОСЬМАЯ КОМПАНИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ЖЕНЩИНЕ
Владельцами около 13 процентов компаний на Ближнем Востоке являются женщины. Об этом сообщает агентство Gulfnews со ссылкой на данные Всемирного банка.
По мнению главы Всемирного банка Роберта Зеллика, арабские женщины при благоприятных условиях могут быть успешными предпринимателями и влиятельными политиками. Зеллик также добавил, что нет никаких существенных отличий фирм, принадлежащих женщинам, от тех, которыми владеют мужчины, в том числе по размерам, объему производства и размерам инвестиций.
Способы оптимизировать вклад женщин-бизнесменов в экономическое развитие региона обсуждались на конференции Arab International Women's Forum (AIWF), которая прошла в Лондоне в конце июня 2008 года. Среди ее участников были представители 20 стран, в том числе из США, Канады, а также европейских и ближневосточных государств.
Источник: Лента.Ру
http://lenta.ru/news/2008/07/07/own1
НОВЫЕ ИЗДАНИЯ
ПАМЯТКА ДЛЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В РОССИИ И РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН, ВЫЕЗЖАЮЩИХ ЗА РУБЕЖ
Памятка для трудовых мигрантов в России и российских граждан, выезжающих
за рубеж.
— М.: Современные тетради, 2007. — 176 с.
— ISBN 978-5-88289-344-5
Настоящая памятка подготовлена совместно ГУ г. Москвы "Межрегиональный информационно-деловой центр" с Бюро MOM в РФ (проект ЕС "Предотвращение торговли людьми в РФ") и содержит полезную информацию по вопросам, касающимся пребывания и трудоустройства иностранных граждан в РФ, а также российских граждан за рубежом. Памятка может оказать практическую помощь не только гражданам, но и работодателям, и специалистам государственных структур и неправительственных организаций, работающих в сфере миграции.
В подготовке памятки принимали участие сотрудники Государственного учреждения города Москвы "Межрегиональный информационно-деловой центр" и специалист проекта ЕС "Предотвращение торговли людьми в РФ" А.Н. Рубцова.
СОДЕРЖАНИЕ
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: СМИ КАК РЕСУРС ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОМУ РАБСТВУ
Профессор Дзялошинский И.М., канд. экон. наук Тюрюканова Е.В.
Торговля людьми: СМИ как ресурс общественного противодействия современному
рабству - М.: ЗАО "СитиПрессСервис", 2008, 368 стр.
ISBN 978-5-903959-01-3
Рабский труд, сексуальная эксплуатация, долговая кабала, эксплуатация детского труда, "домашнее" рабство, попрошайничество, насильственное использование людей в вооруженных формированиях, торговля людьми для трансплантации органов и тканей - все это чудовищные формы одного и того же преступления, имя которому торговля людьми.
Что, как и кому сообщают российские СМИ по поводу торговли людьми? В какой мере журналисты являются соратниками тех организаций, которые борются за искоренение этой язвы современного общества? И что можно сделать, чтобы сделать их соратниками? Поиску ответов на эти вопросы посвящена данная работа. Ее авторы стремятся помочь всем сотрудникам СМИ — редакторам, продюсерам, менеджерам, творческим работникам — увидеть масштабы проблемы торговли людьми и осмыслить возможности участия СМИ в организации противодействия этой латентной проблеме.
Создание данной книги было инициировано Бюро Международной организации по миграции (Бюро MOM) в РФ в рамках проекта Европейского Союза "Предотвращение торговли людьми в РФ". Материалы подготовлены экспертами: кандидатом филологических наук, профессором кафедры публичной политики государственного университета Высшая школа экономики, президентом Правозащитного фонда "Комиссия по свободе доступа к информации" Иосифом Дзялошинским (введение, главы 2,3,4,5, заключение) и кандидатом экономических наук, ведущим научным сотрудником института социально-экономических проблем народонаселения РАН Еленой Тюрюкановой (глава 1, Приложения). Предисловие - секретаря Союза журналистов России Надежды Ажгихиной.
Опубликовано Московским офисом Бюро Международной организации по миграции (MOM) в РФ.
Книга подготовлена и издана при финансовой поддержке Европейского Союза.
СОДЕРЖАНИЕ
Презентация книги "Торговля людьми: СМИ как ресурс общественного противодействия современному рабству" прошла 1 июля в Независимом пресс-центре.
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
IV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЕЛОВЫХ ЖЕНЩИН "УСПЕХ" 2008 ГОДА
Оргкомитет Конкурса объявляет о старте IV Всероссийского Конкурса деловых женщин "Успех" 2008 года! Срок подачи заявок на конкурс до 01.11.2008 г.
Конкурс способствует проявлению и укреплению женской инициативы в обществе, реализует потребность отечественных предпринимательниц, общественных деятельниц, деловых женщин, матерей, молодых женщин, бабушек, проявить свой взгляд на судьбу страны, свою точку зрения на события в семье и мире, позволяет реализовать накопившийся женский творческий потенциал в обществе.
К участию в Конкурсе приглашаются все женщины, проживающие на территории РФ, самоопределяющие себя как деловые женщины России.
В Конкурсе 2008 года объявлены следующие номинации: "Лучший субъект, регион, город России по участию женщин в социально-направленном предпринимательстве, способствующий повышению роли женщины", "Лучшая отрасль, организация, предприятие, структурное подразделение, возглавляемые женщиной, в области народного хозяйства", "Лучшая представительница деловых женщин России (молодая женщина до 30 лет)", "Лучшая представительница деловых женщин России – бабушка".
Конкурс проводится в сотрудничестве с Комитетом консолидации женского движения России, Советом Федерации ФС РФ, Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", Союзом журналистов России, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Медиа-центром "Национальная промышленность".
Конкурс следует по пути решения задач государственной важности - повышение статуса "деловой, социально-активной женщины" России начала нового тысячелетия в реализации новой социальной политики государства.
Новый этап Всероссийского Конкурса деловых женщин "Успех" 2008 года проходит в свете социальных инноваций и раскрытия потенциала женского участия в улучшении качества жизни и решении существующих задач регионального развития.
По всем номинациям Конкурса "Успех" 2008 года учрежден спецприз "За достижения в области социальных инноваций".
В номинациях предусмотрено участие регионов, городов, предприятий, личное участие женщин, выдвижение лучшей деловой женщины коллективом предприятия, участие молодежи.
По итогам Конкурса "Успех" 2008 года победителями станут руководители администрации регионов и городов по 7 федеральным округам РФ, деловые женщины и предприятия, возглавляемые женщинами, которые будут награждены премией "Золотая птица". Торжественная церемония награждения победителей Конкурса пройдет в Москве в декабре 2008 года в рамках празднования Столетия Первого Всероссийского съезда женщин.
Целый комплекс PR-услуг будет оказываться всем без исключения участницам конкурса. Информация о победителях и церемонии награждения премией "Золотая птица" будет публиковаться в ведущих информационных агентствах регионов России, газетах и на официальных сайтах городов, краев и областей страны.
Предлагаем всем принять участие в Конкурсе, и просим рекомендовать деловых женщин и предприятия, достойные участвовать в Конкурсе, имеющие позитивные сдвиги и значительные достижения в сфере женского предпринимательства.
Дополнительная информация о Конкурсе, перечень документов, образцы заявок,
анкеты, реквизиты расположены на сайте www.dgr.ru
адрес: 119034, г. Москва, ул. Пречистенка, дом 10, офис 36.
Тел. +7 495 721-47-44, тел./факс +7 499 766-98-94, 495 785-34-81.
E-mail: Info@dgr.ru, konkurs@dgr.ru
Источник: НТ-Информ
http://www.rsci.ru:80/MoreInfo.html?MessageID=6352
ОРГАНИЗАТОРЫ ПРИГЛАШАЮТ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСЕ МОЛОДЫХ ВОЛОНТЕРОВ DISNEY MINNIE GRANTS
Youth Service America и Disney объявляют о начале II тура конкурса Disney Minnie Grants. К участию приглашаются дети и подростки в возрасте от пяти до 14 лет. Победители получат грант в размере 500 долларов для реализации общественно значимых проектов. Они должны быть реализованы в период с 15 октября по 15 ноября 2008 года. Право на участие имеют также обладатели грантов первого тура наград Disney-2008.
Заявки на участие принимаются до 30 августа.
Татьяна Пиуновская (Московское представительство
Всемирного банка),
телефон: (495) 745-70-00 (доб. 2026),
tpiunovskaya@worldbank.org
Источник: АСИ
http://www.asi.org.ru
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ