В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ГЕНДЕР И
ВЛАСТЬ:
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦ" (ИВАНОВО, 14-15.12.07)
Ольга Шнырова,
директор ИЦГИ
shnyrova@rambler.ru
14-15 декабря 2007 г. на базе Ивановского государственного университета прошла научно-практическая конференция "Гендер и власть: пересечение границ", собравшая ведущих российских специалистов в данной области из различных регионов России. Конференция была организована при поддержке Программы МАТРА посольства Королевства Нидерландов, Ивановского государственного университета, Ивановского центра гендерных исследований и Комитета по делам молодежи администрации г. Иваново. Конференция была приурочена к десятилетию Ивановского центра гендерных исследований. ИЦГИ возник в марте 1996 г. как научное подразделение при Ивановском государственном университете. Он объединил в себе преподавателей, аспирантов и студентов ИвГУ. В 1997 г. он был зарегистрирован как самостоятельная общественная организация. За 10 лет своей деятельности ИЦГИ инициировал, реализовал и был участником более 10 исследовательских, экспертных и образовательных проектов, опубликовал 7 сборников теоретических материалов по гендерным исследованиям и методике и методологии гендерного образования. Миссией ИЦГИ является продвижение идей равенства, толерантности и демократии в местном сообществе и России через партнерские организации, просвещение и воспитание молодежи, поддержка карьерного и профессионального роста женщин, социальное модераторство.
В рамках конференции состоялось два пленарных заседания, на которых выступили ведущие специалисты в области гендерных исследований Е. Трофимова, Е. Здравомыслова, М. Малышева, О. Здравомыслова-Стоюнина. Выступления вызвали плодотворную дискуссию, в которой приняли участие как опытные исследователи, так и аспиранты и студенты.
В первый день состоялось проведение круглого стола "Развитие межсекторного взаимодействия и взаимопомощи женщин для обеспечения их наиболее полного участия в жизни местных сообществ", который явился завершающим этапом проекта Межрегиональная летняя школа "Повышение роли женщин в местном самоуправлении" для женщин – муниципальных служащих и депутатов советов муниципальных образований, осуществленного ИЦГИ в 2007 году. На круглом столе, в котором приняли участие женщины-главы органов местного самоуправления, представительницы бизнес-структур и общественных организаций, обсуждались перспективы сотрудничества женщин-лидеров в различных сферах общественной жизни для более эффективного продвижения женских интересов и решения социальных проблем на местном уровне.
Конференция завершилась круглым столом "Гендерное образование", где участники обменялись опытом и обсудили проблемы институализации гендерных курсов и новых возможностей, которые открываются перед этим направлением в свете Болонского процесса и национального проекта "Образование".
В рамках юбилейных мероприятий, посвященных десятилетию Ивановского центра гендерных исследований предполагается также издать сборник статей "Гендерная дискриминация: проблема, подходы, решения". ИЦГИ рассматривает заявки и от авторов, не принимавших участия в конференции.
Тематика сборника:
Материалы (0,5 а.л., сноски в конце страницы) принимаются до 10 января 2008 г.
НОВОСТИ ИЗ ТВЕРИ
Надежда Кружкова,
президент Центра социальной реабилитации женщин
"Так живем"
Центр "Так живем" завершает реализацию проекта "И снова прорастеТ...", цель которого повышение конкурентоспособности детей и женщин с ограниченными возможностями в социуме Тверского региона, выставкой "НАСТАВНИК-УЧЕНИКУ".
Выставки стала витриной достижений проекта, его визуальным воплощением для широкой аудитории населения Тверского региона. Демонстрация творческих работ наставников и учеников с фотодокументальным сопровождением, отражающим процесс их взаимодействия, состоялась в одном из лучших залов Твери – выставочном зале Тверского государственного объединенного краеведческого музея. Экспозиция "НАСТАВНИК-УЧЕНИКУ" подвела итоги проекта, актуализировав идею наставничества в слабо социально защищенной среде.
Средствами выставочной деятельности Центр "Так живем" стремится преодолеть социальную разобщенность, сознавая, что "разделение порождает незнание, непонимание, страх".
Тема проекта и его заключительной части нашла отражение на страницах тверской прессы.
ИЩЕМ ТАЛАНТЫ. И НАХОДИМ
Маргарита СИВАКОВА
В выставочном зале Тверского государственного объединенного музея экспонируют свои работы юные мастера и их наставники.
Выставка эта замечательная. За окном зимний день, а в зале, на стене у окна, распустилась ветка молодой яблоньки. Рядом букет свежих луговых цветов. На каждом лепестке играют росистые всполохи, тончайшими переливами светятся бело-розовые яблоневые бутоны. Что за чудо? Секрет его не только в том, что все сделано из бисера. Скорей всего, это струится свет тепла и добра, который вложили в свои работы ученики Ольги Крупкиной из Тверской коррекционной общеобразовательной школы слепых и слабовидящих детей. Это чудо сотворили руки ребяток, которые сами этого чуда не видят, а чувствуют своими пальчиками.
Такие открытия на выставке декоративно-прикладного искусства поджидают на каждом шагу. Прежде всего потому, что сама выставка – открытие талантов детей-инвалидов, открытие таланта педагогов, которые сумели помочь своим птенцам расправить крылья для творческого взлета.
Организация выставки – идея Тверского городского центра социальной реабилитации женщин с ограниченными возможностями "Так живем".
"Проект называется "Наставник – ученику", - рассказывает руководитель Центра Надежда Кружкова, - и главные его участники – люди с ограниченными возможностями: женщины-инвалиды, которые реализовали себя в каком-либо виде творчества и передают свое умение детям с проблемами здоровья; преподаватели уроков труда, изобразительного искусства, руководители кружков при школах-интернатах, коррекционных школах, реабилитационных центрах. К этой выставке мы шли не один год, и родилась она из нашего предыдущего проекта по образовательной программе наставниц. Мы их "начиняли" различными знаниями, приглашали на семинары юристов, дизайнеров, специалистов по трудоустройству инвалидов. Мастер-классы давали им лучшие рукодельницы Верхневолжья. Причем эта большая работа шла целенаправленно: она была обращена на создание тверского колорита в изделиях декоративно-прикладного творчества, чтобы в будущем они могли выйти на сувенирный туристический рынок. Затем выпускницы нашей программы опробовали свои навыки на небольших социально-творческих площадках с детьми, стали заниматься с ними различными видами рукоделия. Логический результат – выставка, которая показала, чего можно добиться терпением и умением, вкладывая душу в занятия с детьми-инвалидами, раскрывая их творческий потенциал. И получился праздник".
Конечно, праздник! Переходишь от одной витрины к другой, и на душе все светлее и радостнее. Только к празднику можно так красиво убраться в доме, нарядив его вышитыми салфетками, искусно сшитыми из лоскутков покрывалами, подушками. А какие тарелки с вживленными анютиными глазками, какие чудесные расписные вазы можно поставить в горнице! Можно даже устроить игрушечный зоосад из забавных зверюшек под предводительством черепахи Тортилы. И весь этот радостный мир создали руки юных мастеров из Твери, Андреаполя, Удомли, Осташкова, Вышнего Волочка. Поэтому не зря так высоко было оценено творчество и педагогический талант их наставниц: каждой были вручены дипломы и сертификаты, удостоверяющие успешное прохождение образовательной программы. И сердечное спасибо было сказано за гостеприимство хозяевам прекрасного выставочного зала.
Чествовали мастеров и девицы-кокетницы из ансамбля детского музейного центра "Маргосье", с потешками и песнями водили гостей от экспоната к экспонату. А директор Тверского объединенного музея Татьяна Черных сказала: "Впервые в нашем выставочном зале такой радостный проект: идешь по залу – и ощущение праздника. Почему это происходит? Потому что преподаватели, которые с ребятами занимаются, - люди неравнодушные, дети – талантливые. Я надеюсь, что наша дружба только начинается и обязательно продолжится".
Говорят, цыплят по осени считают. Потому и символом выставки стал птенец. Сюда, расправив крылья, слетелись птахи, опекаемые своими наставницами. Казалось, в каждом лоскутке, каждой игрушке защебетали детские голоса. А вот вспорхнула целая озорная стая – это воспитанники Натальи Илюшиной из школы-интерната N2, что в Бобачевской роще, приготовили участникам церемонии открытия выставки в подарок маленьких птенчиков. Летите! И удачи вам.
КАРЕЛИЯ. КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ?
6-го декабря специалисты центра "Истоки" познакомили студентов факультета социальной работы ПетрГУ с работой отделения помощи женщинам, которые столкнулись с проблемой насилия в семье. В этом отделении оказывают психологическую, юридическую и материальную помощь тем, кто попал в сложную ситуацию.
Ежегодно центр принимает до 6 тысяч человек и работает по нескольким направлениям: женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, консультируют и на дому. При центре существует приют, где одновременно могут находиться до 7 женщин с детьми.
- Цель этой лекции – просто познакомить студентов с проблемами насилия. Выбрана такая аудитория, которой эта проблема должна быть интересна, поскольку связана с их будущей профессиональной деятельностью - социальной работой, - говорит специалист по социальной работе МУП КСЦОН "Истоки" Анна Бурлакова. - Кроме того, эта проблема должна быть важна и интересна всем в принципе студентам, молодым людям, которые собираются создать свою семью, свои семейные отношения для того, чтобы избежать таких ошибок, и не попасть в эту ловушку.
Источник: "Вести - Карелия", petrozavodsk.rfn.ru
http://petrozavodsk.rfn.ru/rnews.html?id=7015&cid=7
СААМСКИЙ ЖЕНСКИЙ ФОРУМ НАМЕТИЛ ПЛАН РАБОТЫ НА 2008 ГОД
В Мурманске в деловом центре конгресс-отеля "Меридиан" прошел Саамский женский форум (СЖФ). Представители женского саамского движения Мурманской области, стран Скандинавии и Гренландии собрались, чтобы обсудить перспективы развития, бюджет на 2008 год, новые проекты.
Началась встреча с отчета женского саамского движения по итогам работы за период с 2006-2007 годы.
По вопросу о новых проектах, которые нацелены на развитие сотрудничества в Баренцевом регионе как между самими женщинами, представителями коренных народов Севера, так и для них, было принято решение попросить средства у Совета министров Северных стран для двух международных проектов. Первый проект – "МАРЬЯ", предполагает выполнение работы по описанию истории саамских женщин. Второй – "ЭамиФеми" – должен включить описание того, как женщины коренных народов Баренцева региона и Гренландии объединяются для работы и на что они могут оказывать влияние.
Также был затронут вопрос по определению кандидатур женщин, представителей саамского движения, которые получат премию развития СЖФ по итогам 2007 года. Эта премия присуждается за вклад в дела развития женского саамского движения, равноправия полов и этнической принадлежности в саамском обществе. Премия присуждается с 1999 года. Ее обладателями уже стали 8 участниц.
Участницы форума выбрали правление и избирательную комиссию. В правление женской саамской организации избраны (на фото) Хелена Орти (Финляндия, Лаксельв) и Валентина Совкина (Мурманская область, село Ловозеро).
Саамские женщины договорились, что на следующей их встрече в рамках женского саамского движения будет рассмотрена тема "Воспитание детей и окружающая среда".
Источник: Мурманск B-port.com
http://www.b-port.com/news/archive/2007-12-10-15/
ФИННО-УГОРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ ХОТЯТ СОЗДАТЬ СВОЕ ОБЩЕСТВО
Правление организации коренных женщин Коми выступило с призывом создать Всероссийскую ассоциацию коренных женщин финно-угорских народов. Об этом сообщает Информационный центр финно-угорских народов.
Этот вопрос будет решаться на очередном съезде МОД "Коми войтыр" в феврале 2008 года в Сыктывкаре, куда будут приглашены руководителей женских организаций финно-угорских регионов, в том числе и Удмуртии. Кстати, организация коренных женщин в нашей республике, наряду с Мордовией, Ханты-Мансийским округом и Коми, уже существует.
Источник: Udm-info.ru
http://www.udm-info.ru/news/udm/10-12-2007/afin.html
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА ООН: РОЛЬ ЖЕНЩИН В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НЕДООЦЕНЕНА
Малый и средний бизнес в России "должен опираться на женщин-предпринимателей", считает помощник постоянного представителя Программы развития ООН (ПРООН) в РФ Елена Арманд. Об этом, по сообщению ИА Интерфакс, она заявила 4 декабря на межрегиональной конференции "Развитие малого и среднего бизнеса в России: стратегии преодоления женской бедности".
По словам Е. Арманд, малый и средний бизнес - основа экономики России, необходим для расширения занятости населения и его социализации, особенно в беднейших, дотационных регионах России.
При этом, по мнению представителя ООН, сегодня необходимы переосмысление и поиск новых форм поддержки малого предпринимательства с учетом семейных ролей и материнских обязанностей женщин. "Это преимущественно женская ниша, при этом женщины-предприниматели еще несут на себе основную долю родительских обязанностей", отметила Е. Арманд.
Идея стимулирования женского бизнеса должна получить реальное отражение в законодательстве о поддержке малого и среднего предпринимательства в России, считает помощник постоянного представителя ПРООН в РФ. По мнению Е. Арманд, "женское предпринимательство и его успехи в регионах остаются "невидимыми", так как динамика его развития иногда совсем не отражена в региональной статистике, а также программных документах регионального и федерального уровней". "Инфраструктура поддержки малого бизнеса достаточно замкнута", цитирует информагентство мнение международного эксперта.
Источник: Информационный портал ОПОРЫ РОССИИ
http://www.opora.ru/press/lenta/2007/12/05/mnenie-rol-zhenschin-v-sfere-rossyiskogo-malogo-i-srednego-bi
ПЕТЬКА ПОРТНОЙ НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ
Людмила Мишина.
Петрозаводск.
24.11.2007
Год чтения, которым объявлен 2007 в Республике Карелия, и он же - Год русского языка в России подходит к концу. Среди многих проектов, изданий и дискуссий проект "О чем болит душа" - один из значимых. Его основой стало произведение карельской писательницы Надежды Васильевой – повесть "Етишкина жизнь!..."
... Разговор набирал обороты. "Вот именно так мы и живем. Жаль, очень жаль, что мой муж на спектакль не смог пойти. Себя бы в полной красе на сцене увидел. Он у меня точь в точь – Петька Портной. Другие мужики, хоть их и наперечет в деревне, той же масти", - горячо высказалось одна из зрительниц. "Увидели себя и свою жизнь. Правда она и есть правда, – зазвучал другой, более взвешенный, голос. – Скажу так: хоть и считается, что человек в деревне весь на виду, но кто про любого, самого близкого человека, может сказать, что все в человеке понял, до дна? Разве стараемся во всем и всегда понять друг друга: мужики - женщин, жены - мужей?" Такого поворота в обсуждении пьесы не ожидала и сама автор повести, по которой поставлен спектакль "Етишкина жизнь!...", карельская писательница Надежда Васильева.
За эту повесть автор удостоена республиканской литературной премии "Сампо" 2006 года. Затем в результате сотрудничества с известным в республике режиссером и актером Леонидом Владимировым родился сценарий пьесы.
Где найти средства для постановки? Как показать пьесу не только в Петрозаводске? Как, наконец, оплатить труд актеров? Помогло решить вопросы сотрудничество деятельных людей. Заместитель директора Национальной библиотеки Республики Карелия Валентина Лапичкова, исполнительный директор Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Карелия" Александр Юрьев поддержали идею отдельного проекта. Его суть: спектакль поставить в камерной версии, чтобы артистов, декорации, реквизит можно было вывозить без затруднений в любой район республики. А после просмотра спектакля вызвать людей на открытый, живой разговор не только по поводу художественного произведения, как такового, но и о местных проблемах. Попросить людей поделиться мыслями по поводу того, как можно изменить жизнь на местах, каким должно стать деревенское сообщество? Нужно ли возрождать традицию культурного обслуживания сельского населения, и что люди ждут от новых органов муниципальной власти?
Проекту не случайно дали название "О чем болит душа". Несколько месяцев назад, накануне первого прогона спектакля на сцене Дома актера в Петрозаводске Валентина Лапичкова говорила мне: "Повесть написана душой. Герои ее мучаются оттого, что болит душа. Цель спектакля – обратиться к душам людей. Обязательно кого-то он заденет, кому-то подскажет, кого-то заставит задуматься".
Премьера прошла удачно. Министерство культуры и по связям с общественностью республики поддержало проект: были выделены средства на постановку и на показы спектакля в Петрозаводске, Олонце и Пряже. Депутат Государственной Думы Валентина Пивненко, побывав на премьере, которая с успехом состоялась в конце сентября на Малой сцене Национального театра, со свойственной ей напористостью обратилась к Главе Республики Сергею Катанандову с просьбой поддержать проект финансово, чтоб бесплатно показать спектакль жителям районных центров и отдалённых поселений.
"Подобной поддержки за последние пятнадцать лет артисты не помнят", - цитирую слова режиссера Леонида Владимирова.
Прочесть и вникнуть
Так о чем же повесть?
Герои карельской писательницы пытаются найти ответ – ни много, ни мало - на вопрос, почему не ладится жизнь, почему между людьми нет любви? Главный герой, похоронив жену, сына, мать, начинает, наконец, задумываться о причине его бед. Ключевой фразой спектакля являются слова полоумной матушки перед смертью: "Молись, Петенька, молись! Главный враг у каждого внутри!"
И вот кульминация: "Пётр взвыл по - звериному, схватился за голову, плюхнулся на колени перед календарём с образом Богородицы и сдавленно прохрипел: "Матерь Божья! Прости и помилуй! – Хотел, было, покаяться, но покаяния застыли где-то у кадыка. И только в голове металась затравленная мысль: - Грешён так, что и признаться стыдно! Запутался вконец!…"
Согласитесь, все это – не к теме о преимуществах какой-либо из форм владения землей, не о видах севооборота, и даже не о неизбежности тяжкого труда при нынешнем фермерском хозяйствовании в России. В другой разговор ведет канва сюжета. Герои повести работать умеют, они не спрашивают, как голода и нищеты избежать. Они взывают друг к другу, к самим себе: почему живем не по - человечески? Почему не обойтись без унижений? Почему, если сильный – то обидчик?
Мать, жена, дочь, любая женщина для Петьки Портного, этакого деревенского мачо, только баба. И живёт он по принципу: курица не птица, баба не человек. Наиболее глубокое его суждение о представительницах противоположного пола: "Если не б-ь, то сука". Принцип разделения – по возможности факта сексуального контакта. С которой возможен секс, та - б-ь. Невозможен – сука, ведь не уступила, отказала мужику.
Жену ("Любил ведь ее, Вальку мою") всю жизнь колотил. Неделями не разговаривали супруги. Дочь Таисия из дома родительского ушла, в сердцах высказав отцу, как она понимает его и страшную жизнь в родительском доме. Обидных слов не пожалела. Сын – горше не бывает – повесился.
Ответить надо на много вопросов. В частности, почему сильный и имущий, а обречен на одиночество? Потому что ровни нет? А если заглянем чуть глубже в природу нашего мачо? Он не ставит задачу личностного соперничества с ровней, с таким же сильным или с тем, кто сильнее. Он живет, соблюдая "норму" насильника. В первую очередь над ближайшим окружением, над теми, кто по крови – родственник, по социальному стереотипу – зависимый. И в этот круг, увы, попадают многие.
В первоначальной версии повести у писательницы был эпизод о том, как Петька пытался установить свои правила в отношениях с новой родственницей – молоденькой женой брата. В один из первых приездов молодоженов, случайно оказавшись наедине с ней, он пытается "по-родственному" изнасиловать молодуху. Жесткий отпор женщины породил комментарий: "Значит, сука"…
Насильник не может не быть одинок.
Насилие, отказ от признания в другом человеке личности, отрицание нужды в признании собственных ошибок – того достаточно, чтоб искорежить себя, семью, судьбы самых близких. Этого, похоже, и не прочли первые рецензенты повести Надежды Васильевой.
Предвижу возражения: усугублены Васильевой типажи, женщины и мужчины живут нынче независимей, самостоятельней. Живут, может, и самостоятельнее. А насчет того, что принципиальные позиции в корне пересмотрены, не могу согласиться. Тому приведу наглядный пример. На днях заглянула в маленький магазинчик в Петрозаводске. Оторопела, увидев плакат у входной двери. В окружении девушек более чем в символической одежде стоит, раскинув руки, некто, видимо, супермен. Его взгляд тверд, устремлен вдаль, какое-то решение принято. Но ни на одну из соблазнительниц он не смотрит. И понятно почему. Над этой замечательной композицией надпись "Sex or war" ("Секс или война"). Он готов заниматься сексом с каждой. В ином случае – война. Третьего не дано? А когда иссякнет потенция для занятий сексом, когда не станет физических сил воевать, что тогда?
Сексизм, унижение по признаку пола, - болезнь не безобидная и не такая малоформатная, как, порой, кажется. Недаром после просмотра спектакля женщины в Петьке узнавали своих мужиков. А однажды и вовсе произошел удивительный эпизод. К писательнице подошел один из зрителей, оказалось, учитель местной сельской школы. "В пьесе единственный правдивый человек – Петр. Он не лукавит и не придумывает себе роль в жизни. Он ведёт себя очень естественно. Ему веришь. А остальные персонажи фальшивят, притворяются хорошими".
Подобное узнавание многого стоит. Еще большего стоит, если этот зритель понял стенания осиротевшего во всех смыслах Петра, перелопатившего после инфаркта всю свою жизнь и покаявшегося перед покойными матерью, женой, всеми, кого обидел. Не плотское его начало потребовало перерождения. Но – душа бессмертная, барахтавшаяся на дне, задавленная, бившаяся в судорогах от непотребств своего носителя.
Показала сцена
Отдадим должное всем авторам проекта "О чем болит душа…". Отметим: руководители сельских муниципальных поселений активно помогали в организации просмотров и проведении дискуссий в местных домах культуры, школьных актовых залах, а то и просто в библиотечных помещениях. Спектакль посмотрели не менее 3.000 человек.
Для артистов испытание получилось особое – дальняя дорога (до шести часов езды в один конец), каждый раз новая сцена, свет, особенности зрительской аудитории. И все же сработали – двадцать (бесплатных для людей!) постановок: в Кеми и Хаапалампи, в Пудоже и Вешкелицах, в Беломорске и Питкяранте…
Зрители-книгочеи нередко делились: "Почему по книге Петька представляется иным? И другие герои как-то несколько иначе выведены…" Нормальные вопросы, хороший повод рассказать, что литературное произведение и сценарий пьесы часто начинают жить самостоятельно, что режиссер и актеры неизбежно вносят свои интонации и новое общее понимание текста. Замечательно в подобных вопросах и то, что они свидетельствуют о серьезном чтении в глубинке, о том, что книга доходит до села.
Образ Петьки Портного во всех без исключения спектаклях исполнял Леонид Владимиров. В пьесе смогли принять участие актеры петрозаводских театров, которые не по своей воле остались без работы – попали под сокращение. Труд безработных профессионалов был оплачен, оценен зрителями. Разве это не есть еще один плюс проекта?
"Вот оно, действие слова, в нужное время да в нужном месте.… Вот и село взять. Никакие припарки, никакие присыпки сверху деревню, конечно, не спасут. Хоть каждого озолоти! Все в навоз втоптано будет. Потому как ни в ком и ни в кого веры нет... А кабы был стержень Божий, так увидели бы каждый свой путь и вехи на нем!" Так рассуждал ночной порой, оказавшись на больничной койке, одинокий герой Надежды Васильевой. Ради этих сумбурных, но истинных по смыслу мыслей протащила и перетряхнула всего его Жизнь. Чтоб донести их до людей, околесили по карельской глубинке сотни километров в скромном микроавтобусе артисты, автор, руководитель проекта, их помощники.
Год чтения, которым объявлен 2007 в Республике Карелия, и он же - Год русского языка в России – подходит к концу. Среди многих проектов, изданий и дискуссий проект "О чем болит душа" уже стал одним из самых значимых.
ОКОЛО 30-ТИ ФИЛЬМОВ ПРЕДСТАВЛЕНО НА МЕЖДУНАРОДНОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ "ЖЕНЩИНА" В ЕРЕВАНЕ
Около 30-ти фильмов было представлено на Четвертом международном кинофестивале "Женщина", который проходил в Ереване 5-9 декабря.
Как заявила на церемонии открытия директор фестиваля Мариам Оганян, одной из целей проведения мероприятия является помощь в творческом развитии армянских женщин-режиссеров.
"Кроме того, фестиваль способствует развитию женского кино в стране", - добавила она.
Вместе с тем Оганян отметила, что в течение нескольких дней участницы знакомятся не только друг с другом, но и с современной киноиндустрией.
"Именно в ходе общения и осуществляется обмен опытом, что влияет на профессиональный рост", - сказала она.
По словам директора, участники фестиваля - разные люди, их объединяют и волнуют одни и те же проблемы, однако взгляд каждой из женщин выделяется своей оригинальностью.
"Режиссеры не ограничиваются женскими проблемами, есть фильмы, посвященные войне, социальным проблемам, конечно же, есть фильмы о любви", - добавила она.
На фестивале представлено 39 картин из 17 стран мира, Армении, России, Израиля, Франции, Канады, Германии. Организатором фестиваля является гендерный, культурный и правовой фонд Лиза.
В его рамках были предусмотрены конкурсная программа, ретроспектива канадского режиссера-документалиста Беверли Шафера, а также программа для гостей.
В числе гостей фестиваля - известные режиссеры Ден Волман из Израиля, Алена Полунина из России, Вейт Хелмер из Германии.
Источник: Новости-Армения
http://newsarmenia.ru/culture/20071206/41784383.html
ЕВРОПЕЙСКИЙ ФЕМИНИСТСКИЙ ФОРУМ
(см. также "Инф. листок" N47)
Европейское женское движение занимается самообновлением. Группа женщин со сходными интересами (Affinity Group) начинает диалог между поколениями и между разными движениями о наилучшей стратегии включения интересов женского движения в общественную политику, о надлежащем финансировании и создании феминистской Европы – международного феминистского сообщества европейских стран.
В разделе "Темы для обсуждения"-"Женское движение" опубликованы следующие статьи:
Предлагаем вниманию читателей одну из вышеперечисленных статей.
ГЕРМАНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ ДИАЛОГ: ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ ОБМЕНА ОПЫТОМ ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ФЕМИНИЗМ И ГЕНДЕР НА ПРАКТИКЕ
Эльвира Пак,
Представитель Фонда Фридриха Эберта в Казахстане
Зульфия Байсакова, президент Союза кризисных центров Казахстана
Юлия Гордиенко, Союз Кризисных центров Казахстана
Женщины, активистки женских организаций за последние десять лет действительно соорганизовались и не без контактов и поддержки со стороны международных организаций, в т.ч. в ходе обмена опытом с женскими организациями Германии, растет самосознание и понимание самоидентификации женщин Казахстана.
Женские информационные поездки-обмены в Германию можно представить и как удачу для женщин Казахстана (начинавших первыми), Кыргызстана и Узбекистана, с 2005 – и Таджикистана. Около 180 женщин из этих центрально-азиатских стран принимали участие каждый раз в августе месяце в период с 1999 по 2007. Они посещали различные женские проекты и обменивались опытом на семинарах, воркшопах в Германии, узнавали много нового о самих себе в ходе обмена на региональном центрально-азиатском опыте, в т.ч. темы, выходившие за пределы национального, регионального значения:
Участницы из Центральной Азии, как правило, были активистками НПО или женских НПО, но были среди них и журналистки и преподаватели, и сферы их деятельности выходили за пределы обозначенных их профессий или должностей: Анар Изден, журналист и социальый педагог, Ирина Черноловская, Елена Дудка, Светлана Дылевская , Айгуль Омарова, Валентина Фиронова - журналистки, Валентина Энгельгардт, безработная экономист, Алла Сеитова, директор Архива кино- , видеодокументов, Гульшат Есенжанова, профессор Медицинской академии, Ирина Хабибуллина, проект-координатор Женской Ассоциации "Молдир", Айгерим Кушербаева, студентка Германо-Казахстанского университета, Лариса Захарова, германист и переводчик, Тохтархан Жазыкбекова из Союза кризисных центров Казахстана, и мн. др. Они описывали женскую поездку как "открытие или новое открытие Германии с ее многими креативными женскими идеями, женскими проектами и женскими организациями", как "одну из лучших образовательных программ, предложенную мне в моей жизни", "конкретная акция поддержки женщин" и "путешествие, которое помогло мне взглянуть на девушек и женщин и себя иными глазами" или как сформулировала Инесса Франц "новый вариант феминистского проекта", "новация для женщин Казахстана и Центральной Азии".
Как особенное они отмечали способность немецких женщин быть самостоятельными до самоуверенности, самодостаточности в работе и во всех иных начинаниях.
Наряду с содержательной и тематической работой возникали и устанавливались новые деловые и просто женские, личные контакты, приглашались немецкие эксперты в качестве референток в Казахстан и Узбекистан. Потом издавались публикации и статьи в СМИ о необычном женском германо-центрально-азиатском диалоге.
Журналистки опубликовали статьи, активистки женских организаций давали интервью, обретали вкус к письму, публицистике. Инесса Франц удивлялась, что женские организации равно как и любые НПО в Германии могут не регистрироваться и тем не менее быть активными, деятельными, заметными и признанными. Елена Дудка посвятила статью, развернутую в двух номерах газеты Панорама, истории и современности женского движения в Германии. Светлана Дылевская и несколькими годами позже Валентина Фиронова описывали подробную и трудную историю для нас уникального проекта Женского образовательного и конференц-центра в Альтенбюкене. Кзыл-Ординка Анар Изден представляла регулярно в местных газетах проекты женских организаций в Германии как прагматичные и инновативные идеи, которые можно с некоторой адаптацией внедрить или осуществить и в Казахстане. Видео-презентация Гаухар Балмахаевой была неоднократно повторена в лучшее эфирное время на Казахстан 1. Ирина Черноловская и Ирина Хабибулина делились когда-то опытом и знаниями или обыгрывали подобный опыт так или иначе в сюжетах ток-шоу "Бабье царство" на ТВ Хабар. Айнур Сыдыкова вдохновленно писала о хороших взаимоотношениях и отношении к женскому движению на федеральном и местном уровнях в Германии на примере Женского архива и документационного центра Белладонна. Гульнара Кушербаева особенно после встреч со СМИ подчеркивала: "Внимание и уважение немецких СМИ к женским организациям". Гульнара Каракулова основала в Шымкенте новую газету: "Между нами", где тоже представляла опыт германских женских организаций. Зульфия Байсакова, одна из авторов этих слов, неоднократно делилась опытом, а главным образом передавала опыт немецких женских проектов, на примере уже осуществленных в Талды-Коргане, в т.ч открыв кризисный центр для женщин, женское кафе, обеспечив занятость как минимум двадцатипяти-тридцати женщинам.
Последнее информационное путешествие состоялось для женщин летом 2007. 20 женщин из 4 стран Центральной Азии посетили Женский образовательный и конференц-центр Альтенбюкен. Темами на семинарах, дискуссионных подиумах и встречах были:
Хотя на сей раз не было диалога в университете Бремена на отделении женских исследований, все же женщины активно "пытали" женщин-участниц Европейского феминистского форума в Амстердаме относительно "гендерного бюджетирования" или точнее дисбаланса в муниципальных бюджетах по гендерному принципу, как возможно существование такого информационно-документального центра в стенах исторического храма и это на фоне закрывшегося неколько лет назад женского центра искусств "Die Hoge" в Bassum, который мы посещали в предыдущие годы как интересный феминистский культурный проект.
Задача подобных поездок заключалась не только в информационном обмене, но и в поиске возможностей осуществления и продвижения аналогичных проектов, даже если возможности финансирования их здесь у нас гораздо более скромные.
В ходе обменов женщины постепенно раскрывались, например, некоторые участницы из Узбекистана и Таджикистана признавали, что сексуальность все еще табу-тема, что многие юные узбечки и таджички не будучи просвещенными в этой сфере переживают первую свадебную ночь как акт насилия. С подобным опытом она вынуждена и дальше нести ответственность за всю семью и супружество. Каждая ошибка перекладывается на плечи юных женщин, находящихся под строгим контролем близких родственников. Тенденции возрождения патриархата, возрождения традиционных восточных и "исламских ценностей" по признанию женщин ослабляет их положение. Маленький пример, мини-юбки для юных особ в университетах Таджикистана расцениваются как неподобающий стиль ношения одежды.
Опыт казахстанок как будто был более убедителен, особенно на фоне экономического подъема в стране, больших инвестиций, роста занятости, в т.ч. среди женщин. Однако наши женщины, демонстрируя большую открытость в диалогах и с большим критическим запалом в оценке происходящего, все же не могли быть уверенными до конца в перспективах серьезных позитивных изменений в гендерном дисбалансе в обществе, несмотря на новую до 2010 государственую программу по преодолению гендерного неравенства (например, в Казахстане 9-13% уровень представительности женщин в политике по сравнению с их 56-57% участием в реальной экономике), пока существует тотальное доминирование мужчин в политике, парламенте, правительстве, во власти на разных уровнях и, конечно, в СМИ, пока среди мужчин и самих женщин, занятых в сфере образования и воспитания не изменится отношение к равнозначной роли женщин в семье, обществе, экономике и государстве.
РАДИО СВОБОДА: ОТСТАВАНИЕ АМЕРИКИ. ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
Владимир Абаринов (Вашингтон)
22.11.07
Нынешняя предвыборная кампания — самая необычная в истории Америки уже потому, что в ней впервые решается давно решенный в других странах вопрос: может ли женщина стать президентом страны? Успех Хиллари Клинтон, которая уверенно обгоняет во всех опросах общественного мнения других кандидатов от демократической партии, заставил ее конкурентов ужесточить тактику. Хиллари оказалась под таким огнем критики, что в Лас-Вегасе, на последних дебатах демократов, она пошутила, что ей пришлось надеть асбестовый костюм. К обычной ожесточенности предвыборной борьбы на этот раз примешался женский вопрос. Даже Билл Клинтон вступился в защиту жены, оговорив, правда, что его так поступать вынуждает южный кодекс чести, а не политика. Надо сказать, что такая проблема в других частях света показалась бы странной. Кому пришло бы в голову защищать от атаки политиков-мужчин железную леди — Маргарет Тэтчер? Или Ангелу Меркель? Или, если уж на то пошло, лидера нынешней пакистанской оппозиции Бхутто? Америка, однако, дело другое, и женский вопрос в ней еще действительно вопрос.
Америка несколько отстала в вопросе избирательного права женщин. Хотя и не намного. Возможно, современная деловая политически активная дама будет удивлена, если узнает, что женщины впервые получили возможность голосовать лишь в 1893 году в Новой Зеландии. Первой европейской страной, предоставившей своим гражданам обоего пола право избирать и быть избранным, стала в 1906 году Финляндия (точнее — Великое герцогство Финляндское в составе Российской империи) — и сразу же 19 финок были избраны в парламент.
Но прошло еще немало лет, прежде чем политики осознали, что женщины — это особый сегмент электората со своими — отличными от мужских — запросами. После Второй мировой войны избирателей-женщин впервые стало больше, чем мужчин. Кроме того, за годы войны женщины стали гораздо более самостоятельными, удельный вес их мнения в обществе существенно повысился. И началась разработка специальных, ориентированных на женскую аудиторию, приемов избирательной кампании. Вот один из самых ранних примеров женской агитации: снятый на кинопленку ролик 1956 года, в котором домохозяйка, отставив в сторону метлу, обращается с призывом голосовать за Дуайта Эйзенхауэра.
Чтобы быть счастливой, важно, чтобы тебе нравились соседи, а ты нравилась им. Вдумайтесь только, как это важно, чтобы весь мир любил и уважал президента Соединенных Штатов. Ни один другой американец не завоевал уважения для нашей страны больше, чем президент Эйзенхауэр. А ведь это буквально вопрос войны и мира. Поэтому я голосую за Айка, — говорит домохозяйка.
Политтехнологи республиканцев подготовили тогда целую серию таких роликов. Вот что говорит в одном из них женщина-избирательница:
Меня зовут Лена Вашингтон, я — мать. Я голосую за Айка, потому что он способен дать нам продолжительный мир. Он остановил коммунистическую агрессию в Индокитае, Иране и непосредственно здесь, в Америке. А еще в Гватемале. Он положил конец Корейской войне. Вот чем мне нравится Айк, и он получит мой голос.
Далее следует серия интервью с десятью самыми разными женщинами, у каждой из которых своя причина голосовать за Эйзенхауэра. А заканчивается этот материал так:
Многое в нашем будущем зависит от женщин этой страны. Они ведут домашнее хозяйство. Жизнь всей семьи вращается вокруг них. Любые изменения в семейном благосостоянии отражаются, в первую очередь, на них. Они занимаются закупками, следят, чтобы каждый член семьи был хорошо одет и сыт. Но, помимо этого, они еще и хранительницы наших ценностей, чаяний о будущем. На их плечах лежит воспитание наших юных граждан, которым они передают богатое наследие страны, ее любовь к миру и справедливости, ее стремление к демократии. Четыре года назад женщины этой страны отправили Дуайта Эйзенхауэра на работу в Белый Дом. От них, возможно, зависит результат нынешних выборов, а они любят Айка. Им нравится кое-кто еще — Мэми, чья улыбка, скромность и непринужденное очарование делают ее идеальной первой леди. Давайте оставим нашу первую леди в Белом Доме еще на четыре года. 6 ноября голосуйте за Дуайта Эйзенхауэра!
Соперник Эйзенхауэра, демократ Эдлай Стивенсон, не учел в своей кампании женского фактора и, возможно, по этой причине проиграл. Это стало уроком для Джона Кеннеди четыре года спустя.
Диктор: — Это семья Силлс. Недавно ее посетил Джон Кеннеди.
Джон Кеннеди: — Господин и госпожа Силлс сталкиваются с одной из самых серьезных проблем, с которой сегодня сталкиваются все американские семьи. Эта проблема — значительный рост расходов на повседневную жизнь.
Госпожа Силлс: — Наша арендная плата повысилась, расходы на еду, на одежду, на газ, на электричество, на телефон выросли.
Джон Кеннеди: — А что скажете вы, господин Силлс? Как вам удается содержать двух дочерей?
Господин Силлс: — Нас очень беспокоит их завтрашний день. Мы хотели бы обеих отдать в колледж.
Джон Кеннеди: — Удалось что-нибудь скопить?
Господин Силлс: — К сожалению, пока нет.
Джон Кеннеди: — Думаю, одна из причин роста стоимости жизни — это приверженность нынешней администрации политике высокого банковского процента. Я считаю, мы должны лучше справиться со своей работой в этой области.
Диктор: — Да, мы справимся лучше. Но для этого мы должны избрать человека, которого действительно беспокоят проблемы Америки. Мы должны избрать Джона Кеннеди.
В нынешней президентской кампании женский вопрос имеет особое звучание. Сенатор Хиллари Клинтон уверенно держится на первой позиции среди других кандидатов-демократов, оставляя ближайших соперников далеко позади. В результате, на последних теледебатах однопартийцы-мужчины навалились на нее всем скопом. Особенно усердствовали третий номер, Джон Эдвардс: "Если я ничего не пропустил, то сенатор Клинтон сделала два противоположных заявления в течение двух минут".
И второй — Барак Обама: "Я не могу сказать, высказалась она за или против по этому вопросу".
Хиллари отразила эту атаку своеобразно: ее видеоинженеры смонтировали клип, в котором подложили реплики ее оппонентов на музыку. "Похоже, я стала темой мощной дискуссии и сильнейшего испуга — и неспроста", — говорит Хиллари Клинтон.
А Хиллари Клинтон тем временем поехала на встречу со студентками своей альма-матер — престижного частного женского колледжа Уэллсли в штате Массачусетс. Приняли ее там восторженно. "Когда я здесь училась, у нас был комендантский час по выходным, — сказала Хиллари Клинтон. — Поэтому вечером в субботу и воскресенье шоссе, ведущее к колледжу, превращалось в трассу автогонок Гран-при — мы обгоняли друг друга, чтобы только успеть вернуться вовремя. Мальчиков разрешалось принимать в своей комнате только по воскресеньям, во второй половине дня. При этом мы должны были соблюдать так называемое "правило двух ног" — это значит, что во время свиданий по меньшей мере две из четырех ног должны постоянно касаться пола. Попробуйте как-нибудь на досуге. Как правило, мы начинаем испытывать ностальгию по колледжу, когда уже нашим детям пора идти в колледж. И хотя времена меняются, у этого заведения есть нечто, остающееся неизменным. Этот мирового класса преподавательский состав, который все время подгоняет тебя, не дает расслабиться, эта атмосфера соперничества и товарищества, которая возникает там, где собираются умные и амбициозные молодые женщины. Этот исключительно женский колледж всесторонне подготовил меня к участию в исключительно мужском клубе президентской политики".
Эта последняя фраза стала большим событием в президентской кампании. Комментаторы стали гадать: означает ли она, что сенатор Клинтон намерена "разыграть гендерную карту" или просто, что называется, давит на жалость? Время покажет. Во всяком случае, из 80 миллионов никогда не голосующих американцев значительную долю составляют именно женщины. Это могучий электоральный ресурс.
ПРОРОЧЕСТВО ДАЛАЙ-ЛАМЫ: "Я МОГУ ВОЗРОДИТЬСЯ В ЖЕНЩИНЕ"
Рената Пизу
А если 15-й Далай-лама реинкарнируется в женщину? Далай-лама заявил о такой возможности, и тут же прогремели громы небесные, как будто речь идет о чем-то абсолютно недопустимом, как будто "Океан мудрости" – так называется титул, который уже и без того нарушил столько табу, внося сумятицу в лагерь противника, иными словами, в Китае, и очень часто вызывал смятение даже среди своих сторонников – перешел последнюю границу, стал опасным демократом, поборником прав человека и равенства между полами.
Только этого нам не хватало, бормочут в Пекине, посмотрите, он не знает, что такое традиция, он "голова змеи", оппортунист, вассал Запада и заложник своих собственных достойных осуждения теорий!
Далай-лама придерживается противоположного мнения, когда говорит "почему бы и нет?". "Если женская природа (воплощения) будет полезнее, Далай-лама будет женщиной". Он заявил подобным образом, отвечая на вопрос издания Vanity Fair, и, как подчеркнул пресс-секретарь Далай-ламы, такой вопрос ему задается очень часто, и задают его женщины. И он отвечает всегда одинаково, без виляний. Почему нет? Да, почему нет? Мы должны задать ему такой же вопрос, если мы верим в теорию реинкарнации; и мы должны спросить его об этом, если думаем, что это чисто политический вопрос, силовые игры. В любом случае пожелаем долгих лет Далай-ламе: он почувствовал веяния времени и адаптировался к новой ситуации. Однако и в первом случае – долгих лет Далай-ламе, потому что в его древнем королевстве отшельников в заснеженных горах Тибета ничего нельзя исключать в бесконечной игре кармы, жизней, которые перетекают одна в другую в непрерывности идеи, в подчинении ей. Старый, прошедший реинкарнацию монах Ани Янгсем (он не знает, был ли он в предшествующей жизни мужчиной или женщиной, но это его не беспокоит) сказал, что "нет никакого закона, который бы устанавливал, что переселение души должно происходить в тело мужчины или в тело женщины: если у человека просвещенный ум, если он сознательный, умеющий сострадать, тогда в будущей жизни он возродится в высшей форме". Именно в высшей.
Далай-лама действительно заявил, что женская реинкарнация – более высокая ступень, но лишь при условии, что она более полезна. И не потому, что "женщина – это красиво", а потому, что в этом мире страха и злоупотребления властью может оказаться более полезным, если слова о терпимости и мире будут исходить из уст женщины. Так, значит, речь идет о тибетской женщине? Кто знает. Она также может оказаться европейкой или американкой, блондинкой с голубыми глазами. Каких трудов будет стоить усердным чиновникам из Агентства по делам религий Пекина поиск этой благословенной девочки. Достаточно подумать о том, как они постарались, чтобы идентифицировать реинкарнацию Кармапы, юноши, который потом бежал в Индию, скольких трудов им стоило небесспорное обретение реинкарнации Панчен-ламы. И если теперь им придется контролировать не только мужчин, но и женщин, они схватятся за голову. А что, если поиски будут проходить не только в Китае, в Тибете, но во всем мире, принимая во внимание, что Далай-лама не исключает того, что его реинкарнация может произойти в изгнании? Участники поисков сдадутся, признают свое поражение – либо..? А чего вы ожидаете от пекинских властей?
Далай-лама выставил в невыгодном свете Китай, господствующий над его страной, но продолжает в его отношении говорить благожелательно: незачем бойкотировать Олимпийские игры, Китай – великая страна... И потому сразу же приходит на ум мысль о том, что каждый использует оружие, которым он обладает. Далай-лама делает ставку на возрождение стремления к духовности, которая освободила его от грубого материализма только что закончившегося столетия и превращает его в великого политика. Религия ему служит для того, для чего служила всегда, но он не использует ее как догму. Он приспосабливает ее к обстоятельствам, не фальсифицируя ее, и для Тибета знать, как знает он, что сегодня можно говорить о том, что "реинкарнировавшиеся" появляются не в силу материальной необходимости, а потому что есть необходимость в их присутствии в определенном социальном контексте, – это революционно, это современно. Реинкарнация, говорит Далай-лама, этот наш современный "Океан мудрости", является прямым следствием кармы, социального контекста и людей, среди которых проявляется реинкарнация: реинкарнированные существа приходят в мир, потому что в определенный момент в них есть потребность. Безусловно, реинкарнация может обретать разные формы: мужчины, женщины, ребенка, старика, даже собаки, кошки или дерева. Иными словами, у реинкарнации нет фиксированной формы, мы никогда не можем быть уверены в том, кем был раньше реинкарнированный или реинкарнированная. Тот, кто говорит о себе, что он реинкарнированный, вероятно, таковым не является, а тот, в ком действительно поселилась чужая душа, может этого и не знать. Всякое бывает. Но в этот раз, будем надеяться, это будет женщина.
Источник: Инопресса
http://www.inopressa.ru/repubblica/2007/12/05/13:42:20/dalailama
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ