В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
ЗАСЕДАНИЕ ЖЕНСКОГО ПАРЛАМЕНТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ЕКАТЕРИНБУРГ, 02.07.07)
В Екатеринбурге 2 июля под эгидой Законодательного собрания Свердловской области прошло заседание Женского парламента. В нем приняли участие депутаты Областной думы и Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области, Уполномоченный по правам человека Свердловской области, более ста женщин-депутатов городских и районных дум муниципальных образований Свердловской области, лидеры общественных организаций и движений.
С докладом об участии женщин-депутатов в общественно-политической жизни Свердловской области и в решении социально-экономических вопросов выступила заместитель председателя Палаты представителей Людмила Бабушкина. Участники заседания решали ряд организационных вопросов, в том числе о выборах председателя Женского парламента.
Екатерина Поваго
Источник: www.PrimaMedia.ru
http://www.itartass.ur.ru/news/?id=29574
ЭКСПЕДИЦИЯ "СТРОИМ ЭКОДОМ"
29 июня 2007 г. директор ИЦ НЖФ Е.А. Божкова приняла участие в работе заключительного дня экспедиции "Строим экодом". В экспедиции принимали участие 8 школьников и несколько взрослых из г. Пущино, а также 9 школьников и учителя из пос. Любучаны Чеховского р-на Московской области. В рамках экспедиции проводились исследования состава воды в ближайших прудах и артезианской скважине, разнообразия трав, наблюдение за животным миром, изучение почвенного покрова. Также проводилась ежедневная работа на биодинамической ферме "Живая земля". Было много тренингов по сближению коллектива и изучению природы через чувства, использовались элементы глубинной экологии.
Ребята с завязанными глазами, близко прижавшись друг к другу, идут по обычной тропе, их подстерегают различные опасности, они должны учиться доверять своим ощущениям, ногам, плечу соседа, запахам, звукам. Порой бывает страшно. С завязанными глазами, сидя на лугу, они учатся на ощупь определять, какие растения у них под руками. Ребята переживают сильные эмоции, и все запоминается.
Это был совместный проект школы пос. Любучаны и Материнского центра "Три поколения" г. Пущино. Одной из целей проекта было преодоление отчужденности детей и взрослых от среды обитания и приобретение навыков наблюдения, проведения исследований и развития способностей строить новое.
29 июня был день закрытия экспедиции и проведения заключительной конференции по ее материалам, выступали школьники-участники экспедиции и взрослые. Дети Пущино и Любучан представили два проекта Экодома, которые они строили на принципах устойчивого развития и сохранения среды обитания.
Нужно отметить, что ИЦ НЖФ непосредственно не участвовал в проекте, но различными способами поддерживал реализацию проекта, писал письма поддержки, выступал в роли консультанта, вел переговоры с фондом. Идея проведения лагеря зародилась 2 года назад, когда ИЦ НЖФ проводил в Пущино семинар "Формирование гражданской ответственности молодежи за устойчивое развитие города. Образовательные стратегии" (апрель 2005 г.). В рамках семинара некоторые его участники посетили биодинамическую ферму "Живая земля", которая находится недалеко от города и музея-усадьбы Андрея Тимофеевича Болотова – первого российского ученого-сельскохозяйственника. Расположение фермы выбрано не случайно: на этой земле в конце XVIII- начале XIX века проводил свои исследования Болотов. Поскольку на семинаре 2005 года обсуждались проблемы участия молодежи в устойчивом развитии городских поселений, возникла необходимость приобретения соответствующего практического опыта.
Потребовалось 2 года, чтобы претворить в жизнь эти идеи и заинтересовать в их реализации различные группы людей и фонды. Потребовалось накопление различного опыта, проведение разных видов работ в г. Пущино, участие Г.П. Сапожниковой в Третьем всемирном форуме городов в Ванкувере и конференции Материнских центров в Братиславе, создание Материнского центра "Три поколения", развитие сотрудничества с центром "Иволга" и биодинамической фермой "Живая земля".
Фермер Маркус Шумахер был участником нескольких семинаров в г. Пущино, привозил для их участников молочные продукты, знакомился с жителями города. После чего стал привозить в город молочные продукты с фермы. Сначала это происходило три раза в неделю, а теперь их уже продают в городских магазинах. В результате, матери, проживающие в г. Пущино, имеют возможность покупать для своих семей в магазине молочные продукты высокого качества. Таким образом, семинары ИЦ НЖФ способствовали созданию условий улучшения качества жизни и развитию деловых, взаимовыгодных партнерских отношений.
На ферме нет наемных рабочих, но в летний период из Швейцарии приезжает помогать молодая девушка Берта. Она - ученица 12 класса гимназии из маленького городка, до гимназии окончила 10 классов Вальдорфской школы, приезжает 2-й раз, нашла ферму Маркуса по Интернету. Ее поведение и отношение к труду явилось прекрасным примером для детей. Девочки и мальчики из экспедиции, вдохновленные ее примером, тоже активно работали на ферме – учились доить коров, а потом уже и самостоятельно доили коров, кормили телят и поросят, косили для них траву и подвозили ее к скотному двору, работали в огороде, помогали на кухне и др. Работа на ферме – это только часть той программы, которая была запланирована в рамках экспедиции. Детям читались лекции о видах растений и животного мира, составе почвы, воды и т. д. У них была походная лаборатория, с помощью которой они самостоятельно исследовали состав воды в пруду, питьевой воды, почвы, наблюдали за жизнью птиц, насекомых, бобров и т. д.
Во время экспедиции дети приобрели практические навыки раздельного сбора бытовых отходов, частичного их компостирования, использования пищевых отходов в питании животных. Жизнь на ферме и проведенные исследования помогли им создать проекты "Экодом", которые базировались на принципах устойчивого развития и сохранения природного многообразия. Над проектами дети еще будут работать и затем защищать их в своих школах и на различных конференциях. Некоторые участницы экспедиции были настолько вдохновлены жизнью на ферме, что захотели остаться там и после окончания экспедиции.
Еще одним позитивным результатом можно считать, что Социальный центр-приют "Солнышко", который много лет существует в г. Пущино, только после того, как на его базе ИЦ НЖФ провел семинар в ноябре 2006 года, а его педагоги участвовали в других семинарах ИЦ НЖФ в Москве, они осознали важность получения экологического опыта как для себя, так и для ребят из приюта. Теперь они посетили музей-усадьбу Андрея Тимофеевича Болотова и договариваются с Маркусом Шумахером провести аналогичную экспедицию для детей из приюта. Дети будут жить и работать на ферме, приобретут практические жизненные навыки, испекут домашний хлеб, будут пить парное натуральное молоко. Несмотря на то, что на первый взгляд такие планы выглядят достаточно скромно и прозаично, но реально их выполнение потребует от педагогов особой активности, заинтересованности и сил для осуществления поставленных задач: ведь гораздо проще отправить детей в лагерь на морское побережье "отдыхать".
В приюте проживают в основном социальные сироты из неблагополучных семей, для которых участие в такой экспедиции особенно важно, так как их семьи и воспитание в приюте не могут пока дать им все необходимые для жизни навыки.
ИЦ НЖФ
НОВОСТИ ИЗ КАЛИНИНГРАДА
ОТЧЕТ О СЕМИНАРЕ "ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АППАРАТА ОМБУДСМЕНОВ В ШВЕЦИИ"
С 26 по 28 апреля 2007 года в г. Санкт-Петербурге проходил семинар для руководителей аппаратов Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.
"Опыт организации работы аппарата омбудсменов в Швеции". Семинар организован Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром "СТРАТЕГИЯ", Институтом прав человека при поддержке Центра Улафа Пальме.
Участниками семинара были руководители и сотрудники аппаратов Уполномоченных по правам человека в Калининградской, Новгородской, Самарской, Калужской, Брянской, Свердловской, Архангельской, Пермской, Липецкой, Саратовской, Нижегородской областях, в Чеченской Республике и Республике Коми.
В работе семинара принял участие директор Института развития свободы информации Иван Павлов, который рассказал о деятельности Института, направленной на изучение и решение проблем, связанных с реализацией права на доступ к информации, изложил результаты мониторинга информационной открытости государственных органов власти, сообщил о предстоящем мониторинге официальных сайтов региональных органов власти. С результатами мониторинга можно ознакомиться на сайте: http://www.svobodainfo.org/.
Представители Парламентского омбудсмена Швеции Марианн фон дер Эш и Шведского омбудсмена по обеспечению равных возможностей Каролин Висландер-Блюхер проинформировали участников семинара о реализации в Швеции права граждан на доступ к правительственной информации, о системе омбудсменов Швеции, их компетенции, организации деятельности. "Шведский вариант" права на доступ к информации отличается от российского, в частности тем, что в Швеции любой госслужащий имеет право делать публичные заявления, в том числе в СМИ, о нарушениях, допущенных органами власти, включая организацию, где он работает. При этом СМИ обязаны сохранить конфиденциальность такой информации, а работодатель не вправе проводить расследование об источнике информации.
Марианн фон дер Эш, глава Международного отдела аппарата Парламентского омбудсмена, рассказала об истории создания и деятельности Парламентского омбудсмена Швеции (Омбудсмена юстиции).
Институт Омбудсмена впервые возник в Швеции. В XVI-XVII веках омбудсмены в Швеции осуществляли контрольные функции королевской власти по отношению к судебным чиновникам.
Решающую роль в изменении статуса и компетенции омбудсмена в Швеции сыграл разгром шведов под Полтавой русской армией под предводительством Петра I. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей король учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Основными принципами деятельности омбудсмена были провозглашены принципы: верховенства закона, независимости от властей, ответственности государственных служащих за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, вплоть до судебного преследования. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю деятельности органов правосудия и королевской администрации.
После смерти Карла XII в 1718 году в Швеции наступило парламентское правление. На протяжении определенного периода времени Канцлера юстиции назначал парламент. Затем вновь наступила эпоха сильных королей, назначавших Канцлера юстиции. И лишь после войны с Россией, когда Швеция потеряла территорию Финляндии, а король потерял трон, была принята Конституция, установившая баланс власти короля и парламента.
В результате в 1809 году в соответствии с Конституцией Швеции введен институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделен от канцлера юстиции, подчиненного королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен - интересы простых людей от нарушений закона чиновниками. Омбудсмен юстиции назначался шведским парламентом (Ригсдагом) и был ему подотчетен. Омбудсмен осуществлял надзор за судами и административными органами, был наделен широкими прокурорскими полномочиями - обладал компетенцией возбуждения судебного производства против лиц, совершивших противоправные действия при исполнении должностных обязанностей.
Первый омбудсмен был назначен в 1810. С тех пор прошло почти два столетия, но и сегодня Парламентские Омбудсмены следуют основным принципам, которые сохранились с тех пор. В настоящее время статус Парламентского омбудсмена (Омбудсмена юстиции) практически не изменился. По-прежнему в соответствии с Конституцией Швеции омбудсменом юстиции может быть лицо, пользующееся широкой известностью и уважением в обществе. Омбудсмен избирается на 4 года, в своей деятельности независим, обладает чрезвычайными полномочиями и имеет доступ к любым, в том числе секретным, документам. Бюджет Омбудсмена юстиции достаточно высок – около 10 млн.$ США, а зарплата выше зарплаты судей Верховного суда. Как правило, Парламентскими омбудсменами избираются бывшие судьи, в аппарате омбудсмена также работают в большинстве своем бывшие судьи, работники судов – высокопрофессиональные юристы. В то же время Парламентский омбудсмен не обладает никакими привилегиями, может быть в любой момент досрочно отстранен от должности за противоправное поведение, чего, впрочем, ни разу за 200 лет существования института не случалось.
В настоящее время институт Омбудсмена юстиции представлен четырьмя лицами – Mats_Melin, Olof Berggren, Cec_Nordenfelt Kerstin_Andre – двумя мужчинами и двумя женщинами, которые были избраны сроком на 4 года на заседании парламента Швеции. В 1941 было отменено правило, согласно которому только мужчины могли быть избраны омбудсменами, с тех пор пять женщин были избраны Парламентскими омбудсменами.
Офис омбудсменов расположен в Стокгольме. Каждый из четырех омбудсменов отвечает за свое направление работы. Один из омбудсменов является Главным парламентским омбудсменом. Кроме надзора за деятельностью судов, полиции, прокуратуры, он отвечает за администрирование и определяет основные направления деятельности омбудсменов. Однако он не может вмешаться в деятельность других омбудсменов. Есть омбудсмен, курирующий социальное направление, им является женщина. Каждый омбудсмен несет прямую индивидуальную ответственность перед парламентом. Ежегодно омбудсмены представляют шведскому парламенту годовые отчеты, которые являются официальными документами Риксдага. С ежегодными докладами можно ознакомиться на сайте: http://www.jo.se/Page.aspx?Language=en аппарат омбудсменов для простоты обозначается определенными цветами: есть Желтый, Белый, Синий и Красный департаменты. Главному парламентскому омбудсмену помогает Административное управление, разделенное на Административный и Международный отделы. Марианн фон дер Эш является Главой Международного отдела аппарата Парламентского омбудсмена.
В структуру аппарата омбудсмена входит также секретариат, в штате которого 50 сотрудников, из них 30-35 - юристы. В каждом подразделении имеются по 2 руководителя подотделов, которые, как правило, раньше работали следователями. Таким образом, каждый отдел омбудсменов состоит из штата приблизительно по десять человек. Имеются также два заместителя омбудсменов, назначенные парламентом исполнять обязанности любого омбудсмена, отсутствующего из-за болезни или длительной командировки.
Главная задача омбудсменов состоит в том, чтобы удостовериться, что чиновники правительства, местных органов власти и судов добросовестно исполняют законы Швеции. Основная работа омбудсменов - работа с жалобами граждан. Жалоба может быть направлена Омбудсмену юстиции любым человеком, который считает, что в отношении него представителями органов власти были допущены нарушения закона, независимо от возраста и гражданства. Жалобы не рассматриваются, если заявители сообщают в них о событиях, которые произошли более двух лет назад. Ежегодно омбудсмены получают 5 -7 тысяч жалоб, из них всего 10-15% рассматриваются по существу, остальные не относятся по закону к компетенции омбудсмена либо не соблюдена процедура подачи жалобы. Чаще всего поступают жалобы на социальные службы, чиновников пенитенциарной системы, на нарушение права на информацию, на свободу слова государственных служащих. Жалоба должна быть подана в письменной форме, подписана заявителем. Личный прием граждан омбудсмены юстиции не ведут. Все жалобы предварительно на определенный период выкладываются в доступном для любого гражданина месте для всеобщего обозрения. Таким образом, все жалобы (за исключением жалоб, содержащих приватную информацию), становятся официальными документами, следовательно, открыты и доступны для ознакомления любыми лицами. Все жалобы регистрируются, обрабатываются, кодируются. Следователь, которому направлена жалоба на рассмотрение, прежде чем представить заключение по жалобе Омбудсмену, обсуждает план действий по жалобе с руководителем подотдела. Окончательное решение подписывается лично омбудсменом.
Омбудсмены также проводят расследования в отношении исполнительной и судебной власти. Судебная власть в Швеции, как и в России, независима, поэтому омбудсмены не вправе вмешиваться в процесс судопроизводства, а лишь следят за соблюдением судами процессуальных норм. Чаще всего омбудсмены в случае обнаружения фактов неправомерного поведения в деятельности чиновников дают им рекомендации, к которым виновные всегда прислушиваются, несмотря на то, что юридически они не обязаны их исполнять. Если омбудсмен подозревает, что кто-то допустил достаточно серьезное нарушение закона, он может действовать как обвинитель и привлечь виновного к суду. За незначительную ошибку омбудсмен может вынести чиновнику предупреждение или привлечь к ответственности в виде штрафа. Принимая во внимание высокие размеры возможных штрафных санкций (около 1,5 тысяч $ США), должностные лица Швеции ни разу не были привлечены омбудсменами к такого рода наказанию. Омбудсмен вправе также возбудить дисциплинарное преследование, являясь надзорным органом с чрезвычайными полномочиями.
Омбудсмен вправе действовать как прокурор - выдвинуть обвинение против провинившегося чиновника. Это очень редко случается, но понимание такой возможности чиновниками является хорошей профилактикой нарушения законов.
Сроки рассмотрения жалоб зависят от их содержания. Примерно половина жалоб остается без рассмотрения, в течение двух недель заявителям дается письменный ответ. Около двух месяцев рассматриваются жалобы, не требующие сложного расследования. И, наконец, наиболее сложные жалобы рассматриваются более года.
Омбудсмен вправе начать расследование и без наличия жалобы, к примеру, при наличии информации из СМИ, либо получив анонимную жалобу, либо по результатам проведения инспекционных проверок работы полиции, тюрем, чиновников и т.д., которые осуществляются им систематически.
Омбудсмен также может предложить парламенту или правительству внести изменения в действующее законодательство.
Марианн фон дер Эш и Каролин Висландер-Блюхер, юрист Аппарата омбудсмена по равным возможностям Правительства Швеции, проинформировали участников семинара о системе специализированных омбудсменов в Швеции, к числу которых относятся омбудсмен по делам прессы (финансируется свободной прессой), омбудсмен по правам потребителей, по правам детей.
Каролин Висландер-Блюхер подробно рассказала о системе омбудсменов по равным возможностям, назначаемых Правительством Швеции. В настоящее время их четыре: омбудсмен по защите от этнической дискриминации, омбудсмен по защите от дискриминации по признаку сексуальной ориентации, омбудсмен по защите от дискриминации по причине ограниченных возможностей и омбудсмен по гендерному равноправию, в офисе которого работает Каролин.
Национальными задачами Швеции для достижения гендерного равноправия являются: достижение равной власти женщин и мужчин с целью равного управления обществом и собственной жизнью, обеспечение равных возможностей, прав и обязанностей во всех сферах жизни. Промежуточные задачи: равное распределение власти и влияния, экономическое равноправие между женщинами и мужчинами, равное распределение домашних, в том числе родительских обязанностей, прекращение насилия над женщинами.
Институт омбудсмена по равным возможностям учрежден в Швеции в 1980 году. Омбудсмен назначается правительством Швеции. В 2006 г. в штат входило 35 сотрудников. Годовой бюджет Аппарата составляет примерно 4,5 млн.$ США. В год рассматривается около 250 жалоб. Гендерный состав заявителей – примерно 70% женщин, 30% -мужчин. В аппарате омбудсмена работают около 60% женщин, 40% - мужчин. В судебных инстанциях Швеции большинство судей – женщины. Среди высокооплачиваемых адвокатов женщин всего 15-20%.
Омбудсмен по вопросам равноправия осуществляет надзор за законодательными актами, касающимися гендерного равноправия, рассматривает жалобы, связанные с дискриминацией по признаку пола, обладает полномочиями от правительства выносить решения, обязательные для исполнения, может предпринять судебные действия. Миссия омбудсмена по вопросам равноправия: противодействовать дискриминации по признаку пола при осуществлении надзора за законодательством, направленным на противодействие дискриминации по признаку пола, продвижение идеи равных возможностей. В Швеции принят целый комплекс законодательных мер по запрету дискриминации по признаку пола: Закон о равных возможностях, Закон о равном обращении со студентами ВУЗов, Закон о предоставлении родительского отпуска, Закон, запрещающий дискриминацию и унизительное обращение с детьми и школьниками в дошкольных учреждениях и школе. Кроме того, принят ряд законов о запрете дискриминации на рынке труда, при создании своего бизнеса, при предоставлении товаров, услуг и жилья, пособий по безработице, грантов и стипендий. В Швеции также действует запрет на недоброжелательное отношение в связи с предоставлением родительского отпуска. Если кто-то из родителей пользуется отпуском по уходу за ребенком, это не должно отрицательно отражаться на его карьере. Если работодатель нарушает этот запрет, омбудсмен вправе отменить принятое работодателем решение и (или) вменить ему в обязанность выплату денежной компенсации.
Все работодатели должны иметь планы по гендерной политике. В настоящее время в Швеции около 75% правительственных учреждений и 25% частных фирм имеют такие планы.
Целью Закона о равных возможностях является продвижение идеи гендерного равенства в вопросах, касающихся работы, условий найма и создания возможностей для роста и развития на рабочем месте. Соглашения, положения и пр. законодательные документы, в которых содержится элемент дискриминации, могут быть объявлены незаконными. Сторона, обвиненная в дискриминации, обязана возместить ущерб за допущенное нарушение и возможный материальный урон, понесенный в результате дискриминационных действий, репрессий или преследования. Стороны при этом несут обоюдное бремя доказательств. Если имеются обстоятельства, которые дают основание предположить, что имел место случай дискриминации, то на обвиняемого падает бремя доказательства.
Жалоба омбудсмену подается в письменной форме (которая имеется на сайте омбудсмена: http://www.jamombud.se/InEnglish/). быть сам дискриминируемый, жалоба должна быть им подписана. По каждой жалобе ведется электронная карта. Первый вопрос, который задается заявителю – о его членстве в профсоюзах, которые играют ключевую роль в обеспечении равенства прав и возможностей. Профсоюзы представляют интересы своих членов в спорах, касающихся дискриминации по признаку пола и наделены первоочередным правом прибегнуть к юридическим действиям. Работодатели и наемные работники должны активно совместно работать над осуществлением гендерного равенства, особенно в части равной оплаты за равный труд. Отраслевая организация может потребовать наложения штрафа на работодателей за допущенные нарушения. Обязанность работодателя - обеспечение гендерного равноправия. Срок рассмотрения жалобы омбудсменом по равным возможностям - от нескольких недель до нескольких лет, средний срок рассмотрения – 7 месяцев.
В целях продвижения идеи равных возможностей омбудсменом ведется активная работа с работодателями, ВУЗами, школами.
Участники семинара имели возможность задать интересующие их вопросы представителям омбудсменов Швеции, после чего приняли участие в деловой игре об использовании в российских условиях опыта работы шведских омбудсменов. Представители Швеции с большим интересом выслушали мнения российских правозащитников, выразив уважение и восхищение эффективностью деятельности омбудсменов в России при ограниченных правовых и материальных возможностях.
В заключение семинара шведские гостьи и участники семинара из регионов Российской Федерации обсудили возможные критерии эффективности работы института омбудсмена в Швеции и в России, выразили пожелание продолжения сотрудничества, направленного на взаимный обмен опытом работы с целью наиболее эффективной защиты прав граждан.
Светлана Ларина,
консультант аппарата Уполномоченного по правам человека
в Калининградской области,
член РОО "Лига избирательниц Калининградской области".
V ВСЕРОССИЙСКИЙ ЛЕТНИЙ ИНСТИТУТ "БЕЛЫЕ НОЧИ: ЖИВОЕ ПРАВО И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ-2007"
С 4 по 8 июля в Санкт-Петербурге в рамках программы "Развитие общероссийской сети тренеров правового и гражданского образования" проходил Всероссийский летний институт "Белые ночи: Живое право и активные методы".
Семинар организован с целью развития правового и гражданского образования и активных методов в регионах России. В программу семинара входил углубленный тренинг по интерактивным методам, а также презентация изданий и проектов партнерства "Сивитас" и Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского (Центра правового и гражданского образования "Живое право"), включая УМК "Живое право" (интерактивный курс практического права), УМК "Сивика" (интерактивный курс практического обществоведения).
В семинаре приняли участие учителя истории, обществознания и права, педагоги-психологи, преподаватели ИПК, педвузов, учреждений дополнительного образования, классные руководители, директора школ, тренеры НКО из разных регионов Российской Федерации - Костромы, Кирова, Магадана, Мурманска, Республики Калмыкия, Ростова-на-Дону, Рязани, Тверской и Томской областей. Участницей семинара была и консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, член РОО "Лига избирательниц Калининградской области Светлана Ларина, представившая опыт гражданско-правового образования в регионе. Участников семинара особенно заинтересовал фильм, созданный Калининградской региональной молодежной организацией "ЦУНАМИ" в рамках проекта "Один раз увидеть в фильме, чтобы никогда не видеть в жизни", демонстрирующий наиболее типичные конфликтные ситуации между молодежью и сотрудниками милиции, обучающий легитимному поведению в таких ситуациях.
На семинаре обсуждались проблемы и перспективы, пути повышения эффективности гражданско-правового образования в России. В дискуссии по данной теме приняли участие Нина Беляева, зав. кафедрой публичной политики, профессор, к.ю.н. Высшей школы экономики и Шота Какабадзе, адвокат, зам.заведующего кафедрой публичной политики, доцент Высшей школы экономики.
Семинар позволил повысить профессиональный уровень тренеров гражданско-правового образования, почувствовать уверенность и желание проводить занятия, мероприятия и проекты по гражданскому и правовому образованию, используя активные методы преподавания.
Светлана Ларина
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. ЖЕНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – С ЗАБОТОЙ О СЕМЬЕ И ДЕТЯХ
Женское движение в России постепенно набирает все новые и новые обороты. Подтверждением тому стал прошедший 25 июня в Вельске (Архангельская область) международно-практический семинар "Развитие международных территориальных связей. Приоритеты женских общественных организаций в гендерной политике общества. Проблемы общества – проблемы современных женщин", в котором приняло участие порядка 50 представителей районных женских советов, педагогов детских домов, членов общественных организаций, сотрудников социальных учреждений.
Организаторами семинара выступили Архангельское региональное отделение "Союз женщин России", уполномоченный по правам человека в Архангельской области и представительство фонда Аденауэра по Российской Федерации в Санкт-Петербурге. Место проведения семинара было выбрано не случайно. По словам заместителя председателя областного Собрания депутатов, председателя Архангельского регионального отделения "Союз женщин России" Елены Вторыгиной, в Вельском районе действует одно из самых сильных женских движений в Архангельской области.
Говорили на семинаре о многом. Начиная от проблем равноправия женщин в России до роли женских организаций в гендерном равенстве, общественной жизни государства в Европейских странах и гендерных стереотипах. Но центральное место в докладах участников семинара занимали вопросы семьи и семейного воспитания, проблемы социального сиротства, возможности действующего законодательства в вопросах защиты женщин и несовершеннолетних от домашнего насилия, роли женских советов в профилактике асоциального поведения подростков. А проблем здесь, как выяснилось, более чем достаточно.
Так заведующая кафедрой уголовного права и процесса Поморского государственного университета (ПГУ) Наталья Машинская, касаясь вопросов защиты несовершеннолетних от домашнего насилия, отметила, что в действующем законодательстве отсутствуют четкие трактовки таких понятий как неисполнение родительских прав, жестокость. В результате деятельность по восстановлению нарушенных в семье прав становится менее эффективной. Машинская указала на необходимость приближения отечественного законодательства в этих вопросах к нормам международного права.
Например, в России, в отличие от Канады и ряда Европейских государств, практически отсутствуют так называемые "женские убежища", где женщина, подвергшаяся насилию в семье, или просто испытывающая трудности, могла получить защиту, материальную и психологическую помощь от квалифицированных специалистов. Отсутствие подобных центров психологической помощи для женщин, испытавших эмоциональной или физическое насилие, приводит к увеличению числа самоубийств, алкоголизации.
Однако нуждаются в защите и помощи не только члены семьи, но и сам институт семьи в целом. По статистике, озвученной заместителем главного врача Вельской центральной больницы Светланой Макаровой, в России отмечается углубление кризиса этого института. В настоящее время порядка 30% детей рождаются вне брака, большой процент детей воспитывается в неполных семьях. "Достаточно остро стоит проблема незарегистрированных браков, которая приводит к снижению ответственности мужчин, – отмечает Макарова. – Когда из такой семьи уходит мужчина, женщина с ребенком остаются один на один со своими проблемами, поскольку нормы законодательства их в этой ситуации практически не защищают".
Одной из главных проблем российского общества в последнее время стало увеличение числа детей сирот. Как отметила директор Вельского детского дома N1 Елена Горбунова, наметившаяся в начале 2000-х годов тенденция к снижению количества детей, оставшихся без родителей, сменилась в 2004-2006 годах новой волной роста социального сиротства. По мнению председателя президиума Вельского районного Совета женщин, помощника депутата областного Собрания Нэлли Тороповой, основной причиной роста сиротства является алкоголизация родителей. "В конце 80-х годов прошлого века в стране все спиртное выдавалось по талонам, у нас в Вельском районе в ряде территорий был объявлен 100% запрет спиртного, – отмечает Торопова. – И в тот момент мы закрыли в Вельске детский дом для новорожденных, потому что у нас осталось лишь 3 ребенка и молодые мамы практически не оставляли детей в родильном отделении".
Для решения проблемы сиротства и возвращения детей в семью несколько лет назад Вельский детский дом начал работать по патронатной системе. "Патронат более эффективен, нежели простое усыновление, – отмечает Горбунова. – Сотрудники детского дома, зная особенности каждого ребенка, сами подбирают ему семью, осуществляют профессиональное сопровождение ребенка и дают консультации патронатным родителям". Кроме того, сотрудники детского дома проводят работу по возвращению детей в кровные семьи. Так в прошлом году, благодаря проводимой работе, удалось вернуть к родителям 3 детей.
Как отметила уполномоченный по правам человека в Архангельской области Надежда Ахраменко, одной из главных задач, стоящих перед современным обществом, является возрождение семьи. "Женское движение должно отталкиваться от этой задачи, – сказала Ахраменко. – Женщины должны развернуть политику государства в сторону семьи". Актуальность и очевидность задачи, озвученной уполномоченным по правам человека в Архангельской области, не вызывают сомнений, впрочем, как и сложность ее реализации.
"Пройдет еще много времени, прежде чем женщина будет восприниматься равноправным партнером, – отметила руководитель Санкт-Петербургского представительства фонда имени Аденауэра по Российской Федерации Элизабет Бауэр. При этом она подчеркнула, что в большинстве европейских стран наблюдается дефицит женщин в политике. Тем не менее, ситуация постепенно начинает меняться. Так в Шенкурском районе женщины активно участвуют в работе органов территориального общественного самоуправления (ТОС). "У нас активно работает районный женский совет, в который входят женщины-руководители федеральных и областных учреждений, – говорит председатель Шенкурского районного женского совета, куратор местного движения территориального местного самоуправления, начальник организационного отдела администрации Шенкурского района Любовь Середкина. – Созданием ТОСов в нашем районе занимались женщины, и ТОСовское движение – это дело рук женщин". В настоящее время на территории Шенкурского района действует 14 ТОСов, в 13 из которых руководителями являются женщины.
Логическим завершением семинара стало принятие резолюции, которая была направлена властям Архангельской области. В документ вошли конкретные предложения по решению обсуждаемых на семинаре проблем. В частности, в резолюции участницы семинара обратились с предложениями к председателю Архангельского областного Собрания депутатов, главе администрации Архангельской области и региональным органам местного самоуправления поддержать женщин на выборах в федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления. Кроме того, в тексте резолюции представительницы общественных организаций просят политиков и управленцев рассмотреть вопрос введения норм оценки социальных последствий принимаемых решений и ответственности за них.
Директору департамента социальной защиты населения администрации Архангельской области предлагается оказать содействие в решении вопроса финансирования содержания Вельского комплексного центра социального обслуживания, оказывающего социальное убежище женщинам, подвергшимся домашнему насилию. Обращение по итогам семинара были также направлены главам Вельска и Вельского района, которым предлагается рассмотреть вопрос выделения помещения Вельскому комплексному центру социального обслуживания с целью размещения убежища для женщин, подвергшихся домашнему насилию, а также рассмотреть вопрос передачи здания бывшей кочегарки СЭС Вельска в ведение организации "Забота" для создания на ее базе центра реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями.
Может показаться, что женские организации создаются исключительно для того, чтобы добиться равных с мужчинами прав, но это не совсем так. Борьба за равноправие и возможность наравне с мужчинами принимать участие в политике это не самоцель женского движения – большинство ее участниц рассматривают равные права как инструмент для решения остро стоящих социальных проблем. Женщины имеют свое видение в решении проблем, нередко отличное от видения мужчин, но, как показывает опыт Вельского и других районов Архангельской области, от этого не менее эффективное.
Илья Деминцев
Источник: Росбалт-Север
http://www.rosbaltnord.ru/analitic/34451.html
ЖУРНАЛ "КАВКАЗИЯ" (ИЮНЬ 2007). О КРИЗИСЕ ГЕНДЕРНОГО ЗДРАВОМЫСЛИЯ
В конце мая журналисты Коалиции "КавкАзия" приняли участие в работе Всемирного конгресса Международной федерации журналистов, который прошел в Москве.
Из редакционной статьи:
Кризис безопасности, кризис свободы и кризис работы – так определил основные проблемы мировой журналистики один из ораторов. Я бы добавила еще один кризис – гендерного здравомыслия.
с 28 мая по 1 июня в Москве прошел очередной 26-й, Всемирный конгресс Международной федерации журналистов. Среди участников этого интересного форума была представлена и сеть гендерных журналистов "КавкАзия" - большое спасибо организаторам за эту возможность. Нас пригласили для того, чтобы мы влили новые идеи в Гендерную программу МФЖ. И мы постарались - привезли журналы и книги, плакаты и фильмы, мысли и чувства. Мы старались "вливать" все это, но оно не вливалось! Очень уж сильным был встречный поток. Красавицы в виде живой рекламы, неразбавленные мужские президиумы, двусмысленные номера культурной программы... Если б существовал прибор на замер гендерной дискриминации - его просто зашкалило бы на этом форуме. Как дозиметры в Чернобыле. Ужас и кошмар!
Тем не менее, авторы "К@вкАзии" добросовестно участвовали в мероприятиях. В текстах ниже вы найдете подробности. Я же просто задаю мучающий меня вопрос: КАК уживаются этот кошмар и ужас гендерной бесчувственности - с Гендерной программой МФЖ?
Какова эффективность этой программы? Серьезность ее намерений? Плодотворность перспектив? И какой смысл устраивать на конгрессе гендерные гетто в виде "дополнительных мероприятий" (семинаров, выставок, презентаций) - не наведя хотя бы элементарного баланса в основной программе?
Содержание номера:
Этот выпуск и все предыдущие можно обнаружить по адресу: http://www.gmc.ge/images/04KAVKAZIAJ-01.html
РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА: ОСУЩЕСТВЛЕН МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН
27 июня 2007 года в Кишинэу состоялся круглый стол, на котором были представлены результаты мониторинга реализации Закона об обеспечении равных возможностей для женщин и мужчин (февраль 2006 г.). Мониторинг был организован по инициативе НКО "Гендер-Центр" в сотрудничестве с Министерством социальной защиты, семьи и ребенка, при поддержке Миссии ОБСЕ в Молдове и Украинским женским фондом. В обсуждении результатов мониторинга приняли участие представители министерств, парламента, гражданского общества.
Мониторинг способствовал выявлению достигнутого прогресса и существующих препятствий в деле продвижения гендерного равенства в Р. Молдова. Среди положительных моментов эксперты отмечают: создание институциональных структур по гендерным вопросам (Правительственная Комиссия по гендерному равенству, гендерные единицы в министерствах), принятие Национального плана по продвижению гендерного равенства на 2006-2009 гг., проведение гендерной экспертизы пенсионной системы, установление диалога между государственными структурами и НКО, занимающимися данными вопросами и др.
В то же время эксперты указали на ряд фактов, препятствующих реализации закона: слабая информированность специалистов и общества в целом относительно документа, существование протекционистских положений в Трудовом Кодексе (затрудняющих устройство женщин с детьми на работу), отсутствие механизмов выявления и пресечения случаев сексуального домогательства на рабочем месте, наличие устойчивых стереотипов, случаев дискриминации по признаку пола в отношении женщин и мужчин, недостаток финансовых и людских ресурсов и т.д.
Об этом свидетельствуют и ряд цифр: так, в 2006 г. средняя заработная плата женщин по стране составила 68,1% от заработной платы мужчин (в 2005 – 72,6%, в 2004 – 71,3%); в Парламенте страны женщины составляют 20,8%, в правительстве 6,6%, среди руководителей фирм 27,3%. Женщины составляют большинство среди лиц с высшим образованием, однако имеют меньшую зарплату (в среднем), недостаточно представлены на уровне принятия решений. Мужчины менее ответственно относятся к своему здоровью и менее устойчивы влиянию социальных коллизий: так, среди мужчин уровень суицида в 5 раз выше, мужчины чаще погибают от различных травм и отравлений, часто связанных с употреблением алкоголя, более подвержены заболеваниям туберкулеза и ЗППП и др.
Рекомендации, разработанные в рамках мониторинга направлены на улучшение реализации закона и продвижение гендерного равенства в обществе.
Валентина Бодруг-Лунгу,
президент Гендер-центра, Молдова
АНОНС
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ДЛЯ ЖЕНЩИН-МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ДЕПУТАТОВ СОВЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ "ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ЖЕНЩИН В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ" (ИВАНОВО, 20-23.08.07)
Информационное письмо
Ивановский центр гендерных исследований при финансовой поддержке Программы малых грантов MATRA KAP посольства Королевства Нидерландов 20-30 августа 2007 года проводит межрегиональную летнюю школу для женщин-муниципальных служащих и депутатов советов муниципальных образований "Повышение роли женщин в местном самоуправлении".
Цель школы – повышение профессионального уровня и самооценки женщин-управленцев муниципального уровня для содействия их карьерному росту.
На летней школе предполагается проведеие тренингов-семинаров по следующей тематике: "Тренинг женского лидерства", "Технологии продвижения женщин в избирательных кампаниях на муниципальных выборах", "Правовые аспекты гендерной дискриминации", "Муниципальное управление в условиях бюджетной реформы: гендерный аспект", "Привлечение населения к решению вопросов местного значения", "Стратегическое планирование и территориальный маркетинг в муниципальных образованиях".
Занятия проводятся специалистами Института экономики города, Ивановского государственного университета, Российского государственного торгово-экономического университета, Центра гендерных исследований.
Место проведения школы – санаторий "Зеленый городок", пос. Ломы, (30 км от г. Иваново).
Питание и проживание участников и учебно-методические материалы оплачиваются. Дорожные расходы покрываются самими участниками.
Отбор участников проводится на конкурсной основе. Заявки принимаются до 7 августа.
Заявки высылаются по электронной почте координатору проекта Макаровой Алене Викторовне alionamlx@yandex.ru на адрес руководителя проекта Шныровой Ольги Вадимовны alionamlx@yandex.rushnyrova@rambler.ru
Анкета участника:
1. Полное имя __________________________________________________________________________________
фамилия , имя, отчество
2. Домашний адрес ______________________________________________________________________________
Домашний телефон (укажите код города) ( )
3. Дата рождения _________________________________________________________________________________
число месяц год
4. А. Наименование организации:_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
В. Адрес организации ______________________________________________________________________________
Рабочий телефон (укажите код города) ( ______) ______________________________________
Факс (укажите код города) ( ______) ______________________________________
Электронная почта ____________________________________________________
Г. Полное наименование должности (без сокращений) ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Д. Ваше образование
5. Почему Вы хотели бы принять участие в данной летней школе
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
6. Какие вопросы Вы бы хотели изучить и обсудить в рамках предложенных тем семинаров?
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
7. Как Вы предполагаете использовать полученные на школе знания?
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
8. На каком этапе своей карьеры Вы, по Вашему мнению, находитесь?
9.Есть ли у Вас планы по поводу дальнейшего карьерного роста?
Подпись участника __________________________________________________Дата __________________________
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
ПРОГРАММА МАЛЫХ ГРАНТОВ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Фонд "За гражданское общество" принимает заявки по "Программе малых грантов для российских правозащитных организаций", поддерживаемой фондом "Национальный вклад в демократию" (США).
Заявки принимаются от зарегистрированных негосударственных (немуниципальных) российских некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений), работающих в сфере защиты прав человека, за исключением общественно-политических объединений (партий) и религиозных организаций. В рамках Программы не принимаются заявки от организаций, действующих в Москве и Санкт-Петербурге.
Для получения форм заявок, а также по всем вопросам, связанным с процедурой подачи и рассмотрения заявок в Фонде, пожалуйста, обращайтесь в офис Фонда.
Адрес:
Москва, Колпачный переулок, д. 7, стр. 2
Контакт:
Ирина Шергина - координатор грантовых программ Фонда
Тел.: (495) 621-74-48
Факс: (495) 621-72-70,
E-mail: fond@fzgo.ru, sherginai@mail.ru
Почтовый адрес:
119002, Москва, а/я 26
Условия конкурса и требования, предъявляемые к заявкам
Заявки принимаются только от зарегистрированных негосударственных (немуниципальных) российских некоммерческих организаций (в том числе общественные объединения) и имеющих счет в банке. Заявки от организаций, не имеющих счет в банке и не зарегистрированных, рассматриваться не будут. В рамках данного конкурса не будут рассматриваться заявки от коммерческих предприятий и государственных организаций, а также от общественно-политических объединений (партий) и религиозных организаций.
Фонд не рассматривает заявки от индивидуальных лиц и инициативных групп.
Предметом заявки может быть запрос на полное или частичное финансирование проекта по правозащитной тематике.
Фонд не рассматривает заявки на финансирование:
При рассмотрении заявок предпочтение будет отдаваться проектам, направленным на практическую деятельность по защите прав различных групп населения.
При рассмотрении проектов в числе прочих будут учитываться следующие факторы:
Запрашиваемая у Фонда сумма не должна превышать 4.000 долларов США.
Продолжительность проекта - от трех до шести месяцев. В исключительных случаях при достаточном обосновании проекты могут быть рассчитаны и на более длительный период. Обращаем внимание на то, что для проектов продолжительностью три месяца максимальная сумма финансовой поддержки Фонда не может превышать 3000 долларов США, для более длительных проектов сумма поддержки может быть в пределах 4000 долларов США.
Заявки принимаются до 15 августа 2007 года.
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ