В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
СЕМИНАР "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ИХ ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ"
Семинар "Территориальные и локальные инициативы и их возможности влияния на качество использования городских земель. Международный и российский опыт" состоялся 19 и 23 марта 2007 г. в помещении офиса ИЦ НЖФ.
На семинаре директор ИЦ НЖФ Божкова Елизавета Алексеевна рассказала о своем участии в международном воркшопе "Механизмы участия локальных инициатив в решении вопросов управления землей", который состоялся 14-15 марта 2007 г. в Найроби (Кения). Воркшоп был организован Глобальной сетью решения вопросов использования земли (Программа ООН Хабитат) при активном участии Глобальной сети женских организаций Huarou Сommission (HC), членом которой является ИЦ НЖФ.
Одним из направлений деятельности Программы ООН Хабитат, является тема "Женщины и управление землей как способ уменьшения бедности". Данный воркшоп явился результатом обсуждения этой темы на III Всемирном форуме городов в Ванкувере (июнь 2006 г.), где был активно представлен опыт деятельности grassroots, но формально он пока не получил законных процедур визуализации.
Поэтому данный воркшоп был первой встречей, посвященной разработке новых шагов и механизмов участия grassroots в вопросах, связанных с управлением землей, собственностью, правом на ее наследование и т.д. Во встрече приняли участие 40 человек из Танзании, Уганды, Зимбабве, Кении, Непала, Южной Африки, Перу, Норвегии и других стран. Среди них были представители организаций, являющиеся партнерами Программы ООН Хабитат, а также представители научно-исследовательского сообщества, общественных организаций, grassroots инициатив. Группа Huarou Сommission состояла из 10 женщин.
Приветственные, вступительные и заключительные слова на семинаре произнесла Анна Ванджиру – представительница региональной женской организации GROOTS Kenya, что также демонстрировало один из возможных механизмов участия grassroots как партнеров в официальных событиях ООН Хабитат.
При этом была принята следующая стратегия решения проблем: выработка общих понятий и представлений, участие grassroots организаций в процессе принятия решений, более широкая визуализация опыта grassroots в событиях ООН Хабитат, чтобы на следующей встрече, которая состоится в августе 2007 года, можно было разработать систематизированный гендерный подход.
Этот подход призван учитывать не только общие интересы гражданского общества как такового, но обращать особое внимание на специфический опыт grassroots. Этот опыт не во всем тождественен опыту представителей других участников профессионального и гражданского сообщества (исследователей, журналистов, депутатов, правозащитников и др.) и требует особых механизмов своего осознания.
В данном случае проблема разработки "grassroots механизмов" распадается на несколько задач: первая – формальные возможности участия grassroots инициатив, (создание официальных механизмов рекомендаций, предполагающих обязательное участие grassroots в официальных мероприятиях), вторая – возможности презентации своего опыта (среди выступающих должны быть члены grassroots-объединений), третья – осознание, дальнейшее использование и трансляция практического, реального опыта, наработанного grassroots, что на сегодняшний момент является очень комплексной задачей, которая на деле (особенно в России) плохо осознана и слабо оснащена социальным инструментарием. В настоящее время часто используются абстрактные представления, которые не отражают реальности. Чтобы соблюсти правила участия организаций гражданского общества в процессе принятия решений, официальные круги нередко создают для себя общественные объединения, которые удобны для соблюдения процедуры и принятия решений, но не включены в реальные проблемы людей.
На семинаре в Найроби был представлен широкий опыт деятельности различных общественных организаций из Африки (чему можно было позавидовать), в том числе и различный опыт деятельность grassroots инициатив в решении вопросов ВИЧ-СПИД и непосредственно связанных с ними вопросов наследования и собственности на землю и жилище. Был представлен накопленный опыт деятельности Watchdog-групп (группы по наблюдению за правилами распределения предоставляемых бесплатно услуг, лекарств, материальной помощи семьям, в которых есть СПИД-больные и т.д.). Также был представлен успешный опыт развития демократии за последние 10 лет в Мадагаскаре и Мозамбике, опыт деятельности организации Стратегия (Перу) и Союза женщин за лучшую жизнь в коммьюнити (Лима, Перу) по созданию качественно новых поселений и др.
В последнее время усилиями жителей трущоб - "неформальных поселений" в Лиме Перу создана такая технология, которая позволяет в течение 5 недель построить достаточно пригодный для жилья дом, снабженный канализацией, водопроводом, электричеством и др. Такие перемены, безусловно, оказывают заметное влияние на изменение образа и качества жизни людей.
Когда говорят о механизмах участия жителей в бюджетном процессе, всегда приводят примеры опыта городов Бразилии, где жители участвуют не только в формировании городского бюджета, но и в распределении денег по статьям расходов, формировании городских приоритетов и т.д. Это – одна из возможностей повышения эффективности управления городскими землями и преодоления бедности, одновременно это и демонстрация успешного применения grassroots механизмов.
Темы, подобные этим, которые осмысливаются по логике capacity building, предполагают, однако, не только технологии участия в мероприятиях, но и освоение новых знаний. Такую роль выполняет Институт по изучению строительства и городского развития (Institute for Housing and Urban Development Studies, HIS) в Амстердаме. Он регулярно проводит образовательные семинары по различным вопросам, касающимся жизни города и жилья, и призван производить нетрадиционное знание, которое в настоящее время потребляется продвинутыми сообществами.
Можно задать вопрос – насколько обсуждаемая на встрече тема важна для России и российских женских организаций. На первый взгляд кажется, что – нет. Но если всмотреться более пристально в нашу современную городскую жизнь, в то, как используются городские земли, становится ясно, что обсуждаемые на семинаре темы касаются и сегодняшней России, где подобного рода опыт мог бы оказаться во многом полезным, поскольку положение дел с земельным законодательством и реально действующими правилами распоряжения городской землей и земельной собственностью оставляют желать лучшего.
В частности, это касается не только Москвы, где уплотнительная застройка лишает жителей и горожан свободного пространства для общения, сокращаются территории, отведенные под школы, детские сады, дворы, зеленые насаждения. Фактически уплотнительная застройка – это не решение проблем горожан, а развитие бизнеса в сфере строительства. Нередко такое строительство ведется без лицензий, фирмы появляются и исчезают, квартиры в одном и том же доме многократно продаются и приобретение жилья заканчивается вовлечением покупателя в криминальную ситуацию. Кроме того, уплотнительная застройка часто мешает развитию городской инфраструктуры, например, развитию дорог, что сейчас нашло свое выражение в многочисленных пробках на дорогах.
Ни для кого не секрет, что в процессах принятия решений по использованию городских земель жители, локальные инициативы и женские организации практически не участвуют, а протестные движения против уплотненной застройки очень редко дают позитивные результаты.
Такая поспешная и бездумная коммерциализация приводит к тому, что нуждающиеся семьи не могут позволить себе приобрести новое жилье потому, что оно требует огромных материальных вложений. Кроме того, каждый жилец начинает полагать, что имеет возможность на "своей" территории проводить любые перепланировки. Здесь нужны не только специальные меры упорядочения, но и наличие совместной "доброй воли", значение которой пока не осознается.
Можно также отметить, что еще одна из технологий, которая используется Huarou Сommission совместно с GROOTS International для усиления grassroots инициатив – это Local to Local Dialogue. Эта технология после успешной презентации на III Всемирном форуме городов в Ванкувере становится одним из элементов гендерной концепции Программы ООН Хабитат.
С сообщением "О деятельности рабочей группы по реализации программы ООН-Хабитат в России" выступил Лазаренко Александр Юрьевич, руководитель группы реализации программы ООН-Хабитат в России, генеральный директор ЗАО Агентство Консультаций и управления в строительстве "Конус", которому выполнение этой работы было поручено на конкурсной основе.
В настоящее время продолжается выпуск издания: "Дебаты Хабитат" на русском языке. Однако необходимо отметить, что в русской версии имеется много неточностей, связанных с невключенностью переводчиков в специфику деятельности программы ООН Хабитат и деятельности других агентств. Была достигнута предварительная договоренность о привлечении представителей общественного сектора к переводу журнала. Было отмечено также, что тот опыт, который сегодня накоплен общественными организациями по реализации Жилищного Кодекса и другим проблемам, например, утилизации ТБО, повышения безопасности территорий и др., практически не используется и не транслируется как на уровне России, так и за рубеж. Совсем не представлен он и в выпусках "Дебаты Хабитат". В процессе обсуждения была достигнута договоренность о сотрудничестве и по этому вопросу. В рабочую группу "Реализация программ ООН Хабитат в России был передан полный комплект документов семинара. Надеемся, что после этой передачи темы, которые обсуждались в Найроби, начнут проникать и в российские структуры власти.
С 16 по 21 апреля в Найроби произойдет заседание Управляющего Совета-21 Программы ООН Хабитат "Устойчивое развитие городов: действия на местном уровне для уменьшения бедности сквозь призму финансов и планирования", на котором будет присутствовать правительственная делегация России. Тема Huarou Сommission также широко представит там и женскую программу.
Божкова Е.А. - директор ИЦ НЖФ
Клименкова Т.А. - заведующий лабораторией
феминистских исследований
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ "ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ!" (ПЕТРОЗАВОДСК, 16-17.03.07)
"Время действовать!" - под этим названием 16-17 марта в Петрозаводске проходил Республиканский фестиваль неправительственных организаций (НПО). Тема фестиваля: "Благо – человеческие ценности, проявленные через действие". Его организаторами выступили Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Некоммерческий фонд "Новое образование" и государственное учреждение "Карельский центр народного творчества" при финансовой поддержке Фонда "Новая Евразия", Баренц cекретариата и Министерства иностранных дел Норвегии, Агентства США по международному развитию через Фонд Евразия. Фестиваль состоялся по инициативе Координационного совета неправительственных организаций при Министерстве культуры и по связям с общественностью Карелии.
В фестивале приняли участие около ста неправительственных организаций, представители значительной части которых приехали из районов республики. Как рассказали организаторы, главной целью фестиваля являлось стремление содействовать становлению гражданского общества в нашей республике путем привлечения внимания органов государственной власти и местного самоуправления, представителей бизнеса, СМИ и широких слоев общественности Карелии к деятельности неправительственных организаций. Необходимо было также определить приоритетные направления в развитии взаимодействия органов власти и НПО, а также обсудить вопросы информирования общества о деятельности и ресурсах НПО. Поэтому участниками фестиваля стали не только представители неправительственных организаций, но и органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий, сотрудничающих с НПО и желающих найти партнеров в их лице, представители СМИ и бизнес-сообщества. В рамках фестиваля состоялись выставка и Марафон Добрых Дел НПО, гражданская дискуссия, круглые столы, мастер-классы. К началу работы фестиваля был создан электронный каталог Добрых Дел Республики Карелия.
В дискуссии "Гражданские инициативы: кому и зачем они нужны" принимал участие Владимир Якимец, доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник института системного анализа РАН (Москва). Он же вел круглый стол "О последних тенденциях социальных инвестиций российского бизнеса". В работе круглого стола "Вопросы государственной регистрации и отчетности некоммерческих организаций" принимали участие Марина Свинкина, начальник отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Карелии и Таисия Соколова, ведущий специалист-эксперт этого же отдела. Темами других круглых столов были: "О механизмах реализации Концепции партнерства органов государственной власти, органов местного самоуправления, неправительственных организаций (НПО) и бизнеса Республики Карелия" (ведущий Юрий Шабанов, советник Главы Карелии); "Карелия – территории развития: от форумов женских – к форуму гражданскому" (ведущие Татьяна Лебедева, начальник Управления ЗАГС, председатель КРОД "Совет женщин" и Людмила Прохорова, внештатный советник Главы Карелии, председатель КРОО "Матери против наркотиков"). На этом круглом столе председатель правления КРОО "Горожане и Дом" Раиса Николаевна Мусиенко в своем выступлении подчеркнула, что необходимо законодательно закрепить возможности прямого участия жителей в построении гражданского общества.
В рамках работы фестиваля были проведены мастер-классы: "Как привлечь добровольцев в организации", ведущие Наталья Пянтина, сотрудник КРОО "Центр "Инициатива" и Татьяна Бачинская, исполнительный директор АНО "Центр развития филантропии "Сопричастность", Москва; "Технологии взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления" – Лариса Корнилова, председатель КРОО "Свободное образование"; "Проектная деятельность – одно из условий успешного развития организаций" – Анна Томчик, сотрудник Карельского ресурсного центра общественных организаций; "Новые гражданские технологии или технологии прорыва" – Галина Степанова, председатель НКФ "Новое образование"; "Особенности региональной публичной политики" – Лариса Никовская, доктор социологических наук Института социологии РАН, сокоординатор Исследовательского Комитета по публичной политике Российской Ассоциации политической науки, Москва.
НПО Карелии на общественных началах занимаются проблемами, имеющими большое значение для становления гражданского общества в республике. Воспитание толерантности, работа с ветеранами и инвалидами, пропаганда здорового образа жизни и многое другое – все в компетенции общественников. Через НПО проходят многие культурные и образовательные инициативы. Так, например, деятельность участников фестиваля, волонтерского отряда "Альтаир", созданного на базе МОУ "Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №2", является примером конкретной и крайне необходимой работы с молодежью (руководители Л.В. Обрядина, Л.Н. Палханова, Н.П.Рыбина). "Альтаир" работает с 2005 года. За непродолжительное время дети и их руководители озеленили пришкольную территорию, установили в лесу агитационный щит, убирали лесной массив, помогли малообеспеченным семьям школьников, технического персонала и воспитанникам детского дома "Медвежонок" приобрести одежду, обувь и канцелярские товары, поздравляли ветеранов с Днем пожилого человека и Днем победы. Пропаганда здорового образа жизни, борьба с негативными привычками подростков вылилась в акцию "Модно быть здоровым!" в результате чего многие из них приняли решение отказаться от курения.
Примеров разноплановой деятельности НПО немало, но и немало трудностей, встречающихся на пути этой работы, что и неудивительно: построение гражданского общества, поиск путей взаимодействия с властью – никогда не было простым делом. Об этом на фестивале шли активные дискуссии, его участники делились опытом своей работы, вырабатывая новые подходы и методы взаимодействия между собой и властью. Параллельно участники фестиваля знакомились с работой друг друга и голосовали за тех, кто, по их мнению, показал лучшие результаты. В итоге тайного голосования в Марафоне Добрых Дел победили НПО: Детский благотворительный фонд им. А. Рогалевича (Сегежа); Кемское отделение Карельского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Российский Красный крест"; КРОО "Ассоциация общественных организаций инвалидов Карелии" (Петрозаводск). Общественное мнение также определило лучших в Выставке Добрых Дел: Волонтерский отряд на базе МОУ "Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа N 2"; женская общественная организация "Сегежанка"; КРОО "Карельский союз бывших малолетних узников" (Петрозаводск).
Во время работы фестиваля были объявлены победители республиканского конкурса социально значимых проектов "Мы, наш край, наша страна". На конкурс было прислано 78 заявок-проектов. Победителей в количестве десяти определяла конкурсная комиссия. Решено, что пять проектов-победителей (первые в списке) будут профинансированы из республиканского бюджета в течение апреля-мая. Вопрос о финансовой поддержке оставшихся пяти проектов будет рассматриваться в течение 2007 года.
Анна КУРДЮКОВА, специалист Министерства культуры
по связям с общественностью Карелии
ТВЕРСКОЙ ФОНД ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА "МАМА" РАБОТАЕТ НАД РАЗВИТИЕМ КОМПАКТНОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЦЫГАН ПОД ТВЕРЬЮ
Тверской областной общественный благотворительный Фонд содействия защите материнства и детства "МАМА" (президент Людмила Коклюшкина) 14 марта в Твери провел семинар-заседание по теме: "Развитие компактного поселения цыган под Тверью и проблемы межнациональных отношений в регионе".
Открывая заседание, Юрий Охлобыстин, ведущий специалист-эксперт отдела по работе с партиями и общественными объединениями комитета внутренней политики Тверской области подчеркнул, что власть ценит общественные инициативы, которые помогают решать вопросы государственной важности.
Николай Бугай, ведущий государственный советник Департамента межнациональных отношений Минрегионразвития РФ, доктор исторических наук, заострил внимание участников на современных направлениях взаимодействия этнических меньшинств с органами исполнительной власти. Он сказал, что Тверская область может стать экспериментальной площадкой, на которой цыгане перестанут испытывать трудности. Проблемы национальных меньшинств должны стать государственными. Так сложилось исторически, что сегодня у цыган сложнейшее положение дел: средний уровень образования 3-5 классов, безработица, неустроенность. Требуется четкая политика региональных властей, вопрос заслуживает рассмотрения на уровне Государственной Думы.
Документальное киноподтверждение тяжелого положения компактных поселений цыган-котляров по России представила Ольга Абраменко, координатор Северо-западного центра социальной и юридической защиты рома (цыган) из Санкт-Петербурга. Она также охарактеризовала группу цыган, проживающих на территории п.Савватьево Тверской области. Это многодетные семьи с общими проблемами жизнеустройства. О. Абраменко считает, что проблема образования для цыган – это основа интеграции их в общество. Повсеместно для этой категории населения России имеет место нарушение прав ребенка – отсутствие возможности получения образования. Здесь необходимо обоюдное старание – родителей детей и государства, пока же цыганские дети вместо среднего получают таборное образование. Требуются специальные государственные программы.
Для вновь созданной музыкальной школы в п.Савватьево О. Абраменко передала Фонду "МАМА" в дар синтезатор.
Тему роли и ответственности СМИ в освещении жизни цыган подняла Надежда Деметер, вице-президент Федеральной национально-культурной Автономии российских цыган, ведущий сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, д.и.н. Н. Деметер подробно остановилась на негативном имидже, который создали СМИ, эксплуатируя стереотип цыганской криминальности. Отсюда не случайно сегодня палят дома цыган, а борьба с наркоторговцами порой сводится к борьбе с цыганами.
Н. Деметер о данном семинаре сказала как о хорошей инициативе, реализуемой общественной организацией в альянсе с администрацией и заметила, что подобная встреча проходит впервые без зарубежной поддержки.
Выступление Риммы Золотаревой, члена общественного совета г.Твери, зам. председателя национально-культурного общества "Романи Рос" осветило положение цыган в Тверском регионе. Она также не обошла вопросы крайней бедности, безработицы, неграмотности тверских цыган. Решению проблем, по ее мнению, может способствовать общее интеллектуальное образование, курсы по профтехобразованию, например, продавца-кассира, парикмахера, швеи. В поселении остро стоит вопрос медицинского обслуживания – нужна организация выездных бригад. В целом Р. Золотарева считает, что взаимопонимание с властями по решению проблем цыганского населения в Тверской области имеется.
Владимир Осипов, председатель Тверского отделения Петровской академии наук и искусств представил инвестиционный проект "Цыганский табор Бахтори Ромэн" в Твери и стратегия территориального развития. Автор проекта подчеркнул, что нужно создавать рабочие места, а не сетовать на их отсутствие. Следовательно, главные задачи: формирование въездного туризма; организация новых рабочих мест для народа рома с учетом их традиционной ментальности; демонстрация достижений самобытной культуры цыган; социальная адаптация многодетных цыганских семей; воспитание в региональном сообществе навыков миротворчества и межнациональной терпимости.
Итогом заседания стало обращение к властям Твери и области с предложениями по решению проблем компактного поселения цыган на территории региона.
В организации и проведении мероприятия Фонд "МАМА" поддержали администрация Тверской области и города Твери, департамент Межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ, федеральная национально-культурная автономия российских цыган. Финансирование события обеспечила Национальная брокерская страховая компания "НБСК" и тверские предприниматели.
Надежда Кружкова,
президент Центра социальной реабилитации
женщин "Так живем".
IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС "РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ" (МОСКВА, 12-13.04.07)
12-13 апреля 2007 года Национальный общественный комитет "Российская семья" и Российский государственный социальный университет при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства сельского хозяйства, Министерства культуры и массовых коммуникаций провели IV Международный Конгресс "Российская семья".
Тема конгресса "Сельская семья: традиции и современность (в контексте реализации приоритетных национальных проектов Российской Федерации)".
Цель проведения конгресса - привлечение внимания государства и институтов гражданского общества к проблемам здоровья семьи с учетом приоритетных национальных программ, определение стратегии развития здоровой семьи как главного социального института в России, а также повышение качества подготовки специалистов по работе с семьей.
Открыл конгресс президент Национального общественного комитета "Российская семья", заместитель Председателя Совета Федерации М.Е.Николаев.
Для участия в работе Конгресса были приглашены члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы РФ, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, руководители министерств, ведомств и муниципалитетов, представители деловых кругов и СМИ, ученые, аспиранты и студенты вузов и научных учреждений России, ближнего и дальнего зарубежья, общественных организаций.
Программа работы Конгресса предусматривала пленарные и секционные доклады, сообщения, круглые столы, дискуссии, посвященные теории, практике и перспективам развития села, а также обмен опытом практической работы в региональных представительствах НОК "Российская семья" Подмосковья.
В ходе конгресса работали следующие секции:
Контактная информация:
тел.: (495) 187-76-18, (495) 187-67-09;
E-mail: center-sgd@rambler.ru
СЕМИНАР В РАМКАХ ПРОЕКТА "УСИЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЛАСТНЫХ
СТРУКТУР В БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ"
(МУРМАНСК, 19-20.04.07)
Трэффик, гендер и права человека
Среди россиян бытует устойчивое мнение, что женщинам нравится заниматься проституцией, поэтому они ищут приключений за границей и иногда попадают в положение сексуальных рабынь.
"В этом году мы отмечаем 200-летие отмены трансатлантической работорговли. Однако до сих пор миллионы людей в мире все еще лишены свободы. Торговля людьми не признает границ, и наш ответ требует трансграничного сотрудничества",- заявила первый заместитель Генерального секретаря ООН Аша-Роуз Мигиро 6 марта 2007 г.
Почему в работе по борьбе с трэффиком и проституцией важно учитывать существенные (гендерные) различия в положении женщин и мужчин в обществе?
Обсуждение культурных различий в понимании природы проституции и трэффика, современных подходов к противодействию торговле людьми состоится на семинаре в Мурманске, в котором 19-20 апреля примут участие сотрудники правоохранительных органов и кризисных центров для женщин из Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мурманска и Стокгольма (Швеция).
Ключевая фигура семинара, старший прокурор международного отдела прокуратуры Швеции в Стокгольме, авторитетный профессионал и мать двоих детей Lisa Tamm убеждена, что проститутками не рождаются, ими становятся в силу тяжелых жизненных обстоятельств, в которых повинны семья, общество и государство. На предыдущей встрече с коллегами из России она сказала: "Ни одна девочка не появляется на свет с мечтой стать проституткой! Необходимо предпринять все возможное, чтобы женщины имели реальную возможность работать и получать приличный доход, не прибегая к унизительному занятию проституцией".
Организаторы третьего семинара в рамках проекта "Усиление возможностей властных структур в борьбе с торговлей людьми" (2006-2009 г.) – Мурманский кризисный центр для женщин "Приют" (Россия) и "Женский форум" (Швеция).
Проект финансируется Агентством по международному сотрудничеству Швеции (SIDA)
ОУ "МУРМАНСКИЙ КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ЖЕНЩИН
"ПРИЮТ"
Мурманск, 183038, ул. Ивченко 3-49.
тел/факс 8152/226875,
krc@unis.ru
НЕОБХОДИМО УСТАНОВИТЬ НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ НЕ НИЖЕ СТОИМОСТИ СУММАРНОЙ МИНИМАЛЬНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ МАТЕРИ И НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА
Открытое письмо МОО "Женское лидерство и партнерство"
о необходимости установления нижнего предела пособия по беременности не
ниже стоимости суммарной минимальной потребительской корзины матери и новорожденного
ребенка и проведении общественной экспертизы законопроекта о размерах выплат
по беременности и родам.
Мы, члены Межрегиональной общественной организации "Женское лидерство и партнерство", присоединившиеся к нам женщины из других общественных организаций и представители ряда российских СМИ, приветствуем решение Конституционного суда РФ (N 4-П от 22.03.2007), который удовлетворил иск Татьяны Баныкиной из г. Сарова и обязал государственные органы снять ограничения верхней планки пособия по беременности и родам. Это свидетельствует о демократических переменах в жизни нашего общества и реальной возможности граждан защищать свои права в судебном порядке.
В соответствие с данным решением Конституционного суда РФ Государственная Дума РФ должна в течение 3-х месяцев разработать, а в течение последующих 3-х месяцев принять закон, который вносит изменения в действующее законодательство.
Мы, члены Межрегиональной общественной организации "Женское лидерство и партнерство", присоединившиеся к нам женщины из других общественных организаций и представители ряда российских СМИ, считаем, что:
1. Для принятия квалифицированного решения по вопросу источников и механизмов выплат пособий по беременности и родам необходима общественная экспертиза законопроекта с привлечением экспертов из научного сообщества и гражданского сектора специалистов в области гендерного анализа.
2. Мы обеспокоены появившимися в СМИ высказываниями некоторых государственных чиновников и депутатов Государственной Думы РФ о возможном переносе части бремени по выплате указанных пособий на работодателей. Если решение Конституционного Суда РФ по иску Татьяны Баныкиной приведет к нормативному закреплению таких механизмов решения проблемы, то работодатели с еще большим усердием будут искать предлоги, чтобы не принимать на работу молодых женщин, не имеющих детей.
3. Мы понимаем, что отмена верхней планки пособий - это мера, улучшающая положение только небольшой части женщин - высокооплачиваемых специалистов.
Закон, который теперь должны будут разработать депутаты Государственной Думы ФС РФ, должен быть шире. Он должен предусмотреть установление также нижней планки размера пособия по беременности и родам, дающего возможность каждой женщине обеспечить жизнь ребенка и свою жизнь в первое время после родов.
Конституция РФ как социального государства содержит статью 38 ("Материнство и детство находится под защитой государства") и статью 39 ("Каждому гарантируется социальное обеспечение <...> для воспитания детей"). Сегодня миллионы молодых женщин России, у которых нет необходимого стажа работы, а значит страховых накоплений, занятых в малом бизнесе и в неформальном секторе экономики, безработных, студенток и мигранток боятся рожать, потому что живут на грани или за чертой бедности, не зная, как обеспечить свое собственное существование, не говоря о детях.
Учитывая все вышеизложенное, считаем необходимым при разработке законопроекта о размерах выплат по беременности и родам закрепить положение о том, что нижний предел пособия по беременности и родам должен быть не ниже стоимости суммарной минимальной потребительской корзины матери и новорожденного ребенка.
Рекомендовать в качестве чрезвычайной временной меры повысить максимальные размеры ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Увеличение пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет может стать одним из рычагов государственного воздействия на повышение рождаемости, но при одном непременном условии - его размер должен как можно полнее компенсировать потерянный заработок и (или) "покрыть" существенное сокращение среднедушевых доходов семьи при рождении ребенка (детей).
Увеличение пособий, связанных с рождением и воспитанием детей, позволит стимулировать и отцов брать отпуск по уходу за ребенком. Тем самым Россия еще на один шаг приблизится к социальным стандартам жизни, принятым в большинстве демократических государств Европы.
Учитывая социальную значимость вопроса улучшения демографической ситуации в стране, обращаемся ко всем заинтересованным силам с призывом объединить усилия общественных организаций, государственных структур и деятелей для организации и проведения общественно-депутатских слушаний с участием представителей экспертного сообщества в целях выработки адекватных сложившейся ситуации решений.
С уважением,
Председатель Координационного Совета МОО "Женское лидерство и партнерство" Л.В. Штылева (Мурманск), Председатель Экспертного Совета МОО "Женское лидерство и партнерство" д.экон.н. М.М. Малышева (Москва), члены координационного совета, руководители региональных организаций - к.ист.наук, директор ИЦГИ О.В. Шнырова (Иваново), к.соц.н. В.М. Плотникова (Воронеж), И.М. Герцик (Калининград), Н.А. Шабалина (Барнаул), С.В. Уралова (Иркутск), канд. ист. наук Л.Д. Бойченко (Петрозаводск), Г.А. Иванова (Новосибирск), Е.А. Козырь (Москва), Г.Н. Гришина (Москва) и др.
3 апреля 2007 г.
Письмо размещено на сайте МОО "Женское лидерство и партнерство" http://womleader.ru/news/?action=novelty&id=61 .04.2007, 11:32)
Отправлено:
довели нашу позицию до Председателей Комитетов Госдумы ФС РФ по делам женщин, семьи и молодежи и социальной политике, соответственно, Е.Ф. Лаховой и А.К. Исаева, а также всех женщин-депутатов Госдумы ФС РФ и членов Комитета ФС ГД по социальной политике, Первого Вице-премьера Правительства Российской Федерации, Председателя президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов Д.А. Медведева,
в процессе – до Председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по социальной политике В.А. Петренко, Заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Ю. Орловой, Председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития А.В. Очировой, Председателя Постоянной комиссии по вопросам материнства, детства и защиты прав женщин Общественного Совета ЦФО Е.Б. Мизулиной.
РАЗРАБОТАНА КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ДО 2025 ГОДА.
Снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения к 2015 году на уровне не менее 140 млн. человек и создание условий для постепенного перехода к ее росту в последующие годы – так определяет цели государственной политики в области народонаселения концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
22 марта проект концепции был рассмотрен на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту "Здоровье" и демографической политике, сообщает пресс-служба Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Согласно проекту реализация положений концепции будет осуществляться поэтапно.
На первом этапе (2007–2010 годы) предполагается принять дополнительные меры по снижению смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний, включая профилактику и своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях и оказание эффективной квалифицированной медицинской помощи; усилить работу по снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и острых отравлений, по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; повысить культуру здорового образа жизни.
В этот период будет продолжена работа по обеспечению государственной материальной поддержки семей, имеющих детей, включая индексацию пособий семьям, имеющим детей. Государство озаботится также созданием условий для возвращения женщин, имеющих маленьких детей, к активной трудовой деятельности.
Предполагается внесение корректив в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2006–2010 годы и региональных программ обеспечения жильем молодых семей.
Отдельно оговариваются поддержка семей, принимающих на воспитание детей-сирот, и создание необходимых условий для реализации органами исполнительной власти субъектов Федерации с 1 января 2008 года государственных полномочий по опеке и попечительству.
На первом этапе реализации концепции также будет решаться задача повышения эффективности миграционной политики.
На втором этапе (2011–2015 годы) планируется реализовать меры, направленные на существенное улучшение здоровья населения, полную реализацию и изменение репродуктивных установок населения, создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, формирование жизнесохранительного поведения и повышение ответственности населения за свое здоровье.
На третьем этапе (после 2016 года) предлагается проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможные риски в демографическом развитии Российской Федерации, принятию превентивных мер, своевременной коррекции программ и планов по сбережению населения, разработке мер, направленных на развитие комплекса действий, реализуемых на первом и втором этапах.
Субъекты Федерации на основе концепции будут формировать собственную демографическую политику и разрабатывать соответствующие региональные программы.
После доработки проект концепции будет представлен на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, говорится в сообщении.
Источник: Сайт Совета по реализации приоритетных
национальных проектов РФ:
http://www.rost.ru/news/2007/03/261510_8482.shtml
РЕГИСТРАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВСЕУКРАИНСКОЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ЖЕНСКОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ
3 апреля 2007 года из Министерства юстиции Украины получено официальное сообщение о регистрации общественного объединения Всеукраинской межнациональной женской конфедерации.
Всеукраинская межнациональная женская конфедерация, созданная по инициативе Международной женской еврейской организации Проект Кешер, объединила 17 общественных женских и межнациональных объединений, в которые вошли 103 общественные и национальные организации на всей территории Украины и является единственным общественным женским объединением общегосударственного значения.
Соучредителями Конфедерации стали Конгресс национальных общин Украины и Харьковская областная организация "Межнациональная женская община".
Главная задача Конфедерации выражать объединенный голос женского межнационального движения в Украине, доводить до правительства и общественности мнение единого женского движения, обобщать и распространять лучший опыт женского национального движения в Украине и за рубежом.
Создание Конфедерация явилось результатом большой, длительной и плодотворной работы женских национальных организаций в Украине, объединенных Проектом Кешер. В течение года велась большая организационная работа. Были проведены, совместные конференции, круглые столы, акции, семинары.
Создание Конфедерации это начало большого и прекрасного пути. Проблема недостаточной терпимости, толерантности и взаимопонимания сейчас очень остро стоит в нашем обществе, поэтому только активные совместные шаги смогут улучшить ситуацию и сделать наш мир лучше и безопасней для всех нас. Сегодня, как никогда раньше, наше общество нуждается в мире и стабильности.
Только вместе, объединив усилия, мы способны изменить мир к лучшему!
Директор по развитию инфраструктуры Проекта Кешер
Елена Кальницкая
Координатор по развитию объединений Проекта Кешер Светлана Юрченко
info@projectkesher.ru
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ (МИНСК, 10-12.04.07)
10-12 апреля в Минске состоялась четвертая ежегодная конференция "Перспективы международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с торговлей людьми". В ней приняли участие представители стран происхождения, транзита и назначения жертв торговцев "живым товаром".
Конференция проводилась Международной организацией по миграции (МОМ), Министерством внутренних дел Республики Беларусь и шведским Управлением международного развития и сотрудничества.
В ходе предыдущих конференций, которые собирались в Минске, Киеве и Кишиневе, были выработаны Рекомендации по международному оперативному и судебному сотрудничеству в области борьбы с торговлей людьми.
Основная цель конференции этого года – продолжение диалога сотрудников правоохранительных органов Беларуси, Молдовы, России и Украины по практическим и оперативным инициативам в сфере международного сотрудничества по противодействию торговле людьми.
В Конференции также приняли участие представители других стран СНГ, Центральной, Западной и Юго–Восточной Европы, международных организаций и дипломатических представительств иностранных государств в Беларуси.
Конференция позволила обменяться опытом регионального и международного сотрудничества правоохранительных органов, найти новые решения и обсудить наиболее эффективные практические инициативы в этой сфере.
Источник: Центр новостей ООН
http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=7361
ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ РАВЕНСТВА ПРАВ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В ЛИТВЕ СЛЕДИТ СЛУЖБА КОНТРОЛЕРА ПО РАВНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ
В рамках объявленного Европарламентом и Евросоветом 2007 года как года равных возможностей, в Литве проводилось исследование, целью которого было сравнение реальных возможностей литовских женщин и мужчин.
Законодательно равные права всем гражданам Литвы обеспечивает основной закон страны, а также и Закон о равных возможностях женщин и мужчин, действующий с 1999 года. Контроль за выполнением этих законов осуществляет Служба контролера по равным возможностям. Данные этой Службы были опубликованы в информационном издании "Арифметика власти".
Статистика свидетельствует, что средняя зарплата женщин в Литве составляет 82 процента средней зарплаты мужчин (в государственном секторе – 78 процентов).
Равновесия между мужчинами и женщинами нет и среди важнейших должностных лиц страны. Среди министров женщины составляют всего 23 процента (3 из 13), среди депутатов – 23 процента (33 из 141), среди председателей парламентских комитетов – 7 процентов (1 из 15), среди избранных в Литве членов Европарламента – 38 процентов (5 из 13) и ни одной женщины нет среди ректоров 15-ти университетов Литвы.
До муниципальных выборов 2007 года в Литве среди мэров женщин 5 процентов, среди членов советов самоуправлений – 21 процент, среди директоров местных городских и районных администраций 5 процентов. Среди избранных в советы самоуправлений в этом году женщины составляют 22 процента (337 из 1167).
60 процентов литовских студентов - это женщины, а зарплаты женщин в стране все еще на 20 процентов меньше, чем у мужчин.
Бируте Весайте, член Сейма Литовской республики, член Комиссии по экономике и европейским вопросам, Председатель Литовской женской парламентской группы, подготовила доклад "Равные права женщин и мужчин и их реализация в Литовской Республике".
В докладе отмечается: "Практика службы показывает, что женщины чаще жалуются на нарушения равных возможностей полов в правовой сфере трудовых отношений: по поводу меньшей заработной платы, о создании худших, чем для мужчин, условий труда, о сексуальных домогательствах, которые чаще всего происходят по месту работы. Мужчины чаще жалуются по поводу того, что в правовых актах, утверждающих равные права женщин и мужчин, не предоставляется право пользоваться отпуском по присмотру за ребенком, меньше выделяется средств на охрану здоровья мужчин, мужчинам приходится больше чем женщинам платить за оказание различных услуг".
Дмитрий Родионов,
Рига
Источник: Татар-информ
http://tatar-inform.ru/news/society/?id=56431
НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА
САЙТ "БЕЛОРУССКИЙ ЖЕНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР"
9 апреля начал работу сайт республиканского общественного объединения "Белорусский женский информационно-координационный центр".
Адрес сайта: http://bwicc.iatp.by/
На сайте размещены Стратегия деятельности женских НПО на 2006-2011 годы, Кодекс женского движения Беларуси и информационно-аналитический бюллетень "Женский взгляд". В статье "Национальные интересы и гендер" этого бюллетеня озвучено обращение к лидерам женских организаций, женщинам-депутатам всех уровней, женщинам-руководителям предприятий всех форм собственности и предпринимательницам, женщинам-руководителям органов власти на местах с призывом объединиться в целях укрепления гражданского мира и социальной стабильности в стране, начать общественно-политический диалог. Основой такого диалога может стать размещенный в качестве приложения к статье проект Договора об общественном согласии и социальном партнерстве на 2007-2011 годы.
С уважением,
Мария Осипова
Руководитель Группы гендерной журналистики
САЙТ "STOP VIOLENCE AGAINST WOMEN WEBSITE" (STOPVAW)
http://www.stopvaw.org
Web-сайт STOPVAW "Остановите насилие против женщин" был разработан при поддержке Международного женского фонда развития ООН (ЮНИФЕМ), Женской сетевой программы Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса) и Библиотеки материалов по правам человека Университета Миннесоты в качестве инструмента по продвижению прав женщин в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) и Содружестве независимых государств (СНГ).
Этот сайт характеризует проблему насилия против женщин как одно из самых распространённых нарушений прав человека в мире. Сайт STOPVAW предлагает информацию для правозащитников, работающих в области защиты прав женщин, которая сосредоточена на искоренении самых злободневных форм насилия против женщин в регионе:
Сайт STOPVAW в настоящее время находится на стадии развития и включает английскую версию текста, с доступом к некоторым материалам на русском языке. В будущем текст этого сайта будет переведeн на русский язык, однако пользователи могут ознакомиться с русской версией схемы сайта, предлагающей более подробную информацию о структуре сайта.
Адрес русской страницы: http://www.russian.stopvaw.org/
Email: mail@stopvaw.org
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ