СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
ИЦ НЖФ уже неоднократно публиковал в Информлистках статьи о деятельности по проекту "Комплексная социальная помощь женщинам и детям в условиях специального образовательного учреждения"(1), который выполняется РОО "Информационный центр независимого женского форума" совместно с Автономной благотворительной некоммерческой организацией ЦПП "Искусство и здоровье". Проект направлен на работу с женщинами-педагогами, воспитателями, администрацией и воспитанниками-учащимися младших классов школы-интерната VIII вида №105 ЮВАО г. Москвы, а также на развитие сотрудничества между государственными специальными образовательными учреждениями и общественными организациями.
Кроме того, мы уже неоднократно писали о том, как социальные инициативы г. Пущино включают детей, подростков и родителей в социальную жизнь города(2). В ноябре 2006 года Международная сеть материнских центров в Братиславе провела встречу "Как нам воспитывать своих детей"(3), в которой приняли участие и представительницы г. Пущино.
На семинаре "Инновационные технологии социальной работы. Обмен опытом и развитие сотрудничества женских НПО"(4) Елена Леонова – учитель рисования школы для глухонемых детей в Твери рассказала, как рисование по шелку способствует развитию у детей творчества и уважения к себе.
Ниже мы публикуем подборку статей из Твери, Пущино, Москвы, в которой представлен разный опыт решения проблем воспитания и образования.
(1) ИЛ № 39,
2006, №№ 5, 6,
7, 2007
(2) ИЛ №№ 4,
9, 42,
43, 2006
(3) ИЛ № 33,46,
2006
(4) ИЛ № 2,2007
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
О художественном развитии и обучении детей с потерей слуха (Тверь)
Обучение
детей технике "батик"
Социальные
проблемы школы
Успехи
и трудности в обучении технике "батик"
Планы
на дальнейшее развитие у детей навыков рисунка по шелку
О деятельности по проекту "Комплексная социальная помощь женщинам и детям в условиях специального образовательного учреждения"
Занятия
– чаепития в 1-3 классах специального образовательного учреждения интерната
№105
Посещение
музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки
Психопрофилактика
синдрома "эмоционального выгорания" и обеспечение личностного
и творческого роста женщин, работающих в социальной сфере
Опыт создания материнского центра в г. Пущино Московской области
О ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ПОТЕРЕЙ СЛУХА (ТВЕРЬ)
20 век стал золотым веком в признании за детьми одаренности во всех видах художественного творчества. Благодаря развитию искусства и философских идей, человечество признало самобытность и ценность индивидуального взгляда на мир.
В мире стала цениться способность человека искусства отразить в своих произведениях моменты зарождения художественного замысла, его чувство глубочайшей сопричастности и единения с миром.
Художник-ребенок воспринимает предметы и явления не как "безгласную вещь", не как объекты, из которых можно извлечь какую-то пользу. Во всем он открывает (не выдумывает, а именно открывает) самоценную внутреннюю жизнь. Облик предмета выступает перед ребенком, словно прозрачный носитель души, выражение судьбы, характера, стремлений, своеобразной, но родственной самому художнику, внутренней жизни.
Художника и ребенка роднит острая эмоциональная отзывчивость на все, что непосредственно познаваемо чувствами, на те неповторимые внешние признаки явлений, к которым взрослеющий человек обычно теряет интерес, а с ним и способность замечать и различать.
В отличие от взрослых, дети не имеют инструментов, позволяющих воплотить прочувствованное. Это сложное идейно-эмоциональное содержание предмета поначалу живет лишь в душе ребенка, оно "невидимо", не имеет готового внешнего облика. Его надо "вообразить", то есть придать ему соответствующую образность и форму, в которых замысел художника получит внешнее, объективное бытие, станет видимым, осязаемым, доступным другим людям.
Для этого нужно обогатить арсенал способов самовыражения детей: дать ребенку возможность познавать мир и манипулировать с ним, всячески поощрять и поддерживать первоначальную активность. Это лучше всего подходит для освоения техник, не требующих кропотливых, однообразных движений, которые убивают в эмоционально пылких душах творчество. Лучше всего у детей получается работать в таких техниках, как коллаж, гротаж, монотипия и рисунок по ткани в технике "Батик".
Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка, проявить творческое воображение - способность создать чувственный образ. Особенностью обучения изобразительному искусству является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное художественное воспитание.
В первом случае детей учат, отталкиваясь от программных задач для детей с нарушением слуха. В этой системе обучения дети приобретают не только изобразительные навыки, но и развивают речь, обогащают словарный запас. Одновременно решаются и художественные задачи, дети приобщаются к искусству в рамках программы, но творчества в этом обучении мало. Поэтому необходим комплексный подход, опирающийся на принципы свободного художественного воспитания, где в неурочное время детям создают благоприятную среду и условия для творчества, не оказывая целенаправленного педагогического воздействия. Дети обретают опыт свободного самовыражения, общение с художественными материалами и т. д. Однако, такой процесс творчества не возможен без обучения: учитель целенаправленно руководит творческим развитием детей. Роль учителя состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но иногда и защитить нестандартную работу.
Художественное развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает "технологию" искусства, но не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретенный навык становится средством воплощения собственных замыслов. Необходимо пробудить у детей личную заинтересованность в искусстве, разных техниках изображения. Из выше сказанных мы применяли гротаж, коллаж, монотипию и "Батик".
Дети заинтересовались рисунком по ткани и стали обучаться и развиваться в этой технике.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ "БАТИК"
Роспись по шелку, а именно о ней идет речь, тем хороша, что чем глубже ее познаешь, тем больше радости она доставляет.
Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что ребенок может выбрать себе любую технику по душе. Впрочем, ее подлинный секрет состоит в том, что она не требует больших затрат времени и сил, успех работы обеспечен заранее самим материалом, а всякий успех окрыляет, и после каждой удачной работы дети с еще большим рвением берутся за следующую работу.
Слово "батик" произошло от индонезийского "бы" - хлопчатобумажная ткань, "тик" - означает "точка", "капля". В узком смысле «батик» обозначает технологию декоративной обработки ткани.
Современный батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, графики, витража, мозаики. Батик сегодня увлекает и профессионалов, и любителей, и тех, кто вовсе не подозревал в себе художественные способности.
Работа с шелком и красками увлекательное и захватывающее занятие. Насыщенность и яркость красок в сочетании с мерцанием шелка превращают даже самый простой замысел в нечто удивительное. Дети получают огромное удовольствие и во время работы, и от полученного результата. Процесс захватил ребят, и вот уже картины украшают классы, выставляются и продаются на выставках-продажах, а на вырученные деньги дети покупают ткань и краски.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ
В нашей школе обучаются 60 человек - с 0 (подготовительного) по 11 класс. Численность детей в классе не превышает 8 человек. Учатся дети в 1-ую смену, во II-ую смену обучаются ребята вечерней школы.
В последнее время процент детей с приобретенной глухотой растет. Если раньше в школе обучались и воспитывались дети из семей глухих родителей, то сейчас обучаются дети, перенесшие в раннем детстве заболевания, которые лечились антибиотиками (многие гентомицином), что привело к поражению слуха. Есть дети слышащих родителей, родившиеся глухими вследствие того, что мамы переболели гриппом, принимали антибиотики, вели нездоровый образ жизни. Растет процент детей, которые имеют сопутствующие диагнозы (глухота-ДЦП-ММД и др.).
В школе работает детский психолог, который помогает в общении с детьми, решает их конфликты и помогает жить дружно в коллективе. Дети в нашей школе дружелюбны, взрослые помогают младшим, оберегают их. Среди глухих детей развита взаимовыручка. Дети талантливы: хорошо рисуют (принимают участие в выставках-продажах), танцуют (занимают призовые места в конкурсах, выступают в разных городах), занимаются в спортивной школе: дзюдо, плавание и конный спорт.
Педагогический коллектив школы - 16 человек: учителя, сурдопедагоги, психолог. Возраст учителей: 8 чел. - 50-55 лет, 8 чел. - 33-38 лет. Коллектив очень дружный, учителя постарше делятся опытом с молодыми, а молодые вносят новшества, идут на эксперименты. Поскольку дети у нас сложные, имеющие по 2-3 диагноза, а учителя работают на две ставки, нам необходим психолог для учителей, который помог бы нрешать разногласия между учителем и ребенком, учителем и родителями, чтобы школьные проблемы не влияли отрицательно на семейную жизнь учителей, а также, чтобы помочь учителям снимать психологическое напряжение.
УСПЕХИ И ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ "БАТИК"
На первых этапах работы, конечно, появлялись и трудности. Трудность дети испытывали в правильности выбора замысла, композиции.
Освоив первые шаги в работе с красками, тканью и получив хороший результат, детям хотелось изобразить все - любой предмет, портрет и композицию. Но, не узнав и не поняв особенности краски, ткани (грунтовка в сюжетном изображении), дети столкнулись с художественной задачей, как правильно выбрать ту или иную технику под свой замысел. А задача состояла в том, чтобы постепенно от простого к сложному обучить технологии рисунка, и, конечно же, поощрять каждый успешный урок.
Обучались дети двум видам росписи по ткани: холодный батик и свободная роспись. Мастерство детей растет и развивается. Это помогает детям раскрыть свой творческий потенциал, художественные способности, умение самовыражаться с помощью красок. Постоянно обогащается речь детей, решается и нравственная задача. Творчество сближает детей, когда в дружеском альянсе получается свое общее изделие, повышается самооценка среди сверстников, учителей, родителей. Глухому ребенку очень важно быть признанным.
В процессе тесного сотворчества с детьми открылись и одаренные дети, которые с 2006 учебного года учатся в детской художественной школе им Венецианова. И мы очень надеемся, что эти занятия пригодятся для будущей профессии.
ПЛАНЫ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ РИСУНКА ПО ШЕЛКУ
"Батиком" мы занимаемся второй учебный год. Работы детей становятся все более качественными, выразительными, их знания углубляются. В этом учебном году мы познакомились с техниками горячего батика, узелкового батика, росписи с помощью трафарета и штемпелей. Мы принимаем и будем принимать участие в выставках-продажах.
Значимость этих занятий у глухих детей определяется большими возможностями коррекции и компенсации особенности развития познавательной, эмоциональной, двигательной сфер учащихся, формирование речи, слухо-зрительного восприятия и общения, а также положительных личностных качеств.
Елена Леонова,
учительница рисования школы
для глухонемых детей(I-II типа), г.Тверь
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ "КОМПЛЕКСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИНАМ И ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
ЗАНЯТИЯ – ЧАЕПИТИЯ В 1-3 КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТА №105
Одной из основных задач специалистов, работающих с детьми-сиротами, имеющими нарушения в развитии, является развитие у детей не только интеллектуальной и эмоциональной сферы, но и социальных навыков, которые помогут им в дальнейшей жизни. Для развития и формирования у детей социальных навыков, например, навыков заботы, мы проводили занятия-чаепития с учащимися 1-3 классов.
Традиция чаепитий широко распространена среди взрослых и детей. Совместное чаепитие, атмосфера, которая создается за общим столом, объединяет и сближает людей, создает обстановку, в которой теплеют сердца, легче снимаются барьеры, завязывается беседа. Чаепитие за общим столом – не только возможность поесть и попить чаю, удовлетворить свой аппетит, это встречи людей, и в то же время это пространство для общения. На наш взгляд, проведение занятий в форме чаепития содержит в себе много возможностей для социального развития.
Необходимо отметить с сожалением, что дети в большинстве не умеют вести себя за столом. Их знания и умения ограничены в этой части, и нередко дети оказываются беспомощными, так как слабо представляют, как нужно вести себя за общим столом. Одна из причин такой ситуации состоит в том, что сами взрослые часто не уделяют этому особого внимания, даже в семье не знакомят с этикетом и не учат проявлять заботу о других людях, которую можно формировать и за столом.
Задачами занятий-чаепитий были: сформировать представления и понятия об этикете (чайный этикет), сервировке стола, владении различными предметами; совершенствовать навыки поведения за столом во время общего чаепития. Этика является частью культуры, поэтому важно приобщать детей к общей культуре посредством формирования у них нравственно-этических навыков. Дети должны чувствовать себя частью культуры своей страны.
Такая форма занятий дает возможность ребенку, включаясь в общую деятельность, ощутить свой вклад и свою причастность к жизни своего класса, к группе сверстников (одноклассников), подготавливает детей к многообразным жизненным ситуациям, к представлениям о новых для них формах взаимоотношений. Так развиваются разные варианты эмоциональных проявлений, средствах выражения социально-нравственных побуждений.
Сначала занятия-чаепития мы проводили для каждого класса отдельно, а потом провели и совместные чаепития, объединив детей первого и третьего, второго и третьего классов.
В каждом классе есть чашки, ложки, чайник и другие, необходимые для подготовки и проведения чайного застолья, принадлежности. Обычно дети пьют чай в классе, сидя каждый за своей партой, поедая свои сладости. Некоторые дети могут за собой ухаживать, поставить себе на стол чашку, налить чай, помыть за собой посуду и даже подмести пол и т.д. Но наши наблюдения на первом занятии- чаепитии сразу выявили, что у детей есть трудности в общении.
Все этапы чаепития мы проводили с детьми и взрослыми совместно. Это было важно, чтобы все происходило как дома, в семье, тогда чаепитие перестает быть чем-то безличным, автоматическим. В классах есть дети с разными проблемами: возбудимые дети, поведение которых характеризуется импульсивностью и конфликтностью, неумением придерживаться правил взаимодействия, неусидчивостью, двигательной расторможенностью и т.д., обособленные дети, стремящиеся к отстранению, уходу от окружающих сверстников. Однако, общая работа, в которой участвуют все дети, где каждый ребенок вносит свой посильный вклад, способствует объединению детей.
Наблюдение за тем, как дети включаются в процесс общего дела, принимают чужую инициативу или нет, как готовят чаепитие, как ведут себя за столом, во многом дало понимание особенностей их взаимодействия и особенностей их эмоционального отношения друг к другу. Так, например, составляя вместе столы, ребята отталкивали друг друга, пытаясь в одиночку перетаскивать тяжелые столы. Расставлять стулья вокруг столов мальчики не хотели, а если и делали, то каждый поставил стул только для себя. Остальные стулья пришлось расставить девочкам. Накрывая на стол, каждый ставил чашку и блюдце тоже только для себя. Если кто-то раскладывал печенье и конфеты на столе, то делал это один, обнаруживая негативизм к тому однокласснику, кто хотел помочь, кто делал это с удовольствием. Кто-то вообще занимался своими делами, и надо было несколько раз просить его чем-то помочь. Детям было трудно ждать, они старались скорее сесть за стол и начать пить чай и есть угощенья. Сидя за столом, дети старались быстро схватить конфету или печенье, протягивая руки через весь стол, съесть как можно больше, даже если уже и не могли. Многие дети не следили за тем, как они едят, не вытирали рты, если испачкались, хотя рядом лежали салфетки, не обращали внимания на раскиданные по столу фантики и мокрые пятна от пролитого на стол чая. Дети не общались за столом, а старались скорее проглотить угощенье, часто вскакивали из-за стола, толкая друг друга.
На первом занятии-чаепитии мы рассказали детям о традиции чаепития, чайного застолья в России. Мы познакомили детей с новым для них понятием этикет, а именно чайный этикет, чайное застолье.
Мы показали, как надо красиво сервировать стол для общего чаепития, как рассаживаться за столом, как расставлять приборы, кто за кем ухаживает, как передавать друг другу чашки, как правильно держать чашку и блюдце, как заваривать чай в пакетиках, куда положить фантик от конфеты, для чего нужны сахарница, вазы для печенья и конфет, как вести застольную беседу. Во время чаепития дети учились общаться, а не только кушать. Дети стали рассказывать увлекательные истории, загадывали загадки, рассказывали стихотворения, пели песни.
На следующих занятиях при подготовке к чаепитию детям необходимо было сначала сосчитать, сколько нужно поставить стульев и чайных приборов, чтобы хватило на всех. Мы также распределили обязанности между детьми: мальчики составляют столы и стулья, а девочки сервируют стол: расстилают скатерть, раскладывают салфетки, приносят чашки, ложки, блюдца, раскладывают конфеты и печенья на большие блюда. Мы учили детей смотреть, чтобы стол был накрыт красиво, чтобы на столе были красиво разложены все угощения. Ребята уже на втором занятии-чаепитии использовали навыки поведения за столом, которым мы их учили.
Мы специально учили детей видеть и чувствовать рядом с собой другого ребенка, другого человека, смотреть на него, когда обращаешься к нему. Мы учили их рассказывать, что они делали днем, в школе, какие уроки у них были, что они узнали нового. Дети учились ждать за столом тех, кто ест медленнее. Создавались также условия и для проявления заботы друг о друге, дети становились помощниками для взрослого. По окончании мы все вместе произносили "спасибо" и приступали к завершающей части занятия: дети убирали посуду со стола, мыли ее, вытирали стол, подметали пол, все вместе расставляли столы и стулья на свои места.
Формирование нового опыта взаимодействия детей со сверстниками требует от специалистов-воспитателей, преподавателей, психологов создания специальных условий и постановки перед детьми новых задач, которые способствуют развитию у детей соответствующих способов общения. Таким образом, налаживаются различные по характеру взаимоотношения со сверстниками, укрепляются положительные отношения между ними. Особенно важно, что отношение ребенка к партнерам-сверстникам обогащается новым содержанием. Чайное застолье можно использовать и для изменения качеств самого ребенка, для изменения его поведения и отношения к одноклассникам. Мы наблюдали, как эта форма занятий способствует выявлению у детей положительных качеств, которые до этого не проявлялись, открывая ребенка с новой стороны.
Так, на первом занятии-чаепитии в первом классе двое детей положили свои сладости на общий стол, поделились со всеми. На следующих встречах другие дети по их примеру тоже стали делиться своим угощением. Но некоторым ребятам сделать это было очень трудно, они напротив, старались взять с тарелок как можно больше для себя, хотя голода эти дети не испытывали. Детей в интернате кормят хорошей и разнообразной пищей.
И здесь воспитатель должен вовремя замечать и поощрять эти положительные проявления детей в отношениях друг с другом, их добрые намерения, чувства и поступки. Реальная практика проявления заботы друг о друге - один из главных источников, формирующих социальное чувство детей.
Необходимо подчеркнуть, что эффективность такой работы возрастет, если впоследствии она будет закрепляться систематически в повседневной практике, чтобы это вошло в привычку детей. Такие занятия желательно проводить в течение длительного времени. В этом случае формирование поведения у детей происходит успешнее.
Нисневич Е.И. арттерапевт,
президент АБНО ЦПП "Искусство и здоровье"
ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИМ. М.И. ГЛИНКИ
Посещение 19 декабря 2006 года музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки с детьми 3-го класса школы-интерната VIII вида № 105 ЮВАО г Москвы было заключительным этапом социальной работы по коррекционно-развивающей программе, направленной на формирование у детей младших классов социальных навыков, способствующих успешной адаптации в социуме. Это мероприятие проводилось, чтобы дети смогли проявить и закрепить в реальной ситуации знания и навыки, полученные на занятиях. Одновременно с этим, оно было для нас критерием оценки уровня освоения тех социальных навыков детей, на развитие которых была направлена основная работа специалистов проекта. Музей находится далеко от школы-интерната, экскурсия по музею продолжалась полтора часа, поэтому все мероприятие заняло вторую половину дня - от послеобеденного времени до ужина. Детям предстояла пешая дорога до метро, поездка в метро с пересадкой на другую линию, дорога пешком от метро до музея, сама экскурсия и обратная дорога, совпавшая по времени с часом пик.
Почему экскурсия и почему музей музыкальной культуры, ведь проще было бы отвести детей в театр? Но в музыкальном театре Натальи Сац эти дети уже были, и мы решили использовать новую для них форму социально развивающей работы. В музее они никогда еще не были.
Экскурсия - распространенная форма работы с детьми. Она имеет большое значение в воспитании и развитии детей с нарушениями развития, и особенно для детей, находящихся и обучающихся в интернате, поскольку их социальное общение ограничено. В ходе экскурсии происходит освоении детьми нового социального опыта через непосредственное общение детей с социумом, расширение их знаний и представлений о мире, об окружающей действительности. Посещение любого музея для детей событие яркое и запоминающееся, вызывающее эмоциональный отклик. Экскурсия положительно влияет на усвоение знаний и закрепление навыков, полученных на занятиях.
Кроме того, на наших коррекционно-развивающих занятиях дети знакомились с различными музыкальными инструментами, учились на них играть, учились слушать и различать звучание не только музыкальных инструментов, но и окружающей природы. Поэтому посещение музея музыкальной культуры давало возможность расширить их уже имеющиеся знания о музыкальных инструментах и прибрести новые.
Музыкальное искусство дает ребенку возможность художественного освоения действительности. В процессе освоения ребенок проходит путь от восприятия прекрасного, через накопление эстетических впечатлений к формированию чувства прекрасного. А чувство прекрасного формируется как посредством слушания и созерцания, так и в активной музыкальной деятельности: пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В процессе овладения детьми этими видами деятельности также создаются условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах детей, возможности художественного развития, а также формирования предпосылок развития их творческой активности. Активное взаимодействие ребенка, имеющего нарушения в развитии, с художественной средой способствует формированию у него нравственно-эстетических ценностей и усвоению способов общения в социально-культурной среде.
Организация и проведение любой экскурсии требует от специалистов определенной подготовительной работы с детьми. Работа состояла из следующих этапов: подготовительного, собственно экскурсии и заключительного. На подготовительном этапе важно вызвать у детей интерес, создать мотивацию к изучению нового. С детьми проводились занятия, во время которых изучали разные виды транспорта, отличительные особенности, специфику метро, правила безопасного поведения на улице и в транспорте, действия в случае, если ребенок потерялся или отстал от взрослых, правила общения со взрослыми и с незнакомыми людьми. Кроме того, мы познакомили детей с новым для них видом культурного учреждения - музеем, рассказали, какие музеи существуют в Москве, обсудили их предназначение и то, как нужно вести себя в музее. В процессе занятий дети узнавали новые слова, термины, понятия.
Мы вместе с детьми составили план-последовательность этапов экскурсии и действий на этих этапах, а также схему маршрута. Готовясь к проведению экскурсии, мы обсудили содержание будущей экскурсии и объяснили, что нового дети смогут там узнать и т.д. На этом этапе обсуждение предстоящей экскурсии сопровождалось демонстрацией картинок, иллюстраций, проведением дидактических и сюжетно-ролевых игр, в процессе проведения которых происходит освоение и закрепление ребенком опыта социальных взаимоотношений. С возрастом и по мере обретения жизненного опыта, ранее полученные представления конкретизируются, расширяются и обогащаются.
Основной этап - собственно сама экскурсия. Государственный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки имеет уникальную коллекцию музыкальных инструментов разных стран мира. В ходе экскурсии детям рассказывали о музыкальных инструментах разных народов мира: русских, украинских, народов Прибалтики, Севера, Африки, Азии, Америки и разных исторических эпох, начиная с IX века и до наших дней. Они увидели, из каких природных материалов изготавливались уникальные музыкальные инструменты, дошедшие до нас, можно сказать, из глубины веков, услышали их звучание. Так через знакомство с разными музыкальными инструментами дети с нарушениями развития узнают об истории, обычаях, традициях, характере народов, живущих в разных уголках Земли. История возникновения инструментов у разных народов связана со сказаниями, легендами, мифами, которым присуща яркая образность, более близкая для восприятия и понимания детьми с нарушениями развития. В ходе экскурсии ведущая рассказывала детям мифы и легенды, вызвавшие у них живой эмоциональный отклик. Это позволяет вызывать и удерживать у детей длительное время внимание и интерес.
На протяжении всей экскурсии дети были включены в диалог: им задавались вопросы экскурсоводом, и дети активно и охотно отвечали на них, проявляя свои знания. Также дети сами задавали вопросы, просили можно ли поиграть самим на этих инструментах, интересовались, как играют на тех или иных инструментах. Ребята с радостью узнавали музыкальные инструменты, с которыми они знакомились и учились играть на наших коррекционно-развивающих занятиях, с большим интересом слушали звучание новых неизвестных до этого для них инструментов, то есть проявляли познавательную активность. Большой интерес у детей вызвали клавишные музыкальные инструменты: клавесин, клавикорд, челеста. Очень заинтересовала шарманка: дети с любопытством заглядывали во-внутрь, пытаясь найти, откуда идет звук. Каждому хотелось попробовать поиграть на этих инструментах, но, зная, что правила музея не позволяют это делать, ребята старались изо всех сил сдерживать свои желания. Необходимо отметить, что поведение детей в музее соответствовало общепринятым правилам, навыки которого вырабатывались во время наших занятий. По окончании экскурсии ведущая похвалила детей за их хорошее поведение во время экскурсии, которая продолжалась полтора часа. Она была удивлена, узнав, что дети имеют нарушения в развитии и учатся в специальном учебном учреждении.
На обратном пути в интернат мы попали в "час пик", когда метро перегружено пассажирами и от людей, и тем более детей с нарушениями требуется напряжение и концентрация внимания, эмоциональная устойчивость. Несмотря на это, дети проявили свои умения безопасного поведения в транспорте: не толкались, держали друг друга за руки, находились рядом с взрослыми, выполняя все инструкции, и даже уступили свои места женщинам.
Заключительным этапом экскурсии была беседа с детьми, когда мы уже пришли в интернат, во время которой они делились своими впечатлениями о посещении музея, их отношении к увиденному и услышанному, что новое они узнали во время этой поездки, как они оценивают свое поведение в транспорте и в музее, легко или трудно было следовать правилам поведения. Дети выразили желание еще раз посетить музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки и попросили, чтобы аналогичная экскурсия была проведена и для учащихся второго класса.
Работа по социализации детей предполагает систематическое использование полученных на коррекционно-развивающих занятиях знаний, представлений, умений и навыков. Необходимо подчеркнуть, что экскурсионная работа позволяет повысить как развивающий эффект воспитания, так и социальную компетентность детей с нарушениями.
Отзывы воспитателей о посещение музея.
Тарада Г.И., воспитательница младших классов. "В этом году психологи нам организовали великолепную экскурсию в Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Даже тяжелая дорога не испортила впечатление, хотя мы попали в час пик, ехали с пересадками, но сама экскурсия – это было замечательно. Дети эту экскурсию долго помнили, многое отложилось в их памяти».
Нисневич Е.И.
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ" И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ЖЕНЩИН, РАБОТАЮЩИХ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Синдром "эмоционального выгорания" и профессионального переутомления у педагогов – это реальность сегодняшнего дня. Установлено, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных в психологическом плане видов социальной деятельности. Труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. По данным НИИ медицины труда к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны 60% учителей.
Длительные периоды умственного и эмоционального напряжения, большие физические нагрузки и другие причины способствуют развитию синдрома "эмоционального выгорания". Синдром "эмоционального выгорания" характеризуется как специальный вид профессионального заболевания лиц, работающих в системе человек-человек, находящихся в интенсивном общении, в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Являясь ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, психологическое и физическое благополучие педагога имеет первостепенное значение. Именно учитель, в первую очередь, отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников. Настроение учителя, его собственная готовность или неготовность к интенсивной работе во многом влияют на работоспособность и активность класса и вызывают у школьников соответственные эмоции. Психологические исследования свидетельствуют, что привораживать сердца ребят могут только педагоги, творчески и увлеченно работающие.
Существует также тенденция полного поглощения школой всей жизни педагога. Чаще всего педагоги находятся в школе с утра до вечера, забрасывают свою личную жизнь, смиряясь либо с неналаженностью семейной жизни, либо вообще с ее отсутствием. Около половины педагогического состава школы – одинокие женщины, которые разведены или не были замужем. Многие из них не имеют собственных детей.
К сожалению, этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Поэтому необходима разработка практических программ психологической реабилитации данной категории специалистов.
Вышеперечисленные факты имеют подтверждение в практике деятельности специалистов Автономной благотворительной некоммерческой организацией ЦПП "Искусство и здоровье" и РОО "Информационный центр независимого женского форума". Мы получили запрос от директора школы-интерната №105 VIII вида ЮВАО г. Москвы на оказание социально-психологической помощи женщинам-педагогам и воспитателям, работающим с детьми.
Многие сотрудницы интерната жалуются на хроническую усталость, различные физические недомогания: головные боли, бессонницу, скачущее давление, раздражительность, эмоциональную неустойчивость. Женщины находятся в постоянном напряжении из-за того, что стремятся сделать много дел одновременно и везде успеть. Они говорят о том, что испытывают постоянный страх что-то не успеть, ускоряют ритм собственной жизни, стараясь ценить каждую минуту, и не разрешая себе "отвлекаться по пустякам". К таким "пустякам" они часто относят минуты отдыха, созерцания или наслаждения маленькими радостями жизни. Обычно на сознательное и грамотное овладение методами психологической саморегуляции женщинам просто не хватает времени.
В рамках этого проекта удалось провести только два тренинга, направленные на психопрофилактику синдрома "эмоционального выгорания" и обеспечение личностного и творческого роста педагогов и воспитателей. В тренингах принимали участие преподаватели, воспитатели, логопед, зам. директора по социальной защите.
Тренинги разработаны таким образом, чтобы помочь педагогу ориентироваться в своем психологическом пространстве более грамотно и разумно для сбережения собственного психического здоровья и здоровья окружающих. Эти тренинги выявления внутренних ресурсов и приемов саморегулирования направлены также на создание взаимоподдерживающей обстановки в коллективе и развитие творческого потенциала женщин.
Участницы тренинга были ознакомлены с эффективными методами психологической саморегуляции: снятие напряжения, усталости и восстановление работоспособности. В процессе тренинга происходил активный обмен опытом, создавались условия для опробования новых способов психологической саморегуляции, установился благоприятный эмоциональный фон, чувствовался дух сотрудничества, взаимопонимания и сотворчества.
Специалисты ЦПП "Искусство и здоровье и ИЦ НЖФ имеют многолетний опыт практического применения арттерапевтических методик, которые показали свою эффективность в работе с женщинами и детьми. Тренинги в интернате проводились с использованием арттерапевтических методик – "Тематический коллаж" и музыкальная терапия.
Тренинг "Тематический коллаж" состоял из трех частей. Сначала все участницы обсуждали, какие способы и методы психологической саморегуляции они знают и какие можно использовать для психологической разгрузки.
Во второй части тренинга участницы создавали коллаж. Из иллюстрированных журналов необходимо было вырезать сюжеты, совпадающие с их представлениями о различных способах психологической разгрузки. Вырезанные сюжеты из журналов они наклеили на большой лист бумаги, обсудили и дали ему общее название "Мы отдыхаем". Посмотрев на готовую работу, участницы увидели, что часть сюжетов у них совпадает и совпадает с отдыхом, например, отдых на пляже, купание в море и т.д., а некоторые нет, например, работа в огороде. Стали спорить и дискутировать, приводить и другие способы восстановления, о которых забыли, и которые не были отражены в коллаже.
Третья часть – обсуждение коллажа и анализ работы. В процессе создания коллажа наблюдалось изменение настроения участниц. В совместной деятельности они оживились, увлеченно обсуждая, как лучше разместить вырезки сюжетов. Для них стало неожиданным, что такое на первый взгляд простое, незамысловатое занятие способствовало их раскрепощению, снятию напряженности, принесло положительные и радостные ощущения.
Из высказываний участниц тренингов:
"Созданный нами тематический коллаж будет напоминать о коллективной работе в "чужом пространстве". Не ожидала, что с помощью старых журналов можно улучшить настроение".
"Тренинг побудил нас к размышлениям о необходимости постоянного внимания к самому себе, регулярно отдыхать и систематически заниматься психотехническими упражнениями. Действительно, находясь в интенсивном общении, в эмоционально перегруженной атмосфере, необходимо уметь управлять своим эмоциональным состоянием, эффективно сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться".
"Эти занятия позволяют развить чувство причастности к коллективу".
"При выполнении заданий чувствовали себя свободно, комфортно. У нас была уникальная возможность обменяться впечатлениями, что происходило во время упражнения, говорить о любых эмоциях, которые у нас возникали".
"Тренинги создают хороший настрой на дальнейшую работу".
Второй тренинг для женщин-сотрудниц специальной школы-интерната № 105 проводился с использованием музыкальной психотерапии. Музыка и разнообразная музыкальная деятельность используются как средство профилактики, коррекции, восстановления и гармонизации психического и физического здоровья.
Музыка оказывает влияние на физиологические процессы, вызывает телесные и двигательные реакции в организме. С помощью музыки, различных ее элементов, можно изменять и регулировать ритм дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, обмена веществ, мозговой активности и т.д.
Музыка помогает открывать себя в себе, углубляет понимание себя, способствует самосознанию, воздействует на эмоциональную сферу человека, вызывая определенные эмоциональные реакции, что, в свою очередь, способствует развитию чувств. Положительные эмоции, возникающие во время активной музыкальной деятельности, а также при восприятии музыкальных произведений, нейтрализуют негативные эмоции. Неприятные аффекты подвергаются разрядке, уничтожаются, превращаются в свою противоположность. Таким образом, происходит изживание отрицательных эмоций, изменение настроения.
Занятия различными видами музыкальной деятельности помогают развить коммуникативные возможности, эмпатию. Раскрытие и реализация творческого потенциала женщин является основой для их дальнейшего саморазвития. Активные занятия творчеством способствуют решению многих психологических проблем.
В тренинге мы использовали пение, которое является одним из признанных эффективных способов саморегуляции. Он включает пение специальных упражнений, состоящих из сочетания гласных и согласных звуков, которые во время их пропевания воздействуют на разные уровни организации человека: физический, психический, духовный. Эта система упражнений приводит к восстановлению психофизической целостности, утраченной гармонии человека. Голос человека является отражением индивидуальности человека, его психофизического состояния. Пение благотворно сказывается на работе внутренних органов и функциональных систем организма человека. В процессе тонирования определенных звуков происходит замедление альфа-ритма головного мозга, что соответствует состоянию успокоения и комфорта, способствуя стабилизации эмоций. Голос человека и пение могут являться диагностикой, и, одновременно, способом регуляции его психофизического состояния.
Наряду с терапией пением, на тренинге для педагогического состава был использован прием музыкальной терапии "воздействующая музыка", который заключается в активном слушании музыкальных произведений и совместном обсуждении по окончании прослушивания. Для этого были выбраны произведения разных стилей и эпох, природных звучаний, различных музыкальных инструментов, изготовленных из природных материалов. Слушая музыкальные произведения разные по характеру, инструментальному звучанию, можно целенаправленно влиять на психофизическое состояние человека расслабляющим, тонизирующим или активизирующим образом. Это ведет к восстановлению эмоционального равновесия, вызывает положительные эмоции. Для прослушивания мы использовали записи произведений В.-А. Моцарта, Й. Гайдна, А. Вивальди, И.-С. Баха, П.И. Чайковского. Кроме психофизического воздействия, музыкальные образы, возникающие во время слушания произведений, представляют проекцию внутреннего мира каждой из участниц тренинга, что позволяет им более полно познать и понять себя, свой внутренний мир, скрытые переживания, и произвольно изменять их при помощи подбора определенных музыкальных произведений, близких их душевному состоянию.
Сочетание музыкального занятия и тематического коллажа дало хороший психотерапевтический эффект, помогло снятию эмоционального напряжения, возникающего обычно в процессе работы с детьми с нарушениями развития, способствовало более глубокому раскрытию внутреннего мира женщин-педагогов. Несмотря на то, что в начале тренинга чувствовались некоторая настороженность и напряжение, и можно сказать даже скепсис со стороны преподавательниц, в ходе тренинга постепенно происходили изменения как в их настроении, так и в их отношении к проводимому занятию.
По окончании женщины живо обсуждали проведенные тренинги, отмечая произошедшие изменения в их самочувствии и настроении. Они высказали пожелание продолжать подобную работу.
Нисневич Е.И.,
Федорова В.В., психолог,
директор проекта
ОПЫТ СОЗДАНИЯ МАТЕРИНСКОГО ЦЕНТРА В Г. ПУЩИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В ПОМОЩЬ МАМАМ И ДЕТЯМ
Работы по проекту "Благоустройство города" продолжаются. Мы не раз уже рассказывали о том, что было сделано за последнее время. Организаторы семинара, прошедшего 12 сентября в ДЮЦ "Радуга", ставили перед собой цель не только сделать подробный отчет о выполненной работе, но и подумать, как сохранить все то, что сотворено руками сотрудников различных организаций, детей и активных родителей. А это, пожалуй, проблема номер один. Известно, что если люди сами что-то создали, то они это обычно не разрушают. Поэтому надо стараться поддерживать те инициативы, деятельность которых направлена на активное участие в жизни города и как можно больше создавать в городе своими руками. Каждый, проживающий в Пущине, должен внести лепту в создание благоприятной среды.
Галина Павловна Сапожникова, занимавшаяся проблемами экологического сбора и сортировки бытовых отходов Пущина на протяжении 10 лет, теперь будет помогать организовываться детям и их родителям.
Детская площадка в микрорайоне "АБ", созданная работниками магазина "Счастливый случай" и доработанная активистами Пущина, стала местом общения многих родителей, малышей, бабушек и дедушек. Поэтому возникла идея создания Материнского центра. Такие центры уже открыты во многих странах, всего их около восьмисот. В России пока их нет. Если удастся организовать его в городе, то Пущино будет единственным в нашей стране местом, где открыт такой центр. "В одном из таких центров, в Ванкувере, я была совсем недавно, - рассказывает Галина Павловна, - он расположен в двухэтажном здании. Там есть комнаты для отдыха и игры дошкольников, старших школьников с кухней и столовой, где всегда можно оставить ребенка на день, и его покормят, помогут сделать уроки. Ведется огромная работа по занятости подростков интересными конкурсами, проектами, встречами, выставками. В этом центре ведется работа с детьми - инвалидами от рождения или ставшими ими в результате несчастных случаев".
Пока многих пугает то, что центр в Пущине будет открываться на общественных началах. Естественно, без поддержки администрации здесь не обойтись. Во-первых, нужно хоть небольшое, но помещение, во-вторых, в этом помещении должны быть детские игрушки, мебель и многое другое. Но сама идея создания Материнского центра весьма смелая и полезная. Правда, здесь необходимо проявить большую активность со стороны женщин, а не пассивно ждать помощи от государства. А ведь у каждой женщины найдется полезный совет по воспитанию ребенка или по изготовлению какой-нибудь поделки. Вот такие родители и должны объединяться и помогать друг другу и своим детям. "В таких центрах родители находят социальное пространство для своих детей, - считает Галина Павловна Сапожникова. - С их участием возникают коллективные сады, парки, скверы, цветники. Участвуя в этих делах, дети проникаются все большей любовью к своей части города и горят желанием сделать что-то хорошее еще и еще".
Какое воспитание мы хотим дать нашим детям? Чем мы сами можем помочь им? Эти и другие вопросы будут рассматриваться на конференции в Братиславе, которая пройдет в ноябре и куда приглашены активные мамы нашего города.
Все участники семинара, проходившего в Пущине, проявляли большую активность в организации материнского центра. Директор ДЮЦ "Радуга" предложил объявить следующий год Годом ребенка, и в течение этого периода создавать в городе все условия для гармонического развития пущинских детей. Директор магазина "Счастливый случай" уже планирует построить детский парк в микрорайоне "АБ".
В заключение семинара организаторами и участниками было составлено письмо-обращение к главе города и совету депутатов с просьбой поддержать идею создания Материнского центра в Пущине. В письме также предлагалось возобновить программу подготовки молодой семьи при отделе ЗАГС и детской поликлиники города, ввести в школах факультативные занятия по этике и психологии семейной жизни, ежегодно проводить конкурсы "Папа, мама, я – дружная семья" и обучающие семинары по здоровому питанию и закаливанию.
Чтобы дети росли здоровыми, они должны рождаться без патологий. Задачей этого центра будет являться и подготовка будущих родителей к планированию ребенка. А заниматься этим надо уже сейчас. Будущее поколение нашего города зависит от сегодняшних детей и подростков.
Ольга Шалатова
журналист,
"Пущинская среда"
КТО ПОДСКАЖЕТ МАМЕ И ПАПЕ?
Женщины, соединим сердца свои.
Женщины, соединим лучи любви.
Матери, создать нам новый мир дано,
Счастье общее для всех одно.
Впрочем, почему это в песне московского барда Елены Левченко, исполненной Татьяной Леонидовной Волковой и Екатериной Зиновьевной Никитиной и уже несколько дней звучащей в моей голове, упоминаются только мамы? А как же папы? К чему этот разговор, вы спросите? К тому, что 2 и 3 марта на семинаре выяснилось, что бывают не только беременные мамы, но и такие же папы. Они так и говорили: "Когда мы были беременными".
Впрочем, таких отцов совсем не много. "Папа, который просто пришел на специализированные курсы – это уже очень продвинутый папа", - эта мысль звучала на семинаре "Здоровье детей начинается с беременности. Образовательные стратегии. Что может предложить город беременным и молодым родителям", прошедший 2-3 марта в городе Пущино Московской области. Мы уже писали о том, что в городе родители, обеспокоенные воспитанием своих детей создали семейный центр "Три поколения". Семинар был продолжением начатой в 2006 годе работы.
Как часто люди, планирующие пополнение в семье, задумываются о подготовке к этому событию. Журналы пестрят рекламными объявлениями о различных курсах, только выбирайте. Но все это, увы, не для нас – различные школы находятся в Москве, и даже Серпухов в этом плане обделен. В Пущине же будущие мамы могут получить информацию либо у врача женской консультации, либо в детской поликлинике, где существует специальный кабинет. "Но к нам женщины приходят, уже имея семь месяцев беременности", - справедливо сетует Галина Андреевна Загороднюк, медсестра кабинета здорового ребенка, которая и занимается просвещением будущих мам. Проблема недостатка информации рано или поздно встает в каждой семье, ожидающей ребенка. А ведь от осведомленности родителей зависит многое. Вот один пример. "Если правильно вести беременность и первый год жизни, аллергических заболеваний можно избежать", - рассказывает аллерголог Нелли Ивановна Косякова, д.м.н., председатель депутатской комиссии по охране окружающей среды, экологии и здравоохранению, выступавшая на семинаре.
Кто же может помочь будущим и уже состоявшимся родителям, бабушкам и дедушкам найти нужную информацию? Безусловно, полезной окажется и печать. Но не все, что типографской краской запечатлено на бумаге, верно. "К примеру, приказом Минздрава детям до 12 лет запрещено давать биодобавки, а их рекламируют", - беспокоится Нелли Ивановна Косякова и предлагает создать совет, который будет отбирать информационные материалы для молодых семей.
Готовы делиться знаниями с будущими и настоящими родителями психологи, сотрудники отдела ЗАГС, центральной городской библиотеки, детские врачи, акушеры-гинекологи. "У нас сложный кадровый вопрос, немного отстает иммуно-ферментная диагностика, но при известном энтузиазме врачей можно установить причину проблемы в течение двух часов, - рассказывает заведующая гинекологическим отделением Больницы ПНЦ Алевтина Дмитриевна Шибаева и продолжает, - я призываю приходить с любым вопросом. К примеру, в течение 6 недель после родов женщина должна обязательно появиться у гинеколога. Послеродовый период длится 42 дня, любое осложнение дает право на удлинение послеродового отпуска до двух недель". При этом Алевтина Дмитриевна сетует, что многие женщины, обращаясь к врачу, не могут сформулировать проблему и ответить на элементарные вопросы доктора, на их выяснение тратится дополнительное время.
Кроме традиционного, существует и альтернативный подход к рождению и воспитанию детей. Были среди участников семинара и такие родители, что рискнули произвести своих чад на свет без помощи медицинского персонала. Рассказывали о своем опыте семь раз мама Ирина Макарова, супруги Олег и Алла Маловы. Нельзя не отдать должное этим необычным родителям. И если на первый взгляд может показаться, что на подобные эксперименты могут решиться только люди безрассудные, то после общения с ними мнение меняется – оказывается, их подготовка к важному в семье событию была не просто тщательной – она, пожалуй, намного серьезнее, чем у тех, кто полагается на квалификацию медицинского персонала. Олег Малов рассказал, что когда подобные курсы только появились, они были направлены только на роды дома. Теперь же можно заниматься на них и идти в медицинское учреждение.
В общем, каждый выбирает для себя, главное иметь информацию и ответственно подходить к делу. А вот обменяться необходимыми сведениями как раз и можно на семинарах, подобных прошедшему. Почти все, что задумывали устроители, получилось – на семинар кроме медиков пришли и заместитель главы администрации Николай Николаевич Костиков, и председатель совета депутатов Вячеслав Яковлевич Лазарев, и представители других структур. У большинства докладчиков уже взрослые дети, и люди готовы делиться личным и профессиональным опытом – педиатр Елена Арамовна Акопян знает все о грудном вскармливании и прививках, исполнительный директор фонда детского спорта Елена Антоновна Максимова может посоветовать физические упражнения для будущих мам, психолог Галина Петровна Махортых расскажет о тонкостях взаимоотношений.
Только желание для этого обмена опытом должно быть взаимным. К сожалению, оказалось, что в городе, где приезжие отмечают на улицах колоссальное количество молодых мам с колясками, совсем не много желающих потратить свободное время на полезное общение. Организаторы семинара надеются, что начинание центра "Три поколения" найдет поддержку у молодых родителей и старших, а живущие в городе семьи смогут получать проверенную, грамотную информацию и помощь от всех структур, заинтересованных в здоровье наших детей. У города для этого есть все возможности, а мы о них порой и не подозреваем – как много можно сделать, объединив усилия, становится ясно только после общения. Вы еще помните, что дети – наше будущее? Они у нас есть, а значит, есть и "завтра". Каким оно будет, зависит от нас.
Официальное открытие семейного центра "Три поколения" состоялось на праздничном утреннике в канун Нового года. Инициаторами и организаторами его стали активные родители, а не профессиональные педагоги. Именно они вместе с Галиной Павловной Сапожниковой и директором магазина "Счастливый случай", предоставившим помещение для семейного центра, приготовили всевозможные конкурсы с песнями, танцами, играми. В них принимали участие не только дети, но и взрослые. Папы с удовольствием надували на скорость воздушные шары и рисовали картины с закрытыми глазами, мамы и бабушки показывали свою ловкость в различных конкурсах, с удовольствием пели известные песни. Сами малыши не только читали стихи и играли, но и участвовали в настоящих гонках на электромобилях. Украсили этот праздник выступления воспитанниц танцевального коллектива КДЦ "Молодость"
Ирина Масленникова,
журналист,
"Пущинская среда"
Выпуск подготовили:
Божкова Е.А.,
Веденеева Н.П.,
Клименкова Т.А.,
ИЦ НЖФ