В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
Послание
Президента РФ совпало с идеями проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в
России"
Летняя
школа "Социальная политика в контексте трансформаций российского общества:
идеологии и реалии социальных реформ"
Латвия.
МВД открыло портал о работорговле
В
Молдавии растет число жертв торговли людьми
43%
руководящих должностей в Литве занимают женщины
Анонсы
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ СОВПАЛО С ИДЕЯМИ ПРОЕКТА ЮНИФЕМ "ГЕНДЕРНЫЕ
БЮДЖЕТЫ В РОССИИ"
Из материалов проекта "Гендерные бюджеты в России" в Интернете
http://www.owl.ru/rights/discussion2004/72_01.htm
Ржаницына Л.С.,
д.э.н., проф., ИЭ РАН
В своем послании Федеральному собранию от 10 мая 2006 г. Президент РФ сформулировал программу повышения рождаемости и помощи женщинам-матерям как главное в контексте преодоления ухудшающейся демографической ситуации в России, когда ежегодно ее население сокращается на 700 тысяч человек. Ситуация с рождаемостью особенно катастрофична на фоне повышенной смертности, которая составляет 2,3 млн. человек и в 1,5 раза превышает число родившихся. По мнению Президента, "никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране". Положение в этой сфере критическое.
В связи с этим на ближайшее десятилетие предлагаются эффективные программы поддержки материнства, детства, семьи.
О чем конкретно идет речь? О мерах поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и вырастить ребенка. Сегодня необходимо максимально стимулировать рождение хотя бы второго ребенка.
Что мешает молодой семье, женщине принять такое решение, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке? Это - низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение просто в том, сможет ли женщина его прокормить.
Известно, что уровень жизни семьи в современных условиях обеспечивается не только доходом мужчины, но и женщины. К тому же до трети женщин - одинокие матери, вдовы, разведенные, - воспитывают детей в неполных семьях, без отцов и их работа является единственным источником существования. При планировании ребенка перед женщиной практически всегда возникает дилемма: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка и продолжать свою профессиональную роль, приносящую ей самостоятельный доход, успехи в карьере, что в глазах общества приоритетнее чем материнство, которое относится к сфере исключительно личного интереса, и в этом смысле дискриминируемое.
На самом деле материнство, родительство, человеческое производство - общенациональная задача. Государству следует облегчить этот очень тяжелый выбор путем осуществления комплекса мер материальной поддержки.
В связи с этим Президент предлагает увеличить размер пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет с 700 рублей в месяц до 1,5 тысяч рублей на первого и 3 тысячи рублей на второго ребенка или в 2-4 раза. При этом женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, а впоследствии - по уходу за ребенком до полутора лет, должны получать за счет государства не менее 40 процентов от прежнего заработка с обозначением верхней планки, которую определит Правительство совместно с депутатами. Но сумма пособия в любом случае не должна быть меньше той, которую будет получать ранее не работавшая женщина, то есть 1,5 и 3 тысячи рублей соответственно.
Стоит заметить, что это предложение Президента соответствует предложениям проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России", которые были представлены органам власти при разработке бюджетов 2005, 2006 гг. и широко пропагандировались в информационной сети, на семинарах, в обучении государственных служащих. Эксперты проекта доказывали не только национальную потребность в подобной мере, но и настаивали на максимальном приближении уровня выплаты (пособия) к утраченному заработку. Отметим, что по данным Росстата средняя заработная плата женщины в октябре 2005 г. составила 7 тысяч рублей, предлагаемые 40% от нее означает 2,8 тысячи рублей, что нельзя признать ни достаточным уровнем замещения утраченного заработка, ни тем более, содержанием для двоих - женщина плюс ребенок. В принципе, система социального страхования означает, что работница своим трудом создала те средства, которые получает при трудовых перерывах на рождение; это - не деньги государства, а ее собственные как застрахованного лица, и ограничивать их "верхней планкой" (неким непонятным финансовым пределом) - значит просто изымать чужую собственность.
В этом отношении эксперты проекта "Гендерные бюджеты в России" предлагают последовать примеру европейских стран и ввести систему детских пособий как часть системы социального страхования в основном за счет работодателей, как, к примеру, во Франции, Италии или Греции, - здесь участвуют взносы совместно работодателя и работника. Будем надеяться, что к нашим предложениям прислушаются в дальнейшем, так как президентская программа рассчитана на 10 лет и, скорее всего, потребует более существенных и масштабных мер по повышению уровня жизни и преодолению бедности семей с детьми всех возрастов, а не только стимулов к рождению.
А простое уравнивание в размерах выплат работающей и неработающей женщины контрпродуктивно, грозит усилить не трудовое поведение части населения, а иждивенческое по принципу хорошо известному для бедных слоев - "дети прокормят". Такое, к сожалению, существует, и отсюда не в последнюю очередь асоциальная рождаемость (у алкоголиков и пр.), масса безнадзорных и беспризорных детей, которым семья не может создать надлежащие условия воспитания, и государству приходится нести колоссальные расходы на содержание таких детей. По данным Росстата, в 2004 г. душевые доходы в семьях с одним ребенком отличались от семей с тремя детьми вдвое, с четырьмя и более - втрое и т.д. Подобная связь, вероятно, понимается и на высшем уровне: намечено увеличения пособий для опекунов, усыновителей, работников семейных детских домов. Предлагается в два раза увеличить выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до уровня не менее 4 тысяч рублей ежемесячно, увеличить и заработную плату приемному родителю с 1-1,5 тысяч рублей до 2,5 тысяч рублей ежемесячно. А также установить единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью - в размере 8 тысяч рублей, то есть установить здесь сумму, равную пособию при рождении ребенка.
Следующая тема в послании Президента касается оплаты за детский сад и ее частичной компенсации, что также может приветствоваться. Ибо печально известный ФЗ-122 (о перераспределении полномочий) в социальной сфере отменил ранее длительное время действующую льготу по плате за детские учреждения - не более 20% стоимости содержания ребенка (остальное доплачивал местный бюджет). С отменой это льготы в 2005 г. случилось ужасное - плата стала расти так, что грозит быть выше, чем заработок самой матери. На это несоответствие эксперты проекта "Гендерные бюджеты в России" решительно обращали внимание и настойчиво обсуждали в соответствующих формах и аудиториях: заключения на законодательство, обсуждения на Координационном совете по гендерным проблемам при Минсоцздравразвитии РФ, на Парламентских слушаниях, на интернет-сайте, публикации, семинары.
И вот, мы слышим о проблеме уже от Президента. Правда, у общественности ожидания в области поддержки дошкольного воспитания более существенные, чем предложено в Послании. В России дефицит мест в детских садах, по официальным данным очереди ожидают более чем 900 тысяч ребятишек, многие из которых встали в эту очередь буквально с младенчества. Нужны серьезные вложения в новое строительство детских образовательных учреждений и расширение уже существующих. А средства на компенсацию, которые будут выделены в соответствии с предложением Президента, рационально предоставить малообеспеченным семьям, чтобы уравнять возможности в пользовании детскими учреждениями для ребят, чьи матери получают низкие доходы.
Озвучена позиция об усилении заботы о здоровье будущих матерей и новорожденных, о снижении детской смертности и инвалидности. Это полностью корреспондирует задачам Целей развития тысячелетия (ЦРТ) ООН, и является прямыми обязательствами РФ на улучшение в этом направлении. Тем более, что Россия явно отстает от развитых стран по снижению уровня материнской и детской смертности. Так, коэффициент младенческой смертности в России в 2003 г. составил 12,4 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми, тогда как во Франции, Германии, Португалии - 4,1-4,2, Италии - 4,6, Великобритании - 5,3, Швеции - 3,1 и даже в Литве и Эстонии это - 6,8. В свою очередь, материнская смертность, по опубликованным у нас данным, в России достигала 31,9 человек на 100000 рожениц и превышала показатели промышленно развитых стран мира в 3 (США) - 10 раз (Дания).
Президент предложил увеличить стоимость введенного в 2006 г. родового сертификата на улучшение обслуживания беременной женщины в женских консультация и в роддомах с 7 до 10 тысяч рублей. Кроме того, в ближайшее время надо принять программу создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечить роддома необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой. Дополнительные средства должны использоваться на покупку необходимых препаратов для женщин и поощрения высокого качества медицинских услуг, определяемого с учетом мнения пациентки, то есть самой женщины. Нужно выработать соответствующий механизм.
Все это хорошо, и по сути, должно превратить нынешний национальный проект "Здоровье" в проект "Здоровье и демография", как и предлагалось экспертами проекта "Гендерные бюджеты в России". Вместе с тем, национальный характер проекта "Здоровье" требует обсуждения и оценки. Тем более, что программа поощрения рождаемости - у нас не первая. Были они и в прошлом, в СССР. И показали, что самым действенным средством здесь являются не пособия, а общее повышение условий жизни и особенно улучшение жилищных условий. Это понимают и ныне в ряде регионов, где для молодой семьи действуют специальные программы предоставления социального жилья, развития дешевой ипотеки. С 2006 г. средства для снижения ставок по ипотечным кредитам и увеличения общего объема этих кредитов предусмотрены в национальном проекте "Доступное жилье". В рамках национального проекта, направленного на развитие сельского хозяйства, уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе. Однако средства, выделяемые на реализацию национальных проектов, составляют всего пять-семь процентов от объема государственного финансирования этих отраслей.
Принципиально считая главным в преодолении депопуляции общий подъем доходов и рост уверенности в жизни, эксперты, вместе с тем, согласны с особой оценкой роли жилья для увеличения рождаемости (статья "жилищная поддержка молодых семей" включена в состав предложений и в разработанную методологию гендерного бюджета 2005-2006 гг.). Поддерживается идея социальной ипотеки для менее имущих, особенно медиков, учителей и других, работающих на государство людей с низкой заработной платой, где большинство составляют именно женщины. В этом же направлении будет реализовываться новация, предложенная президентом, - система "материнского капитала", согласно которой при рождении второго ребенка женщина получает 250 тысяч рублей, которые она может вложить в покупку жилья после того, как ее ребенку исполниться три года. Министр здравоохранения и социального развития М.Ю.Зурабов рассчитал, что это позволяет купить 18 кв. м. жилой площади. Нам представляется жилищный фактор в программе повышения рождаемости очень позитивным, тогда как другие аспекты модели "материнского капитала" (образование детей и пенсионные накопления матери) кажутся менее обоснованными. Образование и без "материнского капитала" должно быть доступным для каждого юноши и девушки, а вложения молодой женщины (дети рождаются все же не в пожилом возрасте) в Пенсионный фонд - весьма сомнительны. Вместе с тем идея материнского капитала кажется нам привлекательной идеологически, с позиции расширения доступа женщин к государственным ресурсам и повышения престижа материнства. Если обещанные деньги не будут виртуальными, и Стабилизационный фонд, образованный из супервысоких нефтяных цен, начнет распределяться в пользу будущих поколений и тех, от кого зависит их жизнь, то по подсчетам (исходя из числа рождений вторых и следующих детей) женщины и дети получат дополнительно сумму порядка 200 млрд. рублей в год. Такой расход сформирует весомую бюджетную статью.
Это значительно больше, чем средства на увеличение материнских и родительских пособий, которые пока подсчитаны как расход в 30-35 млрд. рублей. Данная сумма не велика. Для оценки укажем, что крошечные ежемесячные детские пособия на детей (печально знаменитые бюджетные выплаты 70 руб. в месяц на ребенка из бедной семьи с доходом ниже прожиточного минимума, хотя теперь ряд регионов их увеличили) стоили порядка 26 млрд. рублей. Поэтому если вопросы помощи материнству будут ограничены только вновь рожденными, как сейчас предлагается, а будут распространены на большинство детей всех возрастов, среди которых существенная доля бедных, то эти суммы должны быть в разы больше, и иметь ввиду не только фонды социального страхования, но гораздо больше - бюджеты всех уровней, включая федеральный. Пока подобная программа не совместима с постоянно озвучиваемой Министерством финансов задачей экономии бюджетных расходов как самого важного фактора инфляции в стране. А инфляция, судя по высказываниям высших должностных лиц, для государственной политики страшнее вымирания населения России (есть резерв многомиллионной миграции в страну).
Предстоит нелегкий выбор, требующий тонких управленческих технологий с оценкой отдаленных и комплексных социально-экономических последствий для страны и для граждан. И среди них, полагаем, рационально и эффективно использовать признанную на мировом уровне социальную технологию гендерного бюджетирования и имеющиеся инициативные разработки российских специалистов в этой области.
Отсюда, учитывая, что средства, необходимые для начала намеченных мероприятий по поддержке материнства и детства, должны быть предусмотрены уже в бюджете 2007 года, эксперты проекта "Гендерные бюджеты в России" намерены представить свои заключения и предложения к нему.
И есть уже первое принципиальное гендерно ориентированное замечание в будущее заключение в части намеченной программы подъема рождаемости - совсем забыли о том, что родителей двое. И надо бы распространить материнские льготы на отцов, воспитывающих детей без матери, продумать еще ряд мероприятий по поощрению мужчин в родительской роли. К примеру, несправедливо, когда оба супруга воспитали 5 и более детей или, если отец не ушел из семьи с ребенком-инвалидом, а продолжает заботиться о нем, предоставлять пенсионные льготы исключительно матери и т.п. Подобное уравнивание в правах денег государству практически не стоит, но свидетельствует об общественном признании национальной значимости института отцовства в России, о чем, к сожалению, забыли. Может быть, такое признание наряду с тезисом Послания о снижении дорожных травм, бытовых отравлений, алкоголизма будет вкладом в решение еще одной демографической проблемы - снижение мужской сверхсмертности, о которой так много говорят, но пока мало делают.
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ИДЕОЛОГИИ И РЕАЛИИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ"
В Саратове с 1 по 6 августа прошла летняя школа "Социальная политика в контексте трансформаций российского общества: идеологии и реалии социальных реформ", организованная Центром социальной политики и гендерных исследований г.Саратов (ЦСПГИ) при поддержке фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров. Целью этого мероприятия стало обсуждение промежуточных результатов исследований, осуществляемых участниками проекта, накопление и пересмотр знаний в области критического анализа социальной политики, культурно-исторического контекста социального реформирования, включая анализ смены идеологии и практики модернизации социального государства в России в ХХ веке, в том числе протекающих в настоящее время процессов реформ. Работа школы состояла из лекционных занятий и обсуждения исследовательских проектов.
Открыли работу школы директор ЦСПГИ д.с.н. профессор Павел Романов, научный руководитель ЦСПГИ д.с.н., профессор Елена Ярская-Смирнова и координатор проекта Екатерина Чуева. Участников приветствовали Татьяна Жданова, директор московского представительства фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров и Галина Устинова, референт программ фонда. Школа проводится в рамках проекта, поддержанного фондом, и выполняет важную функцию установочной сессии, на которой наряду с лекционным материалом необходимо обсудить задачи, методы и первые находки исследовательской работы участников.
В качестве преподавателей в работе школы приняли участие представители различных научных дисциплин, объединенных проблематикой социальной политики. Занятия начались с выступления д.и.н. Сергея Журавлева, сотрудника Института российской истории Академии наук РФ, посвященного теории и практике социально-исторического подхода в новейшей истории. Как можно объединить историю и социологию в исследованиях социальной политики? Есть ли что-то, чему социологи могли бы поучиться у историков, а какие новые перспективы социология могла бы открыть для Клио, богини истории? Эти вопросы связаны с методологическим поворотом в развитии исторической науки после Второй мировой войны, в частности, выразившемся в отказе от теории тоталитарного общества в объяснении множественных и разнообразных сторон социальной жизни при социализме. Для новой методологии стало характерно внимание историков к микро-уровню социальной реальности, к истории повседневной жизни, к судьбам и мнениям обычных людей. Методологические вопросы, поднятые С.Журавлевым, получили развитие в последующих дискуссиях.
Его коллега по цеху д.и.н. Наталья Лебина, профессор кафедры истории России и зарубежных стран СПбГУЭФ в своей лекции "Социально-бытовые аномалии в советском обществе: семиотический аспект" сфокусировалась на анализе советского периода как знаково-символической системы, аккумулирующей практики воспроизводства советского порядка и противодействия ему. На школе была представлена новая книга Н.Б.Лебиной "Энциклопедия банальностей", только что вышедшая в издательстве Дм.Буланина в Санкт-Петербурге. Книга представляет описания и фотографии вещей, практик, многих и многих деталей повседневной жизни советского общества, которые когда-то не вызывали у людей никакого любопытства и интереса, так как были неотъемлемой частью той современности, элементом обыденности, рутины. Такие детали быта, мелочи составляют мозаику прошлого, которое скрывается от нас в тени крупных полотен, созданных идеологами и являются материалом для насыщенных социологических реконструкций.
Еще одну грань исследований социальной политики открыло участникам выступление Анны Темкиной, PhD, декана факультета политических наук и социологии, со-директора программы "Гендерные исследования" Европейского университета в Санкт-Петербурге, которая в своей лекции "Советская гендерная политика" подняла проблему мобилизации гендерного ресурса как инструмента осуществления экономической, демографической, воспитательной функций в советском обществе, способы реализации которых определили дискриминируемый статус женщины в условиях советского общества. В лекции А.Темкиной были освещены теоретические подходы к исследованиям советской и постсоветской гендерной политики, представлены результаты и некоторые приемы анализа эмпирических данных. Предложенные автором идеи позволили заострить гендерную проблематику в исследовательских проектах участников школы.
Как отличаются условия жизни в российских регионах, и какое влияние на них оказывают современные реформы социальной политики? Над этими вопросами размышляла д.геогр.н. Наталья Зубаревич, доцент географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики. Ее доклад "Неравенство в социально-экономическом развитии регионов" убедительно показал усиление социально-экономической дифференциации между регионами по ряду параметров. В дискуссии, последовавшей за лекцией, слушателями были подняты такие вопросы, как направления и эффективность реализации национальных проектов, перспективы дальнейшего социально-экономического развития России, движущие силы модернизационных изменений в обществе.
Обсуждение проблем социальной политики немыслимо без рассмотрения вопросов оценки ее эффективности. Эту задачу взяла на себя Анастасия Александрова – директор направления "Социальная политика" фонда Институт экономики города, Москва. Слушатели живо отреагировали на предлагаемые в лекции идеи критериев, пригодных для оценки качества и эффективности социальных услуг. Дискуссия развернулась вокруг ряда дилемм и противоречий, обусловленных особенностями нынешнего состояния отрасли "социальная защита" и спецификой предоставления социальных услуг некоторым группам потребителей: детям-сиротам, людям с умственной отсталостью, тяжело больным и немощным и др. Обсуждение развернулось вокруг проблем объективности оценки, выбора и применимости тех или иных индикаторов в социальной сфере. Проблема дальнейшей разработки стандартов социальных услуг, как и услуг отрасли "здравоохранение" вызвала большой интерес у исследователей.
Выступление д.с.н. Елены Омельченко, директора научно-исследовательского Центра "Регион" (Ульяновск), "Разговор о наркотиках: молодежные контексты и социальные дискурсы" погрузило слушателей в контекст повседневных практик современной российской молодежи, с особенностями которого далеко не всегда считаются те, кто организует профилактические программы по борьбе с наркотиками, и те, кто с высоких трибун говорят о молодежи исключительно с контролирующих позиций. Если молодежь стремиться к формированию и сохранению своей идентичности и легитимности, то мир "взрослых" отвечает стигматизацией и моральной паникой. Представленный материал инициировал интенсивные дискуссии, в том числе по проблемам определения границ наркомании, путей выхода из проблемной ситуации как на индивидуальном, так и на социальном уровнях, функциональности дискурсивных практик в молодежной среде.
Летняя школа объединила 15 исследователей из Казани, Самары, Саратова, Санкт-Петербурга и Ульяновска. На школе они не только знакомились с новыми идеями и тенденциями в сфере исследованиях социальной политики, но делились своими опытом, идеями, проектами и практическими результатами с преподавателями и слушателями. Преподаватели школы приняли самое живое участие в обсуждении результатов исследований, уже проведенных участниками проектов и перспективных планов, намеченных учеными в их стремлении понять многообразие контекстов модернизации недавнего российского прошлого и современных процессов социального реформирования. Здесь рождались новые повороты проектов, отмечались возможные трудности, предлагались пути их решения. В перспективе реализованные исследовательские проекты должны воплотиться в статьях и отчетах, в сборниках статей, посвященных истории и современности социальной политики в России.
Проекты участников школы были представлены в двух направлениях: история и современность социальной политики. Направление "История социальной политики, социальной помощи, социального контроля" привлекает ученых феноменологическим подходом, позволяющим открыть новые страницы прошлого и его влияние на текущие социальные процессы. Анализ хода реализации социальной политики в образовательном пространстве объединяет несколько тем. Исследование Ирины Кузнецовой-Моренко и Лейсан Салахатдиновой (Казань) "Сексуальное воспитание в школах в 1970-1980-х годах: официальные практики, идеология, гендерные аспекты", в котором авторы в исследовании фокусируются на роли женщин в сексуальном воспитании детей, рассматривая влияние действовавшей идеологии, нормативов и оценок на воспитание детей. Николай Багуцкий (Саратов) в проекте "Студенческие объединения как механизм социальной помощи в советской России в послевоенные годы" обращает свое внимание на проблему функционирования студенческих объединений как одного из агентов социальной помощи и контроля в советское время. Автор делает акцент на неформальных нормативно-ценностных регуляторах, которые в значительной степени определяли направления и результаты деятельности студенческих объединений. Гузель Амалиева (Казань) предложила тему "Студенчество Казанского университета в 1920-е гг.: социальный портрет", для раскрытия которой осуществила анализ личных дел поступавших и учащихся в те годы в университете.
Интересный поворот в изучении повседневных контекстов советской социальной политики связан с анализом механизмов разрешения социальных проблем. Елена Жидкова (Самара) в своем исследовании фокусируется на практиках разрешения семейных конфликтов, обращений граждан по семейным проблемам в общественные организации, в т.ч. социально-бытовые комиссии на предприятиях и организациях, профсоюзы и партийные ячейки. Екатерина Чуева (Саратов), рассматривая в своем исследовании ""Мир после войны": жалобы как инструмент регулирования отношений между государством и инвалидами ВОВ", проблемы взаимоотношений между государством и участниками ВОВ, в аспекте реализации последними своих прав посредством такого инструмента коммуникации, как жалобы. Ольга Бендина (Саратов) обратилась к проблематике жестокого обращения с детьми в советской истории, размышляя над этапами формирования и развития институциализированных механизмов контроля, которые в значительной степени были детерминированы действовавшей в тот или иной период идеологией. В качестве тонкого инструмента контроля над человеком Оксана Запорожец и Яна Крупец (Самара) рассматривают политику общественного питания. Изменения в приоритетах и практиках контроля за практиками питания, происходившие с 30-х годов, авторы связывают с идеологиями и особенностями функционирования медицинских, экономических и социальных институтов.
Продукты искусства порой несут не меньше информации и знания об эпохе, которую они фиксируют, чем официальные документы или живой опыт людей. Следуя этой логике, Галина Карпова (Саратов) проводит исследование "Репрезентации социальных проблем в советском кинематографе в 1940-1960-е годы", где автор фокусируется на кинематографе как инструменте репрезентации проблемы инвалидности и алкоголизма, рассматривая их в качестве канала трансляции социальной политики государства и социально одобряемых норм, нацеленных на создание образа "советского человека". Завершает серию исторических кейс стади исследование, посвященное неотъемлемой части жизни многих людей – туризму, который, помимо рекреационных функций, реализует и функцию социального контроля, на что и обратила свое внимание Ольга Лысикова (Саратов) в исследовании "Советские курорты и здравницы как вид социальных услуг". Автор касается проблемы организации туристических путешествий, которые наряду со своей массовостью и доступностью, жестко регламентировались государством. В этом контексте туризм как социальная практика конкретного исторического периода рассматривается в контексте идеологических приоритетов и меняющейся роли предприятий в предоставлении этого вида социальных услуг.
Исследования современной социальной политики и социальной работы проводятся в духе феноменологической парадигмы социологии. Важнейшим показателем качества и эффективность социальной политики реализуемой через деятельность социальных служб, выступает восприятие их деятельности потребителями услуг – клиентами. Анализ сложившихся отношений является предметом анализа ряда исследователей, среди них Нина Щукина (Самара) с проектом "Реформирование социальной политики в жизненных историях клиентов и специалистов социальных служб", в рамках которого осуществляется анализ восприятия клиентами социальных служб результатов реформ в социальной сфере. Близкий по духу проект, но реализованный не на материале жизненных историй клиентов, а в формате кейс стади конкретной социальной службы, демонстрирует Анастасия Кинчарова (Самара). В своем исследовании районного отдела социальной защиты автор осуществляет анализ организации в аспектах структуры, пространственного устройства, финансовой организации, повседневного, фонового знания, которое вырабатывается в деятельности сотрудников в процессе их взаимодействия с клиентами.
Развитие гражданского общества в России сопровождается появлением в социальном пространстве новых агентов, которые, в том числе, берут на себя реализацию функций социальной поддержки и помощи. Анализ складывающейся ситуации предпринимается Ириной Кузнецовой-Моренко и Лейсан Салахатдиновой (Казань) в исследованиях социальной работы НГО в Татарстане, мусульманской благотворительности в постсоветский период, Татьяны Солуяновой в изучении социально-ориентированной деятельности религиозных организаций в Ульяновске, в проекте Виктории Антоновой (Саратов) "Помощь мигрантам российских регионов: кейс стади НКО".
Важнейшей частью любого исследования выступает обращение к идеям, идеологиям и концепциям, явно или скрыто задающие логику изучаемых социальных явлений. В этом ключе работают Павел Романов и Елена Ярская-Смирнова (Саратов), анализируя практики управления в социальных службах в контексте идеологии нео-менеджериализма. Развитием темы идеологии и политики в организационном контексте выступает исследование Валерия Бетурлакина (Балаково) "Организационные ресурсы профессионализации и атрибуты профессионализма специалистов по социальной работе", в котором автор фокусируется на рассмотрении организационной политики развития персонала.
Новым направлением анализа социальной политики в России выступает обращение к проблематике национальных проектов. В этом русле работает Н. Ловцова (Саратов), которая фокусируется на анализе противоречий, возникающих между населением и государством в отношении направлений, целей и механизмов реализации национального проекта в области здравоохранения. Надежда Нартова (Санкт-Петербург) предложила интересную тему, связанную с противоречивыми вопросами биоэтики в планировании семьи. Конфликтующие дискурсы по поводу "детей из пробирки", "суррогатного материнства", искусственного оплодотворения и других современных методов репродукции оказываются тем идеологически нагруженным и табуированным контекстом, в котором ведутся дебаты и принимаются непростые решения.
Результатом обсуждений представленных исследовательских проектов стало понимание проблематики социальной политики как комплексного, многомерного и многогранного явления, изучение которого требует привлечения различных исследовательских перспектив, представителей различных отраслей и не может обойтись без обращения к истории вопроса. Изучение контекстов модернизации российского общества в ХХ в. дает возможность открыть новые страницы истории советской социальной политики. Анализ современных социальных реформ социальной политики на региональном уровне и на микроуровне отдельных учреждений позволит выявить и представить для рефлексии практики реформирования социальной политики и системы взаимодействий, связанных с реализацией этого реформирования.
Школа завершилась товарищеским шашлыком и задушевным исполнением песен разных времен и народов. Это стало заключительным аккордом в изучении истории и современности социальной политики на летней школе. Неделя, проведенная на Волге, по отзывам участников, стала для них важным зарядом вдохновения и энергии, исследователи почувствовали взаимный интерес, столь необходимый для эффективной работы команды в рамках проекта. В ближайшее время предстоит интенсивная исследовательская работа по проекту, которая завершится публикацией двух сборников статей.
Багуцкий Николай Владимирович,
ассистент кафедры социальной антропологии и социальной работы
Саратовского государственного технического университета
Электронный адрес: nicolas2000@mail.ru
http://www.socpolicy.ru/news/okonchanie_shkoly
ЛАТВИЯ. МВД ОТКРЫЛО ПОРТАЛ О РАБОТОРГОВЛЕ
22 августа МВД Латвии презентовало портал www.cilvektirdznieciba.lv стал первым латвийским Интернет ресурсом по проблемам торговли людьми. До 26 августа ознакомиться с работой портала можно было также в Вецриге, на ул. Калькю, где возле здания банка Nordea стоял специализированный автобус.
Портал представляет собой обширный информационный ресурс, который будет регулярно обновляться и дополняться новой информацией. Здесь есть информация об истории человеческого трэффика, ситуации в Латвии и мире, исследования и публикации в прессе. Он доступен на трех языках – латышском, русском и английском.
Здесь у каждого посетителя есть возможность оставить анонимно свой рассказ, а также в режиме реального времени или по электронной почте связаться с полицией или социальными работниками и рассказать о случаях работорговли. В чате с полицией можно будет получить и консультации.
Раздел "SOS помощь" предоставляет возможность выбрать страну, где в данный момент находится человек, и узнать, где там найти полицию и посольство Латвии, а также общественные организации, которые окажут посильную помощь. Раздел "Почувствуй себя в безопасности" предлагает советы - как действовать, чтобы не попасть в сети работорговцев.
На презентации проекта парламентский секретарь МВД Дайнис Турлайс сообщил, что Латвия сделала очень много в рамках программы на 2004-2008 год по борьбе торговлей людьми. Уже упорядочено законодательство, идет работа по оказанию материальной помощи жертвам человеческого трэффика. Эту же мысль озвучила и глава правления женского центра "Марта" Илута Лаце.
"Это лишь самое начало. Иногда приходится очень трудно, потому что надо согласовать различные мнения, взгляды на проблему и прийти к компромиссу. Но это неоценимый опыт, который принесет свои плоды в будущем", – заявила Лаце.
Источник: DELFI
http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/article.php?id=15314058
В МОЛДАВИИ РАСТЕТ ЧИСЛО ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
В Молдавии увеличилось количество жертв торговли людьми. Об этом свидетельствуют результаты социальной кампании "И меня касается", организованной международным Центром по защите и продвижению прав женщин "La Strada".
В период проведения кампании – с ноября 2005 г. по май 2006 г. – количество проданных женщин увеличилось в три раза, мужчин – в 12 раз, несовершеннолетних – в 9 раз.
По данным "La Strada", самой уязвимой категорией в торговле людьми остаются молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Наибольшее количество жертв продано в Турцию, Польшу, Объединенные Арабские Эмираты, Россию, Израиль, Украину, Косово, Грецию и Австрию.
Результаты исследования демонстрируют и изменение отношения населения к проблеме торговли людьми – наблюдается больший интерес жертв и потенциальных жертв к информационной и другой помощи. Так, увеличилось количество обращений о помощи по "горячей линии", открытой в рамках кампании.
Исследование, проведенное в рамках той же кампании Центром социологии общин и гендерного исследования (CSCSG) с 10 по 25 июня 2006 года, и охватившее 62 населенных пункта Молдавии, демонстрирует, что "серьезной" проблему торговли людьми считает контингент в возрасте 30-39 лет (80,6%). Более 90% респондентов согласились, что жертвы остро нуждаются в помощи и поддержке как со стороны государства, так и общества.
Корр. АНН Алексей Мудров
Источник: Агентство национальных новостей
http://annews.ru/news/detail.php?ID=15107
43% РУКОВОДЯЩИХ ДОЛЖНОСТЕЙ В ЛИТВЕ ЗАНИМАЮТ ЖЕНЩИНЫ
Департамент статистики Литвы (ДСТ) распространил сегодня, 24 августа, отчет об исследовании жизни женщин в Литве, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Согласно исследованию, 43% всех руководящих должностей в Литве занимают женщины. Это - второй показатель в Евросоюзе. Больше женщин-управленцев только в Латвии - 44%.
Увеличилось и количество работающих женщин. За 2006 год безработных женщин стало на 57,8% меньше. В 2005 году безработных женщин было 8,3%. На 10,8% вырос средний заработок женщин в Литве (в исследования не попали данные о зарплате на индивидуальных предприятиях и коммерческих фирмах - прим. ИА REGNUM). В 2005 году в среднем женщины получали 1230 литов (около 400 евро).
В 2005-2006 году в высших учебных заведениях Литвы училось 60% женщин и 40% мужчин. Больше всего женщины заняты в здравоохранении (81% от всего количества работников), педагогике (76% от всего количества работников), предпринимательстве и администрировании (69% от всего количества работников).
Мужчины в Литве в основном заняты в транспортном секторе (90% от всего количества работников), инженерии (85% от всего количества работников), высоких информационных технологиях (82% от всего количества работников), архитектуре и строительстве (68% от всего количества работников).
Источник: ИА REGNUM
http://www.regnum.ru/news/693853.html
АНОНСЫ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ "МЕХАНИЗМ ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЯ ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ" (СМОЛЕНСК, 15-16.09.2006)
15-16 сентября в Смоленске пройдет межрегиональный тренинг "Механизм перенаправления жертв торговли людьми", в котором примут участие студенты-юристы и молодые лидеры НКО из Смоленска, Калининграда, Орла, Петрозаводска, Пскова, Брянска. Мероприятие проводится в рамках межрегионального проекта развития волонтерства против торговли людьми.
Егорова Светлана (СООО "Центр социальной поддержки женщин"), телефон: (4812) 52-00-64, e-mail: segorova@keytown.com
Источник: АСИ
http://www.asi.org.ru
ТРЕТЬЯ РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ГРАНТ-МЕНЕДЖЕРОВ "БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ"
(26–28.10. 2006, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "МОСКОВСКИЙ")
Российская Школа грант-менеджеров приглашает специалистов благотворительных фондов, администраторов (координаторов) муниципальных и государственных грантовых конкурсов, представителей бизнес-сообщества, заинтересованных в осуществлении благотворительных программ, принять участие в Третьей российской школе грант-менеджеров "Благотворительные и социальные программы как инструмент повышения качества жизни".
Российская Школа грант-менеджеров способствует повышению роли российских доноров в поддержке демократических преобразований, повышению квалификации российских грант-менеджеров, улучшению навыков администрирования грантовых программ, передаче технологий конкурсного распределения средств на нужды социальной сферы российским корпорациям и местным властям, обмену опытом, знакомству с лучшими практиками реализации грантовых программ, направленных на демократические изменения и формирование гражданского общества, внедрению современных подходов к экспертизе, оценке и отчетности в практику российских грантодающих организаций, формированию сообщества грант-менеджеров, организации информационного обмена.
Первая российская школа грант-менеджеров, проходившая в июне 2003 года в Ростове-на-Дону, была организована программой "Укрепление и развитие российских НКО" Совета по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) и программой "Гражданское общество" Института "Открытое общество". Вторая российская школа грант-менеджеров, проходившая в ноябре 2004 года в Подмосковье, была поддержана Фондом "Новая Евразия", Программой "Малые проекты Посольства Королевства Нидерландов (МАТРА/КАР)", Российским представительством Британского благотворительного фонда "Чаритиз Эйд Фаундейшн", Институтом Устойчивых Сообществ, Институтом Гражданского Анализа. В рамках Школы прошел семинар для начинающих грант-менеджеров "Грантовый конкурс от "А до Я". В октябре 2005 г. в Краснодарском крае был проведен Практический курс "Стратегическая благотворительность: факторы успеха". В общей сложности в работе Российской Школы грант-менеджеров приняло участие более 250 грант-менеджеров благотворительных фондов, администраторов муниципальных грантовых конкурсов и координаторов корпоративных благотворительных программ из России, стран СНГ и Великобритании.
Основным фокусом Третьей российской школы грант-менеджеров станет развитие благотворительных и социальных программ для повышения качества жизни. Участники смогут познакомиться с лучшим опытом российских грантодателей, улучшить навыки управления грантовыми программами. На Школе будут рассмотрены вопросы подотчетности доноров сообществу, а именно: использованию оценки и мониторинга, привлечению независимой экспертизы, разработке процедур конкурсного распределения средств, публикации отчетов и др.
Третья Школа будет состоять из двух частей:
Программа семинара включает следующие темы: определение потребностей сообщества, разработка грантовых конкурсов и процедур, грантовое соглашение, разработка нормативных документов, регулирующих проведение конкурсов, мониторинг, экспертиза проектов, анализ отчетов, работа с "проблемными" грантами, программная и финансовая отчетность и др.
Желающие принять участие в Третьей российской школе грант-менеджеров заполняют "Заявку на участие", которую необходимо прислать не позднее 5 октября 2006 г. в электронном виде на адрес eshkud@mail.ru.
До 20 сентября 2006 г. принимаются заявки на проведение мастер-классов. Отбор ведущих мастер-классов будет осуществляться рабочей группой Школы исходя из актуальности темы и профессионализма заявляющегося.
Регистрация участников производится на основании заполненной "Заявки на участие" и по факту оплаты. Участники Третьей школы самостоятельно оплачивают все расходы, связанные с участием в Школе, а именно: регистрационный взнос и проезд до места проведения Школы. Ведущие мастер-классов оплачивают все расходы на общих основаниях.
Регистрационный взнос за участие в семинаре составляет 150 долларов США (без проживания и питания) и 200 долларов США (включая проживание и питание).
Регистрационный взнос за участие в конференции при оплате до 20 сентября 2006 г. составляет 300 долларов США (без проживания и питания) и 450 долларов США (включая проживание и питание); при оплате с 21 сентября по 10 октября 2006 г. – 400 долларов США (без проживания и питания) и 550 долларов США (включая проживание и питание).
Участникам предыдущих мероприятий Российской Школы грант-менеджеров предоставляется индивидуальная скидка в размере 50 долларов США.
В настоящий момент организаторы Российской Школы грант-менеджеров ведут переговоры с Фондом "Новая Евразия", Программой МАТРА Посольства Королевства Нидерландов, Чаритиз Эйд Фаундейшн и другими организациями о финансировании Третьей Школы и предоставлении стипендиального фонда для частичной компенсации расходов тех российских участников, чьи организации не могут самостоятельно компенсировать расходы на проезд, проживание, питание. Размер компенсации в каждом конкретном случае будет определяться индивидуально на основе запроса и возможностей стипендиального фонда.
По всем вопросам, связанным с участием в Третьей школе российского грант-менеджера обращайтесь, пожалуйста, к Елене Шкуд по адресу eshkud@mail.ru
НОВЫЕ ИЗДАНИЯ
"ФЕМИНИЗМ В ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ И ЛИТЕРАТУРЕ"
В издательстве "Грифон" вышла книга "Феминизм в общественной мысли и литературе". Издание составлено из трудов таких авторов как Мэри Уоллстонкрафт и Жорж Санд, Фридрих Энгельс и Август Бебель, Симона де Бовуар и Елена Боннэр, а также многих других. Наиболее важной коллизией книги представляется обозначенный конфликт между обывательским пониманием прав женщины ею самой в смысле получения "материальных благ" и осознанием необходимости завоевания гражданских свобод как главного условия становления женщины как полноправного члена общества и независимой личности. В философских, полемических, художественных произведениях эта коллизия освещается с разных сторон и затрагивает процессы освобождения женщины не только на Западе, но и в России.
Контакт: издательство "Грифон",
телефон: (495) 203-30-85,
e-mail: grifon@grifon-m.ru
сайт: http://www.grifon-m.ru
ВЫШЕЛ СОЦИАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ АСИ НА СЕНТЯБРЬ N 11
"Социальный календарь" - подборка информации на предстоящий месяц об официальных праздниках, исторических датах и событиях, которые так или иначе связаны с социальной тематикой. Помимо этого, бюллетень содержит тематические подборки интернет-ресурсов и печатных изданий. По некоторым темам представлены комментарии экспертов и информация об организациях, созданных в текущем месяце.
В очередном номере:
Официально принятые праздники и даты
События сентября 2006
В сентябре в прошлые годы
15 сентября 1995 года - утверждено положение о порядке передачи российских детей на усыновление россиянам и иностранцам
С Днем рождения
Полный текст календаря см.: http://www.asi.org.ru/asi3/main.nsf/0/D5CDE1082AB78F34C32571DB005FA005
Замечания и пожелания по тематике и структуре "Социального календаря", а также заявки на подписку можно отправить по электронной почте - maria@asi.org.ru "Социальный календарь").
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ