СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
(подготовили Е.Божкова, Н.Габриэлян, Н.Веденеева, ИЦ НЖФ)
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
Семинар "Социальные инициативы для преодоления патерналистских стереотипов в обществе" (Москва, 27-29.05.2005)
Преодоление
патерналистских стереотипов в сознании российских женщин без применения
патерналистского инструментария: апробированная социальная практика (выступление
на семинаре Надежды Кружковой, президента Центра социальной реабилитации
“Так живем”)
Юрий
Александров. Патерналистские стереотипы и их преодоление
СЕМИНАР "СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПАТЕРНАЛИСТСКИХ
СТЕРЕОТИПОВ В ОБЩЕСТВЕ"
(МОСКВА, 27-29.05.2005)
Сегодня, в условиях современной российской жизни, достаточно большое количество людей, сформировавшихся в советский период при политике государственного патернализма, попав в ситуацию быстрых социальных изменений, оказались неспособными самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Основная причина, как нам кажется, коренится в том, что процесс перестройки не имел достаточного информационного, образовательного и психологического сопровождения, которое могло бы помочь людям сориентироваться в новых условиях и приобрести необходимые социальные умения и навыки.
Этот пробел должен был бы восполнить появившийся в нашей стране общественный сектор. Но в развитии общественных организаций и третьего сектора в целом мы видим определенные трудности. Главная причина этих трудностей - патерналистское сознание, глубокие корни которого лежат в нашем советском и досоветском прошлом. Обсуждению вопросов патернализма и был посвящен семинар Информационного центра независимого женского форума "Социальные инициативы для преодоления патерналистских стереотипов в обществе". Семинар проходил с 27 по 29 мая 2005 г., в Москве, по проекту ИЦ НЖФ, поддержанному Фондом им Г.Белля.
На семинаре мы хотели обсудить плюсы и минусы патернализма на современном этапе, разработать подходы и методы преодоления пассивности граждан и формирования у них чувства ответственности и инициативы, а также найти позитивные практики, личностные и социальные, направленные на усиление женщин.
На семинар были приглашены люди разных профессий: психологи, педагоги, историки, художники, журналисты, музейные работники, имеющие опыт социальной активности (всего 27 человек). Каждый участник семинара рассматривал проблему патернализма как со своей профессиональной точки зрения, так и исходя из имеющегося у него/нее опыта реализации тех или иных социальных инициатив. В начале семинара выяснилось, что для многих участниц(ков) само понятие "патернализм" было внове, и они заранее подготовились, заглянув в различные словари терминов или полистав кое-какую литературу.
Следуя практике последних лет, теоретическая часть семинаров чередовалась с практической. Участники увлеченно работали в группах, играли в ролевые игры, участвовали в различных тренингах, развивая тем самым свои социальные умения и навыки и приобретая опыт работы в команде.
Из теоретических выступлений следует отметить:
27 мая 2005г
28 мая 2005г
29 мая 2005г
В ходе своих выступлений и в дискуссиях (выступали практически все) многие из участников высказывали мнение, что разные люди на разных этапах своей жизни и в разных ситуациях нуждаются и в свободе, и в патерналистской защите. И то и другое может сочетаться друг с другом в очень разнообразных пропорциях в зависимости от возраста, обстоятельств и характера стоящих перед ними проблем.
В заключительных словах многие отмечали актуальность темы, говорили о том, что новая для них постановка вопросов помогла им по-другому взглянуть на свои личные и общественные проблемы, дала импульс и ресурс сил для дальнейшей деятельности.
Приводим некоторые высказывания участников:
"Действительно, тема очень глубокая, исторически сложная, я думаю, что через какое-то время нам необходимо к ней вернуться и продолжить дискуссию, сделать следующий шаг в дальнейшем ее понимании. Все наши семинары реально направлены на преодоление патернализма, на обсуждение социальных инициатив, на их усиление. Все мы усиливаемся в хорошем смысле этого слова, все мы находим силы на продолжение и расширение нашей деятельности, на преодоление иждивенческих настроений и в себе, и в других, а это и есть цель нашего семинара" - Божкова Елизавета Алексеевна.
"Вопрос о преодолении патерналистских стереотипов мировоззрения в обществе, который сегодня обсуждают, на самом деле глобальный, поскольку в мире от патернализма страдают не только женщины, но и мужчины. Так же страдают взрослые и дети, животные и растения. Эта ситуация совершенно уникальная. А с точки зрения науки мне как биологу представляется, что мы сегодня оказались в очень интересной развилке как нередко бывает в науке. Начало нового века всегда дает какие-то новые представления о науках. И действительно, двадцатый век начинался с ренессанса физики, XXI начинается с очевидного ренессанса биологии, мы это чувствуем, мы ощущаем все плюсы и минусы этого процесса. От патернализма биология страдает не меньше, чем все остальные, может даже больше" – Тирас Харлампий Пантелеевич.
"Это слово меня уже не пугает, я вдруг увидела, что этот патернализм везде есть, везде он сидит. Но самое главное, в каждой клеточке, куда он пропустил свои корни, есть боец, такой как Ирина Ермакова, Светлана Николаева. Эти примеры меня вдохновляют на какие-то большие дела" – Кружкова Надежда Яковлевна
"Термин "патернализм", весьма абстрактный для меня раньше, уже обрел какой-то смысл. И вот я поняла, что патернализм - явление генетическое и никуда от него не денешься. Семья, школа, садик, работа - везде есть свой патер, на которого мы рассчитываем, который берет ответственность за нас. Я посмотрела на всех, по сути - вы все патеры и вокруг себя создаете вот эти ситуации, за которые и будете отвечать. Поэтому не надо, наверное, бороться со стереотипами патерналистскими, нужно их трансформировать в себе так, чтобы люди шли к тому патеру, который действительно научит их самих тоже отвечать и за себя и за то, что вокруг них находится. Эта схема мне тоже интересной показалась, если государство сейчас теряет свои патерналистские способности, если на него уже никто не рассчитывает, то может быть, общественные организации станут тем местом, где люди научатся брать на себя ответственность" - Машкова Ольга Ивановна, кор. газеты "Жуковские вести", г. Жуковский.
"Почему мы подняли вопрос о преодолении патернализма? Это та ситуация на сегодняшний день, в которой нет места упованию. Если мы будем устраивать свою жизнь из упований, что за нас кто-то будет нести ответственность, то это просто нереалистическая, пагубная позиция не потому, что нам нравится или не нравится патернализм. Просто мы стараемся работать в ситуации, приближенной к реальности" - Габриэлян Нина Михайловна.
Для справки: патернализм -
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПАТЕРНАЛИСТСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В СОЗНАНИИ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПАТЕРНАЛИСТСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ: АПРОБИРОВАННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Надежда Кружкова,
президент Центра социальной реабилитации “Так живем”
(выступление на семинаре)
Это повествование об инициативе, зародившейся девять лет назад и не ставившей тогда перед собой сверхзадач, но благодаря кропотливой работе, вниманию, казалось бы к мелочам, выросшей теперь в эффективную социальную практику. Ее главный успех определяет внимание к конкретному человеку, то внимание, которое повышает его самооценку.
Название этой инициативы - краеведческая викторина "Женщины в истории Тверского края". Возникла она в 1997 году. В то время автор руководила общественной организацией "Женский клуб "ОНА".
Вся стратегия клуба базировалась на взаимодействии с тверской прессой. С трудом преодолевалось ее нежелание освещать мероприятия, проводимые женской организацией или писать об этом с определенной долей ерничества. Большая часть газет того периода строила свою политику, раздувая негативные новости, выпячивая темные стороны жизни. Обращал на себя внимание и тот факт, что только небольшая толика от всех площадей региональных изданий посвящалась женщинам, причем образы женщин - это героиня скандальной хроники, либо жертва реформ, либо секс-объект и "подруга бизнесмена". Очень хотелось привнести позитив. В обстановке паники и тотального равнодушия я искала ту опору, которая помогла бы показать образцы человечности. Так появилась идея с жизнеутверждающим началом и целью: повышение статуса женщины в обществе. Воплощением ее и стала викторина “Женщины в истории Тверского края”, которая рассказывает простым языком о хорошем времен истории и современности. Уже девять лет через областную газету "Тверская Жизнь" тиражом 24 600 экз. викторина "пиарит" женские судьбы. Технически это выглядит так: на протяжении марта-апреля 1 раз в неделю публикуются вопросы о знаменательных фактах профессионального пути или достижениях тех героических женщин, судьбы которых связаны с нашим краем. Через неделю предлагается новый тур/вопросы викторины и ответы на вопросы предыдущего тура и т.д. Ответы принимаются при условии их отправки в редакцию в течение недели со дня опубликования по почтовому штемпелю. Обязательно в каждом новом номере газеты сообщаются имена и фамилии тех, кто прислал свои работы на конкурс. Таким образом, в викторине может принять участие любой житель/коллектив области. Победителей викторины выбирает жюри, состоящее из представителей ее спонсоров, редакции, историков, ведущей викторины.
За эти годы было поведано о 85 женщинах, которые оставили заметный след не только в истории нашего края, страны, но и за их пределами. Многие славные имена вернулись из забытья. Конечно, викторина лишь дополняет портретный ряд женщин Тверского региона, отображенных как в печатных, так и в электронных средствах массовой информации. Ценность же коротких ответов-рассказов викторины об именах и фактах, прежде всего в том, что новое знание возбуждает интерес и стимулирует дальнейшие исследования.
Викторина начала свою жизнь в первой демократической газете "Вече Твери". Так случилось и потому, что именно это издание поддерживало ростки гражданского общества. На второй год я подготовила тематический выпуск: вопросы о женщинах-героинях труда, в т.ч. и социалистического. Эта тема не пришлась ко двору "Вече", но нисколько не разубедила меня в ее актуальности. "Красный" редактор "Тверской Жизни" приютил нас. Викторина обрела настоящий дом, ее отдельные выпуски были оформлены дизайнерами "хозяйки" с особенным изяществом и любовью.
Вот уже три года выпуски викторины содержат вопросы не только об исторических личностях, но и о наших современницах. Как оказалось, рассказывать о тех, кто жил до нас легче, чем о тех, кто находится рядом. Для себя я взяла за правило предварительно согласовывать с современницами включение вопросов об их профессиональном пути в викторину. Одна из моих потенциальных героинь в предварительной беседе со мной спрашивала: "Через вопросы викторины Вы собираете досье?" Другая сомневалась: "Невозможно. Это может быть расценено как заявка на участие в избирательной кампании". Из приведенных политизированных ответов понятно, что те, к кому они обращены – политики или чиновницы. Это первое общение и желание наполнить викторину не только историями о женщинах творческих профессий, учителях и врачах, но и о тех, кто успешен в политике или на поприще государственной службы, заставило корректировать структуру вопросов. И опять я поняла, что только преодоление трудностей открывает новые горизонты в достижении внутренней свободы и выводит дело, которому служишь на новый виток.
В последние годы заключительные мероприятия - подведение итогов викторины обогатились новым содержанием: встречами участниц и участников викторины с ее героинями. Причем, подведение итогов проходит в местах, связанных с жизнью героинь. Например, в 2003 году - в доме-музее В. Серова в с.Домотканово. Именно здесь одна из героинь викторины того года, первая российская женщина-композитор, мать великого художника Валентина Семеновна Серова учила крестьянских ребятишек и ставила музыкальные спектакли с деревенскими жителями. В 2004 году – в бывшей усадьбе Бакуниных в с.Прямухино. Среди представителей этой славной фамилии немало женских имен, одна из них – Екатерина Бакунина, сподвижница Н. Пирогова. В 2005 году викторина посвящена победе во Второй мировой войне. Точку в викторине этого года поставили на родине Героя Советского Союза, партизанки Лизы Чайкиной в с.Пено.
Викторина притягивает людьми и судьбами, привлекает формой полу игры. Меня радует, что от года к году в викторине участвует все большее количество людей из различных уголков Тверской области. В первый год в викторине участвовали только жители областного центра, ответы принимались по телефону. Со второго года и до настоящего времени ответы принимаются только в письменном виде. Стали приходить письма из Калининского, Старицкого, Удомельского, Селижаровского, Вышневолоцкого, Кашинского, Кимрского, Зубцовского районов. У викторины появились друзья и подруги, есть семьи, которые стали ее постоянными участниками. А какие ответы-рассказы приходят по почте! Настоящие эссе. Умиляют и трогают сердце как самоклеенные конверты, так и конверты с пометкой "Письмо ветерана" с рукописными, машинописными текстами. В последние два года появились ответы, оформленные на компьютере и со ссылками на источники информации, найденной в сети Интернет. В письмах-ответах часто встречаются строки о важности викторины, о путях поиска нужной информации и даже сетования на отсутствие необходимой литературы и на неустойчивую работу почты на селе.
Свое новое развитие викторина получила через вопросы, которые просят поведать о жизни самих ее участников(ц). В этом году организаторов интересовали воспоминания о ратных подвигах наших знаменитых землячек, описания их трудовых побед и воспоминания об истории любви, выпавшей на военное время. Лучшие рассказы были полностью опубликованы на страницах "Тверской Жизни" в ее праздничном номере, посвященном Дню Победы, прочтены самими авторами в эфире российского радио.
Трудности, возникающие при подготовке викторины, легко разрешаются при обращении в общество краеведов и книголюбов, библиотеки. Дружеские отношения сложились с бизнес-структурами: и с теми, кто обеспечивает награды - исторические книги для призеров; и с теми, кто выделяет транспорт и цветы; и с теми, кто помогает отправлять подарки участникам викторины в районные центры области. Все это произошло не вдруг, но требовало кропотливого, планомерного подхода. Например, в результате длительного, четко выстроенного сотрудничества с ООО "Кириллица", теперь достаточно телефонного звонка о начале викторины, на который директор этого предприятия отвечает: "Обязательно поддержим, когда будешь подводить итоги, сообщи список требуемых книг-подарков".
Процесс построения партнерских отношений с благотворителями способствовал четкому ведению документации по викторине, умению подготовить оптимальный пакет информационных материалов, отточил технику ведения переговоров. Именно это взаимодействие сделало подведение итогов викторины тем местом, где спонсоры могут увидеть конкретный результат своего партнерства. Руководители бизнес-структур, оказывающие помощь в проведении викторины, обязательно знакомятся с ответами ее участников и участниц и непосредственно обсуждают ее итоги и выбирают победителей и призеров.
Учредителем газеты "Тверская Жизнь" является областная администрация и, следовательно, наше партнерство можно рассматривать как взаимодействие общественной организации и власти. В 2000 году реакция ее ответственного секретаря на очередное предложение о проведении викторины была таковой: "О, опять женщины пришли?!". Через четыре года при этих же обстоятельствах я услышала: "Ваша викторина – украшение нашей газеты!".
Год от года решать технические, организационные вопросы проведения викторины становится все легче. С увеличением количества ее героинь-политиков и предпринимательниц растет "административный" ресурс, расширяется женское поле общения на ниве сопричастности викторине.
И еще два наблюдения. Первое: после того, как викторина высвечивала замечательные судьбы из полузабытья, в региональной прессе появлялись большие публикации, посвященные жизни этих женщин, их вкладу в развитие общества. Второе: год от года викторина становится сложнее, первые выпуски посвящались именам "на слуху" и, тем не менее, количество людей, принимающих в ней участие не сокращается, интерес не пропадает.
Все это и ряд вышеперечисленных положений позволяет рассматривать викторину как эффективную практику, повышающую самооценку женщин, а также утверждающую женский мир в обществе и акцентирующую внимание сообщества на фактических доказательствах того, что женщина оказывается на высоте возложенной на нее ответственности. Викторина привлекает внимание сообщества к судьбе женщин, мыслящих на местном уровне, одновременно действуя на глобальном. Она отражает взаимодействие женщин с окружающим миром не только как отдельной личности, но и в сообществе других людей.
Можно уверенно говорить о викторине как о простой результативной методике включения в проблемы женского движения всех слоев общества, преодоления разрозненности и объединения организаций разного толка в поддержке женщин без политизации деятельности, об альянсах и партнерстве с другими секторами общества.
В настоящее время викторина существует как отдельный проект. Она по-прежнему зовет в дорогу, к библиотечным полкам не только ее уважаемых участниц и участников, но и меня. Я благодарна ей за новые встречи, часто не простые задачи, за возможность взять на себя ответственность и подписаться: Кружкова Надежда, ведущая викторины.
ПАТЕРНАЛИСТСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Юрий Александрович Александров, художник,
член Международного художественного фонда,
директор Историко-художественного музея г.Юбилейный
Название семинара "Социальные инициативы для преодоления патерналистских стереотипов в обществе" так широко, что просто не знаешь, с чего начинать. Такие "стереотипы" – на каждом шагу, они так прочно въелись в сознание людей, что порой мы сами не понимаем, в какой степени находимся под гипнозом этих тенденций.
Сегодня преподавание гуманитарных дисциплин включает в себя такие стереотипы мышления и подходы, которые никак не связаны с внутренними потребностями человека, могут не только не отвечать характеру данной личности, а затруднять и мешать раскрытию его дарования.
В конце 80-х годов я работал в художественной школе. Начальство удивлялось моим методам, им казалось, что я как-то слишком свободно работаю с детьми.
– Вы относитесь к ним так, будто они гении.
– А они и есть гении, все до одного. А перестанут ими быть, когда будут как мы с вами. А сейчас они находятся в состоянии эксперимента с материалом, натурой и собственным восприятием.
– Вы не даете им академической перспективы!
– Даю, но индивидуально, тому, кому это нужно и когда нужно.
Работа выматывала, но результаты были впечатляющими.
Вспоминается выставка, посвященная 225-летию Академии художеств. Я проходил зал за залом и искал пусть не гениальных решений, но хотя бы проблесков яркой индивидуальности. Увы!
Неужели за 225 лет Академия смогла выпустить всего несколько настоящих художников, которых можно пересчитать по пальцам? А ведь через ее стены прошли за это время десятки тысяч! Неужели все они были бездарны?
Мне стало ясно, – наша педагогическая система страдает врожденным пороком, не преодоленным до сих пор. В свое время Петр I, перетягивая страну из средневековья в систему ценностей нового времени, нуждался в большом числе людей, способных соответствовать новым задачам. Было приглашено огромное количество специалистов из Европы, в том числе художников, как правило, не лучших мастеров, но твердо знавших основы ремесла. Они заложили основу нашей художественной педагогики, предопределившей на столетия вперед российскую художественную школу. Любопытный парадокс: лучшие мастера весьма критически относились к годам учения (Кустодиев, Петров-Водкин). Вопреки, а не благодаря педагогической системе, преодолевая ее влияние, состоялись они.
Я вижу преодоление патерналистских стереотипов мышления в изменении "школы", в создании нового подхода к работе с учеником, в создании новых обучающих программ. В этом смысле музей может многое, но он должен перестать быть просто копилкой фактов, должен возникать творческий диалог настоящего с прошлым, для его переосмысления и преодоления того, что мешает идти вперед и вверх.
ТВОРЧЕСТВО НА СОЦИАЛЬНЫХ СЕМИНАРАХ ИЦ НЖФ
ОПЫТ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛОК-ЗАКРУТОК
Практические занятия и тренинги стали составной частью социальных семинаров, которые проводит Информационный центр независимого женского форума (г.Москва).
Первый тренинг по изготовлению традиционной тряпичной куклы был проведен на семинаре "Участие молодежи в устойчивом и безопасном развитии городов. Гендерный аспект", 7-10 октября 2004 г.в г. Пущино).
Почему куклы? Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Всюду, где селится человек, кукла – его неизменный спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Кукла - один из самых узнаваемых атрибутов детства. Однако вовсе не значит, что эта миниатюрная и весьма многоликая модель человека – объект сугубо детский. В культуре большинства народов мира в игрушку вкладывается глубокий социальный смысл.
Современная игрушечная индустрия предлагает такое количество и многообразие кукольных персонажей, о котором наши предки не могли и помышлять. Однако ни одна фабричная красавица не способна вызвать столько искренних чувств, восхищения и такой же долговременной привязанности, как кукла самодельная, в которую ее создатель вложил свою душу.
Главными целями такого тренинга являются как стимулирование социальной и познавательной активности, так и развитие индивидуальных способностей его участников(ц). Также представляется не менее важным и еще один мотив тренинга: напомнить нынешним горожанам(кам) об истоках нашего национального искусства и в то же время показать, как изделия из традиционных материалов, выполненные в традиционных техниках, способны украсить, облагородить наш стандартно урбанизированный быт, привнести в него уют, тепло, неповторимость и искру творчества.
Оказывается, изготовить куклу можно чуть ли не из всего, что окажется под рукой.
Для изготовления традиционной куклы понадобилось каждому 2 цветных и 1 белый лоскут ткани размером 15х15 см, нитки, ветошь. Куколка изготавливается без ножниц и иглы, только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания. В квадратные лоскуты ткани заворачиваются шарики из ветоши и получаются кругленькая головка и две грудки, связываем нитками и наша кукла готова. После завершения работ каждый участник(ца) тренинга держали в руках свою куколку. Образ получившейся традиционной тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Достоинства нашей куклы не умоляло отсутствие косы. Так и хотелось воскликнуть: "Посмотрите, какая вышла красавица!"
Каждая кукла вызывала улыбку и умиление одновременно.
Изготовлением куклы было предложено заняться в преддверии семинара, после знакомства участников(ц). А утром куколки заняли свое место, образовав малый круглый стол внутри большого круглого стола, за которым разместились все те, кто пришел работать на мероприятие. Кукольный рукотворный хоровод напряженно трудился все три дня семинара, поддерживая атмосферу высокой работоспособности и эффективности, умело созданной его организаторами.
Следующий семинар, где мы делали кукол, был Сыктывкар, столица Республики Коми. Сыктывкар встретил нас первым снегом. Белое покрывало земли вызвало радость. Но…, восторг быстро сменился другими настроениями. Оказаться зимой в ноябре без теплой одежды не очень уютно. Ситуацию спасли наши внимательные подруги из Республиканской Женской Палаты. Атмосферу тепла создали их забота и доброта, а настрой на сердечное общение задал колорит программы первого дня пребывания в столице Республики. Этот день вобрал в себя и увлекательную обзорную экскурсию по городу, и посещение офиса Женской Палаты, и знакомство с национальной культурой в Национальном музее РК и Центре коми культуры г. Сыктывкара.
Осматривая экспозицию и выставку невозможно было не обратить внимание на представленное разнообразие традиционной народной куклы: куклы-обереги, талисманы, куклы-идолы из глины, соломы, мочала, тряпичные куклы. А как звучат их имена! Зарань, Пывсянса, Полознича… А какие дивные легенды связаны с ними! Этот вид творчества не случайно вызвал интерес. Семинар "Межсекторное взаимодействие для реализации социально значимых проектов, разработанных женскими и инициативными группами в Республике Коми" (см. Информ. листок №7 от 14.02.05) начинался накануне вечером с практикума. Участницам семинара предлагалось изготовить традиционную тряпичную куклу, используя для этого природные материалы.
Но есть ли логика в этой цепочке? Как цель семинара повышение роли женщин, женских организаций и других НПО в разработке механизмов межсекторного взаимодействия в РК для решения социальных проблем (на примере семейного алкоголизма и социального сиротства) перекликается с данным практическим тренингом?
Одной из причин многих бед современного общества, по мнению организаторов семинара, является проблема отчужденности человека от кормилицы-земли, нарушение связи мать-дитя и т.д. и т.п. Введение разного рода практик в программы социальных семинаров ИЦ НЖФ уже давно с успехом используется как новация в гражданском образовании. Самые сложные проблемы сообществ на таких семинарах рассматриваются комплексно.
Размышления, вызванные впечатлениями от культурной программы Сыктывкара, проявили интерес группы к народным истокам и к той роли творчества, которая способна оживить полезную инициативу в местном сообществе. Дневная программа 28 октября органично перешла к ее вечерней части – занятию по изготовлению куклы и беседы, предваряющей его. Здесь следует особо сказать о дизайне семинара. После семинара в Пущино мы заметили, что хоровод рукотворных куколок, образуя малый круглый стол внутри нашего рабочего стола, выполнял очень важную функцию на протяжении всех трех дней работы. В Сыктывкаре мы организовали такой же круглый стол кукол. Это яркое пятно притягивало взгляд, содействовало сосредоточенности участниц(ков) на обсуждаемых вопросах, их объединению. Оно наполнило атмосферу семинара оптимизмом, духом национального единения. Хоровод способствовал снижению эмоционального фона и обогащению тех, кто собрался за круглым столом чувством радости.
Немного о глубоком социальном смысле, который содержится в традиционной кукле. Матерчатая кукла, а в иных крестьянских домах их до ста штук накапливалось, - простейшее изображение женской фигуры. К игрушкам относились бережно, не разбрасывали, а хранили в корзинах, коробах, ларчиках. Куклу брали с собой на работу: на молотьбу, покос, жатву. Брали в гости, клали в приданое. Мудрый свекор позволял играть в куклы молодухе, пришедшей в дом жениха. Ведь часто замуж выдавали с четырнадцати лет. Потом эти куклы переходили к ее детям. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. В деревенской кукле предпочитали женский образ, в детских играх куклу-мужика заменяла щепочка.
Кукла наделялась магической силой плодородия, благополучия семьи. Кукла сопровождала русского человека во все периоды его жизни, заменяла мать, мудрую наставницу.
Вот и здесь, в Сыктывкаре, куда собрались на семинар представители органов власти, депутаты, руководители муниципалитетов и негосударственных организаций со всей территории Республики Коми, в ответах на вопрос о характере своей куклы звучали новые определения: дородная, положительная, степенная с достоинством, аккуратная, домоправительница, строгая теща, спорая, работящая, деловая, задиристая, важная, скромная, домашняя, воображулистая, игривая, женственная, замкнутая. Такую куколку - традиционную тряпичную куклу-бабу, которую создали участницы семинара, на просмотренных перед занятием выставках мы не видели. Очень хочется, чтобы она прижилась на красивой земле Коми.
Следующий тренинг мы проводили 2-4 декабря 2004г на семинаре "Социальное партнерство по обеспечению безопасности жизнедеятельности общества" в Петрозаводске для сотрудников МВД РК. В процессе подготовки к тренингу было немало сомнений, как успешно пройдет работа, поскольку основными участниками события были мужчины. Какую технологию предложить для изготовления куклы: простую или сложную? Принесет ли удовлетворение работа, не требующая напряжения тела и души? Какой результат работы более эффективен: исполненный по упрощенной технологии, но не яркий или полученный в "трудах" - колоритный, образный?
Ответы на эти вопросы подсказал творческий опыт организаторов мероприятия и познания истории традиционной народной куклы. Куклы были не только детской забавой. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия. Часто на посиделках куколок делали вместе мама с детьми, бабушка с внуками. Умение ребенка оценивали взрослые. По куклам судили о мастерстве и вкусе их владелицы. Совокупность факторов: наша интуиция; открытое обсуждение возникших вопросов; хорошая предварительная подготовка к тренингу; правильная оценка сложившейся в ходе трехдневной семинарской работы ситуации в аудитории сделали тренинг успешным. Как женщины, так и мужчины с радостью создавали свою куклу-оберег. Нужно было видеть лица строгих сотрудников МВД РК и ОВД, когда они из разноцветных лоскутов творили чудо.
Это было действительно чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица проглядывался характер куклы.
Очень хорошо, что организатор тренинга Надежда Кружкова попросила всех высказаться и охарактеризовать свою куклу. Рассуждая о характере своей героини, опять же как женщины, так и мужчины рассмотрели в своей работе удивительную индивидуальность и без всякого стеснения и смущения перечисляли отличительные черты своей куколки. Вот их слова: моя кукла получилась не очень аккуратная, но очень хлопотливая и все спешит, спешит и спешит, не очень обстоятельная (Божкова Елизавета Алексеевна), мне кажется, что она у меня немного сварливая, энергичная, напористая, "крутая" такая девочка (Гарибашвили Татьяна Петровна, ст.инспектор по о.в.п. УК МВД), скромная и тихая, рабочая девочка (Перетятько Владимир Николаевич, зам. начальника УК МВД), грудь колесом, деловая, разберется во всем, ей только выйти (Хациев Таблихан Туганович, начальник СО Пряжинского РОВД), у меня получилась цыганочка: "Ай, малы, малы, кому ручку погадать", хитрая, ей бы что-нибудь украсть (Лебедев Олег Алексеевич, участковый уполномоченный милиции Зарецкого ОМ), у меня получились глаза большие, добрые, ласковые (Пигарев Вячеслав Анатольевич, и.о. начальника МОБ Центрального ОМ), я бы сказал, что кукла у меня пьяная получилась, вся перекошенная, лучше с пьяной женщиной не разговаривать, характер ближе к холерикам (Занасий Олег Николаевич, начальник Олонецкого РОВД), моя мадмуазель украинского типа, она рождалась очень быстро, поэтому, маленькая получилась, миниатюрная, скромна, но упряма (Калугин Илья Викторович, (зам. нач. штаба УВД), крошечка, хаврошечка, красивая, веселая, доброжелательная, как и я, и скромная очень (Минаев Александр Иванович, начальник Зарецкого ОМ), у меня получилась серьезная дама, хозяйственная (Филиппенкова Ольга Анатольевна, начальник отделения МОБ УВД ), оторви да брось, близко не подходи, в руки ничего не давай, добрая в душе (Сверчков Константин Алексеевич, инспектор ОВР УК МВД), молодая, красивая, энергичная, жизнерадостная, очень любит танцевать (Гончарова Любовь Васильевна, ст. инспектор МОБ УВД г.Петрозаводск), гордая, строптивая, независимая молодка (Мусиенко Раиса Николаевна КРОО "Майя"), очень деловая, как ее хозяйка, как я сама, она же рождалась моими руками (Кудрявцева Любовь Георгиевна, председатель, СТОС "Кукковка-1), у меня кукла как кошка, которая гуляет сама по себе (Жеребцова Татьяна Ивановна, специалист Администрации Олонецкого района), обиженная жизнью сельская труженица (Военушкина Елена Ивановна, СТОС "Сулажгора), я постарался изобразить Надежду Бабкину, любит танцевать и петь, характер у нее очень хороший (Платонов Александр Кузьмич, начальник ЖЭУ-8).
Тренинги по изготовлению традиционной тряпичной куклы, подобные тому, о котором рассказывается, проводились не раз. Но впервые было жаль, что его время закончилось. Хотелось как можно дольше сохранить дружественную, теплую, доброжелательную атмосферу сотворчества. Об этом один из участников семинара полусерьезно полушутя сказал: "Я еще раз убедился, "что управление кадров МВД Республики Карелия на самом деле формирует личность, что было видно на примере куколок, которые они делали. Очень хорошие куклы…"
Формирование алгоритмов творчества становится составной частью более общей системы, ставящей перед собой задачи повышения социальной активности и ответственности самых разных слоев населения.
Участницам(кам) семинара "Гуманитарные подходы к проблеме здоровья" во время тренинга "Работа с природным материалом" было предложено изготовить традиционную тряпичную куклу. Разнообразные виды деятельности на семинаре способны снять перегрузку, которая возникает в результате длительной, однообразной работы. Главное при таком подходе - чередование занятий, такая перемена деятельности, которая не утомляет, а наоборот, прибавляет сил. Вот и тренинг по изготовлению традиционной куклы только штрих на панораме, созданной общей непосредственной работой участниц(ков) мероприятия. В нем обращение к корням народной культуры; стимулирование познавательной, творческой, общественной активности; элемент объединения людей, пример социальной, реабилитационной работы как с детьми, так и с взрослыми, их адаптации в обществе.
В культуре большинства народов мира в игрушку вкладывали глубокий социальный смысл. Тряпичные куклы каждый раз рождаются непредсказуемыми, как люди, и в этом - одна из главных интриг. Настроение куклы, ее нрав создается за счет пластики, мимики, поворота головы. Процесс творчества, в который погружаются участники семинаров ИЦ НЖФ во время практикумов независимо оттого, происходит оно осознанно, целенаправленно или бессознательно, случайно, непременно оставляет свой след в сознании человека.
На примере тренингов по созданию кукол мы также заметили, что по разнопредставленности аудитории: ее возрасту, роду деятельности, гендерной составляющей и даже географии места проведения мероприятия можно судить об особенностях характера общей куклы, настроению коллектива.
Вот и здесь, ученые, преподаватели, художники, журналисты, врачи, руководители общественных организаций, психологи, глава детского дома семейного типа после завершения работ держали в руках свою куколку. А на вопрос об отличительных чертах своей куклы давали такие ответы: хозяюшка (Нисневич Елена Ивановна, психолог, музыкант), веселая, но слегка распустеха (Федяева Татьяна Степановна, радиожурналист, координатор Центра творческих программ Союза журналистов России), хозяйственная, спокойная (Николаева Светлана Михайловна, воспитательница-мама Детского дома семейного типа Николаевых), управляет всеми, и все ее слушают, крепкая (Бровкина Татьяна Федоровна, председатель правления СГО "Женщины ЗАТО"), работящая (Сапроненок Элеонора Михайловна, врач-рентгенолог Центра женского здоровья), не солоха, несмотря на то, что повязана косынка таким образом, чистотка, аккуратистка, везде у нее порядок, спорая (Божкова Елизавета Алексеевна), приготовилась принимать действия по наведению порядка (Габриэлян Нина Михайловна), вот такая бабушка-хозяйка (Бойченко Лариса Дмитриевна, председатель КРОО КЦГИ), жизнерадостная, ей не хотелось носить платок, она претендует на то, что это шляпа (Горшкова Ирина Дмитриевна, социолог Центра социологических исследований МГУ), я не такая, я жду трамвая (Яглов Владимир Викторович, врач-гинеколог Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН), домохозяйка (Фатеева Наталья Александровна, сотрудник Института русского языка РАН), делает, что хочет, и никто не может ей ничего сказать, своевольная (Александров Юрий Александрович, художник, директор Историко-художественного музея г. Юбилейный), бестолковая растеряха, но замуж хочет (Апанасенко Александр Викторович, художник–прикладник, руководитель социально-реабилитационного культурного центра "Феникс").
По материалам Надежды Кружковой, г.Тверь
ОПЫТ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛОК ИЗ МОЧАЛА
Надежда Кружкова,
президент Центра реабилитации женщин
"Так живем", г. Тверь
В Петрозаводске 1 декабря 2004 года участникам(цам) семинара ИЦ НЖФ "Расширение возможностей лидеров местных сообществ в создании жилого пространства, безопасного для женщин и детей" был предложен новый тренинг. Для работы организаторы семинара выбрали в качестве природного материала - мочало (лыко), а предмета создания – традиционную куклу.
В практике ИЦ НЖФ такой тренинг проводился впервые. Идея по изготовлению традиционной народной куклы из мочала возникла после семинара, проведенного организацией в столице Республики Коми – Сыктывкаре. Счастливый случай привел в Центр коми культуры и именно там мы и обратили внимание на представленное разнообразие кукол-оберегов, талисманов из мочала. Возникло желание сделать самим такую же куколку. И не только. Провести практическое занятие по изготовлению такой куклы.
Прежде всего, разработали алгоритм создания куклы. Далее запаслись некоторыми материалами. Так, понадобились, кроме мочала, цветная нить и тесьма для оформления костюма куклы. Требования к материалу: теплый, простой, доступный. Очень важна его цветовая гамма для большей выразительности работы. Мочало также требуется нужного качества. К сожалению, мы использовали не первосортный материал, а тот, из которого делают кисти для хозяйственно-бытовых нужд.
Создание кукол не терпит суеты - нужно время, чтобы остановиться, подумать...
Мы стараемся делать куклу так, как их делали сотни лет назад, - говоря по-научному, аутентичную. Казалось бы, что сложного - крест из мочала (ручки-ножки) да льняной лоскут (сарафан). Но, во-первых, сам процесс ох как непрост: детали из мочала приготовить соразмерными и нужных параметров; мочало подобрать таким образом, чтобы не лохматилось; да и косу порой сразу не заплетешь так, чтобы кукла получилась "с характером". Во-вторых, в простой фигурке столько смысла!
Нельзя сказать, что наше практическое занятие "катилось, как по маслу": материал оказался непростым в работе – то рассыпался, то с трудом перегибался, то неожиданно ломался, а то и наши руки не слушались нас. Трудности, хоть и временные вызывали эмоциональное напряжение, обиду на непослушный материал.
Но все хорошо, что хорошо заканчивается. После завершения тренинга все его участницы показывали своих куколок. Каждая кукла имела свои отличительные черты, свой нрав. Журналистка Вера Хевсуришвили поведала о том, что, общаясь со своей куклой в процессе работы, смогла лучше понять себя, они стали подругами. А председатель СТОСа "Кукковка-1" Любовь Кудрявцева назвала свою куклу лекарем: "У меня перед занятием была сильная головная боль, а теперь - исчезла. Это куколка вылечила меня". Эти куклы, любовно сделанные руками женщин из местных сообществ, на следующий день организовали праздничный хоровод внутри большого общего стола, за которым разместились участники семинара – сотрудники правоохранительных органов.
Несмотря на то, что сегодня на календаре XXI век, люди продолжают верить в чудодейственную силу Солнца и Земли. Сделаем куклу-оберег из мочала и воспользуемся советом кукольных дел мастерицы Марины Одинцовой из Ленинградской области: "Если свет не мил покажется, то просто встряхните куколку, и жизнь разом наладится".
КУВАДКИ
Сегодня мало кому известен обряд "кувады". Но в середине XIX века он, как полустершийся след дремучей старины, еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка.
В верованиях наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, терзающих беззащитных роженицу и младенца. Обычно рожала женщина в бане, чтобы не привадить нечистую силу в избу.
После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения от скверны (с помощью освященной воды, купанием в проруби).
Мужчине, отцу ребенка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются "кувада".
В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу.
Чтобы понадежнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.
След древней обрядности остался в народных сказках. В начале XX века в Самарской губернии собиратели русского фольклора записали сказку о том, как мужик ребенка родил: "В одной крестьянской семье было семеро детей по лавкам, и еще другого ждали. Жена вот-вот народит. А муж жену корит: „Совсем баба работать не хочет, ей бы только детей рожать! Я от зари до зари в поле надрываюсь, чтобы эту ораву прокормить! А она только охает да вздыхает".
Слушала его жена, слушала, и обида ее разобрала. „Подожди, муженек, - думает. - Я тебя научу уму-разуму!" Раз пришел муж домой. Ласкового слова не сказал, только щей похлебал, да на полатях разлегся. Ни воды не наносил, ни дров не нарубил, ни хлев не вычистил, будто гость в собственном дому. А жене подошло время родить. Потихоньку от мужа ушла она в баньку. Там младенчик и народился. Подхватила мать дитятку, личико только и обмыла. Зарезала курицу и наполнила кровью бычий пузырь.
Вернулась баба с младенчиком в избу. А муж на печи знай себе храпит: во сне раскинулся, ноги в стороны раздвинул. Положила жена пузырь с кровью ему между ног и младенчика голенького. Торкнула ножиком пузырь, кровь и пролилась. Неудобно стало мужику, мокро. Он глазами-то заморгал, тут и младенчик заверещал. Подхватился мужик: весь в крови, ребенок криком кричит. А тут баба с лавки встает, потягивается, как ни в чем не бывало: "Глянь, муженек! Теперь и ты ребеночка народил. Ну, ты тут с ним сам управляйся, а я в поле пойду. День сегодня уж больно добрый обещает быть. А пока я в поле надрываюсь, ты, муженек, коровку подои, да в стадо выгони, детишек накорми, про меня не забудь, с обедом постреленка пришли, печь протопи, да хлеба напеки, со вчера еще тесто поспело. Пока солнце не жарко, холсты на росе выбели. Не забудь животине кормов задать и воды в баню наносить...".
Хлопает глазами мужик, слова слышит, а ничего не разберет. Скрутило у него живот, не разогнуться. Подхватил бока, завалился и стонет. А ребятня над ним потешается: "Гляньте, батька дитятко народил!" Жалко стало жене бестолкового мужика, прикрикнула она на ребят. Избу прибрала, всех приласкала да накормила. Стыдно стало мужу. И с тех самых пор он ни слова не молвил жене в укор. Жили они душа в душу долго и счастливо".
К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов.
Материал взят из книги
Котовой И.Н., Котовой А.С,
"Русские обряды и традиции. Народная кукла" -СПб.:
Паритет, 2005, стр.29