В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
ИЦ
НЖФ – 10 лет
ИЦ
НЖФ стал победителем международного конкурса "Women's Sarety Award
2004"
Вышел
сотый номер "Вестнички"
Семинар
"Участие молодежи в устойчивом и безопасном развитии городов. Гендерный
аспект"
В
Женеве говорили о женщинах Восточной Европы
Новости
интернета
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Дорогие подруги и коллеги!
В 2004 году в жизни ИЦ НЖФ произошло несколько знаменательных событий.
Во-первых,
НАМ ИСПОЛНИЛОСЬ 10 ЛЕТ!
Миссией Информационного центра НЖФ с самого начала его работы было - способствовать трансформации общества, культуры и экономики на недискриминационной основе; содействовать повышению статуса женщин в обществе.
Основные направления деятельности: поддержка региональных женских инициатив, формирование образовательных программ для женщин и молодежи, развитие информационного обмена между женскими организациями, проблемы комплексной безопасности территорий.
За десять лет своей деятельности ИЦ НЖФ реализовал 24 проекта, отражающих все вышеперечисленные направления. В рамках этих проектов ИЦ НЖФ провел более 100 семинаров, круглых столов, встреч, из них более 60 - межрегиональные семинары и конференции с общим числом участниц более 2500.
На сайте нашей организации (http://www.owl.ru/win/women/org001) более подробно узнать обо всех этих проектах и мероприятиях. К сожалению, обновление сайта ИЦ НЖФ не поспевает за нашей бурной деятельностью, поэтому информацию о последних событиях нужно отыскивать в "Вестничке" (http://www.owl.ru/win/infolist)
Об одном из семинаров этого года можно прочитать в текущем выпуске "Информационного листка", статья "Семинар "Участие молодежи в устойчивом и безопасном развитии городов. Гендерный аспект".
Во-вторых
МЫ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА "WOMEN'S SARETY AWARD 2004"
Деятельность ИЦ НЖФ в последние годы неразрывно связана с поисками решения проблем устойчивого развития и безопасности территорий. Последние наши проекты, такие как: "Городская политика и статус женщин", "Женщины в управлении городами", "Внедрение гендерного подхода в городскую политику" и др. вплотную подвели нас к проблеме безопасности мест проживания и уменьшения насилия и преступлений в отношении женщин и детей. О семинаре "Социальное партнерство для разработки общественных механизмов повышения безопасности территории" можно прочитать в "Информ. листке" N 25 от 1 июля 2004 года. На нем вопрос об обеспечении безопасности мест проживания и уменьшения насилия и преступлений в отношении женщин и детей рассматривался не только с точки зрения ведомственных интересов, но и с точки зрения простого жителя.
Когда в 2004 году был объявлен конкурс "Women's Sarety Award", ИЦ НЖФ принял в нем участие с проектом "Построим безопасные города вместе". В этом проекте был представлен совместный опыт ИЦ НЖФ, а также общественных организаций г.Петрозаводска и органов МВД Республики Карелия по работе над различными аспектами проблемы безопасности, а также разработки и внедрения образовательных программ и тренингов для укрепления их сотрудничества.
Наш Центр стал номинантом этого конкурса в разделе "Муниципальная гендерно-ориентированная политика". С объявлением Оргкомитета о результатах конкурса можно ознакомиться в интернете по адресу: http://www.owl.ru/win/women/org001/International Winners of the Women's Safety Awards 2004.htm
Сертификат победителя конкурса был вручен директрисе Информационного центра независимого женского форума Елизавета Божкова на II международной конференции по безопасности городов для женщин и девушек, которая проходила 22-25 ноября в г. Богота, Колумбия под эгидой ООН-Хабитат и городских властей Боготы.
(Программа ООН по населенным пунктам (ООН-ХАБИТАТ) учреждена Генеральной Ассамблеей ООН для оказания помощи странам в разрешении проблем, связанных с устойчивым развитием городов и сельских поселений на основе согласованных акций и усовершенствования политики, разработанной международным сообществом в рамках программного Плана действий - Повестки дня Хабитат).
С сертификатом победителя конкурса "Women's Sarety Award"
можно ознакомиться в Интернете по адресу:
http://www.owl.ru/win/women/org001/sert.html
В-третьих
ВЫШЕЛ СОТЫЙ НОМЕР "ВЕСТНИЧКИ"
"Вестничка" – это ежемесячный печатный информационный бюллетень, который объединяет "Информационные листки" текущего месяца и распространяются по почте в российские региональные организации. Сначала это издание выходило нерегулярно и содержало 3-4 выпуска электронного бюллетеня. Мы просто хотели, чтобы организации, не имеющие электронной почты, тоже могли получать информацию. Со временем многие организации, получающие электронную рассылку, захотели получать также и печатное издание для своих библиотек и посетителей, а затем к женским организациям присоединились местные сообщества (КТОСы, ТСЖ и др.) и некоторые региональные библиотеки.
Итак, последняя "Вестничка" 2004 года имеет номер 100!
Первый номер вышел в июле 1996 года и содержал №№5-9 выпусков "Информ. листка".
В нем было всего 16 страниц, но каких!
Вот лишь некоторые заголовки:
и другие.
Сравнение не в пользу сегодняшнего времени. Где теперь эта Комиссия? А что сталось с многострадальным проектом закона "О предотвращении насилия в семье"?
А еще в "Информационном листке" № 8 (специальный выпуск) были опубликованы ответы Галины Старовойтовой и Александра Лебедя на вопросы, подготовленные ИЦ НЖФ и разосланные в марте 1996 всем кандидатам в президенты в избирательной кампании 1996 года (Г.Явлинскому, Г.Зюганову, А.Лебедю, М.Горбачеву, Б.Ельцину, Г.Старовойтовой, В.Жириновскому, С.Федорову, Э.Памфиловой).
Ответы мы получили лишь от Галины Васильевны Старовойтовой и Александра Ивановича Лебедя.
...Совпадение, конечно...
Тексты ответов настолько интересны, что мы решили сейчас опубликовать их полностью.
ОТВЕТЫ ГАЛИНЫ СТАРОВОЙТОВОЙ
1. Общие ориентиры политики.
1.1. Что должно быть обеспечено в результате реализации Вашей политики в течение первых двух лет? четырех лет?
- а. Гуманная корректировка реформ;
- б. Создание класса собственников и укрепление права.
1.2. Как Вы предполагаете измерять эффективность Вашей политики, какие показатели предполагаете использовать?
- а. опросы;
- б. показатели уровня жизни.
1.3. Какие приоритеты Вы выбираете в государственной экономической политике:
безусловная интеграция России в систему мировых хозяйственных связей?
- да.
активная поддержка отечественной промышленности и сельского хозяйства в конкуренции на внутреннем и внешнем рынках?
- да.
автономизация и самодостаточность хозяйственной жизни?
- нет.
1.4. Какие приоритеты Вы выбираете в государственной инвестиционной политике и в государственной поддержке частных инвестиций:
вложения в развитие инфраструктуры? промышленности? сельского хозяйства? образования? культуры? здравоохранения? другие сферы?
Какие необходимы пропорции с Вашей точки зрения?
- Инфраструктура, образование, здравоохранение, промышленность.
1.5. Предполагаете ли Вы делать достоянием гласности уровень государственных инвестиций в различные отрасли хозяйства и оценку их эффективности?
- Конечно; бюджет открыт.
1.6. Некоммерческие организации - новый, быстро развивающийся сектор экономики. Организации, чья деятельность не направлена на достижение прибыли, а порою и просто убыточна, но явно общественно полезна и необходима, занимаются благотворительностью, образованием, культурой, экологическими проблемами, вопросами положения женщин, детей и молодежи.
Кем и как может быть обеспечена ресурсная поддержка деятельности некоммерческих организаций?
- Освобождаемыми от налогов отечественными производителями, спонсорами и государством.
1.7. Успехи в покорении природы обернулись экологическими катастрофами. Естественнонаучное знание имеет и негативный потенциал, так как, с одной стороны, само его развитие требует создания и работы капиталоемких и отнюдь не безопасных экспериментальных установок, с другой стороны, оно опережает возможности общества в осмыслении и предвидении последствий использования научно-технических достижений.
Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Какие подходы к решению экологической проблемы Вы видите?
- Нужен здравый баланс между развитием высоких технологий и ограничением потребления - самоограничения.
1.8. Нужно ли законодательное регулирование реформаторской деятельности? - Нет, специальных законов ее регламентации не надо.
2. Управление и демократизация
2.1. Существует точка зрения: "Эффективное управление противоречит демократии". Согласны ли Вы с этим? Вы видите здесь проблему? Если да, то какие подходы возможны к ее решению?
- Не согласна с высказанной идеей.
2.2. Какие социальные группы и какие профессиональные сообщества сегодня способны осуществлять постановку общественно значимых целей?
- Многие - группы социально-экономических интересов.
2.3. Кто должен обеспечить процесс демократизации в стране? Считаете ли вы необходимым разработку национальной программы демократизации?
- Структуры гражданского общества и лидеры.
2.4. Как Вы видите участие общественных объединений в процессе принятия решений на федеральном и местном уровнях?
- Лоббирование, инициативы, проекты.
2.5. В какой мере Вы предполагаете сочетать развитие территорий с отраслевым развитием?
- Это процессы саморегуляции и демографической политики
2.6. Каким Вы видите развитие местного самоуправления?
- Долго рассказывать.
2.7. Как Вы предполагаете решать вопрос об участии граждан и общественных объединений в разработке программ и проектов развития территорий?
- Местное самоуправление и законодательство.
2.8. Будет ли законодательно и процедурно закреплено право на "встречное информирование": право граждан, их общественных объединений знать о готовящихся, касающихся их, решениях органов власти всех уровней?
- Механизм уже есть, но плохо используется.
2.9. Наше правительство приняло ряд обязательств по улучшению положения женщин как итог работы Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин, состоявшейся в сентябре 1995 года в Пекине. 8 января 1996 года подписана "Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации".
Кто будет обеспечивать ресурсное и организационное обеспечение этих обязательств и положений Концепции? Кем будут обеспечены гарантии выполнения? Какой Вы видите роль общественных объединений в реализации Концепции?
- Лоббируйте сильнее, подруги! Вас не слышно в этом деле.
С приветом, Галина Старовойтова.
ОТВЕТЫ АЛЕКСАНДРА ЛЕБЕДЯ
1. Общие ориентиры политики.
1.1. Что должно быть обеспечено в результате реализации Вашей политики в течение первых двух лет? Четырех лет?
- Во-первых, решительное и жесткое завершение необъявленной войны в Чечне. Локализация конфликта, то есть недопущение его распространения по Кавказу. Создание реальных условий для разрешения кризиса.
- Второе - наведение законного порядка. Нынешняя государственная власть устранилась от исполнения ключевых своих функций, фактически уступив их криминальному сообществу. Защита собственника, третейский суд, приведение в исполнение наказаний и взысканий, всем этим нынешнее правительство предпочитает не заниматься. Я верну государственному аппарату волю и ответственность. Это существенно ослабит позиции преступности.
- Третье - радикальное изменение инвестиционного климата. При власти, проводящей предсказуемую и ответственную политику здравого смысла, российским бизнесменам будет выгоднее вкладывать капиталы в Россию, чем вывозить за рубеж. Когда же вернутся отечественные капиталы, придут и зарубежные инвестиции. Это - основа для возрождения экономики.
В течение двух лет эти меры, дополненные системой мер по стимулированию отечественных производителей товаров и услуг, смогут вывести Россию из нынешнего всеобъемлющего кризиса.
За четыре года стабильного и предсказуемого курса реформ /если хотите социально ориентированных реформ/, Россия способна выйти на уровень ежегодного роста ВВП в 6-8% . Изменится структура экспорта. Благодаря последовательной промышленной и научно-технической политике государства, будет развернут переход к вывозу высокотехнологичных товаров и услуг, при снижении удельного веса сырья и материалов, товаров низкого уровня переработки /металл, нефтехимия, удобрения и т.п./.
Прекратится антагонистическое разделение народа на "красных" и "белых". Политические споры будут уделом парламентских партий. Граждане России смогут работать единой общенациональной командой, благодаря Президенту, стоящему над спектром политических пристрастий.
Будет достигнуто реальное социальное партнерство, и "новые русские" не будут воспринимать "эту страну" просто как стратегическую зону бизнеса. Мировой опыт показывает, что экономический успех государства неотделим от общенационального единства.
Улучшение социально-экономической ситуации изменит ситуацию демографическую. Средней российской семье будет "по карману" и второй, и третий ребенок.
1.2. Как Вы предполагаете измерять эффективность вашей политики, какие показатели предполагаете использовать?
Главный показатель - уровень жизни граждан России. Показатель этот должен быть комплексным - не только размер дохода на душу населения, но и уровень безопасности людей, качество общедоступных медицинских и образовательных услуг, продолжительность жизни, рождаемость и т.д.
Проще говоря, каждый гражданин России сможет положительно ответить на вопрос: “Стало ли лучше жить сегодня, чем четыре года назад, в июне 1996 года?”
1.3. Какие приоритеты Вы выбираете к государственной экономической политике:
- безусловная интеграция России в систему мировых хозяйственных связей?
- активная поддержка отечественной промышленности и сельского хозяйства в конкуренции на внутреннем и внешнем рынке?
- автономизация и самодостаточность хозяйственной жизни?
- Хотя Россия - полностью самодостаточная страна (мы можем производить все, что нужно для достойной жизни народа России на собственной территории, из собственного сырья и применяя собственные технологии), замыкаться от внешнего мира - значит идти против основной тенденции мирового развития - глобализации экономики планеты.
- Уверен, что Россия займет в мировом разделении труда подобающее ей место великой державы. Россия обладает уникальным научно-техническим потенциалом, и она готова к рывку в постиндустриальное, информационное общество.
- Разумеется, уверенный выход на мировые рынки невозможен без продуманной и последовательной государственной политики поддержки отечественных предпринимателей, причем в любой отрасли хозяйства - от банковской сферы до производства сельхозпродуктов.
1.4. Какие приоритеты Вы выбираете в государственной инвестиционной политике и в государственной поддержке частных инвестиций:
вложения в развитие инфраструктуры? промышленности? сельского хозяйства? образования? культуры? здравоохранения? другие сферы?
Какие необходимы пропорции с Вашей точки зрения?
- Инвестиционная политика - это один из важнейших факторов, которые определяют наше будущее, поэтому выбор верных пропорций в государственных инвестициях крайне важен. Как бы ни хотелось дать "всем сестрам по серьгам", для преодоления кризиса следует концентрировать наши недостаточные финансовые ресурсы на ключевых точках.
- Это вложения в высокодоходные отрасли промышленности, где можно выйти на создание принципиально новых видов товаров и услуг, и, следовательно, на монопольное освоение мирового рынка. Это вложение в зоны роста внутреннего рынка, способные вытянуть за собой остальную экономику: строительство, переработку сельхозпродукции, легкую промышленность, автомобилестроение и т.д.
1.5. Предполагаете ли Вы делать достоянием гласности уровень государственных инвестиций в различные отрасли хозяйства и оценку их эффективности?
- Разумеется, граждане вправе знать, как тратятся средства, собранные с них в виде налогов. Я противник нынешней социальной немоты, когда народ не может даже высказать свое отношение к действиям властей, а правительству глубоко безразлично, как люди оценивают его макроэкономические достижения по состоянию собственных пустых карманов. Следует восстановить "обратную связь" - иначе государственная система останется неуправляемой.
1.6. Некоммерческие организации - новый, быстро развивающийся сектор экономики. Организации, чья деятельность не направлена на достижение прибыли, а порою и просто убыточна, но явно общественно полезна и необходима, занимаются благотворительностью, образованием, культурой, экологическими проблемами, вопросами положения женщин, детей, молодежи.
Кем и как может быть обеспечена ресурсная поддержка деятельности некоммерческих организаций?
- Очевидно, прибыльно работающими коммерческими организациями. Предприниматели России всегда отличались щедростью как меценаты. А тем, кто не торопится давать деньги на культуру, рекомендую напомнить, что миллионеров в стране было множество, но в памяти людской остались Третьяков, Мамонтов, Морозов, Бахрушин.
1.7 Успехи в покорении природы обернулись экологическими катастрофами. Естественнонаучное знание имеет и негативный потенциал, так как, с одной стороны, само его развитие требует создания и работы капиталоемких и отнюдь не безопасных экспериментальных установок, с другой стороны, оно опережает возможности общества в осмыслении и предвидении последствий использования научно-технических достижений.
Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Какие подходы к решению экологической проблемы Вы видите?
- Бесспорно, что разум, - главный инструмент человека в борьбе за выживание его как вида. Но биологи утверждают: гипертрофия любого защитного инструмента способна столь же успешно уничтожить вид, как и полное его отсутствие.
Гипертрофия интеллекта уже выстраивает параллельно реальному миру информационное пространство, виртуальную реальность, которая потенциально опаснее, чем любая испытательная или промышленная установка физиков-ядерщиков.
Поэтому экология массового сознания кажется мне более заслуживающей внимания и озабоченности, чем загрязнение окружающей среды. Обе эти мины замедленного действия разрядить или сделать менее опасными невозможно без смены парадигмы развития человечества. Сейчас это "материальный прогресс" как смысл и способ существования цивилизации. Это тупик, и никакие безотходные и экологосберегающие технологии тут не спасут. Они неоптимальны в экономическом смысле, и всепланетное внедрение их невозможно.
1.8 Нужно ли законодательное регулирование реформаторской деятельности?
- Любую деятельность необходимо законодательно регулировать.
2. Управление и демократия.
2.1. Существует точка зрения: "Эффективное управление противоречит демократии". Согласны ли Вы с этим? Вы видите здесь проблему? Если да, то какие подходы возможны к ее решению?
- Эффективное управление предполагает делегирование властно-распорядительных полномочий и ответственности, а это как раз и есть смысл демократии, то есть народовластия. Народ вручает власть и сопряженную с ней ответственность лицу, которое кажется наиболее подходящим для управления государством. Высшее должностное лицо подбирает себе команду по принципу профессиональной пригодности и способности отвечать за результат работы, и делегирует ей часть своих полномочий.
Так выстраивается вертикаль эффективного управления, так работает государственный аппарат в любой стране с устоявшимися традициями демократии. У нас, к сожалению, власть правит, но не управляет. Нет реальной персональной ответственности за плоды реформ, поэтому они проводятся бессистемно, непрофессионально, неэффективно.
2.2. Какие социальные группы и какие профессиональные сообщества сегодня способны осуществлять постановку общественно-значимых целей?
- Замечено, что гражданского общества в России нет. Время реформ - это время высокой социальной мобильности, и структура общества сейчас стремительно изменяется. Даже в обеспеченном слое нет единства, поскольку интересы элиты топливно-энергетического комплекса вступают в противоречия с интересами элиты перерабатывающей промышленности, банкиры не дружат с производственниками, те - с энергетиками, транспортниками и связистами.
Грубо говоря, каждый тянет одеяло на себя, а интеллигенция, которая была идейным "ледоколом" реформ на их ранней стадии, ныне деморализована и люмпенизирована результатами социально-экономических преобразований. Партий в традиционно демократическом понимании (как выразителей нужд определенных слоев) у нас нет - прошедшие выборы это ясно показали. И за КПРФ, и за НДР голосовали люди самых разных уровней дохода, от нищих пенсионеров до банкиров.
Боюсь, что кроме общенационального лидера, надпартийного политика, никто не способен на постановку общественно - значимых целей.
2.3 Кто должен обеспечить процесс демократизации в стране? Считаете ли вы необходимым разработку национальной программы демократизации?
- Такая программа напоминает мне известный образ дореволюционного сатирика: “Проект о введении единомыслия в России”. Демократия по приказу или по государственной разнарядке не может быть реальным народовластием.
Демократия является производной от целой суммы фактов: развитого политического и гражданского сознания, социального партнерства, экономической стабильности, развитой законодательной базы, желания граждан исполнять законы, реальных выгод от законопослушания, эффективного и подконтрольного государственного аппарата.
Повторюсь, кроме надпартийного, общенационального лидера, никто не способен обеспечить процесс демократизации России. Только тот, кто не делит людей на "красных" и "белых", на "сторонников реформ" и "ретроградов" способен гарантировать соблюдение равенства прав и обязанностей каждого члена общества. Это и есть реальная демократия, равенство перед законом либералов и коммунистов, правых и левых.
2.4. Как Вы видите участие общественных объединений в процессе принятия решений на федеральном и местном уровнях?
- Советоваться следует со всеми: и с корпоративными, и с общественными объединениями граждан. Форму взаимодействия должны определять в каждом конкретном случае представители власти, - те, кто обязан выслушать голос масс, и представители объединений, - те, кому люди поручают довести их мнение до власти.
Я против социальной немоты, я за укрепление и наращивание вертикальных и горизонтальных связей. Только эти связи могут удержать общество и государство от окончательного распада.
2.5. В какой мере Вы предполагаете сочетать развитие территорий с отраслевым развитием?
В полной мере. Россия очень большая и очень разная страна. То, что хорошо для Калининграда, может не подойти Сахалину. Тот метод организации и управления хозяйством, что работает в Иваново, наверняка не приживется в Тюмени.
Территории должны обладать полной автономией в процессе определения наиболее привлекательных и эффективных вариантов развития, федеральная власть должна решать общегосударственные задачи: международные отношения, оборона, безопасность, Центральный Банк, единая транспортная и энергосистема, образование, медицинское обеспечение, фундаментальная наука и так далее.
Каждая из отраслей естественным образом встраивается в специфические условия территорий. Все трудятся сообща, - регионы и федеральная власть.
2.6. Каким Вы видите развитие местного самоуправления?
2.7. Как Вы предполагаете решать вопрос об участии граждан и общественных объединений в разработке программ и проектов развития территорий?
2.8. Будет ли законодательно и процедурно закреплено право на "встречное информирование": право граждан, их общественных объединений знать о готовящихся, касающихся их решениях органов власти всех уровней?
- Сегодняшний отрыв власти от народа не может продолжаться вечно. Он очень опасен для государства и для народа. Каждое серьезное решение, которое готовится к исполнению на федеральном или местном уровне, должно проходить общественную экспертизу.
Опыт такой экспертизы есть. Например, открытые слушания или научно-практические конференции по важным вопросам государственного строительства, научной и промышленной политики, экологии. Этот опыт будет распространяться и тиражироваться на региональном и отраслевом уровне.
2.9 Наше правительство приняло ряд обязательств по улучшению положения женщин как итог работы Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин, состоявшейся в сентябре 1995 года в Пекине. 8 января 1996 года подписана "Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации".
Кто будет обеспечивать ресурсное и организационное обеспечение этих обязательств и положений Концепции? Кем будут обеспечены гарантии выполнения? Какой Вы видите роль общественных объединений в реализации Концепции?
- Беда России и вина нынешнего правительства в том, что оно не исполняет собственных обязательств. Должен отметить, что даже федеральные целевые программы финансируются, а, значит, и исполняются где наполовину, где - на пятую часть.
Правительство РФ в долгу перед женщинами. Женщины брошены в центр тех проблем и бед, которые обрушились на Россию. Уверен, что нынешнее правительство неспособно существенно облегчить положение женщин, и никакие общественные объединения в этом не помогут. Нужно менять курс реформ, курс развития страны.
СЕМИНАР "УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В УСТОЙЧИВОМ И БЕЗОПАСНОМ
РАЗВИТИИ ГОРОДОВ. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ"
(г.Пущино, Московская обл.)
Одним из стратегических направлений работы Информационного центра независимого женского форума является работа по включению молодежи в социальное развитие городов. Семинар по этой теме был проведен в г. Пущино Московской области 7-10 октября 2004г. по приглашению отдела по культуре, спорту и делам молодежи Администрации и члена Экологической комиссии Совета депутатов города Пущино Сапожниковой Галины Павловны.
Город Пущино Московской области основан в 1956 г. по Постановлению Правительства СССР и сформировался как город науки – центр биологических исследований Российской Академии наук, выполняющий целевые наукоемкие государственные программы, обеспечивающие мировой уровень исследований в области физико-химической биологии и биотехнологии.
Территория города 1784 га, население около 20,4 тыс. человек. В начале своей истории город гордился тем, что средний возраст жителей составлял 25 лет. Эта цифра росла с каждым годом, особенно в последнее время. Сейчас молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, согласно переписи, составляет 4,2 тысячи человек. Значительная часть молодежи учится, работает и проживает в Москве, так что перед городом стоят большие, с трудом решаемые проблемы по уменьшению оттока молодежи в другие города и особенно в другие страны. Наряду с этим встала проблема снижения социальной активности той части молодежи, которая проживает в городе постоянно. Необходимость решения этой проблемы подтолкнула нас к мысли о проведении семинара, главная цель которого - повышение социальной активности молодежи, создание молодежного актива города, который был бы заинтересован в совместной работе по развитию города, начал бы работать не по указке сверху, а самостоятельно, объединяя все слои молодежи через представительство в совместном органе (Совете молодежи) – студентов, школьников, рабочую и служащую молодежь. Поэтому участвовать в семинаре было предложено представителям профсоюза студентов и магистрантов Пущинского государственного университета, членам Совета молодых ученых Пущинского научного центра РАН, старшеклассникам средних общеобразовательных школ, представителям общественной организации "Пущинская научная молодежь", а чтобы развивать сотрудничество и социальное партнерство через совместные программы и проекты на семинар были приглашены студенты из Петрозаводска и Петербурга, имеющие уже опыт социальной работы.
Семинар прошел под названием "Участие молодежи в устойчивом и безопасном развитии городов. Гендерный аспект" в рамках образовательной программы, повышающей активность и ответственность молодежи в социальном развитии городов, по проекту ИЦ НЖФ, поддержанному Фондом им. Г.Белля.
На семинаре был использован целостный подход к решению проблем устойчивого развития. Поэтому был представлен широкий спектр тем и вопросов, имеющих много точек соприкосновения и которые обычно рассматриваются по отдельности.
Для нас было важно, чтобы вопросы заданной тематики рассматривались с различных позиций: школьника и психолога, работающего в приюте, студента и начальника отдела образования, поэтому в состав участников семинара входили сотрудники администрации города, аспиранты, учителя, школьники, разные по возрасту, образованию, мировоззрению, которые, общаясь в ходе семинара, смогли понять друг друга и не просто обсудить проблемы, но и найти точки возможного взаимодействия между общественным сектором и государственными органами в деле перехода городов к устойчивому и безопасному развитию.
На открытии семинара выступили: Музафаров Евгений Назибович, первый зам. главы Администрации и Лазарев Вячеслав Яковлевич, председатель Совета депутатов.
Из программы семинара:
И как обычно, лекционную часть семинара сопровождали тренинги и практические занятия.
Практические занятия проходили в виде тренингов:
В первый день участники семинара побывали на объекте ПУМ и А (Пущинское управление механизации и автотранспорта), где происходит первичная сортировка и прессование твердых бытовых отходов, который работает с февраля 2003 г. Эксперимент по раздельному сбору бытовых отходов организовала в одном из микрорайонов своего города Галина Павловна Сапожникова. Она смогла убедить делами и фактами Администрацию города, что население готово участвовать в раздельном сборе, если видит его хорошую организацию.
Участники семинара также посетили музей-усадьбу А.Т. Болотова – основоположника устойчивого земледелия в России.
Из письма Отдела по культуре, спорту и делам молодежи Администрации г. Пущино, присланного в ИЦ НЖФ после семинара:
"результаты семинара превзошли все ожидания: совместная деятельность участников семинара начала активно развиваться. В частности, примером может служить формирование молодежного актива города и проведение первой молодежной конференции города, которая планируется в начале декабря. Семинар также послужил активизации деятельности внутри молодежных объединений и организаций, например, Совет молодых ученых Пущинского научного центра провел отчетно-выборное собрание, которое не проводилось несколько лет и уже реализует некоторые из намеченных в своих планах задачи. Свое положительное мнение о проведенном семинаре высказывали неоднократно представители структурных подразделений Администрации города, муниципальных учреждений и общественных молодежных объединений, принявшие участие в семинаре. Практически всеми участниками семинара было выражено большое желание участвовать в реализации совместных программ, как внутригородского уровня, так и в тех программах и семинарах, которые проводит ИЦ НЖФ".
Многие участники семинара в своих выступлениях отмечали чрезвычайно продуманный подбор и грамотное проведение тренингов и творческих занятий, которые, органично вплетаясь в канву семинара, способствовали созданию плодотворной, творческой атмосферы.
Из заключительных выступлений участников семинара:
ИЦ НЖФ
В ЖЕНЕВЕ ГОВОРИЛИ О ЖЕНЩИНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
В канун 10-летия самой большой конференции ООН по положению женщин представительницы бывшего Восточного блока заговорили в полный голос
Надежда Ажгихина
В женевской штаб-квартире ООН снова собрались женщины - представительницы европейского континента, Северной Америки и стран СНГ. Тема встречи – оценка достижений и недостатков в реализации Плана действий по улучшению положения женщин, принятого в 1995 году на самой представительной в истории ООН всемирной конференции в Пекине. Этот документ, ратифицированный большинством стран, в том числе и Россией, впервые утверждал комплексный и всесторонний подход в решении проблем гендерного равенства, рекомендовал основные направления в преодолении бедности, неграмотности, защиты прав и поддержки возможностей " второго пола". В зале заседаний звучали выступления руководителей официальных делегаций, членов правительств и парламентов, лидеров общественных объединений и международных коалиций. За 10 лет, прошедшие после Пекина, мир изменился, на повестке дня новые проблемы. Насколько актуально в современной Европе, в современном мире продолжать работу по обеспечению равных прав и возможностей, продолжать намеченный до эпохи глобальной угрозы терроризма курс? Этот вопрос обсуждался на десятках секций и круглых столов. Мнение собравшихся было единодушно – намеченные действия надо продолжать. В этом большинство делегатов – и официальных представителей, и лидеров гражданских инициатив – проявили единодушие, и в этом, пожалуй, главный смысл состоявшейся встречи. В том числе и для нашей страны, которая на этот раз была представлена, пожалуй, лучше и полнее, чем на всех предшествующих конференциях такого уровня – и по качеству и реалистичности представленного доклада, и по числу и квалификации участников дискуссий. "Наконец мы увидели серьезных исследователей и ярких лидеров вашей страны в лицо, узнали о том, что происходит, из первых уст, увидели, с кем можно и нужно работать сообща", - так отозвались о наших соотечественниках представители международных организаций. Отрадно, что официальная российская делегация и лидеры НПО в Женеве работали в тесном контакте (также впервые) и успели наметить планы будущего сотрудничества, в том числе – программу для СМИ.
Новым в Женеве стало и то, что проблемы стран с переходной экономикой были обозначены как отдельная группа вопросов, требующих обсуждения и ответственных решений. О них говорилось на секциях по экономике и торговле людьми, новых вызовах времени и стратегиям развития Программы действий, специальные секции были посвящены Кавказу и Средней Азии – тоже впервые, в обсуждении их живейшее участие принимали представители общественных организаций. За последние годы окрепли международные женские сети – сеть активистов Женской сетевой программы Института "Открытое общество", коалиции женских НПО стран Восточной и Центральной Европы КАРАТ, Ассоциации защиты репродуктивных прав "Астра", Сеть женщин "Восток-Запад" и другие, которые представили интересные проекты, результаты исследований, поделились опытом проведения политических и публичных кампаний. По инициативе Женской сетевой программы Института "Открытое общество" в Женеве начала работать небольшая группа журналистской поддержки женских программ региона – в нее вошли коллеги из России, Грузии, Киргизии, а также Сербии и Узбекистана. Помимо информационной поддержки, группа намерена разработать образовательную программу для журналистов региона и информационную кампанию, посвященную выполнению странами своих международных обязательств по улучшению положения женщин. В программе будут участвовать медийные организации региона – Ассоциация журналисток (Россия), Ассоциация "Гендермедиакавказ", Международная ассоциация преподавателей гендерных курсов на факультетах журналистики.
Ассоциация журналисток и "Журналист" предлагают коллегам включиться в работу не откладывая - и объявляет мини-конкурс на лучший материал о выполнении РФ своих международных обязательств по улучшению положения женщин.
Материалы можно направлять в электронной форме по адресу azh@gdf.ru адресу Москва, Зубовский бульвар 4, Союз журналистов России, с пометкой "Пекин+10". Принимаются опубликованные, вывешенные в Интернете и вышедшие в эфир материалы в любом жанре, последний срок сдачи материалов – 1 апреля 2005.
Победителей ждут награды!
НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА
На портале "Женщина и общество" в разделе "Открытые страницы" опубликована аналитическая справка "Использование квотирования при выборах в парламентах мира".
Число стран членов ООН - 191 страны.
Число парламентов в мире - 182 страны, из них парламентов, в которых нет женщин - 9 стран, женщины являются депутатами в 173 странах, из них:
То есть в 50% стран мира, как правило, крупных, членами парламента которых являются женщины, применяется принцип квотирования.
Различают 3 типа квот, которые применяются по отдельности или в сочетании в стране в зависимости от политического, культурного контекста развития этих 182 стран, независимо от типа избирательной системы (мажоритарная, пропорциональная, смешанная):
Квоты вводятся, как правило, 4 правовыми способами (их комбинацией):
Если взять только 64 страны, где парламенты избираются по пропорциональной избирательной системе, то в более 50% стран принцип квотирования запущен:
По типам применения квот, в большей части стран одновременно применяется два из указанных трех типов квот:
Далее следует выборочное краткое описание по семи странам мира: Аргентина, Мексика, Бразилия, Франция, Армения, Босния и Герцеговина, Бельгия.
Аналитическая справка подготовлена экспертной группой ИСГП: д.и.н. Степанова Н.М., к.и.н. Шнырова О.В., Фомина Ю.В. под рук. программного директора ИСГП к.п.н. Кочкиной Е.В., при консультациях с широким кругом экспертов и исследователей (д.п.н. Голосов Г., к.п.н. Гельман В., д.п.н. Айвазова С.Г., к.ю.н. Соболева А.К., д.э.н. Малышева М.В., и др.)
Источник: Институт социальной и гендерной политики
Полностью текст аналитической записки можно прочитать по адресу:
http://www.owl.ru/content/openpages/p55370.shtml
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ