В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
Государственная
социальная политика должна опираться на мнение женских неправительственных
организаций
Женщин
в политике будет больше?
Расширенное
экспертное совещание по вопросам формирования гендерной политики в Российской
Федерации
Заседание
Ассоциации женских общественных объединений Красноярского края
Челябинский
центр "Есть мнение" наладил сотрудничество с европейскими НКО
Новости
Карат Коалиции
Расследование
в связи с торговлей людьми (Азербайджан)
В
Армении будут продолжены программы, направленные на улучшение репродуктивного
здоровья женщин
Анонсы
Форум
"Социальный Петербург: новые решения. 2004"
2-ая
международная научная конференция школьников "Будущее и природа Земли"
Любая
деятельность неправительственных организаций будет контролироваться профильным
министерством
Экология
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДОЛЖНА ОПИРАТЬСЯ НА МНЕНИЕ ЖЕНСКИХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Проблемы роли женщин в решении социальных задач, взаимодействия органов власти с женскими общественными организациями, профилактики безработицы, развития семейного бизнеса, женского предпринимательства, защиты прав женщин обсуждались 2 сентября в Москве на конгрессе "Городская политика и статус женщины". "На встрече поднимается очень серьезная тема, которая не сходила с повестки дня на протяжении многих веков, - статус женщины, - отметила президент Международного женского центра "Будущее женщины" Александра Очирова. – Для России это очень актуально, потому что в нашей стране женские проблемы имеют социальную направленность".
По словам председателя Союза женщин России Алевтины Федуловой, государственная социальная политика не может быть эффективно реализована без опоры на инициативу женских организаций: "Практически в каждом регионе женские организации реализуют различные проекты по защите как отдельных граждан, так и всего региона в целом. Это и поддержка семьи, борьба с беспризорностью и безнадзорностью, укрепление в общественном сознании ценности семьи". Важной частью такой работы она считает деятельность общественных консультативных советов при правительственных органах власти. "Но сейчас, - добавляет А.Федулова, - практически не осталось возможности доведения нашего мнения до высших должностных инстанций: в связи с проведением административной реформы сошла на нет деятельность Комиссии по положению женщин при правительстве России, прекратил деятельность круглый стол при Министерстве труда и социального развития... Во многих регионах, да и на федеральном уровне, власть не прислушивается к мнению неправительственных женских организаций. Свидетельство тому - предстоящие реформы в системе здравоохранения и образования, закон о замене льгот денежными компенсациями. Кому было интересно мнение наших организаций по вопросам: быть или не быть женским и детским консультациям, закрывать или нет фельдшерские пункты в селах, нужно ли прекращать выдачу бесплатной молочной продукции детям до 2-лет?". Одной из главных тем, поднятой на конгрессе, стала проблема занятости женщин. Для большинства из них единственным способом существования является заработная плата. "Уже принято говорить о новых бедных. Это женская и семейная бедность. В таких семьях дети не могут рассчитывать на достойное образование и воспитание", - рассказывает А. Очирова.
По данным Департамента федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, 70% безработных составляют женщины. В основном, они с высшим образованием, старше 45 лет, имеющие ребенка. Им нужны особые условия труда, чтобы помимо работы успевать заниматься домашними делами и воспитывать детей. К сожалению, отметил руководитель департамента Сергей Дудников, большинство женщин не могут конкурировать с мужчинами. Среди причин он назвал дискриминацию по гендерному признаку, выдавливание женщины из среды высокой оплаты труда, недостаточную их квалификацию и дополнительную нагрузку, в то время как мужчины могут полностью посвящать себя карьере. Но несмотря на то, что российское законодательство не учитывает многие аспекты условий труда для женщин, благодаря женским организациям в трудовых контрактах все чаще можно встретить такие пункты, как частичная оплата работодателем содержания ребенка в детском саду или в оздоровительном заведении.
Контакт: Международный женский центр "Будущее женщины": телефон (095) 939-94-05
Источник - АСИ
ЖЕНЩИН В ПОЛИТИКЕ БУДЕТ БОЛЬШЕ?
3 сентября глава Центральной избирательной комиссии РФ Александр Вешняков обратился к депутатам Государственной думы РФ с инициативой внести в законодательство норму, согласно которой 30% мест в партийных избирательных списках будет отводиться женщинам. По его мнению, хотя политическое равноправие и гарантируется Конституцией РФ, во власти наблюдается явный перевес представителей сильного пола. В Госдуме нынешнего созыва из 450 депутатских мест 43 принадлежат женщинам (в третьей думе было 34 женщины-депутата). Есть вероятность, что в проект принятого в первом чтении закона "Об обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин" будет внесена норма, предусматривающая в списках кандидатов в депутаты не более 70% граждан одного пола.
КОММЕНТАРИИ ЖЕНЩИН-ПОЛИТИКОВ
Александра Очирова, президент Международного женского центра "Будущее женщины"
Женщина должна прийти во власть. В России женские проблемы имеют социальную направленность. В отсутствие женского лобби они не могут быть решены..., вводить 30%-ную квоту для женщин в партийных списках необходимо.
Галина Силласте, президент Международной ассоциации "Женщины и развитие"
Внимание федеральной власти к женским проблемам не просто минимальное. Власть как от назойливой мухи отмахивается от того, что делают женские движения. Сегодня нет практически ни одной организации при государственных структурах, которые отстаивали бы интересы женщин. Расформирована Комиссия по делам семьи и демократии при Президенте РФ. Женской политической фракции в Государственной думе нет. Отсутствует политическая партия женщин в России. Женские всероссийские фонды - явление редкое, их деятельность чаще всего деполитизирована... Женское движение сегодня стало инертнее, редко выступает с акциями протеста...
Анна Зайцева, и.о.казначея движения "Российские радикалы"
Предложение о введении... квоты для женщин в партийных списках на выборах... является не только дремуче советским и не имеющим ничего общего с реальной защитой прав и интересов женщин в России, но и глубоко оскорбительным для российских женщин - для всех, а не только тех из нас, кто занимается политической работой и борьбой. К сожалению, должна констатировать: гораздо более необходимым нововведением была бы ограничительная квота на идиотов при занятии должностей в системе государственной власти нашей несчастной страны.
Алевтина Федулова, председатель Совета женщин России
Мы на протяжении многих лет говорили о том, что во власти должно быть достаточное число женщин. В Центральной избирательной комиссии наконец поняли, что мы опускаемся все ниже в представительстве женщин в избирательной власти, и приняли соответствующее обращение к депутатам. Мы признательны Александру Вешнякову, хотя нам неловко за свою коллегу Эльвиру Ермакову, которая была единственной в ЦИКе, кто воспрепятствовал этому решению комиссии... Мы будем отстаивать право женщин на участие в политической жизни. Организация Объединенных Наций рекомендовала государствам, где нет фактического равноправия серди мужчин и женщин, ввести такую квоту. А в нашей стране считают, что если квота - значит лазейка. Это не так. Мы ...поддержим ЦИК.
Источник - АСИ
прим. ИЦ НЖФ:
На сайте РБК опубликована статья Ивана Трегубова "Российских женщин зовут в политику", посвященная предполагаемому введению квот для кандидатов в депутаты. Хотя тон ее не вполне подходит для издания нашей направленности, мы решили представить ее в конце данного выпуска "Инф. листка" в разделе "СМИ О ЖЕНЩИНАХ".
РАСШИРЕННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 сентября 2004 г Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Конфедерацией деловых женщин России провели в Москве в Культурном центре Российской армии расширенное экспертное совещание по вопросам формирования гендерной политики в Российской Федерации, посвященное завершению российско-канадского проекта "Женщины и реформы на рынке труда в России", начатого в феврале 2002 года.
Цель совещания - обсуждение основных доработанных положений Гендерной стратегии Российской Федерации, возможностей их реализации в рамках программно-целевого планирования, мониторинга, разработки и внедрения необходимых качественных и количественных индикаторов, перспектив функционирования национального механизма.
В совещании приняли участие депутаты Государственной Думы Российской Федерации, представители федеральных министерств, ведомств, российских деловых кругов, международных агентств ООН, неправительственных организаций, ученые, а также представители Карлетонского университета.
Конфедерация деловых женщин России
Тел. 299-71-14
ЗАСЕДАНИЕ АССОЦИАЦИИ ЖЕНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
2 сентября в комитете по делам национальностей состоялось заседание Ассоциации женских общественных объединений Красноярского края. Как сообщили в пресс-службе администрации края, в повестке дня было рассмотрение вопросов социально-правовой защиты женщин. Кроме того, представители женских общественных объединений обсудили подготовку к участию в работе Гражданской ассамблеи Красноярского края, которая состоится 24 сентября в Красноярске. Планируется, что в ней примут участие представители различных общественных организаций края для совместного решения различных проблем, существующих у организаций.
Источник – ИА Regnum
http://www.regnum.ru/allnews/316809.html
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЦЕНТР "ЕСТЬ МНЕНИЕ" НАЛАДИЛ СОТРУДНИЧЕСТВО С ЕВРОПЕЙСКИМИ НКО
В заседании сети организаций по защите репродуктивных прав молодежи "You Аct", состоявшемся в Белграде, приняли участие более 35 специалистов из Восточной и Западной Европы. Нашу страну на этой встрече представлял член челябинского независимого исследовательского центра "Есть мнение" Павел Берлет.
Сеть "You Аct" занимается лоббированием интересов молодежи на территории Европейского союза при поддержке британского фонда "Face to face", швейцарской организации "Stop AIDS international" и голландского фонда "Choice". Одновременно в нескольких километрах от Белграда сербской организацией "Youth Jazas" была проведена VII летняя школа "Stop AIDS", посвященная, в частности, новым методам работы НКО в области профилактики ВИЧ-инфекции.
Контакт:
Берлет Павел телефон: (3512) 22-49-40
Источник – РИНТИ
НОВОСТИ КАРАТ КОАЛИЦИИ
11(29)/2004
Коалиция Карат — региональная сеть, объединяющая НПО Центральной и Восточной Европы и СНГ, занимающихся гендерными проблемами
(прим. ИЦ НЖФ)
СТАНЬ ЧЛЕНОМ КОАЛИЦИИ КАРАТ!
Новый срок для подачи заявлений для членства в Коалиции Карат - 20-ое сентября.
Любая демократическая организация Центральной и Восточной Европы/СНГ, которая занимается гендерными проблемами, может стать членом Коалиции Карат. Информацию относительно того, что необходимо сделать, включая список документов, которые необходимо представить вы можете найти на нашем сайте: www.karat.org
СТРАТЕГИЯ КАРАТА НА 2004-2007 ГГ – ПОЖАЛУЙСТА, ЗАПОЛНИТЕ АНКЕТУ
1-2 октября 2004 года Карат организует 2-дневную стратегическую встречу отобранных членов и стратегических советников организации. Будут обсуждаться действия будущeго руководства организации.
Новая геополитическая ситуация в Европе после расширения ЕвроСоюза 1 мая 2004 г. создает новые риски для женщин стран Центральной и Восточной Европы/СНГ. Это включает опасность разделения (политическое, идеологическое, экономическое, организационное и т.д.) между теми странами, которые являются членами ЕС и теми, которые не являются. Дпя того, чтобы отреагировать на эти изменения, должна быть снова определена будущая роль Карата. Поскольку для нас очень важно учитывать потребности и мнения членов Карата относительно этих решений, мы просим Вас заполнить анкету Karat's strategy for 2004-2007. Члены правления разработают План действий Карата на 2004-2007 гг. на основе ваших ответов. Анкета может быть заполнена по-русски.
Дополнительная информация на нашем сайте: http://www.karat.org/.
ПЕКИН +10 - СТРАТЕГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Коалиция Карат при поддержке UNIFEM организует Региональную стратегическую встречу Пекин +10, которая будет проводиться в Варшаве 3 октября. Цель этой встречи состоит в том, чтобы объединить группу отобранных стратегических активистов женских движений, имеющих опыт работы в системе ООН, и в частности, в Пекинском процессе, включая лидеров сетей Центральной и Восточной Европы, для того, чтобы разработать стратегию для регионов Центральной и Восточной Европы в пределах рассмотрения процесса Beijing+10. Эта встреча будет подготовкой к Региональной подготовительной встрече UNECE по 10-летнему обзору выполнения Пекинской платформы действий (Пекин +10), которая будет проводиться 14-15 декабря 2004 в Женеве.
Анкеты Пекин +10, заполненные различными организациями от регионов, также послужат основой для того обсуждения, которое будет иметь место в октябрьской встрече.
Крайний срок: 30.08.2004
Дополнительная информация на нашем сайте: http://www.karat.org/.
НОВЫЕ ВЕБСАЙТЫ
Карат представляет два своих новых вебсайта, посвященных женщинам на трудовом рынке.
Вебсайт разработан для того, чтобы обеспечить НПО, в особенности НПО, занимающиеся гендерными проблемами, а также всех желающих, последней информацией об экономическом положении женщин Центральной и Восточной Европы на сегодняшний день. Информация указывает на специфическую связь между процессом расширения ЕвроСоюза и положением женщин Центральной и Восточной Европы на трудовом рынке.
Вебсайт - на английском языке.
(Об открытии этого сайта сообщалось в Информ. листке №32 от 23.08.04, прим. ИЦ НЖФ)
на польском языке, обеспечивает информацией относительно ситуации женщин на трудовом рынке в Польше, а также относительно процесса принятия стратегии польской социальной политики и политики занятости в соответствии со стандартами стратегии занятости ЕвроСоюза.
НОВОСТИ ЕС
Объявляется прием заявок на конкурс, нацеленный на гражданское общество и организации общественного сектора ЕвроCоюза в целом, а также каждого отдельного государства - члена ЕвроCоюза. Общее финансирование согласно программе PRINCE составляет €14 миллионов, с предоставлением грантов в пределах от €100 000 до €500 000 на проект. Проекты должны быть представлены к 30 сентября 2004 и закончены к 31 мая 2006.
Более подробная информация на сайте: http://europa.eu.int/comm/enlargement/communication/call_civil_society_eu25_2004
РАССЛЕДОВАНИЕ В СВЯЗИ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ (АЗЕРБАЙДЖАН)
Как сообщает агентство "Олайлар" со ссылкой на Женский кризисный центр, 18 сентября будет проведено расследование в связи с торговлей людьми в районах Акстафа, Товуз, Шамкир, Аксу и Агдаш. Планируется проведение семинаров с участием местных жителей.
В рамках визита также состоится встреча с сотрудниками полиции. Результаты расследования фактов торговли людьми будут представлены координатору Национального плана действий Захиду Дуньямалыеву.
Отметим, что в центр уже обратились около 110 жертв торговли людьми. Большинство из них – девушки в возрасте 14-16 лет. Готовятся предложения по поводу принятия новых статей УК, касающихся лиц, занимающихся торговлей людьми.
Источник - сайт "Право выбора" (Азербайджан)
http://demaz.org/cgi-bin/e-cms/vis/vis.pl?s=001&p=0031&n=001079&g=
В АРМЕНИИ БУДУТ ПРОДОЛЖЕНЫ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН
С целью улучшения ситуации с репродуктивным здоровьем в Армении, а также для предоставления женщинам и новорожденным высококвалифицированной медицинской помощи, с 2001 года в Ереване и Лорийской области проходят переподготовку врачи, медсестры и акушерки, кроме того, 65 медицинских учреждений получили необходимое оборудование. Планируется в ближайшие пять лет продолжить осуществление в Армении подобных программ. Об этом на встрече с журналистами заявила директор финансируемой USAID программы "Прайм II" Ребекка Кохлер.
По словам заместителя министра здравоохранения Татула Акопяна, хотя с целью улучшения ситуации с репродуктивным здоровьем в Армении государство и международные организации предприняли многочисленные меры, однако состояние репродуктивного здоровья в Армении пока нельзя считать удовлетворительным, и в этом направлении нужно еще многое сделать.
Т.Акопян сообщил, что в октябре на обсуждение в парламент будет отправлен проект закона РА "О здравоохранении". Законопроект регулирует сферу общественных отношений, связанных с охраной здоровья, и устанавливает принципы государственной политики охраны здоровья населения.
По словам заместителя министра, он призван также стимулировать ход реформ в сфере здравоохранения и дать решение таким проблемам как, например, уточнение полномочий государственных, региональных и местных органов самоуправления в сфере здравоохранения.
Источник:- Кavkaz.memo.ru
АНОНСЫ
ФОРУМ "СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ: НОВЫЕ РЕШЕНИЯ. 2004"
Началась подготовка к форуму "Социальный Петербург: новые решения. 2004" (23 - 25 ноября). Форум продолжит традицию выставок некоммерческих проектов и услуг, организованных Центром развития некоммерческих организаций.
В 2003 году прошла выставка некоммерческих проектов и услуг "Социальный Петербург: новые решения", в 2001 - "Ярмарка проектов и услуг НКО". Цель форума - показать вклад организаций третьего сектора в общественную жизнь и социальную политику Петербурга.
Первый день будет посвящен обзору актуальных фактов и тенденций в социальном развитии на федеральном и городском уровнях. Во второй день организаторы предоставляют НКО возможность провести одно из мероприятий - круглый стол, дискуссию, презентацию, мастер-класс. Главное условие, чтобы его тема соответствовала общей социальной направленности встречи.
Организаторы мероприятий освобождаются от регистрационного взноса и получают информационную, техническую и организационную поддержку организаторов форума. Чтобы стать организатором мероприятия, необходимо до 10 сентября подать заявки на открытый конкурс, в результате которого будет отобрано до 25 заявок. Итоги конкурса будут объявлены 20 сентября. Формы заявок можно скачать на сайте www.soc-spb.ru.
Третий день будет посвящен общей открытой дискуссии "Социальный Петербург 10 лет спустя: какой он? Приоритеты городской социальной политики", которая будет проводиться по методике "Открытое пространство".
Помимо некоммерческих организаций в форуме примут участие представители исполнительной и законодательной власти Санкт-Петербурга городского и районного уровня, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, преподаватели вузов и студенты, журналисты, гости из Ленинградской области и других регионов.
Поддержку форуму оказывает Гагаринский фонд и Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга.
Контакт: Чижевская Элина (руководитель проекта) телефон: (812) 118-37-94, e-mail: forum@soc-spb.ru
Источник – РИНТИ
2-АЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ "БУДУЩЕЕ И ПРИРОДА ЗЕМЛИ"
Международный благотворительный фонд "Научное партнерство" при поддержке компаний ЗАО "Ай-Би-Скрин" и Ford Motor Company проводит 2-ую Международную научную конференцию школьников "Будущее и природа Земли" 4-5 ноября 2004 года, г. Черноголовка Московской области.
Программа конференции включает:
Научная тематика конференции предусматривает работу секций:
Пленарные выступления и лучшие доклады школьников планируется опубликовать к началу конференции в Сборнике трудов конференции, который будет передан в школьные библиотеки. В состав научного и организационного комитетов конференции входят ведущие ученые России и стран СНГ в области экологии и защиты окружающей среды.
К участию в работе конференции приглашаются школьники и коллективы учащихся 8-11 классов средних школ, специальных средних учебных заведений, организаций детско-юношеского творчества в сопровождении педагога или научного руководителя.
Участие в конференции для школьников и сопровождающих лиц бесплатное. Фонд "Научное партнерство" обеспечивает пакет участника конференции (включающий Сборник трудов), участие в научных сессиях, питание во время работы конференции (обеды и кофе-брейки), культурную программу и призовой фонд делегатам и сопровождающим лицам (1 взрослый на 4-5 детей).
Проезд на конференцию, проживание в гостинице оплачиваются делегатами самостоятельно.
Для участия в конференции необходимо до 5 сентября 2004 года подать заявку (формы 1, 2) в оргкомитет по адресу:
142432, Московская обл., Ногинский р-н, г. Черноголовка,
Институтский пр-т, 7А, МБФ "Научное партнерство"
или прислать по e-mail: spfond@spfond.ru
Требования к работам
Материалы, представленные на конференцию, должны являться результатом самостоятельных исследований автора или группы авторов и должны содержать:
Доклад должен быть предоставлен в оргкомитет до 1 октября 2004 года в печатном и электронном виде (формат MS Word).
Решение об участии в конференции и информация о форме предоставления доклада (устный или стендовый) и технических требованиях к нему, будут направлены кандидатам по адресу, указанному в заявке.
Контактный адрес и телефон:
142432, Московская обл., Ногинский р-он
г. Черноголовка, Институтский пр. 7А
Международный благотворительный Фонд "Научное партнерство".
Телефон: 8-(252)-49-489, Факс: (095) 788-56-02,
e-mail: spfond@spfond.ru
www.spfond.ru
НОВЫЕ ИЗДАНИЯ
ВЫШЕЛ ВТОРОЙ НОМЕР БЮЛЛЕТЕНЯ "МЫ И НАШ ГОРОД"
НОВОЧЕРКАССК (Ростовская область), 30 августа. Бюллетень издается в рамках одноименного проекта Союзом "Женщины Дона" при поддержке Европейской комиссии. Данный выпуск посвящен проблемам местного самоуправления в регионах, в частности, в Новочеркасске и Таганроге, социального сервиса или недоступности социальных услуг для незащищенных слоев населения, проблемам экологии и ЖКХ, опыту взаимодействия власти и общества в условиях нового закона "Об основных принципах местного самоуправления". Одна из программ Европейской комиссии, "Микропроекты", нацелена на укрепление механизмов коллективного управления на региональном и муниципальном уровне. Именно поэтому была поддержана идея проекта, предполагающего активное взаимодействие общественности и власти по поводу тех или иных решений на стадии их подготовки. Для реализации проекта были выбраны два города Ростовской области с непохожими принципами управления. Проект "Мы и наш город" реализуется с марта 2004 года.
Контакт: Череватенко Валентина (Союз "Женщины Дона") телефон (863--52) 3-19-36, e-mail: donwomen@novoch.ru
Источник - АСИ
ЛЮБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БУДЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬСЯ ПРОФИЛЬНЫМ МИНИСТЕРСТВОМ
В начале августа Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации…" Несколько абзацев законопроекта касаются налогообложения грантов.
Во-первых, предлагаемые изменения расширяют перечень областей, в которых гранты не облагаются налогом на прибыль (24%). К уже закрепленным действующим законодательством образованию, конкретным научным исследованиям, культуре, искусству и охране окружающей среды добавлены три дополнительных сферы деятельности. Это - защита прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья населения (СПИД, наркомания, детская онкология и эндокринология, гепатит и туберкулез), а также социальное обслуживание малоимущих и социально не защищенных категорий граждан.
К сожалению, отрицательные положения нового законопроекта значительно "перевешивают" его позитивные аспекты. Поправками предусмотрено радикальное изменение правового статуса грантодателей - как российских, так и иностранных.
Во-первых, в отличие от действующего порядка, не содержащего ограничений для предоставления грантов любыми российскими некоммерческими организациями, в случае принятия поправок они смогут предоставлять гранты только в том случае, если будут включены в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
В законе отсутствуют какие-либо критерии для включения грантодателей в перечень. Отсутствуют утвержденные процедуры составления и обновления перечня. Для того, чтобы этот Перечень начал составляться и вступил в силу, потребуется принятие соответствующего постановления Правительства (аналогично постановлению о подобном перечне иностранных доноров, появившемуся в декабре 2002 года после принятия предыдущих изменений в статью о грантах и действующему в настоящее время).
Учитывая, что Правительство РФ, несмотря на многочисленные обращения, не утверждает и официально не публикует процедур составления такого рода перечней, высока вероятность, что многие российские организации, особенно расположенные вне Москвы, а также независимые от властей или "не любимые" ими по политическим и иным причинам, не будут включены в указанный перечень.
Во-вторых, иностранный или международный грантодатель, согласно законопроекту, сможет предоставлять не облагаемые налогом на прибыль гранты только в том случае, если грант будет оформлен в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ.
До 2004 года этим занимались две отдельные комиссии. Иностранные и международные организации предоставляют в России тысячи грантов, в том числе совсем небольших, и оформление этих грантов в единственной на всю страну Комиссии при Правительстве РФ может затянуться на многие месяцы. Длительность оформления может разрушить функционирование некоммерческих организаций - получателей грантов.
Более того, если Комиссия будет применять к регистрации грантов требования Закона о зарубежной безвозмездной помощи от 1999 г., грантодатель должен будет представить в Комиссию письмо администрации того города или региона, где должен реализовываться проект, о ее согласии контролировать целевое использование средств по грантовому проекту. По общему мнению экспертов, эта норма безусловно будет способствовать коррупции. Законопроект будет принят во втором и третьем чтении в октябре.
Ситуацию с неправительственными организациями и их изменившимся положением в России комментирует директор по охране природы Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц. С ним беседовала корреспондент ПСДП.ру Мария Ряховская.
- Как Вы трактуете вводимую или, точнее сказать, уже введенную систему предоставления благотворительных грантов?
- Это сугубо политическое действие. Путин заявил в беседе с Жоресом Алферовым, что гранты чересчур часто используются как способ ухода от налогообложения. Надо, дескать, эту ситуацию изменить. На деле же испытанный метод Кремля - использование рычагов экономического регулирования для политического контроля - будет теперь опробован и на гражданском обществе.
Дума утвердила законопроект, который позволит чиновникам проводить селекцию гражданских организаций под видом регистрации их деятельности. Фактически речь идет о введении разрешительного принципа для таких организаций. Неугодных будут "давить рублем". Устройство закона бюрократически прямолинейно: всех разрешенных благотворителей внесут в список, помощь же прочих будет облагаться налогами.
- В чем же заключается бюрократизация?
- Ранее был список всех зарубежных фондов, которым предоставлялись налоговые льготы при выдаче индивидуальных грантов. Будучи в этом списке, организации выдавали гранты тому, кому считали нужным. Теперь же на каждый грант они должны получить разрешение. Вот мы, например, Всемирный фонд дикой природы, в год выдаем 3 тысячи грантов - на сумму от 50 долларов до десятков тысяч. Теперь мы, вместо того, чтобы работать, круглый год будем оформлять бумаги. И наверняка за каждый пакет чиновники будут вымогать взятки.
Для российских фондов положение, возможно, меняется к лучшему. Потому что до этого ни один российский фонд не имел льгот, и иностранные фонды были в привилегированном положении по отношению к российским. Теперь аналогичный список благотворительных организаций-льготников создается и для российских организаций.
Как бы то ни было, для меня ясно одно: система индивидуальных разрешений ведет к коррупции и взяточничеству. Потому что в этом случае все зависит от чиновника, а не от закона. Вспомним истории с убийствами и уголовщиной вокруг Национального фонда спорта.
- А как обстоят дела с благотворительной деятельностью в цивилизованном мире?
- В Америке все просто: есть требования к благотворительным организациям, есть перечень того, что им разрешается и что нет, и любая организация, которая соответствует этим требованиям, должна иметь льготы. Такая система благотворительности была принята во многих восточноевропейских странах.
Любая фирма часть своих налогов может перечислить не государству, а общественной организации. Как сказал мне в частной беседе один венгерский чиновник, в Венгрии пошли на это не ради развития гражданского общества, а ради того, чтобы стимулировать честность. Налогоплательщик не хочет платить налоги: зачем? Они все равно пойдут на взяточников и коррупционеров. А если этот налогоплательщик будет знать, что может отдать свои деньги организации, которая потратит их на дело - он отдаст их с удовольствием и легализуется.
Вроде бы мы боремся против бюрократии и всюду об этом говорится, и вместе с тем - упомянутая статья Налогового кодекса явно усиливает бюрократизацию. Так что вывод один: все это делается ради политического контроля над гражданским обществом.
- По-моему, бюрократизация - не единственное последствие данного законопроекта.
- Конечно, другое, не менее опасное его последствие - это политическое преследование некоторых организаций. Когда я 12 лет назад стоял во главе Центра охраны дикой природы, то мы, имея зарубежные деньги, все-таки сочли нужным искать российские - чтобы снять обвинения в ангажированности. Я настоял на этом, и уже через два года у нас больше 30% денег было государственных - деньги Госкомэкологии, Российской Лесной службы и так далее. И к чему же это привело? Когда наша деятельность задевала интересы какого-либо ведомства - нам тут же прекращали финансирование.
Попросту говоря, мы возвращаемся к сталинской системе. Был такой "Закон о добровольных обществах" в 1932 году. Любая деятельность должна контролироваться профильным министерством. Как это работает? Вот, например, Центр охраны дикой природы пишет заявку в правительство: просим предоставить нам налоговые льготы и включить нас в заветный список. Правительство посылает эту заявку в профильное министерство. В министерстве говорят: да вы что, это те самые, которые растрезвонили про телеграмму замминистра Павлова о том, что мы хотим распродать заповедники? Пинок им под зад, а не льготы.
Нужен универсальный закон, а не решение правительства. Потому что 88 организаций попали в список, но наверняка есть какие-нибудь прекрасные организации, которые туда не попали. По моему мнению, нам нужен закон по типу американского "Закона о благотворительных организациях с присвоением статуса 501/3с". Соответствуешь статусу такой организации - работай. Не соответствуешь - тебя могут привлечь по суду за нарушения. Это было бы справедливо.
Источник – РИНТИ
ЭКОЛОГИЯ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ПО ТЕМЕ "ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО:
ЭКОЛОГИЯ И ПРАВО"
ассоциация "Усталые города - 2004".
Послесловие участницы.
Надежда Кружкова,
президент Центра социальной реабилитации "Так живем"
В июле-августе т.г. состоялся ряд событий, объединенных общим названием «Градостроительство: экология и право». Начало положили дистанционные слушания с 15 июля в сети Интернет и продолжились на очных встречах участниц(ков): семинаре, сходах, заседаниях и конференции с 13 по 18 августа в Липецке. Инициаторы и организаторы мероприятий клуб «Эколог» и Социально-экологический союз г. Липецка смогли реализовать замысел при поддержке областной и городской администраций, Липецкой торгово-промышленной палаты при участии правовой системы «Кодекс» и компании «Линк Технолоджи».
Тема обсуждения в Липецке вызвана проблемой «уплотнения» городов. Очевидно, что места для крупного жилищного строительства в их центральных частях, по большому счету, закончились. Строить далеко за городом не столь выгодно, поэтому практически единственным выходом остается «точечная застройка». Это означает, что новые дома вырастают на месте детских или спортивных площадок, автостоянок, скверов, то есть на тех местах, которые уже долгие годы служат и во всю используются местными жителями.
Следующим мероприятием стал семинар по теме: «Как избежать конфликтов при строительной деятельности». Его цель: ознакомление слушателей с существующей практикой и новыми нормативно-правовыми документами по вопросам принятия решений при строительстве в свете реализации Федерального закона РФ от 10.01.2002г. №7-Ф3 «Об охране окружающей среды». Активно обсуждались следующие вопросы: законодательная основа градостроительства и охраны окружающей среды; законодательная и судебная практика в отстаивании прав жителей и строителей.
Участники(цы) семинара отметили следующие важные моменты:
Жигаленко В., начальник отдела экспертизы ГУПР Липецкой области – обеспокоенность тем, что заказчик не проводит общественные слушания с жителями. Далее утверждение – вновь строящиеся точечные дома (отдельно стоящие) не должны проходить экспертизу, т.к. они должны быть включены в план застройки территории.
Булычев В., член Союза экологов-юристов России, г. Липецк – идет нарушение прав граждан на информирование и обсуждение. Основанием для выдачи разрешения на строительство объекта должно быть положительное заключение экологической экспертизы и согласование граждан на этапе прединвестиционной деятельности. На практике так не происходит.
Добрецова Т., председатель движения «Во имя жизни», г.Кострома – соответствующие властные структуры не согласовывают строительство новых объектов с горожанами и вступают в сговор с застройщиками. Важно усилить работу по распространению экологических знаний среди населения.
Королева А., сопредседатель международной экологической группы "Экозащита", г.Калининград – общественные организации взяли на себя роль гасителей конфликтов. Мы издали обучающее пособие: как граждане могут защитить свои права. Наиболее типичные проблемы людей в городской среде: автомобилизация, мусор, вырубка деревьев и ценных насаждений, тотальная застройка, благоустройство, шум.
Сазонов В., зам председателя городского клуба «Эколог», г.Липецк – следует отделять понятия «строительство дома» и «застройка территории». Общественная экспертиза/обсуждение должно проходить только на территории застройки с участием жителей (регистрация при предъявлении паспорта).
В последующие дни состоялись совещания представителей общественности, а 16 августа в здании городской администрации открылась учебно-практическая конференция. Выступающие при обсуждении обозначенной проблемы высказывали самые разные точки зрения:
Кравец Н., архитектор, г.Волгоград – главная проблема в экологии градостроительства - низкая плата за загрязнение среды, воды…, а отсюда – условное очищение ресурсов. Несмотря на то, что власть ведет борьбу за уплотнение городов, оно для нее не выгодно. Затраты на социальную защиту жителей и на снижение социальной напряженности при увеличении плотности населения гораздо больше процента получаемой прибыли от строительства. Перспектива за небольшими городами с жесткими правовыми и экологическими нормами и ограничениями численности горожан.
Булычев В. – правом на выбор власти народ пользуется, а вот на право управления лишается. Без учета мнения граждан при точечной застройке нарушается их право на управление. Разрешая точечное строительство, администрация города создает почву для конфликтов с жителями и приводит к финансовым рискам застройщиков. Возмущает толкование о ненужности проведения экологической экспертизы для отдельного дома.
Бирюков Н., депутат Липецкого областного совета – нужен градостроительный кодекс федерального масштаба, отвечающий социальным требованиям современности. Есть предложение собрать поправки к проекту нового кодекса и отправить их в Государственную Думу от имени конференции.
Котовец В., зам. директора информационно-аналитического центра, секретарь Регионального экологического совета Волгоградской области - в начале своей работы мы думали - покажем власти, что законы нарушены, и она исправится. Но…Создали свою экспертизу, пригласив специалистов самого высокого уровня. Если видим, что федеральный закон недостаточен, то из любого региона его можно улучшить соответствующими поправками через объектов законодательной инициативы. Нужны эффективные диалоги (круглые столы, общественные советы) между жителями и чиновниками. Необходимо объединение профильных организаций.
Левин С., зам главы администрации г.Липецка – в своей градостроительной деятельности вынуждены повышать плотность населения (до нарушения норм далеко) уплотненной застройкой. Информацию об уплотненном плане застройки размещаем в областной печати. Проходит срок – замечаний от жителей нет. Конфликт начинается в момент застройки. В этом году начал работать отдел экологии, которого не было в городе 9 лет, начали контролировать подрядные организации, сотрудничаем с общественностью.
Титова С., депутат городской думы г.Тверь – представлен опыт общественного самоуправления зелеными территориями Твери. ТОС имеет право предоставлять свои предложения на отвод территории. Нам позволяет вести диалог с властью закон: в городе действует Положение о порядке передачи отдельных полномочий от территориальных органов органам ТОС.
Меньшов А., председатель микрорайона №19 г.Липецк – представители власти и жители говорят на разных языках. Сегодня власть свои грубые ошибки в строительстве города исправляет, снижая уровень комфортности проживания граждан.
Меньшиков В., член совета центра экологической политики г.Москва – я вижу хоть и трудный, но диалог власти с общественностью в Липецке есть. В Москве в 80% случаях точечное строительство не согласовывается с гражданами. Власть не боится нарушать законы, поскольку не отстроена судебно-правовая система. Конференция важна обменом мнениями.
Исаков А., общественный эксперт, г.Кострома – уплотнение строительства вредно как для тех, кого уплотняют, так и для тех, кем уплотняют. Таким образом, происходит обман: точечное элитное жилье не является таковым в этой ситуации.
Следующий этап работы – секционные заседания «Право», «Программы», «Процедуры» и в заключении подведение итогов.
Участники(цы) конференции «Усталые города-2004», «Градостроительство: экология и право», а это представители Липецка, Твери, Волгограда, Костромы, Череповца, Москвы, Калининграда, Усмани и 18 организаций, приняли Обращение к Президенту РФ, Правительству РФ, Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ, органам исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. В Обращении сказано о том, что принятие Проекта Градостроительного кодекса РФ является недопустимым в его сегодняшней редакции. Документ пронизан спорными положениями. Упрощенная процедура осуществления градостроительной деятельности, предлагаемая в Проекте ГрК РФ, ведет к потере контроля, устранению экспертизы планировочной и проектной документации. Также недопустима отмена государственной и экологической экспертизы основной массы планировочной и проектной документации. Эта мера чревата серьезными последствиями для будущего России.
СМИ О ЖЕНЩИНАХ
РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН ЗОВУТ В ПОЛИТИКУ
ЦИК РФ призвал Госдуму установить 30%-ную квоту для женщин в партийных
списках
Иван Трегубов
Российскую избирательную систему необходимо реформировать для обеспечения гендерного равноправия. Соответствующее обращение к депутатам Государственной Думы принял во вторник ЦИК РФ, указавший, что хотя политическое равноправие между полами и гарантируется Конституцией, на деле его еще предстоит устанавливать. И предложил народным избранникам внести в законодательство норму, согласно которой 30% мест в партийных избирательных списках в обязательном порядке отдается слабому полу.
ЦИК принял это обращение подавляющим большинством голосов, хотя одна из коллег Александра Вешнякова - Эльвира Ермакова - выразила скептическое отношение к соответствующей идее, заявив, что "это мы уже проходили, и дальше, по логике вещей, пойдут предложения о квотах для молодежи, стариков, крестьян и т.д.". Во всяком случае, теперь возрастает вероятность того, что злополучный законопроект "О государственных гарантиях прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации", в котором, собственно, и затрагивалась тема избирательных квот (правда, в другом варианте - "не более 70% одного пола в списках"), двинется, наконец, ко второму чтению. Двинется с новыми поправками, поскольку в первом чтении в апреле прошлого года депутаты "квотные" вопросы из текста постарались удалить.
В июне, принимая в Смольном британскую делегацию, на гендерное неравноправие в России пожаловалась губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко. По ее словам, наше общество пока не готово признать равноправие мужчин и женщин и "нужно время, чтобы перестроить менталитет россиян на европейский лад". Однако сам факт избрания питерским градоначальником женщины означает, мол, что "пробита брешь". ЦИК, соответственно, решил эту брешь расширить и углубить. Что особенно ценно, обращение г-на Вешнякова с коллегами к депутатам состоялось не в канун Международного женского дня и не в преддверие предвыборной кампании.
В прошлом подобные "половые" или, как стало модно выражаться, гендерные инициативы в основном приходились как раз на знаменательные даты. Весной прошлого года депутаты Госдумы озаботились проблемой равноправия - и не только избирательного - с явным прицелом на парламентские выборы. Тогда под давно подготовленным, но не "двигавшимся" законопроектом вдруг поставили подписи руководители нескольких фракций и групп, зашумела пресса - в общем, все было сделано для создания впечатления, что депутаты болеют всей душой за интересы слабого пола. Боление, скорее всего, объяснялось простым фактом: среди электората этот самый пол составляет свыше 53%. В то время как средний оклад женщины (по словам авторов законопроекта) составляет только две трети от средней зарплаты мужчин. А в Европе, дескать, 90%. В просвещенном Старом Свете среди депутатов и членов правительства доля слабого пола достигает 45%. А в Финляндии так и президент и премьер - женщины.
И все это, дескать, за счет "просветительской работы" женских лоббистских организаций и признания этой работы обществом. Которое добровольно инициировало ту же 30%-ную квоту, например, в странах Скандинавии (и не менее добровольно эту квоту превышает). Мало того, в Британии готовятся ввести "норму для женщин" в самый консервативный законодательный орган - палату лордов.
Восторги по поводу "завоеваний женщин" в Европе во многом оправданы, хотя элемент преувеличений также заметен (следует заметить, что гендерные законодательные инициативы в России опираются в основном на исследования, спонсируемые различными западными феминистскими фондами, и носят несколько тенденциозный характер). В одной из самых продвинутых по части гендерного равенства стран ЕС - Германии, согласно недавним данным федеральной статслужбы, разница в оплате труда между полами составляет все-таки не 10, а 25%. Что очень близко к российской действительности, и тем более близко, что доля тяжелого физического труда в РФ куда выше, а разрешить женщинам, например, заниматься кузнечным ремеслом или стать грузчиками с соответствующим окладом не догадались даже члены ушедшей в небытие фракции "Женщины России".
Одна из членов этой почившей фракции (почившей, в общем, волей избирательниц феминистской фракции) и одна из разработчиц "квотного" законопроекта Екатерина Лахова выражала уверенность, что Россия будет в итоге полностью следовать Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" и статьям собственной Конституции. Тем более что исторический прецедент есть: "женская" квота, пусть и негласная, была, например, в КПСС.
Проблема, к которой теперь подключился ЦИК, действительно налицо. Хотя в политической области маленькая подвижка произошла: в прежней Госдуме было 34 депутата-женщины, в нынешней - 43. Пусть из списочных 450 депутатских мандатов не так уж много, но все же некоторый прогресс. Остается только надеяться, что в вопрос о квотном регулировании избирательного процесса не вмешаются прочие социальные категории. И как та же молодежь, которая, как справедливо заметила г-жа Ермакова, также чувствует себя ущемленной (в Верховном Совете СССР была, правда, мизерная "комсомольская" квота), так и национальные меньшинства и т.д., и т.п. Иначе может получиться схватка, в которой проиграют все.
Источник - РБК
http://www.rbcdaily.ru/comments/index.shtml?2004/09/01/58715