В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
Межрегиональный
семинар "Альтернативные стратегии продвижения женского лидерства в
СМИ"
Летняя
школа для учителей "Комплексная модель гендерного образования: от
вуза к школе"
Внимание,
конкурс!
Здоровье. Медико-социальный межрегиональный проект по профилактике заболеваний молочной железы
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР
"АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ЖЕНСКОГО ЛИДЕРСТВА В СМИ"
(в сокращении, полностью см. на портале "Женщина и общество",
http://www.owl.ru/content/news/vestnik/p52828.shtml)
4-5 июля 2003 г., в Томске состоялся Межрегиональный семинар "Альтернативные стратегии продвижения женского лидерства в СМИ"
Организаторы семинара:
Межрегиональная общественная организация "Женское лидерство и партнерство" и Центр гендерных исследований (г. Томск) при поддержке Международного республиканского института, администрации Томской области и администрации г. Томска.
Цели семинара:
Участники семинара - 70 человек (8 мужчин и 62 женщины), среди них: депутаты и представители властных структур Томской области:
Н.М.Измагилова, депутат Томской городской Думы, член Томского отделения партии "Яблоко"; С.Т.Безиков, заместитель председателя Контрольного комитета администрации г. Томска; О.Ю.Рогаленко, главный специалист Комитета по социальной политике администрации г. Томска;
члены сети МОО "Женское лидерство и партнерство":
и партнерских НПО (среди которых Ассоциация журналисток России, АНО "Власть: время местное", Москва; Байкальский центр правовых реформ, г. Иркутск; Сибирский филиал Института развития прессы, г. Новосибирск);
теле-, радиожурналисты 9-и кампаний, журналисты 13-и печатных СМИ, 4х интернет-изданий из 8-и регионов России: Республики Карелия, Алтайского края, Белгородской, Иркутской (Ангарск, Братск, Иркутск), Новосибирской, Омской, Псковской, Томской областей (Северск, Томск, Шегарск), Москвы.
Участников встречи приветствовали:
В качестве экспертов выступили:
Участники семинара "Альтернативные стратегии продвижения женского лидерства в СМИ" (Томск, 4-5 июля 2003 г.) поддержали:
Участники семинара высказали озабоченность по таким вопросам как:
Учитывая то, что
СМИ, воспроизводя и многократно тиражируя гендерные стереотипы, демонстрируя акты насилия, искажают реальную действительность, оказывают негативное влияние на формирование общественного мнения в стране и системы ценностей у молодого поколения;
проявление сексизма в СМИ идеологии и практики дискриминации по признаку пола несовместимы с принципами социально ответственной журналистики и идут вразрез с закрепленным в Конституции РФ (ст. 19. п. 3) принципом равных прав и равных возможностей мужчин и женщин,
участники семинара пришли к выводу о том, что необходимо разрабатывать стратегии деятельности женских общественных организаций по продвижению идеи женского лидерства в СМИ по следующим направлениям:
(1) Организация сотрудничества НКО со СМИ
(2) Организация сотрудничества НКО с властными структурами, курирующими вопросы СМИ
(3) Гендерное просвещение, в том числе, обучение журналистов гендерным подходам:
(4) Разработка методов противостояния дискриминации по признаку пола в СМИ.
Татьяна Дмитриева,
председатель Координационного совета МОО
"Женское лидерство и партнерство",
руководитель общественной организации
"Центр женских исследований - Гендерный центр", Томск
Тел. (3822)52-68-62 раб.,
эл. почта: dtm@admin.tomsk.ru
Елена Козырь,
Исполнительный директор МОО
"Женское лидерство и партнерство"
101000, Москва, Б. Златоустинский пер., 8/7, стр.1, ком. 29
(095) 206 8303, (095) 206 85 18
эл. почта: wlp1@orc.ru
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
"КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ВУЗА К ШКОЛЕ"
20-30 июля в г. Плесе на Волге состоялась первая летняя школа для учителей "Комплексная модель гендерного образования: от вуза к школе". Организаторами школы выступили Ивановский центр гендерных исследований и Ивановский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Финансовую поддержку при проведении школы оказала Программа “MATRA-KAP” посольства королевства Нидерландов. Первоначально школа планировалась как региональная, однако большой интерес, проявленный к ее программе со стороны участников из других регионов России и стран СНГ и приехавших на школу, придал ей статус международной. В работе школы участвовали учителя, школьные психологи, преподаватели педагогических вузов и институтов повышения квалификации учителей из Иванова, Ярославля, Владимира, Твери, Архангельска, Петрозаводска, Мурманска, Новокузнецка, Томска, Чебоксар, Нижнего Новгорода, Ижевска, Беларуси и Казахстана (всего 25 участниц), чьи заявки прошли конкурсный отбор.
При отборе участниц предпочтение отдавалось опытным учителям-методистам, имеющим опыт разработки и внедрения новых курсов и способным распространять идеи гендерного образования в своих регионах. Программа была выстроена таким образом, чтобы теоретический материал первых лекционных курсов был закреплен в ходе знакомства с новыми интерактивными методиками, применяемыми в феминистской педагогике и гражданском образовании. На летней школе были прочитаны следующие курсы: "Гендерная терминология как инструмент социальной эволюции" (лектор Трофимова Е.И., МГУ), "Феминистские, женские, гендерные, мужские исследования: предмет, объект, метод, тенденции развития" (лектор Королева Т.В., Международный институт управления, Иваново), "Учебные программы и планы по гендерным курсам: анализ основных принципов и практик" (лектор Успенская В.И., ТвГУ), "Гендерный подход в преподавании права в средней школе" (лектор Исаева Н.В., ИвГУ), "Интерактивные методы преподавания гендерных курсов: постсоветский и западный опыт" (лектор Куватова А.А., Русско-таджикский славянский университет, Душанбе), "Использование интерактивных методов на уроках по гендерной проблематике: из опыта преподавания" (лектор Полывянная М.Т., лицей №22, Иваново).
Двухдневный тренинг "Гендерные стереотипы и пути их преодоления", проведенный Полиной Румянцевой из Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена, стал логичным завершением программы школы, т.к. помог участницам на основании личного опыта осознать существующие в обществе гендерные проблемы и окончательно убедил их в необходимости внедрения гендерного образования в средней школе. Все лекторы и курсы получили высокую оценку слушательниц школы. Школа была оснащена выездной библиотекой, компьютерами и копировальной техникой, поэтому все участницы имели возможность копировать или сканировать для своей будущей работы необходимые материалы из библиотеки.
Специально к летней школе межрегиональная неправительственная организация "Женское лидерство и партнерство" подготовила книгу "Воспитание граждан нового поколения: гендерные аспекты парламентского образования в средней школе", и каждая участница получила в подарок по экземпляру книги. В конце обучения в школе участницы защитили авторские проекты, представляющие программы специальных курсов и факультативов или методические разработки по внедрению гендерной проблематики в учебные программы общих курсов по истории, обществознанию, литературе. По окончании школы слушательницам был выдан сертификат об участии в школе и государственное удостоверение о прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации в объеме 120 часов.
На заключительном собрании участницами школы было принято решение о создании сети преподавателей, работающих в области гендерного образования. Лучшие программы учебных курсов и методические разработки составят учебно-методическое пособие, которое предполагается издать к концу 2003 г.
В начале сентября материалы школы будут размещены на сайте www.icgs.ivanovo.ru
Директор школы
Шнырова Ольга
icgs@interline.ivanovo.ru
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ЖУРНАЛИСТОВ "ЭКОЛОГИЯ РОССИИ 2003"
В рамках VIII Всероссийского конкурса журналистов "Экология России 2003" объявляется Специальная номинация "РОЛЛ в России" на лучшую газетную или журнальную публикацию о деятельности международной природоохранной Программы РОЛЛ (распространение опыта и результатов).
Премия “РОЛЛ в России” присуждается журналистам за опубликованные материалы, в которых объективно, убедительно и обоснованно показываются результаты работы по природоохранным проектам, выполненным в рамках Программы РОЛЛ, дается оценка вклада реализованных проектов в процесс улучшения социально-экономической и экологической ситуации в России.
Авторы трех лучших по мнению жюри публикаций получат премии в размере 400, 300 и 200 долларов США соответственно.
Инициатор учреждения Специальной номинации - Институт устойчивых сообществ (Российское представительство) - некоммерческая организация , осуществляющая руководство Программой РОЛЛ в России с 1996 года.
Программа РОЛЛ - уникальная многоцелевая всероссийская программа по распространению эффективных, низкозатратных природоохранных технологий и укреплению партнерских отношений между различными организациями, регионами страны и секторами общества. Реализуется на территории России с 1996 года при финансовой поддержке Агентства США по Международному Развитию (USAID). Географический охват проектами Программы РОЛЛ - 95% субъектов РФ (85 из 89).
Основная цель Программы РОЛЛ - способствовать устойчивому развитию России.
Тематика работ по проектам, реализованным в рамках Программы РОЛЛ:
Все материалы о проектах, необходимые для подготовки конкурсных публикаций, являются общедоступными. Получить подробное описание проектов Программы РОЛЛ, а также информацию об их исполнителях, местах выполнения и результатах можно в региональных центрах Института устойчивых сообществ в городах:
Конкурсные материалы, заверенные печатью редакции, принимаются в виде статей, опубликованных в центральных или региональных печатных изданиях, до 30 апреля 2004 года (дата отправки определяется по штемпелю на конверте) по адресу: 119119 г. Москва, Ленинский проспект 42 корп.5, офис 5614, агентство РАСИ., оргкомитет конкурса.
К поданным материалам должна быть приложена заполненная ЗАЯВКА участника и электронная версия публикации (на дискетах, компакт-дисках или по электронной почте на адрес isc@iscmoscow.glasnet.ru с пометкой в разделе тема сообщения - на конкурс публикаций).
Телефоны для справок: (095) 938-7226 / 952-4568 / 937-5002.
На конкурс по специальной номинации "РОЛЛ в России" представляется не более 5 публикаций одного автора. В случае если публикации составляют отдельный цикл, их количество может быть больше. Подведение итогов и награждение победителей VIII Всероссийского конкурса журналистов "Экология России-2003" состоится летом 2004 года.
Срок подачи материалов истекает - 30 апреля 2004 года.
Заявка на участие в Специальной номинации "РОЛЛ
в России"
VIII Всероссийского конкурса журналистов "Экология России - 2003"
Ф.И.О. конкурсанта (полностью) _____________________________________
Телефон служебный (код) _______________________
факс (код)____________________
Телефон домашний (код)______________________________________________
E-mail:_____________________________________________________________
Почтовый адрес фактического проживания: (индекс)____________________
Место работы, должность:____________________________________________
Ф.И.О. руководителя (полностью)_____________________________________
Адрес: (индекс)_____________________________________________________
На конкурс представляется не более 5 (пяти) работ.
НОВОЕ ИЗДАНИЕ
ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Доклад составлен и опубликован в рамках программы "Мониторинг ситуации с дискриминацией в отношении женщин в России", реализованной Московской Хельсинкской группой и партнерскими организациями в 20 регионах Российской Федерации при финансовом содействии Фонда проектов по правам человека Министерства иностранных дел Соединенного Королевства в период с мая 2002 по апрель 2003 года.
Содержание:
Введение
Рекомендации МХГ и женских региональных НПО по итогам мониторинга
Сводный отчет о ситуации с дискриминацией женщин в России
Тематические статьи
Список участников мониторинга
ИЗ ВВЕДЕНИЯ
Самым важным для нас в данном случае является то, что региональные женские организации очевидно "почувствовали вкус” к мониторинговой работе и начали использовать ее в качестве основы для эффективной защиты прав женщин и развития женского движения. Программа подготовила женские организации в регионах к системному сотрудничеству с международными органами защиты. Для женских НПО эта работа была пробным шагом перед участием в написании полноценного альтернативного доклада о соблюдении Россией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ведь до рассмотрения очередного (шестого) российского доклада соответствующим Комитетом ООН осталось не так много времени, а до сих пор женские организации еще ни разу не подавали комплексного обзора по соблюдению Россией всех обязательств, взятых на себя при ратификации данной Конвенции.
Успешная работа над альтернативным докладом возможна лишь при объединении усилий целого ряда организаций, обладающих не только необходимой экспертной квалификацией, но и серьезными навыками в области правозащитного мониторинга. И мы надеемся, что авторитетные российские женские НПО выступят в качестве организаторов подготовки доклада, альтернативного Шестому Периодическому докладу России, а наши региональные партнеры по данной программе сыграют активную роль в этом процессе.
И, наконец, мы уверены, что данная программа вывела женские и правозащитные НПО на качественно новый уровень сотрудничества. Мониторинговая работа, написание альтернативных докладов в международные структуры, отслеживание выполнения государством рекомендаций международных органов являются реальной основой для повседневного взаимодействия правозащитных и женских организаций, а постоянная совместная работа разнопрофильных НПО - единственный путь к консолидации и укреплению позиций российского гражданского общества.
Таким образом, мы предлагаем вниманию читателя сводный отчет, составленный по результатам регионального мониторинга. Отчет не является постатейным комментарием к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Опираясь на статьи Конвенции, мы выделили 10 тематических блоков, охватывающих основные, актуальные для России проблемы в сфере соблюдения обязательств по данному международному договору. Эти блоки соответствуют первым десяти разделам доклада. Два последних раздела посвящены проблемам домашнего и сексуального насилия и возможности защиты от таковых. Эти темы не входят в рамки Конвенции, но столь болезненны с точки зрения положения российских женщин, что мы и наши региональные партнеры не могли оставить их без внимания.
НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА
ОБРАЗЫ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
НА ПРИМЕРЕ ПРЕССЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
На портале "Женщина и общество" опубликовано исследование Марины Артемьевой (РОО ЖК "Артемида, Бурятия, e-mail: artemida@buryatia.ru) "Образы женщин в современной российской журналистике на примере прессы Республики Бурятия", проведенное в 2003 году.
Адрес документа: http://www.owl.ru/win/research/artemida.htm
Автор проанализировала десять наиболее тиражных и популярных газет Республики Бурятия за три месяца (март-май) 2003 года.
Цель данного исследования: определить количественный и качественный объем публикаций, связанных с отражением "женского вопроса" в республиканских СМИ. Автором исследован период с марта 2003 года по май 2003 года. В исследовании проанализированы наиболее массовые и тиражные республиканские периодические издания. Автор попыталась проследить отражение "женского вопроса" в современных республиканских газетах.
В результате исследования автора стало понятно, как республиканские СМИ формируют представление о женщинах у своей читательской аудитории. Публикации, в которых, так или иначе, упоминаются женщины, носят в основном поверхностный информационно-повествовательный характер. Для наглядности автор приводит некоторые заголовки статей и кратко рассказывает, о чем идет речь в материалах.
В заключительном разделе "Итоговый анализ" автор приходит к следующим выводам:
"Прочитав полистно и проанализировав за 3 месяца (март, апрель, май 2003 года) наиболее массовые, тиражные, печатные издания Республики Бурятия разной формы собственности, автор пришла к выводу: республиканские СМИ, хоть и не возводят женщину на пьедестал и не выставляют ее в роли проститутки и преступницы, но практически редко поднимают социальные проблемы. "Женская" тема попадает в поле зрения журналистов время от времени. В республиканских печатных изданиях нет постоянных рубрик, отражающих социально значимые или чисто "женские" проблемы.
Автор внимательно изучила 10 наиболее популярных в Республике Бурятия газет. Общий тираж анализируемых изданий составил 1 669 583 экземпляра. Число прочитанных номеров газет в общей сложности - 177. Среди анализируемых изданий есть газеты, имеющие официальный статус, есть и частные, и приложения к российским центральным изданиям. Автор проанализировала количество и качество публиковавшихся материалов о женщинах, группируя их по различным разделам, например, политика, экономика, общественная и социальная жизнь, культура и т.д. Проведенное исследование показало, что даже в традиционно "женский" месяц - март не так уж и много, по сравнению с другими годами, пришлось материалов на женские темы.
Из текстов публикаций никак не вырисовывается портрет нашей современницы со всеми ее успехами и неудачами, личными победами или проблемами. Из материалов можно сделать вывод, что наше общество по-прежнему традиционно продолжает поддерживать приоритет мужчин, поскольку о них газеты охотно пишут и многие материалы на серьезные темы обращены именно к мужчинам.
Практически совсем отсутствует в исследованных печатных изданиях упоминание женщин-политических деятелей, женщин из законодательной, правовой, научной среды, за рассматриваемый период не встретилось на страницах газет ни одной женщины общественного лидера. На газетных полосах прослеживается явный интерес к "культурной" жизни женщины, нежели к политической, общественной, социальной. Также традиционно наполняются полосы кулинарными рецептами, советами по уходу за лицом и телом, народными знахарскими рецептами, рассказами об актерах и актрисах мыльных сериалов. Все эти рубрики явно адресованы женщинам.
В материалах из криминальной хроники или историй преступлений женщина чаще всего выступает в роли страдающей стороны. Если и находятся материалы о достижениях женщин, то женщин непременно сравнивают с мужчинами, приписывая им "мужские" черты характера. По сути, со страниц газет вовсе не обсуждается тема религии, не освещаются проблемы сектантства. Если пишется о спорте, то описываются только спортивные достижения женщин, без каких либо рассказов о самих личностях победительниц, их внутреннем мире, проблемах, мечтах.
К сожалению, особенным жанровым разнообразием печатные издания Республики Бурятия похвастаться не могут. Подавляющая часть публикаций больше напоминает расширенные информационные сообщения. Либо материалы даются в виде интервью, рассказов. Немалая часть почти всех республиканских СМИ наполнена развлекательной информацией, взятой из центральных изданий или Интернета. В материалах редко бывает отражена позиция журналиста, авторы почему-то не пытаются вникнуть в проблему, не приводят статистику, не дают сравнений. Даже когда журналисты пишут о женских коллективах, то не описывают ни одной конкретной судьбы, ограничиваясь, чаще всего, только историей образования организации.
Автором замечено, что, к сожалению, ни в одном из анализируемых изданий нет постоянных рубрик, посвященных женской тематике. Появляющиеся единичные материалы, приближенные к освещению социальных проблем женщин публикуются республиканскими СМИ хаотично и нерегулярно. Безадресные безымянные житейские истории женщин больше читаются как рассказы, нежели как материалы, заставляющие обратить внимание на ту или иную проблему. Подавляющая часть материалов имеют к теме исследования весьма косвенное отношение - женщины чаще всего упоминаются в текстах лишь как участницы какого-либо события. А информационные материалы больше похожи на протоколы мероприятий. Изредка проскальзывают в публикациях специфически "женские" нотки, оформленные в виде раздумий о судьбе героинь. Большая часть публикаций на женскую тему подготовлена журналистками, мужчины, если и брались за темы, где присутствует женщина, то это либо информации в рубрике "Криминал" или судебные истории.
Создается впечатление, что женских проблем в республике нет, как нет и проблем социальных в целом в нашем современном обществе. Судя по публикациям республиканских газет, в анализируемый период у женщин не было ни бытовых, ни личных, ни каких-либо других проблем. Похоже, что женщины не играли сколько-нибудь заметной роли в политической, экономической и общественной жизни Республики. Если они и упоминались в текстах, то чаще всего без оценки."
ЗДОРОВЬЕ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ЗАБОЛЕВАНИЙ
МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
Единственная красота,
которую я знаю, - это здоровье.
Генрих Гейне.
ДОРОГУ ПРЕОДОЛЕЕТ ИДУЩИЙ
Продолжается медико-социальный межрегиональный проект женской общественной организации "Горожанка и Дом" по профилактике заболеваний молочной железы, основанный не только на обучении женщин контролю над своим здоровьем, но и использовании искусства с целью оздоровления.
Напоминаем, что проект необычен. Статьи по этой тематике можно найти в информационных листках ИЦ НЖФ №42 (228) от 08.10.2001, №18 (252) от 03.05. 2002, №2 (284) от 13.01.2003
Проект показал, что только понимание взаимосвязи физического состояния от психоэмоционального самочувствия и социальных условий жизни позволит осуществлять реальное предупреждение болезней.
Остановимся на некоторых теоретических понятиях профилактического направления.
Традиционно профилактика подразумевает совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.
Существует первичная, вторичная и третичная профилактика, которая предупреждает о факторах риска, начальных проявлениях болезни и факторах, предупреждающих прогрессирование болезни. Предполагается, что эти мероприятия должны осуществлять, в основном, медицинские учреждения.
Более детальный анализ вопросов профилактики показывает, что до сих пор эта профилактика направлена не на предупреждение болезни, а на ее раннее выявление.
Кроме того, к профилактическим мероприятиям можно отнести меры по предупреждению, сохранению и укреплению здоровья, которые может осуществлять сам человек и которые можно отнести к индивидуальной профилактике. Эта профилактика практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни.
Система политических, социальных, экономических, законодательных и воспитательных мероприятий, проводимых государством и общественными организациями, относится к общественной профилактике.
Уровень профилактики отражает характер общественно-экономических отношений, научно-технических и политических условий жизни.
Напомним кратко основные этапы проекта. Он включает медицинский и социальный аспекты.
Медицинский аспект проекта отражает причины, располагающие к возникновению заболеваний молочной железы, к которым относятся:
Он включает консультации специалистов (гинеколога, эндокринолога, невропатолога, гастроэнтеролога) и лабораторно-инструментальное исследование молочной железы и функционально связанных с нею систем.
Известно, что 50% здоровья обусловлено образом жизни, 25% зависит от экологических и социальных условий жизни, 15% - от наследственности и 10% от медикаментозного лечения.
В профилактике мы решили перенести акцент на поиск ресурса здоровья и попытаться не только сохранить, но и улучшить то здоровье, которое есть у каждой женщины.
Главной задачей проекта является создание условий для осознания каждой участницей своих возможностей в выборе вариантов сохранения здоровья.
Социальный аспект проекта включает:
Работа по проекту осуществляется на базе Диагностического центра №4 ЗАО г. Москвы и ЖОО "Горожанка и Дом" г. Жуковский.
Нами проведена презентация проекта в городской поликлинике № 185 ЮВАО г. Москвы, приуроченная к открытию маммографического кабинета в июне 2003 г. и подписан договор о взаимном сотрудничестве и поддержке с Российской ассоциацией маммологов.
Выполняется одна из основных задач проекта, направленная на расширение сотрудничества:
Проект открыт для сотрудничества и заинтересован в расширении связей с государственными учреждениями и общественными организациями, осуществляющими медико-социальную и экологическую инициативу в здравоохранении.
Наши адреса:
E-mail: vic7@dc4.diatom.ru. Семикопенко Виктория Анатольевна к.м.н., врач-рентгенолог диагностического центра №4 ЗАО г. Москва.
E-mail: iciwf@okb-telecom.net. Божкова Елизавета Алексеевна директриса ЖОО "Горожанка и Дом" г.Жуковский.
В заключение хочется привести следующие слова Конфуция:
"Три пути у человека, чтобы разумно поступать:
Первый - самый благородный - размышление.
Второй - самый легкий - подражание.
Третий - самый горький - опыт".
Мы хотим, чтобы горький опыт больных женщин смог предохранить всех, читающих эти строки, от заболеваний молочной железы. Вы можете пойти нашим путем. В сентябре 2003 г. у нас будет заключительный семинар, на котором мы не только расскажем о проекте, но и позволим участникам семинара прочувствовать то, что было на занятиях в течение года работы. Тех, кто сам размышляет над вопросами профилактики и имеет собственный опыт, мы просим поделиться своими мыслями, что будет принято нами с благодарностью.
Так, например, поделились своими мыслями психотерапевт О.Н.Шарова в статье "Экология и здоровье" и А.В. Часовникова - участница проекта.
Елизавета Божкова,
Виктория Семикопенко
ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ
Экология (“eucos” - “дом” и “logos” - учение) - наука о доме. Понятие “дом” целесообразно рассматривать в нескольких контекстах. В узком смысле дом - это ограниченное пространство, используемое для жилья. В более широком значении дом - это территория, где каждый человек реализует свои деятельность и комфорт. Слово “территория” можно рассмотреть в трех измерениях:
Человек является единицей живого мира, отличительной особенностью которой является способность говорить, думать и преобразовывать полученную извне информацию. В связи с этим термин “экология души и тела человека” наряду с “экологией дома, города, планеты”, на наш взгляд, является уместным и отражающим целостное состояние индивида, направленное на гармоничное взаимодействие с внешним миром и социальной средой.
Экология земли (собственно территорий) и дома - это дисциплина, которая является объектом изучения экологов. И все, что происходит на земле и в доме, в том числе и в результате человеческой деятельности, находится в тесном взаимодействии с внутренними процессами в душе и теле человека. Отношения людей друг с другом есть результат этих внутренних процессов у отдельного человека, проявленный во внешнем мире в виде различных коммуникаций с другими людьми (социальное взаимодействие).
Поэтому мы считаем, что нужно отличать истинные экологические проблемы от так называемых околоэкологических (скорее, психологических) проблем. К последним относятся психические состояния отдельного человека и/или группы людей, которые влияют на его/их жизнь деструктивным или дефицитарным образом. Например, нерациональный страх за себя и своих близких при отсутствии реальной угрозы, беспричинная тревога, внутреннее переживание непреодолимого барьера в какой-либо ситуации, ощущение своей беспомощности, безвыходности и безнадежности и др.
Континуум “душа - тело” рассматривается психотерапевтами как единство психического и физического компонентов в человеке. Без тела нет души, а души - нет без тела. Согласно некоторым психотерапевтическим концепциям тело является метафорой (образом) сознания. Структурно это можно выразить равенством: тело=сознание. Соответственно, наличие болезни в теле человека отражает присутствие искаженного, деструктивного, дефицитарного элемента в сознании человека, и, следовательно, ограниченного восприятия реальной действительности. Одновременно с этим тело можно рассматривать и как составляющую, через которую можно изменить сознание человека. Иными словами, излечив болезнь, человек может избавиться от болезненных “дефектов” в своем сознании. Это в конечном итоге приведет не только к физическому здоровью, но и к более качественному функционированию в обществе (в семье, в бизнесе, на работе, в увлечениях и т.д.).
Экология души, как “экология психической территории” человека, рассматривается, прежде всего, с позиции личности. Личность - это базисное относительно динамическое понятие, используемое во всех науках о душе человека. С одной стороны, у каждого человека есть определенный запас личностных характеристик с рождения, с другой - личностью становятся только в результате взаимодействия с обществом. Личность человека всегда наполнена какими-либо переживаниями. У здорового человека эти переживания, как правило, комфортны, его состояние воспринимается как состояние удовольствия. Только из состояния удовольствия возможна конструктивная деятельность человека в любой сфере жизни. И, наоборот, такая эффективная деятельность в семье, в бизнесе, на работе, в хобби доставляет человеку удовольствие. Возникает своего рода “замкнутый круг удовольствия”, которое однажды переходит в состояние безграничного счастья и проживается каждым человеком по-своему.
Очень важно, чтобы все сферы жизни человека примерно в одинаковой степени были заполнены таким гармоничным состоянием, поскольку преобладание состояния удовольствия в какой-либо одной сфере жизни отражает психологический дисбаланс. И в том случае, если человек подменяет достижение состояния внутренней гармонии исключительно с помощью многочасовой работы (трудоголизм) или исключительно с помощью занятия семейно-бытовыми проблемами (домохозяйки), или исключительно с помощью религиозно-мистических традиций (секты), то вероятность наступления душевного кризиса или психического расстройства у этого человека крайне высока.
Другим вариантом болезненного пути достижения внутренней гармонии является употребление психотропных препаратов (алкоголь, наркотики, успокоительные средства), вызывающих на короткое время состояние удовольствия в силу своего механизма действия на головной мозг. Но в один прекрасный момент (через месяц или годы) человек просто теряет контроль над этим веществом и становится его заложником. В результате человек начинает принимать психотропный препарат не потому, что хочет, а потому, что не может жить без него. Тогда уже это вещество диктует правила жизни, а не сам человек. Это и есть дорога вниз - к личностной деградации, к потере этических и нравственных ценностей, к потере своего человеческого облика, к слабоумию. Вот почему алкоголики и наркоманы так одинаково похожи друг на друга, поскольку их личностные структуры наполнены лишь одним - психотропным веществом и всем, что связано с ним.
Интересен и тот факт, что в основе потребности (мотива) человека заниматься исключительно каким-то одним видом деятельности или принимать психотропное вещество зачастую лежат такие психические феномены, как тревога и депрессия. А они, в свою очередь, формируются в результате внутриличностных конфликтов, которые заполняют содержание личности и не дают возможности развиваться ее нормальным структурам, ответственным за появление состояния удовольствия при различных видах деятельности человека, как “сорняки” мешают развиваться “культурным растениям”.
И понятно, что чем больше таких внутриличностных конфликтов (“сорняков”) у человека, зачастую совершенно неосознаваемых им самим, тем меньше вероятности для возникновения того самого “замкнутого круга удовольствия”, о котором шла речь выше. Более того, эти внутриличностные конфликты внешне проявляются и в виде “сорняков” в поведении людей.
Какой выход из всего этого? Как нам избавиться от совершенно посторонних и неэффективных стратегий поведения, связанных с внутриличностными конфликтами? Рассмотрим ответы на эти вопросы с позиции определения понятия “событие”, которое лежит в основе любой коммуникации людей друг с другом.
Событие, как “со-бытие”, означает “бытие вместе, одновременно с чем-либо, кем-либо”. Если говорить о сфере человеческих отношений, то в контексте межличностного взаимодействия, как события, предполагается истинная душевная и духовная жизнь человека непосредственно внутри каждого повседневного события в любом виде деятельности. В экзистенциальной психотерапии это обозначатся как “проживание”, “прочувствование самого себя”, переживание человеком приятных или дискомфортных внутренних состояний во время той или иной коммуникации в обществе.
Вернемся к понятию “внутриличностный конфликт”, который тесно связан с деструктивно-дефицитарной моделью поведения людей в событиях жизни. Обозначенные нами выше как “сорняки поведения людей”, внутриличностные конфликты прежде всего проживаются человеком на телесном, эмоциональном и мыслительном уровнях, тем самым не дают ему возможности полноценно, на все 100% участвовать в каждом текущем моменте (событии) своей жизни. Обычно люди так и говорят об этом: ощущения в теле дискомфортные, эмоции негативные (тревога, депрессия, недовольство собой и окружающими), в мыслях присутствует бесконечный “внутренний монолог” или диалог с самим с собой. И, соответственно, событие проходит как бы мимо, человек является всего лишь наблюдателем жизни, а не ее участником.
Важно сказать, что получение экзистенциального опыта в социальной группе (тренинг, семинар), проживание подлинных ощущений физического комфорта и позитивных эмоций во время “обучающего” события, тренинга на фоне полной “остановки внутреннего монолога и диалога с самим собой” приводит к приобретению человеком качественно новых стратегий поведения. Кроме этого, во время таких социальных тренингов и семинаров происходит полная и необратимая редукция старых неконструктивных моделей межличностного взаимодействия людей друг с другом. И в итоге этот наработанный во время тренинга позитивный опыт переносится, в том числе и неосознанно, в реальную жизнь человека, глубоко интегрируясь в его личностных структурах и замещая болезненные паттерны поведения на здоровые стереотипы взаимодействия людей друг с другом.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезни, но и состояние душевного комфорта человека. Думаем, что только зрелый в личностном плане человек способен соединить в своей деятельности в одно целое экологию тела, экологию души и экологию межличностных отношений, тем самым приблизится к состоянию душевного комфорта.
Сама жизнь говорит нам о том, что в современном мире уровень требований к отдельно взятому человеку с каждым годом возрастает. Устаревшие подходы к решению социальных, образовательных и медицинских проблем сегодня не дают желаемого результата.
В связи с этим, думаем, что целесообразно развивать новые технологии и обучающие программы в социальной сфере, бизнесе, политике.
Ольга Николаевна Шарова,
психотерапевт, к.м.н.
г. Челябинск
АРТ-ТЕРАПИЯ
Про арт-терапию сегодня слышали уже многие. Это лечение искусством - но не через его "потребление", т.е. простое восприятие и благотворное воздействие, а через непосредственную включенность в творческий процесс. Чаще, конечно, приходилось слышать про арт-терапию применительно к решению психологических и даже психиатрических проблем. Но чтобы подобный подход применялся в онкологии...
Теоретически обосновать его, наверное, можно. До сих пор до конца нерешенная наукой проблема возникновения онкологических заболеваний предполагает в качестве одной из гипотез - решающую роль психологического фактора. Таким образом психологическое состояние может стать определяющим как для "группы риска", так и для уже заболевших. Известно, что оптимисты способны победить это тяжелое заболевание своей полной настроенностью на выздоровление. Известно также, что приобщение к искусству, творчеству способствует оптимизации мироощущения, улучшению настроения, разрешению психологических проблем.
Главное же препятствие на пути эффективности арт-терапии - это скептическое отношение к возможностям "лечения искусством" - и не только многих окружающих (консервативно подходящих к лечению онкологии), но и самих участников подобных групп (психологические наблюдения).
На первый взгляд, все предлагаемые художественные занятия кажутся и простыми и сложными одновременно. Простыми, потому что доступны (для всех возрастных категорий) для освоения и воспроизведения; сложными, потому что требуют преодоления массы собственных комплексов ("вот, никогда не рисовала/не пела/не танцевала, и вот на старости лет..." - здесь и страх, что ничего не получится; здесь и внутренняя неловкость от ощущения "впадания в детство" - взрослые люди, а как группа "подготовишек" детсада: учатся рисовать, петь, ритмически двигаться; здесь и чрезмерный рациональный самоконтроль, желание все сразу понять, разложить по полочкам, вывести логические умозаключения - полезны или бесполезны подобные занятия). Предлагаемая система художественных занятий имеет тонкую и сложную организацию, и для того, чтобы понять и оценить (в том числе на собственном здоровье) ее результативность, требуется, в первую очередь, настроенность на творческую работу и доверие к педагогам и к своим собственным силам и возможностям. Нужно, чтобы прошло некоторое время адаптации, нужно, так сказать, втянуться в ритм занятий - пластических (эвритмических), музыкальных, изобразительных. Очень мешает наша суетность и нетерпеливость. Человек так устроен, что невольно ожидает "всего и сразу" - очевидных результатов уже после первых занятий. Лучше же, кажется, вообще не думать о практическом результате, а стараться испытывать удовлетворение от художественного процесса. И тогда в ходе занятий с какого-то момента - скепсис сменяется искренним любопытством, бескорыстной заинтересованностью самим процессом занятий, и как самый первый результат - улучшается и настроение, и самочувствие. Начинаешь осознавать возникновение новых, ранее не испытываемых, ощущений - занятия каким-то образом "очищают" чувства, позволяют увидеть в мире новые краски и услышать звуки, которые прежде сливались в фоновый шум, по-новому пережить окружающий мир и свое место в этом космическом пространстве. Это очень любопытный и полезный жизненный опыт, связанный с миропознанием и самопознанием, который никогда не поздно приобрести. Занятия культивируют в человеке тонкие душевные переживания, умение прочувствовать нюансы и полутона, утончить свое мировосприятие. В конечном итоге - это формирует психологическую потребность культивировать в себе оптимистическое умонастроение, поддерживать его - и, возможно, это и есть самое эффективное лекарство и гарантия выздоровления.
Часовникова А.В,
участница проекта (пациентка),
Москва