В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
Обсуждение гендерной стратегии Российской Федерации
"Гендерная
стратегия Российской Федерации"
Конференция
"Приоритеты гендерной стратегии Российской Федерации"
Замечания
Всемирного банка по "Гендерной стратегии Российской Федерации"
Семинар
Сети кризисных центров Сибири и Дальнего Востока "Модели работы с
профессиональными сообществами по профилактике насилия в семье"
Вести
из Пскова
Конференция
"Современная Россия и мир: альтернативы развития" (Барнаул)
Сообщения
FemLine
ОБСУЖДЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ГЕНДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Документ "Гендерная стратегия Российской Федерации" издан Министерством труда и социального развития Российской федерации в 2002 году при финансовой поддержке Фонда народонаселения ООН (ЮНФПА).
Редакционная коллегия:
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ
Дорогие друзья!
В Ваших руках необычный документ. Эта книга посвящена проблеме повышения социального статуса женщин и мужчин в российском обществе и определяет основные направления гендерной стратегии России.
Когда мы говорим о гендерном равенстве, то, прежде всего, имеем в виду Конституцию Российской Федерации, которая в своей статье 19 зафиксировала, что "женщины и мужчины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".
Это означает, что женщины и мужчины обладают равным статусом. Женщины и мужчины имеют равные условия для реализации ими всей полноты прав человека для того, чтобы вносить свой вклад в национальное, политическое, экономическое, социальное и культурное развитие и пользоваться его результатами.
Современная государственная политика Российской Федерации, нацеленная на достижение равенства женщин и мужчин в обществе, направлена на преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку, на создание политических предпосылок и необходимых социальных условий для наиболее полной реализации природных способностей женщин и мужчин во всех сферах трудовой, общественной и личной жизни.
В основе политики лежат общепризнанные международные нормы, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о политических правах женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Платформе действий Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, Итоговых документах Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.
Российская Федерация в полной мере разделяет принципы ООН и понимание гендерного равенства как необходимого условия достижения устойчивого развития страны и создания условий для всесторонней реализации человеческого потенциала.
С этой точки зрения приоритетное внимание должно уделяться вопросам положения женщин, особенно в тех проблемных зонах, где еще сохраняются явные и скрытые формы дискриминации - в экономической и политической сферах, а также должны быть разработаны специальные меры, в том числе законодательного характера, направленные на достижение равных возможностей мужчин и женщин, выравнивание их социального статуса.
В феврале 2002 г. состоялась российско-канадская конференция, участники которой заявили о настоятельной необходимости принять в России гендерную стратегию, которая могла бы служить политико-правовым обоснованием государственной политики в отношении женщин, улучшения их положения, преодоления дискриминации по признаку пола, достижения равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни.
За прошедший период Министерством труда и социального развития Российской Федерации была проделана большая аналитическая, интеллектуальная работа, к которой были привлечены научные кадры ведущих академических институтов, представители общественных организаций, органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Идея разработки гендерной стратегии, можно сказать, получила широкую поддержку в женском движении, вдохновила ведущие российские организации женщин на разработку гендерных стратегий своих регионов.
В данном издании представлен проект Гендерной стратегии России, в котором отражены основные направления гендерной политики, требующие:
Даже такой краткий перечень стоящих перед нами задач заставляет и органы исполнительной власти, и общественность по-новому взглянуть на многие проблемы нашей жизни, искать новые подходы к их решению.
Приглашаю всех заинтересованных и неравнодушных женщин и мужчин принять участие в дальнейшей работе над гендерной стратегией России. В первую очередь - женские неправительственные и научные организации, вклад которых в эту работу может способствовать дальнейшему совершенствованию государственной гендерной политики.
С уважением,
Галина Карелова,
первый заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
КОНФЕРЕНЦИЯ "ПРИОРИТЕТЫ ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
2 июля в Москве состоялась конференция "Приоритеты гендерной стратегии Российской Федерации", организованная Всемирным банком совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерация, Институтом Всемирного банка и Институтом гендерной политики.
Основная цель конференции заключалась в обсуждении гендерной стратегии Российской Федерации и продолжении на этой основе диалога по проблемам гендерной политики между Российской Федерацией и международными организациями-донорами.
В работе конференции приняли участие должностные лица, представляющие Министерство труда и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, другие федеральные министерства, а также депутаты Государственной Думы и Федерального Собрания, ведущие российские и международные эксперты, представители неправительственных организаций, ученые.
ИЗ ПРОГРАММЫ КОНФЕРЕНЦИИ
ОТКРЫТИЕ
Ведущая: П. Пачи, координатор гендерных программ по региону Европы и Центральной Азии, Всемирный банк
1-я сессия
"Гендерная стратегия". Ведущая: Зотова Е.А., координатор по гендерным вопросам, Всемирный банк
2-я сессия
Дискуссия. Ведущая: Кочкина Е.В., программный директор Института гендерной политики (Россия)
3-я сессия
Продолжение дискуссии. Ведущий: Кодесниченко А.В., координатор программ Московского представительства Института Всемирного банка
4-я сессия
"Преимущества развития гендерной стратегии и роль международных организаций", ведущая - П. Пачи, координатор гендерных программ по региону Европы и Центральной Азии, Всемирный банк
Подведение итогов
ЗАМЕЧАНИЯ ВСЕМИРНОГО БАНКА ПО "ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Данные замечания подготовлены Пьереллой Пачи, региональным координатором по гендерным вопросам региона Европы и Центральной Азии, при участии Гиты Гопал, советника по гендерным вопросам Института Всемирного банка (ИВБ).
Мы хотели бы выразить глубокую благодарность российскому Правительству за обращение к нам с просьбой представить замечания по подготовленной им гендерной стратегии. Мы хотели бы также отметить большую, впечатляющую и ценную работу по разработке гендерной стратегии, проведенную Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с группой экспертов.
Основные положительные стороны стратегии
Данная стратегия является новаторской, прогрессивной и свидетельствует о четко выраженной приверженности концепции гендерного равенства на всех уровнях - социальном, экономическом и политическом, при этом в ней сделан особый акцент на принципиальном значении гендерного равенства для усилий по сокращению бедности и обеспечению экономического развития.
Новаторство стратегии заключается:
Данный подход соответствует несколько нетипичным особенностям гендерных взаимоотношений в России, где переходные процессы в экономике по-разному повлияли на мужчин и женщин. Непропорционально большая тяжесть перемен во многих областях легла на женщин, однако в некоторых других областях тяжелее всего пришлось мужчинам. Ярчайшими примерами являются резкое снижение ожидаемой продолжительности жизни мужчин и относительно высокий уровень отсева юношей из учреждений среднего образования. В стратегии отражены отрицательные последствия переходного периода для мужчин, однако их серьезное значение в российских условиях требует определения более четкой позиции.
В целом, как указано в стратегии, корни существующего гендерного неравенства следует искать именно в очень традиционных гендерных нормах и стереотипах, которые все еще преобладают в семье. После почти полувекового господства уравнительной идеологии и "гендерной слепоты" вне семьи - в формировании политики, в правовой системе, в системе образования и на рынке труда -патриархальный характер общества остался нетронутым. В результате женщины несут двойную ношу воспроизводства и воспитания, занимаясь многочасовой бесплатной работой сверх оплачиваемой работы на рынке труда. В эпоху социализма при выполнении этой двойной работы женщины получали активную помощь государства. Однако это выключало мужчин из домашней жизни, закрепляя образ мужчины-"кормильца", единственная обязанность которого заключалась в участии в производстве. Присвоение государством многих родительских обязанностей, особенно по уходу за ребенком, помогло отдельным женщинам и мужчинам избежать раздоров в семьях и вопросов о том, какая часть домашней работы и семейных обязанностей должна лежать на каждом из супругов. Новое соотношение обязанностей между семьей и государством в пост-переходный период делает актуальным определение нового гендерного баланса.
Передовой характер стратегии заключается в том, что в ней особо подчеркивается:
Кроме того, в стратегии подчеркивается важность равных возможностей во всех областях экономической и социальной жизни как одного из ключевых факторов, обусловливающих эффективность политики развития РФ и ее стратегии сокращения бедности. В центре внимания стратегии остается также важнейшая роль обеспечения равного доступа к политической системе и новым формам информации (компьютерному оборудованию, сети Интернет и т.п.) для укрепления управления страной и происходящим в ней процессом демократического развития. И в этих областях тоже желательно указать, что в неблагоприятном положении не всегда находятся женщины.
Определение дальнейших действий
В стратегии содержится ясное представление о целях гендерного развития и четко проработанные составляющие возможной гендерной программы. Вместе с тем в представленном варианте она все-таки в большей степени представляет намерения Правительства, а не руководство к действию. В связи с этим особо важной представляется идея разработать к 2004 г. подробный план реализации стратегии ("Национальный план действий"), который позволит претворить ключевые цели и задачи данного программного документа в результаты.
Несомненно, Национальный план действий будет исключительно важным документом, основной целью которого должно стать определение приоритетов в рамках тех целей, которые поставлены гендерной стратегией и определение доступных и эффективных механизмов их реализации. Подготовка этого плана потребует (I) проведения комплексной оценки сложившейся в РФ гендерной ситуации с четким указанием областей, в которых существует нарушение гендерного равновесия, и групп, находящихся в неблагоприятном положении; (II) проведения анализа существующих видов неравенства в разных регионах; (III) тщательного определения приоритетности возникающих вопросов и возможных видов вмешательства; (IV) определения конкретных мероприятий; (V) проведения тщательной оценки финансовой устойчивости этих мероприятий; (VI) четкого определения обязанностей и создания системы подотчетности для различных ведомств, принимающих участие в работе.
Кроме того, при подготовке "Национального плана дейстивй" принципиально важно:
Формирование партнерств и активизация участия в работе на субфедеральном уровне
Мы очень положительно оцениваем то внимание, которое уделяется содействию развития масштабной структуры с участием всех заинтересованных сторон для поддержки реализации стратегии. В частности, исключительно ценным может оказаться создание партнерских организаций совместно с гражданским обществом и стимулирование образования новых организаций. Не менее ценно искреннее стремление привлечь научные учреждения и экспертов к участию в определении приоритетов и в проведении мониторинга.
Вместе с тем может потребоваться дополнительная работа по созданию партнерских организаций и активизация участия на уровне правительства РФ, конкретных регионов и на более низовом местом уровне. Для успешной реализации стратегии Министерству труда и социального развития потребуется активная поддержка Министерства финансов, Министерства образования и здравоохранения, а также региональных администраций. Добиться ее может оказаться особенно трудным как раз в тех географических регионах, которые испытывают наиболее сильную потребность в этой стратегии. Чтобы избежать дальнейшего углубления гендерного неравенства, на этапе подготовки плана работы могут потребоваться дополнительные серьезные усилия для привлечения органов власти всех уровней к участию в реализации стратегии. Полезным инструментом в данной области может стать привлечение внимание к важности гендерного равенства для экономического развития и сокращения бедности.
Наконец, в контексте активно развивающейся рыночной экономики одним из важных участников реализации и успеха стратегии станет частный сектор. Это необходимо признать более отчетливо при помощи более активного привлечения частного сектора к выполнению плана работы.
Возможности сотрудничества с Всемирным банком
Всемирный банк мог бы использовать несколько способов для поддержки стратегии.
В стратегии указаны несколько областей в качестве направлений, которые требуют приоритетного вмешательства и в которых Всемирный банк может поделиться значительным опытом, а именно: (I) определение соответствующих и при этом не слишком трудоемких показателей; (II) получение комплекса содержательных данных в разбивке по признаку пола для их использования при формировании экономической политики; (III) институционализация гендерного мониторинга на федеральном и региональном уровнях; (IV) проведение гендерной экспертизы реформ экономической политики в приоритетных областях - таких, как пенсионная реформа, здравоохранение и др.
В документе указана также необходимость повысить информированность государственных служащих и представителей гражданского общества в гендерных вопросах и организовать масштабное обучение гендерному анализу. В Институте Всемирного банка накоплен богатый опыт организации обучения для государственных служащих как центральных и местных органов, так и представителей гражданского общества в ряде областей, указанных в стратегии. В самое последнее время он организовал обучение по вопросам формирования бюджета с учетом гендерных аспектов для сотрудников местных органов власти в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Всемирный банк мог бы также оказать поддержку Министерству труда и социального развития в формировании партнерских структур и помочь в разработке системы адекватного стимулирования. Наконец, он мог бы оказать содействие в подготовке и реализации "Национального плана действий".
СЕМИНАР СЕТИ КРИЗИСНЫХ ЦЕНТРОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА "МОДЕЛИ РАБОТЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ"
В 2002 году на базе Иркутского кризисного центра для женщин был организован Региональный центр профилактики насилия, который выполняет функции ресурсного центра, обеспечивает Коалицию кризисных центров Сибири и Дальнего Востока методическими материалами и литературой. На базе Центра разрабатываются и апробируются новые социальные технологии для работы по проблеме насилия, которые будут внедряться в практику работы других центров. Это центр по обмену опытом для представителей организаций и профессионалов, центр обучения и стажировок.
В течение 2002-2003 гг. Иркутский кризисный центр для женщин при поддержке Фонда Форда отрабатывал модель взаимодействия с профессиональными сообществами. Результатом ее стало создание методического пособия "Программы профилактики домашнего насилия для профессиональных сообществ", в котором предложены программы обучения профессионалов помогающих профессий, позволяющие эффективно участвовать в первичной, вторичной и третичной профилактике домашнего насилия в рамках своей непосредственной профессиональной деятельности.
Сеть кризисных центров Сибири и Дальнего Востока при поддержке Фонда Форда также включила в свои проекты работу с профессиональными сообществами региона.
Кризисные центры разработали свои программы профилактической работы, предназначенные для тех профессиональных сообществ, с которыми они сотрудничали.
13 - 14 июня 2003 г. В Иркутске состоялся семинар Сети кризисных центров Сибири и Дальнего Востока "Модели работы с профессиональными сообществами по профилактике насилия в семье".
На семинаре присутствовали представители кризисных центров Красноярска, Саянска, Иркутска, Шелехова, Усть-Кута и Улан-Удэ.
Участниками семинара были представлены к обсуждению программы работы с профессиональными сообществами, разработанные и апробированные в указанных регионах.
Представитель Красноярского кризисного центр "Верба" О.П. Григорьева рассказала о программах работы своего центра с социальными работниками и школьными психологами. Готовится спецкурс "Предотвращение насилия в семье" для ВУЗов города.
Директор кризисного центра "Надежда" О.И. Хандархаева (Улан-Удэ) рассказала о работе по профилактике агрессии в семейных отношениях, которую центр проводит в различных формах и на разных уровнях: в форме тренингов по бесконфликтному общению со студентами, Школы молодой семьи. Для студентов проводятся также тренинги профессионального самосознания, в процессе которых происходит подготовка будущего специалиста к работе с группами риска по домашнему насилию, формируется теоретическое понимание проблемы и практические навыки профилактики домашнего насилия и оказания помощи семье в ситуации домашнего насилия.
Руководитель Центра социально-психологической помощи семье г. Усть-Кут Г.С. Степаненко представила на семинаре программу подготовки социальных педагогов по проблеме домашнего насилия. Эта программа апробирована в течение года и получила позитивную экспертную оценку. Программа предусматривает организацию совместной деятельности всех служб, работающих с детьми, для профилактики насилия в семье как основного фактора риска роста детской беспризорности и безнадзорности.
Директор Саянского кризисного центра Н.И. Грибачева представила программу подготовки тренеров из числа педагогов школ города, реализующих профилактику домашнего насилия среди учащихся. Программа реализуется совместно с Саянским управлением образования, по окончании обучения учителя получают сертификат управления образования о повышении квалификации. Само обучение производится в режиме тренинга. Разработаны и изданы методические пособия для подготовленных по этой программе тренеров. Полученные на тренингах знания и навыки педагоги-тренеры используют при проведении классных часов и других школьных мероприятий.
Руководитель Шелеховского кризисного центра А.Я. Родкина сообщила о результатах реализации программы "Перспектива", проводимой центром в течение последних двух лет. Основная задача программы - это проведение профилактики домашнего насилия и оказания психологической, юридической, медицинской помощи жителям Шелеховского района, поскольку в глубинке проблема домашнего насилия стоит еще более остро, чем в городе, а возможностей для помощи и профилактики меньше. Программа предусматривает проведение ряда выездных семинаров, которые проводят специалисты центра для жителей поселков и деревень на базе школ. На этих семинарах рассказывают о проблеме домашнего насилии и о ненасильственных моделях поведения. Также проводятся семинары, тренинги и фокус-группы по этой проблеме для учителей и учащихся. Параллельно с этими занятиями проходят телефонные и очные консультации психолога, юриста, осмотр врачом всех желающих получить помощь или консультацию. В результате проведенной работы в данном населенном пункте организуется центр профилактики домашнего насилия, возглавляемый специально для этого подготовленным местным специалистом.
Представители Иркутского кризисного центра рассказали о разработанных и реализуемых ими программах профилактики домашнего насилия, применимых для работы с различными профессиональными сообществами, а также о программах гендерного образования для студентов вузов и слушателей Иркутского института повышения квалификации работников образования.
Семинар позволил специалистам кризисных центров Сибирского региона, работающих с проблемой домашнего насилия, обменяться информацией о своей деятельности, опытом реализации своих программ работы с профессиональными сообществами по профилактике насилия. По результатам семинара планируется издание методических рекомендаций и программ работы, созданных кризисными центрами.
Ирина Швецова,
shevtsova@aport2000.ru
ВЕСТИ ИЗ ПСКОВА
Независимый социальный женский центр
wcentr@ellink.ru,
http://ngo.pskov.ru/iswc/
КОНФЕРЕНЦИЯ "ЖЕНЩИНЫ МЕНЯЮТ МИР"
6-7 июня 2003 года в Пскове прошла межрегиональная конференция "Женщины меняют мир", подготовленная Общественным объединением "Независимый социальный женский центр" при поддержке Комитета по региональной политике и местному самоуправлению Администрации области и Администрации г. Пскова.
Среди участников были представители областной и городской администраций, представители власти из городов: Великие Луки, Остров; районов: Великолукского, Дедовического, Пустошкинского; представители областных и городских служб и ведомств: здравоохранения, образования, УВД, социальной защиты, культуры; широко были представлены профсоюзы, общественность, вузы, СМИ.
Также участниками конференции были 14 представительниц общественных объединений из российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Томска, Западной Двины, среди них представительницы таких общественных объединений, как Консорциум неправительственных женских объединений (г. Москва), Межрегиональное общественное объединение "Женское лидерство и партнерство" (г. Москва), международная организация Лига женщин "За мир и свободу", "Лига избирательниц" (г. Санкт-Петербург) - женщины политики, женщины бизнеса, представители общественно-политических организаций.
Знакомство приглашённых участников из регионов России с Псковским краем началось с посещения селения Выбуты - родины святой равноапостольной княгини Ольги. Эти места оставили неизгладимые впечатления у гостей, поразив широтой Руси, духовностью, которая царит там.
Затем состоялась конструктивная встреча с мэром города Пскова - Хороненым Михаилом Яковлевичем, который несмотря на повышенную загруженность и занятость, нашел возможность в своём плотном рабочем графике спланировать 1,5-часовую встречу, тем самым подчеркнув важность взаимодействия государственных органов власти с общественными организациями, важность социального партнерства, реализации политики гендерного равенства. Во время беседы были подняты вопросы сотрудничества власти с общественностью, отношения мэра к вопросам равенства прав мужчин и женщин; вопросы управления городом; решение жилищно-коммунальных проблем и многие другие. Встреча оставила у участников самые положительные впечатления. В заключение был сделан общий снимок региональных участников конференции с мэром города. Участницы встречи поблагодарили Михаила Яковлевича за конструктивный диалог и поддержку.
Посещение Независимого социального женского центра познакомило с многогранной работой сотрудников общественного объединения, которую они проводят для жителей города и области. Выставка творчества женщин и мужчин, которая была организована в Центре, дала возможность каждому участнику увезти с собой сувенир.
Конференция, которая проходила в Большом зале Администрации области, настроила всех на серьезную работу. Были обсуждены вопросы международного женского движения; современные направления работы женских организаций в России, роль женщин в решении социально-экономических проблем, роль женщин в политике. Такие вопросы, как взаимодействие государственных органов власти с общественными организациями, социальное партнерство, реализация политики гендерного равенства, роль законодательства в этом, звучали в каждом выступлении.
Местные средства массовой информации приняли активное участие в пресс-конференции, которая проходила по итогам работы конференции. В ней участвовали: газеты "Псковская правда", "Новости Пскова", Псковское радио, Псковское агентство информации, Псковская лента новостей. ГТРК "Псков" была подготовлена информация, которая прошла в телевизионном выпуске новостей.
По итогам конференции была принят документ - Резолюция, в которой определены рекомендации Псковскому областному собранию депутатов, Администрации Псковской области, муниципальным органам власти, общественным организациям и политическим партиям, а также был проинициирован межрегиональный проект по проведению на нашей территории серии межрегиональных конференций, "Ольгинских" чтений, раскрывающих роль женщины в истории России и способствующих созданию проектов по развитию партнерских связей между регионами с целью передачи духовности, культуры и истории нашего края молодежи.
Гости конференции в свободное время побывали в Изборске и Печорах, а также в Пушкинских Горах.
С материалами конференции можно познакомиться в НСЖ Центре (тел.2-87-89), wcentr@ellink.ru, сайт организации http://ngo.pskov.ru/iswc/).
РЕЗОЛЮЦИЯ
межрегиональной конференции "Женщины меняют мир"
6-7 июня 2003 года
Принята: 7 июня 2003 года.
г. Псков, Псковская область.
Обсудив вопрос о роли женщин в современном мире, участники конференции приняли настоящий документ.
РЕКОМЕНДОВАТЬ:
1.Областному Собранию депутатов Псковской области.
2.Администрации Псковской области.
3. Мэрии городов Пскова, Великие Луки, муниципальным органам власти.
4. Общественным организациям и политическим партиям.
1.В соответствии со ст.8 Закона РФ "О политических партиях" "…создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления" и, учитывая принятый в первом чтении Государственной Думой Законопроект "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации", предлагаем:
а) обеспечить в списках кандидатов в депутаты от политических партий не более 60% лиц одного пола;
б) обеспечить равномерный порядок распределения мужчин и женщин по партийным спискам.
2. Общественным организациям:
3. Рекомендовать общественным организациям районов и городов области провести круглые столы с целью обсуждения материалов конференции, темы равенства прав и равенства возможностей, лоббирования на местах Закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации", принятого в первом чтении Государственной Думой.
5. Отмечая исторический аспект роли женщины в истории России:
Резолюция подписана участниками конференции, представителями:
Всего: 15 подписей.
ОО НСЖЦ
КОНФЕРЕНЦИЯ "СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР: АЛЬТЕРНАТИВЫ
РАЗВИТИЯ" (БАРНАУЛ)
(из бюллетеня "Молодые журналисты Алтая")
1 июля в конференц-зале Алтайского государственного университета состоялось первое пленарное заседание международной конференции "Современная Россия и мир: альтернативы развития". Учредителями конференции являются: Алтайская школа политических исследований, Администрация Алтайского края, кафедра всемирной истории международных отношений (ВИМО) Алтайского государственного университета, Алтайское отделение Российской ассоциации политической науки (РАПН), Конгресс интеллигенции Алтайского края, Лига избирательниц Алтая. Проект получил поддержку Российского гуманитарного научного фонда. Открыл конференцию директор АШПИ, зав. кафедрой ВИМО АлтГУ, председатель Алтайского отделения РАПН Юрий Чернышов. В качестве специально приглашенных гостей на конференции присутствовали представитель Краевого совета народных депутатов, заместитель главы администрации Барнаула, секретарь избирательной комиссии Алтайского края. Участники обсудили проблемы гарантии прав граждан, гуманитарные проблемы (в частности, охрана окружающей среды) и гуманитарное сотрудничество в области образования. На первом пленарном заседании были выслушаны доклады: "Политика США в Центральной Азии и Закавказье", "Зона свободной торговли стран СНГ: начало или завершение экономической интеграции на постсоветском пространстве?", "Женское лицо российской политики" и "Проблемы реализации избирательных прав женщин".
Председатель "Лиги избирательниц" из Санкт-Петербурга Татьяна Дорутина отметила, что возможность политической карьеры для женщины ограничена после отмены квот на представленность женщин во властных органах. Мужчины, по ее мнению, не готовы заниматься проблемами здравоохранения, образования, культуры, уделяют недостаточно внимания социальной сфере в целом. Ресурсы для избирательной кампании принадлежат сейчас мужчинам, поэтому женщины нуждаются в поддержке мужчин и политических партий. Кроме того, Т.Дорутина отметила вклад некоммерческих организаций в развитие социальной сферы в России.
Заведующая сектором отдела избирательных технологий ЦИК Кыргызской Республики Динара Молдошева говорила о востребованности женщин во власти. Это объясняется большей маневренностью, гибкостью и нестандартными подходами женщин по сравнению с мужчинами. Важны личные качества, профессионализм, образование женщин-политиков. Д.Молдошева также отметила проблему женщин-избирательниц, "голосующих сердцем". Например, при выборе Президента женщина обращает внимание на возраст, обаяние, внешние данные кандидата. После круглого стола "Гендерные перспективы нового кодекса о выборах" в Киргизии было принято решение включить в законопроект статью о введении квот на представленность женщин в органах власти, рассказала Д.Молдошева.
Контактный телефон:(3852) 66-84-15 (пресс-служба Алтайской школы политических исследований).
СООБЩЕНИЯ FEMLINE
femline@women.kz
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ И СТАЖИРОВКА В КРИЗИСНОМ ЦЕНТРЕ "ПОДРУГИ"
"Союзом кризисных центров Казахстана" в рамках реализации проекта "Внедрение опыта работы приютов кризисного центра "Подруги" и Талдыкорганского регионального центра поддержки женщин в деятельность приютов кризисных центров Казахстана" с 23 по 29 июня на базе приюта кризисного центра "Подруги" были проведены семинар-тренинг и стажировка для сотрудников кризисного центра "Семiм" г. Уральска и инициативной группы из поселка Дарьинска Западноказахстанской области.
На семинаре тренинге были рассмотрены:
Во время прохождения стажировки были использованы интерактивные методы обучения, сюжетно-ролевые игры для обыгрывания различных непредвиденных ситуаций, разработаны свои основные документы, правила, отработаны меры безопасности в приюте.
Польза семинара-тренинга и стажировки очевидна, т.к. участниками обучения написаны мини-проекты по организации помощи жертвам домашнего насилия.
Светлана Сытина,
координатор программ
"Союза кризисных центров Казахстана"
ЦЕНТР ИМ. ГОЛДЫ МЕЙР - В ГОСТЯХ У ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНА СЕЗIМ"
28-29 июня состоялся визит Фанетт Модак и Ольги Левитански, сотрудниц Центра им. Голды Мейр и Всеобщей женской коалиции Израиля, в Ресурсный Центр гражданского образования "Сана Сезiм". На рабочую встречу были приглашены лидеры женского движения, где были определены общие стратегические действия по совместной работе.
Фанетт Модак подробно рассказала о проектах, реализуемых их Центром, о том, какое обучение могут пройти при их базе сотрудники наших неправительственных организаций.
С уважением, Хадича Абышева,
координатор женских программ РЦГО
"Сана Сезiм".
486013, Казахстан, Шымкент, Гани Иляева 25, каб. 19.
Телефон: (3252) 558607, 565835. Факс: (3252) 565835.
E-mail: a_hadicha@rambler.ru