В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
Круглый
стол по гендерной политике в Иркутске
Парламентские
чтения доклада "Права человека: гендерное измерение" в Сыктывкаре
Семинар
по гендерной стратегии в Брянске
Семинар
"Участие женщин ХХI века в политике"
Взаимодействие
общественной организации с правоохранительными органами в решении проблем
снижения бытовой преступности
Сто
пятьдесят феминисток со всего мира познакомились с FemLine воочию
Представляем
организацию
Объявление
Ассоциации кризисных центров
Демократизация
глобальной экономики. Роль гражданского общества
Работорговля
- 2002
КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКЕ В ИРКУТСКЕ
Разработка рекомендаций в федеральный законопроект "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в РФ" стала главной задачей участников прошедшего 3 июня в Иркутске заседания круглого стола, посвященного гендерной политике. На круглый стол собрались представители общественных организаций Иркутской области, лидеры женского движения региона, ученые ведущих институтов Иркутска, депутаты Законодательного собрания области.
Как рассказала депутат Законодательного собрания Иркутской области Татьяна Юртаева, на обсуждение региона помимо законопроекта "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в РФ" представлена предварительная программа гендерной стратегии РФ, которая уже поддержана в Совете Федерации и находится на подписи у Президента РФ.
Участники круглого стола приняли решение разработать специальные программы по гендерному образованию, профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов по проблемам насилия в семье, созданию комплексных методик улучшения демографической ситуации в регионе.
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЧТЕНИЯ ДОКЛАДА "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ГЕНДЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ" В СЫКТЫВКАРЕ
Более 100 человек: представители органов власти, депутаты, ученые и преподаватели, руководители НПО, журналисты стали участниками парламентских интерактивных чтений доклада "Права человека: гендерное измерение", которые состоялись 10 июня в Сыктывкаре в Государственном Совете Республики Коми. Организаторами чтений выступили Комитет по социальной политике Государственного Совета, Центр управления для женщин ПРООН в РФ и КРО ДЖР - Женская Палата.
Представленный неправительственный Доклад - очередной результат исследований в области нарушений прав женщин и мужчин, проводимых Центром управления для женщин ПРООН в РФ и Женской Палатой Республики Коми уже в течение 3-х лет. Отличительной особенностью Доклада этого года является то, что впервые в Докладе большинство позиций были представлены в гендерном измерении: то есть в отношении мужчин и в отношении женщин, в то время как 2 предыдущих Доклада касались положения и соблюдения прав практически только женщин.
Содержание Доклада представлено вступительной частью и 6 разделами:
Материалом для Доклада послужили результаты 5 мониторингов, проведенных в республике в 2002-2003 гг.: "Мужчины и женщины: предпочтение работодателей" (руководитель - Вавилина М.Л., Центр управления для женщин ПРООН в РФ), "Бедные села и города: гендерный аспект" (руководитель - Ярошенко С.С., к.с.н., зав сектором эконом. социологии Института социально-экономических проблем Севера КНЦ УрО РАН), "Гендерные аспекты политического участия и политического процесса в РК" (руководитель Ковалев В.А., проф. кафедры истории, политологии, социологии СГУ, д.п.н.), "Гендерные аспекты прав жителей РК на охрану здоровья" (руководитель - Бойко Е.Р. - д.м.н., зам. директора Коми филиала КГМА, зам. лабораторией Института физиологии КНЦ УрО РАН), "Гендерное насилие" (руководитель - Струтинская Е.Г., Центр управления для женщин ПРООН в РФ). В качестве методов исследования были использованы также фокус-группа, контент-анализ прессы, лонгитюдное интервью, анкетные опросы, сравнительный анализ статистических данных, анализ обращений в общественную приемную Женской Палаты, анализ ответов на запросы в министерства и ведомства Республики Коми.
Результаты мониторингов по сложившейся практике были предложены для обсуждения экспертам: ученым, представителям органов власти, НПО. С этой целью в мае 2003 г. состоялись 5 проективных семинаров, на которых эксперты определили основные барьеры, основные причины и основные меры по следующим блокам: экономические права граждан, права граждан на охрану здоровья, права граждан на личную безопасность, политические права. Полученные в ходе проективных семинаров результаты стали основой для выводов, представленных в Докладе, характеризующих положение с правами человека в Республике Коми в гендерном измерении. Вот некоторые из них:
Принимая во внимание данные выводы, эксперты в ходе проективных семинаров разработали конкретные меры по решению проблем, которые стали основой для рекомендации в адрес Государственного Совета РК, Правительства РК, политических партий и НПО, вынесенных на обсуждение на парламентские чтения.
Программа интерактивных парламентских чтений была построена также с учетом 4-х основных блоков: экономические права граждан, права граждан на охрану здоровья, права граждан на личную безопасность, политические права. Основную программу предваряли приветственное слово В.И.Скоробогатовой, заместителя Главы РК по социальным вопросам, представление Доклада Савастьяновой О.В., директором Центра управления для женщин ПРООН в РФ и руководителем Женской Палаты и выступление Зубаревич Н.В., профессора МГУ по теме "Социально-экономическое развитие и гендерные проблемы". Каждый блок включал основной доклад руководителя мониторинга и содоклады, представление основных выводов, причин, предлагаемых мер и их интерактивное обсуждение.
Принятые за основу участниками чтений рекомендации после окончательной доработки планируется направить всем заинтересованным сторонам.
Петунина Елена, руководитель службы социальной
информации
Центра управления для женщин ПРООН в РФ
(24-94-67)
wmncentr@parma.ru
www.socium.org.ru/wpalata
wmncentr
СЕМИНАР ПО ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ В БРЯНСКЕ
Первый региональный семинар по теме "Гендерная стратегия Российской Федерации: перспективы развития и реализации в регионах России" прошел в Брянске 13-14 июня. Его организаторами выступили Министерство труда и социального развития Российской Федерации и бюро Международной организации труда в Москве в рамках проекта "Развитие и продвижение Гендерной стратегии Российской Федерации в регионах".
В семинаре приняли участие исполнительный директор Конфедерации деловых женщин России Л.Блохина, начальник отдела социально-экономического положения женщин Минтруда России, доктор политических наук Т.Мельникова, координатор гендерных программ Бюро международной организации труда И.Мелех, сопредседатель Ассоциации журналисток России Н.Ажгихина, президент Фонда имени генерала Анатолия Романова Л.Романова, а также представители Москвы, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Липецкой, Рязанской, Тамбовской, Тверской и Брянской областей.
На открытии семинара выступили представители Конфедерации деловых женщин России, Министерства труда и социального развития РФ и Международной организации труда, губернатор Юрий Лодкин.
Итог заседаний - на развитие женского фермерства в Брянской области будет выделено 35 тысяч долларов США. Председателю комитета по сельскому хозяйству и продовольствию А.Резунову поручено с учетом требований подготовить список хозяйств, которыми руководят женщины.
Как отмечает пресс-служба обладминистрации, на Брянщине большое внимание уделяется осуществлению гендерной стратегии (равенство полов в самом широком смысле этого слова). В этом направлении активизировали свою работу все женские объединения. Одной из крупных акций стал автопробег Москва - Калуга - Брянск - Белгород - Харьков - Киев, организованный Конфедерацией деловых женщин России. В нем участвовали представители Клуба деловых женщин при БТПП и регионального отделения КДЖР.
В Киеве 15 мая открылся II Форум женщин России и Украины, где рассматривался широкий круг вопросов женской занятости, предпринимательства, сотрудничества двух государств в рамках объявленного Года России на Украине.
СЕМИНАР "УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН ХХI ВЕКА В ПОЛИТИКЕ"
16 июня в Великом Новгороде открылся двухдневный семинар на тему "Участие женщин ХХI века в политике", который организовали Новгородский Женский парламент и администрация Новгородской области при поддержке негосударственного Фонда им. Жана Жоре (Франция), Фонда им. Иоганна Михельсона (Эстония), Французской социалистической партии и Эстонской партии социал-демократов.
К участию в работе семинара были приглашены женщины-руководители, члены различных политических партий и движений, представители администраций Новгородской области и Великого Новгорода, представители молодежи.
Французские, эстонские и новгородские женщины обсудили вопросы развития гражданского общества и роль женщин в демократических преобразованиях, познакомились с опытом успешных избирательных кампаний, проведенных женщинами.
Этот семинар стал первым из предполагаемой серии мероприятий, которые пройдут в Великом Новгороде в течение ближайших 3-4 месяцев и помогут установить деловые партнерские отношения с женщинами-политиками Евросоюза.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СНИЖЕНИЯ БЫТОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
А.А. Горбунова,
Воронежское общественное движение
"Защита женщин"
aida@odw.org.vrn.ru
Лозунг "В единстве сила" принадлежал некогда могущественному блоку СЭВ. И, несмотря на то, что организации Стран Экономической Взаимопомощи уже не существует, лозунг остается актуальным и сегодня, но в другой сфере - сфере построения и развития социальных взаимоотношений.
В условиях социально-экономической и политической нестабильности острой проблемой нашего общества стал рост преступности и укоренение жестокости и насилия во всех общественных сферах, в том числе на уровне межличностного бытового общения.
Мы строим гражданское общество с эгалитарными отношениями. Для многих уже стало ясно, а недавние события это подтвердили, что безопасность в обществе - общая забота. И правоохранительные органы не могут быть единственным субъектом обеспечения безопасности.
Некоммерческая организация, работая непосредственно с людьми, является своего рода рецептором, получающим информацию о той или иной социальной проблеме. При определенной систематизации и анализе эта информация помогает создать четкую картину проблемы и определить пути ее решения, а, как показала жизнь, эффективность решения проблем повышается только при условии взаимодействия.
Воронежское общественное движение "Защита женщин" - это организация, объединившая специалистов, чьи профессиональные и научные интересы лежат в области социальной психологии, криминологии, медицины, педагогики и журнастики.
Свою деятельность мы начали 8 лет назад. Понимая, что нельзя объять необъятное, и учитывая депопуляционные процессы в обществе, мы определили для себя приоритетную тему: поддержка женщин и детей, пострадавших от разных форм насилия. Работу построили в нескольких направлениях:
После консультаций обратившиеся граждане знают, что им необходимо делать в той или иной ситуации.
Важным направлением я считаю сотрудничество с ГУВД Воронежской области в плане повышения правовой и психологической осведомленности самих сотрудников милиции о проблеме. История нашего партнерства начинается с 1997 года.
Вначале мы провели ряд круглых столов, во время которых смогли выработать общее понимание проблем насилия в семье, наметить направления совместной работы по нейтрализации проявлений бытовой преступности.
Сотрудничая с Американской ассоциацией юристов, в январе 1999 г. и в марте 2000 г. провели два крупных семинара по проблеме домашнего насилия для работников правоохранительных органов, судов. В семинарах участвовали также представители администраций города и области и СМИ. В каждом семинаре участвовало около 100 специалистов Воронежской области.
Среди выступающих были специалисты из Америки, представители кризисных центров г. Москвы ("Ярославна", "Сестры") и Санкт-Петербурга, сотрудники НИИ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры г. Москвы и сотрудники УВД субъектов Российской Федерации.
20 мая 2002 года провели в Воронеже первую научно-практическую конференцию "Предотвращение насилия в семье", к работе которой привлекли представителей национальных общин: еврейской, азербайджанской, армянской, были представители буквально всех национальных диаспор.
В июне 2002 г. совместно с Информационным центром независимого женского форума (Москва)провели трехдневный семинар "Взаимодействие общественных организаций и государственных структур в решении местных проблем".
В течение последних двух лет мы находили возможность для обеспечения участия большой группы сотрудников ГУВД Воронежской области в конференциях и семинарах в Саратове, В. Новгороде, Арзамасе, Москве. Во время этих мероприятий у сотрудников была возможность лично ознакомиться с опытом работы их коллег в других городах, поделиться своими наработками и увидеть положительные результаты, которые приносят сотрудничество правоохранительных органов с общественностью.
Основные темы этих мероприятий: развитие диалога и партнерства на локальных территориях при решении местных проблем, целостный подход в решении проблем безопасности и оказания помощи жертвам.
Как видите, наша работа направлена на содействие развитию сотрудничества правоохранительных органов с населением и общественными организациями, что в свою очередь способствует созданию в городе безопасной среды проживания. С одной стороны, мы выполняем свои уставные задачи, а с другой - тиражируем положительные формы работы с населением, способствуем правовому просвещению граждан и формируем положительный образ милиции, что, я думаю, на сегодняшний день является очень важным моментом.
Благодаря нашей работе образовалось некое профессиональное сообщество, имеющее научный и организационный потенциал в решении проблем снижения бытовой преступности.
Статистические данные подтверждают, что проведенная совместно с правоохранительными органами работа способствовала снижению уровня бытовой преступности на 12,1% (с 373 до 328), сократилось количество умышленных убийств и случаев нанесения тяжкого вреда здоровью, совершенных на бытовой почве в прошедшем году, в том числе на 23,5% (со 174 до 133) - бытовых убийств, на 6% (со 199 до 195) - бытовых случаев нанесения тяжкого вреда здоровью).
Профилактика преступности, в частности бытовой, является основополагающим положением долгосрочной социальной политики нашего государства. Руководство страны постоянно требует от правоохранительных органов повышения эффективности предупредительной работы. В последнее время большое внимание в этом вопросе отводится также и общественным организациям, о чем свидетельствует прошедший Гражданский Форум.
Анализ мотивов бытовой преступности показывает, что они часто обусловлены неспособностью государства и общества решить социальные и экономические проблемы. Для того, чтобы поставить барьер росту бытовой преступности, необходимы новые социальные технологии.
Предупреждение преступлений - это не только самое гуманное средство поддержания правопорядка и обеспечения безопасности граждан, направленное на устранение и нейтрализацию негативных обстоятельств, но и более дешевое средство.
Я попыталась рассчитать экономические потери по одному параметру статотчетности - "убийство женщины".
В 2001 году в Воронежской области было убито 88 женщин, мы потеряли 88 потенциальных налогоплательщиц.
88 человек, как правило, мужчин, репродуктивного возраста помешаются в места заключения. По приблизительной оценке Главного управления исполнения наказания Воронежской области, без учета затрат за заработную плату сотрудников, работающих в системе ГУИН, на содержание 1 заключенного в месяц тратится около 721 руб. На 88 осужденных - 63448 руб. / мес., 761 376 руб./ год.
При условии, что у каждой женщины в среднем был 1 ребенок, ежемесячно государство затрачивало бы 70 руб. на детское пособие. (На 88 детей - 6166 руб. в месяц/ 73992 руб. в год.)
В случае гибели женщины? над ребенком, в лучшем случае, оформляется опекунство. Опекуну на 1 ребенка выплачивается пособие в размере 1144 руб. и пенсия по утрате кормильца в размере около 600 руб.
Таким образом, в месяц на одного ребенка тратится уже 1744 рубля, на 88 детей - 153 472 руб. в месяц/ 1 млн.841 тыс. 664 руб. в год.
А при условии, если дети оформляются в интернат, эта сумма увеличивается в несколько раз.
Таким образом, по приблизительным подсчетам потери составляют в месяц 216 тыс. 920 рублей, соответственно в год 2 млн. 603 тыс. 40 рублей.
Аналогичным способом можно оценить экономический ущерб от плохого состояния здоровья женщины, в частности репродуктивного, и низкого качества воспроизводства нового поколения. Оценить экономический ущерб, вызванный заболеваемостью, например, по таким параметрам:
Большая доля потерь связана с "недополученным" национальным доходом из-за невыхода на работу и оплатой больничных листов по уходу за болеющими детьми. Видимо стоит еще посчитать затраты на лечение, которые могут составить существенный процент от всех потерь.
Таким образом, нерешение проблем, связанных с насилием, приносит огромный вред социально-экономической устойчивости Воронежской области. На примере оценки только одного параметра "убийство женщины" мы видим, что профилактические мероприятия, такие как вовлечение различных учреждений: здравоохранения, образования, социальной защиты и других в решение этой проблемы, разработка скоординированных мероприятий, государственная поддержка существующих телефонов доверия и специализированных социально-психологических и юридических консультативных служб, обойдутся государству намного дешевле.
Деятельность нашей организации принесла определенные результаты: администрация г. Воронежа и ГУВД Воронежской области готовы сегодня откликнуться на наши предложения, связанные с решением проблем женщин и детей.
На данный момент мы разработали и приступили к внедрению новой социальной технологии в решении проблемы: совместной консультативной службы, когда участковый уполномоченный и представитель женской организации рука об руку будут решать проблемы личной безопасности населения, а в частности женщин, используя возможности и ресурсы, которые уже имеются у учреждений и структур, сталкивающихся в своей профессиональной деятельности с проблемами насилия в семье (комитет соцзащиты, лечебные учреждения, правоохранительные органы, НКО и др.). Эту технологию мы предполагаем отработать на одном из шести районов города, сейчас решается вопрос на базе какого РОВД мы будем работать.
На первом этапе мы хотим собрать максимум информации о ситуации в районе, определить субъекты межведомственной системы профилактики бытовой преступности, их ресурсы и обсудить уровень компетенции.
Далее последует анализ, разработка и внедрение конкретных, уточняю, конкретных, а не абстрактных, рекомендаций, которые дадут возможность любому специалисту, работающему в районе, к которому обратился человек за помощью, четко представлять, какие ресурсы существуют в районе и городе, чем можно реально помочь человеку. Т. е. мы хотим создать четкую систему перенаправления граждан внутри района. Не бросать человека на произвол судьбы, тем самым создавая неконтролируемую ситуацию, которая может привести к преступлению, а предложить варианты решения проблемы.
Я понимаю, что на первых этапах мы столкнемся с равнодушием, неверием, пассивностью, но я уверена, что даже небольшая группа людей, объединенная общей целью, может изменить ситуацию к лучшему. А цель у нас благая: создать безопасное общество, в котором будут счастливы и дети, и мужчины, и женщины.
СТО ПЯТЬДЕСЯТ ФЕМИНИСТОК СО ВСЕГО МИРА ПОЗНАКОМИЛИСЬ С FEMLINE
ВООЧИЮ
(сообщение FemLine, в сокращении)
30 мая - 2 июня 2003 года в г. Пуна, Индия, состоялась международная конференция "Empowering women through information and knowledge. From oral traditions to ICT" ("Усиление женщин через информацию и знания. От устной традиции к информационным компьютерным технологиям").
Организовали и финансово поддерживали событие:
"Для усиления значения женщин необходимо развивать информацию и знания, сделанные женщинами, для женщин и о женщинах", - так объявила на первой сессии генеральный директор конференции, госпожа Харша Парек, профессор Женского университета SNDT, Бомбей, Индия. "Женщины должны взять контроль над материальным преимуществом, интеллектуальными ресурсами и идеологическим выбором. Мы должны гендерно сбалансировать эти сферы, и никто, кроме нас самих, не сделает этого".
Количество участников составило 150 человек. Были представители каждого штата Индии, а также 13 других стран (Нидерланды, Казахстан, Уганда, Великобритания, Индонезия, США, Сербия, Япония и др.). Участники конференции были представителями различных НПО, спонсорских организаций (Ford Foundation), международных библиотек, университетов.
Основная тематика: достижения женских организаций в улучшении положения женщин, увеличение информированности, усиление международного сотрудничества.
Открытие конференции проходило 30 мая. Участники помогали разжигать символичный священный огонь - "Дерево знаний".
Большой пользой для нас лично стало ознакомление с международными электронными женскими сетями.
Индийский ресурс StreeNET (язык - английский) - онлайн-курсы гендерного образования. Информация закрыта для посторонних; каждый желающий обучаться вносит небольшую плату - 500 рупий, и в течение 7 месяцев 3 раза в неделю проходит интерактивные уроки. На данный момент посредством StreeNET учатся 40 студентов. Основное требование к студенту - знание Word и умение пользоваться электронной почтой.
В Индонезии существует сайт www.menegpp.go.id, разрабатываемый Министерством по делам женщин. Большое внимание на сайте уделено вопросу гендерной культуры в масс-медиа. Представительница министерства Эрна Суржади говорит об этом так: "Если медиа пишет об изнасиловании, то фактически повторяет это преступление еще раз, а всех читателей заставляет быть его свидетелями. Это необходимо изменить".
Голландка Тилли Вриенд представила доклад о Международном информационном центре женского движения в Амстердаме. Центр располагает большой базой данных о женских организациях со всего мира. Тилли курирует электронную базу по различным женским библиотекам по всему миру.
СНГ представляла только одна страна - Казахстан. Мы, участницы из Феминистской Лиги г. Алма-Аты, Анна Дрелих и Евгения Бартенева, в секции "Network and Networking" выступили с докладом, описывающим Центрально-азиатскую женскую информационную электронную сеть FemLine. Мы оказались самыми юными участницами, к тому же это была наша первая самостоятельная поездка на международную конференцию. Дополнительно мы рассказали о библиотеке Феминистской Лиги - крупнейшем тематическом ресурсе в Центральной Азии. Доклад вызвал много добрых откликов у слушателей.
Анна Дрелих ,
Евгения Бартенева
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ОРГАНИЗАЦИЮ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"СОЦИАЛЬНО - ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЖЕНСКИЙ ИНТЕРЕС""
Год создания - 1999.
Главные цели - содействие повышению социального статуса и роли женщин в жизни общества, качества жизни всего населения.
Организация имеет опыт работы в следующих направлениях:
Готовы сотрудничать со всеми, кто работает в области защиты прав человека на достойную жизнь (независимо от пола и возраста).
Телефон: (3812) 52-10-08
E-mail: izotova-001@mail.ru
Почтовый адрес :644099, г. Омск-99,А/Я 7665, "Женский интерес".
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
ГРАНТОВАЯ ПРОГРАММА ПО АДВОКАЦИИ В СФЕРЕ ВИЧ/СПИДА
Фонд Тайдс, Нью-Йоркский офис, и Международная программа развития снижения вреда (Институт "Открытое общество") объявляют годичную грантовую программу развития и поддержки гражданских инициатив по адвокации в сфере ВИЧ/СПИДа для стран Новых Независимых Государств (ННГ).
Целью данной грантовой программы является поддержка работы людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и тех, кто подвержен риску заражения ВИЧ/СПИДом, а также организаций, представляющих их интересы, адвокация для лучшего доступа к лечению ВИЧ-ассоциированных заболеваний; снижение стигмы и дискриминации, с которыми зачастую сталкиваются люди, живущие с ВИЧ, и те, кто подвержены риску заражения; и усилия по обеспечению того, чтобы стратегии профилактики ВИЧ наилучшим образом соответствовали потребностям тех, кто в них нуждается. Адвокация, направленная на национальные правительства, фармацевтическую промышленность, систему здравоохранения или средства массовой информации, является важнейшим инструментом, гарантирующим соблюдение прав людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.
Гранты предоставляются на период до одного года, максимальный размер гранта - 10 000 долларов США. Экспертная комиссия конкурса примет к рассмотрению заявки на сумму, превышающую максимальный размер гранта, решение по таким заявкам будет принято по усмотрению экспертной комиссии. Общий фонд грантовой программы составляет 135 000 долларов США. Фонд Тайдс занимается привлечением дополнительного финансирования для обеспечения долгосрочной поддержки по адвокации в сфере ВИЧ/СПИДа в данном регионе, однако, Фонд не гарантирует предоставление длительного финансирования вне срока данной грантовой программы.
Участие в конкурсе на получение гранта строго ограничено числом официально зарегистрированных неправительственных организаций из региона бывшего Советского Союза (Содружества Независимых Государств и Стран Балтии). К рассмотрению также принимаются совместные проекты и проекты по созданию и поддержке работы коалиций по адвокации. Приветствуется участие в конкурсе организаций, представляющих интересы потребителей наркотиков, работников секс-бизнеса, мужчин, имеющих секс с мужчинами, и других наиболее дискриминируемых ВИЧ-уязвимых групп.
Конкурс на получение гранта проводится в два отборочных тура. Первый тур - организации-соискатели подают на рассмотрение Письмо о намерениях, в котором описывается цель, структура и основные статьи бюджета проекта. Техническая экспертная группа проведет отбор лучших писем о намерениях и пригласит победителей принять участие во втором туре - подготовке более подробных проектных предложений. После рассмотрения проектных предложений экспертная группа примет окончательное решение о предоставлении грантов.
Письмо о намерениях должно быть подано на русском или английском языке по электронной почте: kamnast@tut.by, контактное лицо - Анастасия Камлык.
Письмо о намерениях должно быть составлено по форме заявки, которую, как и дополнительные материалы, можно получить через Интернет на страницах www.tides.org или www.ceehrn.org
Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, обращайтесь:
Дэйвид Барр (David Barr) (только английский) d.barr@earthlink.net
646-602-0027 ТЕЛ.,
646-602-8828 ФАКС
Анастасия Камлык (русский/английский) kamnast@tut.by
ОБЪЯВЛЕНИЕ АССОЦИАЦИИ КРИЗИСНЫХ ЦЕНТРОВ
Национальный офис Ассоциации кризисных центров помощи женщинам, пострадавшим
от насилия, "Остановим насилие" сообщает об открытии Национальной
информационной линии по проблеме предотвращения торговли людьми:
(095) 783-92-32.
Проект осуществляется при поддержке Американского совета по международным исследованиям и обменам (IREX) и Агентства США по международному развитию (USAID). Консультанты информационной линии предоставляют информацию о проблемах, связанных с нелегальной эмиграцией; о российских и международных организациях, оказывающих помощь пострадавшим от торговли людьми, посольствах и консульствах в России и за рубежом, о плане личной безопасности при выезде за границу с целью обучения, трудоустройства или замужества.
Услуги предоставляются анонимно, конфиденциально, бесплатно. Время работы "горячей линии": 10.00-18.00 ежедневно, кроме выходных дней.
Ассоциация общественных объединений помощи женщинам,
пострадавшим от насилия, "Остановим насилие"
телефон: (095) 250-91-71
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
(получено от Лилианы Проскуряковой)
Этот отчет был подготовлен Яном Аартом Схольте из Центра изучения глобализации и регионализации при сотрудничестве с Олай Абу Зайд из Университета г. Каир, Кристианом Шавагне из Экономических альтернатив, Заем Гарийо из Сети по проблемам задолженности Уганды, Еленой Кочкиной из Института "Открытое Общество" - Россия, Лилианой Проскуряковой из рабочей группы некоммерческих организаций региона Европы и Центральной Азии по Всемирному банку, Гаори Сринивасан из Канадского совета международного сотрудничества, Наруемон Табчумпон и Канократ Лертчусакул из Университета Чулангкорн и Карлосом Вайнером и Флавией Брага из Федерального университета Рио-де-Жанейро.
“Термин гражданское общество появился в Англии шестнадцатого века, но он имеет совершенно другое значение в современном глобализирующемся мире. В современном контексте мы можем определить гражданское общество как политическое пространство или арену, на которой организации гражданского общества стремятся, за рамками политических партий, формировать правила (формальные и неформальные), которые управляют теми или иными аспектами социальной жизни. Специфический аспект социальной жизни, который интересен нам в данном отчете, это глобальная экономика.
Организации гражданского общества соединяют людей, которые разделяют озабоченность по поводу какого-либо политического вопроса. Примеры групп гражданского общества включают движения за борьбу с бедностью, бизнес-форумы, клановые и семейные собрания, организации по защите прав потребителей, про-демократические группы, инициативы сотрудничества в интересах развития, кампании по защите окружающей среды, защитников интересов этнических групп, религиозные организации, правозащитные организации, профессиональные союзы, группы местного сообщества, движения в защиту мира, крестьянские объединения, донорские и благотворительные организации, профессиональные сообщества, исследовательские организации, сети женских организаций, молодежные ассоциации и многие другие.
По определению, используемому здесь, гражданское общество включает гораздо больше, чем так называемые негосударственные некоммерческие организации (НКО). Гражданское общество включает неформальные и незарегистрированные организации наравне с формальными. Оно включает лоббистов конкретных интересов, бизнес-форумы и профсоюзы, также как и организации, защищающие общественные интересы. Некоторые современные популярные концепции ставят знак равенства между гражданским обществом и ('прогрессивными') НКО. Однако такое определение теряет множество важных политических инициатив. Настоящий проект основывается на более широком определении.
Все организации гражданского общества добровольны. Они не имеют целью извлечение коммерческой прибыли (как компании) или занятие государственных должностей (как политические партии). На практике, линия между гражданским обществом, рынком и государственным сектором может быть, конечно, более размытой. Например, бизнес-ассоциации часто продвигают коммерческие интересы своих членов. Некоторые профсоюзы тесно связаны сполитическии партиями. Некоторые НКО организуются правительствами. Тем не менее, гражданское общество, в принципе, является отдельной сферой, в которой люди стремятся влиять на власть без извлечения коммерческой выгоды или занятия государственных должностей.
Активная гражданская позиция является ключевым элементом для гражданского общества. В рамках определения, предлагаемого здесь, гражданское общество не включает такие добровольные объединения как домохозяйства, оздоровительные клубы и сервисные НГО, если эти организации не стремятся оказать влияние на распределение и исполнение социальной власти. Таким образом, гражданское общество включает только некоторые из негосударственных и некоммерческих структур, а не все такие структуры.
Также важно отметить, что это определение нейтрально относительно позитивной или негативной оценки гражданского общества. В самом деле, организации гражданского общества могут иногда быть крайне антигражданскими, например, практикуя обман, ненависть или насилие. Гражданское общество может включать криминальные, милитаристские и расистские элементы. Более того, как показано в Части 5 этого отчета, группы гражданского общества могут иметь слабые подтверждения своей демократичности. Т.о. мероприятия гражданского общества могут создавать добро, но могут и причинять вред.
Организации гражданского общества в своей работе преследуют целый ряд целей. Например, что касается экономической глобализации, некоторые группы придерживаются т.н. конформистской позиции, что означает, что они более или менее неплохо живут при существующем режиме. Другие части гражданского общества придерживаются критической позиции и стремятся искоренить глобальную экономику как таковую. Третье направление организаций гражданского общества придерживается реформистской линии, т.е. в принципе приемлют глобализацию, но хотели бы подправить правила и институты, которые управляют процессом. Наконец, приверженцы четвертой тенденции могут быть названы трансформистами и включают те группы гражданского общества, которые видят глобализацию как случай организовать масштабную социальную революцию.
Таким образом, гражданское общество включает очень разные точки зрения. Это противоречивая область, которая отражает многие разделительные линии и неравенства общества в целом. Нам не стоит рассчитывать найти единую общую позицию гражданского общества на демократию в глобальной экономке. И это тоже, демократически здоровая позиция”.
РАБОТОРГОВЛЯ - 2002
В 2002 году во всем мире от 700 тыс. до 4 млн. человек были куплены, проданы, перевезены и удерживались против их воли в условиях, подобных рабству. Основной транзитной страной и страной назначения торговли людьми являются США. Ежегодно для сексуальной эксплуатации в Соединенные Штаты ввозятся около 50 тыс. женщин и детей.
Таков главный вывод Госдепартамента США\State Department, опубликовавшего Доклад о торговле людьми в 2002 году. Женщин, детей и мужчин делают объектом международной сексуальной торговли для занятий проституцией и принудительного труда. Работорговля может принимать и другие формы, например, похищение детей и их призыв в государственные вооруженные силы или повстанческие армии, использование женщин и детей в качестве домашней прислуги, работающей на кабальных условиях, использование детей в качестве уличных воришек и т.д.
Установлены семь критериев, по которым оцениваются деятельность правительств стран мира. Среди них: предпринимает ли правительство активные усилия по расследованию и преследованию в судебном порядке актов торговли людьми на территории своей страны, защищает ли жертв работорговли, проводит ли просвещение населения для предотвращения торговли людьми, сотрудничает ли с другими государствами, предпринимает ли активные усилия по преследованию в судебном порядке государственных должностных лиц, которые участвуют в работорговле или способствуют и т.д.
Исходя их этих критериев, страны мира разделены на три категории: в первую категорию входят страны, которые полностью соблюдают их (из постсоветских государств в нее вошла Латвия), во вторую - соблюдают не полностью, но стараются соблюдать (в этой группе оказалось большинство постсоветских государств), в третью - те страны, правительства которых не полностью соблюдают минимальные стандарты и не предпринимают значительных усилий (Кыргызстан, Армения, Таджикистан, Беларусь, Россия соседствуют в этой группе с Афганистаном, Ираном, Саудовской Аравией, Грецией, Индонезией). Предполагается, что в отношении государств, относящихся к третьей категории, могут вводиться санкции.
Россия. Россиянок продают во многие страны Европы, Ближнего Востока и Северной Америки для сексуальной эксплуатации.
Армения. Женщин и девушек переправляют в Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Россию, Грецию и Германию для сексуальной эксплуатации.
Беларусь. Является страной происхождения и транзита для женщин и детей, переправляемых для сексуальной эксплуатации в Россию, Украину, Литву, Германию, Израиль, Польшу, Чехию, Турцию, Кипр, Грецию, Венгрию и Югославию.
Грузия. Страна-источник и транзитная страна для женщин, направляемых в Турцию и Грецию для сексуальной эксплуатации и домашней работы на кабальных условиях.
Казахстан. Является страной происхождения, транзита и назначения в торговле женщинами и мужчинами для сексуальной эксплуатации и использования в качестве бесплатной рабочей силы. Жертвы этой торговли продаются в Казахстан из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, а также в ОАЭ, Грецию, Кипр, Францию, Италию, Португалию, Швейцарию, Бельгию, Южную Корею, Турцию, Израиль и Албанию.
Кыргызстан. Страна происхождения, транзита и в меньшей степени назначения для женщин, мужчин и детей. Женщин продают для проституции в ОАЭ, Турцию, Китай, Германию и Грецию. Мужчин продают в Казахстан, где их используют в качестве невольников.
Латвия. Является страной происхождения и транзита в торговле женщинами и девушками, которых продают в скандинавские страны и в страны Западной Европы для сексуальной эксплуатации.
Литва. Страна происхождения, транзита и назначения в торговле женщинами и детьми. Литовских женщин продают в основном в Германию, Испанию, Бельгию, Нидерланды и Норвегию. Странами назначения также являются Израиль, ОАЭ, Франция и Австрия. Женщин из Украины, России, Беларуси, Латвии и сельской местности Литвы продают в крупные литовские города.
Молдова. Является страной-поставщиком женщин и детей, продаваемых для сексуальной эксплуатации в основном в Турцию, Грецию и Югославию.
Таджикистан. Молодые женщины вывозятся для сексуальной эксплуатации в Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Россию, ОАЭ, Йемен, Иран и Саудовскую Аравию.
Украина. Поставляет женщин и девушек в Центральную и Западную Европу, а также на Ближний Восток для сексуальной эксплуатации.
Эстония. Поставляет женщин и девушек в скандинавские страны, Польшу, Германию, Голландию и Исландию.
18 июня 2003
Washington ProFile