В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
О
первом чтении законопроекта "О государственных гарантиях равных прав
и свобод женщин и мужчин и равных гарантиях их реализации" в Государственной
Думе РФ
Программа
ИЦ НЖФ "Молодежь и социальное обновление общества. Гендерный подход"
Семинар
"Современная журналистика и общество. Гендерный аспект" (Калуга)
Материалы
семинара "Молодежь и социальное обновление общества" в Петрозаводске.
Лидия Казакова, "Гендер и право"
Презентация
книги Л.С.Ржаницыной "Гендерный бюджет: первый опыт в России"
в Министерстве труда
Митинг
"Без политиков"
Круглый
стол "Взаимодействие органов власти и общественности в решении проблемы
противодействия торговле людьми" (Челябинск)
Женщины
о женщинах (Казахстан)
Виртуальный
круглый стол "Актуальные проблемы понимания прав человека в современном
международном и российском контексте"
Внимание,
конкурс!
Конкурс
"Военная служба в моей жизни и жизни моих близких"
Фонд
имени Джона Смита приглашает к участию в проекте "Содружество Джона
Смита"
Вся власть в Финляндии теперь принадлежит женщинам
О ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ЗАКОНОПРОЕКТА "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ РАВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЖЕНЩИН И МУЖЧИН И РАВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ" В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ
16 апреля сего года на рассмотрение депутатов Государственной Думы был вынесен в первом чтении законопроект "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации". В числе его авторов депутаты центристских фракций Е. Лахова, В. Володин, О. Морозов, Г. Райков.
Главная задача законопроекта - обозначить основные направления российской государственной политики по обеспечению равноправия женщин и мужчин, направленной на преодоление дискриминации по признаку пола, которая усилилась в нашей стране в последнее десятилетие. Этого требует российская Конституция, статья 19 часть 3 которой разъясняет, что в нашей стране "женщины и мужчины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". А также - международные обязательства России, подписавшей целый пакет документов в сфере равноправия полов, и среди них - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Представительницы женских организаций, включая Консорциум женских неправительственных объединений, входившие в число инициаторов разработки данного законопроекта, были официально приглашены на его слушание в первом чтении. Они имели уникальную возможность с гостевой трибуны Государственной Думы наблюдать за тем, как народные избранники, получившие свои депутатские мандаты во многом благодаря голосам женщин, относятся к самым насущным проблемам положения своих избирательниц.
Надо отдать депутатам должное. На этот раз они проявили высокий уровень "гендерной сознательности". Из 345 депутатов, присутствовавших на заседании, 342 поддержали законопроект в первом чтении. Против проголосовал один депутат Ремчуков К.В. - представитель фракции Союз правых сил. Стопроцентную поддержку законопроекту оказала фракция "Отечество - Вся Россия". Не голосовали за него все члены фракции ЛДПР, за исключением ее лидера В.В. Жириновского, который проголосовал "за" законопроект. 105 депутатов Государственной Думы не участвовали в голосовании, то есть, либо не присутствовали на заседании, либо не пожелали обнародовать свою позицию по вопросам равноправия женщин и мужчин.
Региональные женские организации, намеренные работать со своими депутатами
по поддержке законопроекта во втором и третьем чтениях, могут обращаться
в Консорциум для уточнений позиций этих депутатов при голосовании в первом
чтении.
Одобрение данного законопроекта поставит Россию в число наиболее передовых
стран мира, для которых права человека - не простое славословие, а конкретная
норма повседневной жизни.
Этого ждут внимательно наблюдающие за судьбой законопроекта женские организации страны. Они настаивают на том, чтобы государство обеспечивало для наших соотечественниц возможности заработать на жизнь. Заработать честно, справедливо, не надрываясь, не унижаясь и не роняя своего достоинства.
Консорциум женских неправительственных объединений,
тел: +7(095)2904708,
факс: +7(095)2030807,
e-mail: wcons@com2com.ru,
http://wcons.org.ru
ПРОГРАММА ИЦ НЖФ "МОЛОДЕЖЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД"
СЕМИНАР "СОВРЕМЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И ОБЩЕСТВО. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ" (КАЛУГА)
В 2003 году Информационный центр независимого женского форума (ИЦ НЖФ) приступил к реализации новой программы "Молодежь и социальное обновление общества. Гендерный подход". В рамках этой программы запланировано проведение серии семинаров в городах для студентов высших учебных заведений и летней гендерной школы. В марте уже были уже проведены два семинара в г.г. Калуге и Петрозаводске.
Соорганизатором семинара "Современная журналистика и общество. Гендерный аспект" в Калуге был факультет журналистики и связей с общественностью Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института.
В семинаре приняли участие студенты, студентки и преподавательницы факультета, депутаты Законодательного собрания Калужской области, журналисты газет и ТВ, представительницы общественных организаций.
Организаторы семинара ставили следующие цели: дать участникам представление о гендере, гендерном подходе, третьем секторе экономики, целостном подходе при решении различных социальных проблем, о роли журналистики в повышении сознания общества.
Депутаты ЗС рассказали участникам о работе различных комитетов ЗС КО и своем личном опыте общественной работы. Семинар проходил в интерактивной форме: было проведено пять тренингов. В основном они были направлены на развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде. Тренинг "Проявление субъективного в передаче информации" показал участникам, как личностные качества журналиста могут влиять на форму и содержание информации.
ИЗ ПРОГРАММЫ СЕМИНАРА
4 марта 2002 года, г. Калуга
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА "МОЛОДЕЖЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА" В ПЕТРОЗАВОДСКЕ
О межрегиональном семинаре "Молодежь и социальное обновление общества" для студентов и студенток Петрозаводска, Воронежа, Санкт-Петербурга и Калуги, который проходил в Петрозаводске 15-16 марта 2003 года, мы уже сообщали в "Информационном листке" № 12 (294) от 24 марта 2003 года.
В рамках подготовки к гендерной школе для студентов и студенток "Молодежь и социальное обновление общества. Гендерный подход" ИЦ НЖФ начинает публиковать тексты докладов выступивших на семинарах студентов.
***
ГЕНДЕР И ПРАВО
Казакова Лидия Евгеньевна,
Студентка 3-го курса Юридического факультета
Петрозаводского государственного университета,
Карельский центр гендерных исследований
Гендерные исследования в России уже получили распространение. Только в Петрозаводском государственном университете читаются спецкурсы и проводятся семинары для студентов юридического факультета с 1996. Сегодня в России существуют уже десятки центров, групп, лабораторий, кафедр по изучению гендерной проблематики, проводятся конференции, семинары, целые школы работают под знаменем гендерного равенства. Диапазон исследований чрезвычайно разнообразен: это и литература, и журналистика, и философия, и право, история, языкознание, социология и экономика. В последние годы появилось много публикаций, посвященных гендерным проблемам.
Проблема гендерного (социокультурного) равенства чрезвычайно интересна и важна, и одновременно трудно решаема. Это новый подход, новая парадигма исследований в гуманитарных науках последних десяти лет в России. Эта парадигма определяет условия развития общества, и ход развития связан с реализацией идей гендерного равенства, с включением потенциала женщин в историю, в цивилизацию.
Если в теме "Гендер и культура" говорится о том, как формируется пол в культуре, то в теме "Гендер и право" стоит говорить о том, как формируется пол в праве.
Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании и др.).
Сочетание "гендер и право" в первую очередь говорит нам о гендерной экспертизе.
Хотелось бы затронуть несколько сфер российского законодательства, где проводилась гендерная экспертиза.
Конституция РФ содержит несколько основополагающих стандартов в сфере гендерного равноправия. Основной из них - принцип, заключенный в ч. 3 ст. 19: "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".
Гендерное равенство - составная часть общего принципа равенства как принципа демократического построения общества. Принцип равенства всеобъемлющ, он отсекает дискриминацию по любому основанию, будь то происхождение, религия, социальный статус, пол и т. д.
История становления равенства имеет многовековые традиции, которые отражают историю становления демократии в обществе. Равенство по признаку пола совсем недавно (чуть более столетия назад) вошло в каталог всеобъемлющего принципа равенства граждан и не может быть исключено из общего процесса развития общества, становления идеологии и практики его реализации.
Права и свободы, закрепленные второй главой Конституции РФ, провозглашены гендерно симметричными: и гражданские, и политические, и социальные. Обобщая, можно сказать, что на уровне реализации конституционных норм, реальной практики признак пола имеет существенное значение. Он во многом определяет выбор. Обыденное, неправовое сознание достаточно часто отрицает принцип равенства мужчин и женщин в ходе избирательных кампаний, делая его нерабочим. Он, к сожалению, не стал правовым элементом сознания и частью правовой культуры общества. Помимо этого, он нелогичен с позиций старой, ушедшей в прошлое номенклатурной традиции, которая "привита" обществу. Она не ушла в прошлое, а соединена с настоящим посредством идеологии патриархатного общества. Эта традиция разделяет тезис: мужчина являет собой силу власти в обществе, а женщина подчиняется этой силе - прежде всего силе власти. Это патриархатный стандарт. Государство уже не поддерживает его как стандарт старого образца, но и не способно его сломать.
Обратимся к семейному праву. Семья - это именно та область, где проблемы гендерного равенства проявляются особенно остро. Семья - это сложный социальный институт, и многое в формировании внутрисемейных отношений и отношений между супругами, в первую очередь, определяется национальной культурой, историческими традициями, социально-экономическими условиями, личностными факторами.
Вместе с тем, семья - это основополагающая ячейка общества, именно здесь складываются те модели отношений между полами, которые затем переносятся в другие области общественной жизни. Поэтому именно здесь, в семье, очень важно закрепить идеи гендерного равенства и обеспечить механизм их реального претворения в жизнь.
Равноправие мужчины и женщины в семейных отношениях - один из основных принципов российского семейного права. Он является частным проявлением общего принципа равноправия полов, провозглашенного в Конституции Российской Федерации. Идея равенства мужчины и женщины впервые была закреплена в 1918 году и существует уже более 80 лет. Вместе с тем, социальная реальность такова, что в жизни данный принцип обеспечивается далеко не всегда, если обеспечивается вообще. Гендерная экспертиза семейного законодательства предполагает исследование вопроса о том, в какой мере действующие семейно-правовые нормы позволяют каждому из супругов на деле реализовывать предоставленные им равные права, в какой мере гендерно-нейтральное законодательство является гарантией отсутствия дискриминации в реальной жизни. Гендерный подход требует анализа правовых норм не в статике, а в динамике, что позволяет проследить, к каким конкретно результатам приводит действие той или иной нормы, как она реально отражается на социально-экономическом статусе каждого из супругов.
В условиях перехода к рыночным отношениям необходимо сохранять в социально-трудовой сфере регулирующую роль государства как гаранта прав человека. Гендерный подход к трудовому праву априорно означает его социально защитный характер и требует учета особенностей положения и поведения работников - мужчин и женщин на рынке труда и в области занятости, хотя бы из практических соображений эффективного ведения производства и сохранения социального мира.
Известно, что женская рабочая сила традиционно менее привлекательный для работодателя объект найма в силу совмещения работницей 2-х функций - профессиональной и материнской. Поэтому законодательная поддержка государством трудящихся женщин в период деторождения - объективный фактор реализации признанного обществом их естественного права на труд и доход.
Российское уголовное право является новым объектом для гендерной экспертизы, а такая экспертиза новым методом для анализа норм этой отрасли права. Оценка норм уголовного права с точки зрения нахождения в нем особенностей правового регулирования, обусловленных половыми и статусно-семейными различиями субъектов, в отечественной доктрине уголовного права ранее не проводилась.
Одним из принципов российского уголовного права является принцип равенства граждан перед законом. Его смысл состоит в том, чтобы обеспечить равную для всех граждан обязанность нести ответственность за совершение преступления.
Таким образом, уголовно-правовой принцип равенства по своему содержанию более узок, чем принцип равноправия, закрепленный в Конституции Российской Федерации, что объясняется спецификой уголовно-правовых отношений и особенностями "ролей", которые в нем играют граждане, - они могут быть или субъектами преступлений, или потерпевшими от них.
Гендерная асимметрия в уголовном праве может проявляться в двух областях: при определении круга преступного и описании признаков составов преступлений, то есть при установлении уголовной ответственности и при описании условий применения различных видов наказаний, а также иных связанных с наказанием институтов уголовного права.
При реализации уголовной ответственности женщин, в том числе находящихся в состоянии беременности или имеющих малолетних детей, уголовный закон предусматривает для них более "льготные" условия по сравнению с мужчинами. Так, например, женщинам не могут быть назначены такие наказания, как смертная казнь и пожизненное лишение свободы; беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, не назначаются ограничение свободы и арест; существуют особенности, касающиеся женщин, осужденных к лишению свободы, при назначении им вида исправительного учреждения для отбывания этого наказания и т. д. Таким образом, в этой области сложилась определенная гендерная асимметрия, которая является социально обусловленной и должна быть в российском законодательстве сохранена.
Таким образом, гендерная экспертиза как метод исследования формального и реального бытия правовых норм является отражением определенной идеологии, центром которой является концепция гендерного равенства.
В данной работе использованы материалы публикаций и встреч с С.В.Полениной и Л.Н.Завадской.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ Л.С.РЖАНИЦЫНОЙ "ГЕНДЕРНЫЙ БЮДЖЕТ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ В РОССИИ" В МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА
24 марта в Министерстве труда состоялась презентация книги Л.С.Ржаницыной "Гендерный бюджет: первый опыт в России".
Представляя книгу, автор выразила благодарность Женской сетевой программе ИОО (Фонд Сороса).
Гендерный бюджет - это социальная технология, способствующая внедрению в правительственную политику принцип дифференцированного учета интересов по социополовому признаку. В исследовании бюджета с гендерных позиций задача заключается в том, чтобы понять, отметила автор, "что вкладывают женщины в общество и что они получают на зону своей ответственности".
Поле применения данной технологии - государственный бюджет и государственные социальные страховые фонды, а также государственная поддержка третьего некоммерческого сектора социальных услуг, поощрение частной благотворительности. Уровни применения этого подхода многообразны: от федерального до местных бюджетов, от общенациональных до муниципальных мероприятий, от макро- до микрорешений. В максимальном варианте, на Западе, тема гендерного бюджета включает сектор семейной экономики, базирующейся в основном на женском труде. Но у нас из-за неразработанности соответствующей методологии домашний труд не имеет достоверной стоимостной оценки и не учитывается ни в национальном, ни в семейном доходах.
Структурирование госбюджета и сопряженных с ним фондов по социополовой составляющей позволяет подойти к вопросу о распределении государственных ресурсов либо в сторону уравнивания прав и возможностей полов, либо в сторону усиления гендерной дискриминации.
В связи с этим предполагается раскрыть необходимые методологические подходы к управленческой модели гендерного бюджета. Эта модель должна включать:
Применение этой технологии началось в Австралии, затем в странах Британского Содружества наций, затем в США и Канаде. На основе опыта этих стран были сформулированы общие методологические подходы гендерной технологии.
Главный принцип - гендерный бюджет не есть строго формализованная в фиксированных показателях замкнутая система. Он представляет собой подвижную совокупность различных инструментов, механизмов, процессов и институтов, объединенных общей целью - сделать гендерный принцип одним из обязательных в национальной политике.
Т. к. гендерный бюджет - новая общественно управленческая технология, в нее следует включить ряд специфических методов:
Работа по гендерному бюджету должна способствовать регулированию ресурсов государства, исходя из важнейшего вида социальных отношений - между полами.
Сферы применения гендерного подхода: занятость, предпринимательство, доходы, промышленная политика, образование, здоровье, дети и родительство, пенсионное обеспечение и социальное обслуживание пожилых и инвалидов, социальная помощь бедным, домашнее хозяйство, защита прав потребителей, менеджмент - государственный и хозяйственный.
Гендерный бюджет предполагает не увеличение бюджетных средств, а их более целевое использование.
Больший успех ожидается там, где существует осведомленность и доступность информации о конституционных правах и гарантиях населению, содержании социальной политики, институтах, за нее ответственных и, конечно, гендерная образованность и практика гендерно ориентированного управления.
Необходимы еще две организационные меры.
Первая, базовая стадия работы, "прозрачный бюджет", - изучение и освоение содержания бюджетного процесса и самого бюджета. Бюджет должен быть прозрачным, доступным для всех, кто им интересуется, кто принимает участие в управлении, даже на гражданском уровне.
Вторая - гендерная экспертиза как часть государственно-общественной системы принятия решений и отслеживания их воздействия на группы населения. Автор подчеркнула, что гендерная экспертиза - это не просто анализ, она включает вынесение решения. Бюджет должен быть социально ориентированным, и здесь дело не только в пособиях.
Сегодняшняя ситуация такова: дети и женщины составляют 62% населения, но получают из бюджета и страховых фондов 35-38%. Более "богатый" - федеральный - бюджет идет в основном на "мужские" цели: армия, политика, управление, а на социальные цели идут ассигнования из более нищего, местного бюджета. Последние изменения в этой сфере - недавно принятый реакционный закон о занятости: резко сокращено пособие по безработице уволенным по собственному желанию (до 80% безработных - женщины). Почему важно проводить гендерную экспертизу? Необходимо говорить, сколько получают женщины и мужчины, т.к. федеральный бюджет "сильнее, он отнимает".
Равный труд должен иметь равное вознаграждение, независимо от пола. У нас же те расходы, которые несет бюджет по социальной политике, как показывает анализ, возмещает недоплату, которую имеют женщины в виде меньшей, в сравнении с мужчинами, зарплаты.
Конечно, продвижение в жизнь гендерного бюджета должно быть легче в тех странах, где в организации управления уже признана и используется гендерная парадигма. Но даже при ее отсутствии стимулирующую роль может играть национальная потребность в решении социальных проблем и международные инициативы. Отсюда, исходя из конкретной ситуации, начать мероприятия по гендерному бюджету можгут либо парламент, либо правительство, либо женские организации, либо любое их совместное сочетание. Однако две стороны здесь обязательны - власть и общественность, для которых идея гендерного бюджета выступает одной из вех перехода к гражданскому обществу. Стадия общественного давления, пожалуй, наиглавнейшая; именно она отличает любой социально программированный проект вообще и гендерный бюджет в частности от традиционной, классической формы принятия решений.
В завершение презентации заместитель министра Г.М. Карелова сказала, что планируется провести целевую коллегию Минтруда, на которой будет поставлен вопрос о занятости. В 2007 г., отметила она, иждивенцев будет больше, чем работающих. 10,5 млн. занято в теневом бизнесе, из них 8,2 млн. получает доход только из этой сферы. Г.М. Карелова подчеркнула, что создавать женские рабочие места выгодно: создание рабочих мест для мужчин стоит дороже.
МИТИНГ "БЕЗ ПОЛИТИКОВ"
В субботу, 12 апреля, в Москве на Пушкинской площади прошел митинг "За мир в Чечне - Остановим чеченскую войну вместе". В полуторачасовой акции приняло участие, по различным оценкам, от 400 до 1500 человек, по словам одного из организаторов, профессора МГУ Николая Формозова, производившего подсчет, - более тысячи.
Митинг шёл под лозунгом "Без политиков", выступали правозащитники и деятели культуры, подписавшие обращение "Деятели культуры против войны в Чечне".
Митингующие держали в руках плакаты "Четверть бюджета России уходит на войну в Чечне. Мы хотим жить еще хуже?"; "Требуем прекратить кровавый бизнес"; "Путин, сколько детей убито сегодня в Чечне?" и другие.
Перед участниками акции выступили телеведущий Виктор Шендерович, представитель общества "Мемориал" Наталья Эстемирова, певица Вероника Долина. Все выступавшие призывали власти России к политическому урегулированию в Чечне.
"Здесь сотни отдельных людей, которые способны думать сами. Надежда на отдельных людей, которые способны думать, на государство в этом смысле надежд уже нет, поэтому мы вышли на улицу. Если однажды на этой площади или на другой площади будет не сотни, а тысячи людей, тогда правительство вынуждено будет чесаться. До тех пор, пока мы позволяем им думать, что то, что они делают, они делают от нашего имени, они будут это делать. Когда нас было 500 тысяч на Манежной площади, то они выводили войска из Прибалтики. Они никуда от нас не денутся, особенно перед выборами. Надо что-то делать не с ними, а с нами", - сказал писатель и телеведущий Виктор Шендерович.
Митинг посетил представитель Аслана Масхадова Саламбек Маигов.
Организаторы пообещали проводить подобные акции протеста до тех пор, пока их голос не будет услышан российским руководством.
Источники: Радио "Свобода", "КоммерсантЪ", "Эхо Москвы", Транснациональная радикальная партия.
Сводка подготовлена правозащитным центром "Выбор Совести".
Редакция: Константин Смирнов, Вячеслав Ферапошкин.
E-mail: antiwar@hro.org,
тел./факс: (09133) 2-49-68, (0912) 22-17-50.
http://www.hro.org/war/anti/news65.htm
КРУГЛЫЙ СТОЛ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ"
Информационный центр поддержки
общественных объединений "Cодействие"
sodeistvie@chel.surnet.ru
2 апреля в рамках проекта ИЦ "Содействие" "Повышение информированности и социальной компетентности женщин для предотвращения незаконного вывоза женщин за рубеж" прошел круглый стол "Взаимодействие органов власти и общественности в решении проблемы противодействия торговле людьми". Впервые Советник полномочного представителя президента УФО Голубкова Н.И., представители комитета по социальной политике ЗСО, ГУВД, миграционной службы, паспортно-визовой службы, специалисты кризисного центра "Екатерина" (г. Екатеринбург), представители Областного женского совета, службы занятости, Общественного совета и других политических и общественных структур собрались в Челябинске для обсуждения этой проблемы.
Несмотря на удаленность от государственных границ, Челябинскую область не обошла стороной эта проблема. Об этом и возможностях противостоять ей шло заинтересованное обсуждение. Участникам была дана возможность ознакомиться с проектом Федерального закона "О противодействии торговле людьми", разработанного депутатом Государственной Думы Е.Б. Мизулиной. И после подробного доклада юриста ИЦ "Содействие" Жигала Т.В. о законопроекте почти все присутствовавшие высказались за необходимость его принятия. В ходе обсуждения был внесен ряд предложений для улучшения будущей законодательной базы России по борьбе с работорговлей, которые, по словам председателя Комитета по социальной политике ЗСО Мизрахи Б.А., будут обязательно отправлены авторам законопроекта в Москву.
Хотя принятие закона и очень важно, но оно не может решить проблему полностью. Именно по этому нужно, чтобы властные структуры и общественность боролись с работорговлей на местах. Например, благодаря договоренности с паспортно-визовой службой, теперь получающим заграничный паспорт жителям Челябинской области будут выдавать информационные материалы "Траффик: подумайте о своей безопасности!", подготовленные и выпущенные ИЦ "Содействие". Присутствовавшие СМИ предложили свою помощь в донесении информации о проблеме до широких масс. В рамках проекта в дальнейшем запланированы встречи со студентами вузов, тренинги для ищущих работу, семинар для журналистов, а также выпуск информационных материалов, в том числе бюллетень по материалам круглого стола.
Уже сейчас в рамках проекта работает Горячая информационная линия по проблеме. Ее номер: 64 - 01 - 95. 2 и 3 апреля специально для волонтеров и ее работников прошли семинары по телефонному консультированию.
С предложениями и за дополнительной информацией по проекту обращайтесь по телефонам: (3512) 65 - 35 - 02, 64 - 01 - 95.
ЖЕНЩИНЫ О ЖЕНЩИНАХ (КАЗАХСТАН)
Общественное объединение "Таразский инициативный центр" подвело итоги конкурса на лучшее публицистическое произведение о женщине-лидере, опубликованное в местных СМИ. Целями конкурса, объявленного нашим ОО в начале марта, было формирование имиджа успешной женщины, создание базы данных о женщинах - участницах общественной политики. В конкурсе могли принять участие все желающие, независимо от возраста, национальности, пола, образования, места учебы или работы.
Конкурсная комиссия разработала гендерные критерии для оценки представленных материалов. Нас интересовали не только чисто литературные достоинства публикаций (яркость, образность, доступность языка), но и содержательный аспект. Мы анализировали, не сводится ли цель материала к отражению и закреплению традиционной репродуктивной роли женщины (рождение и воспитание детей, уход за ними и престарелыми, домашнее хозяйство, забота о муже); даются ли примеры равноправного и справедливого разделения функций между мужчиной и женщиной в семье и обществе; приводятся ли аргументы в пользу равенства полов?
К сожалению, было трудно найти публикации, отвечающие данным требованиям. Более того, некоторые издания в течение всего месяца - а мы специально для конкурса выбрали март - "умудрились" не напечатать ни одного очеркового или зарисовочного материала о женщине. Как будто женщины не вносят никакого вклада в жизнь области, не ведут активную общественную или производственную деятельность. Приятным исключением их этого печального факта смотрелись развороты полос, опубликованные в преддверии 8 Марта на страницах "Нового региона" и "Знамени труда": здесь образ женщины был представлен в полном разнообразии - от Героя Социалистического Труда, многодетной матери до работников прокуратуры, руководителей предприятий.
Особенно хочется отметить, что на страницах данных изданий стали звучать имена активисток женского движения, рассказы об их пока еще новой для нашей страны деятельности. И, наверное, не случайно, что победителями конкурса стали представительницы этих печатных органов - Галина Урманова, корреспондент газеты "Новый регион" (Статья "Врач от бога") и Лариса Чепкасова, корреспондент газеты "Знамя труда" (за серию женских зарисовок). Почетный диплом было решено вручить Светлане Вихаревой, автору стихотворения "Добродетельно-предприимчивым", опубликованном в газете "Южный экспресс".
Наградой для победительниц стали картины "Рождение" и "Букет сирени" известной художницы, члена Союза художников Казахстана, участницы республиканских и областных выставок Гульбаршин Бектлеуовой.
Это тоже было одной из целью конкурса - чтобы произведения наших талантливых землячек украшали не только частные собрания зарубежных ценителей, но и оставались на родине.
Проведение конкурса стало возможным благодаря поддержке Центра ОБСЕ в Казахстане.
Алма Бектурганова,
президент ОО "Таразский инициативный центр"
(Казахстан, Жамбылская область, г.Тараз)
baam@nursat.kz
ВИРТУАЛЬНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ КОНТЕКСТЕ"
Информационное письмо
Уважаемые коллеги!
Институт "Открытое общество" (фонд Сороса) - Россия,
Ассоциация развития информационных технологий в образовании "Интернет-социум",
Санкт-петербургский гуманитарно-политологический центр "Стратегия",
Общественный экспертный совет по гражданскому образованию и образованию
в области прав человека при комитете по образованию и науке Государственной
Думы РФ
приглашают Вас принять участие в виртуальном круглом столе "Актуальные
проблемы понимания прав человека в современном международном и российском
контексте".
Круглый стол будет проходить на информационно-образовательном портале auditorium.ru - портале гуманитарных наук - с 7 апреля 2003 года по 6 июля 2003 года.
Формально права человека получили широкое признание: они закреплены в Конституции и документах международного права, "учтены" в школьных программах и "признаны" политиками разных ориентаций. Однако едва ли есть основания утверждать, что данное понятие в полной мере освоено нашим обществом, что мы хорошо представляем себе как содержание прав, которыми обладаем, так и механизмы их защиты и реализации. В этой связи представляется актуальным широкое междисциплинарное обсуждение проблем, связанных с правами человека, ибо данная тема не исчерпывается только правовым подходом - она требует участия философов, политологов, специалистов по международным отношениям, биологов, медиков, активистов правозащитного движения, представителей власти, журналистов и т.д. Хотя выстраивание такого рода коммуникативных полей - задача сложная и требующая усилий всех заинтересованных сторон, некоторые шаги в этом направлении можно предпринять уже сегодня. Одним из них мог бы стать круглый стол на портале AUDITORIUM.RU.
Предметом для обсуждения в рамках круглого стола будут следующие проблемы (этот список не является исчерпывающим и Вы можете предложить свою тему для обсуждения):
Приглашаем Вас поделиться своими соображениями, научными наработками и практическим опытом! Результаты обсуждения предполагается использовать в работе Общественного экспертного совета по гражданскому образованию и образованию в области прав человека при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ. Предполагается, что виртуальная дискуссия будет продолжена в реальном режиме, а лучшие материалы, присланные на круглый стол, в перспективе будут опубликованы
Модераторы круглого стола:
Координатор круглого стола:
Для контактов: Auditorium@auditorium.ru (с обязательной пометкой в поле "Тема" (Subject): "Права человека"!)
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
КОНКУРС "ВОЕННАЯ СЛУЖБА В МОЕЙ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ МОИХ БЛИЗКИХ"
Расскажи СВОЮ историю.
Уважаемые сограждане!
Если вы хотите высказаться по проблеме, связанной с Вооруженными силами, вы можете это сделать!
Опишите свою историю, проблему, ситуацию и - пришлите ее на конкурс "Военная служба в моей жизни и жизни моих близких"!
Его цель:
предъявить обществу личную позицию каждого гражданина по отношению к военной службе, показать многообразие проблем военнослужащих и членов их семей, Армии в целом.
Мы ждем Вашу историю, если:
Участником может стать каждый. Мы ждем историй, написанных мужчинами и женщинами, детьми и людьми зрелого возраста.
Форма изложения - свободная. Грамотность и владение литературным стилем значения не имеют. Главное - сама история, а не ее оформление. Объем текста не ограничен.
Важны правдивость истории, искренность.
Важна оценка того, в какой мере ваша ситуация обусловлена стечением внешних обстоятельств, независящих от вас условий, а в какой - собственными ошибками и просчетами.
Ответьте на вопрос: "Как изменилась Ваша жизнь или жизнь вашей семьи от соприкосновения с Армией?"
Расскажите: о Ваших неудачах и успехах, радостях и надеждах, страхах и достижениях.
Выскажите свое мнение о том, что нужно сделать для того, чтобы служба в Вооруженных силах стала престижной и нужной для человека.
Ваша история будет опубликована в сборнике "Армия и Я."
Если вы хотите сохранить анонимность, можно представить историю под псевдонимом, который вы сами выберете.
Если у вас есть трудности с написанием истории - организаторы конкурса помогут оформить ваш рассказ.
Обратитесь в Общественную правозащитную организацию "Солдатские матери С-Пб" по адресу: С-Пб, Разъезжая улица, 9.
Телефон 112-50-58.
По вторникам с 14 до 19 часов.
Электронная почта: info@soldiersmothers.spb.org
Истории и мнения направляйте по адресу:
191002 г.Санкт-Петербург, Разъезжая улица 9. или а/я 33.
В истории, представленной на конкурс, обязательно должны быть указаны координаты, по которым можно будет найти автора: фамилия, имя, отчество, возраст, контактный адрес или телефон, любая другая контактная информация, история или мнение тех, кто не желает участвовать в конкурсе может быть прислана без контактной информации.
Призываем Вас участвовать в конкурсе.
Помните, что Ваше настоящее и будущее зависит от Вас и наших коллективных действий. Итоги конкурса будут подведены 1 июня 2003г. Авторы-победители получат памятные призы и право участвовать в телепередачах.
Благодарим за участие.
Общественные организации Санкт-Петербурга:
"Солдатские матери Санкт-Петербурга",
"За военную реформу",
"Женский социальный проект".
ФОНД ИМЕНИ ДЖОНА СМИТА ПРИГЛАШАЕТ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТЕ "СОДРУЖЕСТВО ДЖОНА СМИТА"
Фонд имени Джона Смита приглашает к участию в проекте "Содружество Джона Смита".
В рамках проекта осуществляется практическое взаимодействие представителей общественных организаций и властных структур разных стран с коллегами в Великобритании.
Участники проекта проходят бесплатную двухнедельную стажировку, знакомятся с опытом работы британских коллег по практическому осуществлению демократии и функционированию гражданского общества.
К участию приглашаются представители НКО или органов власти и самоуправления в возрасте 25-35 лет.
Обязательные условия:
Кандидат должен владеть ораторским искусством и быть способным к научной проработке полученных знаний.
Ближайшая поездка состоится 23 июня - 4 июля.
За дополнительной информацией следует обращаться в Британский совет, представляющий программу в России.
тел.: (095) 782-02-00 (Британский совет).
Источник информации: http://db.ngo.ru/info.nsf/cd3f5a0732ca7327c22566dd005a3d72/fafa465feccf250fc3256cca0055238c!OpenDocument
ВСЯ ВЛАСТЬ В ФИНЛЯНДИИ ТЕПЕРЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ЖЕНЩИНАМ
Президент Финляндии Тарья Халонен назначила сегодня председателя победившей на парламентских выборах партии "Финляндский центр" Аннели Яаттеенмяки премьер-министром страны и утвердила состав нового кабинета министров. Таким образом впервые в истории Европы два высших государственных поста в стране теперь занимают женщины.
"Новый кабинет министров намерен продолжать линию неприсоединения к военным блокам и активного участия в европейских делах, - заявил источник в правительстве. - Мы также будем развивать отношения с близлежащими странами, в том числе с Россией", передает ИТАР-ТАСС.
При этом в новом правительстве рекордное число представительниц прекрасного пола - 9, столько же сколько и мужчин. Тарья Халонен по этому поводу заявила, что "финские мужчины могут гордиться тем, что страна получила первого премьер-министра женщину".
Весь социальный блок правительства находится в женских руках: министр труда - Тарья Филатов, социального обеспечения и здравоохранения - Синикка Менкяре, просвещения - Туула Хаатайнен, базового блока услуг - Лииса Хюссяля, министр культуры - "мисс Финляндия" 1991 года - Таня Карпела, а также самый молодой член правительства - 30-летняя Паула Лехтомяки, которая стала министром внешней торговли и развития.
Магистр экономики и кандидат государственного права Лехтомяки, наряду с другими иностранными языками свободно владеет русским. Она уже успела заявить о том, что придает большое значение развитию торгово-экономических отношений с Россией, передает РИА "Новости".