В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
Семинар
"Взаимодействие государственных структур и общественных организаций
в решении местных проблем (на примере проблем предотвращения и профилактики
насилия в семье и детской безнадзорности)" (Воронеж)
Информация
из центра управления для женщин ПРООН (Сыктывкар)
16
дней активности против насилия в республике Коми
Награждение
журналистов - победителей конкурса "Журналисты за равные права и равные
возможности для мужчин и женщин"
Отчет
Карельского центра гендерных исследований (КЦГИ) о проведении в Республике
Карелия акции "16 дней без насилия"
Первый
съезд женщин Тульской области
Общественное
движение "Содружество женских инициатив" (Республика Коми)
Отчет
по итоговой конференции кампании "Домашнему насилию нет оправдания!"
(Казахстан)
Тренинг
на тему "Создание сетей/сетевое взаимодействие" (Казахстан)
Резолюция
IV съезда федерации профсоюзов Украины "Об обеспечении равных прав
женщин и мужчин"
Внимание,
конкурс!
СЕМИНАР "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР И ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ МЕСТНЫХ ПРОБЛЕМ (НА ПРИМЕРЕ ПРОБЛЕМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
И ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ И ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ)"
(ВОРОНЕЖ)
За безопасность женщин и детей
С 24 по 26 июня в рамках деятельности ИЦ НЖФ по программе "Усиление женщин через образование" в г. Воронеже был проведен при финансовой поддержке Фонда им. Генриха Белля 3-дневный семинар "Взаимодействие государственных структур и общественных организаций в решении местных проблем (на примере проблем предотвращения и профилактики насилия в семье и детской безнадзорности)".
Всего в семинаре приняло участие 38 человек. Семинар был осуществлен при организационной поддержке Воронежского общественного движения "Защита женщин", администрации г. Воронежа и ГУВД Воронежской области.
Целевой группой семинара в Воронеже были женщины - сотрудницы правоохранительных органов и сотрудницы сферы социальной защиты. Одной из целей семинара было укрепление жизненных позиций этих женщин. Поскольку абстрактное усиление "женщины как таковой" (т.е. некоей мифологической конструкции, именуемой "женщина") - дело малоперспективное и неэффективное, то при подготовке семинара мы учитывали не только гендерный состав аудитории, но и сферу их профессиональных интересов, для того чтобы усиление носило комплексный характер, т.е. сочетало бы в себе три фактора: личностный, социальный и профессиональный. Наш опыт показывает, что только такой целостный подход способен дать человеку реальное, а не умозрительное усиление.
В целях личностного усиления во время семинара был проведен ряд тренингов, направленных на развитие социальных и коммуникативных навыков, умение работать в команде.
Стремясь усилить этих женщин как профессионалов, мы пригласили докладчиков из Москвы (из НИИ Генеральной прокуратуры РФ, из Государственной классической Академии им. Маймонида), из Воронежа (из НИИ МВД; с кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД; председателя Совета судей Воронежской области; из городской администрации и городской Думы и проч.), а также из общественных организаций Саратова и Снежинска, имеющих опыт взаимодействия с правоохранительными органами. Поскольку женщины-милиционеры в г. Воронеже в основном занимаются делами несовершеннолетних, то ряд докладов был посвящен проблеме правоприменения ювенальной юстиции и работе по профилактике детской безнадзорности и защите прав подростков в судах. Именно поэтому при подборе участниц семинара - сотрудниц сферы социальной защиты, мы ориентировались на тех социальных работниц, которые занимаются той же самой проблемой (сотрудниц отделения временного пребывания детей, оставшихся без опеки; территориального центра социальной помощи семье и детям и др.) Для их профессионального усиления также было важно прослушать выступления специалистов, занимающихся проблемами детей. Усиление женщин в профессиональной сфере (т.е. усиление их как профессионалов) неразрывно связано с их личностным усилением, является его разновидностью. Поскольку большую часть своего времени российская женщина проводит именно на работе, то, если женщина будет слаба как профессионал и работа не будет давать ей удовлетворения, а только явится постоянным источником стрессов, никакие тренинги личностного усиления не улучшат ее личную и социальную ситуацию. Нам было важно дать в руки женщинам этих двух целевых групп тот инструментарий, при помощи которого они могут решать свои профессиональные проблемы.
Поскольку личное связано не только с профессиональным, но и с социальным, то еще одной нашей задачей было сместить акцент с расхожей установки "защитим женщин от социума" ("социальная защита женщин") на установку "женщина как активный субъект социальных действий". То есть показать участницам семинара, что пассивное ожидание патерналистской опеки со стороны государства малоэффективно, и они должны проявлять гражданскую активность в решении своих проблем. С этой целью для участия в семинаре нами были приглашены в качестве докладчиц представительницы женских НПО Воронежа, Снежинска и Саратова, имеющие опыт активной социальной деятельности. В основном это были общественницы, занимающиеся проблемами домашнего насилия в отношении женщин. Тема защиты женщин от насилия была сквозной темой семинара, наряду с темой защиты детей от насилия. Поскольку в органах милиции проблемой домашнего насилия занимаются в основном участковые милиционеры (как правило, мужчины), то в семинаре приняли участие и мужчины - участковые уполномоченные и их начальники.
Во время семинара, наряду с докладами и тренингами, проводилась работа в группах, которые имели возможность обсудить и озвучить свои взгляды на проблемы предотвращения насилия в семье с точки зрения структур социальной сферы, правоохранительных органов, общественных организаций и сообществ по месту жительства и выработать стратегии и механизмы взаимодействия госструктур между собой и госструктур с общественными организациями для решения вопросов профилактики насилия в семье.
Работа семинара основывалась на межсекторальном и межведомственном подходе и на принципе целостности в решении проблем безопасности женщин и детей.
Директор ИЦ НЖФ Е. Божкова,
координатор образовательной программы Н. Габриэлян
iciwf@online.ru
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН ПРООН (СЫКТЫВКАР)
16 ДНЕЙ АКТИВНОСТИ ПРОТИВ НАСИЛИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
11 декабря в Сыктывкаре на пресс-конференции, организованной Коми региональным центром управления для женщин ПРООН и КРО ДЖР - Женской Палатой для журналистов республиканских СМИ, были подведены итоги акции "16 дней активности против насилия в отношении женщин", которая проходила в Республике Коми с 25 ноября по 10 декабря 2002 года. Открывая пресс-конференцию, Ольга Савастьянова, директор Центра управления для женщин ПРООН и руководитель Женской Палаты, отметила, что эта акция в республике проводится уже второй год в рамках информационно-просветительской кампании "Жизнь без насилия - это наше право" под эгидой ЮНИФЕМ и при финансовой поддержке ПРООН в РФ и ЮНИФЕМ. Журналистам были представлены результаты общероссийского исследования по проблеме насилия, которые констатируют, что в Республике Коми зафиксирован самый высокий уровень информированности населения о проблеме насилия в сравнении с другими регионами, а также отмечен рост осведомленности о видах насилия.
Участники пресс-конференции: менеджер проекта Елена Струтинская, психолог муниципального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" Зоя Сергеевна Афанасова, главный врач детской поликлиники № 2 Светлана Александровна Захарова, руководитель Агентства молодежной информации Сыктывкарского университета Екатерина Пушнова и студентка Педагогического колледжа № 1 Ирина Коваль рассказали журналистам о самых интересных событиях, прошедших в эти 16 дней, а также о своем личном участии в акции.
Как и год назад, акция проводилась с целью повысить осведомленность разных слоев населения республики о проблеме насилия, а особенностями акции этого года стали адресный характер всех мероприятий и включение студенческой аудитории в обсуждение проблемы насилия.
Программа акции разрабатывалась исходя из того, чтобы каждое мероприятие в рамках акции было адресовано определенной аудитории.
Так, в ходе публичного обсуждения проблемы насилия, которое состоялось 23 октября в преддверии акции, студентами была очень остро поставлена проблема насилия в молодежной среде, а особенно в многочисленных общежитиях учебных заведений г. Сыктывкара. Поэтому организаторами акции был разработан тренинг по безопасному поведению для молодежи. 255 студентов получили информацию по проблеме насилия и практические навыки безопасного поведения, 480 карточек безопасности с адресами и телефонами опорных пунктов и социальных служб были распространены в общежитиях. В ходе лекционных марафонов и тренингов студенты изъявили желание присоединиться к акции и активно участвовали в разработке и проведении публичных общественных действий. Так, 7 декабря 60 студенток педагогического колледжа № 1 на центральных улицах г. Сыктывкара организовали информационные пикеты и раздали прохожим 300 информационных листовок. А 9 декабря в Сыктывкарском университете (СГУ) силами самих студентов при содействии Агентства молодежной информации СГУ было организовано ток-шоу "Жизнь без насилия - это наше право?".
Конкурсы рисунков и сочинений по теме насилия, прошедшие в прошлом учебном году в школах республики, показали, что школьников тоже волнует проблема насилия и им необходимы дополнительные знания о безопасном поведении. С этой целью в школах республики при поддержке Министерства образования и высшей школы РК были проведены классные часы и занятия для ребят средних и старших классов.
Латентным характером проблемы домашнего насилия обусловлено то, что с его последствиями приходится сталкиваться участковым терапевтам и патронажным медсестрам, которые, к сожалению, не имеют достаточно знаний и навыков для помощи жертвам насилия. Поэтому в рамках акции были организованы лекции для врачей и медперсонала детских поликлиник по теме "Насилие в семье. Профилактические меры". Также в сотрудничестве с руководством поликлиник и женской консультацией были организованы информационные семинары для членов городского "Родительского клуба" и Школы будущих мам. Благодаря участию в акции и опыту организаторов кампании руководство детской поликлиники № 2 г. Сыктывкара намерено продолжить работу по предотвращению домашнего насилия, и разработало собственный план дальнейших действий.
Уже второй год акция объединяет усилия различных сторон с целью предотвращения насилия. В эти 16 дней жители городов и районов республики могли обратиться за консультацией и помощью в общественные приемные и службы телефонов доверия, открытые на базе социальных учреждений Министерства по социальным вопросам РК. Впервые были апробированы совместные конкретные действия с оперуполномоченными участковыми инспекторами, в ходе которых команда специалистов посещала семьи, где были зафиксированы факты домашнего насилия.
Население республики получало информацию по проблеме насилия в течение всех 16 дней по республиканским телевизионным каналам, руководство которых пошло навстречу организаторам акции и предоставило бесплатный ежедневный эфир для показа видеороликов и видеофильмов по проблеме насилия, а также информационной бегущей строки.
Опыт тренеров мобильной выездной бригады по гендерному просвещению, к сожалению, подтверждает, что проблема домашнего насилия является очень острой проблемой особенно в сельских районах республики, где зачастую вообще нет специалистов, способных оказать помощь. Поэтому часть мероприятий (информационные семинары, консультации социального адвоката и психолога) были организованы в 4-х сельских районах республики. Кроме того, руководители администраций всех городов и районов получили информационные письма и программу акции.
Подводя итоги проведения акции "16 дней активности против насилия" в Республике Коми в 2002 году, можно отметить, что
Информационно-просветительская кампания идет в республике больше года, и уже традиционно эти 16 дней (с 25 октября - Международный день предотвращения насилия в отношении женщин по 10 декабря - Международный день прав человека) становятся своеобразным информационным пиком, объединяющим разных людей из разных организаций и государственных структур для общей работы по предотвращению насилия.
НАГРАЖДЕНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ - ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА "ЖУРНАЛИСТЫ ЗА РАВНЫЕ ПРАВА И РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН"
17 декабря в Сыктывкаре состоялась торжественная церемония награждения журналистов - победителей конкурса "Журналисты за равные права и равные возможности для мужчин и женщин", ставшая доброй предновогодней традицией.
Этот конкурс уже второй год проводится Центром управления для женщин ПРООН и КРО ДЖР - Женская Палата при содействии Управления информации и общественных связей Администрации Главы РК, Управления печати РК и Министерства по социальным вопросам РК. С 15 марта по 1 декабря 2002 года журналисты республиканских и городских газет, радио- и теле- журналисты направляли свои материалы для участия в конкурсе.
Те работы, которые максимально соответствовали условиям конкурса, т.е. привлекали внимание общественности, государственных структур к проблеме равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин; формировали адекватное общественное мнение о социальных ролях мужчин и женщин; отражали реально существующие в обществе проблемы взаимоотношения полов; создавали сбалансированные, нестереотипные и разнообразные образы женщин, информировали о правах женщин, а также были профессиональными и вызывали общественный резонанс, стали лучшими, а их авторы стали лауреатами конкурса, получили дипломы и денежные премии.
Гран-при было присуждено Людмиле Зыль - журналистке газеты "Красное знамя", 1 место - радио-журналистке Ольге Сажиной ГТРК КомиГор, 2 место - коллективу журналистов молодежной республиканской газеты "Твоя параллель", 3 место - Татьяне Можеговой, журналистке газеты "Панорама столицы". Призерами конкурса стали журналистки Юлия Истомина, служба информации "Русское радио" и Холдинга "Север-Медиа" и Екатерина Мальцева, Информационное Агентство "Комиинформ".
Конкурсная комиссия отметила и самого молодого участника - редактора популярной университетской газеты "Verbum" Катю Пушнову, а также направила благодарственные письма в адрес 6 редакторов СМИ, журналисты которых приняли участие в конкурсе. Как отметили сами журналисты - участники торжественной церемонии, вопросы гендерного равенства чаще находят отражение в материалах республиканских СМИ, расширяется круг журналистов, пишущих на эту тему, информация о гендерном равенстве становится более популярной и востребованной разными слоями населения.
Петунина Елена,
руководитель службы социальной информации
Центра управления для женщин ПРООН,
Республика Коми, Сыктывкар,
тел/факс (8212) 24-94-67, e-mail: wmncentr@parma.ru
ОТЧЕТ КАРЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (КЦГИ) О
ПРОВЕДЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ АКЦИИ "16 ДНЕЙ БЕЗ НАСИЛИЯ"
(25 ноября по 10 декабря 2002 г.)
Тема предотвращения насилия в нашем обществе в любом его проявлении очень актуальна. Проведение таких акций, как "16 Дней без насилия", эффективно для распространения в сознании людей идей о ненасильственных способах разрешения конфликтов и толерантности. Мы надеемся на продолжение этой работы и в будущем.
Л.Д.Бойченко,
координатор по Республике Карелия
genderkcgs@onego.ru
ПЕРВЫЙ СЪЕЗД ЖЕНЩИН ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
16 декабря 2002 г. в тульском Дворце культуры железнодорожников под девизом "Женщины, мир, развитие" состоялся I съезд женщин Тульской области. В работе форума приняли участие более 700 делегаток из всех районов региона. Среди почетных гостей съезда был губернатор Василий Стародубцев.
На съезде обсуждалось положение женщин в обществе, их роль в сфере материального производства, среднего и малого бизнеса, вопросы соблюдения прав женщин и детей, повышения роли женщин в управленческой сфере.
"Всей своей политикой мы хотим повернуть внимание общества к женщине", - заявил выступивший на съезде губернатор. Он выразил всем участницам съезда признательность за терпение, мужество, стойкость и мудрость, передает ГТРК "Тула".
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ "СОДРУЖЕСТВО ЖЕНСКИХ ИНИЦИАТИВ"
(РЕСПУБЛИКА КОМИ)
Новое общественное движение, объединяющее женщин Инты в Республике Коми, создано в приполярном городе. 11 декабря 2002 г. прошло учредительное собрание движения "Содружество женских инициатив". Как передает ИА "Комиинформ", движение объединило представительниц формальных и неформальных женских движений, которые решили "встать под единые знамена" - сплотиться, чтобы отстаивать интересы женщин, детей, семьи во всех сферах жизнедеятельности общества.
По словам участниц собрания, "женская общественность города обеспокоена тем, что, несмотря на все изменения уклада жизни россиян, продолжают оставаться злободневными вопросы дискриминации на рынке труда, насилия в отношении женщин и детей, детской безнадзорности, преступности". Таким образом, главные задачи единого женского движения Инты - создать общество равных прав и возможностей для мужчин и женщин, содействовать организации благотворительности, взаимодействовать с властью.
Председателем правления "Содружества" единогласно избрана депутат городского совета Инты Марина Истиховская.
ОТЧЕТ ПО ИТОГОВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КАМПАНИИ "ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ НЕТ ОПРАВДАНИЯ!"
Кризисный центр "Подруги"
480035, Республика Казахстан
г. Алматы, м-н 10, д. 1, кв. 1
тел/факс (3272) 984677
Е-mail: podrugi@alnet.kz
10 декабря 2002
10 декабря 2002 года состоялась заключительная конференция по итогам кампании "Домашнему насилию нет оправдания!", проводимой кризисным центром "Подруги" с 25 ноября по 10 декабря в г.Алматы в рамках Международной кампании 16 Дней борьбы с насилием в отношении женщин совместно со СМИ по инициативе и поддержке Института "Открытое общество", Будапешт.
На конференции участвовали представители международных организаций, неправительственных организаций (НПО), сотрудники кризисного центра "Подруги", представители правоохранительных органов г.Алматы, а также СМИ.
С приветственным словом выступила директор кризисного центра "Подруги" Надежда Гладырь. Сотрудницы центра Тураева Саида, Духанина Наталья, Бибикова Елена предоставили краткие отчеты по проведенной деятельности: "Отклик общественности", "Профилактика ненасильственных отношений среди молодежи", "Анализ пилотажного исследования о причинах и следствиях домашнего насилия".
Среди выступающих были: Козырева Евгения, FemLine, Мариса Дено, международный волонтер кризисного центра "Подруги" (со сравнительным анализом "Канада - Казахстан"), Айгуль, жертва домашнего насилия (прошла реабилитацию в приюте кризисного центра "Подруги"), Шиликбаева Н., инспектор отдела по предотвращению насилия в отношении женщин.
Все выступающие подчеркнули необходимость и важность проведения подобных акций, а также актуальность затрагиваемых проблем.
На протяжении всей конференции транслировались видеоматериалы, отснятые во время кампании.
Из представителей СМИ на конференции присутствовали журналисты TV "Шахар", радио "Казахстан - 1", "Казахское Радио".
Штаб кампании
ТРЕНИНГ НА ТЕМУ "СОЗДАНИЕ СЕТЕЙ/СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" (КАЗАХСТАН)
Талдыкорганский региональный
центр поддержки женщин
Казахстан, Талдыкорган
м-он Достык, 25-44
Тел./факс (32822) 7-02-62
e-mail: centerresurs@mail.kz
ПРЕСС-РЕЛИЗ
4 декабря 2002 г. Институтом Сотрудничества в целях Развития (IDC) совместно с Талдыкорганским региональным центром поддержки женщин проведен тренинг для сотрудников Регионального центра поддержки женщин на тему "Создание сетей/сетевое взаимодействие", который прошел в Талдыкоргане, в офисе организации.
Тренерами данного тренинга были Виолетта Джалилова и Ирина Соколова, представляющие Институт Сотрудничества в целях Развития (IDC).
В ходе тренинга его участники получили знания о том, что такое Сеть, сетевая связь, значимость сетевой связи, для чего необходимо создание Сети и т.д. Были подробно рассмотрены особенности Сети, формы взаимодействия в Сети, Сети некоммерческих организаций. На примерах была дана информация о создании Сети: начало, выбор миссии, перспективы Сети, долгосрочные планы, краткосрочные, планирование деятельности, принципы работы, структура, принятие решений, внутреннее и внешнее взаимодействие, информационные материалы, буклеты, задачи и функции координатора Сети и др. Были рассмотрены примеры Сети, которые взаимодействуют по территориальному признаку: сети, объединяющие несколько городов одного региона.
Тренерами был использован раздаточный материал о Сети, информация была дана на высоком профессиональном уровне. Участники тренинга получили обширные, практические знания по созданию Сети, принципам работы и т.д. По окончании тренинга участники заполнили анкеты обратной связи.
Проведение тренинга носило благотворительный характер, т.к. его тренеры внесли свой вклад в виде бесплатного проведения тренинга и самостоятельной оплаты транспортных расходов до города Талдыкоргана.
Справки по телефону/факсу: (32822) 7-02-62 (в Талдыкоргане),
(3272) 43-35-85 (в Алматы).
e-mail: centerresurs@mail.kz;
idc.bull@nursat.kz
РЕЗОЛЮЦИЯ
IV СЪЕЗДА ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ УКРАИНЫ
"ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАВНЫХ ПРАВ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН"
Федерация профсоюзов Украины и ее членские организации крайне обеспокоены тем, что экономическая ситуация в Украине наихудшим образом сказывается на положении женщин. На фоне общего обострения занятости их статус на рынке труда постепенно снижается. Доля женщин среди безработных достигает 63,7 %, неработающих женщин в три раза больше чем мужчин и на 1/3 больше по сравнению с мужчинами среди занятых в частном секторе, подсобном и сельском хозяйстве.
Вызывает обеспокоенность рост неравноправия мужчин и женщин в сфере оплаты труда. Среднемесячная заработная плата в расчете на один трудочас у женщины на 27,6 % ниже, чем у мужчины. Самый низкий уровень оплаты труда наблюдается в традиционно женских отраслях экономики, таких как легкая, пищевая, образование, здравоохранение, культура и искусство.
Риск потерять работу, снижение степени защищенности охраны труда, несоответствие современным требованиям уровня социальных льгот, является причиной и зачастую невозможностью для женщин использовать репродуктивную функцию. Материнство не стимулируется ни заработной платой, ни социальной защищенностью на таком уровне социального обеспечения, который позволял бы семьям иметь желанное число детей.
Не менее тревожным являются насилие над женщинами в семье, торговля ими в целях сексуальной эксплуатации, которая приобретает массовый характер.
Съезд также отмечает, что уровень охвата женщин профсоюзами значительно ниже своего потенциала. Это обусловлено рядом причин, а именно: неуверенность в том, каким образом профсоюз может оказать им помощь в улучшении их жизни, условий труда; боязнь репрессий со стороны работодателей; нехватка времени по причине необходимости выполнять семейные обязанности, а также непропорционально малое число женщин среди профсоюзных руководителей всех уровней и за столом переговоров.
Съезд призывает членские организации:
Съезд считает необходимым:
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ИНТЕРЕСАХ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Министерство труда и социального развития Российской Федерации - государственный заказчик Программы - извещает органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации о проведении всероссийского конкурса социальных проектов по активизации деятельности общественных объединений в интересах граждан старшего поколения. Цель Всероссийского конкурса - содействие реализации актуальных социальных проектов общественных объединений, в том числе благотворительных организаций, направленных на осуществление конкретных мероприятий по повышению качества жизни и улучшению социального положения граждан старшего поколения, а также на поддержку активного участия пожилых граждан в жизни общества. Всероссийский конкурс проводится в два этапа:
От общественных объединений на всероссийский конкурс принимаются оформленные в соответствии с требованиями конкурса новые (ранее не реализованные) социальные проекты со сроком реализации от 6 до 12 месяцев, начинающиеся не ранее чем с 1 мая 2003 г. Для признанных лучшими во всероссийском конкурсе социальных проектов устанавливается целевой премиальный денежный фонд в сумме 3,0 млн. рублей и, соответственно, премии: три первые премии по 350,0 тыс. рублей каждая; три вторые премии по 300,0 тыс. рублей каждая; три третьи премии по 250,0 тыс. рублей каждая; три поощрительные премии по 100,0 тыс. рублей каждая. Премии подлежат использованию общественными объединениями-участниками всероссийского конкурса исключительно на реализацию предусмотренных социальными проектами мероприятий.
Проведение организационно-технических мероприятий, связанных с всероссийским конкурсом, возложено на департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения. Для справок: (095)298-4304; 298-2843; факс: 298-0543.
Форму заявки на участие в конкурсе, рекомендации по ее заполнению, а также дополнительную информацию можно получить на сайте www.ngo-garant.ru (в разделе "Конкурсы"), а также в территориальных органах социальной защиты населения. В частности, в Архангельске заявка должна быть представлена в Управление социальной защиты населения администрации области (г.Архангельск, пр.Новгородский,160, каб.304, Сидоровой Надежде Викторовне, тел.64-67-09) до 17 часов 1 февраля 2003 года. В Кемерово - в кузбасский Центр "Инициатива" по адресу: г.Кемерово, ул.Ноградская 3, к.18.
Подробнее с условиям конкурса и порядком оформления документов в Екатеринбурге можно ознакомиться в Министерстве социальной защиты населения Свердловской области (контактные телефоны 22-33-87, 29-91-77, e-mail: betev@.recent.ur.ru).
Всероссийский конкурс социальных проектов по активизации деятельности общественных объединений в интересах граждан старшего поколения уже проводится во многих регионах. Редакция информационного бюллетеня ИЦ НЖФ будет благодарна за сообщения о том, как проходит этот конкурс в других регионах.
КОНКУРС ДЛЯ НЖО ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
15 декабря 2002 г.
Иркутская городская общественная организация "Кризисный центр для женщин" при поддержке Фонда Форда объявляет 2 этап конкурса субгрантов на 2003 год для НЖО Восточной Сибири (Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия, Читинская область), которые осуществляют защиту прав женщин, детей, семьи, находящихся в ситуации домашнего насилия.
Первый этап конкурса в 2002 году предусматривал привлечение профессиональных сообществ к профилактике домашнего насилия и разработку программ для этой деятельности. Под профессиональным сообществом мы понимаем группу людей, объединенную по профессиональному признаку (юристы, учителя, социальные работники и т.д.).
Итогом первого этапа явились программы подготовки профессионалов, они прошли обсуждение на встречах и конференциях.
В 2003 году основной целью конкурса является подготовка тренеров из числа профессионалов для работы внутри профессионального сообщества, которые будут проводить подготовку и привлекать своих коллег к профилактике насилия в семье в рамках своей профессиональной деятельности.
В рамках конкурса будет предоставлено 6 субгрантов в размере $6000 в год. Начало действия субгранта - 1 января 2003 г. В связи с коротким сроком, выделяемым на подготовку заявок, текст проекта просим присылать по электронной почте до 15 января 2003 г. (факсимильный вариант отправить по почте не позднее 15 января по почтовому штемпелю).
Организация конкурса:
Прием заявок будет производиться в течение месяца после объявления конкурса, т.е. до 15 января, после чего будет объявлено решение жюри конкурса. После этого победителям конкурса в течение трех дней будут направлены на подпись субгрантовые соглашения.
Требования к кандидатам на получение субгранта:
Предоставленный проект должен включать в себя:
Рекомендуемые статьи бюджета:
Конкурсные проекты направлять в Иркутский Кризисный центр для женщин до 15 января 2003 г. с пометкой "на конкурс".
Текст проекта - по электронной почте: women@aport.ru; shevtsova@aport.ru.
Текст проекта с подписью руководителя и печатью организации со всеми прилагающимися документами - по почте: 664056 Иркутск, ул. Мухиной, 2В, ком. 307, Иркутский Кризисный центр для женщин.
Все вопросы просим задавать по электронной почте или по телефону (3952)35-20-88 (в вечернее время) на имя Шевцовой Ирины Ярославны.
Оргкомитет
Россия, Иркутск
Общественная, независимая женская организация
Кризисный центр для женщин
Тел./факс: (395-2)46-83-35,
e-mail: women@aport.ru, women@irmail.ru
НОВОЕ ИЗДАНИЕ
ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА И СТАТУС ЖЕНЩИН
"Вестник ИЦ НЖФ" № 20
Вышел в свет тематический выпуск "Вестника" № 20 Информационного центра независимого женского форума "Городская политика и статус женщин". Издание выполнено при поддержке Женской сетевой программы Института "Открытое общество" Россия (Фонд Сороса).
В журнале представлен уникальный опыт города Саратова в организации территориального общественного самоуправления (ТОС) и его финансирования из средств городского бюджета. Материал подготовлен редакторской группой ИЦ НЖФ на основании выступлений участниц/ков проекта "Женщины в управлении городами" на мероприятиях по проблемам городов и роли женщин в их решении, письменных заключений экспертов проекта, которые изучали опыт работы КТОСов г. Саратова не только на семинарах, но и знакомясь с их работой непосредственно на местах, а также выдержек из опубликованных ранее статей.
ИЦ НЖФ выражает благодарность экспертам из Саратова: А. Джашитову - председателю АСТ, М. Олейнику - начальнику отдела организационно-контрольной работы администрации Волжского района, А. Глазунову - вице-председателю АСТ, зам. председателю КТОСа "Юбилейный", Е. Задорожной - председателю КТОСа "Солнечный", Л. Мыжиной - председателю КТОСа "Новый"; экспертам А. Басаргину, А. Рахлину (ОНФ, Москва) и Р. Мусиенко (КЦГИ, Петрозаводск) за участие в проекте и предоставленные материалы, а также И.Г. Хлебниковой, менеджеру проекта, за развитие темы "Женщины в управлении городами".
ВВЕДЕНИЕ
В России идут экономические и политические преобразования, которые сопровождаются формированием новых отношений между гражданским обществом, местным самоуправлением и государством. Проводятся реформы, идет структурная перестройка, но перестройка общественного сознания отстает: население не всегда готово принять эти преобразования и участвовать в них.
Россияне привыкли к тому, что о бытовой стороне их жизни всегда заботилось государство, поэтому мало кто и сейчас интересуется деятельностью коммунальных служб и тем, из чего складываются затраты на их содержание. Практически никто даже не задумывается над тем, как формируется местный бюджет, из каких источников поступают средства, как работают организации, оказывающие услуги, и почему качество этих услуг низкое.
Указом Президента РФ от 28.04.97 №425 была одобрена "Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации". Одним из важнейших ее моментов является передача жилья в управление самим жильцам.
Прошло несколько лет, но население по-прежнему не готово взять на себя бремя управления собственным жильем, а местные власти уже не могут поддерживать его в технически исправном состоянии с использованием старых командно-административных методов управления и хозяйствования - здания становятся бесхозными, ветшают, коммуникации выходят из строя…
Это отмечено и в докладе "Состояние городов России" (Госстрой, 2001 г.): "При среднем ежегодном нормативе 4-5% удельный вес отремонтированного жилья составляет лишь 0,5%. Износ основных фондов коммунальных предприятий возрос в 1,7 раза, увеличившееся число аварий в инженерных системах, особенно в суровых климатических условиях, выводит вопрос стабилизации работ на уровень национальной безопасности".
Реформирование жилищно-коммунальной сферы - это реформирование среды, в которой живем, быта, в котором существуем. Эта реформа, как никакая другая, затрагивает интересы всех слоев населения, каждого человека. Без нашего участия проведение реформы в жизнь невозможно.
Руководство постсоветской России не рассматривало и до сих пор не рассматривает граждан как базовый ресурс для достижения стабильности в стране и как активного участника происходящих перемен. Именно это и стало одной из причин провала реформ в некоторых регионах. Другой является то, что реформу пытаются спустить сверху. Однако одними законами, постановлениями и указами жизнь не улучшить. Чтобы изменить сознание всего общества - и руководителей, и исполнителей - необходима большая просветительская, образовательная и воспитательная работа.
Параллельно с реформой жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) идет становление местного самоуправления. В статье 2 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (ФЗ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ в ред. от 04.08.2000) говорится, что под местным самоуправлением подразумевается "...самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".
Становление местного самоуправления - длительный процесс. Он в России только начинается. Очевидно, что трудности превращения его в значимую силу кроются в глубоких пластах российского бытия, в незнании гражданами исторического опыта и отсутствии значимой социальной базы. Поскольку гражданское общество в России только начинает создаваться, а население в основной своей массе, в том числе и женщины, еще не готово к самостоятельной политической, экономической и общественной деятельности, то важно привлекать к этим процессам как можно больше субъектов социального развития.
Необходимо, чтобы и общественные организации, в том числе и женские, которые уже приобрели практический опыт работы, активно участвовали в процессе становления местных сообществ и в улучшении качества жизни. А для этого нужно создавать условия для повышения уровня их экономических, управленческих и правовых знаний и эффективности взаимодействия с городскими структурами и горожанами.
Одним из основных направлений деятельности ИЦ НЖФ по проекту "Городская политика и статус женщин" является изучение становления самоуправляемых местных сообществ (территориального общественного самоуправления - ТОС, товариществ собственников жилья - ТСЖ, органов общественного самоуправления - ООС) в городах-участниках проекта: В. Новгороде, Саратове, Воронеже, Челябинске и Снежинске.
Специфика работы женских НПО в этом направлении определяется тем, что, во-первых, у женских организаций ранее не было собственного видения путей решения городских хозяйственных вопросов; во-вторых, реформирование ЖКХ активно вело и ведет государство в соответствии с традиционным ведомственным подходом, а у ряда женских НПО уже есть понимание неэффективности такого подхода; в-третьих, решение жилищного вопроса важно как для женщин, так и для мужчин. Это ли ни стимул для совместной работы органов самоуправляемых местных сообществ и женских НПО!
Женщины должны осознать необходимость не только приобретения собственного опыта реализации инициатив на уровне локальных территорий, но и умения формулировать результаты этого опыта для передачи их в женские НПО других регионов. Анализ положительных и отрицательных сторон реформирования с учетом целостного хозяйственного подхода позволит перейти к выработке общей стратегии действий женских организаций в направлении улучшения качества жизни.
Экспертиза региональных программ и способов реформирования на региональном уровне с гендерных позиций позволит женским НПО облегчить отработку новых технологий в жилищно-коммунальной сфере. А ее реформирование - не только создавать рабочие места для женщин, но организовывать эту работу по новому типу, формировать новые отношения жилищных сообществ с хозяйствующими и управляющими организациями.
Лидеры женских НПО считают, что важными моментами в формировании городской политики являются:
Администрации многих городов по-прежнему сохраняют традиционный стиль работы, не стремятся к привлечению средств для развития экономики, не видят, что эффективность расходования бюджетных средств напрямую связана с социальным поведением граждан и что есть резервы для их более рационального расходования. Они зачастую не видят способов поддержки социальных инициатив и передачи части полномочий НПО.
В проекте "Городская политика и статус женщин" перед ИЦ НЖФ стояла задача найти положительный опыт проведения реформы ЖКХ и становления местного самоуправления в российских городах и выявить те новые формы самоуправляемых местных сообществ, которые уже нашли поддержку у населения и администрации, доказав реальными делами, что за ними будущее.
Сегодня в стране лучший опыт проведения жилищно-коммунальной реформы, демонополизации системы управления городским хозяйством, организации ТСЖ, разработки информационных и образовательных программ привлечения населения к управлению городским хозяйством имеет В. Новгород (о чем рассказано в "Вестнике ИЦ НЖФ" №18). Уникальный опыт организации и развития ТОС и эффективного использования бюджетных средств для деятельности КТОСов накоплен в городе Саратове.
Имеющийся положительный опыт городской и региональной политики заслуживает распространения. Надеемся, что данная публикация будет способствовать этому.