В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
Проект
ИЦ НЖФ “Развитие диалога среди местных сообществ”
Л.Трушкина.
"Диалог между государством и обществом по организации работы с семьей
и ребенком, находящимися в социально опасном положении"
Круглый
стол "Общественное обсуждение как институт гражданского общества"
(Калининград)
Семинар
"Женская политика и лидерство" (Новосибирск)
Проект
"Молодежь - за социальное обновление" (Сыктывкар)
Акции
женских организаций Мурманской области
Конференция
"Роль женщин в становлении и усилении гражданского общества, равного
представительства женщин и мужчин на политическом уровне республики Казахстан"
Тренинг
для женщин-лидеров Алматинской области "Областная женская школа политического
лидерства"
Анонс
ПРОЕКТ ИЦ НЖФ “РАЗВИТИЕ ДИАЛОГА СРЕДИ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ”
О необходимости продуктивного и конструктивного диалога для решения проблем говорят и пишут сегодня многие, но как его организовать, как сделать, чтобы различные субъекты местной политики слышали и понимали друг друга?
Проект ИЦ НЖФ “Развитие диалога среди местных сообществ” в рамках проекта “От локального к локальному, от локального к глобальному” международной коалиции женских организаций GROOTS при финансовой поддержке Программы ООН ХАБИТАТ направлен на обучение организации диалога на локальных территориях. Он выполняется в пяти странах: России, Чехии, Германии, Уганде, Аргентине. Цель проекта - расширение возможностей влияния локальных женских инициатив на управление территориями; организация диалогов между различными субъектами городской политики, как постоянного процесса и как инструмента решения местных вопросов.
Основной целью проекта в России было создание на локальных территориях (в частности, в СТОСах - субъектах территориального общественного самоуправления - города Саратова) благоприятных условий для решения местных проблем посредством конструктивного диалога между субъектами местной политики и ответственного отношения к своим решениям.
В качестве основных организаторов диалогов нами были выбраны СТОС “Солнечный” - один из лучших в городе Саратове, победитель конкурсов, член Ассоциации самоуправляемых территорий (АСТ) и АСТ. Необходимо было организовать Диалог как процесс, который будет способствовать развитию территории и решению местных проблем. В ходе реализации проекта в Саратове было проведено несколько мероприятий, но на практике оказалось, что получились не столько диалоги, сколько просто встречи людей, которые говорят, обсуждают, критикуют, призывают власти решить поставленные ими проблемы. Привычка считать, что все зависит от власти (либо федеральной, либо городской), еще очень сильна в России. Это мешает нам взять на себя ответственность и осознать, что на самом деле немалая часть проблем, существующих на локальных территориях, вполне может быть решена за счет грамотной работы с теми ресурсами, которыми располагает сама территория, без обращения в вышестоящие структуры. Реальной трудностью при организации полноценных диалогов является отсутствие у жителей достаточного социального и политического опыта самостоятельного решения проблем. Это довольно сложная проблема, имеющая глубокие исторические и социокультурные корни, и решать его можно только комплексно и поэтапно.
С этой целью ИЦ НЖФ 10 октября провел семинар в Саратове “Особенности Диалога внутри местных сообществ”. На него были приглашены 10 женщин-лидеров СТОСов, с которыми мы уже работали по другим проектам. На семинаре обсудили, что сделали за год, какие трудности возникали при решении локальных проблем, как они их преодолевали. Участницы семинара поделились друг с другом своим опытом активизации населения через благоустройство территории, налаживания взаимодействия СТОСа и школы, организации работ для подростков и студентов-волонтеров в каникулярное время, привлечения курсантов военного училища к работам по благоустройству территории. Опытом первых шагов на пути к созданию материнского и гендерного центров, опытом занятий с детьми по воспитанию ответственного отношения к месту проживания и пр. Кроме женщин из СТОСов, в семинаре принимали участие женщины из общественных организаций, психологи, экологи, врачи и др. Особое внимание было уделено теме непрерывного образования для взрослых в ситуации быстрых социальных изменений. Выступающие подчеркивали, что целью такого образования должно стать не только накопление информации, но и развитие в людях тех качеств (открытость, толерантность, коммуникативность), которые необходимы для сосуществования и взаимодействия людей в микро- и макросоциуме. С участницами семинара был проведен тренинг на развитие коммуникативных навыков и на работу в команде. Обсудили и приняли программу заключительного по проекту семинара “Развитие диалога на уровне местных сообществ”.
Семинар проходил с 30 октября по 1 ноября 2002г. в г. Саратове, его целью было дальнейшее разворачивание процесса диалога между различными субъектами локальной, городской и региональной политики. На семинар были приглашены руководители и активисты СТОСов, Ассоциации самоуправляемых территорий, представители общественных организаций, госструктур (депутаты областной Думы, правительства Саратовской области, администрации города и районов). Диалог строился вокруг конкретных и насущных проблем города, которые предложили к обсуждению сами участники семинара (благоустройство и безопасность территорий, детская безнадзорность и работа с семьей и ребенком, находящимися в социально опасном положении и др.). Если в самом начале семинара многие были настроены в основном на патерналистские способы решения проблем - “все может делать государство”, то в результате проведения тренингов, ролевых игр и работы в группах участники семинара поняли, что “мы - граждане, мы активные субъекты политики” и что некоторые социальные вопросы сегодня не могут быть решены без участия местного сообщества.
Диалог состоялся и получился результативным. Все были настроены на взаимодействие и сотрудничество, осознавая, что проблемы могут решаться только при условии межведомственного и межсекторального подхода. Особо остро был поставлен вопрос о необходимости разработки специальных образовательных программ для женщин-лидеров и активистов СТОСов и общественных организаций. Выступающие подчеркивали, что традиционное образование, полученное ими ранее, является недостаточным для решения актуальных проблем территории. Быстрые изменения, происходящие сейчас в социальной сфере, требуют новых социальных умений и навыков, которыми они обладают не в достаточной мере. Поэтому большое внимание на семинаре мы уделили практическим занятиям, направленным на развитие коммуникативных навыков, выработке толерантности, умению работать в команде и пр. В этих занятиях приняли участие все присутствующие, независимо от иерархии их положения.
Надо заметить, что властные структуры в России до сих пор мало склонны к взаимодействию с общественностью на партнерских, неиерархических основаниях. Поэтому было так важно в режиме семинара и тренингов научить участников преодолевать иерархичность сознания.
ИЗ ПРОГРАММЫ СЕМИНАРА
Открытие семинара. Е.А. Божкова (ИЦ НЖФ, Москва), А.Э. Джашитов (АСТ, Саратов)
ДИАЛОГ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И РЕБЕНКОМ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Любовь Васильевна Трушкина,
главный специалист Правительства Саратовской области,
начальник отдела Межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав,
ответственный секретарь Комиссии.
(Выступление на семинаре
“Развитие диалога на уровне местных сообществ”.)
Расскажу о том, что мы делаем, чтобы решить те задачи, которые перед нами поставлены.
В 2002 году мы работаем по особой программе (Комиссия и все ведомства правительства, которые составляют социальный блок), потому что в начале февраля Президент поставил перед нами две задачи: 1) убрать детей с улицы; 2) помочь каждому ребенку сохранить семью, а семье - ребенка.
Решение первой задачи не потребовало много времени и сил. Мы организовали ежедневные рейды, стали задерживать детей и определять их в специальные учреждения (которых у нас в Саратовской области достаточно много). Однако некоторые дети не хотят там жить, поэтому и получается - сегодня забрали, а завтра ребенок снова на улице.
Я не могу сказать, что эта задача выполнена полностью, но динамика положительная. Мы начали рейды в феврале. И если вначале задерживали ежемесячно около 300 детейпопрошаек и бродяжек, то на сегодняшний момент эта цифра упала до 80, а в октябре даже до 60. Невысокие цифры были и летом, потому что многие дети были в оздоровительных лагерях.
Многие из нас оказывались в ситуации, когда у нас что-то просят. Расскажу лишь об одном случае. Мальчик с одной ногой, плохо одетый, с табличкой “Подайте на пропитание и лечение” сидел в районе крытого рынка. Одна из наших сотрудниц, зная, что мы проводим рейды по задержке детей-попрошаек, проявила милосердие и организовала “приход к мальчику” (таких детей могут задержать только сотрудники ВД) сотрудника ВД, чтобы его можно было доставить к нам, узнать, кто он, откуда и определить его сначала в реабилитационный центр, а потом в приют. Пришел сотрудник ВД, мальчик идти не может, взяли тележку, посадили мальчика и привезли в отдел. У дверей нашего отдела мальчик вдруг спросил: “А что, если у меня вдруг будет две ноги?”. Женщина и сопровождающие удивились: “Как это будет две ноги?”. Его завозят в отдел, тут же появляется мама средней благополучности. А у мальчика действительно “вырастает” вторая нога. Оказалось, что это ребенок при живых родителях. За день, как выяснилось, он набирал до 400 рублей. Вызвало удивление и у нас, и у милиции, насколько хитер этот небольшой мальчик, как умело он смог изобразить убогого человека, нуждающегося в государственной помощи. Я рассказала эту историю для того, чтобы показать, что среди тех, кто просит, и среди тех, кто сидит на улице, много таких, которые не особенно нуждаются. Это просто способ зарабатывания денег, это их образ жизни, а иногда и способ поддержки родителей, которые эти деньги пропивают и т.д. Причем, деньги они зарабатывают немаленькие. Мы многое делаем, чтобы не было попрошаек, но десятка два из них постоянно выходят на такой заработок, мы их задерживаем по 10 раз в течение месяца, но все повторяется. От нашей помощи они отказываются, им больше нравится попрошайничать.
И вторая задача, которая не решается так быстро, - помочь ребенку сохранить семью. Эта задача потребует много времени. Мы хорошо знаем, что процесс распада института семьи в нашей области, как и во всем государстве, продолжается и что много детей проживает в условиях, которые для проживания не приемлемы.
Наши государственные структуры сегодня много делают для того, чтобы изменить ситуацию, но их деятельность будет более эффективной, если они будут работать вместе с общественными организациями и местными сообществами: СТОСами, ТСЖ и др.
На сегодня во всех районах области и в Саратове мы выявили те семьи, которые не создают условия для нормальной жизни ребенка. Профессионалы давно отказались от терминов “неблагополучная семья” и “трудный ребенок”. В 1998 году вышел Закон об основах системы профилактики, который определил какие структуры за что отвечают, и там есть такая терминология: “семья, находящаяся в социально опасном положении” и “ребенок, который проживает в социально опасном положении”. Одним критерием определения такой семьи является отсутствие условий для воспитания и содержания ребенка, вторым - жестокое обращение с ребенком. Это еще более сложный для определения неблагополучной семьи критерий, потому что жестокость обращения может носить скрытый характер. Степень распространенности жестокого обращения с детьми имеет большой размах и требует объединения наших усилий.
На очередное заседание Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав мы выносим вопрос об условиях воспитания, содержания и обращения с воспитанниками интернатных учреждений в области. Для этого мы проехали по всем интернатным учреждениям, посмотрели условия проживания и обращения. Конечно, общая картина очень грустная. Все наши интернатные учреждения находятся в старых неприспособленных помещениях, детям там живется плохо.
Демографическая ситуация в России критическая, и мы все об этом знаем и говорим. Мы сейчас с вами находимся на таком этапе, когда детей в стране становится катастрофически мало. И в этой ситуации, когда детей мало количественно, мы, конечно, должны бороться за повышение качества их жизни. Мы должны сделать все, чтобы те немногие дети, которые у нас есть, не становились наркоманами и алкоголиками, чтобы не пополняли учреждения исполнения и наказания и т.д. Наша основная задача - сохранить ребенка и семью. Пока наши политики принимают законы об изменении демографической политики, мы должны бороться за жизнь каждого ребенка, который уже рожден. И я думаю, что возможности СТОСов в этой сфере деятельности тоже немаленькие, так как они постоянно видят на своих территориях этих детей.
У нас, у государства, есть много возможностей. Создана целая сеть учреждений, которые готовы помочь ребенку. И тут важно вовремя этого ребенка выявить, помочь ему, объединив усилия. У нас с ребенком работают разные ведомства: медицина лечит, образование учит, социальная защита защищает... А чтобы усилия всех этих ведомств были направлены на одного ребенка, нужно объединение усилий, необходимо развить тот диалог, о котором сегодня и вчера шла речь на семинаре.
У нас у всех общая забота. Если мы не изменим ситуацию с детьми в нашей стране, то мы как будущие пенсионеры будем лишены даже пенсий, которые никто не заработает, налоги просто будет некому платить. Помощь семье и ребенку - это не просто гуманная задача, но даже экономические соображения заставляют нас делать то, чтобы было хорошо и семьям, и ребенку.
На сегодняшний день в банке данных по области около 8 тысяч семей, которые, мы считаем, находятся в социально опасном положении, там нет условий для нормального положения детей. В них проживает 15 тысяч детей. Много это или мало? Наверное, много. Мы не можем остаться равнодушными, даже если один ребенок живет плохо. Но если это 15 тысяч, это большая армия, которой мы с вами должны заниматься. Это те дети, которые живут в режиме постоянного стресса, беды, они не могут потом стать полноценными гражданами и вести с нами диалог, потому что жизнь их не научила этому диалогу.
Призываю вас вместе с нами, не дистанцируясь, заниматься теми семьями и теми детьми, которым государство просто обязано помогать. С одной стороны, оказывая социальную помощь, что важно, но еще важнее, об этом мы сегодня уже стали говорить, обеспечивать социальный контроль за этими родителями и семьями. Мы сейчас своими действиями приучили людей к попрошайничеству: они не готовы сами решать свои проблемы, они готовы ходить и просить. Эта ситуация тоже развращает жителей, все приходят и просят: “вы мне должны, вы мне дайте”. Мы должны не только уметь дать, но и спросить. Я тебе даю, но ты должен сделать то-то и то-то для своего ребенка, который является членом нашего же государства. Мы должны спросить: “Что ты как родитель даешь нашему государству?” Поэтому нашими методами работы должны стать не только помощь, но и спрос.
Наш самый больной вопрос - взаимодействие с ОВД. Сегодня нам плохо удается взаимодействовать с милицией. В нашей системе профилактики, куда входят образование, социальная защита, культура, служба занятости и милиция, милиция - самое слабое звено. Не потому что они не работают, а потому что основной критерий их деятельности, как они сами говорят, - раскрытие преступлений. Поэтому они мало и плохо занимаются профилактической работой, не помогают нам ходить в криминальные семьи и т.д.
Что делается для того, чтобы изменить ситуацию? Мы ищем способы воздействия на сотрудников ОВД и заставляем их свои должностные обязанности исполнять. Для этого раз в две недели в области работает Штаб по обеспечению взаимодействия и организации оперативных мероприятий по профилактике беспризорности и безнадзорности. У нас в Штабе есть руководитель отдела УВД, которого мы постоянно призываем к тому, чтобы сотрудники милиции занималась профилактической работой.
(Представительницы СТОСов предложили Л. Трушкиной как ответственному секретарю Комиссии рекомендовать ОВД наладить более тесное взаимодействие с СТОСами, так как они лучше других видят проблемы жителей своих территорий, и посылать учащихся Школы милиции на практику в СТОСы. - Примеч. ред. ИЦ НЖФ.)
КРУГЛЫЙ СТОЛ "ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА"
(Калининград)
15 октября в Калининграде состоялся круглый стол "Общественное обсуждение как институт гражданского общества". Организаторами семинара выступили общественные организации РОО "Лига избирательниц Калининградской области" (координатор регионального отделения международной организации "Мы граждане", РОО "Центр "Молодежь за свободу слова", некоммерческое партнерство "Балтийская линия".
В круглом столе приняли участие 21 общественная организация, представляющие все сектора деятельности НКО Калининградской области. На круглый стол было вынесено обсуждение проекта закона Калининградской области "Об общественном обсуждении проектов законов Калининградской области и вопросов, требующих законодательного решения", который жестко регламентирует процедуру проведения общественных слушаний в области. В работе круглого стола приняли участие депутаты областной Думы, в том числе и один из разработчиков данного законопроекта. Все участники сошлись во мнении, что регламентировать процедуру общественных слушаний необходимо, но принятый в первом чтении Калининградской областной Думой законопроект не отвечает своей цели - привлечению общественности к процессу принятия решений органами власти.
Инициативная группа из представителей общественных организаций, принявших участие в круглом столе, разработала 32 поправки к проекту закона и направила их в Калининградскую областную Думу, в комитеты и депутатские фракции законодательного органа власти.
Инициативная группа, в которую вошли представители Лиги избирательниц, Центра "Молодежь за свободу слова", экологических организаций отмечает, что действующее федеральное и региональное законодательство предусматривает функционирование института общественного обсуждения. Так ст. 27 Федерального закона "Об общественных объединениях" закрепляет права общественного объединения на участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и выступление с инициативами по различным вопросам общественной жизни, внесение предложений в органы государственной власти. Ст. 89 Устава Калининградской области определяет, что государственная политика в сфере культуры, науки и образования в области строится на основе гласности, открытости и использования различных форм общественного обсуждения, экспертизы и конкурсов. В соответствии со ст. 6 Закона Калининградской области "О правовых актах органов государственной власти" проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, публикуются для общественного обсуждения областными средствами массовой информации. Ст. 23 Калининградской области "О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области" дает возможность областной Думе в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении принять решение о его общественном обсуждении. В этом случае текст законопроекта подлежит опубликованию областными средствами массовой информации.
Таким образом, институт общественного обсуждения представлен, но не конкретизирован действующим законодательством, что дает возможность относить самые разнообразные формы общественного самовыражения к формам общественного обсуждения. Такая ситуация, безусловно, соответствует принципам современной демократии.
Инициативная группа по подготовке поправок к законопроекту оказалась в сложном положении вследствие того, что законопроект концептуально уже принят депутатами в первом чтении, а именно сама концепция, ее противоречивость и непроработанность, вызывает основные вопросы. Мы выделили проблемы, характеризующие законопроект как концептуально непроработанный:
Указанные проблемы свидетельствуют о том, что законопроект нуждается в существенной концептуальной переработке с привлечением широкого круга специалистов.
17 октября Калининградская областная Дума приняла в первом чтении проект Закона Калининградской области "Об общественном обсуждении проектов законов Калининградской области и вопросов, требующих законодательного решения". Данный проект регламентирует процедуру проведения общественного обсуждения законопроектов Калининградской области. Инициаторами общественного обсуждения могут выступать:
Предложенные местными законодателями процедуры по подготовке и проведению общественных обсуждений ставят под сомнение возможность реализации конституционного права граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно (ст.3, 32 Конституции РФ). Так, 50 человек может выступить как инициативная группа по сбору 10 тысяч подписей под требованием о проведении общественного обсуждения. Данная инициативная группа или уполномоченный ее орган обращается в администрацию области с ходатайством о регистрации группы. В течение 5 дней администрация области принимает решение о регистрации или нерегистрации инициативной группы. В течение 60 дней зарегистрированная инициативная группа собирает подписи и передает подписные листы для проверки в администрацию области. Администрация области в течение 5 дней принимает постановление, которое передает в областную Думу. Областная Дума принимает постановление о назначении общественного обсуждения в течение 15 дней со дня поступления соответствующих документов. Надо отметить, что областная Дума вправе назначить свою проверку соблюдения процедуры проведения общественного обсуждения и принять решение об отказе в назначении общественного обсуждения.
И если, наконец, принято решение о назначении общественного обсуждения, то создается комиссия общественного обсуждения, на которую возлагается организация проведения общественного обсуждения, рассмотрение и обобщение предложений от участников общественных обсуждений. Персональный состав комиссии утверждается постановлением главы администрации области по предложениям областной Думы и главы администрации, 2 кандидатуры имеют право предложить инициаторы обсуждения.
Предусматривается финансирование деятельности комиссии за счет средств областного бюджета. Комиссия в срок от 2 до 5 месяцев (срок так же устанавливается главой администрации области) принимает, рассматривает и обобщает предложения, поступившие от участников общественного обсуждения.
Законопроект предусматривает и возможность проведения общественной экспертизы, которая станет возможной только в случае общественного обсуждения законопроекта. Результаты общественной экспертизы прилагаются к итоговому заключению по результатам общественного обсуждения. Таким образом, 5-10 месяцев отводится законодателями на процесс общественного обсуждения. Результаты общественного обсуждения обязаны быть рассмотрены главой администрации и областной Думой, а они могут учитывать соответствующие выводы и рекомендации общественного обсуждения в своей деятельности. Как учитывают в России чиновники рекомендации граждан, мы знаем хорошо.
Учитывая тот факт, что законопроект к настоящему моменту прошел первое чтение, инициативная группа представителей общественных организаций представляет к нему ряд поправок. Предложенные поправки призваны устранить некоторые текстуальные, логические и юридические несоответствия, содержащиеся в тексте законопроекта.
5 декабря 2003 года проект закона будет рассмотрен областной Думой во втором чтении.
Герцик Ирина,
председатель Совета
РОО "Лига избирательниц
Калининградской области"
irina@liko.koenig.ru
СЕМИНАР "ЖЕНСКАЯ ПОЛИТИКА И ЛИДЕРСТВО"
(Новосибирск)
15 ноября 2002 г. новосибирская городская общественная организация "Лига избирательниц" (председатель Совета Гребенщикова Н.П.) при поддержке РОО "Лига избирательниц " С-Петербурга (председатель Совета Дорутина Т.С.), Нового Сибирского Университета (ректор Вавилина Н.Д.), администрации Новосибирской области организовала проведение однодневного семинара для женщин-лидеров "Женская политика и лидерство". Количество участников: 30 (женщины лидеры из области и города).
Семинар приветствовал и открывал заместитель губернатора НСО, начальник управления по связям с общественностью Владимир Иванович Панарин. Семинар состоял из 2-х модулей:
В обсуждении тем участвовали профессора и доценты, кандидаты наук Вавилина Н.Д., Калугина З.И., Михеева А.Р., Власова Н.М.
Надежда Вавилина довольно остро обозначила темы обсуждения, сказав, что женская политика - понятие достаточно дискуссионное: "Если есть женская политика, то нужно планировать, как ее реализовать. Если нет женской политики, а есть политика вообще, то какова наша роль в том, чтобы в политике, которую власть реализует, наша роль была более продуктивной".
Земфира Калугина не считает себя специалистом в обособленной женской теме, но ее исследовательская работа позволяет делать кое-какие выводы довольно убедительными. По ее мнению, общая ситуация в стране в большей степени определяет положение женщины, чем специальные законы о квотировании "женской доли" на рынке труда и политике.
Вовсю дебатируется вопрос о квотах для женщин в представительных органах власти. Этот принцип используется до сих пор даже в некоторых странах "развитой демократии".
- Я против квотирования, - высказала свое мнение Земфира Калугина. - Меня не убеждает аргумент, что есть специфика женской роли в обществе. Специфика есть и у инвалидов, и у пенсионеров, и у мигрантов, и у молодых...
- Но защита прав всех этих групп производится через представительство интересов,- считает Надежда Вавилина. Добавим к этому, что женская часть общества - это более половины населения России.
- Я тоже задаюсь вопросом: почему электорат не голосует за женщин? Стереотип сознания? Влияние средств массовой информации? - недоумевает Земфира Калугина.
Надежда Вавилина винит в этом самих женщин - претенденток на депутатские места: "Не надо играть мужские роли - обещать подъем экономики и тому подобное. Давайте обеспечим свое - возможность рожать. Я ежедневно общаюсь со студентами. Они говорят: рожать - это большая роскошь. Это дороже, чем купить автомобиль и сотовый телефон. Ребенок - это не машина, он требует, чтобы у него были мать и отец, ему нужно реализовать свои социальные интересы, которые все время растут. Может быть, решение этих проблем и называется нашей женской политикой?"
Пока, как это ни странно, женские заботы считаются женскими. Общество не признает их в числе своих приоритетов. Если бы признавало, не было бы детских домов, брошенных, нежеланных и больных детей. Список этих ужасов, к сожалению, можно еще продолжать долго.
Валентина Мальцева, Нина Гребенщикова.
E-mail: liga@online.nsk.su
ПРОЕКТ "МОЛОДЕЖЬ - ЗА СОЦИАЛЬНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ" (СЫКТЫВКАР)
19 ноября в Сыктывкаре состоялась презентация проекта "Молодежь - за социальное обновление". Это совместный проект Центра управления для женщин и общественной организации Живая Педагогика, который рассчитан на 2 года и включает в себя образовательный, информационный компоненты и клубную работу. Главная цель проекта: подготовка социально-активной молодежи к общественно-полезной деятельности. В рамах проекта открыта Школа молодого управленца, первая сессия которой прошла с 15 по 17 ноября в Сыктывкаре. Задача Школы - подготовить из числа молодежи 30 социальных консультантов - специалистов в области организационного управления, способных влиять на обновление социальной жизни республики и участвовать в решении социальных проблем общества. В рамках проекта "Молодежь - за социальное обновление" планируется создание информационного центра, клуба и проведение неформальных молодежных дебатов по социальным темам с целью развития социальной ответственности молодых людей.
Петунина Елена,
руководитель службы социальной информации
Центра управления для женщин ПРООН,
тел. (24-94-67),
e-mail: wmncentr@parma.ru
АКЦИИ ЖЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В Мурманске прошел Координационный совет региональной сети женских организаций. Согласован план работы женских организаций до конца текущего года.
23 ноября в Апатитах Конгресс совместно с Лигой женщин-избирательниц провели семинар по правам и политической активности женщин. На семинаре выступила председатель Конгресса Светлана Паршкова.
С 25 ноября региональная сеть кризисных центров для женщин начинает кампанию "16 дней против гендерного насилия", которая проводится ежегодно во всем мире с 25 ноября по 10 декабря.
Региональная кампания борьбы с насилием против женщин открылась в Мурманске. 25 ноября в городском комитете здравоохранения состоялся круглый стол "Насилие на гендерной почве - проблема медико-социальная". В круглом столе участвовали волонтеры кризисного центра, заведующие шести женских консультаций, двух центров планирования семьи, главный гинеколог города и руководители городского здравоохранения. Они обсудили вопрос, как лучше донести до медицинских учреждений города Мурманска, занимающихся репродуктивным здоровьем женщин, идею и задачи проекта "Вовлечение служб здравоохранения в решение проблемы насилия на гендерной почве". В результате его реализации, мурманским медикам будет передан разработанный ООН инновационный подход, позволяющий оказывать медицинскую помощь лицам, пострадавшим от насилия.
В скором времени у каждого врача, в каждой женской консультации появится на столе справочник медико-социальных услуг для женщин, оказавшихся в ситуации насилия.
В этот же день все кризисные центры провели акцию "ИСТОРИИ ОДНОГО ДНЯ". Женщины написали коллективный портрет одного дня жизни женщины.
29 ноября в рамках мероприятий, посвященных 10-летию Кризисного центра г. Апатиты, состоялась презентация проекта “Региональная программа поддержки женщин "Путь к успеху"”.
30 ноября, на городской конференции школьников "Будущее Севера", была проведена информационная акция "Анти-трэффик".
В дни международной акции против гендерного насилия силами региональной команды тренеров кризисных центров будет проведено 7 семинаров для женщин. В разных городах области женщины будут обучаться методике личностного роста, навыкам поиска работы, создания собственного предприятия, получат исчерпывающую информацию об угрозе трэффика. 20 женщин в эти дни обучатся информационным технологиям.
В эти же дни пройдет информационная кампания. В людных местах, транспорте, учебных заведениях и женских консультациях будут распространены:
Подготовила Л.Штылева,
e-mail: irina@womkongr.murmansk.su
тел/факс: +8152-59-19-72
КОНФЕРЕНЦИЯ "РОЛЬ ЖЕНЩИН В СТАНОВЛЕНИИ И УСИЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА, РАВНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЖЕНЩИН И МУЖЧИН НА ПОЛИТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН"
(Получено от FemLine, femline@women.kz)
Дорогие коллеги!
Во вторник, 19 ноября,2002 года, в 15.00 в пресс-центре "ЖАСТАР", г. Астана, была проведена пресс-конференция по теме "Роль женщин в становлении и усилении гражданского общества, равного представительства женщин и мужчин на политическом уровне республики Казахстан".
Организаторы пресс-конференции - ОО ЖАРиА, МЭАЖВ, Феминистская лига.
На пресс-конференции приняли участие лидеры женских НПО:
Республикой Казахстан был подписан ряд международных документов, а именно: Пекинская платформа действий, Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней.
Создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при президенте РК; наметилось сотрудничество между женскими НПО и государственными структурами в стране; принят Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан.
Но перед женским движением стоит ряд новых задач, поставленных Президентом РК на III Республиканском Форуме женщин Казахстана. Для их успешного продвижения в жизнь мы предлагаем следующее:
Мы обращаемся к президенту Республики Казахстан с предложением о содействии в дальнейшем продвижении женщин на всех уровнях, вплоть до уровня вице-премьера, принимая во внимание опыт таких стран, как Узбекистан и Таджикистан.
С уважением,
Уркыз Илива
ТРЕНИНГ ДЛЯ ЖЕНЩИН-ЛИДЕРОВ АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБЛАСТНАЯ ЖЕНСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА"
ПРЕСС-РЕЛИЗ
19 - 20 ноября 2002 г. Талдыкорганский региональный центр поддержки женщин при финансовой поддержке ОБСЕ/БДИПЧ провел тренинг для 25 женщин-лидеров Алматинской области "Областная женская школа политического лидерства" по подготовке к участию в выборах 2004 г.
В ходе реализации проекта женщины-лидеры из 8 районов области получат знания по организации и проведению кампании "эдвокаси", приобретут навыки предвыборных технологий, социального партнерства, умения работы со СМИ, разовьют личностные качества. На местах, в районах, будут проведены информационные кампании в пользу женщин-лидеров.
В Алматинской области проживает 52% женщин от общего количества населения. В качестве первых руководителей - акимов районов, зам.акимов области нет ни одной женщины; в областном маслихате из 334 депутатов, женщин представлено всего 58, что составляет 14%. Полагаем, что в результате недопущения женщин к влиянию на принятие решений в области социальной, экономической политики Алматинская область входит в пятерку бедных областей Казахстана.
В связи с этим Талдыкорганский региональный центр поддержки женщин с Комиссией по делам семьи и женщин, областной Малой Ассамблеей народов Казахстана начал реализацию проекта по подготовке женщин-лидеров области для баллотирования в областной маслихат.
Справки по телефону/факсу: (32822) 7-02-62, e-mail: centerresurs@mail.kz
Байсакова Зульфия,
президент Центра поддержки женщин
г. Талдыкоргана.
АНОНС
СЕМИНАР ЦЕНТРА "АННА" "ПОДРОСТКИ И НАСИЛИЕ"
Центр "АННА" (Ассоциация - Нет Насилию) объявляет прием заявок на участие в семинаре "Подростки и насилие". Семинар пройдет с 20 по 22 декабря 2002 года в г.Москва.
Семинар посвящен принципам и методам организации работы по ранней профилактике домашнего насилия и насилия на стадии свиданий для подростков среднего и старшего возраста (14 - 19 лет). К участию в семинаре приглашаются организации, имеющие опыт подобной деятельности или только планирующие ее начать. На семинаре будет представлена модель профилактической и просветительской программы по предотвращению насилия, разработанная специально для российских подростков.
Центр "АННА" оплачивает проезд, проживание и питание участников.
Заявки на участие:
Заявки на участие принимаются только от российских организаций.
От одной организации может быть подано не более двух заявок.
Предварительная заявка должна быть составлена по следующей форме:
Заявки на семинар принимаются до 5 декабря 2002 года по электронной почте: anna-center@mtu-net.ru , или по факсу (095 916-19-55).
НОВОЕ ИЗДАНИЕ МЦГИ
ГЕНДЕР И ЭКОНОМИКА: МИРОВОЙ ОПЫТ И ЭКСПЕРТИЗА РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ / Отв. редактор и составитель, к.э.н. Е.Б. Мезенцева. - М.: ИСЭПН РАН - МЦГИ
"Русская панорама", 2002. - 352 с.
В сборнике, подготовленном по итогам проектов "Гендерная экономика: проблемы и перспективы" (2000 г.) и "Гендерная экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики" (2001-2002 гг.), представлены статьи ведущих российских и зарубежных специалистов по проблемам взаимосвязи гендера и экономического развития. На российском и зарубежном материале рассматриваются вопросы теории и методологии гендерного анализа экономической сферы, гендерные аспекты экономики домохозяйства, занятости и безработицы, социальной политики, миграции, глобализации экономического развития.
Книга адресована специалистам по гендерной теории, экономике и социологии, студентам и аспирантам гуманитарных специальностей вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся гендерной проблематикой.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГЕНДЕР И ЭКОНОМИКА: теория и методология вопроса
2. ГЕНДЕРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3. ГЕНДЕР И ЭКОНОМИКА: РАСШИРЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ
Познакомиться с книгой можно в библиотеке МЦГИ (среда и пятница с 10 до 17 часов,
125-64-19), mcgs@orc.ru
С вопросами о приобретении книги обращайтесь в Женскую сетевую программу ИОО - Фонд Сороса, fedorova@osi.ru.
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Межрегиональный благотворительный общественный фонд "Созидание" объявляет конкурс проектов на тему "Альтернативная гражданская служба и социальная сфера".
Финансирование выделяется на проекты продолжительностью не более трех месяцев (начало реализации проекта - не позднее марта 2003 г.). Максимальная сумма гранта - $2 000.
Основные цели и задачи конкурса:
В конкурсе могут принять участие зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством РФ некоммерческие негосударственные организации России. Не принимаются заявки от политических партий и движений; физических лиц; коммерческих организаций.
Предпочтение будет отдано проектам, которые:
Не принимаются к рассмотрению заявки, которые:
Финансируемые статьи затрат: заработная плата одного координатора проекта; услуги связи (междугородние звонки, интернет, почтовые расходы); питание участников круглого стола, семинара, конференции; проживание и проезд приглашенных из вашего региона участников мероприятий проекта; расходные материалы (канцелярские товары, картриджи и др.); публикации, тиражирование материалов.
Все проекты рассматриваются Советом. Соискатели информируются о результатах конкурса по почте, заявки не рецензируются, материалы, поданные на конкурс, не возвращаются.
Проекты (в одном экземпляре), оформленные в соответствии с формой заявки Фонда "Созидание", должны быть отправлены по почте не позднее 15 января 2003 г. (по почтовому штемпелю) по адресу: 125993 Москва, Газетный пер., д. 5, оф. 189, Фонд "Созидание".
Форму заявки и дополнительную информацию можно получить у менеджера проекта - Поповой Антонины Александровны по т/факс (095)937-4630, 229-3125, E-mail sozidanie@co.ru или найти на сайте Фонда по адресу www.fondsozidanie.ru