В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
Взаимодействие
МВД Карелии с женскими НПО - модель для совместной деятельности по предотвращению
домашнего насилия
Лариса
Бойченко. "Реализация механизмов гендерного равенства на примере Финляндской
республики"
Представляем
организации
Совет
женщин-ученых (Армения)
Центр
содействия повышению экономической и социальной защищенности материнства
и детства "Наш дом" ("Бизнинг уйимиз"), Ташкент
Образовательная
программа МЦГИ "Гендер и глобализация"
Феминистки
надеются сделать 2016 год переломным. Интервью с Лесли Абдела и Соней Циммерманн,
опубликованное в газете "Мегаполис" (Казахстан) 19.12.01
Анонс:
XIV международная конференция по проблеме СПИДА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МВД КАРЕЛИИ С ЖЕНСКИМИ НПО - МОДЕЛЬ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
Татьяна Гарибашвилли,
старший инспектор управления кадров
Министерства внутренних дел РК.
(Из выступления на семинаре ИЦ НЖФ
"Местные территориальные самоуправляемые сообщества -
возможные модели для развития целостного
подхода в управлении городами", 17 - 19 сентября, Москва)
Работой по предотвращению домашнего насилия совместно с общественными организациями мы начали заниматься в 1998 году. Толчком послужила поездка в Дулут, целью которой было знакомство с решением американцами проблемы домашнего насилия. Мы много оттуда привезли. Но так как законодательство США не совпадает с законодательством Российским, то мы не могли увиденное напрямую применить у нас. Однако то, что касалось кризисных центров, мы могли взять на вооружение.
В то время у нас шла городская программа борьбы с преступностью. От общественных организаций пришло предложение включить в эту программу создание кризисного центра для женщин. В первый год не прошло (мы включили это мероприятие, но нам его не профинансировали). Мы перенесли это мероприятие на следующий год, и в октябре 1998 года был открыт наш муниципальный кризисный центр "Приют для женщин". Программа финансируется из бюджета города. Приют находится в подчинении у администрации местного самоуправления. Все сотрудники являются муниципальными служащими самоуправления. Самоуправление города выделило для приюта двухкомнатную квартиру, а американцы, с которыми мы работали по этому гранту, помогли нам финансово. По положению, женщины остаются в приюте до 10 дней, но были случаи, когда женщины с детьми находились в нем до 3-х месяцев. Приют разрастается, нам выделили на этом же этаже еще одну двухкомнатную квартиру. Теперь у нас две полноценные двухкомнатные квартиры. К сожалению, Приют все время заполнен. Финансово жильцы Приюта не обеспечиваются, но питаются они в течение 10 дней бесплатно, им выдаются талоны. Далее, если в Приюте остается работающая женщина, у которой есть средства, то она только проживает в помещении Приюта. В приюте работает психолог, врач, юрист.
Приют охраняется силами МВД. Это одно из проявлений взаимодействия МВД с общественными организациями. Сейчас в Приюте установлена тревожная кнопка. До тех пор, пока не было тревожной кнопки, наши сотрудники из патрульно-постовой службы периодически выезжали туда и проверяли. Администрацией был решен вопрос об установке бесплатного телефона, потом была выведена тревожная кнопка на пульт одного ОВД. Адрес приюта мы не даем, приют анонимный, в газетах рекламируем только телефон, чтобы женщины знали, что существует такой приют.
У нас в МВД существует телефон доверия, который появился с подачи общественной организации. Общественная организация нашла с нашим министром взаимопонимание по этому вопросу, и у нас открылся телефон. Была проведена большая рекламная компания на радио, телевидении, в газетах… Телефон доверия систематически анализируется, министр сам лично ежемесячно смотрит, сколько к нам поступило звонков, какие. Это телефон доверия для всех, им пользуются и дети. Причем сейчас Министерство соцзащиты тоже использует информацию телефона доверия по пожилым людям. Мы договорились с Министерством соцзащиты, что мы выделяем их блок вопросов и им передаем. Теперь у нас телефон доверия работает и в кризисном центре.
Какое существует взаимодействие между нами и Кризисным центром? Кризисный центр - общественная организация, мы - госструктура. На телефоне кризисного центра работают волонтеры, им поступает очень много звонков в отношении наших сотрудников: то наши сотрудники не помогают им в выселении мужа, предположим, или муж без конца избивает жену, а к нему не применяется никаких мер. Женщины уже знают, куда звонить, они сначала звонят в кризисный центр, волонтеры им дают телефон 062, и они звонят нам. А мы эти телефонные сообщения берем на контроль и начинаем работать с нашими сотрудниками, чтобы доводить дело до логического конца. Конечно, семейные скандалы - это сложный вопрос, так как жилищная проблема у нас стоит очень остро. А не разъединив мужа и жену, не решить ни один вопрос. Их нужно разъединить, чтобы они, во-первых, осмыслили положение, а во-вторых, чтобы женщина могла дождаться решения суда. А в судах дела ведутся не по одному месяцу. Поэтому витает у нас такая мысль - создать жилищный фонд для решения проблем. Это промежуточный вариант. Но это уже не на три месяца, потому что разрешить жилищный вопрос, разъехаться, быстро нельзя. Это может длиться и год…
В Дулуте, к примеру, суду плевать, есть у тебя место, куда идти жить, или нет. Ты нарушил закон, ты избил ее, оскорбил ее, будь любезен, тебе в суде вручили бумагу о том, что ты обязан за 300, 400, 800 метров обходить район, где проживает твоя жена, и все. Вот выдадут тебе такой запрет на 6 месяцев и никого не волнует, что у тебя там вещи остались…
Какое продолжение всей нашей работы? Благодаря тому что общественная женская организация поднимает очень много вопросов на уровне правительства, правительством было издано постановление по созданию республиканской региональной целевой программы, которая называется "Женщины Карелии, 2001-2005 год". Я входила в рабочую группу, мне было поручено подготовить раздел "Женщины и насилие". Кто-то готовил "Женщины и бедность", "Женщины и образование"… Это очень большая, объемная программа, рассчитанная на 5 лет. Она предусматривает и бюджетное финансирование, и гранты, и финансирование из бюджетов районов и городов РК. А перед созданием этой программы у нас правительство затребовало подготовить доклад "О положении женщин РК в 2000году". И для подготовки этого доклада была тоже создана рабочая группа, она достаточно большая: со всех министерств, из очень многих общественных организаций. Это и есть прямое сотрудничество ОО и государственных структур.
Что показательно в этой программе? Если раньше Министерство ВД готовило от случая к случаю аналитическую справку о преступности в отношении женщин, о преступлениях, которые совершаются женщинами, то сегодня ситуация изменилась. Программа уже начала действовать. Первым пунктом написано: "Создать систему сбора и предоставления информации в органы социальной защиты о фактах насилия в отношении женщин для принятия ведомственных конкретных мер. Теперь на республиканском уровне обязанностью МВД стала подготовка таких аналитических справок. Без справки не знаешь, с чем бороться, не знаешь, что профилактировать. Когда есть цифры, они сами за себя говорят. И к министру здравоохранения, и к министру внутренних дел можно спокойно идти с цифрами в руках. Большое наше достижение, что мы эту работу поставили на республиканский уровень. В этой же программе есть пункт: "создание кризисных центров для женщин" в других городах. Мы уже запланировали до 2005 года сделать такие же центры, как в Петрозаводске, в Сегеже, Ладенпохье, Медвежьегорске, Олонце, Кеми, Кондопоге…
Одним из показателей того, что мы работаем вместе и делаем одно дело, является проведение у нас выездных заседаний комиссий по улучшению положения женщин совместно с общественными организациями. Мы называем их "Женский форум". В прошлом году у нас прошло три таких Форума: в Сортавале, Сегеже и Костомукше. И общественные организации там берут себе один из вопросов и организовывают круглые столы. В одном городе мы делаем круглый стол по домашнему насилию (то есть определяем тематику) и полностью готовим этот круглый стол. Здравоохранение готовит свои вопросы, МВД в основном готовит сообщения по наркотикам. Эта тема актуальна для всех наших районов. С докладом выступает председатель правительства, поскольку он является председателем Комиссии по улучшению положения женщин. А его заместителем является лидер ОО Лариса Бойченко. Она входит в Комиссию именно как общественник. Женские организации ставят любые вопросы. Общественная работа с созданием Комиссии очень оживилась, потому что там можно поставить любой вопрос и в конечном итоге его как-то решить.
Еще одним из показателей совместной работы МВД с общественными организациями является создание Межведомственной комиссии по борьбе с наркотиками. В этой Комиссии тоже работают вместе госструктуры (туда входят Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел) и общественные организации.
Впервые в одном из регионов России, у нас в Карелии, подготовлен доклад (уже второй год) по правам человека. Аналогов, кроме Российского доклада, пока нет. Доклад рассылается во все города, во все городские и районные ОВД. На занятиях по служебной подготовке мы обязываем начальников разбирать этот доклад именно в направлении критики, высказанной в отношении сотрудников МВД. Я считаю, это действенная вещь, потому что иногда вскрываются случаи очень вопиющие, не красящие наших сотрудников. И они начинают понимать, что их действия в конечном итоге могут оказаться в этом докладе. Министр смотрит Доклад и пишет: подумайте, разберитесь… Это тоже взаимодействие с силовыми структурами.
Ввести пункт по домашнему насилию в образовательную программу. В Петрозаводске при МВД есть учебный центр, где проходят первоначальную подготовку все сотрудники милиции независимо от его образования. И теперь мы сделали одним из пунктов программы: ввести в образовательные учреждения учебные часы по вопросам предотвращения домашнего насилия. В основном приглашаем преподавателей из ОО, которые рассказывают, что такое домашнее насилие. Поскольку в нашем законодательстве нет такого понятия, поэтому сотрудники сначала его и не воспринимают. В конечном итоге начинают разъяснять эту проблему и пытаются сделать так, чтобы участковые инспектора и патрульно-постовые службы обращали внимания на эту проблему. Более того, наши сотрудники ходят на занятия в Республиканский центр планирования семьи, где их учат (там занимаются профессиональные психотерапевты и психологи) правильному общению с населением. Вы же знаете, что сейчас одна из основных задач, поставленных министром России, - поднятие имиджа милиции у населения. А, к сожалению, наших выпускников учебных заведений мало, видимо, учат, как общаться с населением. Мне кажется, у нас заранее существует установка, что все люди преступники. И психологически наш сотрудник уже выстраивает отношения с гражданами под такой призмой, и в ответ, к сожалению, получает то же самое.
У нас в МВД очень сильная психологическая группа, но она в основном сейчас работает с сотрудниками, которые отъезжают в Северо-Кавказский регион. Оказывается, не все наши сотрудники могут находиться в горячих точках. В мирной обстановке он "нормальный", соответствует всем показателям, а там, где концентрируется весь негатив, находиться не может. Его из этих отрядов отводят. И самая большая работа психологами проводится после возвращения из горячих точек, потому что тут наблюдается резкий подъем домашнего насилия. Нам бы со своими разобраться, не говоря уже о простых гражданах!
Итак, совместные мероприятия МВД и общественных организаций - это и открытие приюта, и телефона доверия, и проведение занятий в учебном центре.
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА НА ПРИМЕРЕ
ФИНЛЯНДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(В сокращении, полностью материал можно прочитать на портале OWL
в разделе "Открытые страницы")
Бойченко Л.Д., к.и.н., доцент
Петрозаводского Госуниверситета,
Председатель Карельского центра
гендерных исследований
Мировое сообщество сформулировало необходимость достижения в мире гендерного равенства, для достижения устойчивого прогресса и построения действительно демократического и недискриминационного общества.
Гендерное равноправие требует создания правовых механизмов обеспечения гендерного равенства в конкретных ситуациях и правовой ответственности за его нарушение.
В нашей статье мы собираемся рассказать о том, как действует данный механизм в Финляндской Республике последние 30 лет.
В странах Северной Европы активная деятельность движения за равноправие женщин началась в 60-х гг. ХХ века, а с середины 60-х гг. развернулась и в Финляндии.
В феврале 1966 г. в Старом Доме студенчества Финляндии было основано "Общество 9", которое ставило своей целью создание такого жизненного устройства, в котором личности была бы предоставлена возможность самореализации независимо от половой принадлежности. "Обществом 9" выдвигались требования по предоставлению одинакового воспитания девочкам и мальчикам, по улучшению возможности трудоустройства женщин на рынке труда; по осуществлению принципа одинаковой заработной платы и по устранению двойственной морали, господствующей в половой жизни. В "Общество" вступило около 500 человек, из которых каждый третий был мужчина. Вопросы равноправия замелькали в заголовках, а вопросы освобождения женщины и ее неравенства стали темой общественных дискуссий.
В сентябре 1966 г. Государственным Советом Финляндской Республики был создан комитет, в основу идеологии которого была положена "миссия" "Общества 9". Запланировали проведение исследования о положении женщины в финляндском обществе, с целью подготовки планов и предложений по содействию вопросам равноправия. Председателем комитета была избрана Сюльви Силтанен - член Парламента, а позднее - губернатор. Заместителем председателя - профессор Инкери Антилла. Комитет дал себе название - Комитет по исследованию положения женщин в обществе.
В июне 1972 г. в своем заключении комитет констатировал, что для улучшения положения женщин потребуются глубокие и многоступенчатые реформы, для чего необходима детальная проработка вопросов, постоянное и более широкое понимание основных целей, как на уровне органов власти, так и среди самих граждан. Работа комитета была оценена как один шаг на пути к равноправию, вслед за которым потребуется создать орган, который совместно с властями, государственными и муниципальными учреждениями, организациями, действующими на рынке труда и другими сторонами, мог бы на практике проводить реформы по укреплению равноправия. Это предложение было реализовано осенью 1972 г., когда при Государственном Совете Финляндской Республики был учрежден Совет по вопросам равноправия (СВР). Его целью являлось содействие утверждению равноправия мужчин и женщин в обществе, а также подготовка реформ, укрепляющих равноправие.
Указ о СВР был принят 31.05.1972 (455/72). Совет был избран на три года, его председателем назначили секретаря по учебным вопросам Меери Калавайнен, заместителем - директора кооперативного банка Ахти Пеккала. СВР получил статус парламентского консультативного органа.
В 1972 г. среди 200 членов парламента Финляндии было только 43 женщины. На муниципальных выборах 1972 г. в 26 коммунах не было избрано ни одной женщины в члены муниципального представительства.
В апреле 1975г. Государственный совет издал приказ, обязывающий все министерства ежегодно предоставлять данные о количестве женщин, занятых в работе административных комитетов и др. органов. Увеличение информации, однако, не привело к усилению равноправия.
В 1977 г. заместителем Генерального секретаря ООН была Хельви Сипиля - представительница Финляндии. Она говорила: "Равноправие предоставляет женщинам наравне с мужчинами возможность извлекать пользу из развития общества и отвечать за его развитие. Женщинам, таким образом, следует отказаться одним нести ответственность за семью, а мужчинам - за общество".
СВР стал направлять свою деятельность на привлечение внимания к фактам, которые не входят в область компетенции каких-либо государственных или общественных органов, например: дискриминация по половому признаку, право мужчин на отпуск по уходу за ребенком, предотвращение насилия по отношению к женщинам.
Совет осуществляет проверки, разрабатывает конкретные рекомендации и выдвигает требования к соответствующим сторонам. СВР вместе со своим секретариатом выступает в качестве эксперта по вопросам равноправия в Парламенте, министерствах и ведомствах.
Помимо этого, важной задачей СВР является привлечение внимания властей к вопросам равноправия непосредственно в административном секторе. Первые планы по утверждению равноправия были подготовлены министерствами Финляндии в 1978 и 1979 годах. Тогда член Парламента Финляндии Матти Луттинен сказал: "Духовное равноправие должно исходить из каждого дома, из традиций, из отношений и привычек. Здесь есть что исправить, но изменение не может произойти мгновенно. В первую очередь - это вопрос о любом виде неравенства между людьми: о неравенстве между женщинами, о неравенстве между мужчинами, о неравенстве между мужчинами и женщинами".
В 1982 г. в Финляндии отмечали десятилетие деятельности Совета по вопросам равноправия. На юбилее, адъюнкту Хельсинкского университета Элине Хаавио-Маннила была заслуженно вручена Премия женщины-исследователя. СВР Аландских островов был также награжден за активную, исследовательскую работу в области равноправия.
Осенью 1983 г. СВР начал обсуждение вопроса о малочисленности женщин во всех муниципальных выборных органах и выступил с предложением об изменении Муниципального Закона. Отношение к вопросу было в принципе положительным, хотя еще не было готовности принять предложенную СВР формулировку - "одинаковое число женщин и мужчин".
В 1988 г. в СВР был создан подкомитет по делам мужчин, в задачу которого входил поиск средств, помогающих пробудить интерес мужчин к работе, связанной с укреплением равноправия.
Вслед за созданием кризисных центров для женщин, стали возникать и кризисных центры для мужчин. Большая часть бездомных, алкоголиков, заключенных, "отцов по выходным" и лиц, совершающих самоубийство - мужчины. Подкомитет по делам мужчин стал оказывать поддержку организациям и проектам, направленным на предоставление помощи мужчинам, находящимся в кризисных ситуациях. "Линия без удара" - это проект, в рамках которого через телефонную службу доверия, посредством личных бесед и работу дискуссионных групп предоставляется помощь мужчинам, склонным к насилию в супружеской жизни.
После муниципальных выборов 1996 г. лимиты (или квоты), внесенные в 1995 г. в парламентский Закон о равноправии, стали на практике влиять на состав муниципальных рабочих органов. Хотя положение в целом в Финляндии улучшилось, лимитный принцип означал для многих коммун бурные изменения. В крупных городах исходная ситуация была довольно благоприятной, но в муниципальном правлении небольших коммун число женщин резко возросло, а в технических комитетах - удвоилось. Соответственно в библиотечных комитетах, где доминировали женщины, теперь можно было увидеть больше мужчин.
В 1992 г - на торжественном собрании по поводу двадцатилетия СВР премии получили: профессор Лииса Ранталайхо - основной разработчик финских исследований, посвященных положению женщины в обществе, научные заслуги которой получили международное признание; член парламента Пааво Никула - в качестве первого уполномоченного по вопросам равноправия. Он доказал, что в процессе утверждения равенства полов и мужчина может выполнять женскую работу. Так же премию получил СВР г. Эспоо - первый муниципальный СВР в Финляндии, чей проект по оценке труда, охвативший все городские службы, был одним из примеров первопроходческой деятельности Совета.
Согласно исследованию, проведенному в Финляндии в 1995 г. отделом уполномоченных по вопросам равноправия, положение о лимитах (квотах) более чем оправдало себя. Число женщин в составе комитетов и советов увеличилось до 48%.
В 2002 г. будет отмечено тридцатилетие деятельности СВР, и мы можем судить о значимых результатах, тем более что, начиная с 1987 г. исследования и доклады СВР стали публиковаться в серии Отдела уполномоченного по вопросам равноправия. Согласно исследованию Союза местных и региональных органов самоуправления в Финляндии, число женщин в муниципальных комитетах составляет 47% .
Ежегодно СВР дает десятки заключений на актуальные темы. Он так же по собственной инициативе принимает активное участие в публичных обсуждениях и представляет свои требования в области равноправия в форме обращений, предложений и заявлений. На наш взгляд, данный опыт очень важен и полезен для развития демократического общества в России.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
СОВЕТ ЖЕНЩИН-УЧЕНЫХ (АРМЕНИЯ)
Совет женщин-ученых (СЖУ) был основан в 1991 году (в структуре культурно-просветительского общества "Гевонд Алишан") и теперь является отделом Центра развития гражданского общества.
Совет основан с целью защиты гражданских, социальных и юридических прав и интересов женщин Армении.
МИССИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Реализация консультативных, просветительских, информационных программ, научно-исследовательская деятельность
ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗОВАННЫЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Программы, направленные на улучшение положения беженцев, сирот и социально незащищенных слоев общества.
Лингвистические программы
Общие программы, направленные на развитие гражданского общества
Текущие проекты
Будущие проекты, ожидающие финансирования
ДОСТИЖЕНИЯ
Участие в тренингах:
Участие в международных конгрессах:
ЧЛЕНСТВО
СЖУ является членом следующих организаций:
КОНТАКТЫ:
Адрес офиса: ул. Абовяна, 15, # 37
Почтовый адрес: ул. Налбандяна, 27/25, # 7, 375001 Ереван, Армения
Тел: (374-2) 561570; Факс: (374-2) 58 56 77
Эл.-почта: aslanys@freenet.am
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА "НАШ ДОМ" ("БИЗНИНГ УЙИМИЗ"), ТАШКЕНТ
Центр "Наш дом" -негосударственная некоммерческая организация.
ОСНОВНАЯ МИССИЯ ЦЕНТРА - содействие повышению экономической и социальной защищенности материнства и детства.
Центр существует за счет бюджета общественных вложений: благотворительные акции, спонсорство, донорство.
НАШИ ПРОГРАММЫ:
ЦЕЛЕВЫМИ ГРУППАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
Общественный Совет Центра в основном состоит из врачей, кандидатов медицинских наук, профессоров, сотрудников кафедр института усовершенствования врачей и ташкентского медицинского педиатрического института, биологов, кандидатов биологических наук, экономистов.
Центр зарегистрирован в городском управлении юстиции г. Ташкента в 1999 году. При проведении своих программ Центр сотрудничает с другими НКО, национальными культурными Центрами Узбекистана, зарубежными фондами, правительственными структурами, бизнесменами республики Узбекистан.
Сотрудники Центра и волонтеры активно участвуют в проведении программ:
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
г. Ташкент, район Юнус-Абад, Микрорайон ТашГРЭС, Дворец культуры "Энергетик"
Телефон: 162-15-66.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МЦГИ "ГЕНДЕР И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ"
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН объявляет о проведении образовательной программы "Гендер и глобализация" во второй половине апреля 2002 г. Авторы и ведущие образовательной программы доктор экономических наук Малышева Марина Михайловна и кандидат философских наук Баллаева Елена Александровна.
Заявки принимаются по следующим адресам:
Электронный: mcgs@orc.ru; isepp@glasnet.ru
Почтовый: 117218, Москва, Нахимовский проспект, 32, ИСЭПН РАН, комн. 924.
Чем вызвана необходимость проведения такой программы?
В последние годы в преподавании теории гендерных исследований в российских высших и средних специальных учебных заведениях явно обозначился интерес к использованию гендерной методологии для анализа социально-экономических, политических и культурных реалий процесса глобализации. Об этом говорит большое число получаемых нами заявок на участие в семинарах, тренингах и круглых столах, так или иначе связанных с гендерным подходом к глобализации, его теоретическим и практическим измерениями. Проблемы глобализации осознаются теоретиками и практиками женского движения как весьма значимые, и это осознание возрастает. Однако источников для анализа гендерных аспектов глобализации явно не хватает. Научные наработки в этой области остаются преимущественно в анналах узкого круга специалистов. Они не интегрированы в преподавательскую практику, нет налаженных каналов повышения информированности о качественно новом осмыслении гендерного неравенства в глобальном контексте.
Особенно важно подчеркнуть, что проблемы глобализации не могут быть просто интегрированы в число прочих проблем, оказывающих значительное воздействие на гендерные отношения. Они должны быть интерпретированы в гендерной перспективе, с использованием гендерных методов анализа. Обучение этим методам - одна из стратегий современного международного женского движения (ЮНИФЕМ, WIDE и др.) с целью защиты прав женщин и прав человека в целом. МЖД рассматривает гендерное образование как один из необходимых шагов в процессе формирования гендерно сенситивной экономики и социальной политики во всех регионах мира, а также ориентации на эти задачи развивающегося гражданского общества.
КАКИЕ ЦЕЛИ МЫ ПРЕСЛЕДУЕМ, ЗАТЕВАЯ ТАКУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ?
1. Предоставить теоретические знания о гендерных аспектах глобализации и методах гендерного анализа глобализационных процессов в экономике, социальной сфере, политике и культуре.
2. Помочь разработать и включить тематические блоки, посвященные гендерным аспектам глобализации, в лекционные курсы, использовать полученные знания в научных исследованиях и транслировать их самой широкой аудитории - студентам, аспирантам, НПО и другим институтам гражданского общества.
ЧТО МЫ ЖДЕМ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ?
3. Возникнет экспертное сообщество по проблемам гендерных аспектов глобализации,
4. Гражданский сектор сможет более эффективно влиять на политические процессы в России и активно участвовать в усилиях МЖД и других гражданских инициативах на международном уровне.
МЫ СДЕЛАЕМ ВСЕ, ЧТОБЫ:
5. ознакомить слушателей с различными подходами к гендерным проблемам глобализации в различных странах и их последствиями;
6. дать информацию о доминирующих и альтернативных оценках гендерных аспектов глобализации,
7. рассказать о деятельности международных институтов, международного женского движения, экологического движения и других гражданских инициатив.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа будет состоять из шести модулей:
Место проведения образовательной программы.
Образовательная сессия состоится в апреле 2002 года на базе Института социально-экономических проблем народонаселения РАН и Московского центра гендерных исследований.
Продолжительность учебной сессии - две недели.
Прием заявок - с 14 февраля по 14 марта 2002 года.
Конкурсный отбор - 18 - 23 марта 2002 года.
Образовательная сессия - 15 - 28 апреля 2002 года.
Первый день - знакомство участников, глубинное погружение в тему через
однодневный тренинг.
8 дней по следующему сценарию:
А) Методологические составляющие программы:
В процессе реализации программы мы будем использовать методы и приемы популярного образования, широко используемые такими известными международными организациями, как Мировой банк, WIDE, WLDI, NEWW и др.
В) Методические основы реализации семинаров:
ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ?
КТО МОЖЕТ БЫТЬ УЧАСТНИКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ?
Мы можем пригласить только 20 человек: 15 из европейской части России и 5 из Москвы и Подмосковья. В качестве участников программы на конкурсной основе будут отобраны преподаватели высших учебных заведений, аспиранты, читающие лекции по гендерным исследованиям, феминологии и специалисты, ведущие научную работу в сфере гендерных исследований. Мы считаем необходимым в отдельных случаях рассмотреть вопрос об участии представителей НКО, имеющих необходимый уровень подготовки и занимающихся реализацией образовательных программ по проблемам прав женщин и прав человека. Критерием отбора будет возможность участников разработать и внедрить в преподавательскую практику оригинальные спецкурсы по теме "Гендер и глобализация", инициировать тематические тренинги или семинары.
Условием допуска к конкурсу будет согласие руководства организаций, в которых работают претенденты, на их участие в образовательной программе и предоставление отпуска на период обучения.
КАКИЕ РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ МЫ НАМЕРЕНЫ ПРЕДОСТАВИТЬ?
В качестве учебных материалов к началу образовательной сессии будут подготовлены:
Размещение материалов программы в Интернет.
По ходу реализации программы будут вывешены темы лекций и их краткое содержание, списки участников, их статус, география; в конце проекта будет вывешен отчет о его результатах, предоставлены контактные данные участников программы для укрепления сообщества экспертов по "Гендеру и глобализации".
Коротко об организаторах образовательной программы и об ИСЭПН РАН
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН создан в 1988 г. на базе ряда научных подразделений Российской Академии наук. Главная цель его научной деятельности - разработка теории и методологии исследований трансформационных процессов, социально-экономических проблем народонаселения и методов их решения.
Приоритеты в работе Института связаны с анализом и прогнозированием экономической и демографической ситуации, разработкой стратегии социальной политики, созданием эффективного механизма социальной защиты населения. Особое значение имеют новые исследовательские направления: оценка качественного потенциала населения, формирование гендерных отношений в обновляющемся российском обществе, становление новой социальной структуры.
Аналитические доклады Института, отражающие специфику реалий переходного периода российского общества, получили широкую известность в профессиональных кругах и были использованы органами государственной власти в их практической деятельности: "Новые социальные технологии и общественные трансформации в России", "Социальная доктрина переходного периода и концепция Программы действий", "Глобализация и население".
В Институте 16 научных подразделений, в том числе Лаборатория гендерной экономики, на базе которой сформировался Московский Центр гендерных исследований. Он обладает крупнейшей в России библиотекой, содержащей большое собрание литературы. Профессиональные библиотекари имеют опыт работы со слушателями образовательных программ по оказанию библиографических и иных консультаций. Слушатели имеют возможность работать на компьютерах и пользоваться ресурсами Интернет ИСЭПН РАН и МЦГИ.
Сотрудники ИСЭПН РАН - д. э. н. М. Малышева и к. ф. н. Е. Баллаева сотрудничают с крупнейшей сетью женских организаций Women in Development Europe, занимающиейся развитием экономического образования для женщин в контексте проблем глобализации. Они прошли специальный тренинг по проведению образовательных программ "Женщины и рыночная экономика", который WIDE проводил в мае 2000 г., а также принимали участие в консультациях WIDE в 2000 и 2001 гг. в Брюсселе и Вене.
ФЕМИНИСТКИ НАДЕЮТСЯ СДЕЛАТЬ 2016 ГОД ПЕРЕЛОМНЫМ
Интервью с Лесли Абдела и Соней Циммерманн, опубликованное в газете "Мегаполис"
(Казахстан) 19.12.01
Получено от FemLine (femline@women.kz)
Планирование долгосрочной программы женских НПО по продвижению женщин в политику было главной целью семинара ОБСЕ, который состоялся 4-6 декабря в Алматы. Главным экспертом и консультантом семинара была Лесли Абдела - известный общественный деятель и журналистка из Лондона.
В 1980 г. Лесли Абдела организовала “Группу 300” - кампанию, направленную на участие женщин в политике. В 1980 году, несмотря на то, что годом раньше Маргарет Тэтчер стала премьер- министром, в парламенте Великобритании было 616 мужчин и только 19 женщин. Спустя 21 год число женщин в британском парламенте выросло на 600 процентов, и сегодня каждая партия выдвигает все больше кандидатов-женщин
- Госпожа Абдела, вы феминистка?
- Да, конечно. И мужчина, которого я люблю, тоже феминист.
- Насколько эффективна в Великобритании деятельность “Группы 300”?
- Наиболее результативной она была примерно между 1980 и 1990 годами. Ее основной деятельностью стало развитие женского движения в политических партиях и за их пределами. Позже появилось огромное количество других людей и организаций, которые стали продолжать и развивать эту работу.
- Разрабатываемый на семинаре план продвижения женщин в политику рассчитан на 15 лет. Это план, разработанный “Группой 300”?
- 15-летнюю программу создают женщины Казахстана. Кому-то может показаться, что это достаточно долгий срок, но изменение менталитета общества - длительный процесс. Важно продумать мониторинг выполнения этого плана.
При продвижении женщин в политику должен пройти период не менее трех-четырех выборов, только после этого наступают значимые изменения. Похожая методика уже успешно опробована нами в Великобритании. В 1989 году лейбористская партия приняла собственное решение о квотировании. Вот как выглядят итоги 15-летнего выполнения нашего плана:
1983 г. - из 203 лейбористов - членов палаты представителей было только 10 женщин, 1987-й - 21, 1992-й - 37, 1997-й - 101 женщина!
Система гендерного равенства настолько проникла в наше общество, что даже королевская семья обдумывает вопрос о том, чтобы наследником престола был не первый сын, а первый рожденный ребенок: мальчик или девочка.
- Вы рассчитываете на успех в Казахстане?
- Да. В вашей стране есть безусловные предпосылки к этому. Здесь достаточно высокий уровень образования, Национальная комиссия по делам семьи и женщин разработала план действий - это очень важный шаг в поддержку женщин со стороны правительства. А совсем недавно ваш президент заявил, что хотел бы видеть в парламенте 52% женщин. Кроме того, у ваших женских НПО очень большой потенциал - они необычайно активные, и это просто здорово.
- Как вы думаете, будет ли способствовать политическому продвижению женщин в Казахстане принятие Закона “О равных правах и возможностях для женщин и мужчин”?
- Да. Это самый первый, хотя и непростой шаг. Необходимы политическая воля, ресурсы для выполнения и механизмы, которые бы работали.
Другим экспертом на семинаре была Соня Циммерман, советник по гендерным вопросам ОБСЕ/БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека).
- Госпожа Циммерман, какую цель преследует программа ОБСЕ-БДИПЧ?
- Офис ОБСЕ/БДИПЧ в Алматы работает в человеческом измерении. Он занимается правами человека, поддержкой мира, стабильности и порядка. Гендер - неотъемлемая часть нашей программы. Мы стараемся делать так, чтобы любая наша программа была гендерно чувствительна.
- Можете ли вы привести пример?
- Представим себе специальную программу, обучающую полицейских. Мы все хотели бы видеть мир, в котором полицейские уважают права женщин и понимают проблему насилия. Многие, и полицейские в том числе, почему-то считают, что если женщина идет одна ночью по улице, особенно в короткой юбке, значит, она сама провоцирует насилие, и, если на нее напали, она сама виновата. Но женщины и мужчины имеют равные права даже с наступлением темноты. И в семье муж не имеет права бить жену и наоборот.
- Что вы думаете о заявлении нашего президента о том, что женщин в парламенте должно быть 52 процента?
- Выборы в парламент должны быть в первую очередь демократическими. В них должны участвовать все слои населения на равных правах. Все кандидаты должны быть легитимны. Эти 52 процента женщин можно, конечно, не выбирать, а назначать, но это не принесет эффекта, скорее, получится наоборот. Лучше, если кандидаты - и женщины и мужчины - будут пробиваться сами. А правительство со своей стороны должно стимулировать равные стартовые возможности для продвижения женщин, в том числе и в партиях. Тем более что оно уже высказало свою заинтересованность в подготовке женщин-кандидатов. И важнейшим этапом будет принятие закона о равных правах и возможностях, о котором так много говорили на семинаре
- Вы феминистка?
- Да, конечно. Я верю в равные права женщин и мужчин, и работаю в этом направлении. Мой муж тоже феминист. Я думаю, что тот мужчина, который сделал такой выбор для себя и принял эту позицию в нашем сегодняшнем мире, - это сильный мужчина.
Евгения Бартенева
АНОНС
XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СПИДА
7-12 июля 2002 года в Барселоне (Испания) пройдет XIV Международная конференция по проблеме СПИДа. Заявки на участие принимаются до 21 января 2002 года. Дополнительную информацию можно найти на сайте www.aids2002.com