В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
Наши
поздравления!
Всероссийское
совещание "Обеспечение устойчивого развития городов России. Совершенствование
государственного технического учета"
Конкурс
сочинений "Как построить мир без насилия" и конкурс рисунков
"К миру, свободному от насилия" (Сыктывкар)
Служба
социальной адвокатуры в Сыктывкаре
По
страницам информационного бюллетеня № 24 "Молодые журналисты Алтая"
II
летняя школа телефонных консультантов РАТЭПП в Туапсе
Круглый
стол "Профилактика социального сиротства" (Барнаул)
Круглый
стол "Мифы и рифы работы за границей" в Барнауле
Программа
"Путь к успеху" в Мурманской области
Рост
преступлений на семейно-бытовой почве беспокоит женские организации Челябинской
области
В
челябинской женской колонии №5 прозвенел последний школьный звонок
Анонс
НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ!
Бюро президиума правления Российского Детского Фонда приняло решение о награждении семейного Детского Дома Светланы и Владимира Николаевых из города Снежинска Орденом Святого Благоверного Царевича Димитрия Московского и Углического Чудотворца.
Это церковная награда присуждается за высшие достижения в делах благотворительности, спасения и защиты детства частным лицам и организациям.
Этот Орден является наградой Патриарха Московского и всея Руси. Учрежден Московским Патриархатом и Российским Детским Фондом.
Орден был вручен накануне дня защиты детей 31 мая 2002 года в Челябинске на подведении итогов областного Благотворительного марафона Челябинской области.
От всей души поздравляем Светлану и Владимира с этой замечательной наградой и желаем дальнейших успехов в их подвижнической деятельности.
ИЦ НЖФ
Кстати, в результате марафона было собрано 26 млн. рублей, 11 млн. из них направлено на строительство новых детских домов, все остальное тоже детским домам. Как видим, семейные детские дома и программы по-прежнему остаются вне поля зрения местных властей.
ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ РОССИИ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕТА"
В Государственном Кремлевском Дворце 5 июня 2002 года прошло значительное событие в жизни России - губернаторы, мэры городов, дипломаты, политики и представители общественных организаций собрались на Всероссийском совещании "Обеспечение устойчивого развития городов России. Совершенствование государственного технического учета", организованном Госстроем России. Такое событие в нашей стране происходит впервые. Запланировано оно было осенью 2001 года во время первого визита исполнительного директора Программы ООН по населенным пунктам г-жи Анны Табайджуки в Москву и проводится вскоре после проведения Первого всемирного форума городов в Найроби (29 апреля -1 мая 2002года). В работе совещания приняли участие Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан, председатель Госстроя А.Ш.Шамузафаров, исполнительный директор Программы ООН по населенным пунктам Анна Тибайджуки и многие другие. Приветствовал совещание премьер-министр РФ Михаил Касьянов. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан в своем обращении к собравшимся в Кремлевском Дворце подчеркнул, что для управления процессом развития городов требуются сильные и подотчетные общественные институты, способные предоставить эффективные услуги всему населению; необходимо укреплять институты и правовые базы для того, чтобы повысить эффективность принятия решений и реализации стратегий, политики и программ развития населенных пунктов.
Осознание необходимости комплексного решения таких проблем, как нищета, бездомность, безработица, отсутствие основных услуг, социальная изоляция женщин, детей и маргинальных групп, фрагментация общества, заставляют особенно пристально вглядеться в работу по месту жительства, особенно ту, которую проводят женские организации. Необходимо повысить роль СМИ в информировании населения знаниями о лучших практиках усилий по децентрализации управления городам и являющимся средством активизации деятельности местных органов власти.
На совещание были приглашены представительницы женских общественных организаций, в том числе директор ИЦ НЖФ и члены сети женских организаций, которые занимаются проблемами устойчивого развития городов.
Очень много говорилось на совещании о проведении жилищно-коммунальной реформы, о введении ипотечного кредитования при строительстве жилья, об улучшении условий проживания граждан и т.д. По результатам работы совещания принят ряд документов, в том числе проекты Резолюции и Московской Декларации Всероссийского совещания "Обеспечение устойчивого развития городов России". В первом пункте Декларации совещания заявляется стремление "Посредством расширения международного сотрудничества в сфере устойчивого развития городов и других населенных пунктов повсеместно добиваться совершенствования методов разработки и законодательного закрепления долгосрочной политики развития систем расселения, сохранения природоохранных территорий, формирования общегосударственных каркасов транспортно-коммуникационной, производственной, инженерной и социальной инфраструктур с обязательным вовлечение в эти процессы гражданского общества и с проведением гласного общественного обсуждения разрабатываемой политики. Поощрять приведение нормативно-правовой базы безопасности развития городов в соответствие с Положениями Повестки дня на 21-й век и Повестки дня Хабитат".
Проекты Декларации и Резолюции, принятые на Всероссийском совещании "Обеспечение устойчивого развития городов России. Совершенствование государственного технического учета" выставлены в интернете (http://www.owl.ru/content/civilevents/p37186.shtml) и открыты для дополнений (Московское бюро Хабитат: тел: 215-19-20, e-mail habmoscow@mtu-net.tu).
Декларация Всероссийского совещания будет представлена на Всемирном саммите осенью 2002 года в Йоганесбурге, а также на первой сессии управляющих Программой ООН по населенным пунктам в 2003 году для выработки в рамках этой сессии конкретных мер по ее реализации.
ИЗ ПРОГРАММЫ
совещания "Обеспечение устойчивого развития городов России"
ОБРАЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ К УЧАСТНИКАМ СОВЕЩАНИЯ
5 июня 2002 г.
Господин Президент, уважаемые министры, дамы и господа,
Позвольте выразить мое глубокое удовлетворение по поводу того, что я нахожусь здесь с вами в Москве. Ваша страна и ваши города вносят важный вклад в политическое, социальное, экономическое и культурное развитие. Полагаю, что это Совещание в Кремле имеет особое значение для разработки городской политики. Решения, которые предстоит принять, должны иметь далеко идущие последствия. Я уверен, что сегодня мы делаем важный шаг на пути согласованной реализации Повестки дня Хабитат и целей, сформулированных в Декларации тысячелетия.
На Саммите тысячелетия в Нью-Йорке главы государств и правительств разных стран мира имели возможность выступить перед мировой общественностью, вселив надежду на эффективное руководство. С таким же настроением мы снова собрались вместе. Необходимо продолжать работу над общей повесткой дня - практической и реально достижимой программой, которая позволит превратить глобализацию в позитивную силу для людей всего мира; которая сделает людей свободными от страха и нужды; и позволит нам завещать нашим детям и детям наших детей устойчивое будущее.
Мы должны воплотить в жизнь идеи, заложенные в Повестке дня Хабитат, принятой шесть лет назад на Саммите городов в Стамбуле. Нам также необходимо коренным образом изменить человеческое поведение и отношения с тем, чтобы мы думали друг о друге и обо всех нас вместе, живя в независимом мире. По моему твердому убеждению это Совещание представляет уникальную возможность для обмена новыми мыслями и идеями по поводу устойчивости городов. События последнего времени заставляют нас сделать это.
В идеальном случае города являются центрами цивилизации, местами сосредоточения и пересечения разных идей, интеллектуальной мысли и инноваций. Они также могут служить моделями демократии и сосуществования многих культур. Но те же самые города могут быть и местами эксплуатации, болезней, насильственной преступности, безработицы, недостаточной занятости и исключительной бедности.
Наше движение к устойчивому развитию будет парализовано, если не будут предприняты целенаправленные действия по борьбе с городской преступностью и насилием, включая меры по предотвращению социального напряжения, снижению безработицы и искоренению бедности. Хотел бы особо подчеркнуть, что решающим фактором устойчивости является безопасность во всех формах городского развития: физическая, социальная, правовая, информационная и культурная, наряду с многими другими ее формами.
Вам прекрасно известно, какой вред городской застройке может принести терроризм, не говоря уже о потерянных жизнях, а также мирному существованию огромных городских сообществ. Перед лицом такой угрозы мы должны быть готовы дать твердый и скоординированный отпор. Необходимо бороться с терроризмом и преступностью для того, чтобы поставить развитие общества на устойчивые рельсы. Нам необходимо диагностировать исконные причины преступности и определить всех, кто может участвовать в предотвращении преступности. Для борьбы с преступностью и решения связанных с ней проблем нам потребуются консолидированные механизмы и согласованная стратегия.
На пути к лучшему миру у нас много трудностей и препятствий, замедляющих глобальный прогресс. Устойчивое развитие городов невозможно, пока условия жизни очень многих людей не улучшаются, а ухудшаются. Очень важно уже сейчас приступить к действиям для того, чтобы наши глобальные повестки дня нашли отражение в политике и практике каждого города.
Меня очень беспокоит быстрый рост числа городских семей, проживающих за чертой бедности. В городах с низкими темпами экономического развития невозможно обеспечить создание необходимого числа рабочих мест, предоставить адекватные муниципальные услуги и удовлетворить основные потребности граждан. Мы все должны взять на себя более активную роль для того, чтобы переломить эту опасную тенденцию.
Городам нужны конкретные подходы и методология для усовершенствования управления, включая стратегические подходы к разработке планов и мер, направленных на снижение городской бедности и социального неравенства, повышения экономического и социального статуса всех граждан и защиты окружающей среды с учетом устойчивости. В связи с этим следует отметить важность обеспечения устойчивых средств к существованию через образование и обучение.
Ухудшение состояния окружающей среды - еще один тормоз на пути к устойчивости. Проблемы, угрожающие здоровью населения и качеству жизни должны решаться самым решительным образом. Это глобальная проблема, хотя корни ее находятся на местном уровне, где осуществляется множество видов деятельности, наносящих ущерб глобальной окружающей среде. Эти проблемы невозможно решить без комплексной и всесторонней политики, направленной на создание институтов для развития местного потенциала и расширения сети таких институтов.
Хотел бы добавить, что эффективное и устойчивое развитие населенных пунктов невозможно без эффективного распределения полномочий между всеми структурами, принимающими решения. Во многих случаях процесс городского развития привел к созданию метрополитенских центров, выходящих за рамки административных границ первоначальных городов, в то время как местные власти имеют иные возможности и приоритеты и страдают от отсутствия или недостатка координации.
Нам необходимо активизировать наши усилия для достижения эффективного распределения обязанностей и укрепления институциональной структуры и механизмов координации политики.
Для того, чтобы стимулировать развитие тех населенных пунктов, которые, действительно, являются устойчивыми, нам необходимо обеспечить участие населения в планировании и принятии решений. При этом важный вклад в развитие населенных пунктов могут внести общественные организации, помогая создавать сильные и согласованные сообщества, а также развивать чувство социальной солидарности, привнося в этот процесс важные экономические результаты.
Для управления процессом развития городов требуются сильные и подотчетные общественные институты, способные предоставить эффективные услуги всему населению. Необходимо укреплять институты и правовые базы для того, чтобы повысить эффективность принятия решений и реализации стратегий, политики и программ развития населенных пунктов.
Будущее наших городов будет зависеть от нашей возможности начать действовать уже сейчас. Я знаю, что существуют множественные разногласия между принятыми обязательствами и политической волей для их выполнения. Это серьезная проблема и мы должны решить ее. Необходимо ликвидировать разрыв между политическими лозунгами по устойчивым городам и практическими действиями. Именно таким путем можно будет сделать наши города более жизнеспособными.
Я желаю вам успеха в вашем начинании и буду ждать результатов Совещания.
КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ "КАК ПОСТРОИТЬ МИР БЕЗ НАСИЛИЯ" И КОНКУРС РИСУНКОВ "К МИРУ, СВОБОДНОМУ ОТ НАСИЛИЯ" (СЫКТЫВКАР)
Любовь, совесть, доброта каждого к каждому - это три кита, на которых, по мнению детей, можно построить мир без насилия.
Накануне Международного дня семьи (15 мая) в Сыктывкаре были подведены итоги республиканского конкурса сочинений "Как построить мир без насилия" и рисунков "К миру свободному от насилия", а в канун Международного дня защиты детей (1 июня) победители получат призы и дипломы.
Этот конкурс стартовал в школах Республики Коми с 29 ноября 2001 г. в рамках Информационно-просветительской кампании "Жизнь без насилия - это наше право", которую проводит женская неправительственная организация Женская Палата под эгидой ЮНИФЕМ. Его учредили Женская Палата совместно с Союзом женщин РК и Министерством образования и высшей школы РК с целью повысить уровень осведомленности школьников о проблеме насилия, как о преступлении и нарушении прав человека.
В течение 4 месяцев в разных городах и районах республики ребята готовили сочинения и рисунки, из них 50 сочинений и 65 рисунков стали победителями школьных, городских (районных) этапов и были представлены на республиканскую конкурсную комиссию. Примечательно, что большинство детей, принявших участие в конкурсе, живут в отдаленных поселках сельских районов республики.
Главным критерием для определения лучших сочинений был один: есть ли в сочинении ответ на вопрос "Как построить мир без насилия?". В итоге были выбраны 8 наиболее интересных работ, в которых ребята предложили самые разные концепции построения мира без насилия: от серьезных государственных изменений под девизом "каждый человек для государства - ценность" до сказок, где в мире без насилия живут лишь животные. Трое старшеклассников из Воркутинской гимназии № 1 предложили на конкурс результаты собственного исследования на тему насилия. Они сделали анализ центральных телеканалов с целью выяснить, как много передач пропагандируют насильственные отношения между людьми, попытались разобраться, насколько они влияют на детей и взрослых, и представили конкретные предложения по изменению характера и сетки вещания на телевидении. Хотя это исследование и не соответствует заданному конкурсом жанру сочинения, но оно так впечатлило серьезностью и основательностью в подходе к теме, что эксперты решили включить его в число победителей.
Победителями конкурса рисунков стали 10 ребят из Сосногорска, Инты, Воркуты и Сыктывкара. В каждой работе выразилось личное отношение ребенка к теме насилия: кто-то нарисовал свою счастливую семью и уютный дом, где нет насилия, кто-то - перечеркнутую сцену домашнего насилия, кто-то освобожденных из зоопарка зверей.
И в сочинениях и в рисунках детей объединяет то, что они представляют мир без насилия, как мир, где нет денег, где каждый человек - ценность, все люди летают, животные мирно соседствуют с людьми, никто не убивает друг друга, у всех всего достаточно, у всех есть своя ниша, люди самодостаточны и учатся на ошибках истории, не повторяя их. Дети выстраивают собственную модель мира без насилия, которая не соприкасается с реальным миром, в котором они живут. И это стремление вполне объяснимо желанием отгородится от мира насильственных отношений, тем более, что многие их тех, кто прислали работы на конкурс, сами пережили эмоции связанные с насилием, очень точно выразив свое эмоциональное состояние.
Естественно и то, что большинство из ребят ищут причину насилия в деньгах, в правительстве, во взрослых, но крайне редко в себе самих.
Этот конкурс и предшествующие ему беседы с детьми в рамках Информационно-просветительской кампании "Жизнь без насилия" дали толчок для обсуждения проблемы насилия среди школьников. Работы детей свидетельствуют, что эта тема практически не обсуждается в школе, ребята ищут примеры насильственных отношений между людьми в литературе, в истории, на примере других стран, т.е. вне своего личного опыта.
Продолжение просветительской работы с детьми по проблеме насилия в рамках кампании "Жизнь без насилия" планируется с начала нового учебного года в школах республики, а работы детей, присланные на конкурс, помогут при ее проведении. Рисунки детей будут оформлены в передвижную выставку для школ республики, а сочинения войдут в рукописный журнал. Главная цель занятий с детьми по проблеме насилия, чтобы ребята знали, что есть ненасилие и насилие как вид отношений, и научились выбирать сами, на каком из этих принципов строить свои отношения с другими людьми. Установка, что "насилие - это где-то, с кем-то, но не с нами и не здесь" очень опасна тем, что, столкнувшись с ситуацией насилия в собственной жизни, ребенок, подросток не сможет оценить и найти выход из ситуации.
Петунина Елена,
руководитель службы социальной информации
Центра управления для женщин ПРООН
в Республике Коми
wmncentr@parma.ru
СЛУЖБА СОЦИАЛЬНОЙ АДВОКАТУРЫ В СЫКТЫВКАРЕ
В Сыктывкаре начала работу служба социальной адвокатуры. Цель ее работы - организация системы социально-юридической помощи жертвам домашнего насилия. Любой человек, попавший в ситуацию домашнего насилия, может обратиться в центр за помощью. Специалисты центра не только дадут юридические и психологические консультации, но и помогут жертве насилия в судебном процессе. Кроме того, социальные адвокаты окажут содействие в оформлении различных юридических документов, предоставят услуги юридической библиотеки службы социальной адвокатуры. Консультации проводятся социальными адвокатами бесплатно, каждый четверг с 16 до 18 часов, по адресу: ул. Маркова, 13, каб. 403
Всего в Сыктывкаре четыре социальных адвоката. Это представительницы общественных организаций Коми, которые прошли обучение в Москве при Американской ассоциации юристов по программе "Предотвращение домашнего насилия".
ПО СТРАНИЦАМ ИНФОРМАЦИОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ № 24 "МОЛОДЫЕ
ЖУРНАЛИСТЫ АЛТАЯ"
Тел./факс: (385-2) 26-14-05, e-mail: yaj@yaj.ru
II ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ТЕЛЕФОННЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ РАТЭПП В ТУАПСЕ
С 18 по 25 июня в Туапсе проходит "II летняя школа телефонных консультантов Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи" (РАТЭПП). В работе школы принимают участие представители РАТЭПП из городов России, гости из Бельгии, Беларуси, Абхазии, Украины. В числе участников - заведующая отделением кризисной телефонной линии Алтайского кризисного центра для мужчин Любовь Сковоронская. В Туапсе ей предстоит провести семинар по теме "Особенности дистантного консультирования абонентов-мужчин, переживающих кризис". В рамках программы "Летней школы" - тренинги, мастерские, лекции по особенностям консультирования по вопросам работы с психическими, сексуальными девиациями. Так же специалисты обсуждают новые аспекты фандрайзинга, создания имиджа психолога-консультанта. Летняя школа для психологов-"телефонистов" - это возможность поделиться опытом друг с другом в различных направлениях деятельности служб телефонного доверия. Школа РАТЭПП предназначена как для начинающих, так и для уже практикующих специалистов и руководителей телефонов доверия, психологических центров и служб, а так же для специалистов, работающих в области психологии, психотерапии, образования, социальных работников.
Контактный телефон: (3852) 35-86-48 (Максим Костенко, директор Алтайского Кризисного центра для мужчин).
КРУГЛЫЙ СТОЛ "ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА" (БАРНАУЛ)
25 июня в Барнауле прошёл круглый стол по теме "Профилактика социального сиротства среди особых семей". Его организовало Алтайское отделение агентства социальной информации в рамках проекта "Изменение отношения общественности к проблеме социального сиротства". Основная цель встречи - это привлечь внимание людей к проблемам детей с ограниченными возможностями, а также осветить успешные модели помощи таким детям и их семьям, способствующие предотвращению социального сиротства. Среди приглашённых были как представители государственного сектора, так и общественных структур. Так, здесь присутствовали Сергей Быков, главный специалист по охране прав детства отдела социальных и семейно-демографических проблем администрации Алтайского края, Татьяна Абакумова, председатель городского комитета по социальной защите населения, Вера Волошина, руководитель общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов "Незабудка" и другие. Татьяна Абакумова отметила, что в Алтайском крае много общественных организаций инвалидов и это является положительным моментом. По ее словам, именно общественные организации, объединяющие семьи с детьми-инвалидами, помогают родителям пережить личную драму, а также лучше и быстрее способствуют решению различных проблем, нежели властные структуры. Особое внимание на встрече уделили отношению общественности к детям с ограниченными возможностями. Как говорит Вера Волошина, многие думают, что инвалиды - это дети наркоманов и алкоголиков, обуза для своих родителей. По её словам, все почти 200 детей, занимающихся в "Незабудке", - самые желанные в семьях. О стереотипах, существующих в обществе, говорила и Ольга Стародубцева, координатор отдела по работе с детьми с синдромом Дауна Алтайского спортивно-оздоровительного клуба инвалидов "Инв-Эско-Спорт". Почти все программы этого отдела направлены на достижение главной цели - профилактику сиротства детей с синдромом Дауна. Ольга Стародубцева отметила, что рождение ребёнка с ограниченными возможностями не трагедия, а посланное свыше испытание. "Поэтому когда в роддоме врачи советуют матери подписать отказную на своего ребёнка, говоря, что ребёнок-инвалид только испортит жизнь, женщина не должна верить в это", - говорит Ольга Владимировна.
Контактный телефон: (3852) 26-14-05 (Марина Шуркина, Алтайское отделение агентства социальной информации).
КРУГЛЫЙ СТОЛ "МИФЫ И РИФЫ РАБОТЫ ЗА ГРАНИЦЕЙ" В БАРНАУЛЕ
21 июня в Барнауле прошёл круглый стол "Мифы и рифы работы за границей". Его организатором выступило некоммерческое партнёрство "Женский альянс" в рамках программы "Предотвращение незаконного вывоза женщин и девушек".
Одной из главных целей встречи было обсудить проблему трэффика и идеи его предотвращения в Алтайском крае. Точных цифр о незаконном вывозе и торговле женщинами в крае нет, как и нет таких данных по стране в целом. Дело в том, что чаще всего жертвы трэффика предпочитают по возращению из-за границы не рассказывать о своём горе. Однако есть и другая проблема: многие просто не знают, куда обратиться с вопросами. Специалисты некоммерческого партнёрства "Женский альянс" отмечают, что при реализации программы "Предотвращение незаконного вывоза женщин и девушек заграницу", сразу выявилось направление, в котором нужно работать. Во многом помог определиться опрос, который организация проводила среди студенток и учащихся 12-ти учебных заведений Барнаула в сентябре-октябре 2001 года. Его целью было определить степень осведомлённости девушек по проблеме международной секс-торговли и установить, насколько девушки заинтересованы в выезде из России. Выяснилось, что уровень информированности по проблеме очень низок. Так, более 90% опрошенных "знают кое-что" или "мало знают" о торговле людьми. В то же время, по сообщению специалистов партнёрства "Женский альянс", почти половина девушек ответили, что, не раздумывая выехали бы заграницу, если бы появилась реальная возможность. Поэтому реализация программы направлена на информационно-профилактическую работу.
Организаторы круглого стола также уверены, что в основе стремления российских женщин оказаться за рубежом лежат экономические факторы. Как говорит представитель некоммерческого партнёрства Марина Забродина, именно поэтому подопечным "Женского альянса" помимо предоставления нужной информации также помогают найти достойное применение профессиональных навыков и способностей у себя в стране. Клиенток знакомят с деятельностью службы занятости, а кроме того, даже обучают навыкам планирования бизнеса.
Контактный телефон: (3852) 26-99-17, 26-99-27 (Марина Забродина, специалист некоммерческого партнёрства "Женский Альянс").
ПРОГРАММА "ПУТЬ К УСПЕХУ" В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Пять тысяч женщин Мурманской области с 1 июля пройдут обучение в рамках российско-американской программы "Путь к успеху". Организован проект Конгрессом женщин Кольского полуострова и американской благотворительной организацией Совет по Международным исследованиям и Обменам. Об этом РИА "Новости" сообщили в среду, 19 июня, в Конгрессе женщин Кольского полуострова.
Главной целью программы является укрепление и повышение социального и экономического статуса женщин Мурманской области. В первую очередь речь идет о так называемой "группе риска": девушках и женщинах в возрасте от 15 до 30 лет, которые наиболее часто становятся жертвами торговли "живым товаром".
По данным организаторов программы, ежегодно в мире 4 млн. человек становятся жертвами торговли людьми.
В рамках проекта "Путь к успеху" женщины получат правовые и психологические консультации. В Мурманске и городах области для участниц проекта будет организовано обучение основам предпринимательства и компьютерной грамотности. Женщины, прошедшие обучение основам предпринимательства, получат гранты на осуществление своих проектов.
Программа рассчитана на 16 месяцев и финансируется министерством труда США.
РОСТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ ПОЧВЕ БЕСПОКОИТ ЖЕНСКИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Очередное заседание Совета общественного движения женщин Челябинской области, которое состоялось 18 июня 2002 г., было посвящено насилию в семье. Как сообщила агентству "Урал-Пресс-Информ" член Совета, кандидат педагогических наук Наталья Кустова, в последнее время эта проблема становится очень актуальной, поскольку наблюдается рост преступлений на семейно-бытовой почве и пострадавшей стороной чаще всего оказываются женщины.
Если в 2001 году в Челябинске было зарегистрировано 215 таких преступлений, а в области - 1113, то за 4 месяца текущего года соответственно - 471 и 1478. В связи с этим участники заседания, в числе которых были председатели районных и городских женских организаций, кризисных центров, специалисты органов соцзащиты, приняли обращение к депутатам Государственной думы РФ и Законодательному собранию Челябинской области.
Члены Совета просят рассмотреть проект закона о предотвращении насилия в семье на государственном уровне. По словам Натальи Кустовой, проект давно готов, но на рассмотрение его не принимают, мотивируя отказ ресурсоемкостью проекта. К правительству области женские организации обращаются с предложением оказать финансовую поддержку в выпуске практического пособия для женщин, попавших в кризисную ситуацию.
Принято обращение и в областной комитет государственной статистики: Совету необходимы статистические данные по этой проблеме, которых пока нет ни в ГУВД области, ни в органах соцзащиты, ни в кризисных центрах.
В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ЖЕНСКОЙ КОЛОНИИ №5 ПРОЗВЕНЕЛ ПОСЛЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК
Во вторник, 18 июня, для 24 женщин, отбывающих наказание в женской колонии N 5 в Челябинске, прозвенел последний школьный звонок. Все они в этот день получили аттестаты об основном общем образовании.
Из двух тысяч осужденных колонии 150 женщин в возрасте до 30 лет не имели такого документа. Добровольцами, изъявившими желание сесть за парту, стали 30 из них. Именно они и стали первыми ученицами открывшегося 1 сентября 2001 года при колонии учебно-консультационного центра. Однако до финиша по разным причинам дошли лишь 24 из них.
По собственному признанию великовозрастных учениц, решиться на такой шаг было не просто - многие из них школьные знания не обновляли по 10 и более лет, а некоторые имели за плечами лишь пятиклассное образование. Тем не менее, считают педагоги 140-й школы в Металлургическом районе Челябинска, которые вели обучение в колонии, их подопечные были весьма прилежными ученицами и свои аттестаты получили вполне заслуженно.
АНОНС
БАРНАУЛЬСКИЙ СЕМИНАР "ЖЕНЩИНА И ПОЛИТИКА"
2 июля в Барнауле пройдет семинар "Женщина и политика", организованный Лигой избирательниц Алтая совместно с Алтайской школой политических исследований. Семинар состоится в рамках международной конференции "Современная Россия и мир: альтернативы развития". В числе учредителей конференции Алтайская школа политических исследований (ответственный организатор), администрация Алтайского края, краевое отделение Российской ассоциации политической науки, Алтайский государственный университет и Конгресс интеллигенции Алтая.
На семинаре выступят известные в крае женщины-политики и специалисты по гендерным исследованиям.
В первой половине дня на пленарном заседании конференции заместитель председателя комитета по социальной политике Краевого Совета народных депутатов Ирина Солнцева выступит с докладом об участии женщин во власти в современной России.
Во второй половине дня на семинаре предполагаются выступления Ларисы Управителевой (к.ф.н., доцент кафедры философии АГУ) на тему: "Основные проблемы феминизма и гендерных исследований", Натальи Вильчик (руководитель международного центра "Культура без границ") с докладом "Роль женщин в продвижении общественных инициатив НКО Алтайского края" и Марии Белоусовой (к.с.н., сотрудник кафедры "Социальная работа" АГУ) на тему: "Современные стратегии защиты прав человека женскими общественными организациями Алтайского края".
"Женщина и политика" - второй семинар, организованный Лигой избирательниц Алтая. Эта общественная организация зарегистрировалась в ноябре 2000 года и вскоре собрала деловых женщин края на семинар "Как женщине победить на выборах".
Лига избирательниц Алтая входит в сеть Российских организаций, деятельность которых направлена на формирование правового гражданского общества и привлечение женщин к общественной и политической жизни. Центр Лиги избирательниц находится в Санкт-Петербурге.
Контактный телефон: (3852) 33-17-84 (Зоя Анатольевна Картушина)
E-mail: liga-alt@ab.ru
Сайт конференции в Интернет: http://ashpi.narod.ru/conf2002.html
Сайт Лиги избирательниц: http://www.liga-rf.ru
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
ГРАНТОВЫЕ КОНКУРСЫ ПРО-НКО
Конкурсы малых грантов реализуются во всех четырех целевых регионах программы ПРО-НКО и направлены на развитие социальных услуг, молодежных программ, помощь социально незащищенным слоям населения, а также защиту окружающей среды.
Эти конкурсы осуществляются с максимальным участием ресурсных центров, которые опираются на собственный опыт и знание региональных потребностей. При этом Про-НКО видит свою первостепенную роль в помощи ресурсным центрам в управлении программами малых грантов.
ГРАНТОВАЯ ПРОГРАММА 2002-2003 ГГ.
Все грантовые конкурсы проводятся в рамках программы Про-НКО, которая финансируется Агентством США по международному развитию и администрируется московским представительством АЙРЕКС. Информация об АЙРЕКС и Программе Про-НКО на сайте http://www.irex.ru
e-mail: prongo@irex.ru
Сибирский регион (www.cip.nsk.ru)
Грантовая программа 2002-2003 гг., разработанная Сибирским Центром Поддержки Общественных Инициатив (СЦПОИ), предполагает проведение трех конкурсов. Общий грантовый пул конкурсов составляет $155000.
1. "Усиление некоммерческого сектора Сибири" - конкурс проектов НКО на развитие услуг некоммерческих организаций, повышение активности граждан в экономической и общественной жизни сообщества, а также повышение социальной активности молодежи и защиты интересов граждан.
Проекты до $6000 продолжительностью до 9 месяцев, грантовый пул $96000
2. "Инициативы Сибирских территорий" - специализированный конкурс для НКО из городов и населенных пунктов Сибири, не являющихся административными центрами; на поддержку проектов, направленных на развитие инициатив населения; продвижение и общественную защиту интересов и прав граждан; создание центров общественного притяжения, привлекающих население и, в частности, инициативные группы, к решению социальных проблем местного сообщества.
Проекты до $2500 продолжительностью до 6 месяцев, грантовый пул $30000
3. "Оперативный грант" - текущий ежемесячный конкурс небольших проектов в рамках миссии организации.
Проекты до $700 продолжительностью до 2 месяцев, грантовый пул $29,000
Южно-российский регион (www.srrc.ru)
Грантовая программа 2002-2003 гг., предложенная Южным Региональным Ресурсным Центром ( ЮРРЦ), включает два конкурса. Общий грантовый пул конкурсов $100000
1. "Социально значимые проблемы местного сообщества" - конкурс, направленный на развитие навыков решения серьезных социальных проблем.
Проекты до $7000 продолжительностью до 6 месяцев, грантовый пул $70,000
2. "Первый грант" - конкурс для НКО, ранее не имевших опыта управления целевыми средствами, содействующий активизации общественной деятельности регион.
Проекты до $1000 продолжительностью до 4 месяцев, грантовый пул $30000
Самарская область (e-mail: povolzjie@mail.samtel.ru)
Грантовая программа Ассоциации "Поволжье" предполагает проведение четырех конкурсов. Грантовый пул $75000
1. Конкурс социальных проектов НКО Самарской области
Проекты до $4000 продолжительностью до 6 месяцев, грантовый пул $40000
2. Конкурс добровольческих проектов НКО
Проекты до $500 продолжительностью до 2 месяцев, грантовый пул $7000
3. Конкурс проектов на реализацию социальных инициатив детских и молодежных объединений и ТОСов
Проекты до $1500 продолжительностью до 3 месяцев, грантовый пул $18,000
4. Конкурс проектов некоммерческих организаций Кинель-Черкасского района
Проекты до $4000, грантовый пул $20,000, из них $10000 за счет местного бюджета.
Новгородская область (www.ngosnews.ru)
Грантовая программа 2002-2003 гг. Северо-западного центра общественного развития включает два конкурса. Общий грантовый пул $25000
1. Конкурс проектов по оказанию социальных услуг населению
Проекты до $4000 продолжительностью 6 месяцев, грантовый пул $20000
2. Конкурс мини-проектов на проведение общественно-значимых мероприятий
Проекты от $100 до $500 продолжительностью до 2 месяцев, грантовый пул $5,000
ПОДЧИНИТСЯ ЛИ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ВОЕННОМУ ДИКТАТУ?
(Из ИНФО-АГС, выпуск N 23)
КТО ЕСТЬ ВЛАСТЬ В РОССИИ
19 июня Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "Об альтернативной гражданской службе". На заседании столкнулись две позиции - Комитета по законодательству Государственной Думы и Правительства. Первую отстаивал депутат ГД А.Е. Баранников, вторую - министр труда А.П. Починок.
Коалиция общественных организаций "За демократическую АГС" поддерживала позицию Комитета, который, приняв более сотни поправок, сумел превратить законопроект из очень плохого в довольно приемлемый вариант.
Однако такой вариант не устраивал Генштаб. Сорвав все согласительные мероприятия и переговоры, шедшие в Правительстве и в администрации Президента между представителями законодательной и исполнительной властями и представителями Коалиции, военные фактически навязали Правительству свою волю, исполнителем которой и стал в Государственной Думе Починок.
В самом начале заседания Починок вынес на отдельное голосование 67 поправок из таблицы поправок, рекомендованных к принятию Комитетом (небывалый случай в истории Думы). Позицию Починка солидарно поддержали четыре проправительственные фракции (Единство, Отечество - вся Россия, Народные депутаты и Регионы России), превратив фактически все голосование в фарс (коммунисты и аграрии вообще не участвовали в голосовании, в зале присутствовало около 60-80 депутатов). Все 67 поправок, содержащие все значительные изменения демократического толка, предложенные Комитетом в законопроект, были отклонены.
Самая серьезная потеря, делающая закон практически не работающим - то, что юноша может быть направлен на гражданские должности в военные организации без его согласия. Дума также оставила в редакции первого чтения бессмысленную и издевательскую процедуру направления на АГС (двукратное прохождение призывной комиссии, первая из них до медицинского освидетельствования)
Великодушно Починок оставил следующие поправки Комитета:
1) Статья 12. Пункт 2. Призывная комиссия оценивает (исправлено на рассматривает) доводы заявителя о том, что его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на основании:
2) Исключены индивидуальные беседы военкома с призывником (пятый абзац пункта 2 статьи 12 исключен):
Этот абзац включал в число оснований для оценки доводов индивидуальные беседы с гражданином, подавшим заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, его родителями (другими законными представителями), представителями организации (преподавателями образовательного учреждения), в которой он работает (работал) и (или) учится (учился), лицами, которые согласны подтвердить достоверность указанных в заявлении причин и обстоятельств, побудивших гражданина ходатайствовать о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской служб
3) Добавлено необходимость мотивировки решения об отказе:
Статья 12. Пункт 3. Абзац первый.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо мотивированное решение об отказе в такой замене.
4) Статья 15.
Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ДОПОЛНЕНО:
В случае обжалования гражданином решения призывной комиссии выполнение решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
5) Статья 20. Пункт 3. Абзац второй.
Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, в одном здании либо в одном комплексе зданий с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается ( ДОПОЛНЕНО: "в одном здании либо в одном комплексе зданий").
6) Статья 21. Пункт 2. Абзац пятый выглядел так:
Запрещено совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях, а также заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Исключены слова "а также заниматься другой оплачиваемой деятельностью":
7) Пункт 3 статьи 24 исключен.
Статья 24. Пункт 3.
3. Гражданин, прошедший альтернативную гражданскую службу, может быть привлечен в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, на срок не более двенадцати месяцев за весь период пребывания в запасе с сохранением за ним места работы. Продолжительность каждого такого привлечения не может превышать двух месяцев.
Остальные поправки, предложенные Комитетом и принятые Думой, носят редакционный характер.
Поправка председателя Комитета по законодательству П.В. Крашенникова о зачете службы АГСникам в Нижнем Новгороде была также вынесена Починком на отдельное голосование и, естественно, отклонена. Починок заявил, что все спорные вопросы будут решаться в суде. И суд, скорее всего, - по мнению Починка - зачтет им настоящее время работы в больнице в срок службы.
Затем были проголосованы и, естественно, приняты поправки, внесенные лидерами четырех проправительственных фракций:
1) В статью 4 законопроекта добавлен новый пункт:
"2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане, в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают".
2) Срок АГС составляет 1,75 от срока воинской службы (42 месяца), а при прохождении АГС на гражданских должностях в организациях Вооруженных Сил - 1,5 от срока воинской службы (36 месяцев).
3) Прохождение гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
После отклонения всех демократических поправок, Дума проголосовала за принятие законопроекта во втором чтении. (Примечание ИЦ НЖФ: поименный список депутатов с результатами этого голосования имеется в ИЦ НЖФ).
Закон фактически принят в редакции первого чтения, с учетом вышеупомянутых поправок.
Военные провели все, что они хотели, показав нам, КТО есть власть в России.
Но не будем отчаиваться. Впереди еще третье чтение (которое, по всей вероятности, будет перенесено на осень), утверждение в Совете Федерации, подписание Президентом, запрос в Конституционный Суд, борьба за военную реформу и т.д. Путь к гражданскому обществу в России, оказывается, не такой прямой и простой, как нам хотелось бы. Крепка еще советская власть!
Военный сапог растоптал наметившийся было процесс сотрудничества власти и общества, и ГЕНШТАБ может торжествовать победу. Но для России - это Пиррова победа.
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВСЕМ, ПОДДЕРЖАВШИМ ПОЗИЦИЮ КОАЛИЦИИ!
С ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКОЙ МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОБЕДИМ!
Людмила Вахнина, Сергей Кривенко
info-ags@mtu-net.ru
http://ags.demokratia.ru/
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
28 июня Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект "Об альтернативной гражданской службе". О том, как принимался этот закон, какому давлению со стороны исполнительной власти подвергались депутаты - тема отдельного выпуска. Текст принятого законопроекта имеется в ИЦ НЖФ