В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
Семинар "Развитие механизма защиты прав женщин на различных этапах досудебной и судебной практики"
Новости от Фемины (Набережные Челны)
Летняя
школа по методологии гендерной экспертизы действующего законодательства
Сборник
"Права человека для женщин"
Всемирный
форум неправительственных организаций по проблеме старения (ВФНОПС)
Сообщение
о социологическом исследовании в рамках информационной кампании ЮНИФЕМ
"Жизнь без насилия - это наше право"
Проект
"Искусство феминизма: взгляд из Восточной Европы"
Вода
камень точит
Внимание,
конкурс!
Конкурс грантовых программ на 2002-2003 гг. Фонда Американской aссоциации женщин с университетским образованием
Конгресс
сельских женщин Третьго мира
Конференция
по глобализации, насилию, неправительственным организациям и негосударственной
деятельности
Правительство
забыло о правах человека
В
армии служит каждый третий. А сколько нужно?
СЕМИНАР "РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН НА РАЗЛИЧНЫХ
ЭТАПАХ
ДОСУДЕБНОЙ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ"
ПРЕСС-РЕЛИЗ
РОО ИНГО Кризисный центр для женщин (г. Санкт-Петербург) и Карельский центр гендерных исследований (г. Петрозаводск) при помощи Канадского фонда поддержки российских женщин 13 мая 2002 года проводят семинар "Развитие механизма защиты прав женщин на различных этапах досудебной и судебной практики".
Цель данного семинара - привлечь внимание общественности к фактам нарушения прав женщин, предложить инновационные механизмы защиты прав женщин с учетом международного и российского опыта деятельности Уполномоченного по правам человека.
В ходе семинара будут проанализированы конкретные случаи нарушения прав женщин, показаны видеоматериалы, представлены результаты мониторинга нарушений и проведен тренинг для сотрудниц общественных организаций по работе с пострадавшими от насилия, участковых инспекторов милиции и представителей комиссий по вопросам улучшения положения женщин.
С учетом предложений участников семинара принят итоговый документ.
МЕМОРАНДУМ О НАМЕРЕНИЯХ
Мы, участники семинара "Развитие механизма защиты прав женщин на различных этапах досудебной и судебной практики" (13 мая 2002 года г. Петрозаводск, Республика Карелия), принимая во внимание серьезность проблемы нарушения прав женщин на различных стадиях досудебной и судебной практики, предлагаем:
1.Органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам Республики Карелия:
1.1. Активнее формировать государственную политику в отношении защиты прав женщин;
1.2. При необходимости запрашивать информацию, документы и доказательства нарушений прав женщин у организаций всех трех секторов экономики (государственного, бизнес и некоммерческого);
1.3. Отслеживать и обеспечивать разрешение вышеуказанных ситуаций в пределах своей компетенции;
1.4. Принимать меры к ликвидации нарушений прав женщин на различных этапах досудебной и судебной практики на основании предоставляемой общественными организациями информации;
1.5. Предоставлять ответы на запросы о принятых мерах и проведенных мероприятиях по указанным нарушениям в порядке, предусмотренном законом;
1.6. Принимать своевременные и адекватные меры к защите прав женщин, пострадавших от насилия, а также к обеспечению их личной безопасности и жизни в пределах своей компетенции;
2.Общественным организациям:
2.1. Принимать меры к учету и регистрации случаев нарушения прав женщин и отслеживать работу своих организаций по ним;
2.2. Принимать меры к обеспечению общепризнанных человеческих прав женщин при их обращении в правоохранительные и иные государственные органы;
2.3. Принимать своевременные и адекватные меры к защите прав женщин, пострадавших от насилия, а также к обеспечению их личной безопасности и жизни в пределах своей компетенции;
2.4. Регулярно предоставлять информацию о нарушениях прав женщин во всех сферах жизни заинтересованным организациям;
2.5. Обращать внимание общественности на действия или бездействие правоохранительных и иных государственных органов по делам о нарушениях прав женщин;
2.6. Принимать меры к фиксированию доказательств нарушений прав женщин (документальных подтверждений, свидетельских показаний, аудио и видеозаписей);
2.7. Обеспечивать юридическую и психологическую поддержку пострадавшим женщинам;
2.8. Оказывать содействие правоохранительным органам в расследовании преступлений по делам о насилии в отношении женщин, а также иным нарушениям их прав.
ИЗ ПРОГРАММЫ СЕМИНАРА
НОВОСТИ ОТ ФЕМИНЫ (НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ"
info@femin.ru
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО МЕТОДОЛОГИИ ГЕНДЕРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В рамках проекта Женской Сетевой Программы Института Открытое Общество совместно с партнерской организацией ЖОО "Фемина" г. Набережные Челны c 1 по 11 августа 2002 года организуется Летняя школа по методологии гендерной экспертизы действующего законодательства, разрабатываемых законопроектов и принимаемых решений.
Целью школы является подготовка региональных экспертов, владеющих методологией гендерной экспертизы законодательства и содействующих интеграции гендерной составляющей в региональную социально-экономическую политику.
В программе школы: курс лекций и практические занятия по методологии гендерной экспертизы законодательных документов.
В сферу рассмотрения включены следующие темы:
Перечень тем будет уточнен и утвержден на основе интересов участниц, обозначенных в заявках.
Для ведения семинара приглашены ученые-эксперты из Москвы. Продолжительность курса: 10 дней.
Место проведения: санаторий "Волга", г. Казань.
К участию в школе приглашаются:
По итогам работы планируется издание Сборника материалов школы.
Расходы по проезду, проживанию и питанию участников оплачиваются организаторами Летней школы.
Заявки принимаются по адресу: e-mail: elena@femin.ru
тел./факс: 8552 56-04-28
Форму заявки-анкеты можно получить на сайте ЖОО "Фемина"
http://www.femin.ru/library.phtml?id=1020515145418
Оргкомитет
СБОРНИК "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ЖЕНЩИН"
ЖОО "Фемина", Набережные Челны, выпустила второй выпуск сборника "Права человека для женщин", который является частью проекта по правовому просвещению женщин и освещает результаты исследований, проведенных в ходе тренинга для женщин Приволжского Федерального Округа. Сборник содержит методику тренинга, детальное описание его этапов и упражнений; материалы о работе международных институтов и механизмов защиты прав женщин; способы сбора доказательств нарушения прав женщин.
Желающие получить сборник могут направить запрос по адресу info@femin.ru
ВСЕМИРНЫЙ ФОРУМ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ СТАРЕНИЯ (ВФНОПС)
Всемирный форум неправительственных организаций по проблеме старения (ВФНОПС) состоялся в Мадриде 5-10 апреля 2002 года. В его работе приняли участие свыше 5 тысяч человек, представляющие более 400 международных, региональных и национальных организаций, которые занимаются проблемами старения населения, оказывая влияние практически на все сферы жизни общества, в том числе на здравоохранение, образование, занятость, экономическое и социальное развитие.
По сравнению с Первой Всемирной Ассамблеей по проблемам старения, проходившей в Вене в 1982 году, число участников НПО заметно возросло. В первую очередь это объясняется тем, что, если на первой Ассамблее в центре внимания были проблемы развитых стран, то сейчас большинство людей пожилого возраста проживает в развивающихся странах, где наблюдается резкое увеличение стареющего населения. Эти страны сталкиваются с серьезными проблемами по обеспечению благосостояния пожилых людей.
В работе форума приняли участие крупнейшие МНПО, такие как Международная федерация по населенным пунктам(IFS), Международный консорциум по межгенерационным программам (ICIP), Международная возрастная помощь (HAI- Help Age International), Международная федерация по проблемам старения (International Federation on Aging), Международная ассоциация геронтологов (IAG- International Association Gerontologie), Международная федерация ассоциаций студентов медицинских ВУЗов, Международная федерация ассоциаций пожилых людей (FIAPA- Federation Internationale des Associations de Personnel Agees), Rotari International, Brahma Kumaris, Международный фонд иммигрантов (IIF- International Immigrants Foundation), Объединенная методическая церковь( United Methodist Church).
Наиболее крупные национальные организации были из США. Достаточно сказать, что Американская Ассоциация пенсионеров (American Association of Retired Persons) насчитывает около 30 млн. членов. Из США были представлены “Серые пантеры”, Центр по пожилым людям Университета в Мериленде “Пенсионеры и пожилые добровольцы”. Широко были представлены европейские организации, выступающие в защиту пожилых людей. Они проинформировали, в частности, об итогах состоявшегося в октябре 2001 года на Мальте совещания группы экспертов “Старение населения и развитие: социальные, медицинские и гендерные вопросы с уделением особого внимания бедным престарелого возраста”.
Работа форума проходила в форме пленарных заседаний, круглых столов и рабочих групп. Уже перечень их наименований свидетельствует о широком диапазоне обсуждаемых вопросов: “Права пожилых людей”, “Иммиграционные проблемы пожилых людей”, “Влияние глобализации на старение”, “Старение, социальная политика и социальная интеграция”, “Участие пожилых в формировании социальной и общественной политики”, “Участие, обучение, спорт и отдых”, “Новые технологии и пожилые люди”, “Пожилые люди как волонтеры”, “Этические проблемы пожилых людей”, “Участие НПО, сфокусированных на участии пожилых людей в строительстве гражданского общества”, “Межгенерационные инициативы в глобальном контексте. Старение как рост. Рост как старение. Сохранение человеческих ценностей. Гармонизация поколений”, “Защита прав человека и положение пожилых людей в пансионатах для престарелых и других учреждениях”.
Свои проекты по улучшению положения пожилых людей представили НПО многих стран, среди них Австралия, Голландия, Испания, Демократический Союз пенсионеров, рабочие комиссии, Красный крест Японии (Японский совет по пожилым людям), Португалия, Израиль. Гонконг представил свой опыт по проблемам старения- Ассоциация за защиту прав пожилых. В форуме приняла участие также Национальная ассоциация цыган.
Значительный вклад в работу форума внесли региональные организации, Европейская сеть Ассоциаций пожилых людей. Успешно прошло заседание группы азиатских стран и обмен опытом по проблемам старения в Азии, спонсированное Японским советом по проблемам старения.
На одном из пленарных заседаний выступил Генеральный Секретарь ООН Кофи Анан, который проинформировал участников о защите интересов пожилых людей и борьбе с ущемлением их интересов в глобальном контексте.
Большой резонанс у участников встречи вызвала Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/126 от 25 января 2002 года “Положение пожилых женщин в обществе”, в которой, в частности, говорится: “Сознавая, что женщины составляют большинство среди людей старшего возраста во всех регионах мира и являются важным источником людских ресурсов и что их вклад в жизнь общества не получил полного признания, Генеральная Ассамблея ООН настоятельно призывает правительства и региональные и международные организации, включая систему ООН, к сотрудничеству с гражданским обществом, в том числе соответствующими неправительственными организациями, содействовать осуществлению программ охраны здоровья в процессе активного старения населения, в рамках которых основное внимание уделяется самостоятельности, равенству, участию и безопасности пожилых женщин, и проводить гендерные исследования и осуществлять программы удовлетворения потребностей этих женщин".
К сожалению, проблемы пожилых людей в странах с переходной экономикой практически на форуме не затрагивались.
Я принимала участие в качестве докладчика на заседании круглого стола “От Пекина до Мадрида. Прогресс, гендерные вызовы и перспективы”, который был организован Комитетами НПО по положению женщин в Нью-Йорке и Женеве”.
В итоге проведенного обсуждения был сделан вывод о незначительном прогрессе, который достигнут за истекшие 20 лет в положении пожилых женщин.
Следует отметить высокий уровень представительств НПО из развивающихся стран. В частности, были проведены рабочие группы по теме ”Старение: новый вызов для женщин”, в которых с содержательными докладами выступили представительницы Индии, Буркина Фасо, Гватемалы.
В целом, участие в Мадридском форуме НПО было полезным и поучительным. Я еще раз убедилась в значительном отставании России в становлении гражданского общества и в слабой социальной защите пожилых людей в нашей стране.
Наталия Бережная,
председатель исполкома Ассоциации
“Равенство и мир”
Москва, 18 апреля 2002 г
СООБЩЕНИЕ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ ЮНИФЕМ "ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ - ЭТО НАШЕ ПРАВО"
Информационная кампания под эгидой ЮНИФЕМ "Жизнь без насилия - это наше право" проводится в 9 странах: Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстане, Литве, Молдове, России, Таджикистане, Узбекистане. С целью выработать рекомендации для кампании с октября 2001 г. по март 2002 г. в указанных странах было проведено социологическое исследование о выявлению степени осведомленности населения о домашнем насилии с отношении женщины и сексуальных домогательствах по месту их работы (учебы).
Исследование такого масштаба и с такой постановкой задач является первым на территории стран-участниц за всю историю их существования. Оно позволило собрать разными методами уникальную и разнообразную информацию по проблеме насилия в отношении женщин в начале ХХI века. Собран материал, на базе которого можно проводить сравнительный анализ существующей проблемы в странах, объединенных недавним общим прошлым, с разными социокультурными и геополитическими условиями. Количественные методы сбора информации осуществлялись путем массового анкетирования населения при помощи стандартизованных методических документов, идентичных во всех странах по своему содержанию и переведенных на национальные языки. Количественные методы анализа информации были дополнены качественным анализом социологических данных, которые собирались при помощи свободного интервьюирования участников фокус-групп и содержательного анализа печатных материалов в национальной прессе каждой страны. В результате такого комлексного подхода удалось выяснить не только количественные параметры распространенности насилия в отношении женщин в каждой стране, но и получить некоторые объяснения существующей ситуации, а также получить возможность сравнительного анализа данных по 9 странам.
В ходе социологического исследования осуществлены следующие виды работ:
В ходе социологического исследования проведена большая информационная и просветительская работа среди населения всех стран-участниц, мужчин и женщин разных возрастов, с разным уровнем образования и разным социальным положением, городских и сельских жителей. При анкетном опросе и интервьюировании было охвачено около 10000 человек, не только респондентов, но и лиц, осуществлявших различные вспомогательные работы в своей стране, которые оказались спонтанно включенными в осмысление проблемы домашнего насилия в отношении женщин (ДН) и последствий сексуальных домогательств (СД). Только работой в фокус-группах в 9 странах было охвачено около 200 человек. Косвенно в дискуссию было втянуто еще больше людей. Фокус-группы, как и массовые опросы, стали органичной частью информационной кампании, так как способствовали информированию большого количества людей о закрытой и замалчиваемой теме насилия над женщиной. В результате этого все участники вынуждены были задуматься над вопросами, на которые предлагалось ответить, а многие участники подвергли переосмыслению существующие гендерные стереотипы, касающиеся взаимоотношений мужчин и женщин.
Массовое исследование позволило в определенной степени вывести проблемы ДН и СД на всеобщее обозрение, сделать их социально видимыми и социально значимыми. Исследование практически подтвердило, что вне зависимости от социокультурного контекста (восток-запад) проблема насилия в семье не может рассматриваться в отрыве от глобальных социальных проблем и воспринимается как следствие распространения всех форм насилия в обществе. Отношение общества к проблеме насилия, преобладающая смысловая интерпретация этого понятия выступает своего рода "индикатором" степени социального благополучия. Данное исследование может практически рассматриваться как опыт подобной социальной диагностики. Акцентуация внимания общества на проблеме домашнего насилия в принципе может свидетельствовать о вещах практически противоположных - либо о социальной "продвинутости" общества, относительно высокой степени его "цивилизованности" (вариант 1). Либо, наоборот - о наличии кризисной ситуации и широкого спектра острых проблем во всех сферах общественной жизни и определенной степени "социального одичания", деградации общества и его аномичности (вариант 2). Преобладающая интерпретация понятия "насилие" через его "тонкие" формы - психологическое насилие, проявление принуждения в экономической, профессиональной, политической сферах, ограничение возможностей реализации различных прав и свобод личности и прочее, чаще всего свидетельствует о варианте 1. Преобладающая интерпретация понятия "насилие" через его "жесткие", и в первую очередь, "физические" формы - побои, телесные повреждения, сексуальное насилие, грубое нарушение прав и т.п., может быть расценено как доминирование варианта 2. Исследование показало, что в странах-участницах доминирует именно вариант 2, так как население распознает насилие в основном в его грубых, жестких формах, которые наносят очевидный вред телу человека.
Исследование позволило в короткие сроки (в течение 5 месяцев, с октября 2001 г. до начала марта 2002 г.) собрать огромный эмпирический материал по проблеме насилия над женщиной в каждой из стран. Собранный материал представляет большую теоретическую и практическую ценность, является ориентиром в деятельности координаторов региональной информационной кампании и национальных секретарей. Он помогает увидеть разнообразные стороны проблемы через восприятие ее населением, показывает основные "болевые узлы" существующей ситуации в разных странах, способствует определению путей решения проблемы. В случае повторного исследования, этот материал поможет увидеть тенденции в развитии осмысления и уменьшения тяжести проблемы ДН и СД, так как составляет базу данных, относящихся к определенному времени, т.е. содержит необходимые параметры для сравнительного исследования. Результаты исследования будут доступны в конце мая 2002 г. на сайте кампании www.nasilie.net, после чего итоги по Российской Федерации будут опубликованы.
Руководитель исследовательской группы
Т.Ю.Забелина
ПРОЕКТ "ИСКУССТВО ФЕМИНИЗМА: ВЗГЛЯД ИЗ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ"
(Получено от Харьковского центра
гендерных исследований)
"ИСКУССТВО ФЕМИНИЗМА: взгляд из Восточной Европы"
Участники: Евлалия Домановска, Йоанна Райковска, Агата Збылют, Альмира Усманова, Карина Астапенко, Ольга Сазыкина, Алла Пигальская, Татьяна Бембель
Данный проект - первый опыт презентации феминистского искусства в Беларуси, попытка восполнить недостаток информации об одном из магистральных направлений актуального искусства, обозначить пути преодоления разорванности культурных коммуникаций Беларуси и Восточной Европы через совместную разработку гендерной проблематики, а также идентифицировать локально развивающийся белорусский опыт.
Партнерами в диалоге для белорусской стороны выступают польские специалисты.
Польский опыт особенно интересен для Беларуси тем, что, с одной стороны, имеется некоторая общность посттоталитарной ситуации и контекста, с другой стороны - большая разница в динамике их преодоления. Презентация авторами конкретных творческих проектов и исследований представляют креативный и рефлексивный аспекты явления.
Адрес события:
Минск, пр. Ф. Скорины, 24, ауд. 307;
Тел./факс (17) 239 33 83;
e-mail: gender@ehu.unibel.by;
http://gender.h1.ru/ehugender/
Подробности на сайте www.artfor.ru
ВОДА КАМЕНЬ ТОЧИТ
В общественной приемной Федерации женщин "Status", работающей в Восточном Казахстане более двух лет, количество обращений не снижается, а наоборот - растет. Анализ звонков и посещений дает неутешительные результаты: ущемление гражданских, репродуктивных и экономических прав женщин имеют тенденцию. Если в 1999-2000 годах обращения по вопросам дискриминации населения составляли 37,2%, то в 2001-2002 году их количество увеличилось до 43,5%.
Вместе с тем нельзя не отметить, что еще год - 1,5 года назад в основном к нам приходили городские женщины, а сейчас все чаще обращаются жительницы поселков и аулов области. Для нас это очень важный показатель эффективности проводимой Федерацией просветительской работы по правам и лидерству женщин. Ведь когда мы в 2000 году первый раз выехали в районы, нам казалось, что женщины, которые настороженно, а иногда и угрюмо слушали нас, никогда не поднимут свой голос. Но правду говорят "Вода камень точит". Настойчивость и преданность делу дают свои всходы и плоды.
Однако, чем больше работает наша общественная приемная, тем четче приходит осознание того, что для реальных изменений в области соблюдения прав женщин, одних консультаций и семинаров недостаточно. Необходима планомерная, разносторонняя правозащитная деятельность, включающая в себя совершенствование законодательной и правоприменительной систем в Казахстане. Это убеждение получило свое подкрепление после участия президента Федерации женщин "Status" Ирины Унжаковой в Международной конференции "Правозащита как основной инструмент перемен в Новых независимых государствах (ННГ): опыт и возможности", прошедшей 26-28 апреля 2002 года в г. Киеве при поддержке USAID и ABA CEELI. Ирина представляла на конференции Казахстан и выступала экспертом в секции "Лоббирование". Несмотря на то, что Федерация уже имеет опыт организации кампаний эдвокаси, конференция дала новый толчок для планирования и активизации работы по защите прав женщин.
Одним из новых инструментов правозащитной деятельности, использованных сразу по возвращении с конференции, стала организация резонансного судебного дела. После обращения в общественную приемную жительнице поселка Самарское Жандаулетовой Ардак Бикеновне было оказано содействие в поиске адвоката для защиты в суде потерпевшей от сексуального домогательства на работе. Были привлечены специалисты управлений по борьбе с насилием в отношении женщин, секретарь Областной комиссии по делам семьи и женщин, Бюро по правам человека. В средствах массовой информации были размещены интервью на русском и казахском языках. Телекомпания "Калкен - TV" подготовила и выпустила в эфир программу "Мнение". Сам факт, что женщина, живущая в поселке, имеющая семью и двух детей, в открытом эфире говорила о сексуальном домогательстве со стороны директора местной школы - без сомнения стал прорывом в защите чести и достоинства женщин. Это первая ласточка и первая победа, ради которой 2,5 года назад мы сделали свой первый шаг!
Пресс-служба Федерации женщин "Status" с благодарностью к
А.К. Бахтияровой - секретарю областной комиссии по делам семьи и женщин
ВКО
Б.Т. Калиевой - начальнику областного отдела по борьбе с насилием против
женщин ВКО
status@mail.kz
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
КОНКУРС ГРАНТОВЫХ ПРОГРАММ НА 2002-2003 ГГ.
ФОНДА AМЕРИКАНСКОЙ AССОЦИАЦИИ ЖЕНЩИН С УНИВЕРСИТЕТСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Образовательный Фонд Aмериканской ассоциации женщин с университетским образованием принимает к рассмотрению программы для продолжения образования, исследовательские проекты, проекты по саморазвитию женщин, проекты, связанные с активизацией и положительными изменениями в социальной сфере.
Также может быть оказана поддержка:
Cпециальное финансирование возможно для колледжей и университетов, для ученых по месту жительства, для исследования гендерных вопросов.
Предпочтение оказывается заявительницам, чей гражданский, общественный или профессиональный опыт работы демонстрирует движение к улучшению жизни женщин и девочек.
Для более полной информации:
American Association of University Women
1111 Sixteenth St., N.W. Washington, DC 20036
Tel: (800) 326-AAUW
E-mail: info@aauw.org
http://www.aauw.org/3000/fdnfelgra/internat.html
АНОНСЫ
(Получено от FemLine)
КОНГРЕСС СЕЛЬСКИХ ЖЕНЩИН ТРЕТЬГО МИРА
2-4 октября 2002 в Мадриде (Испания) состоится 3-й Мировой Конгресс сельских женщин Третьего мира.
Цель этого Конгресса состоит в том, чтобы обсудить следующие проблемы:
Более подробную информацию можно получить по адресу:
http://www.mtas.es/mujer/rural/mujer_rural/english/index.htm
или Cmmujer@presencia-inter.com
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ГЛОБАЛИЗАЦИИ, НАСИЛИЮ, НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Международная конференция по глобализации, насилию, неправительственным организациям и негосударственной деятельности состоится в Тегеране, в декабре 2002 г.
Организатор - ODVV (Организация защиты жертв насилия).
Резюме должно быть послано до конца июня 2002 г. по адресу: ODVV@neda.net
Основные темы конференции:
Дополнительную информацию можно получить по адресу:
odvv@neda.net
Website: http://www.odvv.org
Миссия ODVV - (Организации для защиты жертв насилия) - продвижение культуры отказа от насилия, ODVV имеет Специальный Консультативный Статус в Экономическом и Социальном Совете ООН (ECOSOC).
Адрес:
P.O.Box 16765-911, Tehran, ИРАН
Телефон: + 98 21 895 49 28 Факса: + 98 21 896 30 91
Email: odvv@neda.net Website: http://www.odvv.org
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБЫЛО О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Уполномоченный по правам человека в России Олег Миронов считает, что власти не выполняют свои обязательства по защите граждан. При этом он уверен, что руководство России просто не знает о нарушении прав человека в стране, и обещает исправить эту оплошность.
13 мая 2002 года уполномоченный по правам человека в Российской федерации Олег Миронов обнародовал ежегодный доклад о своей деятельности. По данным омбудсмена, права человека в России продолжают нарушаться, а власти не выполняют свои обязательства по защите граждан.
Первое, о чем заявил Миронов, - в России существенно нарушаются права жертв терактов и иных преступлений. По данным аппарата уполномоченного, в 2001 году на территории России было совершено 300 терактов, то есть в два раза больше, чем в 2000 году.
По мнению Миронова, происходит это потому, что власти практически не ведут профилактическую работу по предупреждению терактов. "А за что налогоплательщик платит деньги? Где наши спецслужбы?" - спросил Миронов, добавив, что вообще-то численный состав МВД больше, чем Минобороны. К тому же жертвам других преступлений приходится месяцами ждать от госорганов полагающиеся им компенсации, которые они не получат, пока не будет найден преступник.
В поездках по стране Миронову удалось обнаружить нарушения в правах детей. Хотя президент не так давно пообещал, что вскоре вся страна будет бороться с беспризорностью, по данным омбудсмена, дети так и остаются безнадзорными и обиженными. Например, сейчас, по официальной статистике, в России более 700 тыс. детей, которые остались без родительского попечения. Настоящих сирот из них всего 5%. Остальные дети просто брошены родителями. И каждый год число одиноких детей увеличивается на 100 тыс.
Отдельную главу уполномоченный посвятил искоренению насилия в отношении женщин. По его словам, об этой проблеме мало говорят, потому что она относится к так называемой "латентной преступности": не каждая женщина, подвергшаяся насилию, в том числе и в семье, обращается в правоохранительные органы. По официальной статистике, в 2001 году зафиксировано около 2 млн случаев насилия над женщинами. Но на самом деле жертвами преступлений ежегодно становятся 35 млн женщин.
Также Миронов коснулся нарушений прав человека в вооруженных силах, заявив, что Минобороны зачастую не отдает деньги участникам боевых действий и не говорит точных данных о погибших. Омбудсмен пообещал, что "предметом гласности станет и отсутствие информации": "Это не очернение армии, а борьба за права военнослужащих".
Не соблюдают права российского гражданина и в отношении экологии. Со дна Балтийского моря не убирается затопленное оружие, нет денег на тушение пожаров. Кроме того, российские власти, поднимая цены на билеты, лишают своих граждан конституционного права на передвижение. А в тюрьмы сажают не богатых, а только "нищих и обездоленных", в связи с чем Миронов предложил чаще использовать альтернативные виды наказания. Нарушителем прав человека, по мнению Миронова, в 2001 году стал и министр здравоохранения Юрий Шевченко, который предложил изменить Конституцию, где сказано о праве каждого на бесплатную медицинскую помощь.
То есть, уточнил омбудсмен, собрался "узаконить незаконное".
Документ, в котором Миронов рассказывает о том, как нарушали права человека в 2001 году, уполномоченный отправит во властные структуры (то есть президенту, в правительство, Федеральное собрание, в Конституционный и Высший арбитражный суды, Генпрокурору и т. д.).
И уже они будут решать, что делать с проблемами, на которые обратил внимание уполномоченный. Сам Миронов по роду своей деятельности ничего реального сделать не может - только констатировать факт правонарушения. Однако он собирается существенно расширить территорию, на которой работают его сотрудники.
Миронов заявил, что вскоре предложит правительству закрепить в России институт уполномоченных по правам человека. Сейчас они работают всего в 18 из 89 субъектов федерации и из-за малочисленности всех нарушений могут и не заметить.
Герман Прохоров
http://www.hro.org/editions/pg/13_05_02.htm
В АРМИИ СЛУЖИТ КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ.
А СКОЛЬКО НУЖНО?
"Ставим мы под ружье не 12 процентов призывников, как утверждает Генштаб, а не менее 29 процентов, как показывают простые расчеты".
Владимир Дудник, генерал-майор в отставке, профессор. "Общая газета", 17-23 января 2002 г.
Даже поверхностное знакомство с законопроектом об АГС, представленным Министерством обороны в Правительство, не оставляет сомнений: цель проекта - сделать Закон об АГС таким, чтобы почти никто на нее не пошел. А если кто-то и отважится - все равно попадет в те же воинские части, но не на два года, а на три. Цифра 12%, очевидно, призвана побудить депутатов "проявить понимание нужд военных", а также смягчить реакцию общественности. Этот же аргумент идет в ход, когда военные предлагают отмену отсрочек от призыва.
Подсчет, подтверждающий правоту генерала Дудника, действительно очень прост. Указами президента, издаваемыми два раза в год, устанавливается численность призыва, которая, начиная с 1995 года, официально публикуется в "Собрании законодательства РФ". С 1995 по 2001 год на военную службу призвано 2 млн. 740 тыс. человек. Численность мужчин, достигших за этот период призывного возраста, можно определить из демографических ежегодников. Она составляет 7 млн. 900 тыс. человек. Поделив первую цифру на вторую, получим примерную оценку: за эти годы призвано около 35% юношей соответствующих возрастов. Возможные неточности, связанные с тем, что не все молодые люди призываются в возрасте 18 лет, могут привести к ошибке от силы на 3- 4 %.
Представители Генштаба очень обижаются, когда цифру 12% называют лукавой. Впрочем, они не отрицают, что эта цифра представляет отношение числа призванных за текущий год, к числу подлежащих призыву граждан всех призывных возрастов. Не трудно видеть, что при такой методике подсчета выпадает из рассмотрения тот факт, что около трети юношей из "призывной" возрастной группы уже прошли или сейчас проходят военную службу. Именно по этой причине они не подлежат призыву.
Наводят на размышления и данные опроса ВЦИОМ, проведенного 10 мая 2001 года. На вопрос: "В каком воинском звании вас призвали на военную службу?" 44% мужчин ответили "рядовой", еще 2% - "лейтенант". Разумеется, эта цифра отражает и тот факт, что раньше призывали еще больше, чем сейчас, но все же дает лишний повод усомниться в нынешних оценках Генштаба.
"Но впереди - "демографическая яма"", - говорят генералы Генштаба. Однако они умалчивают о том, что, начиная с 1993 года происходит существенный рост численности мужчин, достигающих 18-летнего возраста. Уже в нынешнем, 2002 году их будет почти на четверть больше, чем в 1992 году, и этот уровень сохранится до 2006 года. Только в 2007 году произойдет сколько-нибудь заметное (на 6%) снижение. Правда, затем эта численность и в самом деле будет падать достаточно резко, но на уровень 1992 года она выйдет лишь в 2009 году, а в 2010 -м будет достигнут уровень 1986-87 годов - предыдущей "ямы". Эту информацию можно почерпнуть все в тех же демографических ежегодниках.
А что мы слышим от военных? "В 2005-2007 годах (курсив мой - Л.В.) в стране ожидается очередной демографический "провал", на эти годы придется резкое уменьшение числа граждан в возрасте от 18 до 27 лет. Напомним, что сейчас в армию идет лишь каждый десятый призывник. Если такое положение сохранится, то некомплект в войсках в 2005-2007 годах составит от 50 до 60%.". (Из интервью заместителя начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенанта Василия Смирнова корреспонденту В. Георгиеву, "Независимая газета", N 7, 21 января 2002 г. )
Не хотят в Генштабе признать, что есть еще 7-8 лет, чтобы подготовиться к последствиям "демографической ямы". Казалось бы, в создавшейся ситуации целесообразно использовать высокую численность юношей в ближайшие 5 лет, привлекая их к добровольному заключению контрактов на 5 и более лет. Вместо этого Генштаб уже сейчас ищет способы призывать всех, кого только можно и непременно затащить в войска "альтернативщиков", что, даже если встать на точку зрения военных, может понадобиться лишь через 10 -12 лет.
Да, действительно в 2015- 2018 гг. число 18-летних будет составлять лишь чуть больше половины от уровня 2005 года (и около 65% от уровня 1992-го.). Это вызывает обоснованные опасения, но не только и не столько в связи с недостатком призывного контингента, сколько в связи со снижением доли трудоспособных граждан в составе населения России. И неужели даже к этому сроку Министерство обороны не рассчитывает укомплектовать солдатские должности контрактниками?
Но даже если никакой реформы системы комплектования войск проведено не будет, потребность в призывных ресурсах будет снижаться. Как известно, планами, принятыми в 2000 - 2001 годах Советом Безопасности и одобренными президентом, предусмотрено существенное сокращение численности Вооруженных сил и других войск. Состав всех воинских формирований в стране до 2004 года должен быть сокращен на 600 тыс. чел., из них Вооруженные Силы (Мин. Обороны) - на 365 тыс. К сожалению, только для Вооруженных Сил МО в прессе можно найти более подробные сведения о планируемой численности рядового и сержантского состава (Красная звезда, 6 октября 2001г., "Независимое военное обозрение" № 46 (268) 14-21 декабря 2001 г., Комсомольская правда, № 226 2001 г.). Но даже на основе этих данных можно заключить, что каждый из следующих четырех призывов должен сокращаться на 30 - 35 тыс. чел., в результате чего к 2004 году численность военнослужащих по призыву должна снизиться как минимум на 25%. А ведь будут сокращаться и другие войска.
Поэтому вызывают недоумение и беспокойство появляющиеся в прессе (см., например, Коммерсант, № 214, 2001, стр. 1) утверждения из "источников в Генштабе", что сокращения призыва в ближайшее время не будет, поскольку, якобы, "сейчас должности призывников укомплектованы не полностью и даже начавшееся сокращение армии позволит военным в ближайшие призывные кампании лишь доукомплектовать вакансии". Автору настоящей статьи также приходилось слышать из тех же источников подобные утверждения. Они находятся в вопиющем противоречии с официальными сообщениями Генштаба, дважды в год рапортующего о выполнении плана по призыву, и не выдерживают никакой критики, поскольку предполагается сокращение именно должностей.
Напомню, что эти оценки сделаны исходя из уже принятых и учтенных при составлении бюджета решений о сокращении численности войск и не касаются изменений, возможных при принятии того или иного плана реформы принципов их комплектования. А как обстоят дела с этими планами? Вот что рассказал о них в ноябре прошлого года на брифинге в Минобороны заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Владислав Путилин.
"В нашем обществе существует несколько точек зрения на пути перехода к контрактной армии… Есть предложения по этому поводу и в силовых министерствах. Они разрабатывались два года, и как раз их 16 ноября Президент рассмотрел и согласился с ними. …Как известно, еще два года назад Генеральный штаб ВС РФ сделал вывод, что существующая система комплектования Вооруженных Сил перестает отвечать требованиям дня. …Нельзя не учесть и того, что с 2005 года начнет образовываться еще и демографическая "яма"…Все это требует изменить саму систему комплектования. Иначе мы просто не сможем поддерживать боеготовность армии и флота на должном уровне. …Сейчас, например, контрактники занимают 25 процентов должностей солдат и сержантов, а военнослужащие по призыву - 75 процентов. Значит, в течение двух лет надо последовательно менять эту пропорцию, не снижая при этом уровня укомплектованности ВС. …В первую очередь необходимо перевести на контракт, конечно же, воюющие части, те, что участвуют в контртеррористической операции на Северном Кавказе. …Служба по призыву должна проходить лишь в учебных частях на протяжении шести месяцев. После чего военнослужащие будут по собственному желанию либо подписывать контракт, либо увольняться в запас, становясь военнообученным резервом Вооруженных Сил." Красная звезда, 29 .11. 2001 г.(Курсив мой - Л.В.).
Стало быть, изменять в ближайшее время соотношение между "срочниками" и "контрактниками" Генштаб все же собирается? Впрочем, из весьма объемной статьи здесь процитированы лишь отрывки, представляющие предложения Генштаба. Значительно больше места занимают объяснения, почему осуществить эти предложения невозможно в обозримые сроки.
Не сегодня сказано: тот, кто хочет что-то сделать, ищет способы, кто не хочет - ищет оправдания. Разумные оправдания находить все труднее и труднее, поэтому в ход идут недомолвки, передержки и вовсе ни с чем несообразные, противоречащие друг другу утверждения. И если все это имеет место даже в тех вопросах, которые худо-бедно можно проверить по открытым источникам, то какова же достоверность генштабовских экономических оценок, опирающихся на секретные сведения?
Отрадно слышать, что Генштаб связывает необходимость изменения системы комплектования именно с поддержанием боеготовности армии. Но почему же тогда столь очевидно его нежелание работать на эту, приоритетную для него задачу?
Причин, скорее всего, несколько. Одна из них - привычка бесконтрольно распоряжаться бесплатной рабочей силой, в которую уже давно превратились солдаты "срочники". Похоже, именно с этим связано и желание заполучить в войска "альтернативщиков".
Еще один аргумент Генштаба за "жесткий" закон об АГС - необходимость пресловутого "выравнивания тягот". Я познакомилась с подшивками "Красной звезды" за несколько месяцев. Не обнаружила я там сколько-нибудь серьезного обсуждения того, как можно снизить или вовсе ликвидировать бессмысленные, никакой необходимостью не обусловленные тяготы солдат - рукоприкладство офицеров, "неуставщину", принимающую все более жестокие и унизительные формы, травматизм, недоедание, неоказание медицинской помощи. Несмотря на все это, по данным социологических опросов, все еще остается около 25 % юношей, желающих пройти службу в армии. Так, может быть, Министерству обороны надо в первую очередь подумать о том, чтобы этим мальчикам не приходилось, как это сплошь и рядом происходит, горько сожалеть о своем решении выполнить конституционную обязанность?
Отдавая должное Правительству РФ, внесшему некоторые "смягчающие" изменения в генеральский проект об АГС, приходится констатировать, что он во многом сохраняет свою изначальную репрессивную направленность, в нем по-прежнему очевидно стремление не допустить создания по-настоящему гражданской службы. Хотелось бы надеяться, что эту ситуацию удастся хотя бы отчасти исправить поправками ко второму чтению. Это нужно всему нашему обществу и государству, и не в последнюю очередь - самим Вооруженным Силам.
Людмила Вахнина,
Член Совета Правозащитного центра "Мемориал",
член Секретариата Коалиции
"За демократическую Альтернативную гражданскую службу"