Этот специализированный выпуск полностью посвящен анонсированной в предыдущем "Информационном листке" брошюре "ЖЕНЩИНЫ 2000. КАМПАНИЯ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ РАВЕНСТВА МЕЖДУ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ И УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН", переведенной и изданной Представительством Организации Объединенных Наций в Республике Беларусь.
ИЦ НЖФ получило от Представительства ООН в Республике Беларусь разрешение на распространение и публикацию этого материала.
В этом выпуске "Информационного листка" мы публикуем только часть брошюры (см. оглавление в "ИЛ" №1 (187). В ближайшем будущем мы планируем разместить полностью этот материал в Интернете на сайте OWL.
ЖЕНЩИНЫ 2000
КАМПАНИЯ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ РАВЕНСТВА МЕЖДУ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ
И УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
Четыре всемирные конференции по положению женщин (1975-1995 гг.): историческая ретроспектива.
Мехико:
начало всемирного диалога.
Копенгаген:
начало процесса анализа и оценки проделанной работы.
Найроби:
"Рождение мирового феминизма".
Пекин:
преемственность успеха.
Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН "Женшины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке".
Главные достижения и препятствия в выполнении 12 главных задач Пекинской платформы действий.
1.
Женщины и бедность.
2.
Образование и профессиональная подготовка женщин.
3.
Женщины и здравоохранение.
4.
Насилие в отношении женщин.
5.
Женщины в период вооруженных конфликтов.
6.
Женщины и экономика.
7.
Участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений.
8.
Институциональные механизмы улучшения положения женщин.
9.
Права человека женщин.
10.
Женщины и средства массовой информации.
11.
Женщины и окружающая среда.
12.
Девочки.
ЧЕТЫРЕ ВСЕМИРНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИН (1975-1995 ГГ.): ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА
Четыре всемирные конференции по положению женщин, созванные Организацией Объединенных Наций за последнюю четверть века, помогли поставить проблему гендерного равенства в центр внимания мирового сообщества. Решения конференций объединили людей всего мира для достижения ряда общих целей, выработав эффективный план действий по повсеместному улучшению положения женщин во всех сферах общественной и частной жизни.
Борьба за гендерное равенство все еще находилась в начальной стадии на момент основания ООН в 1945 году. Из 51 страны, первых членов Организации, только в 30 странах женщинам обеспечивались избирательные права равные с мужчинами или разрешали им занимать государственные посты. Тем не менее, составители Устава ООН специально предусмотрели "равные права мужчин и женщин", продемонстрировав веру организации "в фундаментальные права человека" и "достоинство и ценность человеческой личности". До этого ни в одном международном документе не провозглашалось равенство всех людей и специально не выделялась принадлежность к одному из полов, как основание для дискриминации. В тот момент стало ясно, что права женщин станут центральной проблемой в предстоящей работе.
В течение первых трех десятилетий работа ООН по решению проблем женщин сосредоточивалась, в первую очередь, на определении юридических и гражданских прав женщин и на сборе информации о положении женщин во всем мире. Тем не менее, со временем становилось все более очевидным, что одних законов недостаточно для обеспечения женщинам равных прав.
Вторым этапом борьбы за гендерное равенство стал созыв по инициативе ООН четырех всемирных конференций для разработки стратегий и планов действий по улучшению положения женщин. Предпринятые усилия прошли через несколько фаз и трансформаций: от взгляда на женщин почти исключительно с точки зрения их потребностей в развитии до признания их существенного вклада в процесс развития в целом, до стремления к расширению их прав и возможностей полноценного участия во всех видах человеческой деятельности на всех уровнях.
МЕХИКО: начало всемирного диалога.
Первая всемирная конференция по положению женщин была созвана в Мехико в 1975 году. Этот год был объявлен Международным годом женщины с целью напомнить мировому сообществу о том, что дискриминация в отношении женщин продолжала оставаться нерешенной проблемой во многих странах мира. Конференция, наряду с объявленным по ее требованию и инициативе ООН пять месяцев спустя Десятилетием женщины ООН, явилась началом новой эры в мировом стремлении способствовать улучшению положения женщин путем всемирного диалога. Начался процесс приобретения опыта, включивший в себя дискуссии, переговоры, постановку целей, определение препятствий и анализ достигнутых успехов.
Согласно выводам, сделанным в ходе работы Генеральной Ассамблеи ООН, конференция в Мехико должна была привлечь внимание международных кругов к необходимости разработки будущих целей, эффективных стратегий и планов действий по улучшению положения женщин. Для этого участники Генеральной Ассамблеи определили три ключевые задачи, ставшие впоследствии основными направлениями работы ООН по решению проблем женщин:
Участники конференции отреагировали принятием Всемирного плана действий - документа, содержащего основные направления деятельности правительств и мирового сообщества на следующие десять лет по решению поставленных Генеральной Ассамблеей трех ключевых задач. Планом действий была определена программа-минимум до 1980 года, основной задачей которой было обеспечение равного доступа женщин к таким сферам, как образование, занятость, политическая деятельность, здравоохранение, обеспечение жильем, питание и планирование семьи.
Такой подход обозначил перемену в отношении к женщинам, начавшуюся в начале 70-х годов. Если раньше женщины воспринимались как пассивные получатели поддержки и помощи, то сейчас к ним стали относиться как к полноценным и равным партнерам наравне с мужчинами, с равным доступом к ресурсам и возможностям. Такая же перемена происходила и в подходе к процессу развития: от бытовавшего ранее мнения о том, что развитие служит прогрессу женщин, к новому пониманию того, что само развитие невозможно без полноправного участия женщин.
Участники конференции призвали правительства разработать национальные стратегии и определить цели и приоритеты для обеспечения равноправного участия женщин в процессе развития. К концу Десятилетия женщины ООН 127 стран-членов ООН откликнулись на призыв, создав в той или иной форме национальные механизмы и институты по разработке политики, проведению исследований и созданию программ, нацеленных на улучшение положения женщин и их участие в процессах развития.
В дополнение к уже существующему Отделению (в настоящее время Департаменту) по улучшению положения женщин, в ходе конференции в Мехико было инициировано создание в системе ООН Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин и Фонд ООН для развития в интересах женщин с целью обеспечения институциональных рамок для проведения исследований, обучения и оперативной деятельности в области участия женщин в процессе развития.
Важным аспектом встречи в Мехико явился тот факт, что тон дискуссии задавали непосредственно сами женщины. Из 133 собравшихся там делегаций стран-членов ООН 113 возглавляли женщины. Женщины также организовали параллельный Форум неправительственных организаций (НПО), трибуну Международного года женщины, в котором приняли участие около 4 000 человек.
Между собравшимися на Форуме женщинами возникли острые разногласия, отразившие политические и экономические реалии того времени. Например, женщины из стран Восточного блока проявили наибольшую заинтересованность в вопросах мира, в то время как женщины из стран Запада делали акцент на равенстве, а женщины из развивающихся стран отдали приоритет проблемам развития. Тем не менее, Форум сыграл важную роль, собрав вместе женщин и мужчин из стран с разными культурами и историей для обмена информацией и мнениями, а также для приведения в движение процесса, который впоследствии помог объединить женское движение, ставшее к концу Десятилетия женщины ООН подлинно интернациональным. Форум также помог НПО открыть пути сотрудничества с ООН и обеспечить участие женщин в процессе выработки политики ООН.
КОПЕНГАГЕН: начало процесса анализа и оценки проделанной работы.
На Второй всемирной конференции по положению женщин, созванной в Копенгагене в 1980 году для анализа и оценки выполнения Всемирного плана действий 1975 года, представители 145 стран-членов ООН пришли к единодушному мнению о достижении значительного прогресса в этой области. Правительства и мировое сообщество добились успехов на пути к достижению целей, поставленных пять лет назад в Мехико.
Важной вехой было принятие Генеральной Ассамблеей в декабре 1979 года Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, одного из самых важных инструментов в борьбе за равенство женщин. Конвенция, получившая название "билль о правах женщин", на данный момент юридически объединяет 165 стран-членов ООН, и обязывает их в течение года после ратификации, а затем каждые четыре года докладывать о принятых мерах по преодолению препятствий, стоящих перед ними на пути выполнения положений Конвенции.
10 декабря 1999 года, в День прав человека, был открыт для подписания Дополнительный протокол к Конвенции, дающий возможность женщинам-жертвам половой дискриминации подавать жалобы в международный договорный орган. После вступления его в силу он придаст Конвенции статус, равный статусу других международных инструментов по защите прав человека, имеющих процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб.
Несмотря на достигнутый прогресс, в ходе Копенгагенской конференции был признан факт возникновения несоответствия между гарантированными правами и умением женщин пользоваться этими правами. Для решения этой проблемы участники конференции выделили три области, где было необходимо принятие специальных целенаправленных мер для достижения более широких целей равенства, развития и мира. поставленных на конференции в Мехико. Этими тремя областями являлись равный доступ к образованию, возможность трудоустройства и надлежащее медицинское обслуживание.
Дискуссии на Копенгагенской конференции сопровождались признаками политического давления, причем некоторые из них были характерны и для конференции в Мехико. Тем не менее, конференция завершилась принятием, хотя и не единодушным, Программы действий, в которой назван ряд различных факторов несоответствия между юридическими правами и умением женщин ими пользоваться, включая:
Для решения этих проблем в Копенгагенской Программе действий в числе прочего призывается к принятию более существенных государственных мер по обеспечению прав женщин на собственность и управление имуществом, а также по расширению прав женщин на наследование, опеку над детьми и смену гражданства. Делегаты Конференции также потребовали покончить со стереотипами во взглядах на женщину.
НАЙРОБИ: "Рождение мирового феминизма".
Движение за гендерное равенство получило подлинное мировое признание на Третьей всемирной конференции по положению женщин под названием "Всемирная конференция для обзора и оценки достижений Десятилетия женщины ООН: равенство, развитие и мир", состоявшейся в Найроби в 1985 году. Многие из 15000 представителей неправительственных организаций, принявших участие в параллельном Форуме НПО, отнеслись к конференции как к акту "рождения мирового феминизма". Женское движение, разделенное политическими и экономическими реалиями на конференции в Мехико, теперь стало международной силой, объединенной под знаменем равенства, развития и мира. За этим эпохальным событием стоит десятилетие напряженной работы. В процессе обсуждения, переговоров и анализа проделанной работы было собрано много информации, знаний и опыта.
В то же самое время делегаты были потрясены шокирующими данными представленных отчетов. Собранная ООН информация показала, что улучшение статуса и усилия по снижению дискриминации коснулись лишь незначительного меньшинства женщин. Улучшение положения женщин в развивающихся странах было, в лучшем случае, незначительным. Короче говоря, цели второй половины Десятилетия женщин под эгидой ООН достигнуты не были.
Осознание этого факта потребовало выработки нового подхода. Делегаты Найробийской конференции были уполномочены начать поиск новых путей по преодолению препятствий к достижению целей Десятилетия - равенства, развития и мира.
Найробийские перспективные стратегии на период до 2000 года, разработанные и единогласно принятые 157 странами-участницами ООН. явились усовершенствованным проектом плана по улучшению положения женщин до конца столетия и новым этапом в борьбе за гендерное равенство. Участие женщин в принятии решений и доступ к управлению всеми сферами человеческой деятельности были признаны не только их законным правом, но и общественно-политической необходимостью - факторами, внедрение которых во все институты общества еще предстояло осуществить.
В основу документа был положен ряд мероприятий по достижению равенства на национальном (государственном) уровне. Правительства должны были определить свои собственные приоритеты, основанные на их стратегии развития и ресурсных возможностях.
Тремя основными группами мероприятий явились:
В соответствии с утверждением о том, что все общие проблемы являются, в том числе, и женскими проблемами, рекомендованные Найробийскими перспективными стратегиями меры распространялись на широкий спектр областей: от трудоустройства, здравоохранения, образования и социальных услуг до промышленности, науки, коммуникаций и окружающей среды.
Кроме того, были предложены основные направления национальных мер по поддержке участия женщин в деятельности по укреплению мира, а также оказанию им помощи в особо трудных ситуациях.
В соответствии с вышесказанным, решением Найробийской конференции было настоятельно рекомендовано правительствам всех стран делегировать полномочия по решению проблем женщин всем государственным учреждениям и программам. Более того, вслед за конференцией делегаты Генеральной Ассамблеи обратились с просьбой к ООН о внесении основных пунктов по проблемам женщин во все сферы деятельности Организации, а именно в те, которые до этого их не имели.
В ходе работы конференции в Найроби был выработан более широкий подход к проблеме улучшения положения женщин. Наконец было достигнуто признание того, что равенство женщин не является изолированной проблемой, а непосредственно касается всех сфер человеческой деятельности. Поэтому для достижения целей и решения задач Десятилетия женщины жизненно важными признавались перспективы улучшения положения женщин и их активное вовлечение в решение всех проблем, а не только тех, которые касаются непосредственно женщин.
ПЕКИН: преемственность успеха.
Несмотря на то, что усилия, которые предпринимались в течение двух предыдущих десятилетий, начиная с конференции в Мехико в 1975 году, помогли улучшить положение женщин и расширить их доступ к ресурсам, они не коснулись структурной основы неравенства в отношениях между мужчинами и женщинами. Решения, влияющие на жизнь всех людей, в большинстве своем все еще принимались мужчинами. Назрела необходимость поиска путей расширения прав и возможностей женщин для того, чтобы они могли выдвинуть свои собственные приоритеты и ценности в качестве равноправных партнеров мужчин в процессе принятия решений на всех уровнях.
Признание необходимости вовлечения женщин в процесс принятия решений нашло отражение в ходе ряда всемирных конференций, проведенных ООН в начале 90-х годов по различным аспектам развития - окружающей среде, правам человека, народонаселению и социальному развитию.
На всех конференциях была подчеркнута важность полноценного участия женщин в принятии решений, и проблемы женщин были включены в план дискуссий и принятые документы.
Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что новая глава в борьбе за гендерное равенство была открыта лишь на Четвертой всемирной женской конференции по проблемам женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 году.
Главным изменением, которое имело место в Пекине, явилось осознание необходимости перенести основное внимание с самих женщин на концепцию полов, признав потребность переоценки всей структуры общества и всех отношений между мужчинами и женщинами внутри него. Только путем такой фундаментальной перестройки (реструктуризации) общества и его институтов женщины смогут получить полную возможность занять принадлежащее им по праву место в качестве равных партнеров мужчин во всех сферах жизни. Эта перемена еще раз ярко подчеркнула тот факт, что права женщин - это права человека и что гендерное равенство - это всеобщая проблема, от решения которой выигрывают все.
Преемственность Пекинской конференции заключалась в том, что она вдохновила мировое сообщество на принятие обновленного глобального обязательства по повсеместному расширению прав и возможностей женщин и привлекла беспрецедентное международное внимание.
Участники конференции единогласно приняли Пекинскую Декларацию и Платформу действий, представлявшую собой по существу повестку дня по решению проблемы расширения прав и возможностей женщин и явившуюся вехой на пути прогресса женщин в XXI веке.
В Платформе действий выделены 12 важнейших направлений деятельности по улучшению положения женщин:
Принимая Пекинскую платформу действий, правительства взяли на себя обязательства по эффективному включению гендерного аспекта во все государственные институты, стратегии, планирование и принятие решений. На деле это означало, что до принятия решений или выполнения планов всегда необходимо проводить анализ их последствий как для женщин, так и для мужчин, а также анализ потребностей женщин и мужчин. Например, вместо стремления постепенно сделать существующую систему образования более доступной для женщин, включение гендерного аспекта потребует реконструкции (перестройки) этой системы таким образом, чтобы она в равной степени отвечала потребностям как женщин, так и мужчин.
Введение гендерного компонента потребовало пересмотра всей структуры общества в целом и структурной основы неравенства. Поэтому основное внимание больше не сосредоточивалось на женщинах и их положении в обществе, а было перенесено на перестройку институтов и процесса принятия политических и экономических решений в обществе в целом.
Поддерживая Платформу действий, Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства, структуры ООН и другие международные организации, а также НПО и частный сектор принять меры по выполнению ее рекомендаций. Внутри самих стран-членов ООН государственным (национальным) механизмам, созданным ранее для укрепления статуса женщин, была придана новая функция центральных координирующих органов по внедрению гендерного компонента во все институты и программы. В рамках системы ООН Генеральный секретарь назначил высшее должностное лицо в качестве своего специального советника по гендерным вопросам, в чьи обязанности входит обеспечение в рамках всей системы учета гендерного компонента во всех сферах деятельности ООН. За ООН была также закреплена ключевая роль по контролю над выполнением положений Платформы.
Пекинская конференция имела большой успех как в смысле масштаба и представленности на ней огромного количества стран, так и в плане результативности. Это было самое большое в истории собрание представителей правительств и НПО, на котором присутствовали 17000 делегатов, включая представителей 189 стран. Проводившийся одновременно с конференцией Форум НПО также побил все рекорды, собрав более 47000 участников.
Присутствие и влияние НПО, одной из самых активных сил в борьбе за гендерное равенство, разительно возросло со времени проведения конференции в Мехико в 1975 году. В Пекине НПО оказали непосредственное влияние на содержание Платформы Действий и, впоследствии, сыграли важную роль, требуя от своих национальных лидеров отчета о выполнении взятых на себя обязательств по осуществлению положений Платформы.
Однако несмотря на прогресс, достигнутый женщинами многих стран, продвижение на этом пути до сих пор было медленным и беспорядочным. Проблемы женщин почти повсеместно решаются во вторую очередь. Они продолжают сталкиваться с дискриминацией и маргинализацией, скрытой и явной, в меньшей степени пользуются плодами развития и составляют 70 % беднейшего населения мира.
СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕССИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН "ЖЕНЩИНЫ В 2000 ГОДУ: РАВЕНСТВО МЕЖДУ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ, РАЗВИТИЕ И МИР В XXI ВЕКЕ"
Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН "Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке", известная также как Пекин+5, прошла в Штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 5 по 9 июня 2000 года. Она сосредоточила внимание на рассмотрении примеров успешного опыта, позитивных сдвигах, полученных уроках, а также на остающихся препятствиях и ключевых проблемах. На сессии были также рассмотрены дальнейшие шаги и инициативы по достижению равенства полов в новом тысячелетии. В конце работы специальной сессии правительства стран выступили с политическим заявлением, призывающим к подтверждению своих обязательств по Пекинской Платформе действий. Призыв к осуществлению на высоком уровне контроля над выполнением Пекинской платформы действий прозвучал на Генеральной Ассамблее ООН в 1998 году (резолюция a/res/52/231). Тогда вновь было подтверждено, что выполнение Платформы действий потребует принятия всеми немедленных и согласованных мер по созданию мирного, справедливого и гуманного климата на планете, построенного на уважении всех прав человека и основных свобод. Сюда также входит принцип равенства людей всех возрастов и всех слоев общества.
Поскольку в защиту равенства мужчин и женщин выступают межправительственные органы ООН, подготовкой к специальной сессии занималась Комиссия по положению женщин. Ежегодно со времени принятия Платформы действий на конференции в Пекине в 1995 году Комиссия, отвечающая за контроль над выполнением решений Пекинской конференции, оценивала прогресс, достигнутый по нескольким наиболее важным пунктам Платформы действий, и выступала с рекомендациями о приоритетных направлениях для ускорения выполнения намеченных задач.
В качестве подготовительного органа Комиссия провела открытые дискуссии, предусмотрев активное участие всех стран-членов ООН, заинтересованных организаций и наблюдателей. Два первых заседания Комиссии в качестве подготовительного органа к специальной сессии состоялись в 1998 и 1999 годах. Третье, последнее заседание, проходило с 3 по 17 марта 2000 года.
Среди мероприятий по подготовке к специальной сессии можно назвать следующие:
Деятельность после Пекинской конференции.
В свете решений Четвертой всемирной конференции по положению женщин правительства, ООН и организации гражданского общества достигли многого. В частности, правительства приняли новые законы и пересмотрели законодательства, чтобы привести их в соответствие с Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, другими международными и региональными актами по защите прав человека, а также требованиями Пекинской платформы действий. Расширился доступ женщин к правосудию на национальном и международном уровне. При этом суды в различных странах вынесли решения, отражающие обязательства соблюдать принцип равенства полов.
Кроме того, правительства предприняли шаги по обеспечению более полного учета реалий жизни женщин в процессе планирования и принятия решений, касающихся серьезных социальных проблем нашего времени, в частности, искоренения нищеты. Более гибкие методы в своей работе по обеспечению реализации прав женщин и борьбе за равное участие в процессе принятия решений на всех уровнях стали применять и неправительственные организации. Многие из них, действующие под эгидой ООН, вывели вопрос о равенстве полов и другие узловые пункты на ведущие стратегические позиции в глобальной политике и принятии решений, чтобы в большей степени влиять на процессы решения этих проблем.
Внимание к проблеме равенства полов по-прежнему проявлялось на межправительственном уровне, особенно в процессе выполнения решений всемирных конференций и саммитов. Например, связь между постоянной бедностью и женским неравенством подчеркивалась на различных международных форумах. В том числе на Генеральной Ассамблее ООН, а также в процессе подготовки к специальной сессии Генеральной Ассамблеи по рассмотрению хода осуществления решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и дальнейших инициатив в 2000 году. Большое внимание уделяется тому, что обеспечение реализации прав женщин и равенство полов являются как средством, так и целью борьбы против старинного врага - нищеты.
ГЛАВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРЕПЯТСТВИЯ В ВЫПОЛНЕНИИ 12 ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ПЕКИНСКОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЕЙСТВИЙ
1. Женщины и бедность.
Достижения.
Достигнут прогресс в растущем признании проблемы неравенства полов как одной из основных причин бедности, и предприняты усилия по включению пунктов о решении этой проблемы в политику и программы искоренения нищеты. Был достигнут прогресс и при осуществлении подхода к обеспечению женской занятости и предпринимательской деятельности в двух направлениях, в предоставлении базовых социальных услуг, включая образование и здравоохранение.
Препятствия.
Усиление экономического неравенства между женщинами и мужчинами обусловлено многими факторами, в том числе неравенством в доходах, безработицей и все более широким обнищанием наиболее уязвимых и маргинализованных групп населения. Кроме того, неравенство между мужчинами и женщинами и неравенство в разделении экономической власти, неравное распределение неоплачиваемой работы между мужчинами и женщинами, отсутствие технической и финансовой поддержки женщин-предпринимателей, неравный доступ к капиталу, особенно к земле и кредитам, и контроль над ними и доступ к рынкам труда тормозят усилия по расширению экономических прав и возможностей женщин и обостряют проблему феминизации бедности .
2. Образование и профессиональная подготовка женщин.
Достижения.
Достигнут прогресс в женском образовании и подготовке на всех уровнях, особенно в тех странах, где в этом направлении проводится адекватная политика и выделяются средства. Во всех регионах приняты меры по созданию систем альтернативного образования для девочек коренных национальностей и других, наименее защищенных групп населения, по пропаганде среди девочек нетрадиционных областей знаний, по устранению из сферы образования половых предубеждений.
Препятствия.
Усилия, направленные на искоренение женской неграмотности и расширения для девочек доступа ко всем уровням и видам образования, сдерживались по многим причинам. В том числе из-за отсутствия или нехватки средств на улучшение инфраструктуры и проведение реформ в сфере образования, постоянной дискриминации по половому признаку и предубеждением против женщин, а также из-за традиционных стереотипов о женских и неженских занятиях, бытующих в школах и общинах.
3. Женщины и здравоохранение.
Достижения.
Наблюдается прогресс в следующих областях: возрастающее использование современных контрацептивов: разработка и испытания мужских противозачаточных средств: повышенное внимание к проблеме ВИЧ/СПИД среди женщин;
включение половых вопросов в образовательный компонент здорового образа жизни, в том числе обусловленные спецификой пола проблемы здоровья пожилых женщин: улучшение профилактики и лечения венерических заболеваний.
Препятствия.
Прогресс сдерживался отсутствием целостного подхода к охране здоровья женщин и девушек на протяжении всего жизненного цикла, усугубляемым недостаточным уровнем исследований и технологий в этой области, нехваткой половозрастных данных и безопасных для пользователей показателей. Недостаток финансовых и людских ресурсов привел к созданию не отвечающей современным требованиям инфраструктуры и низкому уровню обслуживания.
4. Насилие в отношении женщин.
Достижения.
Правительства инициировали проведение соответствующих реформ и создание таких механизмов по борьбе с насилием, как межведомственные комиссии, директивы и протоколы. Были приняты новые либо внесены поправки в существовавшие законы по защите женщин от различных видов насилия, включая изнасилование, сексуальное домогательство и торговлю женщинами. Искоренение варварских обычаев, калечащих женские гениталии, получило международную поддержку, и этим вопросом занимается Специальный посол, назначаемый Фондом народонаселения ООН.
Препятствия.
Предпринимаемым в этом направлении усилиям препятствует недостаточное понимание коренных причин насилия по отношению к женщинам и неполная информация о видах насилия. Исторически сложившиеся и обусловленные социокультурной средой мировоззрение и система ценностей закрепляют подчиненное положение женщины в обществе. Несмотря на некоторое улучшение ситуации, работники правоохранительных органов, особенно специалисты по уголовному праву, мало занимаются этой проблемой. А профилактические мероприятия носят случайный характер.
5. Женщины в период вооруженных конфликтов.
Достижения.
Уставы и правила специальных международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде и Международного уголовного суда содержат статьи об уголовном преследовании за преступления против женщин, совершаемые в ходе вооруженных конфликтов. Ни у кого не вызывает сомнения, что женщины могут внести весомый вклад в процесс примирения и разрешения конфликтов. В ряде стран приняты директивы по защите женщин-беженок и одобрены законы, исключающие преследования по гендерному признаку, и ставшие основой для определения статуса беженца по половому признаку.
Препятствия.
Серьезным препятствием является отсутствие женщин на всех уровнях, где принимаются решения о восстановлении и поддержании мира, примирении сторон после конфликта и восстановлении разрушений. Изменяющийся характер конфликтов, в которых, в основном, страдает гражданское население и участвуют далекие от политики люди, приводит к тяжелым последствиям для женщин и девочек. Широкий доступ к оружию, облегченный его распространением, благодаря торговле этим смертоносным товаром, особенно стрелковым оружием, еще больше усугубил вооруженные конфликты.
6. Женщины и экономика.
Достижения.
Правительства привели законодательства в соответствие с международными конвенциями о труде, защищающими экономические права женщин, равный доступ к экономическим ресурсам и равенство при трудоустройстве. Число женщин-работниц значительно возросло, особенно в сфере обслуживания. Правительствами приняты постановления, запрещающие дискриминацию и злоупотребления на рабочих местах и труд женщин в опасных для здоровья условиях.
Препятствия.
Плоды глобального экономического роста распределяются неравномерно, порождая все большие экономические несоответствия, небезопасные условия труда и постоянное неравенство полов в неофициальном секторе экономики и сельском хозяйстве. Женщины, имея одинаковую с мужчинам квалификацию, отстают от них в доходах и продвижении по службе. Лишь немногие страны законодательно закрепили за женщинами право собственности на землю и другое имущество. Непризнание того факта, что женщины выполняют как продуктивную, так и репродуктивную функции, означает, что на долю женщин по-прежнему выпадает больше ответственности и обязанностей, а также неоплачиваемой работы.
7. Участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений.
Достижения.
На государственном и негосударственном уровнях продолжалось широкое обсуждение вопроса о важности для общества участия женщин в принятии решений и государственном управлении. Это способствовало укреплению осознания необходимости коренных изменений для достижения гендерного равновесия. Все большее число стран проводят политику позитивных действий в этом направлении, вводя системы квот и контрольные цифры, разрабатывая программы обучения для женщин-лидеров, принимая меры, облегчающие совмещение семейных и профессиональных обязанностей как для женщин, так и для мужчин.
Препятствия.
Продолжал существовать разрыв между равенством де юре и де-факто. Традиционное понимание гендерных ролей ограничивает женщин в выборе профессии и карьеры и принуждает их взваливать на себя весь груз домашних обязанностей. Инициативы и программы, нацеленные на расширение участия женщин в принятии важных решений, тормозились нехваткой людских и финансовых ресурсов для организации обучения и недостаточной пропагандой для занятия ими государственных постов, а также отсутствием ответственности со стороны выборных должностных лиц за содействие в достижении равенства полов и участии женщин в общественной жизни.
8. Институциональные механизмы улучшения положения женщин.
Достижения.
Были созданы национальные механизмы, признанные институциональной базой и катализаторами борьбы за равенство полов, ответственные за учет гендерной проблематики в основных направлениях работы по этому вопросу и контроль над выполнением положений Пекинской платформы действий. Достигнут прогресс в отношении прозрачности, статуса, доступности и координации деятельности таких структур. Эти структуры способствовали усилению возможностей государства по сбору, обработке и распространению информации по признаку пола.
Препятствия.
Главным препятствием в работе таких национальных структур является нехватка финансовых и людских ресурсов в сочетании с недостаточным пониманием проблемы равенства полов и главных направлений деятельности по решению этой проблемы, а также преобладание в этом вопросе мировоззренческих стереотипов в противовес государственным приоритетам и недостаточная связь с общественностью.
9. Права человека женщин.
Достижения.
Во многих странах были проведены правовые реформы, в результате которых изъяты дискриминационные положения из гражданских кодексов, законов о пенитенциарных учреждениях и личном статусе, регулирующих отношения в семье и браке, права владения и собственности женщин, их политические права и право на труд и трудоустройство. Путем создания благоприятной среды, включая принятие политических мер, улучшение работы механизмов, контролирующих выполнение закона, а также проведение кампаний по распространению правовых знаний и повышению правового самосознания, предприняты меры для того, чтобы женщины пользовались всеми правами человека де-факто. 165 стран ратифицировали либо присоединились к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. А Генеральная Ассамблея утвердила факультативный протокол Конвенции, который вступит в силу после его ратификации 10 странами-участницами.
Препятствия.
Дискриминационные законодательства все еще существуют, а семейные, гражданские и уголовные кодексы по-прежнему не вполне учитывают интересы женщин. Пробелы в правовых и нормативных актах узаконивают де юре и увековечивают де-факто неравенство и дискриминацию. Женщины не имеют достаточного доступа к правосудию из-за юридической малограмотности и нехватки средств, равнодушия и предвзятости ответственных за выполнение закона чиновников и судебных властей, а также из-за бытующих в сознании многих людей традиционных мировоззренческих стереотипов о подчиненной роли женщины.
10. Женщины и средства массовой информации.
Достижения.
Женщины стали занимать высокие руководящие должности в различных областях, а создание местных, национальных и международных женских информационных сетей обеспечило распространение информации по всему миру, обмен мнениями и поддержку женщин, активно работающих в средствах массовой информации. Развитие информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, расширило возможности для общения и активизировало участие женщин в работе средств массовой информации. Достигнут прогресс в установлении профессиональных норм и добровольных кодексов поведения, обеспечивающих честное и беспристрастное изображение мужчин и женщин, а также использование литературного языка в информационных программах.
Препятствия.
Число женщин, занимающих ключевые руководящие должности, все еще недостаточно для оказания серьезного влияния на политику в области средств массовой информации. Кое-где возросло количество примеров негативного и стереотипного изображения женщин, порнографии, а некоторые журналисты относятся к женщинам с предубеждением. Область информационных и коммуникационных технологий основана на мужских представлениях и культуре Запада. Инфраструктура Интернета недостаточно развита, а доступ к ней ограничен и зависит от политической воли, совместных усилий и финансовых средств.
11. Женщины и окружающая среда.
Достижения.
Национальная политика и программы в области охраны окружающей среды стали учитывать интересы и потребности женщин. Возросло участие женщин в процессе принятия решений, все большее их число занимают руководящие посты и другие должности в природоохранных организациях и ведомствах. Признавая связь между нищетой и ухудшением окружающей среды, правительства стали принимать меры по развитию женского предпринимательства и созданию женских рабочих мест, а также по организации обучения женщин в области управления природными ресурсами и защиты окружающей среды.
Препятствия.
Общество еще недостаточно знакомо с проблемами охраны окружающей среды и не осознает, что равенство полов в решении этих проблем может принести ему благо и экономическую выгоду. Политика и программы по охране окружающей среды часто не учитывают интересов женщин, их роли и вклада в достижение природного равновесия. Фактор незначительного участия женщин в определении и проведении политики в области охраны окружающей среды и их недостаточное представительство в руководящих структурах лишь усугубляет ситуацию.
12. Девочки.
Достижения.
Благодаря созданию более благоприятной школьной обстановки и механизмов поддержки беременных девушек и юных мам в возрасте от 13 до 19 лет, расширению возможностей получения домашнего образования и росту посещаемости научно-технических классов достигнут прогресс в области начального и, в меньшей степени, среднего и специального образования для девочек. Больше внимания стало уделяться здоровью девушек, включая половое и репродуктивное здоровье девочек-подростков. Еще несколько стран ввели закон о запрещении калечащих операций на женских гениталиях и более строгого наказания за сексуальное надругательство и сутенерство в отношении девочек.
Препятствия.
Традиционные предубеждения против женщин и девочек и неправильное понимание специфических потребностей девочки-ребенка, когда, например, домашние обязанности мешают ей получить образование, приводят к тому, что девочкам будет трудно обрести независимость и уверенность в себе. Осуществлению программ мешала нехватка средств и специалистов, статистических данных по положению девочек и технических возможностей. Существует мало отлаженных государственных механизмов по проведению политики и осуществлению программ в интересах девочек.
Материал подготовлен Департаментом общественной информации ООН.
DPI/2112, DPI 2035
Перевод: Представительство ООН в Беларуси, г. Минск, ул. Кирова, 17, 6
этаж
Тел: (375-172) 274-876, (375-172) 278-149
КОНТАКТНЫЕ АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БОЛЕЕ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИИ:
Division for the Advancement of Women
UN Department of Economic and Social Affairs
Room DC2-12U
United Nations
New York, NY10017
Tel.: (212) 963-3137
Fax: (212) 983-3463
E-mail: loregnard-kasmally@un.org
или
Development and Human Rights Section
UN Department of Public Information
Room S-1040
United Nations
New York, NY 10017
Tel.: (212) 963-3771
Fax: (212) 963-1186
E-mail: ruzicka-dempsey@un.org