В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
Вести
из Новосибирска
Семинар-тренинг
"Источники информации для женщин в сельской местности" (Усть-Каменогорск,
Казахстан)
Представляем
организацию: Некоммерческая организация Фонд "Жизнь без наркотиков"
(Дубна)
Проект
"Создание сети служб социальной адвокатуры в отдаленных районах Республики
Бурятия" региональной общественной организации "Женский клуб
"Артемида""
Интернет:
сайт Центра развития некоммерческих организаций
Внимание,
конкурс!
Открытый
конкурс проектов "Гендерная экспертиза и политика" женской сетевой
программы ИОО - Россия (Фонд Сороса)
Конкурс
для журналистов, пишущих о некоммерческих организациях
Анонс:
международный круглый стол "Проблемы гендера в контексте трансформации
казахского общества" (30.10.01, г. Алматы)
Статья
Михаила Саввы "Власть и НКО: азбука сотрудничества"
ВЕСТИ ИЗ НОВОСИБИРСКА
Лига избирательниц Новосибирска (совместный региональный проект с С-Петербургом) была создана с целью содействия продвижению женщин во власть.
Лига была зарегистрирована 14 марта 2001 г., а 16 марта 7 женщин-лидеров Сибири вылетели на стажировку в штат Вашингтон (США) по программе защиты прав женщин и предотвращению домашнего насилия.
Мы посетили 3 города: Сиэттл, Олимпия, Такома. Поездку финансировало правительство США (департамент образования). В Олимпии мы неделю работали с законодателями штата Вашингтон: встречались с сенаторами, членами палаты представителей, местными городскими депутатами и кандидатами (в декабре у них предстоят выборы в городское собрание), а также с кандидатами в исполнительные органы власти на руководящие посты и главами города и штата. Все встречи были плодотворными, интересными и запоминающимися, мы учились работать с властью и видели, как они работают. Были встречи с лоббистами, полицией, судьями, частными детективами, лидерами общественных и политических организаций, такими как Лига женщин-избирательниц (которой исполнилось уже 80 лет!), Национальной организацией женщин, Женским политическим кокусом. Кроме того, мы побывали в различных Центрах поддержки женщин, которые подверглись домашнему насилию, приютах и других организациях.
После поездки (она длилась месяц) мы продолжали работать в направлении защиты прав женщин. В июне 2001 г. побывали в Госдуме и поработали с нашими законодателями и другими организациями: Союз российских женщин, Американская Ассоциация юристов.
Еще в Новосибирске создан Клуб деловых и профессионально-активных женщин (эта Новосибирская региональная общественная организация зарегистрирована 28 июня 2001 г.), и мы уже отослали документы в Лондон для вступления в Международную Федерацию BPW Internation. Миссия Федерации - активное продвижение женщин на позиции принятия решений.
С уважением,
Нина Гребенщикова,
председатель Совета Лиги избирательниц,
президент женского гуманитарного фонда и президент
Клуба.
E-mail: found@cip.nsk.su
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ "ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЖЕНЩИН В СЕЛЬСКОЙ
МЕСТНОСТИ"
(Усть-Каменогорск, Казахстан)
С 18 по 22.06.01 г. в городе Усть-Каменогорске при поддержке представительства UNESCO в Казахстане Федерацией женщин "Status" был организован семинар-тренинг "Источники информации для женщин в сельской местности".
Главной целью семинара - тренинга являлось расширение возможностей сельских женщин Восточного Казахстана в получении доступной и открытой информации. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
В состав участниц семинара вошли представительницы восьми районов области: Самарки, Тимофеевки, Первомайки, Лениногорска, Черемшанки, Глубокого, Шемонаихи, Молодежного, а также из г. Усть-Каменогорска. Качественный анализ показал, что все имеют высшее образование и в настоящее время работают.
Среди участниц были женщины, работающие в районных объектах культуры и образования, государственного и частного сектора, а также в НКО. Необходимо отметить, что большая часть участниц впервые попали на подобный семинар, и для них вся программа была большим открытием. Нам представляется этот момент очень важным, так как в некоммерческом секторе очень часто одни и те же лица участвуют в образовательных программах. Таким образом, информация, новые знания и навыки замыкаются в узком кругу и не имеют выхода к своим целевым группам. Возможно, что именно фактор новизны способствовал очень активной и заинтересованной работе группы в течение всех пяти дней семинара.
Говоря о качестве обучения, необходимо отметить, что профессиональный уровень приглашенных тренеров удовлетворил запросы участниц (по результатам анкетирования). Тренерский состав был сформирован из кандидатур, имеющих большой опыт работы в сфере распространения информации, обучения и работы в Интернет и межличностного взаимодействия. Наши партнёры по проекту - Восточно-Казахстанская областная библиотека им. А.С. Пушкина и Высшая школа права "Эдiлет" - использовали самые современные методики обучения и подготовили отличный раздаточный материал. В своих анкетах женщины отметили его качество и практическую ценность для дальнейшей работы.
Особенной находкой семинара мы считаем использование методов PRA по изучению информационных потребностей женщин села. В первый день семинара была проведена сессия по заполнению прямой матрицы. В результате выявлены реальные информационные запросы сельской местности. На эти исследования мы пошли сознательно с тем, чтобы при необходимости подкорректировать предложенную программу семинара. К нашей радости, план тренинга оказался максимально приближённым к потребностям его участниц!
Высокую оценку группы получили встречи с руководителями департаментов по социальной защиты и труду, здравоохранению, поддержке малого и среднего бизнеса, информации и общественного согласия, делам женщин и семьи. Благодаря этим сессиям, предусмотренным в программе семинара, его участницы получили информацию по самым животрепещущим проблемам районов: качеству образования и здравоохранения, безработице, пособиям и пенсиям, выплате долгов по заработной плате и экологии.
Но главным результатом этих встреч, с нашей точки зрения было то, что женщины получили все контактные данные районных отделов и управлений. Таким образом, у них появилась возможность требовать соответствующую информацию в своих районах в будущем.
У женщин за 5 дней работы семинара как будто открылось второе дыхание: с трудом расходились к концу семинара, в обеденный перерыв собирались для обсуждения планов реализации полученных знаний. Благодарили за то, что ЮНЕСКО обратил внимание на недостаточную информированность женщин в сельской местности. Предлагали записать на видеокамеру свои впечатления о работе семинара. Участницы семинара проявили большой интерес к работе Федерации женщин "Status", наметили план на дальнейшее сотрудничество, предлагали открыть представительства в Серебрянске, Молодёжном и Черемшанке.
Чтобы семинар не остался одноразовым мероприятием, в заключение был организован круглый стол по выработке информационной стратегии для женщин села на 2001-2003 годы. В работе круглого стола приняли участие сотрудники управления информации и общественного согласия ВКО, лидеры женских некоммерческих организаций, СМИ и представители районных акиматов. В ходе встречи говорилось о том, что необходимо организовывать работу с женщинами сельской местности на постоянной основе, так как одноразовые семинары кардинально изменить ситуацию не могут. Поэтому участницы круглого стола пришли к выводу о необходимости более целесообразного и целенаправленного использования информационных источников некоммерческого сектора и управлений и департаментов исполнительной власти. Более того, оказывается, в некоторых регионах нет выхода на междугородные переговоры, нет радиоточек, нет возможности выписывать печатные издания, не говоря о подключении к сети интернет.
В связи с этим участницы семинара приняли решение о необходимости встречи с руководством области и Казахтелекома для решения проблемы междугородней связи и телерадиовещания. Было бы замечательно, если бы ЮНЕСКО смог поддержать проведения такого круглого стола. В будущем большинство женщин считают развитие компьютерной информационной сети наиболее эффективным и доступным источником получения информации и поддержки обратной связи между районами и НКО. Конечно, обсуждался вопрос о выпуске собственных бюллетеней и газет. Все предложения зафиксированы с тем, чтобы свести их в единую информационную стратегию на 2001-2003 годы.
Координатор проекта И.С. Унжакова.
status@mail.kz
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ОРГАНИЗАЦИЮ
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНД "ЖИЗНЬ БЕЗ НАРКОТИКОВ" (ДУБНА)
Учредители:
Скорость и масштабы наркотизации населения приобретают в России характер угрозы национальной безопасности. Наркотики проникли во все социальные и возрастные группы, особенно быстро растет число наркоманов среди молодежи.
Имеющаяся в стране в настоящее время система лечения и профилактики наркомании в силу ряда причин, в первую очередь из-за недостаточности финансирования и несовершенства соответствующего законодательства, не только не отвечает остроте проблемы, но все более и более отстает от социальной потребности.
Программной целью нашего Фонда является создание регионального Центра адаптации человека. Проект Центра разработан группой специалистов под руководством Главного нарколога Московской области В.И.Ревенко и Главного врача Фонда Т.Л.Житниковой и является уникальным, так как впервые в России предусматривает объединение организационно-правовых возможностей и материальных ресурсов государственных и негосударственных организаций для создания единой комплексной структуры, при обращении в которую наркозависимые больные смогут проходить полный цикл лечения от первичной неотложной медицинской помощи до окончательной социальной реадаптации.
В рамках Центра адаптации человека решаются четыре основные задачи: профилактика наркомании и алкоголизма, лечение и психологическая реабилитация наркозависимых больных на стационарной и санаторно-профилактической базе, социальная реадаптация прошедших курс лечения пациентов, научно-исследовательская работа и подготовка кадров в области наркологии.
Программа медико-социальной помощи предусматривает применение новейших оригинальных методик лечения наркозависимостей и рассчитана на срок от 5 недель до 6 месяцев с последующим наблюдением до двух и более лет.
В настоящее время мы завершаем ремонт и оборудование специализированного стационарного отделения на 40 мест, расположенного на базе Медсанчасти №9.
При незначительности бюджетного финансирования создание Центра адаптации человека ведется методом "народной стройки" с привлечением материальных ресурсов и финансовых средств учредителей Фонда, отдельных предприятий и граждан. Поскольку даже при поэтапной реализации проект Центра довольно дорогостоящий, мы обращаемся к предприятиям и финансовым учреждениям различных форм собственности, частным предпринимателям и гражданам региона, разделяющим нашу озабоченность проблемой наркомании и имеющим возможность оказать материальную поддержку, с призывом принять участие в финансировании проекта.
Адрес- Российская федерация
141980, Московская область,
г.Ду6на, ул.Жолио-Кюри. д.8а.
Телефон: (09621) 4-89-51
Банковские реквизиты: ИНН 6010022884,
р/сч. 40703810400000000089,
вал/сч. 40703840100000000090
в филиале Конверсбанка АО -Дубна",
к/сч. 30101810100000000938, БИК 044699938
ПОМНИ!
РЕБЕНОК МОЖЕТ ИСКАТЬ ВЫХОД В НАРКОТИКАХ
ПОМНИ!
СУДЬБА ТВОЕГО РЕБЕНКА - В ТВОИХ РУКАХ!
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ХОРОШО ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА:
ПОМНИ!
ОТ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ЗАВИСИТ, СПРАВИТСЯ ЛИ РЕБЕНОК С ТЕМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ,
КОТОРЫЕ ЖДУТ ЕГО В ЖИЗНИ.
ПРОЕКТ "СОЗДАНИЕ СЕТИ СЛУЖБ СОЦИАЛЬНОЙ АДВОКАТУРЫ В
ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНАХ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ЖЕНСКИЙ КЛУБ "АРТЕМИДА""
Телефон доверия: (3012) 33- 74-62;
Председатель Правления: (3012) 21-93-99 пригласить Матвейчеву И.В.
Э/почта: artemida@buryatia.ru
; irmat@mail.ru
Для писем: Россия, Республика Бурятия,670000, г. Улан-Удэ, а/я 10761
Служба социальной адвокатуры - это некоммерческая организация, оказывающая комплекс социально-юридических услуг жертвам насилия.
Обязанностями личного состава службы социальной адвокатуры являются:
Социальными защитниками могут выступать сотрудники некоммерческих правозащитных организаций, общественных объединений; их добровольцы; выпускники юридических и социальных факультетов ВУЗов, которые могут предложить доступ к информационным ресурсам, объяснить процедуру рассмотрения дел в суде, оказать моральную поддержку и, при необходимости, выступить в роли социального адвоката.
Включение в правозащитную деятельность непрофессиональных защитников - социальных адвокатов в систему уголовного правосудия является новым явлением в Республике Бурятия. В настоящее время специалисты прокуратуры могут объяснить саму процедуры защиты потерпевшим, но не могут предложить все другие необходимые услуги по поддержке. Также и адвокаты, работающие в суде, не всегда способны оказать определенную поддержку потерпевшим от домашнего насилия. Так называемые социальные адвокаты могут предложить такую поддержку и пути для более оптимального для потерпевшей выхода из ситуации.
За время работы Кризисного центра РОО ЖК "Артемида" со многими избитыми женщинами сотрудники организации хорошо узнали нужды, страхи и опасения, с которыми сталкиваются жертвы домашнего насилия. Это может обеспечить потенциальных социальных адвокатов информацией о насилии в быту, об определенных ситуациях потерпевших и путях выхода из них, которыми могут быть:
Сроки реализации проекта - 18 месяцев.
Проект осуществляется при финансовой поддержке Трастового Фонда в поддержку действий по устранению насилия в отношении женщин (ЮНИФЕМ).
Основные цели проекта:
В результате реализации проекта достигнуто будет следующее:
ИНТЕРНЕТ
191186, г. Санкт-Петербург
Малая Конюшенная ул., д. 5
т./ф. (812) 325-8913, 325-8914
library@ndc.org.ru,
ndc@spb.org.ru
http://www.ndc.org.ru
Центр развития некоммерческих организаций (Центр РНО) - ресурсный центр для некоммерческих организаций (НКО) Северо-Западного региона, работающих в сфере социальной защиты, экологии, образования, науки, культуры, искусства, защиты прав человека и прочих общественно-полезных задач. Работа Центра направлена на развитие гражданского общества в России, повышение его роли в обществе в целях устойчивого развития регионов, стабильного улучшения качества жизни населения.
Уставными целями Центра РНО являются поддержка гражданских инициатив и некоммерческого сектора в целом, а также содействие распространению идей благотворительности в обществе. Для достижения уставных целей Центр пользуется разными путями, однако, можно выделить следующие основные направления деятельности: сбор, анализ и распространение информации, полезной для успешной деятельности НКО; обучение и консультирование лидеров и сотрудников НКО в сферах управления, фандрайзинга, связей с общественностью и СМИ, бухгалтерского учета, налогообложения и права; содействие социальному партнерству, в том числе и на уровне местного самоуправления.
Сотрудники Центра РНО - специалисты высокой квалификации, имеющие профессиональное образование и опыт практической работы в Третьем секторе. Многие прошли обучение в российских и зарубежных тренинговых и ресурсных центрах.
На сайте Центра РНО можно, в частности, получить электронный бюллетень "Фонды и гранты". Этот журнал содержит актуальную, точную и проверенную информацию о фондах, заинтересованных в поддержке российских НКО и объявленных конкурсах, а также о стажировках для представителей НКО, сотрудников органов местного самоуправления, студентов.
Бюллетень выходит раз в месяц, размещается на информационном стенде Центра РНО, а также доступен по электронной рассылке (подписаться на которую можно, послав запрос Элине Чижевской по адресу elina@ndc.org.ru). Также с этой информацией вы сможете познакомиться (или получить ее на дискету) в рамках работы библиотеки ЦРНО (понедельник, среда, пятница - с 15 до 19 час.)
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ "ГЕНДЕРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ПОЛИТИКА"
ЖЕНСКОЙ СЕТЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИОО - РОССИЯ (ФОНД СОРОСА)
Институт "Открытое общество", основанный известным филантропом Джорджем Соросом, в рамках Женской сетевой Программы объявляет открытый конкурс на благотворительное финансирование проектов "Гендерная экспертиза и политика".
ЦЕЛИ КОНКУРСА:
В рамках конкурса будут рассматриваться проекты, направленные на гендерный анализ мер и программ государственной социально-экономической политики, гендерную экспертизу законодательных актов, разработку конкретных механизмов интеграции гендерного подхода в процессы принятия управленческих решений.
К участию в конкурсе приглашаются общественные организации, научные и образовательные учреждения, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, имеющие опыт проведения гендерной экспертизы законодательных актов, анализа гендерной составляющей социально- экономической политики (на предприятии, в городе, регионе или на федеральном уровне).
Обязательным условием проектов является разработка конкретных рекомендаций изменения социально-экономической политики, базирующихся на проведении гендерной экспертизы в выбранной области.
Критериями оценки заявок на проекты являются:
Тематические приоритеты программы.
Приоритетными для Программы являются следующие направления анализа:
Принимаются к рассмотрению заявки и по другим направлениям гендерного анализа социальной политики и законодательства при условии их актуальности и четко выраженной практической направленности.
В ходе реализации проектов могут быть подготовлены к публикации работы (книги, в том числе переводы, сборники статей, материалов конференции), отражающие мировой и российский исторический опыт включения гендерного компонента в процессы разработки социальной, экономической, образовательной политики государством, общественными организациями и бизнесом.
Победители конкурса могут представить в ЖСП ИОО-Россия материалы для возможного получения дополнительного финансирования на их издание. Окончательное решение о публикации принимается Экспертным советом ЖСП ИОО-Россия в течение двух месяцев после представления законченного варианта рукописи. В случае положительного решения ЖСП ИОО-Россия заключает соответствующие договоры на издание рукописи с издательством.
Предпочтение будет отдано проектам:
В рамках данного конкурса не будут поддерживаться проекты, не нацеленные на получение конкретных практически значимых и реализуемых выводов и рекомендаций, равно как и заявки, не опирающиеся на гендерный подход.
Запрашиваемое финансирование должно быть соразмерно запланированному объему работ, числу участников и продолжительности проекта.
Общий грантовый фонд конкурса составляет: 70,000$.
Размер гранта: не более 15,000$.
Финансирование выделяется на проекты продолжительностью не более 12 месяцев.
Получить стандартную форму заявки, дополнительные консультации, а также подать готовую заявку на участие в конкурсе можно в Российском Представительстве Института "Открытое общество" - 113184 Москва, Озерковская набережная, д. 8, тел.(095)787-88-11, e-mail: nwp@osi.ru
WEB-сайт ИОО-Россия: http://www.osi.ru
Подать готовую заявку, получить консультации и стандартную форму заявки можно во всех отделениях Института "Открытое общество" в России, а также у программных координаторов ИОО в Университетских центрах Интернет.
КОНКУРС ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ, ПИШУЩИХ О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Центр развития некоммерческих организаций (Центр РНО) и Агентство социальной информации - Северо-Запад (АСИ-Северо-Запад) объявляют конкурс "4+3" для СМИ Северо-Западного федерального округа. "Математическое" название конкурса расшифровывается просто: "Четвертая власть" - третьему сектору. Иными словами, предмет конкурса - материалы (сюжеты) о некоммерческих, общественных организациях Северо-Запада, подготовленные для региональных или центральных СМИ.
Цели конкурса: повысить престиж "социальной" журналистики, стимулировать работников средств массовой информации всех уровней к освещению проектов и услуг некоммерческих организаций, позитивных изменений в социальной сфере как результата проявления гражданской активности.
Задачи: сформировать "социальный" журналистский корпус, определить отдельные СМИ (электронные и печатные), наиболее последовательно и адекватно освещающие деятельность некоммерческих организаций, назвать имена журналистов, наиболее профессионально и преданно отдающих себя этому благородному, хотя и неприбыльному делу. Конкурс проходит с 1 июля по 28 октября 2001 года в три этапа. Работы принимаются до 20 октября 2001 года. Награждение победителей - 27 октября 2001 года в рамках Ярмарки проектов и услуг некоммерческих организаций (Санкт-Петербург). Оплата проезда и проживания победителей конкурса из других городов обеспечивается организаторами. Конкурс проводится в трех номинациях: "Третий сектор - на первую полосу" (лучший материал о деятельности, проектах и опыте работы некоммерческих организаций); "Капля камень точит" (лучшая серия новостных и информационных материалов/сюжетов о деятельности некоммерческих организаций); "Не корысти ради" (лучший материал о коммерческой организации, оказывающей благотворительную, спонсорскую помощь или наладившей партнерские отношения с некоммерческой организацией). Критерии оценки конкурсных работ: актуальность и значимость, продуманность и глубина раскрытия темы, аргументированность и правовая грамотность автора (авторов), использование сравнительной информации и анализ, эффективность (последовавшее вслед за материалом изменение ситуации, частичное или полное решение проблемы). Соответствие последнему критерию определяется сопровождающими документами (выпискам и из решения суда, официальными ответами исполнительных органов власти и т.д.).
К участию приглашаются журналисты или СМИ, работающие на территории Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и Ненецкого автономного округа. Статус СМИ (центральное, областное, районное издание/радиостанция/телеканал) не имеет значения. Материалы, представленные на конкурс, должны быть опубликованы в СМИ или пройти в эфире (для работников радио и телевидения) в период с 1 января 2001 года по 20 октября 2001 года и иметь соответствующее подтверждение. Материалы (ксерокопии статей в двух экземплярах, аудио и видеозаписи (VHS) передач в 1 экземпляре) сопровождаются краткой автобиографической справкой об авторе (творческой группе) с указанием контактных телефонов и адресов. Преимущество отдается участникам, представившим рекомендательное письмо из некоммерческой организации - героя публикации - с указанием конкретных положительных результатов, которые принесла ей публикация (сюжет). Работы принимаются по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. М.Конюшенная, д. 5, Центр развития некоммерческих организаций, Евгений Мачнев.
Телефоны: (812) 325-89-13, 325-89-14, e-mail: machnev@ndc.org.ru, (8162) 66-32-25 (Великий Новгород, Аэлита Тошкина), (8152) 54-52-02 (Мурманск, Надежда Хлебникова), (8212) 29-12-56 (Сыктывкар, Елена Петунина), (8202) 55-04-06 (Череповец, Екатерина Епанчина).
АНОНС
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ "ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРА В КОНТЕКСТЕ
ТРАНСФОРМАЦИИ
КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА"
30.10.01, г. Алматы
В связи с празднованием 10- летия Независимости Республики Казахстан НИИ социальных и гендерных исследований, кафедра философии и политологии КазПИ совместно с Институтом философии и политологии Министерства образования и науки РК проводит Международный круглый стол "Проблемы гендера в контексте трансформации казахского общества".
Международный круглый стол состоится 30 октября 2001 года в г. Алматы.
Проблематика круглого стола предусматривает следующие направления докладов и сообщений:
Все желающие могут принять участие в работе круглого стола и предоставить свои материалы (статью) до 25 сентября 2001 года. Регистрационный взнос для публикации составляет 10$ (оплата производиться в тенге по курсу Национального банка).
Больше информации:
Тел.:+7 3272 399987, 394904
Факс: +7 3272 324604
dina@krudo.kz
СТАТЬЯ МИХАИЛА САВВЫ "ВЛАСТЬ И НКО: АЗБУКА СОТРУДНИЧЕСТВА"
Дорогие читатели!
Статью Михаила Саввы мы перепечатываем не из исходного издания (журнал "Идеалист: Мир общественных организаций юга России", №8, 2000), а из июльского выпуска информационного бюллетеня "Инициатива" Каунтерпарт Консорциума (Ташкент, Узбекистан).
Мы согласны с нашими коллегами из Узбекистана, что рекомендации, приведенные в этом материале, будут полезны для наших читателей, представителей негосударственных некоммерческих организаций.
ИЦ НЖФ
ВЛАСТЬ И НКО: АЗБУКА СОТРУДНИЧЕСТВА
Взаимодействие с властью, тем более российской, - тема для обширного учебного курса. Наши власти всех уровней и третий сектор еще не выработали окончательных правил совместной игры. Становление этих правил идет само собой, методом проб и ошибок, и процесс еще очень далек от завершения. Перенесение зарубежного опыта такого партнерства на российскую почву в чистом виде невозможно - слишком сильна специфика как российской власти, так и системы некоммерческих общественных объединений. Тем не менее, можно подвести какие-то предварительные итоги. Итак, как взаимодействовать с властью в нашей стране, чтобы она стала сотрудничать с вами?
Начиная контакты с властями, выходите на максимально возможный высокий уровень. Другими словами - обращайтесь к самому высокому начальнику из тех, до кого сможете достучаться. Если вы начнете с его подчиненного, тот все равно должен будет доложить "по команде наверх". В этом случае начальник может воспринять как некорректность то, что его обошли. Кроме того, вы лучше знаете суть дела и лучше сможете объяснить его. Конечно, реально взаимодействовать в ходе доработки и исполнения проекта вы все равно будете с исполнителями. Но делать это значительно легче, когда этот исполнитель получил распоряжение начальника и действует не по собственной инициативе, а по приказу.
Учитывайте, что обычно власти настроены работать в режиме "одобрения - отказа". Другими словами, от вас ждут не общих рассуждений на тему, а конкретного проекта, желательно на бумаге. Для власти важны подробности, которые вам могут казаться несущественными и поэтому опускаются в разговоре. Системное изложение проекта в письменном виде даст возможность власти работать в оптимальном для нее режиме "одобрения отказа", а вам сэкономить время. Учтите также, что подготовка письменного варианта обращения полезна и вам это возможность еще раз систематизировать все, что вы хотите продвинуть, проработать детали проекта.
Власть должна (или по крайней мере хочет) увидеть отдачу от предлагаемого проекта до истечения срока ее полномочий. Выборы вносят большую неопределенность в работу властных структур. Ваши контактеры должны быть уверены в социальных дивидендах от реализации проекта для себя, а не для тех, кто их, возможно, сменит. Кроме того, любая завершенная социально значимая акция - это возможный РR в предстоящей избирательной кампании. Если ваш проект рассчитан на длительный срок реализации, то выделите в нем промежуточные этапы и укажите на полезные последствия выполнения каждого этапа.
Многие представители государства и муниципалитетов относятся к НКО настороженно не в силу своего плохого характера, а потому, что повидали много активистов третьего сектора с предложениями типа: "Дайте много денег, и мы сделаем что-нибудь". При наличии достаточных средств власть сделает это "что-то" сама. Поскольку таких предложений действительно много, на обращенные к власти предложения НКО сделать какой-либо вклад в доброе дело уже выработался иммунитет. Для достижения цели начинайте с показа собственного вклада в проект. Желательно, чтобы ваш вклад был более значим по сравнению с тем, что вы просите.
Обычно в бюджетах всех уровней не предусматриваются средства на социальные проекты для НКО (кроме редких случаев узаконенных государственных и муниципальных грантов). Поэтому просьба о деньгах создаст массу проблем вашим контактерам из власти. Найти законную схему финансового потока для выполнения вашей просьбы иногда бывает невозможно - бюджетная система в России сама по себе достаточно сложна, да к тому же она часто усложняется законодательными актами субъектов Федерации и нормами органов местного самоуправления. Бюджет каждого органа власти сложен и запутан по-своему, поэтому трудно заранее указать причину, по которой вам не смогут дать деньги даже при наличии такого желания. В то же время нефинансовый административный ресурс в России огромен. Именно он должен быть в центре вашего внимания.
Ваши контакты не должны ограничиваться разовыми заходами в кабинеты депутатов и чиновников. Создавайте систему отношений, то есть добивайтесь подписания соглашений о партнерстве с органами власти; входите в состав общественных палат, консультативных советов и других совещательных органов при главах администраций; лоббируйте принятие нормативных актов, помогающих в решении ваших проблем. Содействует работе НКО, например, наличие регионального законодательства о лоббировании и лоббистской деятельности, положения о государственном или муниципальном гранте. Такой подход требует от вас большего труда, но он приносит неизмеримо большие моральные дивиденды. Кроме непосредственного результата - продвижения своих проектов - вы еще зарабатываете кредит доверия на будущее. Учитывайте, что власти не против, чтобы за них кто-то подготовил для принятия проекты законов или положений. И если у вас это получается хорошо, от ваших инициатив не будут отказываться.
Психологически для власти самой надежной гарантией успешности вашего проекта будет пример реализации таких же или похожих предложений в сотрудничестве с властью в другом регионе, городе. В этом случае вы пробуждаете очень действенный механизм: "Чем мы хуже? Наверняка лучше!". Кроме того, обращение к чужому успешному опыту помогает учесть важные детали и подводные камни и действительно добиться большей эффективности. В то же время старайтесь не прибегать к аргументам: "Мы это делали с вашим предшественником, который работал до последних выборов...". Как правило, личное отрицательное отношение к предшественнику в этом случае распространяется и на ваш проект.
К сожалению, иногда причиной отказа является противостояние разных подразделений или чиновников, в жернова которых попадает ваш проект. При этом к самим предложениям претензий нет, они даже могут на словах признаваться полезными. На деле же ищутся и находятся самые разные способы, чтобы "достать" своего оппонента через торпедирование вашего проекта.
Тема взаимодействия власти и НКО обсуждалась на различных форумах третьего сектора уже много раз. Каждая некоммерческая организация может предложить свое видение проблемы. Но особенно интересны мнения тех НКО, которым пришлось отстаивать свои принципы в полемике с государством. Так, Комитет солдатских матерей России сформулировал свои правила отношений с официальными органами:
Интересную систематизацию форм сотрудничества власти и НКО предложили участники конференции "Государство и общественность: новые формы взаимодействия" (Новосибирск, 1998 год).
Были предложены такие формы, как:
Такой широкий набор форм сотрудничества подтверждает главное правило: не воспринимайте власть как врага или даже просто оппонента. Вы собрались сотрудничать с властью, поэтому делайте это грамотно и доброжелательно.
Михаил Савва.