ГендерLAND № 2 (6) февраль 1998 г.
  ЛЕТНЯЯ ШКОЛА– ПУТЬ К НАУЧНОМУ РОСТУ И СОТРУДНИЧЕСТВУ 
Таня Рэндс
Принстонский университет, США
Социологический факультет
Прошло полгода после окончания Второй Российской летней школы по гендерным исследованиям "Волга-97", и я опять приехала в Россию, но теперь с вполне определенными планами и намерениями...
В начале 1997 года от профессора Принстонского университета Лоры Энгельштейн я впервые услышала о МЦГИ и его проекте РЛШГИ.
Я уже давно занимаюсь вопросами гендера и интересуюсь изменениями в постсоветской России. Из информации о Школе я поняла, что темы Летней школы очень близки к моим интересам. Я решила принять участие в конкурсе для американских аспирантов и послала необходимые документы в конкурсную комиссию. Мне очень повезло, так как я прошла конкурс и была приглашена в Школу.
Я не знала точно, что меня ждет, а приехав в Тольятти нашла красивое место на берегу Волги, замечательных умных людей и интересную насыщенную программу. Каждый день ходила на лекции по разным темам, гуляла по лесу и купалась в реке.
Я была очень довольна возможности познакомиться и беседовать с теми людьми, работы которых уже читала в своем Университете: Н.Римашевской, С.Голода, О.Ворониной, Т.Гурко. В университете я готовлю диссертацию по теме о советской семье.
За время пребывания в школе "Волга-97" я узнала много полезного из лекций и в библиотеке Школы.
Школа помогла мне не только своими лекциями, я открыла для себя новые методы и новый подход к рассмотрению и интерпретации интересующих меня вопросов.
Всем американским аспирантам (нас было трое) была предоставлена возможность рассказать о своих проектах, связанных с гендером в России и обсудить вопросы кросскультурного исследования с другими участниками Школы.
Когда Школа закончилась, моя тема была намного более развита. Кроме того, у меня появилось много друзей, знакомых и контактов в России.
Именно благодаря этим новым контактам я приехала в Россию продолжать свое исследование. Я выбрала города Саратов и Харьков, благодаря знакомству с Еленой Ярской-Смирновой из Саратова и Тамарой Булавиной из Харькова. Они уже готовы принять меня, и я жду нашей совместной работы и помощи с их стороны.
Я надеюсь на взаимопонимание и взаимопомощь.
Я интересуюсь вопросами семейной политики и воспитания детей, поскольку постсоветское государство все меньше и меньше занимается вопросами воспитания и детской институционализации, кто тогда несет ответственность - для чего нужны дети и кто ответственнен за жизнь ребенка? Родители, государство, школа, церковь? Как реагируют родители на эти изменения? Если ответственны родители, то кто больше - мать или отец? Что значит быть матерью и отцом в постсоветской семье?
Я буду проводить глубинное интервьюирование в семьях с обоими родителями 10-летних детей. Я предполагаю сделать по 15 интервью в каждом городе.
Благодаря Второй Летней Школе я на пути к завершению своего исследования и получению окончательных результатов.
Огромное спасибо всем организаторам этой Школы!
Москва, 23 января 1998 г., МЦГИ
 
Карен Сегар
Университет Индианы, США
Социологический факультет
Для меня было очень важно иметь возможность общаться с ведущими специалистами и молодыми учеными из разных городов России в сфере гендерных исследований, особенно после года моей работы в Екатеринбурге, где таких людей можно пересчитать на пальцах. В результате моя сеть контактов существенно расширилась.
После школы "Волга-97" я стараюсь ознакомить своих коллег в США с работами тех ученых, с которыми я познакомилась в Тольятти.
Я привезла нашему библиотекарю по русскоязычной литературе список работ (который мог получить каждый участник Школы), и он старается приобрести последнюю литературу по гендерным и женским исследованиям на русском языке. Совсем недавно я посоветовала аспиранту социологического факультета нашего университета читать работы Т.Гурко и С.Голода по социологии семьи.
Я принимаю предложения публиковать больше западных исследований на русском языке и с этой целью буду индивидуально заниматься навыками сочинения у преподавателя русского языка.
Если получу грант, чтобы собирать материалы для своей диссертации о гендерной стратификации на рынке труда в России, то мне бы хотелось, чтобы научным руководителем с русской стороны была Зоя Хоткина.
Необходимо официально установить контакт между американскими университетами и молодыми центрами гендерных исследований во всем мире. Поэтому у меня возникла мысль создать электронный дискуссионный клуб по гендеру. Я давно об этом писала, но обещаю в ближайщем будущем реализовать эту идею. Мой электронный адрес: <ksegar@indiana.edu>.

Людмила Бондаренко
Томский университет
Кафедра социологии

Уважаемые коллеги, с большим интересом прочла первый выпуск газеты ГендерLand. Как хорошо, что теперь будет выходить такая газета! Для меня - исследователя и преподавателя из провинции - очень важно знать, что нового происходит в области гендерных исследований, так как эти исследования находятся в фокусе моего внимания и профессионального интереса.

С наилучшими пожеланиями!

Экспансия Самары
Сергей Ушакин
Центральный Европейский Университет, Будапешт
Докторант программы “Гендер и культура”
Практически каждый день в почтовом ящике моей электронной почты я обнаруживаю письмо, так или иначе связанное с прошлой летней школой. География писем разная - Москва, Саратов, Харьков, Петербург... Объединяет же нас всех одно - то, что впервые мы встретилиcь и познакомились в Самаре. Мне кажется, что именно в этом - одно из наиболее важных достижений прошедшей летней школы.
И, может быть, именно в этом - возможный залог успеха Школы в будущем. Поясню. Основная проблема, с которой сталкиваются преподаватели, исследователи, студенты, политики, заинтересованные в осознании той роли, которую играет половая дифференциация и половая иерархия на ход общественных процессов, связана не с недостатком литературы. Вернее, не столько с недостатком литературы. Главная проблема, на мой взгляд, в отсутствии налаженной информационной сети, отсутствии диалога между всеми теми, кого волнуют, так сказать, "половые вопросы". Более того, я абсолютно убежден в том, что недостаток конкретных знаний будет "убывать" в геометрической прогрессии. В отличии от недостатка знаний, недостаток профессионального и заинтересованного общения трудно заполнить раз и навсегда. Ведь потребность в продолжении диалога усиливается в ходе самого диалога. И мне кажется, что "Волга-97" сделала в этом плане немало - диалог состоялся, он продолжается, и, судя по всему, конца ему пока еще не видно.
По мере возможности, я тоже пытаюсь влиять на этот процесс. Все больше и все чаще люди, которых я встречаю за рубежом, спрашивают меня и о летней школе в России, и о специалистах по теории и практике феминизма в России. Судя, например, по работе программы "Пол и культура" в Центрально-Европейском университете (Будапешт), уже в ближайшем будущем целая группа участников "Волга-97" приедет сюда на краткосрочную стажировку. Еще несколько участников прошлой летней школы получат от программы "Пол и культура" небольшие стипендии на проведение исследований. Возможно, все это лишь совпадение, но мне хочется думать, что подобный "самарский" прорыв стал во многом возможен благодаря расширению базы данных Центрально-Европейского университета, благодаря приобщению "самарцев" к тому интенсивному информационному (и, добавлю, финансовому) потоку, который проходит через Соросовские организации. Чем больше “наша” доля в этой базе данных - тем шире возможности для исследований.
Примерно с октября прошлого года я попытался создать свой собственный инфо-обмен с участниками летней школы. Зная на собственном опыте, что информация о грантах и стипендиях либо не доходит вообще до России, либо доходит слишком поздно, я решил сформировать свой "рассылочный лист". Теперь всякий раз, когда в мои руки попадает информация подобного рода, я рассылаю ее по электронной почте участникам школы. Не знаю, насколько эффективна подобная информация, но уверен, что это - лучше, чем ничего.
И последнее. Находясь в данный момент в ЦЕУ, я принимаю участие в составлении информационного Справочника региональных программ по социологии, философии, истории пола. Подготовка этого справочника организована и финансируется "Программой поддержки женских исследований в странах Восточной Европы и бывшего СССР", созданной на базе Нью-Йоркского отделения "Открытого общества" Дж. Сороса.
В Справочник войдут образовательные программы, организованные либо на базе государственных и частных учебных заведений, либо на базе неправительственных центров в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза. "Летняя школа по гендерным и женским исследованиям", организованная МЦГИ, безусловно войдет в этот справочник. Хотелось бы, однако, чтобы "наше" участие в этом справочнике было как можно шире. Поэтому все, кто имеет какое-либо отношение к исследованиям и преподаванию теории и истории пола, теории и истории феминизма - пишите мне по адресу:
Serguei A.Oushakine
Program on Gender and Culture
CEU, Nador u.9, Budapest,
1051-H. Hungary.
e-mail: g96ous72@student.ceu.hu
После публикации справочник будет разослан по всем высшим учебным заведениям региона. Осенью нынешнего года в Белграде планируется проведение конференции по "проблемам гендерных исследований" в регионе. По мере развития, "Программа поддержки женских исследований в странах Восточной Европы и бывшего СССР", планирует оказывать информационную и, в определенной степени, - финансовую помощь специалистам региона. Так что, пишите. До встречи - реальной или виртуальной.
26 января 1998, Будапешт