ЛЕТНЯЯ
ШКОЛА– ПУТЬ К НАУЧНОМУ РОСТУ И СОТРУДНИЧЕСТВУ
Таня Рэндс
Принстонский университет,
США
Социологический
факультет
Прошло полгода после окончания Второй Российской летней школы
по гендерным исследованиям "Волга-97", и я опять приехала в Россию, но
теперь с вполне определенными планами и намерениями...
В начале 1997 года от профессора Принстонского университета
Лоры Энгельштейн я впервые услышала о МЦГИ и его проекте РЛШГИ.
Я уже давно занимаюсь вопросами гендера и интересуюсь
изменениями в постсоветской России. Из информации о Школе я поняла, что
темы Летней школы очень близки к моим интересам. Я решила принять участие
в конкурсе для американских аспирантов и послала необходимые документы
в конкурсную комиссию. Мне очень повезло, так как я прошла конкурс и была
приглашена в Школу.
Я не знала точно, что меня ждет, а приехав в Тольятти
нашла красивое место на берегу Волги, замечательных умных людей и интересную
насыщенную программу. Каждый день ходила на лекции по разным темам, гуляла
по лесу и купалась в реке.
Я была очень довольна возможности познакомиться и беседовать
с теми людьми, работы которых уже читала в своем Университете: Н.Римашевской,
С.Голода, О.Ворониной, Т.Гурко. В университете я готовлю диссертацию по
теме о советской семье.
За время пребывания в школе "Волга-97" я узнала много
полезного из лекций и в библиотеке Школы.
Школа помогла мне не только своими лекциями, я открыла
для себя новые методы и новый подход к рассмотрению и интерпретации интересующих
меня вопросов.
Всем американским аспирантам (нас было трое) была предоставлена
возможность рассказать о своих проектах, связанных с гендером в России
и обсудить вопросы кросскультурного исследования с другими участниками
Школы.
Когда Школа закончилась, моя тема была намного более
развита. Кроме того, у меня появилось много друзей, знакомых и контактов
в России.
Именно благодаря этим новым контактам я приехала в Россию
продолжать свое исследование. Я выбрала города Саратов и Харьков, благодаря
знакомству с Еленой Ярской-Смирновой из Саратова и Тамарой Булавиной из
Харькова. Они уже готовы принять меня, и я жду нашей совместной работы
и помощи с их стороны.
Я надеюсь на взаимопонимание и взаимопомощь.
Я интересуюсь вопросами семейной политики и воспитания
детей, поскольку постсоветское государство все меньше и меньше занимается
вопросами воспитания и детской институционализации, кто тогда несет ответственность
- для чего нужны дети и кто ответственнен за жизнь ребенка? Родители, государство,
школа, церковь? Как реагируют родители на эти изменения? Если ответственны
родители, то кто больше - мать или отец? Что значит быть матерью и отцом
в постсоветской семье?
Я буду проводить глубинное интервьюирование в семьях
с обоими родителями 10-летних детей. Я предполагаю сделать по 15 интервью
в каждом городе.
Благодаря Второй Летней
Школе я на пути к завершению своего исследования и получению окончательных
результатов.
Огромное спасибо всем организаторам
этой Школы!
Москва, 23 января 1998 г., МЦГИ
Карен Сегар
Университет Индианы,
США
Социологический
факультет
Для меня было очень важно иметь возможность общаться с ведущими
специалистами и молодыми учеными из разных городов России в сфере гендерных
исследований, особенно после года моей работы в Екатеринбурге, где таких
людей можно пересчитать на пальцах. В результате моя сеть контактов существенно
расширилась.
После школы "Волга-97" я стараюсь ознакомить своих коллег
в США с работами тех ученых, с которыми я познакомилась в Тольятти.
Я привезла нашему библиотекарю по русскоязычной литературе
список работ (который мог получить каждый участник Школы), и он старается
приобрести последнюю литературу по гендерным и женским исследованиям на
русском языке. Совсем недавно я посоветовала аспиранту социологического
факультета нашего университета читать работы Т.Гурко и С.Голода по социологии
семьи.
Я принимаю предложения публиковать больше западных исследований
на русском языке и с этой целью буду индивидуально заниматься навыками
сочинения у преподавателя русского языка.
Если получу грант, чтобы собирать материалы для своей
диссертации о гендерной стратификации на рынке труда в России, то мне бы
хотелось, чтобы научным руководителем с русской стороны была Зоя Хоткина.
Необходимо официально установить контакт между американскими
университетами и молодыми центрами гендерных исследований во всем мире.
Поэтому у меня возникла мысль создать электронный дискуссионный клуб по
гендеру. Я давно об этом писала, но обещаю в ближайщем будущем реализовать
эту идею. Мой электронный адрес: <ksegar@indiana.edu>.
Людмила Бондаренко
Томский университет
Кафедра социологии
Уважаемые коллеги, с большим интересом прочла первый выпуск
газеты ГендерLand. Как хорошо, что теперь будет выходить такая газета!
Для меня - исследователя и преподавателя из провинции - очень важно знать,
что нового происходит в области гендерных исследований, так как эти исследования
находятся в фокусе моего внимания и профессионального интереса.
С наилучшими пожеланиями!
Экспансия Самары
Сергей Ушакин
Центральный Европейский
Университет, Будапешт
Докторант программы
“Гендер и культура”
Практически каждый день в почтовом ящике моей электронной
почты я обнаруживаю письмо, так или иначе связанное с прошлой летней школой.
География писем разная - Москва, Саратов, Харьков, Петербург... Объединяет
же нас всех одно - то, что впервые мы встретилиcь и познакомились в Самаре.
Мне кажется, что именно в этом - одно из наиболее важных достижений прошедшей
летней школы.
И, может быть, именно в этом - возможный залог успеха
Школы в будущем. Поясню. Основная проблема, с которой сталкиваются преподаватели,
исследователи, студенты, политики, заинтересованные в осознании той роли,
которую играет половая дифференциация и половая иерархия на ход общественных
процессов, связана не с недостатком литературы. Вернее, не столько с недостатком
литературы. Главная проблема, на мой взгляд, в отсутствии налаженной информационной
сети, отсутствии диалога между всеми теми, кого волнуют, так сказать, "половые
вопросы". Более того, я абсолютно убежден в том, что недостаток конкретных
знаний будет "убывать" в геометрической прогрессии. В отличии от недостатка
знаний, недостаток профессионального и заинтересованного общения трудно
заполнить раз и навсегда. Ведь потребность в продолжении диалога усиливается
в ходе самого диалога. И мне кажется, что "Волга-97" сделала в этом плане
немало - диалог состоялся, он продолжается, и, судя по всему, конца ему
пока еще не видно.
По мере возможности, я тоже пытаюсь влиять на этот процесс.
Все больше и все чаще люди, которых я встречаю за рубежом, спрашивают меня
и о летней школе в России, и о специалистах по теории и практике феминизма
в России. Судя, например, по работе программы "Пол и культура" в Центрально-Европейском
университете (Будапешт), уже в ближайшем будущем целая группа участников
"Волга-97" приедет сюда на краткосрочную стажировку. Еще несколько участников
прошлой летней школы получат от программы "Пол и культура" небольшие стипендии
на проведение исследований. Возможно, все это лишь совпадение, но мне хочется
думать, что подобный "самарский" прорыв стал во многом возможен благодаря
расширению базы данных Центрально-Европейского университета, благодаря
приобщению "самарцев" к тому интенсивному информационному (и, добавлю,
финансовому) потоку, который проходит через Соросовские организации. Чем
больше “наша” доля в этой базе данных - тем шире возможности для исследований.
Примерно с октября прошлого года я попытался создать
свой собственный инфо-обмен с участниками летней школы. Зная на собственном
опыте, что информация о грантах и стипендиях либо не доходит вообще до
России, либо доходит слишком поздно, я решил сформировать свой "рассылочный
лист". Теперь всякий раз, когда в мои руки попадает информация подобного
рода, я рассылаю ее по электронной почте участникам школы. Не знаю, насколько
эффективна подобная информация, но уверен, что это - лучше, чем ничего.
И последнее. Находясь в данный момент в ЦЕУ, я принимаю
участие в составлении информационного Справочника региональных программ
по социологии, философии, истории пола. Подготовка этого справочника организована
и финансируется "Программой поддержки женских исследований в странах Восточной
Европы и бывшего СССР", созданной на базе Нью-Йоркского отделения "Открытого
общества" Дж. Сороса.
В Справочник войдут образовательные программы, организованные
либо на базе государственных и частных учебных заведений, либо на базе
неправительственных центров в странах Восточной Европы и бывшего Советского
Союза. "Летняя школа по гендерным и женским исследованиям", организованная
МЦГИ, безусловно войдет в этот справочник. Хотелось бы, однако, чтобы "наше"
участие в этом справочнике было как можно шире. Поэтому все, кто имеет
какое-либо отношение к исследованиям и преподаванию теории и истории пола,
теории и истории феминизма - пишите мне по адресу:
Serguei A.Oushakine
Program on Gender and Culture
CEU, Nador u.9, Budapest,
1051-H. Hungary.
e-mail: g96ous72@student.ceu.hu
После публикации справочник будет разослан по всем высшим
учебным заведениям региона. Осенью нынешнего года в Белграде планируется
проведение конференции по "проблемам гендерных исследований" в регионе.
По мере развития, "Программа поддержки женских исследований в странах Восточной
Европы и бывшего СССР", планирует оказывать информационную и, в определенной
степени, - финансовую помощь специалистам региона. Так что, пишите. До
встречи - реальной или виртуальной.
26 января 1998, Будапешт