ИЗ ШКОЛЫ РОЖДАЕТСЯ ШКОЛА
Валентина Успенская
В октябре 1998 г. при кафедре социологии и политологии
Тверского государственного университета начала работать Вечерняя школа
по женским и гендерным исследованиям.
Школа открылась для тех, кому интересно узнать: что такое
женская и гендерная история; что собой представляют социальные отношения
полов в различных обществах и культурах; что такое феминизм; каковы перспективы
равноправного партнерства полов в меняющемся мире.
Инициативную группу преподавателей и аспирантов, ведущих
занятия в Школе на волонтерской основе, возглавила доцент кафедры канд.
филос. наук Валентина Успенская - содиректор I Российской летней школы
(Валдай-96).
Вместе с ней руководство проектом осуществляют: доцент
кафедры истории, канд. истор. наук Вера Николаевна Кулик (участница Второй
Летней школы “Волга-97” ) и аспирант ТвГУ, участник двух летних школ Константин
Скоков.
В течение двух месяцев 18 студенток разных факультетов
ТвГУ а также четверо более взрослых вольных слушателей (из которых двое
- мужчины), слушали курс В.Н.Кулик "Женщины в истории России", занимались
в семинаре В.Успенской и К.Скокова "Гендер и общество", участвовали в семинаре-тренинге
по повышению уверенности в себе, который вела Р.Епифанова. Были также отдельные
тематические занятия, которые провели: А.Черкасова (по правам женщин и
детей в семье, по международным документам о правах женщин), И.Фролова
("Образ женщин в восточной мифологии и литературе"), а также Е.Тофанюк
("Женщины и реклама"). Гостем школы и участницей круглого стола была американская
антрополог Нэнси Рис.
Анализ 22 анкет слушательниц, записавшихся на осенний
семестр, показал, что есть огромная потребность в знаниях по женской истории,
по истории феминизма, истории взаимоотношений полов. Девушки хотят знать
о правах женщин, проблемах и изменениях в семье, о своих возможностях в
реализации себя как личности, о своей психологии, об изменениях в социальных
ролях и поведении мужчин, о том, как живут женщины в других странах мира,
о вкладе женщин в науку и искусство.
"Феминизм", "права", "женская история", "изменение отношений
между полами в обществе и семье" - разобраться прежде всего в этих понятиях
желали наши слушательницы:
- "хотелось бы побольше знать об истории женщин, о феминизме
вообще и о том,
насколько можно реализовать себя женщине в наше
время" (Анна Б.);
- "хотелось бы узнать о феминизме как о движении и гендерных
исследованиях как
направлении в науке - все, что только возможно
узнать" (Марина К.);
- "интересны причины специфического отношения к женщине
со стороны мужчин
и общества в целом, что было раньше и что меняется
сегодня" (Татьяна П.);
- "хотела бы знать о правах женщин в обществе, чтобы
я смогла постоять за себя
в любых условиях жизни" (Анна А.);
- "видела по TV передачу про феминистку и поняла, что
совсем зря боялась слова
"феминизм", ничего не зная" (Ольга Р.).
В феврале мы начинаем набор на весенний семестр Школы.
Занятия будут проходить два раза в неделю. Самые активные участницы Вечерней
Школы подготовят свои доклады и сообщения для конференции в начале лета.
Константин Скоков
«Наших» должно быть больше. Это факт, который вряд ли кто
из нас будет оспаривать. Однако дожидаться прироста «наших» естественным
путем - занятие весьма утомительное, да и к тому же не всегда благодарное.
Поэтому мы - преподаватели и аспиранты Тверского государственного университета,
феминистки и феминисты, участники и друзья Летних Школ - решили обмануть
природу и ускорить прирост гендерно образованного населения в нашем городе.
Для этой цели нами использовалась исключительно сила просвещения, причем
в ее чисто гендерном аспекте.
Архимеду была нужна точка опоры, чтобы перевернуть землю.
Наши цели гораздо скромнее, и наверное поэтому, в отличие от Архимеда,
мы свою точку опоры нашли. Ею стала Вечерняя Школа, которая открылась с
1 октября 1997 года в г. Твери. Создана она для тех, кто хочет узнать:
что такое женская история; что собой представляют социальные отношения
полов в различных обществах и культурах; что такое феминизм; каковы перспективы
равноправного партнерства полов в меняющемся мире. 10-ти недельный осенний
семестр набора 97 г. предложил курсы по женским и гендерным исследованиям
в истории, антропологии, социологии, правоведении, культурологии, языкознании,
психологии. На добровольных началах занятия в вечерней школе ведут преподаватели
и аспиранты Тверского университета.
На занятиях в вечерней школе студентки и студенты познакомились
с альтернативным взглядом на роли женщины и мужчины в современном обществе;
историей, в которой присутствуют не только мужчины, но и женщины; с проблемами
языка: Говорим ли мы то, что думаем, или думаем что говорим? (например,
сексизм в языке, как он влияет на поведение человека); гендерными аспектами
права и тем, как женщине защитить себя с помощью закона; психологическими
тренингами по развитию уверенности в себе и своих силах; историей и современными
проблемами феминизма и женского движения. Это далеко не полный перечень
вопросов, которые разбираются в процессе обучения.
Нетрадиционной была в нашей школе и методика преподавания.
Мы старались, где это возможно, избежать длинных лекций и построить наши
уроки в форме диалога-дискуссии со студентками и студентами.
Очень интересной получилась форма занятий в семинаре
Скокова-Успенской "Гендер и общество": по заранее выбранной теме, обсуждение
ведут не один, а сразу два преподавателя. Это приводит к тому, что уже
через пять минут между ними завязывается диалог, в который очень охотно
и естественно включается вся аудитория. Здесь есть два больших плюса. Первый
состоит в том, что живой диалог слушать всегда интереснее, чем лекционный
монолог. К тому же, присутствие двух точек зрения, пусть не абсолютно,
но все-таки различных, способствует выработке у слушающих своего мнения
по данному вопросу, тогда как при лекционной форме занятия слушатели либо
некритически одобряют то, что им говорят, либо отрицают, либо просто утомляются.
Второй плюс такой формы занятий в том, что отсутствует
противопоставление "лектор-аудитория". Преподаватель деперсонифицирован,
сохраняется его/ее авторитет, но исчезает давление этого авторитета. Да
и слушателям включиться в разговор двух людей гораздо легче, чем прерывать
чей-то монолог вопросами или репликой (хотя это также приветствуется в
Школе).
Экспериментирование с формой занятий не случайно. Мы
считаем, что нельзя пропагандировать новый тип отношений между людьми в
обществе, используя для этого старые методы.