ГендерLAND № 2 (6) февраль 1998 г.
    ИЗ ШКОЛЫ РОЖДАЕТСЯ ШКОЛА
Валентина Успенская

В октябре 1998 г. при кафедре социологии и политологии Тверского государственного университета начала работать Вечерняя школа по женским и гендерным исследованиям.
Школа открылась для тех, кому интересно узнать: что такое женская и гендерная история; что собой представляют социальные отношения полов в различных обществах и культурах; что такое феминизм; каковы перспективы равноправного партнерства полов в меняющемся мире.
Инициативную группу преподавателей и аспирантов, ведущих занятия в Школе на волонтерской основе, возглавила доцент кафедры канд. филос. наук Валентина Успенская - содиректор I Российской летней школы (Валдай-96).
Вместе с ней руководство проектом осуществляют: доцент кафедры истории, канд. истор. наук Вера Николаевна Кулик (участница Второй Летней школы “Волга-97” ) и аспирант ТвГУ, участник двух летних школ Константин Скоков.
В течение двух месяцев 18 студенток разных факультетов ТвГУ а также четверо более взрослых вольных слушателей (из которых двое - мужчины), слушали курс В.Н.Кулик "Женщины в истории России", занимались в семинаре В.Успенской и К.Скокова "Гендер и общество", участвовали в семинаре-тренинге по повышению уверенности в себе, который вела Р.Епифанова. Были также отдельные тематические занятия, которые провели: А.Черкасова (по правам женщин и детей в семье, по международным документам о правах женщин), И.Фролова ("Образ женщин в восточной мифологии и литературе"), а также Е.Тофанюк ("Женщины и реклама"). Гостем школы и участницей круглого стола была американская антрополог Нэнси Рис.
Анализ 22 анкет слушательниц, записавшихся на осенний семестр, показал, что есть огромная потребность в знаниях по женской истории, по истории феминизма, истории взаимоотношений полов. Девушки хотят знать о правах женщин, проблемах и изменениях в семье, о своих возможностях в реализации себя как личности, о своей психологии, об изменениях в социальных ролях и поведении мужчин, о том, как живут женщины в других странах мира, о вкладе женщин в науку и искусство.
"Феминизм", "права", "женская история", "изменение отношений между полами в обществе и семье" - разобраться прежде всего в этих понятиях желали наши слушательницы:
- "хотелось бы побольше знать об истории женщин, о феминизме вообще и о том,
 насколько можно реализовать себя женщине в наше время" (Анна Б.);
- "хотелось бы узнать о феминизме как о движении и гендерных исследованиях как
 направлении в науке - все, что только возможно узнать" (Марина К.);
- "интересны причины специфического отношения к женщине со стороны мужчин
 и общества в целом, что было раньше и что меняется сегодня" (Татьяна П.);
- "хотела бы знать о правах женщин в обществе, чтобы я смогла постоять за себя
 в любых условиях жизни" (Анна А.);
- "видела по TV передачу про феминистку и поняла, что совсем зря боялась слова
 "феминизм", ничего не зная" (Ольга Р.).
В феврале мы начинаем набор на весенний семестр Школы. Занятия будут проходить два раза в неделю. Самые активные участницы Вечерней Школы подготовят свои доклады и сообщения для конференции в начале лета.


Константин Скоков
«Наших» должно быть больше. Это факт, который вряд ли кто из нас будет оспаривать. Однако дожидаться прироста «наших» естественным путем - занятие весьма утомительное, да и к тому же не всегда благодарное. Поэтому мы - преподаватели и аспиранты Тверского государственного университета, феминистки и феминисты, участники и друзья Летних Школ - решили обмануть природу и ускорить прирост гендерно образованного населения в нашем городе. Для этой цели нами использовалась исключительно сила просвещения, причем в ее чисто гендерном аспекте.
Архимеду была нужна точка опоры, чтобы перевернуть землю. Наши цели гораздо скромнее, и наверное поэтому, в отличие от Архимеда, мы свою точку опоры нашли. Ею стала Вечерняя Школа, которая открылась с 1 октября 1997 года в г. Твери. Создана она для тех, кто хочет узнать: что такое женская история; что собой представляют социальные отношения полов в различных обществах и культурах; что такое феминизм; каковы перспективы равноправного партнерства полов в меняющемся мире. 10-ти недельный осенний семестр набора 97 г. предложил курсы по женским и гендерным исследованиям в истории, антропологии, социологии, правоведении, культурологии, языкознании, психологии. На добровольных началах занятия в вечерней школе ведут преподаватели и аспиранты Тверского университета.
На занятиях в вечерней школе студентки и студенты познакомились с альтернативным взглядом на роли женщины и мужчины в современном обществе; историей, в которой присутствуют не только мужчины, но и женщины; с проблемами языка: Говорим ли мы то, что думаем, или думаем что говорим? (например, сексизм в языке, как он влияет на поведение человека); гендерными аспектами права и тем, как женщине защитить себя с помощью закона; психологическими тренингами по развитию уверенности в себе и своих силах; историей и современными проблемами феминизма и женского движения. Это далеко не полный перечень вопросов, которые разбираются в процессе обучения.
Нетрадиционной была в нашей школе и методика преподавания. Мы старались, где это возможно, избежать длинных лекций и построить наши уроки в форме диалога-дискуссии со студентками и студентами.
Очень интересной получилась форма занятий в семинаре Скокова-Успенской "Гендер и общество": по заранее выбранной теме, обсуждение ведут не один, а сразу два преподавателя. Это приводит к тому, что уже через пять минут между ними завязывается диалог, в который очень охотно и естественно включается вся аудитория. Здесь есть два больших плюса. Первый состоит в том, что живой диалог слушать всегда интереснее, чем лекционный монолог. К тому же, присутствие двух точек зрения, пусть не абсолютно, но все-таки различных, способствует выработке у слушающих своего мнения по данному вопросу, тогда как при лекционной форме занятия слушатели либо некритически одобряют то, что им говорят, либо отрицают, либо просто утомляются.
Второй плюс такой формы занятий в том, что отсутствует противопоставление "лектор-аудитория". Преподаватель деперсонифицирован, сохраняется его/ее авторитет, но исчезает давление этого авторитета. Да и слушателям включиться в разговор двух людей гораздо легче, чем прерывать чей-то монолог вопросами или репликой (хотя это также приветствуется в Школе).
Экспериментирование с формой занятий не случайно. Мы считаем, что нельзя пропагандировать новый тип отношений между людьми в обществе, используя для этого старые методы.