СЕМИНАР “УСТАНОВЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ” 
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О
РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВАХ ЖЕНЩИН
Надежда Баклаенко,
Российская ассоциация "Планирование семьи"

Право на репродуктивный выбор, планирование семьи и охрану репродуктивного здоровья относится к основным правам человека.

Репродуктивное здоровье и репродуктивные права - это сравнительно новые аспекты демографической политики. Помимо этого, репродуктивное здоровье и репродуктивные права - это тема, которая вызывает особенно острые споры. Репродуктивные права затрагивают самые интимные и личные стороны жизни человека, такие, как сексуальность, половая жизнь и репродуктивное поведение, и касаются таких вопросов, которые оказывают определяющее влияние на взаимоотношения членов семьи и понимание ими своей роли в семье. Осуществление этих прав также взаимосвязанно с положением женщин и расширением их прав и возможностей, а эти вопросы сами по себе во многих странах являются предметом острых дискуссий.

Репродуктивные права - права супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственные решения относительно количества своих детей, интервалов между их рождением и времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами, а также право принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия. При этом подразумевается право мужчин и женщин быть информированными о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых методах планирования семьи по свободному усмотрению и иметь к ним доступ.

Репродуктивное здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов, а не только как отсутствие болезней или недугов.

Концепция репродуктивных прав получила развитие и декларирована рядом международных правовых документов, посвященных правам человека:

* Всеобщей декларации прав человека (1948 г.)
* Декларацией Международной конференции ООН по правам человека (Тегеран, 1968)
* Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)
* Конвенцией ООН о правах ребенка (1989)
* Материалами международных конференций по проблемам народонаселения и развития (Бухарест, 1974; Мехико, 1984; Каир, 1994)
* Материалами Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.)
* Материалами Всемирной конференции по положению женщины (Пекин, 1995) и др.

Впервые конкретная концепция права на репродуктивный выбор была сформулирована на Международной конференции по правам человека в Тегеране в 1968 году. Дальнейшее развитие этой концепции по закреплению репродуктивных прав имело место в итоговых документах 3-х международных конференций по народонаселению и развитию (Бухарест, 1974; Мехико, 1985; Каир, 1995), а также Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995).

Законодательство Российской Федерации, как и многих других стран, в отношении охраны репродуктивных прав соответствует международным правовым документам и нормам, регламентировано Конституцией РФ и специальными законодательными актами по охране здоровья, материнства, детства, социальной поддержке семьи; целевыми федеральными программами и другими документами:

* Конституция Российской Федерации, 1993 г.
* Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 г.
* Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", 1991 г.
* Семейный кодекс, 1995 г.
* Кодекс законов о труде РФ, 1992 г.
* Комплекс законодательных актов по государственной социальной поддержке семей с детьми (Конституция РФ, 1993 г.; КЗоТ РФ, 1992 г.; Закон РФ "О дополнительных мерах по охране материнства и детства, 1992 г.; Указы Президента N 466 и N 2122, 1993 г.) и др.
* Федеральная целевая программа "Планирование семьи" на 1993-1997 гг. и др.
* Федеральная программа "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг. и др.

В этих законодательных актах представлен комплекс законодательных мер, обеспечивающих правовую, материальную поддержку материнства и детства, охрану труда и здоровья женщин, защиту интересов и прав семьи, создание условий для воспитания детей и другие меры.

Эти документы содержат ряд прав граждан РФ, которые могут рассматриваться самостоятельно или в сочетании с другими правами и служить целям охраны репродуктивного здоровья и защиты репродуктивных прав.

Россия является одним из 167 государств, принявших (ратифицировавших) конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, взявших на себя обязательства "не допускать дискриминацию женщин в области охраны здоровья и обеспечить... доступ к медицинскому обслуживанию, в том числе, к услугам по планированию семьи" [Статья 12(1)]. Конвенция также обязывает государства "обеспечить предоставление соответствующих услуг женщинам в связи с беременностью, родами и в послеродовом периоде, в случаях необходимости - бесплатных услуг, а также адекватного питания во время беременности и лактации" [Статья 12(2)].

В соответствии с ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Конституция РФ содержит широкий перечень признаков, по которым не может быть допущена дискриминация женщин. Согласно ст. 19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Принцип равноправия мужчин и женщин закреплен и в других законодательных актах: Семейном кодексе РФ (1995 г.), Кодексе законов о труде РФ (1992 г.), Уголовном кодексе РФ (1992 г.), Законом "О занятости населения в РФ" (1991 г.) и другими законодательными актами.

Согласно ч. 1-3 ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, все граждане обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения и других обстоятельств.

Следует сказать, что наша страна имеет свои особенности развития и совершенствования законодательства по охране репродуктивных прав, развития службы планирования семьи. Россия - первая страна в мире, легализовавшая аборты (1920 г.), затем аборты снова были запрещены (1936 г.) за исключением жизненных показаний и в 1955 г. аборты были снова легализованы. На протяжении многих лет проблемы регуляции рождаемости и планирования семьи решались в условиях широкой доступности искусственных абортов и крайне ограниченного применения современных методов контрацепции.

Проблемы планирования семьи, показателей репродуктивного здоровья населения, как и основных демографических показателей, были закрытыми проблемами и только с середины 80-х годов в результате произошедших в России изменений, оказавших существенное влияние на политическое и социально-экономическое положение в стране, была ликвидирована цензура, расширены права и свободы граждан, открыты и стали достоянием общественности высокие показатели абортов, материнской и младенческой смертности, нарастание негативных тенденций в демографической ситуации в стране. Все это позволило объективно оценивать происходящие в стране процессы и принимать более адекватные целенаправленные меры.

С целью снижения числа абортов (в первую очередь криминальных), расширения возможностей для репродуктивного выбора в стране с 1987 г. разрешены мини-аборты - вакуум-аспирация в ранние сроки беременности в амбулаторных условиях (в настоящее время мини-аборты составляют 26% в структуре всех абортов), разрешены аборты по социальным показаниям, а с 1990 года - основами законодательства СССР как метод контрацепции с согласия женщин и с учетом медицинских показаний была разрешена хирургическая стерилизация женщин. В этот период принимались активные меры по расширению применения современной контрацепции - альтернативы аборту. С этой целью было увеличено производство отечественных внутриматочных контрацептивов и, в связи с отсутствием отечественной индустрии гормональных контрацептивов, были выделены значительные валютные средства для их закупки по импорту.

Важным этапом в совершенствовании законодательства по охране здоровья, планированию семьи явилось принятие в 1993 г. "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан". Это важный законодательный документ, регламентирующий охрану здоровья каждого человека, имеет отношение и к охране репродуктивного здоровья. Непосредственное отношение к проблемам планирования семьи и репродуктивным правам имеют статьи:

* Статья 22. Права семьи
Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи...

* Статья 23. Права беременных женщин и матерей
Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.
Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

* Статья 24. Права несовершеннолетних
...Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 настоящих Основ...

* Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.

Целый раздел (VII) Основ посвящен медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека:

* Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона...

* Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по специальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку...

* Статья 37. Медицинская стерилизация
Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласия гражданина - независимо от возраста и наличия детей.

В последние годы решением проблем планирования семьи стали заниматься не только государственные, но и общественные организации (Российская ассоциация "Планирование семьи", Международный фонд по охране здоровья матери и ребенка, Российское общество по контрацепции, Международный женский центр и др.)., специалисты различного профиля - медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники и др. Получили развитие принципиально новые учреждения, формы оказания услуг по проблемам планирования семьи: Центр планирования семьи и репродукции, молодежные центры и клиники, медико-педагогические центры, "телефоны доверия", центры помощи пережившим сексуальное насилие и т. д.

Учитывая чрезвычайную актуальность проблем планирования семьи для России была разработана Президентская программа "Планирование семьи" на 1993-1995 гг., и правительством были изысканы средства для ее финансирования. Программа предусматривает информационное обеспечение населения и специалистов, подготовку кадров по проблемам планирования семьи, развитие сети центров планирования семьи и репродукции и их укрепление, обеспечение населения контрацептивами и т.д. В реализации программы принимают участие государственные учреждения и общественные организации, в том числе Российская ассоциация "Планирование семьи".

Другой важной программой, принятой в последние годы является федеральная целевая программа "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг., основной целью которой является разработка дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства путем внесения изменений и дополнений в систему государственных мер по охране репродуктивного здоровья женщин.

Я очень подробно остановилась на законодательном обеспечении репродуктивных прав как на международном правовом уровне, так и на национальном - в условиях нашей страны, так как это очень важно. Иметь эту информацию и знать об этом должен каждый человек и каждый специалист, оказывающий услуги в области планирования семьи.

Нужно знать и помнить также о том, что существуют большие расхождения между тем, как представлены права человека в декларациях и международных документах и тем, как они соблюдаются на практике - в жизни. Знание прав позволяет призвать к действию правительства стран, которые подписали международные соглашения (конвенции) по правам человека, но не создали условий для использования этих прав. Препятствия к реализации права на репродуктивный выбор могут иметь законодательный, культурный, медицинский, экономический и политический характер.

Влияние ряда этих факторов на состояние репродуктивного здоровья населения можно показать на примере нашей страны.

Несмотря на постоянное совершенствование законодательства по этим вопросам в соответствии с международными правовыми документами, в стране на протяжении многих лет остается неудовлетворительной медико-демографическая ситуация, особенно ухудшившаяся в последние годы. Согласно статистическим данным, численность населения РФ на 01.01.95 г. составила свыше 148 млн человек, в том числе мужчин - более 69 млн, женщин - свыше 78 млн, женщин детородного возраста - около 38 млн.

В последние годы происходило резкое снижение рождаемости на фоне роста общей смертности населения, в результате чего начиная с 1992 г. впервые в России был зарегистрирован отрицательный прирост населения в расчете на 1000 населения, который составил:

- в 1992 г. - -1,5

- в 1993 г. - -5,1

- в 1994 г. - -6,1.

Несмотря на рост потока мигрантов в Россию, отмечалась естественная убыль населения, которая в 1992 г. по России составила 207 000 человек, в 1993 г. превысила 700 000, а в 1994 г. составляла 893,2 тыс. человек.

Традиционно сложившаяся структура реализации репродуктивной функции населения России представлена следующим образом: 65-68% беременностей завершается абортом, 32-34% - родами и 1,1-1,2% - внематочной беременностью.

Крайне неблагополучным является репродуктивное здоровье женщин, о чем свидетельствуют высокие материнская смертность (1994 г. - 52,3) и гинекологическая заболеваемость, значительная доля женщин, страдающих бесплодием, невынашиванием беременности. 50-70% беременных женщин имеют различные патологические состояния: анемию, поздний токсикоз, болезни почек и сердечно-сосудистой системы и др. Несмотря на некоторую положительную динамику, остается высокой младенческая смертность (18,6 - 1994 г.). Ухудшается здоровье новорожденных: различные отклонения в состоянии здоровья имеют более 50% родившихся детей.

Низкий уровень репродуктивного здоровья обусловлен в первую очередь высоким уровнем абортов, которые, к сожалению, остаются основным методом регуляции рождаемости в России, хотя в последние годы наметилась тенденция к снижению их числа.

По данным Госкомстата на 100 родившихся в 1992 г. зарегистрировано 216, в 1993 г. 235, а в 1994 г. 217 абортов (включая ведомственные), т.е. число абортов в 2 с лишним раза превышает число родившихся. В 1992 г. в РФ было зарегистрировано 3437 тыс., в 1993 г. - 3244 тыс., а в 1994 г. - 3060 тыс. абортов, а показатель числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста соответственно составил в 1992 г. 95, в 1993 г. - 88, и в 1994 г. - 83. Особую тревогу вызывает тенденция к увеличению числа абортов у юных женщин и первобеременных. Так, число абортов у женщин до 17 лет за последние 5 лет увеличилось более чем в 2 раза, в возрасте до 15 лет ежегодно беременность прерывают более чем 3000 женщин, а удельный вес абортов в возрастной группе до 19 лет составляет около 11%.

Аборт в России, к сожалению, не является еще безопасной операцией для здоровья, а часто и жизни женщины. По данным научных исследований, частота различных нарушений репродуктивной системы и уровень гинекологической заболеваемости после аборта прямо пропорционален сроку беременности и числу ранее произведенных абортов. Частота осложнений при прерывании беременности во втором триместре в 3-4 раза превышает таковую осложнений при прерывании беременности в первом триместре. У женщин, перенесших один аборт, заболевания половой сферы имели 41,6%, а при наличии в анамнезе 4-5 абортов эти заболевания отмечались у 71,8% женщин.

В 1992 г. по данным Минмедпрома РФ зарегистрировано 1027 случаев материнской смертности, из них умерли от абортов 276, в 1993 г. - соответственно 882 и 225, в 1994 г. - зарегистрировано 737 случаев материнской смертности. В структуре материнской смертности аборты в России составляют 25-30%. Среди всех умерших от абортов высока доля женщин, умерших от внебольничных абортов (в 1993 г. - 67,5%).

Высокие показатели абортов во многом обусловлены крайне недостаточным применением современных средств контрацепции. По данным выборочных научных исследований, в России около 40% женщин фертильного возраста пользуются малоэффективными средствами контрацепции (ритмический метод, прерванный половой акт и т.д.). Согласно статистическим данным, в 1994 г. лишь 23,5% женщин фертильного возраста применяли современные методы контрацепции (ВМС - 19,8, оральные контрацептивы - 3,7%). Одна из основных причин крайне недостаточного применения оральных контрацептивов состоит в отсутствии отечественной индустрии современных гормональных контрацептивов, нерегулярности государственных закупок, высокой стоимости этих контрацептивов в случае их закупки региональными и коммерческими структурами. Ситуация усугубляется ростом числа заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди молодежи.

Такая ситуация в стране объясняется в первую очередь тем, что определенные существующими законодательными актами меры не обеспечивают в полной мере условий и возможностей для реализации репродуктивных прав граждан РФ и сохранения их репродуктивного здоровья. В связи с этим необходим специальный законодательный акт, обеспечивающий государственные гарантии по осуществлению и охране репродуктивных прав граждан Российской Федерации.

Проект такого документа - федерального закона "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления" разработан и представлен на рассмотрение Государственной думы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОСНОВНЫЕ МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РФ за 1992 - 1994 г.г.

1991 

1992

1993 

1994

Всего населения на 01.01.года 

148542.7 148704.3  148294.3 147997.1 

В т.ч. жещин фертильного возраста - тыс.чел. 

35965.2 35980.0  36371.1 37040.3 

Родившихся на 1000 населения 

12.1 10.7  9.4 9.6 

Умерших на 1000 населения 

11.4 12.2  14.5 15.7 

Естественный прирост на 1000 населения 

0.7 -1.5  -5.1 -6.1 

Материнская смертность на 10000 живорожденных 

52.4 50.8  51.6 52.3 
Младенческая смертность на 1000 родившихся  17.8 18  19.9 18.6