ПРИЛОЖЕНИЕ II
ДОКЛАД РАБОЧЕЙ СЕССИИ НПО
17-18 января, Женева
(проведена в ходе подготовки к Региональному подготовительному
совещанию ЕЭК по проведению в 2000 году обзора осуществления Пекинской
Платформы действий)
НПО В КАЧЕСТВЕ ПАРТНЕРОВ НА ПУТИ К БОЛЕЕ
ОПЕРАТИВНОМУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЛАТФОРМЫ ДЕЙСТВИЙ
Более 650 участников из 51 страны присутствовали на Рабочей сессии НПО,
проходившей во Дворце Наций в Женеве 17-18 января 2000 года до начала трехдневного
Регионального подготовительного совещания по вопросу о проведении в 2000
году обзора осуществления Пекинской Платформы действий. Рабочая сессия
была организована Комитетом НПО по положению женщин и его рабочей группой
по проблемам женщин в регионе ЕЭК в сотрудничестве с субрегиональными сетями
и секретариатом ЕЭК. Благодаря щедрым взносам доноров, в частности ПРООН,
ЮНИФЕМ, Института открытого общества фонда Сороса и правительства Дании,
беспрецедентное число участников прибыли из стран ЦВЕ и СНГ. Важно отметить,
что данная сессия не была форумом НПО, аналогичным форуму, предшествовавшему
Региональному подготовительному совещанию высокого уровня для Четвертой
всемирной конференции по положению женщин, который состоялся в Вене в 1994
году. Данный форум представлял собой рабочую сессию, в рамках которой проходили
пленарные заседания. рабочие совещания и совещания по секциям для подготовки
НПО к участию в качестве равноправных партнеров, в мероприятии, представляющем
собой прежде всего межправительственную конференцию. Такой механизм был
избран для содействия проведению содержательного диалога по важнейшим проблемам,
связанным с четырьмя темами, определенными для данной подготовительной
конференции, а также для того, чтобы избежать проведения параллельных совещаний,
т.е. практики, при которой существует опасность подмены диалога между НПО
и правительствами монологом каждой из сторон.
Совещание открыла Председатель Комитета НПО по положению женщин Рената
Блом. В качестве приглашенных на совещании выступили Заместитель Исполнительного
секретаря Европейской экономической комиссии Данута Хюбнер, старший советник
Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии Патрис Робино
и Председатель Комиссии по положению женщин Патриция Флор. Церемония открытия
завершилась выступлением Председателя Рабочей группы НПО по проблемам женщин
в странах ЕЭК Даниель Бридель.
Работе совещания была свойственна одна характерная черта: НПО обратились
с просьбой к правительствам своих стран подтвердить свои обязательства
и продемонстрировать политическую волю к реальному продвижению вперед по
пути полного осуществления Платформы действий и установлению инструментов
и показателей для измерения и мониторинга достигнутого прогресса. Они также
ставили вопрос о том, каким образом они могут содействовать ускорению процесса
необходимых изменений в сознании, с тем чтобы общество наконец признало
женщин и мужчин, юношей и девушек в качестве людей, имеющих равную ценность.
Они неоднократно подчеркивали необходимость выделения большего объема ресурсов
и более тесного сотрудничества между правительствами, НПО, женскими группами
и другими участниками.
Рабочая сессия единогласно высказалась в поддержку рекомендации просить
ЕЭК принять преамбулу к согласованным выводам, подтверждающую и признающую,
что в основе Пекинской Платформы действий лежит основополагающий организационный
принцип, который заключается в понимании прав женщин в качестве прав человека.
В целях разработки конкретных рекомендаций Рабочая сессия предприняла следующие
шаги:
I. В первый день Рабочая сессия рассмотрела субрегиональные доклады
объединений НПО из Канады, Соединенных Штатов Америки, Европейского союза
и стран ЦВЕ и СНГ.
II. Также в первый день Рабочая сессия провела 17 рабочих совещаний
по вопросам, касающимся четырех тем совещания ЕЭК.
III. На основе рекомендаций рабочих совещаний и секционных заседаний
Рабочая сессия разработала важные предложения с целью дополнить проект
согласованных выводов ЕЭК. Каждая секция определила ораторов для представления
своих выводов на пленарном заседании ЕЭК и заседаниях редакционных групп.
Доклады секций были представлены на заключительном заседании.
С заключительными замечаниями выступили Рената Блом и директор Отдела
по улучшению положения женщин Якин Эртюрк. Участники провели также рабочие
совещания в обеденное время по другим важным вопросам (в частности, по
вопросам репродуктивного здоровья), не связанным с четырьмя основными темами.
1. СУБРЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКЛАДЫ НПО
В докладе Канады, представленном Лиз Филипоуз (Канадский феминистский
альянс за международные действия), подчеркивается высокий международный
престиж этой страны в плане поощрения прав человека женщин на основе прогрессивного
законодательства, в частности по таким вопросам, как Международный уголовный
суд, КЛДЖ и Факультативный протокол, а также гендерные и миростроительные
программы. На национальном уровне также существует традиция строительства
развития крепкого гражданского общества на основе отношений диалога между
правительственным и неправительственным секторами. Упоминался также высокий
уровень капиталовложений в социальный сектор. Однако за последние пять
лет проводимая политика обострила экономическое неравенство на всех уровнях:
между богатыми и бедными, между работающими и безработными, а также между
частично занятыми, временно занятыми лицами и лицами, имеющими постоянную
работу в течение полного рабочего дня. Это неравенство также зримо проявляется
между здоровыми людьми и инвалидами; людьми, относящимися и не относящимися
к коренным народам; между лицами моложе и старше 25 лет, между новыми иммигрантами,
беженцами и лицами, родившимися в Канаде, между расовыми, культурными и
языковыми меньшинствами и канадскими доминантными группами; а также прямо
или косвенно - между мужчинами и женщинами, поскольку женщины составляют
большинство в упомянутых наиболее уязвимых группах.
В докладе Соединенных Штатов Америки, представленном Джун Зейтлин (Участие
женщин в развитии), признаются значительные достижения правительства, в
том числе назначение большего, чем когда-либо, числа женщин на высшие министерские
должности, в исполнительные и судебные органы. Однако в нем также отмечаются
основные нерешенные задачи, а именно: бедность и экономические проблемы.
Несмотря на нынешний экономический рост, многие женщины выполняют низкооплачиваемую
работу или получают минимальные ставки заработной платы, работают неполный
рабочий день или временно, не имея медицинской страховки и надлежащих доступных
услуг по уходу за детьми. Следует разработать конкретную политику, позволяющую
женщинам достичь экономического самообеспечения и способствующую ликвидации
нищеты, особенно в свете мер по упразднению гарантированных пособий по
социальному обеспечению и программ социальной поддержки для бедных женщин.
Разрабатываемые стратегии должны удовлетворять потребности всех женщин
с особым учетом интересов расовых и этнических меньшинств и женщин-иммигрантов.
Соединенные Штаты должны использовать свою лидирующую позицию в глобальной
экономике для проведения гендерного анализа макроэкономической политики
в рамках Всемирной торговой организации и других международных учреждений
с целью обеспечить женщинам доступ к частному капиталу, технологии и природным
ресурсам. Необходима также ратификация Соединенными Штатами КЛДЖ и КПР,
а также укрепление национальных институциональных механизмов по осуществлению
Пекинской Платформы действий.
В докладе Европейского союза, представленном Денизой Фукс (Европейское
женское лобби), выражается сожаление в связи с тем. что лишь четыре темы
являются предметом обсуждения в рамках данного процесса обзора. В докладе
отмечается достигнутый в регионе прогресс в плане осведомленности о гендерных
проблемах, таких, как признание гендерного равенства в качестве проблемы
социума в целом, а не только "женского вопроса". Хотя утверждение
таких принципов, как, например, интеграция гендерной проблематики, в частности
в Амстердамском договоре, приветствуется, в докладе отмечается необходимость
воплощать эти принципы в конкретных мероприятиях и программах в интересах
женщин. С целью оценки и мониторинга достигнутого прогресса совершенно
необходимым является наличие таких инструментов оценки, как показатели,
контрольные сроки реализации намеченных мер, статистические данные в разбивке
по признаку пола и конкретные рубежи Наиболее серьезные области дискриминации,
которые еще не затрагивались, включают такие аспекты, как: равная плата
за труд равной ценности; более широкое признание прав и защита женщин в
ситуациях "модернизированной" гибкой занятости и женщин, работающих
в сельскохозяйственном секторе, а также более равномерное распределение
семейных обязанностей мужчин и женщин.
В докладе стран ЦВЕ, представленном Книгой Лохман ("Карат")
и основанном на итогах субрегионального рабочего совещания, проводившегося
под эгидой ЮНИФЕМ, говорится о таких достижениях, как разработка национальных
планов действий практически во всех странах и активизация мероприятий и
более эффективное сотрудничество и солидарность между женскими организациями
на местном и региональном уровнях, а также на уровне Организации Объединенных
Наций. Однако, как указывается, национальные механизмы в большинстве стран
являются хрупкими, уязвимыми к политическим изменениям и характеризуются
слабостью структур и аппарата, а также недостаточной транспарентностью
и устойчивостью. Наряду с этим отмечается нехватка постоянных, открытых
и транспарентных каналов связи между правительствами и женскими НПО. Хотя
некоторые действующие законы направлены на поощрение гендерного равенства
и борьбу с насилием в отношении женщин, их практическое осуществление оставляет
желать лучшего Весьма остро ощущается нехватка ресурсов как у правительств,
так и у НПО для осуществления национальных планов действий.
Аналогичным образом в докладе стран СНГ (при участии Турции и
Монголии), представленном Нургул Джанаевой (Форум женских НПО Кыргызстана)
и основанном на результатах другого субрегионального рабочего совещания,
проводившегося при поддержке ЮНИФЕМ, в качестве основных достижений указываются:
более широкий доступ к международной информации и новым формам сотрудничества
между всеми участниками процесса обеспечения гендерного равенства; создание
институциональных механизмов по улучшению положения женщин и достижению
гендерного равенства, а также по интеграции гендерной проблематики, позитивная
роль правительств в деле содействия расширению осведомленности о гендерных
проблемах; и рост числа НПО и наращивание их потенциала в плане практической
деятельности по улучшению положения женщин и интеграции гендерной перспективы.
Были отмечены следующие серьезные препятствия: ухудшение экономического
положения женщин и быстрый рост безработицы среди них; развал
и беспорядки в социальной сфере; снижение численности женщин в политических
структурах; нехватка людских и финансовых ресурсов, являющаяся причиной
недостаточной устойчивости и неадекватности механизмов осуществления действующего
законодательства, а также недостаточная осведомленность широкой общественности
о гендерных проблемах.
II. РАБОЧИЕ СОВЕЩАНИЯ
ЖЕНЩИНЫ И ЭКОНОМИКА
Женщины и экономика и электронная торговля - (Международная федерация
женщин с университетским образованием)
Женщины и экономика: профессиональная подготовка и консультативные
услуги ("Ченаколо")
Измерение объема неоплаченной работы и производства в домашних хозяйствах
(Финская НПО Комитет "Пекин+ 5")
(Три организатора указанных мероприятий договорились обсудить свои темы
на одном совместном рабочем совещании)
Воздействие глобализации на женщин в регионе - (Центр за всемирную
руководящую роль женщин, Участие женщин в развитии, МВЖНО)
Женщины и экономика: женщины в сфере производства продуктов питания
-(Рабочая группа НПО по вопросам питания (Женева))
ЖЕНЩИНЫ И НАСИЛИЕ
А. Насилие в отношении женщин и девочек
Насилие в отношении женщин - (Совет женщин в Дании)
Надругательства, эксплуатация и торговля - Предупреждение и действия
- (ЮНИСЕФ, Рабочая группа НПО по вопросам положения девочек (Женева))
В. Женщины и девочки в ситуациях вооруженных
конфликтов Последствия вооруженных конфликтов на Балканах для жизни
женщин - ("Карат")
Воздействие атомной радиации на здоровье в ситуациях войны и конфликтов
- (МЛЖМС)
Последствия для репродуктивного здоровья и прав применяемого в отношении
женщин насилия в ситуациях вооруженных конфликтов
(Коалиция "Центр по вопросам репродуктивной политики и законодательства")
УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В РАБОТЕ ДИРЕКТИВНЫХ ОРГАНОВ И
В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений
- (Участие женщин в развитии)
Участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений
- ("Карат")
(Два организатора согласились провести обсуждение своих тем на одном
совместном рабочем совещании)
Молодежные организации и содействие расширению прав и возможностей
девочек и молодых женщин - (ВАДГДС)
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
ЖЕНЩИН
Укрепление партнерства между НПО и национальными механизмами - ("Карат")
Улучшение положения женщин при содействии женских НПО в ходе гражданского
диалога - (Европейское женское лобби)
(Два организатора согласились обсудить свои темы на одном совместном
рабочем совещании)
Институциональные механизмы "Всемирная конференция по положению
женщин в 2005 году" - (Финский Комитет НПО "Пекин+5")
ВОПРОСЫ МЕЖСЕКТОРАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Перспективы Платформы действий в области прав человека и темы ЕЭК -
(Центр за всемирную руководящую роль женщин)
Интеграция гендерной проблематики в систему общего образования - (Финский
Комитет НПО "Пекин+5")
ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Половое и репродуктивное здоровье и права в регионе ЕЭК - (КЛЕФ,
ЮСПДА, МФПР)
Всемирный марш женщин в 2000 году - (Всемирный марш женщин)
Женщины перед лицом религиозного интегризма - (Французское отделение
организации Европейское женское лобби)
III. ЗАСЕДАНИЯ ПО СЕКЦИЯМ
ЖЕНЩИНЫ И ЭКОНОМИКА
На данной сессии по теме "Женщины и экономика" были достигнуты
существенные результаты как по форме, так и по существу обсуждения вопросов
дальнейшего осуществления Пекинской платформы действий. Благодаря председателю
Патриции Флор, продемонстрировавшей реальное понимание партнерства в действии,
НПО имели широкие возможности в качестве заинтересованных участников внести
свой вклад в обсуждение, проводившееся правительствами в ходе пленарного
и редакционных заседаний. НПО сыграли в равной степени важную роль, как
сами по себе, так и в качестве участников тематических секций. Они внесли
значительный вклад в окончательный документ, представленный Подготовительному
совещанию ЕЭК, который будет направлен КПЖ и Специальной сессии Генеральной
Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Пекин+5", намеченной
на июнь 2000 года.
От имени нашей Секции мы выражаем горячую благодарность руководству
Комитета НПО по положению женщин и Рабочей группе ЕЭК. Многообразные аспекты
темы улучшения положения женщин в экономике следует рассматривать каждый
в отдельности. Хотелось бы иметь больше времени для обсуждения этих вопросов,
однако позитивный итог позволяет нам представить результаты нашей работы,
в ходе которой было сформулировано 41 предложение. Участники Секции весьма
подробно остановились на следующих вопросах: экономическое неравенство
между мужчинами и женщинами и среди женщин; технология электронной торговли
и профессиональная подготовка; трудовые права, объединение в профсоюзы
и социальная защита, включая ратификацию соответствующих конвенций МОТ;
обеспечение уважения равенства в двусторонних и многосторонних торговых
соглашениях; гибкие договорные механизмы найма; гендерное неравенство на
рынке труда; макроэкономическая политика и глобализация. Были приняты рекомендации
по следующим аспектам:
признание важности гендерной перспективы в развитии макроэкономической
политики;
признание наличие трудностей и возможностей для женщин активизировать
свое участие в глобальной экономике и расширить доступ к руководящим должностям;
принятие законов, обеспечивающих предоставление адекватной защиты материнства
всем женщинам и предупреждение, запрещение и компенсацию применительно
к дискриминации в отношении женщин при найме и в области условий труда;
подтверждение прежних обязательств, касающихся равного участия женщин
и мужчин в экономике, а также признание того, что все социальные, экономические
и торговые стратегии должны быть согласованными и учитывать действующие
обязательства в плане гендерного равенства и Декларацию МОТ об основных
правах на труд;
признание более широкой осведомленности общественности и обеспечение
защиты прав человека в развивающейся глобальной экономике, в частности
в условиях процесса либерализации торговли;
устранение барьеров к объединению женщин в профсоюзы;
установление гибкого договорного рабочего времени и проведение политики,
позволяющей женщинам и мужчинам устанавливать баланс между оплачиваемой
и неоплачиваемой работой и выполнять семейные обязанности с учетом особых
трудностей в достижении этого баланса;
внедрение показателей для определения различий в условиях жизни и публикация
результатов мониторинга;
поощрение предпринимательства женщин посредством, в частности, обеспечения
доступа к рисковому капиталу, системам кредитования и другим источникам
финансирования;
установление отношений активного партнерства с НПО, в частности в деле
ликвидации дискриминации на рынке труда и поощрения гендерного равенства
в сфере социальной защиты.
Важные вопросы для дальнейшей деятельности
Мы сожалеем, что Редакционный комитет не учел рекомендацию Секции относительно
рассмотрения таких конкретных проблемных областей, отличных от собственно
гендерной проблематики, как: двойное негативное воздействие гендерного
фактора в сочетании с такими признаками, как раса, этническое происхождение,
религия, инвалидность, статус иммигранта, возраст или сексуальная ориентация;
ратификация и применение конвенций о равенстве и конвенций, охватывающих
такие уязвимые группы, как: трудящиеся женщины-мигранты и их семьи, трудящиеся
женщины, относящиеся к категории внутренних перемещенных лиц; разделение
трудовых и семейных обязанностей реструктуризация Всемирного банка, МВФ
и ВТО в соответствии с действующими международными обязательствами
в области гендерной справедливости и искоренения нищеты, в частности в
плане уважения экономических и социальных прав женщин;
принятие, в контексте глобализации, предложений по регулированию международного
рынка, включая "Тобиновский налог", способствующий формированию
специального фонда, обеспечивающего преференциальный доступ женщин;
списание задолженности 53 беднейших стран,
предоставление женщинам, проживающим в сельской местности, технической
поддержки для целей расширения деловых возможностей и внедрения экологически
безопасных методов ведения сельского хозяйства;
обеспечение возможности для женщин контролировать их фертильность в
целях сочетания трудовой деятельности и семейных обязанностей.
Заключение: Секция "Женщины и экономика" хотела бы подчеркнуть,
что эффективное осуществление ее рекомендаций будет зависеть от политической
воли, финансовых ресурсов и принятия согласованных выводов ЕЭК во всех
секциях.
НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН
Эта крупная Секция НПО, в работе которой приняли участие 150 человек,
подготовила доклад, объемом в 10 страниц с рекомендациями относительно
поправок и добавлений к проекту Согласованных выводов ЕЭК по вопросу о
насилии в отношении женщин. Работа Секции основывалась на докладах трех
рабочих совещаний НПО, проходивших накануне, а также на предложениях, сделанных
в ходе обсуждения. Участники Секции с удовлетворением отметили новаторский
и продуктивный метод вынесения их рекомендаций на обсуждение неофициального
заседания с представителями правительств. К сожалению, к первой такой встрече
окончательный вариант проекта согласованных выводов еще не был подготовлен,
и поэтому доклад Секции являлся объемистым, а содержавшиеся в нем рекомендации
нуждались в оперативной корректировке и сокращении или даже исключении
некоторых вопросов. Тем не менее значительное число предложений Секции
было включено в окончательный текст Согласованных выводов, в том числе:
Необходимость уделения приоритетного внимания рассмотрению и квалификации
всех форм насилия в отношении женщин и девочек в сферах частной и общественной
жизни со стороны государства и негосударственных субъектов в качестве
основных нарушений принципов прав человека. Словосочетание "все формы
насилия в отношении женщин" неоднократно включалось в текст выводов.
НПО стремились дать комплексное и подробное определение насилия в отношении
женщин и постарались затронуть проблему сексуального насилия, в том числе
в семье, а также такие проблемы, как: инцест, изнасилование жены мужем,
так называемые преступления "на почве оскорбленной чести", насильственные
браки и надругательство над пожилыми женщинами.
В базовых принципах документа была отражена необходимость рассматривать
конкретные формы и последствия насилия в отношении девочек и несовершеннолетних.
Была отмечена связь между насилием в отношении женщин и охраной
здоровья и подтверждены выводы, содержащиеся в докладе МКНР ("Каир)
+ 5", а также аргументы о последствиях насилия для физического и психического
здоровья.
Были учтены призывы к включению в учебные программы аспектов полового
воспитания и борьбы с насилием, а также ряда мер по предупреждению
насилия и обеспечению безопасности жертв.
НПО призвали к формированию "международного консенсуса по вопросу
о единообразных показателях" измерения насилия и к рассмотрению
вопроса о создании оперативно доступной глобальной базы данных по
всем формам насилия в отношении женщин.
Частично была поддержана высказанная Секцией озабоченность в связи
с разнообразием форм насилия в отношении всех женщин Перечень связанных
с насилием факторов, содержавшийся во введении, подготовленном секцией,
не был включен в текст, однако сходный перечень отражен во всеобъемлющей
преамбуле к Согласованным выводам ЕЭК.
Хотя не все замечания, касающиеся расы и этнического происхождения
были учтены, призыв к поддержке НПО включает "программы по борьбе
с насилием на почве расизма в отношении женщин и девочек, а тезис о предоставлении
жертвам домашнего насилия доступа к переводчикам был принят с оговоркой
"если это возможно".
Призыв "пересмотреть и отменить законы, криминализирующие гомосексуализм,
поскольку такие законы способствуют созданию обстановки, порождающей насилие
в отношении женщин, которые являются лесбиянками или считаются таковыми"
был безоговорочно признан правительствами, а также Святейшим Престолом.
Предложения Секции по разделу Согласованных выводов о прекращении торговли
женщинами были сконцентрированы на защите прав человека и предоставлении
услуг женщинам - жертвам торговли, а также на проблеме пресечения такой
практики. Участники Секции согласились не рассматривать спорный вопрос
об определении торговли людьми. НПО удалось включить в текст призыв к предоставлению
услуг в области полового или репродуктивного здоровья, а также клаузулу
относительно расширения программ защиты свидетелей для охвата жертв, дающих
показания против торговцев людьми, и разрешения жертвам "в соответствующих
случаях" оставаться в стране назначения. Одной из проблем, не отраженной
правительствами, является озабоченность в отношении того, что меры по борьбе
с торговлей женщинами могут использоваться с целью замаскировать проведение
антииммиграционной политики.
Некоторые другие области, вызывающие озабоченность, которые не были
включены в текст Согласованных выводов, включают: расширение возможностей
предоставления убежища по причине преследований по признаку пола, выдача
отдельных разрешений на проживание женщинам-иммигрантам во время первоначального
въезда в страну, изучение роли средств массовой информации в сохранении
насилия и детализация более конкретных обязательств по выделению адекватных
ресурсов на цели борьбы со всеми формами насилия в отношении женщин. Полный
текст доклада Секции содержит многие другие рекомендации. Наконец, следует
отметить позитивный опыт работы НПО с правительствами в ходе неофициальных
дискуссионных заседаний, а также тот факт, что наши предложения рассматривались
серьезно, и мы надеемся, что такой подход будет иметь место и в ходе работы
Подготовительного комитета "Пекин+5" в Нью-Йорке в марте месяце.
Координатор: Шарлотта Банч (Центр за всемирную
руководящую роль женщин)
ЖЕНЩИНЫ И ДЕВОЧКИ В ХОДЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Заседание Секции НПО по теме "Женщины и девочки в вооруженных
конфликтах" состоялось 18 января 2000 года во Дворце Наций, Женева
Участники представляли все области региона ЕЭК.
Базовыми материалами для работы Секции являлись проект раздела "Женщины
в вооруженных конфликтах" Согласованных выводов, датированный
17 января 2000 года, а также материалы рабочего совещания, состоявшегося
на день раньше. Обсуждение концентрировалось главным образом на содержании
справочных документов и затронутых в них проблемах, а не только на их редакционных
аспектах.
Участники секции НПО заявили. "Международное сообщество и государства-члены
должны признать, что женщины в регионах конфликтов являются не только жертвами
вооруженных конфликтов, но также и партнерами, содействующими ненасильственному
предупреждению и урегулированию конфликтов, миротворчеству и восстановлению".
Одно из наиболее важных замечаний касалось заглавия документа, в которое
предлагалось включить категорию "девочки". Представители НПО
и правительств согласились с идеей замены, и название было сформулировано
следующим образом: "Женщины и девочки в ситуациях вооруженных конфликтов"
Во многих дискуссиях подчеркивалось значение ратификации Факультативного
протокола к КЛДЖ, а также других международно-правовых актов, таких, как
Римский статут Международного уголовного суда (МУС). Идея ратификации Факультативного
протокола была поддержана и отражена в заключительном варианте проекта.
Выступавшие на Секции также подчеркнули значение наблюдения за осуществлением
всей совокупности стандартов, международных договоров и законодательства
с последующим представлением докладов. Это предложение было также включено
в проект.
Другим вопросом, которому в ходе заседания Секции было уделено значительное
внимание, являлось здравоохранение. С некоторыми изменениями соответствующая
формулировка была также включена в окончательный вариант.
Еще одной проблемой в странах, затрагиваемых вооруженными конфликтами,
является проблема женщин и девочек, относящихся к меньшинствам, которые
зачастую вдвойне подвергаются опасности насилия, нестабильности и дискриминации.
Формулировка была предложена и принята правительствами, исключая термин
"меньшинство", который был заменен термином "маргинализированные"
в окончательном варианте проекта.
Новый пункт: "учитывая, что женщины и девочки в странах, граничащих
с районами конфликта, уязвимы в плане физических и экономических угроз,
международное сообщество должно обеспечивать защиту всех женщин и девочек
в пограничных странах", был поддержан правительствами, однако в измененной
редакции.
Одним из основных вопросов, вызвавших озабоченность данной Секции НПО,
которую разделили представители правительств, явилось значение подготовки
и просвещения по щекотливым гендерным вопросам всех военнослужащих и персонала,
входящих в состав сил по поддержанию мира.
Еще один вопрос касался статуса беженцев и перемещенных лиц, и в частности
аспекта обеспечения права на достоинство и защиту в процессе и после добровольного
возвращения. Это предложение было принято с незначительными изменениями.
НПО и правительства признали значение установления ориентиров, показателей
и конечных сроков в процессе мониторинга участия женщин во всех мирных
процессах.
Данная Секция НПО очень четко сформулировала дополнительный пункт, предусматривающий
обязательство стран ЕЭК осуществлять демилитаризацию, включая существенное
сокращение военных расходов, поддерживать женские НПО в качестве
наблюдателей и развивать альтернативы военной службе, а также предложила
соответствующую формулировку. Этот тезис не получил полной поддержки
со стороны представителей правительств.
В ходе заседания Секции по итогам весьма оживленного и конструктивного
обсуждения было выявлено шесть тем, и аналогичное число лай были
назначены в качестве ораторов для последующего группового заседания ЕЭК
Ораторами были назначены:
Уидни Браун, Организация по наблюдению за осуществлением прав
человека, Соединенные Штаты Америки, оратор по теме "МУС и Факультативный
протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин";
Томка Дилевска, Союз женских организаций Македонии,
бывшая югославская Республика Македония, оратор по теме "Воздействие
вооруженных конфликтов на всех женщин и девочек в затрагиваемых районах";
Валентина Лескай, Албанская ассоциация планирования семьи.
Албания, оратор по теме "Воздействие вооруженных конфликтов на здоровье
женщин";
Эрика Папп, Организация "Исследования по проблемам женщин
и творческая активность", Суботица, Союзная Республика Югославия,
оратор по теме "Признание и поощрение роли всех женщин в мирных процессах";
Эльмира Сулейманова, Азербайджанский центр "Женщины и развитие",
Азербайджан, оратор по теме "Исследование воздействия вооруженных
конфликтов на женщин";
Микаэла Тольд, Международная женская лига за мир и свободу, Австрия,
оратор по теме "Предупреждение конфликтов".
Секция НПО выразила признательность международным учреждениям, в особенности
ЮНИФЕМ, за техническую поддержку и помощь, прежде всего при подготовке
к Конференции в регионах ЦВЕ и СНГ.
Координатор: Жужана Ежерска ("Карат")
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
1. В ходе пятой Всемирной конференции по положению женщин, которая должна
состояться в 2005 году, настоятельно необходимо обеспечить дальнейшее продвижение
по пути достижения гендерного равенства; этот процесс далеко не закончен.
2. Необходимо укреплять действующие механизмы. С этой целью предлагаются
следующие рекомендации:
представление сопоставимых статистических данных в разбивке по признаку
пола;
установление ориентиров; установление целей со сроками исполнения.
Обеспечение в конечном итоге гендерного баланса среди персонала, экспертов
и руководства соответствующих механизмов.
А. В этой связи необходимой отправной точкой является интеграция гендерной
проблематики в общеобразовательные программы в целях развития культуры
равенства и предоставления мальчикам и девочкам возможности выполнять их
новые роли в качестве равных партнеров.
(Новые отношения между мужчинами и женщинами не должны оставаться на
прежнем уровне и навязываться одной стороной другой стороне, а должны стать
предметом согласования между обеими сторонами).
В. Процесс формирования сбалансированных в гендерном отношении механизмов
нуждается в тщательном контроле, с тем чтобы женщины не потеряли незначительное
число занимаемых ими руководящих постов, не получив при этом доступ к учреждениям,
в которых доминируют мужчины.
С. Для обеспечения последовательности и проведения этой работы в будущем
молодые женщины должны быть адекватным образом представлены во всех органах,
учреждениях и НПО и принимать участие в зарождающемся гражданском диалоге.
3. Правительства должны отчитываться перед НПО за выполнение своих обязательств
посредством соответствующих механизмов на различных уровнях: независимых
партийных структур, различных комиссий, парламентов - на национальном уровне,
а также на форумах, проводимых по итогам Всемирных конференций и в ходе
транспарентных публичных дискуссий - на международном уровне.
4. Цели с контрольными сроками исполнения должны устанавливаться в соответствии
с существующими условиями на субрегиональном уровне и в отдельных странах.
Например, необходимо создавать и укреплять механизмы в странах СНГ и Центральной
и Восточной Европы, в то время как в странах Европейского союза следующим
шагом является включение в пересмотренный Амстердамский договор статьи,
институционализирующей гражданский диалог.
5. Женским НПО должны быть предоставлены необходимые ресурсы на основании
соответствующего положения закона о финансах в качестве справедливой компенсации
их вклада как налогоплательщиков в государственный бюджет. Международные
организации, главным образом ООН и Европейский союз, а также специализированные
международные учреждения должны активизировать как в международном масштабе
так и между субрегионами проведение мероприятий по обмену опытом, путем
организации и содействия проведению конференций, семинаров и многосторонних
консультаций между женскими НПО.
6. Правительствам надлежит признать, что участие НПО в процессе принятия
решений является непременным условием совершенствования функционирования
демократии, проведение гражданского диалога должно стать одним из критериев,
которому призваны удовлетворять страны-кандидаты на вступление в ЕС.
Ряд этих рекомендаций был включен в Согласованные выводы; некоторые
рекомендации были смягчены, а некоторые отвергнуты. Важнейшая рекомендация
Секции (пункт 1 выше) (пока еще) не принята, несмотря на ее единодушную
поддержку участниками Секции.
Координатор: Шарлотта Тибо (Квебекский комитет
по выполнению рекомендаций Пекинский конференции)
ЖЕНЩИНЫ И ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Секция по теме участия женщин в директивных органах и процессе принятия
решений настаивает на том, чтобы следующие аспекты были приняты во внимание.
Необходимо принять в качестве общей основы текста гендерную перспективу
и гендерный анализ, основывающиеся на национальных и сопоставимых по странам
статистических данных в разбивке по признаку пола.
РЕКОМЕНДАЦИИ
А.
Воспитание в духе равенства между мужчинами и женщинами должно осуществляться
с начальной школы.
Проведение просветительских кампаний о роли женщин в процессе принятия
решений предполагает наличие женщин на руководящих постах в средствах массовой
информации.
Правительства и политические партии должны признать важнейшую роль
женских НПО и содействовать установлению отношений партнерства между тремя
сторонами.
Следует разработать стратегию в целях содействия формированию политической
и институциональной культуры, благоприятствующей участию женщин в процессе
принятия решений.
В.
Участники Секции подчеркнули особую демократическую роль политических
партий и напомнили, что в некоторых странах они финансируются государством
и эти расходы частично оплачиваются за счет налогов, уплачиваемых женщинами.
Таким образом, партии несут ответственность за обеспечение паритета внутри
их собственных структур и в обществе.
Следует ввести в законодательном порядке ограничение объема расходов
на проведение избирательных кампаний.
Секция подтверждает, что паритет 50/50 является базовым принципом функционирования
демократии. В этой связи государствам-членам следует принимать конституционные,
законодательные или иные меры с целью уже сейчас установить такой паритет,
как это было сделано в ряде стран Европейского союза.
Вместе с тем некоторые страны, где по различным причинам участие женщин
в работе директивных органов сократилось, могут достичь паритета поэтапно:
обеспечить участие по крайней мере 30% женщин в ходе предстоящих выборов
и паритет во время следующей избирательной кампании. Паритет должен устанавливаться
на выборах местного, регионального и национального уровней. При этом необходимо
принятие таких сопутствующих мер. как установление статуса депутатов (оплата
работы на выборных должностях, свободное время и уход за детьми, сочетание
работы на выборной должности и профессиональной жизни и т.д.) и запрещение
совмещения мандатов.
С.
По меньшей мере 30% женщин должны быть назначены в комитеты или комиссии,
участвующие в процессе принятия политических решений на всех уровнях, в
том числе в международных организациях до 2005 года с установлением квот,
предусматривающих постепенное достижение паритета
Во всей совокупности процессов принятия решений необходимо обеспечивать
адекватное представительство различных этнических, социальных иди возрастных
групп, а также женщин-инвалидов. Следует предусмотреть осуществление позитивных
действий по 5орьбе с расизмом и социальным отчуждением.
Обеспечение доступа женщин к экономическим структурам власти.
Участники Секции напоминают, что, помимо знаний, полученных в системе
начального, среднего и высшего образования, женщины обладают другими специфическими
навыками, обусловленными их образом жизни. Это, вероятно, следует учитывать
в системах найма и тестирования для назначения на руководящие должности.
Конкурсные жюри должны быть паритетными.
Участники секции подчеркнули также значение научных исследований для
работы на ответственных должностях социально-экономического профиля на
предприятиях или на постах советников в государственных органах, определяющих
направления политики. Были приведены примеры, в частности, из сферы медицины.
В тексте Согласованных выводов были учтены многие из предложений НПО.
Координатор: Мари-Клод Вайсад (Французский Координационный
центр Европейского женского лобби)
Был достигнут консенсус относительно необходимости отметить особое положение
в странах с переходной экономикой посредством принятия следующего заявления:
ОТДЕЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ НПО СТРАН ЦВЕ
И СНГ О СИТУАЦИИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Мы, женщины, представляющие страны ЦВЕ и СНГ, настоятельно призываем
представителей государств - членов ЕЭК обеспечить полное понимание особых
проблем и рекомендаций, касающихся нашего субрегиона.
В частности, мы обращаем ваше внимание на следующие вопросы:
Демократия в странах нашего региона остается хрупкой и зачастую нуждается
в укреплении по таким аспектам, как организационное оформление, институциональные
механизмы, отчетность, транспарентность и устойчивость. Мало женщин и женских
НПО представлены в политической жизни и на директивных форумах. Защита
прав человека женщин не гарантируется по многим причинам, в том числе ввиду
слабости институциональных механизмов, ограниченности потенциала, отсутствия
понимания значения гендерных аспектов во всех государственных стратегиях,
нехватки финансовых ресурсов и слабой политической воли. Кроме того, наши
страны нуждаются в принятии эффективных правовых мер и создании институциональных
механизмов защиты прав человека женщин и обеспечения гендерного равенства.
Одним из аспектов общего наследия наших прежних политических систем
является тот факт, что местным и национальным органам власти не хватает
опыта сотрудничества с гражданским обществом. Многие еще не признали важную
роль, которую играют женские НПО. Вместе с тем примечательно то, что за
сравнительно короткий период времени в особенности женские НПО стали активными
и целеустремленными представителями гражданского общества. В некоторых
случаях женские НПО предоставляют услуги без надлежащей правительственной
поддержки, включая финансирование.
В процессе поиска новой национальной самобытности действуют мощные
силы, взывающие к патриархальным традициям и моделям, отрицающим права
женщин и ограничивающим их роль в обществе. В некоторых странах женщины
вытесняются в частную сферу, и их побуждают вернуться к семейным обязанностям.
Кроме того, поскольку новые демократии открывают дорогу более активному
выражению религиозных взглядов и свобод, кое-кто стремится извлечь выгоду
из этих свобод, с тем чтобы ограничить права женщин.
Экономические возможности женщин сокращаются по сравнению с возможностями
мужчин. В некоторых странах женщины первыми теряют работу' и последними
получают новое рабочее место. Многие женщины выполняют работу, в которой
не используются их образование и профессиональные навыки Многие трудятся
в неформальном секторе, не имея социальных пособий и защиты В некоторых
странах женщины зачастую оказываются объектами сексуального домогательства
и ведут борьбу за сохранение своих рабочих мест В большинстве стран нашего
региона отсутствуют достаточные правовые рамки для обеспечения гендерного
равенства и защиты от дискриминации по половому признаку и сексуального
домогательства на рабочих местах.
Процесс приватизации в нашем регионе зачастую имеет отрицательные последствия
для женщин, как в плане получения доступа к активам, тах и с точки зрения
практики нового частного сектора. Кроме того. отсутствует контроль со стороны
правительства для определения гендерного воздействия этого уникального
исторического процесса.
В настоящее время пожилые лица страдают от быстрого обнищания в связи
с эрозией и ослаблением систем социальной защиты. Женщинам в нашем регионе
угрожает нищета по причине безработицы и неполной занятости, а работа в
неформальном секторе в течение переходного периода лишает их права на получение
достаточных пенсий и возможности встретить старость с достоинством.
Чрезвычайный характер вооруженных конфликтов угрожает процессу перехода
к демократии стран, являющихся сторонами конфликта и их соседей, поскольку
они направляют международные средства не на цели развития, а на миротворчество
и сохранение мира.
Ввиду краха коммунизма и не обретенной еще новой самобытности неожиданный
всплеск национализма угрожает разнообразию, терпимости и миру в нашем регионе.
Националистические силы уже продемонстрировали свою дестабилизирующую роль.
Явившись причиной гибели многих людей, они таят в себе новые угрозы. Необходимо
выделять ресурсы для поддержания позитивного использования образования
и средств массовой информации для обеспечения взаимопонимания и примирения.
Насилие в отношении женщин широко распространено в нашем регионе. До
сего времени правительства наших стран не приняли адекватных мер по борьбе
с насилием и по его предупреждению, не обеспечили выделение ресурсов на
цели образования и жилищного строительства и не оказывают юридической,
психологической и медицинской помощи жертвам. Более того, законы не обеспечивают
достаточной защиты женщинам. В случае попыток опереться на закон женщины
нередко сталкиваются с тем, что суды и правоохранительные органы оказываются
не в состоянии обеспечить применение законов с учетом гендерных факторов.
Гражданское общество еще молодо, не имеет опыта и достаточных средств.
Снижение уровней поддержки со стороны государств - членов ЕЭК, международных
организаций и доноров ставит под угрозу осуществление целей и обязательств
по Пекинской Платформе действий в наших странах. Если ранее голос женщин
заглушали политические силы, то в настоящее время их вынуждает к молчанию
нехватка ресурсов. Мы призываем организации доноров и страны привлекать
женские организации в качестве равноправных партнеров ко всем переговорам
и мероприятиям по оказанию помощи; поддерживать интеграцию гендерной проблематики
во все программы иностранной помощи; и поддерживать и даже расширять техническое
и финансовое содействие странам с переходной экономикой и НПО, с тем чтобы
позволить им достичь поставленных целей. Расширение прав и возможностей
женщин в нашем регионе должно опираться на отношения равноправного партнерства
с донорами и другими партнерами ЕЭК. Именно через такое партнерство женщины
и женские НПО получают возможность накапливать опыт, который послужит им
в дальнейшем в различных сферах общественной жизни.
В нашем субрегионе экономические условия вынуждают многих женщин становиться
мигрантами на территории своих собственных стран. Рост масштабов бедности
в нашем субрегионе в настоящее время требует принятия особых мер по сокращению
бедности применительно к женщинам, проживающим в сельской местности, и
к внутренним мигрантам. Кроме того, женщины, ищущие работу, оказываются
все более уязвимыми в плане торговли людьми и другой эксплуататорской практики.
Допускается серьезное пренебрежение здоровьем женщин, и в особенности
репродуктивным здоровьем, которое является для женщин фундаментом осуществления
ими других прав человека. Кроме того, репродуктивные права женщин, в особенности
право на законное и безопасное прекращение беременности и доступ к системе
планирования семьи и половому воспитанию, постоянно ставятся под вопрос.
Подобная скудость информации и недостаточное просвещение подвергают женщин
нашего региона большей опасности применительно к ВИЧ/СПИД.
Следуя выводам предыдущих субрегиональных подготовительных совещаний,
женщины, входящие в НПО нашего субрегиона, признают значение своего полного
и эффективного участия на всех уровнях международной жизни Женщинам нашего
субрегиона не хватает опыта работы с международными организациями и участия
в международных процессах. Было бы полезно предпринять решительные усилия
в направлении открытия для нас политического пространства для налаживания
сотрудничества с остальными действующими лицами региона ЕЭК.
Будучи изолированными от международного сообществ в течение многих
лет, женщины из НПО не готовы в настоящее время к эффективному
общению, а также к достижению взаимопонимания на английском или
французском языках. Мы просим международное сообщество оказать поддержку
женщинам из стран СНГ и с пониманием отнестись к нашим потребностям в плане
регулярного обеспечения письменного и устного перевода на русский язык
на всех международных и региональных конференциях.
Мы - женщины из стран с переходной экономикой стремимся в полной мере
участвовать в строительстве подлинно демократических обществ. Мы напряженно
работаем над возведением здания культуры мира. Мы призываем
правительства и международное сообщество оказать нам помощь в совместной
с нашими правительствами деятельности по поощрению и защите прав человека
женщин и достижению гендерного равенства.
|