ПРИЛОЖЕНИЕ I
СОГЛАСОВАННЫЕ ВЫВОДЫ
ПРЕАМБУЛА
Мы, правительства, участвующие в Региональном подготовительном совещании
ЕЭК по вопросу о проведении в 2000 году обзора осуществления Пекинской
Платформы действий, подтверждаем наши обязательства в отношении целей и
задач, поставленных в Пекинской декларации и Платформе действий во всей
их полноте, а также нашу приверженность делу полного осуществления всех
двенадцати стратегических целей в важнейших проблемных областях.
Мы также подтверждаем, что главная ответственность за полное осуществление
этих обязательств лежит на правительствах и что поощрение равенства между
женщинами и мужчинами является приоритетным вопросом для международного
сообщества.
Мы признаем, что права женщин, как указывается в Пекинской Платформе
действий, являются правами человека. В этой связи мы подтверждаем нашу
приверженность положениям, содержащимся в международных договорах о правах
человека, в частности в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин. Декларации об искоренении насилия в отношении женщин
и Конвенции о правах ребенка.
Мы считаем, что права человека женщин и девочек являются неотъемлемой,
составной и неделимой частью универсальных прав человека и в этой связи
должны поощряться, защищаться и осуществляться на всех стадиях жизненного
цикла - в детстве, юности, взрослом и пожилом возрасте - и должны шире
отражать все многообразие присущих женщинам особенностей с учетом того,
что многие женщины сталкиваются с дополнительными препятствиями по причине
таких факторов, как их раса, язык, этническая принадлежность, культура,
религия, сексуальная ориентация, инвалидность, социально-экономический
класс или их статус как коренных жителей, мигрантов, перемещенных лиц или
беженцев.
Мы осознаем, что каждый человек и международное сообщество в целом несут
приоритетную ответственность за обеспечение уважения достоинства каждой
человеческой личности на основе взаимного уважения и терпимости и, соответственно,
за обеспечение защиты от всех форм нарушений, дискриминации и отчуждения.
Мы признаем, что положение в странах с переходной экономикой и зарождающейся
демократией остается неустойчивым и они нуждаются в особом внимании и поддержке,
в частности, применительно к решению проблем несоразмерного негативного
воздействия переходных процессов на условия жизни и материальное положение
женщин, и утверждаем право и способность женщин из этих стран играть активную
роль в руководстве и управлении всеми процессами развития и мира в этих
странах, а также необходимость оказывать им поддержку в этих усилиях.
Государства - члены ЕЭК будут продолжать преодолевать препятствия и
предпринимать дальнейшие шаги по обеспечению полного и оперативного осуществления
Платформы действий, в том числе путем поощрения и защиты всех прав человека
и основных свобод, интеграции гендерной перспективы во все стратегии и
программы, а также путем содействия равному участию женщин и мужчин во
всех сферах жизни общества. Такая деятельность требует, в частности, укрепления
механизмов эффективного осуществления законодательства в области гендерного
равенства, а также формирования надежной системы ориентиров и мониторинга
для оценки достигнутого прогресса и мобилизации усилий в плане последующей
деятельности.
Мы признаем важную роль, которую НПО играют в осуществлении Пекинской
Платформы действий, а также необходимость того, чтобы помимо НПО, участвовавших
в четвертой Всемирной конференции по положению женщин, и НПО, имеющих консультативный
статус при Экономическом и Социальном Совете, другие НПО, занимающиеся
вопросами улучшения положения женщин, были аккредитованы и принимали участие
в работе Подготовительного комитета и Специальной сессии Генеральной Ассамблеи
Организации Объединенных Наций по пятилетнему обзору осуществления Платформы
действий как минимум на основе тех же правил, которые установлены для пятилетнего
обзора деятельности по итогам Всемирной встречи в интересах социального
развития.
1. ЖЕНЩИНЫ И ЭКОНОМИКА
Введение
Государства - члены ЕЭК подтверждают свои прежние обязательства в области
обеспечения равного участия женщин и мужчин в экономике, закрепленные ими
ранее на различных уровнях: в Конвенции Организации Объединенных Наций
о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Региональной платформе
действий ЕЭК (Вена, 1994 год) - главы III.С, D и IV.C, D; Пекинской декларации
и Платформе действий (1995 год) - важнейшие проблемные области А и F, Всеобщей
декларации прав человека
Организации Объединенных Наций; Копенгагенской декларации и Программе
действий (1995 год); Венской декларации и Программе действий (1993 год).
Согласованных выводах Комиссии по положению женщин относительно женщин
и экономики (1997 год) и ее Резолюции по вопросу о женщинах и нищете (1997
год). Декларации МОТ 1998 года об основополагающих принципах и правах в
сфере труда и механизме наблюдения за ее реализацией, в принятом в рамках
ЭКОСОС коммюнике министров, озаглавленном "Роль занятости и трудовой
деятельности в деле искоренения нищеты: расширение возможностей и улучшение
положения женщин" (1999 год) и Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах. Они далее соглашаются с тем, что все социальные,
экономические и торговые стратегии должны быть последовательными и учитывать
существующие обязательства по обеспечению равенства между женщинами и мужчинами.
Члены Совета Европы и Европейского союза подтверждают свои прежние обязательства
в контексте Директивы ЕС 1992 года в отношении отпуска по беременности
и родам; Директивы ЕС 1996 года в отношении отпуска по уходу за ребенком;
Рекомендации R(96) 5 Совета Европы относительно сбалансированного сочетания
работы и семейной жизни (1996 год); Декларации по вопросам равенства между
женщинами и мужчинами как основного критерия демократии (Стамбул, 1997
год); Европейской социальной хартии Совета Европы и его пересмотренной
Европейской социальной хартии, а также резолюций Совета ЕС с изложением
руководящих принципов 1997, 1998 и 1999 годов в отношении занятости.
Новые возможности
Более высокая активность женщин на рынке труда и соответствующее повышение
экономической независимости, расширение возможностей трудоустройства для
женщин благодаря структурному преобразованию экономики, включая глобализацию
(особенно в секторе услуг), индивидуальной трудовой деятельности и предпринимательству;
расширение общественной осведомленности и поддержки в деле защиты всех
прав человека и основных свобод в контексте формирующейся глобальной экономики;
улучшение возможностей для занятия управленческих постов среднего и более
высокого звена в некоторых странах, более благоприятные условия для принятия
мер, позволяющих лучше сочетать работу и семейные обязанности; резкое увеличение
доли женщин с университетским образованием, которая в ряде областей даже
превышает соответствующую долю мужчин; в отдельных случаях - наличие у
женщин новых возможностей для более продолжительной трудовой жизни и/или
освоения других профессий, а также для получения доступа ко всем руководящим
должностям, и особенно к руководящим должностям в сфере экономики.
Сохраняющиеся или новые препятствия
Сохраняющаяся сегрегация в сфере образования и на рынках труда, в результате
чего уделом значительной части женщин является низкооплачиваемая, малоквалифицированная
и нестабильная работа (неудовлетворительные условия занятости), и доступ
весьма незначительной доли женщин к должностям, предполагающим участие
в принятии решений; процессы глобализации и структурной перестройки в сфере
экономики зачастую приводят к снижению гарантий занятости и социального
обеспечения; сохранение дифференциации в ставках заработной платы между
женщинами и мужчинами; наличие нестандартных форм занятости (временная
или случайная работа), зачастую без свободы выбора; трудности в осуществлении
контроля или обеспечении соблюдения норм труда в условиях, связанных с
такими типами трудовых договоров; в большинстве стран - слабость или отсутствие
программ социальной защиты для многих женщин, занятых на таких работах,
и для женщин-безработных; в некоторых странах - низкая эффективность мер
социального обеспечения для женщин в период беременности и ухода за детьми;
недостаточная эффективность стимулирования мужчин к сочетанию работы и
семейных обязанностей; несоблюдение норм здравоохранения и безопасности
на временных и эпизодических работах и неадекватность мер контроля; недостаточный
учет гендерных аспектов на рынках труда и в системе социального обеспечения;
по-прежнему недостаточная степень подготовки и занятости женщин на направлениях,
связанных с новыми информационными средствами и технологиями; несбалансированность
и самоограниченность выбора профессиональной подготовки, в результате чего
молодые женщины оказываются на бесперспективных или низкооплачиваемых должностях;
сложность получения работы, соответствующей уровню квалификации, даже для
женщин с высшим образованием; более узкие возможности для женщин в плане
профессионального роста и продвижения по службе; отсутствие надлежащих
механизмов передачи информации о вакансиях и социальных услугах, доступных
для женщин; отсутствие полного представления относительно типа, масштабов
и характера распределения неоплачиваемой работы; сохранение гендерных стереотипов,
ведущих к несбалансированному распределению оплачиваемой и неоплачиваемой
работы между женщинами и мужчинами; в странах Центральной и Восточной Европы
(ЦВЕ) и Содружества Независимых Государств (СНГ) женщины несут основную
часть бремени, связанного с экономическими структурными преобразованиями,
и первыми теряют работу в периоды экономического спада, в этих же странах
- вытеснение женщин из стремительно развивающихся секторов; сокращение
числа детских учреждений в связи с ликвидацией или приватизацией рабочих
мест в государственном секторе и рост потребностей в уходе за престарелыми
в условиях отсутствия соответствующих учреждений; сохраняющееся неравенство
в доступе к профессиональной подготовке для целей поиска новой работы и
к производственным фондам для открытия новых или расширения существующих
предприятий.
В свете этих тенденций можно выявить четыре основные проблемы, которым
соответствуют четыре ключевые области деятельности в регионе ЕЭК:
А. Ликвидация дискриминации в отношении
женщин на рынке труда
Стратегическое направление 1: Дальнейшее развитие и применение законодательных
положений и норм. направленных на ликвидацию дискриминации в отношении
женщин в сфере найма на работу и условий труда
Правительствам стран ЕЭК и социальным партнерам
рассматривать структурные, юридические и поведенческие барьеры, препятствующие
обеспечению равенства между женщинами и мужчинами в сфере занятости, при
обязательном охвате таких важных проблемных областей, как гендерный субъективизм
при приеме на работу, неравенство в оплате труда равной ценности; неравенство
в распределении работы: и семейных обязанностей между женщинами и мужчинами;
неравенство в подходе к правам и привилегиям трудящихся применительно к
женщинам и мужчинам, различия по признаку пола в вопросах гигиены труда
и техники безопасности; а также неравенство в возможностях профессионального
роста (незримые барьеры);
на основе этого рассмотрения - посредством согласованной работы и,
при необходимости, в консультации с НПО претворять в жизнь меры по устранению
этих препятствий и барьеров. К их числу относятся, например, разработка
новых кодексов поведения и такие позитивные действия, как составление планов
обеспечения равенства; введение законодательства, направленного на запрещение,
предупреждение и ликвидацию дискриминации в отношении женщин при приеме
на работу и в вопросах условий труда, включая дискриминацию в связи с их
репродуктивной ролью и функциями; введение законодательства, предусматривающего
сбалансированные с гендерной точки зрения условия предоставления отпуска
по уходу за ребенком, которые обеспечивают возможности и стимулы для отцов,
наравне с матерями, брать на себя заботу о детях; организация подготовки
для различных категорий специалистов, занимающих стратегические посты в
плане обеспечения равенства на рынке труда; обеспечение недискриминационного
характера системы подоходного налога; пересмотр систем классификации и
градации занятий в интересах эффективного применения принципа равной оплаты
за равный труд; разработка или, где это необходимо, укрепление стратегий
и превентивных программ по ликвидации опасностей и факторов риска в вопросах
здравоохранения и техники безопасности, которые затрагивают женщин; обеспечение
гарантий профессионального роста для женщин и мужчин в случае работы неполный
рабочий день, деления рабочего места между несколькими работниками и других
традиционно нестандартных форм занятости;
принимать стратегии и меры, в том числе, при необходимости, на основе
соответствующего законодательства, для искоренения сексуального домогательства
на рабочих местах и для создания условий, свободных от какой бы то ни было
враждебности, запугиваний или дискриминации по признаку пола.
Правительствам стран ЕЭК, частному сектору, социальным партнерам,
средствам массовой информации и НПО
организовывать кампании по информированию общественности и широкие
обсуждения с целью пропагандирования принципа равного распределения работы
и семейных обязанностей между женщинами и мужчинами среди широкой общественности
и других соответствующих сторон;
организовывать кампании и программы в учебных заведениях и средствах
массовой информации с учетом свободы выражения мнений, в целях ликвидации
стереотипов я предрассудков в отношении участия мужчин в семейной жизни.
Правительствам стран ЕЭК
обеспечивать, чтобы в двусторонних и многосторонних торговых соглашениях
и правилах учитывались соответствующие международные конвенции и документы,
касающиеся защиты и поощрения принципа гендерного равенства.
Стратегическое направление 2: Ликвидация вертикальной и горизонтальной
сегрегации по признаку пола на рынке труда
Правительствам стран ЕЭК, частному сектору и социальным партнерам
анализировать и устранять основные причины, в силу которых мужчины
и женщины оказываются в неравном положении при создании и ликвидации рабочих
мест в ходе процессов экономического перехода и структурного преобразования
экономики, включая глобализацию;
разрабатывать и осуществлять меры, направленные на ликвидацию профессиональной
сегрегации в отношении женщин, в особенности женщин с особыми потребностями,
посредством облегчения их доступа к рабочим местам, соответствующим их
квалификации, а также развития надлежащей профессиональной подготовки в
интересах стимулирования их социальной и профессиональной интеграции и
роста;
уделять особое внимание найму женщин в тех высокоперспективных и высокооплачиваемых
областях, где традиционно доминируют мужчины, например в сфере финансов,
технологическом секторе и в сфере инжиниринга;
пересмотреть критерии, используемые при найме и продвижении женщин
и мужчин на должности, предполагающие участие в принятии решений, в целях
ликвидации дискриминационных барьеров и разработки мер по эффективному
стимулированию назначения женщин на должности, предполагающие участие в
принятии решений.
Правительствам стран ЕЭК и социальным партнерам
стимулировать работодателей, в частности посредством принятия позитивных
действий к осуществлению найма и продвижения женщин на должности, предполагающие
участие в принятии решений;
устранять барьеры на пути объединения женщин в профсоюзы, что является
исключительно важным условием обеспечения реальных выгод для трудящихся-женщин
во всех областях.
Правительствам стран ЕЭК и учебным заведениям в странах ЕЭК
разрабатывать учебные программы с учетом гендерных аспектов для уровней
от детских садов и начальных школ до профессионально-технических учебных
заведений и университетов в целях решения проблемы гендерных стереотипов
как основной причины сегрегации в трудовой жизни;
повышать доступность послесреднего образования для лиц, в особенности
женщин, с иждивенцами и/или низким уровнем дохода и/или из социальных групп,
находящихся в неблагоприятном положении, посредством таких инициатив, как
пособия, стипендии или субсидируемые учебные программы;
развивать профессиональную подготовку в целях ликвидации горизонтальной
и вертикальной сегрегации по признаку пола на рынке труда;
дополнять вышеуказанные учебные программы соответствующими программами
в средствах массовой информации, а также поощрять средства массовой информации
к разработке программ, способствующих утверждению равенства между женщинами
и мужчинами.
Стратегическое направление 3: Создание надежной системы контроля
и оценки
Правительствам стран ЕЭК
разрабатывать и применять показатели для осуществления контроля и оценки
прогресса, достигнутого в области обеспечения равного участия женщин и
мужчин на рынке труда и в семейной жизни;
регулярно представлять доклады парламентам о тенденциях, препятствиях
и позитивном опыте в области обеспечения равного участия женщин и мужчин
на рынке труда, в семейной жизни и в жизни общества в целом.
В. Расширение возможностей трудоустройства
для женщин
Стратегическое направление 1: Развитие перспектив обеспечения занятости
женщин
Правительствам стран ЕЭК и социальным партнерам
разработать комплекс стратегий и программ по обеспечению возможностей
для целевой профессиональной подготовки, непрерывного образования и переподготовки,
в том числе в области информационной технологии и технологии связи, которые
должны быть составлены с учетом потребностей женщин на разных этапах их
жизни и формирования семьи;
побуждать девочек к изучению естественных наук, математики, новых информационных
технологий и технических дисциплин начиная со старших классов средней школы
и поощрять интерес женщин к работе в высокоперспективных и высокодоходных
секторах и областях занятости.
Стратегическое направление 2: Расширение доступа женщин к индивидуальной
трудовой деятельности и предпринимательству
Правительствам стран ЕЭК
облегчать условия индивидуальной трудовой деятельности женщин посредством
налогово-финансовых мер и надлежащей социальной защиты, упрощения административных
процедур и других мер (таких, как обеспечение доступа к рисковому капиталу,
системам кредитования и другим источникам финансирования), способствующих
созданию микро-, малых и средних предприятий.
Правительствам стран ЕЭК, частному сектору, социальным партнерам
и НПО
развивать предпринимательские способности женщин за счет программ обучения,
переподготовки и специальной подготовки, а также всеобъемлющих консультативных
и вспомогательных услуг.
Правительствам стран ЕЭК, международным финансовым учреждениям, частному
сектору, социальным партнерам и НПО
обеспечивать техническую и финансовую поддержку организаций, оказывающих
помощь и организующих подготовку для женщин-предпринимателей в деле создания
малых и средних предприятий;
обеспечивать равный доступ к кредитам, в частности посредством проведения
информационно-просветительской работы по разъяснению необходимости учета
гендерных аспектов среди банкиров и других сторон, оказывающих влияние
на доступ к кредитам;
расширять охват информационно-просветительской деятельности в целях
повышения осведомленности о существующих программах, доступных для женщин-предпринимателей
и владельцев предприятий;
поощрять гендерный баланс в составе торговых делегаций и обеспечивать
полный учет интересов женщин-предпринимателей.
Стратегическое направление 3: Оказание поддержки в обеспечении занятости
женщин
Правительствам стран ЕЭК, частному сектору и социальным партнерам
принять стратегии, позволяющие женщинам и мужчинам сбалансированно
сочетать оплачиваемую и неоплачиваемую работу и выполнять семейные обязанности,
с уделением особого внимания положению тех лиц, которые испытывают особые
затруднения в достижении этого баланса;
ввести договорные гибкие рабочие графики, позволяющие женщинам и мужчинам
поровну распределять и регулировать свои оплачиваемые и неоплачиваемые
рабочие обязанности;
поощрять новые программы, нацеленные на удовлетворение потребностей
общества по обеспечению ухода за нуждающимися в нем лицами, особенно за
детьми, престарелыми, а также больными или инвалидами;.
стимулировать государственную поддержку для ряда механизмов, позволяющих
женщинам и мужчинам наилучшим образом удовлетворять потребности по уходу
за детьми и другими иждивенцами, а также поощрять соответствующие программы
оказания поддержки лицам, не работавшим по причине необходимости обеспечения
ухода, которые решают выйти или вернуться на рынок труда.
С. Содействие обеспечению равенства мужчин
и женщин в сфере социальной защиты
Стратегическое направление 1: Разработка нового подхода в вопросах
социальной защиты в ответ на новые тенденции в сфере занятости (расширение
масштабов нетрадиционных форм занятости, повышение гибкости условий труда)
и изменяющиеся потребности в уходе за иждивенцами в рамках общества
Правительствам стран ЕЭК и социальным партнерами
обеспечить надлежащую защиту в связи с беременностью и родами для всех
женщин;
рассмотреть вопрос о распространении и/или перераспределении социальных
льгот (например, здравоохранения и пенсионного обеспечения) на всех трудящихся,
работающих неполный рабочий день, выполняющих временную работу, и на другие
категории, включая занятых в сельском хозяйстве, которые не охвачены или
недостаточно охвачены существующими системами;
пересмотреть систему страхования по безработице на предмет распространения
сферы ее охвата на трудящихся, которые в настоящее время не охвачены ею
или охвачены в недостаточной степени, таких, как трудящиеся, работающие
на временной основе, неполный рабочий день, а также на дому, и сельскохозяйственные
рабочие.
Правительствам стран ЕЭК, социальным партнерам, .местным органам
власти и НПО
налаживать, при необходимости, партнерские связи для поддержания программ
социальной защиты, которые - в зависимости от их характера, целей и охвата
- предполагают участие социальных партнеров (профсоюзы и работодатели),
институтов социального обеспечения, местных органов власти и НПО.
Стратегическое направление 2: Обеспечение надлежащих пенсионных пособий
для престарелых женщин
Правительствам стран ЕЭК и социальным партнерам
изыскивать пути и средства учета в базовых системах пенсионного обеспечения
стажа неоплачиваемой работы женщин и мужчин, добиваясь тем самым улучшения
неблагоприятного положения лиц, имеющих меньший стаж оплачиваемой работы,
что в большинстве случаев обусловлено необходимостью обеспечения ухода
за иждивенцами;
рассмотреть также положение престарелых женщин, никогда не выполнявших
оплачиваемой работы, и разработать для них программы социального обеспечения,
в случае если таковые отсутствуют.
Стратегическое направление 3: Разработка дополнительных мер социальной
защиты в целях сокращения социальных издержек процесса перехода
к рыночной экономике для женщин в странах Центральной и Восточной Европы
и СНГ
Правительствам стран ЕЭК и социальным партнерам
укреплять сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы
и СНГ в целях оказания им помощи в деле совершенствования и реализации
стратегий социальной защиты, предполагающих сочетание универсального охвата
социальных услуг с целенаправленной помощью для наиболее уязвимых групп,
включая женщин, затрагиваемых социальными издержками процесса перехода.
D. Расширение прав и возможностей женщин
за счет доступа к ресурсам и контроля над ними
Стратегическое направление 1: Осуществление контроля за гендерными
последствиями программ искоренения нищеты
Правительствам стран ЕЭК, международным учреждениям, занимающимся
вопросами оказания помощи (включая фонды и программы Организации Объединенных
Наций), международным финансовым учреждениям
оценивать масштабы позитивного влияния программ искоренения нищеты
на расширение прав и возможностей женщин, живущих в условиях нищеты, в
плане доступа к профессиональной подготовке и образованию, занятости, земле,
доходам, кредитам, повышению квалификации и социальным услугам. Такая оценка
гендерного влияния должна охватывать программы искоренения нищеты и диспропорции
в условиях жизни по странам;
наметить конкретные изменения в программах искоренения нищеты в свете
вышеуказанной оценки;
публиковать результаты осуществления контроля.
Стратегическое направление 2: Поддержка процесса расширения прав
и возможностей для женщин
Правительствам стран ЕЭК, международным учреждениям, занимающимся
вопросами оказания помощи (включая фонды и программы Организации Объединенных
Нации), и международным финансовым учреждениям
в свете вышеуказанной оценки - проводить обзор направленности программ
и проектов расширения прав и возможностей в странах с переходной экономикой
и развивающихся странах в интересах эффективного обеспечения доступа женщин
к ресурсам и их контроля над ними;
увеличивать объем или по крайней мере долю ресурсов для программ искоренения
нищеты в целях расширения прав и возможностей женщин в этих странах, укрепляя
связи между НПО в деле поддержки таких программ;
укреплять сотрудничество и повышать координацию между различными сторонами
в деле поддержки программ, нацеленных на расширение прав и возможностей
женщин и способствующих обеспечению их экономической независимости.
Стратегическое направление 3: Включение гендерной перспективы в макроэкономические
и социальные стратегии
Правительствам стран ЕЭК
включать гендерную перспективу в ключевые макроэкономические и социальные
стратегии развития и в национальные программы развития на основе разработки
необходимых аналитических и методологических инструментов и механизмов
для осуществления контроля и оценки.
II. НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН
И ДЕВОЧЕК
Введение
Государства - члены ЕЭК подтверждают свои прежние обязательства в области
борьбы с насилием в отношении женщин, взятые ими ранее на различных уровнях;
в Найробийских перспективных стратегиях, Конвенции Организации Объединенных
Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации
Организации Объединенных Наций об искоренении насилия в отношении женщин
(1993 год), Региональной платформе действий ЕЭК (Вена, 1994 год), главы
III.А и IV.А; Пекинской декларации и Платформе действий (1995 год) - важнейшая
проблемная область D, и получившие дальнейшее развитие, в частности в Согласованных
выводах Комиссии по положению женщин по проблеме насилия в отношении женщин
(1998 год) и Добавлении к докладу Специального комитета полного состава
двадцать первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи (документ МКНР
+ 5) (1999 год).
Члены Совета Европы и Европейского союза подтверждают соответственно
свои прежние обязательства в контексте деклараций и резолюций Комитета
министров Совета Европы по стратегиям искоренения насилия в отношении женщин
в обществе: средства массовой информации и другие средства (Рим, 1993 год);
Гаагской министерской декларации государств - членов ЕС (Гаага, 1997 год)
и принятых в Тампере выводах Совета ЕС (1999 год), касающихся вопроса о
торговле людьми и в особенности женщинами.
Позитивные факторы
Растущее осознание того, что насилие в отношении женщин и девочек рассматривается
отныне не как проблема частного характера, а как один из вопросов прав
человека; растущее стремление предупреждать насилие в отношении женщин
и девочек и бороться с ним; совершенствование разработки политики и программ
с учетом проблемы насилия в семье, квалифицируемого в ряде стран в качестве
уголовно наказуемого деяния с особым упором на привлечение правонарушителя
к ответственности; принятие межправительственными органами региона стандартов
и рекомендаций по вопросу о путях решения этой проблемы; разработка в некоторых
странах ЕЭК национальных планов действий по борьбе с насилием в отношении
женщин и девочек; усиление защиты жертв и свидетелей, повышение осведомленности
на национальном и международном уровнях о проблеме торговли женщинами и
девочками; расширение участия неправительственных организаций в стратегиях
борьбы с насилием в отношении женщин и девочек н рост числа мужчин, берущих
обязательство действовать с целью положить конец насилию в отношении женщин.
Трудности и препятствия
Реальные масштабы насилия и недостаточная защита женщин и детей от
сексуального насилия, о котором еще нет полной осведомленности ввиду недостаточной
информации о нем и отсутствия сопоставимых статистических данных, насилие
в семье, включая сексуальное насилие в браке, которое еще рассматривается
в качестве частного вопроса в ряде стран ЕЭК; недостаточно эффективное
законодательство по вопросам искоренения сексуального домогательства и
изнасилования, включая изнасилование в браке, недостаточная осведомленность
о последствиях насилия в семье, возможностях его предупреждения и правах
жертв; рост масштабов и ужесточение практики торговли людьми в регионе;
обострение коренных причин этой торговли, таких, как бедность и безработица,
в странах с переходной экономикой; феминизация миграции; экспансия картелей
транснациональной организованной преступности; углубление традиционного
разделения труда по половому признаку на глобальном уровне, при котором
женщины в большей степени, чем мужчины, оказываются зависимыми с точки
зрения занятости в таких нерегулируемых секторах, как индустрия досуга/секса
и работа в качестве домашней прислуги; кабальный изнурительный труд и другие
формы принудительного труда, рост числа крайне уязвимых групп, в частности
женщин и девочек, относящихся к категориям беженцев и перемещенных лиц
в различных районах конфликтов в регионе; неадекватное распределение государственных
средств, препятствующее правительствам принимать новые меры по борьбе с
насилием в отношении женщин и девочек; социальное отчуждение женщин - жертв
торговли, делающее их уязвимыми к действию таких факторов, как наркомания,
болезни, передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД, изнасилования и другие формы
насилия; все более широкое использование информационных технологий для
содействия развитию секс- индустрии.
Для предупреждения насилия в отношении женщин и девочек и борьбы с ним
государства - члены ЕЭК заявляют о своей готовности продолжать предпринимать
усилия в следующих ключевых областях деятельности:
А. Поощрение комплексного подхода к борьбе
со всеми формами насилия в отношении женщин и девочек
Стратегическое направление 1: Принятие базовых принципов
Государствам - членам ЕЭК
решительно заявить о своем политическом стремлении бороться со всеми
формами насилия по признаку пола, определенными в Пекинской декларации
и Платформе действий, и обеспечивать безопасность в качестве одного из
прав всех граждан, независимо от полового признака, как в частной, так
и в общественной сферах жизни;
признать, что насилие в отношении женщин как в частной, так и в общественной
сферах жизни является нарушением прав человека и основных свобод и уголовно
наказуемым деянием, и обеспечить соответствие законодательства, правоприменения
и мер наказания характеру этого уголовного правонарушения;
изучить вопрос о принятии политики "нулевой терпимости" ко
всем формам насилия в отношении женщин и девочек;
признать, что насилие в отношении девочек имеет особые последствия
и что с ним следует бороться путем лучшего понимания и анализа насилия
в отношении детей и несовершеннолетних и обеспечения применения соответствующего
законодательства.
Стратегическое направление 2: Активизация исследований и обмена информацией
по проблеме насилия в отношении женщин и девочек
Правительствам стран ЕЭК, региональным и международным организациям,
исследовательским и медицинским учреждениям и НПО
содействовать на национальном и региональном уровнях обмену результатами
и статистическими данными исследований, а также информацией о передовой
практике и инновационных мерах, принятых в области борьбы с насилием;
содействовать и оказывать поддержку проведению координированных исследований,
включая разработку единообразных показателей, по проблеме насилия в отношении
женщин и девочек для изучения характера, масштабов и последствий насилия,
в том числе последствий для физического и психического коровья, и анализа
влияния эффективности и практической значимости законов, касающихся борьбы
с этим насилием;
формировать международный консенсус в плане единообразных показателей
и методов измерения масштабов насилия в отношении женщин; и рассмотреть
вопрос о создании оперативно доступной базы данных по статистике, законодательству,
тренировочным моделям, передовой практике, этическим принципам, накопленном
опыте и другим ресурсам применительно ко всем формам насилия в отношении
женщин.
Стратегическое направление 3: Деятельность по ликвидации насилия
в обществе
Полицейским властям стран ЕЭК, судебным органам, учебным заведения/и,
медицинским учреждениям, НПО и средствам массовой информации
проводить совместную деятельность многопрофильного характера и осуществлять
мероприятия, направленные на предупреждение насилия и предусматривающие
оперативное вмешательство в случаях его применения, в частности кампании
по информированию общественности, мероприятия в области базового образования,
включая половое воспитание, разработку учебных программ по аспектам борьбы
с насилием и программ, подчеркивающих ответственность виновных, а также
применение законодательства по борьбе с насилием;
Правительствам стран ЕЭК
пересмотреть и отменить все законодательные акты, дискриминирующие
женщин, и принимать, проводить в жизнь и укреплять законодательство по
борьбе со всеми формами насилия в отношении женщин как в частной, так и
в общественной сферах жизни;
принять необходимые законодательные меры по искоренению вредной практики,
обусловленной обычаями и традициями, в том числе убийство на почве оскорбленной
чести и калечение женских половых органов;
предоставлять финансовую и иную поддержку НПО в их борьбе против насилия,
включая программы борьбы с насилием на почве расизма в отношении женщин
и девочек;
пересмотреть и отменить законы, криминализирующие гомосексуализм, поскольку
такие законы способствуют созданию обстановки, порождающей насилие в отношении
женщин, которые являются лесбиянками или считаются таковыми;
Правительствам стран ЕЭК и НПО
разрабатывать политику и протоколы, усиливающие безопасность жертвы,
в частности путем укрепления сотрудничества между полицией и НПО, и призывать
женщин и девочек, подвергаемых насилию, сообщать о нем в полицию и ходатайствовать
о возбуждении уголовного преследования;
вести разработку и проводить постоянную оценку программ, направленных
на предупреждение насилия в семье, подчеркивающих ответственность потенциальных
виновников и предусматривающих работу с ними на основе консультаций и иных
мер морального воздействия;
рассмотреть возможность принятия эффективных мер, включающих: профессиональную
подготовку воспитателей и других работников на предмет выявления женщин
и девочек, рискующих подвергнуться насилию; работу в направлении предоставления
социальной поддержки и консультаций семьям и детям, создание безопасной
и защитной среды, способствующей ведению открытого диалога, ориентационных
бесед и консультаций; создание высококачественной системы информирования
и консультирования по вопросам оказания медицинской помощи, в том числе
по вопросам полового и репродуктивного здоровья, призванной стать неотъемлемой
частью программы по охране здоровья населения, создание легкодоступных
и обеспечивающих чуткий подход к детям "горячих линий" связи.
подключенных к справочным службам, и обеспечивающих конфиденциальность.
В. Борьба с насилием в семье
Стратегическое направление 1: Информирование о насилии в семье и
подход к нему как к общественной проблеме
Правительствам стран ЕЭК, исследовательским и медицинским учреждениям,
НПО и средствам массовой информации
признать, что насилие в семье, включая сексуальное насилие и изнасилование,
является не вопросом частного характера, а нарушением прав человека и преступным
деянием, влекущим за собой привлечение к уголовной ответственности;
проводить широкие кампании по информированию общественности о неприемлемости
насилия мужчин над женщинами и принимать превентивные мероприятия по поощрению
здоровых и сбалансированных отношений на основе гендерного равенства;
распространять статистические данные и информацию о насилии в семье
и его воздействии на общество, включая сведения о соответствующих законах
и возможностях правоприменения.
Правительствам стран ЕЭК, исследовательским учреждениям и НПО
установить единообразные показатели насилия в семье и использовать
их при наблюдении за изменениями, касающимися масштабов, форм, категорий
жертв и обстоятельств такого насилия.
Стратегическое направление 2: Разработка и применение законов по
борьбе с насилием в семье
Правительствам стран ЕЭК
изучить вопрос о принятии и применении законодательства, квалифицирующего
насилие в семье в отношении женщин и детей, включая, в частности инцест,
изнасилование в браке, так называемые убийства на почве оскорбленной чести,
принудительные браки и надругательства над престарелыми женщинами, в качестве
преступлений, влекущих за собой привлечение к уголовной ответственности,
принять и/или укрепить законодательство и правовые нормы, направленные
на борьбу с насилием в семье, включая сексуальное насилие, и обеспечить
их применение;
установить четкие руководящие принципы для сотрудников полиции и прокуратуры,
определяющие их отношение и поведение применительно к жертвам насилия в
семье, включая сексуальное насилие, а также четкие процессуальные нормы,
соответствующие различным проявлениям домашнего насилия;
усилить специальную подготовку сотрудников полиции по урегулированию
ситуаций насилия в семье, в частности посредством привлечения лиц, имеющих
опыт работы с виновными в применении насилия лицами или с их жертвами,
а также посредством организации профессиональной подготовки, обеспечивающей
гарантию прав человека женщин;
осуществлять набор полицейских - женщин;
предоставлять, при необходимости и если это возможно, доступ к переводчикам
для жертв насилия в семье, желающим сообщить о случаях насилия;
обеспечивать профессиональную подготовку сотрудникам прокуратуры и
судебным работникам в целях повышения их интереса к гендерным проблемам
в ходе производства по делам о насилии в семье и сексуальных надругательствах
и их наиболее адекватное разбирательство;
обеспечить, чтобы наказание за насильственные действия предусматривало
отслеживание поведения виновных с целью предупреждения рецидивизма.
Правительствам стран ЕЭК и НПО
вести работу в рамках системы уголовного правосудия в целях разработки
политики и протоколов по укреплению безопасности жертв и призывать жертвы
насилия в семье сообщать о таких преступлениях властям и ходатайствовать
о возбуждении уголовных дел.
Стратегическое направление 3: Предоставление помощи и защиты женщинам
и девочкам, пострадавшим от насилия
Правительствам стран ЕЭК
привлекать различные структуры (суды по семейным и уголовным делам,
органы защиты детей и молодежи, учреждения здравоохранения, женские организации)
к совместной работе на основе сотрудничества и с использованием многопрофильного
подхода в целях предоставления жертвам насилия практической. медицинской,
психологической и правовой поддержки.
Правительствам стран ЕЭК и НПО
изучить вопрос о предоставлении бесплатных консультаций юристов и психологов
всем жертвам насилия;
разрабатывать и осуществлять программы поддержки и защиты детей, в
особенности девочек и молодых женщин - жертв насилия;
предоставлять жилье, медицинскую помощь и социально-психологическую
поддержку жертвам насилия;
обеспечивать безопасность жертв посредством принятия и применения правоохранительных
мер или путем удаления склонного к насилию правонарушителя из дома, где
проживает пострадавшая от насилия женщина либо посредством предоставления
надежного убежища такой женщине.
С. Пресечение торговли людьми, в особенности
женщинами и девочками
Стратегическое направление 1: Укрепление правовых норм и их применения
Государствам - членам ЕЭК
осудить торговлю людьми во всех ее формах как нарушение основных принципов
прав человека;
укреплять национальное законодательство посредством более четкого определения
преступления, состоящего в торговле людьми во всех ее проявлениях, и путем
соответствующего ужесточения санкций, включая, в частности, конфискацию
доходов от такой торговли, штрафы и лишение свободы;
привлекать внимание сотрудников полиции и пограничных служб к проблеме
торговли людьми и обеспечивать им специальную профессиональную подготовку
с учетом гендерных факторов на предмет выявления случаев торговли людьми
и ликвидации сетей такой торговли, а также надлежащего приема жертв и оказания
им соответствующей помощи;
рассмотреть вопрос о расширении существующих программ защиты свидетелей
для охвата жертв, дающих показания против торговцев людьми;
Государствам - членам ЕЭК и соответствующим международным организациям
(регионального и глобального масштаба)
развивать международное сотрудничество в рамках ведущихся переговоров
о подготовке конвенции против транснациональной организованной преступности
в целях разработки протокола, касающегося предупреждения, пресечения и
наказания торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и защиты лиц, являющихся
объектами торговли, в соответствии с их правами человека. В рамках этого
процесса особое значение приобретают следующие элементы: согласование определения
торговли людьми и квалификация этого деяния в качестве преступления по
внутреннему и международному праву, обеспечение соответствия национального
законодательства положениям указанного протокола и их согласование с действующими
региональными и субрегиональными договорами;
создавать, при необходимости, или укреплять специальные подразделения
по борьбе с торговлей людьми (которые должны включать как женщин,
так и мужчин), в частности в рамках правоприменительных структур, в целях
развития координации, специализации, компетенции и профессионализма;
укреплять сотрудничество между государствами происхождения, транзита
и назначения в проведении расследований и судебных разбирательств по делам
о торговле людьми. Такое сотрудничество должно подкрепляться эффективным
обменом информацией, включая межправительственные правоохранительные и
полицейские организации и, в соответствующих случаях, НПО.
Стратегическое направление 2: Предупреждение торговли людьми
Правительствам стран ЕЭК и исследовательским учреждениям
изучать глубинные причины торговли людьми, особенно женщинами и девочками,
фокусируя внимание на таких факторах, как недостаточное образование, хроническая
безработица, дискриминация, отсутствие реальных возможностей в экономической
сфере, феминизация нищеты, негативные последствия глобализации экономики,
секс-индустрия, секс-туризм, негативное представление женского сексуального
начала, аспекты спроса на проституцию, а также преступные сети и другие
участники этого процесса;
разрабатывать политику, мероприятия и программы по ликвидации такой
торговли. направленные на укрепление социально-экономического положения
женщин, выявление клиентов и различных участников этого процесса в целях
сокращения спроса, предоставление информации и поддержки вовлеченным женщинам
и наращивание ресурсов для решения данной проблемы;
Правительствам стран ЕЭК и НПО
во всех странах, особенно в странах происхождения, поощрять:
а) экономические альтернативы и возможности для женщин, включая микрокредитование,
подготовку в области развития предпринимательства, профессиональное обучение
и профессиональную ориентацию,
b) программы содействия участию женщин в процессе принятия экономических
решений,
с) программы сокращения отсева детей, особенно девочек, из начальной
и средней школы,
d) разработка учебных программ, предупреждающих об опасности торговли
людьми; и
е) субсидии НПО в целях ускорения процесса расширения прав и возможностей
женщин на местном и региональном уровнях в политической, экономической,
социальной и образовательной сферах в их странах;
предоставлять финансовую и иную поддержку указанным выше программам
в странах происхождения;
в странах происхождения - содействовать информированию потенциальных
мигрантов-женщин и их семей об опасности стать объектом торговли людьми,
организуя просветительские мероприятия и кампании в тесном сотрудничестве
с НПО и с опорой на опыт международных организаций в этой области;
принимать меры, направленные на сокращение спроса на торговлю людьми,
такие, как: поощрение уважения достоинства и неприкосновенности всех лиц,
особенно женщин и девочек, и привлечение внимания общественности к нарушениям
прав человека таких лиц;
изыскивать средства борьбы с использованием торговцами и их организациями
новых технологий обмена информацией о предложении и спросе.
Правительствам стран ЕЭК
побуждать различные структуры (правоприменительные, иммиграционные,
социальные, судебные, административные и таможенные органы, НПО и т.д.)
вести работу по борьбе с торговлей людьми на основе сотрудничества и многопрофильного
подхода;
повышать осведомленность персонала консульских отделов посольств в
отношении торговли людьми, включая установление личности торговцев, и информировать
лиц, ходатайствующих о выдаче им виз. посредством проспектов и брошюр,
предупреждающих об опасности торговли людьми во всех ее формах.
Стратегическое направление 3: Защита и поддержка жертв торговли людьми
Правительствах стран ЕЭК
изучить вопрос о предупреждении в рамках законодательства, преследования
жертв торговли людьми в связи с их незаконным въездом или проживанием,
учитывая тот факт, что они являются жертвами эксплуатации;
рассмотреть вопросе предоставлении жертвам торговли людьми, в соответствующих
случаях, возможности оставаться в стране назначения по гуманитарным мотивам
или из сострадания;
обеспечивать свидетелям особую поддержку для предоставления информации
и подачи жалоб в целях защиты их частной жизни и сокращать длительность
официальных процедур и снижать их травмирующее психологическое воздействие,
в случае репатриации - тесно сотрудничать с НПО для обеспечения безопасных
условий возвращения, в особенности в случае пострадавших свидетелей, а
также лиц, которым угрожает опасность вновь стать объектами торговли,
странам происхождения принять на себя обязательство положительно реагировать
на возвращение своих граждан.
Правительствам стран ЕЭК и НПО
принимать необходимые меры для обеспечения безопасности жертв и их
семей и защиты их основных прав посредством оказания правовой, социальной,
медицинской, психологической и другой помощи, являющейся как самостоятельной
целью, так и средством содействия их сотрудничеству в мероприятиях по привлечению
к ответственности торговцев и программах защиты свидетелей;
стараться предоставлять базовые услуги жертвам торговли, такие, как
жилье г. медицинское обслуживание, включая услуги в области полового и
репродуктивного здоровья;
разрабатывать политику и программы экономической и социальной реабилитации
и реинтеграции лиц, явившихся объектами торговли, и направлять соответствующие
ресурсы на цели этих программ.
III. ЖЕНЩИНЫ И ДЕВОЧКИ В СИТУАЦИЯХ
ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Введение
Государства - члены ЕЭК подтверждают свои прежние обязательства в области
с насилием в отношении женщин, закрепленные ими ранее на различных уровнях
в Найробийских перспективных стратегиях, Конвенции Организации Объединенных
Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации
об искоренении насилия в отношении женщин (1993 год), Региональной платформе
действий ЕЭК (Вена, 1994 год), главы III.А и IV.A; Пекинской декларации
и Платформе действий (1995 год) - важнейшая проблемная область Е,
и получившие дальнейшее развитие, в частности, в Согласованных выводах
Комиссии по положению женщин, касающихся женщин и вооруженных конфликтов
(1998 год).
Позитивные факторы
Признание нарушений прав человека женщин в вооруженных конфликтах в
качестве нарушений основных принципов международного права прав человека
и международного гуманитарного права; возросшее осознание гендерного характера
насилия в ходе конфликтов; определенный прогресс в международном законодательстве
в этой области; и возросшее осознание важности участия женщин в предотвращении
конфликтов, миростроительстве и постконфликтных мероприятиях.
Негативные факторы
Недавние вооруженные конфликты международного и немеждународного характера,
затрагивающие растущее число гражданских лиц, в результате которых женщины
и девочки подвергаются более серьезной опасности стать жертвами насилия
по признаку пола в условиях вооруженного конфликта, особая уязвимость женщин-инвалидов,
перемещенных женщин и девочек, женщин пожилого возраста и женщин, относящихся
к меньшинствам; нередкое использование изнасилования, несмотря на его признание
военным преступлением с 1994 года, как преднамеренного и систематического
акта, в качестве средства ведения войны, в частности в недавних конфликтах
на юго-востоке Европы; наличие других форм насилия, таких, как: принудительная
миграция, сексуальная эксплуатация и принудительная проституция, последствия
изнасилования - физическая и психологическая травма, принудительная беременность,
повышенная опасность заражения ВИЧ/СПИДом и отчуждение от семьи и общины;
утрата адекватных условий для охраны здоровья и репродуктивных прав, включая
отсутствие эффективных контрацептивов, последствия применения некоторых
видов оружия, например противопехотных мин; в послевоенный период - травмы
женщин-беженцев и внутриперемещенных женщин и девочек, в частности вдов,
женщин, подвергнутых принудительной беременности, лишившихся отцов девочек,
матерей, потерявших своих детей или разлученная с ними, одиноких женщин,
не имеющих защиты со стороны государства, семьи или родственников, и последующий
риск социального отчуждения; тесная связь между идеологиями нетерпимости,
этнической чисткой, дискриминирующими женщин культурами и нарушением прав
человека как один из главных источников конфликта;. экономическое бремя,
которое несут женщины в связи с потерей мужчин в семье, утратой средств
к существованию, жилья, собственности и земли и лишением возможностей по
налаживанию быта, недостаточная активность действий по удовлетворению особых
потребностей женщин и детей в ходе и после репатриации; продолжающее иметь
место исключение женщин из процесса принятия решений на этапах миростроительства
и восстановления.
На основании вышеизложенного можно определить следующие ключевые области
деятельности.
А. Разработка международного и национального
законодательства по борьбе с насилием по признаку пола и активизация его
применения
Стратегическое направление 1. Разработка, принятие и ратификация
законодательства
Правительствам стран ЕЭК
принимать надлежащие меры по обеспечению полного осуществления положений
международно-правовых актов, рассматривающих случаи применения насилия
по признаку пола в ходе вооруженных конфликтов, и анализировать пути укрепления
этих положений; в этой связи уделять особое внимание проблеме насилия в
отношении женщин и девочек в ходе вооруженных конфликтов немеждународного
характера;
в странах, еще не сделавших этого, рассмотреть вопрос о присоединении
к соответствующим международно-правовым актам, о подписании и ратификации
Римского статута Международного уголовного суда и Факультативного протокола
к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
пересмотреть внутреннее законодательство, с тем чтобы при необходимости
обеспечить усиление наказаний и реальное привлечение к судебной ответственности
лиц, виновных в совершении всех форм насилия по признаку пола как в мирное
время, так и в ходе вооруженных конфликтов.
Стратегическое направление 2. Обеспечение применения законодательства
Правительствам стран ЕЭК
принимать необходимые меры по обеспечению выполнения в полном объеме
своих международных обязательств по пресечению военных преступлений, установлению
личности виновных в совершении преступлений по признаку пола и их привлечению
к уголовной ответственности;
рассмотреть вопрос об обеспечении эффективных механизмов защиты свидетелей
в том числе после судебного разбирательства.
проводить надлежащую подготовку сотрудников судебных, военных, миротворческих
и правоохранительных органов в области осуществления и контроля за соблюдением
международных и национальных стандартов по правам человека, гуманитарному
праву и праву беженцев, а также изучения последствий насилия по признаку
пола для женщин и девочек.
В. Защита и поддержка жертв насилия по признаку
пола в ходе и после конфликтов
Стратегическое направление 1. Обеспечение прав человека женщин и
девочек. пострадавших от насилия в ходе и после вооруженных конфликтов
Правительствам стран ЕЭК и НПО
рассмотреть вопрос об оказании затронутым вооруженными конфликтами
женщинам и девочкам содействия в восстановлении их политического, социального,
экономического и правового статуса в обществе и признании за женщинами
равных прав наследования. Особое внимание следует уделять женщинам, которые,
лишившись семьи, оказались в состоянии неопределенности, утратили свои
права и не имеют оснований для получения помощи (например, механизмы помощи
вдовам и семьям с одним родителем);
обеспечивать информирование затронутых вооруженными конфликтами
женщин и девочек о правах, которыми они обладают в соответствии
с международным и внутренним законодательством, и их максимально быстрый
доступ к средствам правовой защиты от насилия,
в случае репатриации беженцев и перемещенных лиц обеспечивать их безопасное,
добровольное и достойное возвращение в страну или место происхождения,
принимая во внимание особые потребности матерей с детьми, вдов, пожилых
женщин и несопровождаемых девочек;
предоставлять затронутым вооруженным конфликтом женщинам скорейшее
содействие, с тем чтобы они могли воспользоваться своими правами.
Правительствам стран ЕЭК
обеспечить консенсус и проводить общую политику в целях содействия
принятию мер в местах/странах, где нарушаются права человека женщин, и
особенно девочек;
следовать международным нормам для обеспечения женщинам и мужчинам
равного доступа и равного обращения в рамках процедур вынесения решения
о предоставлении статуса беженца и убежища.
Стратегическое направление 2. Совершенствование программ реабилитации
и реинтеграции
Правительствам стран ЕЭК, международным организациям и НПО
расширять права и возможности женщин, затрагиваемых всеми конфликтными
ситуациями, включая женщин-беженцев и перемещенных женщин, привлекая их
к подготовке и осуществлению гуманитарных мероприятий и обеспечивая им
равное с мужчинами пользование результатами этих программ;
укреплять политику и программы, учитывающие гендерные аспекты и ориентированные
на конкретные цели, или вводить их, если они еще не реализуются, с тем
чтобы удовлетворять потребности женщин и девочек в ходе и после окончания
вооруженных конфликтов;
продолжать - после консультации с затрагиваемыми этой проблемой женщинами
и девочками и женскими НПО - разработку согласованных руководящих принципов
деятельности, объединяющих здравоохранительный, психологический и социальный
аспекты программ помощи женщинам и девочкам, пострадавшим от всевозможных
форм насилия, которые будут применяться соответствующими государственными
органами (национальными и местными), международными организациями и НПО;
обеспечивать соблюдение, защиту и осуществление прав затронутых вооруженным
конфликтом женщин и девочек на половое здоровье, их прав человека, репродуктивных
прав и прав на охрану здоровья. Правительствам также следует предоставлять
поддержку медицинским службам, ориентированным на потребности женщин;
разрабатывать и поддерживать программы экономической реинтеграции,
в частности с помощью профессиональной подготовки и приносящих доход программ
Правительствам стран ЕЭК, двусторонним и многосторонним учреждениям
по оказанию помощи и НПО
рассмотреть вопрос о финансировании или другой помощи в расширении
прав женщин, или - если таковые не существуют - об учреждении специальных
национальных/международных фондов, посредством которых женщины и женские
организации могли бы содействовать созданию новых условий жизни для женщин
в постконфликтный период, в частности путем предоставления им медицинских,
психологических и других услуг, жилья, юридических консультаций, а также
кредитов и профессиональной подготовки, с тем чтобы позволить этим женщинам
вновь выйти на уровень самообеспечения.
учитывать гендерную проблематику во всех видах гуманитарной деятельности.
С. Создание благоприятных условий для прочного
мира
Стратегическое направление 1. Признание и повышение роли женщин во
всех мирных процессах
Правительствам стран ЕЭК. международным организациям и НПО
признать и расширять участие женщин, включая маргинализированных, в
директивных органах всех уровней и в проведении всех мирных процессов:
предотвращении конфликтов, урегулирования конфликтов, миротворчестве, поддержании
мира и миростроительстве.
в целях обеспечения участия женщин, включая маргинализированных, во
всех процессах и учреждениях по урегулированию конфликтов и восстановлению
мира, государствам-участникам следует ввести систему нормативов, показателей,
сроков контроля;
привлекать местные женские НПО в качестве партнеров к участию в выработке
и осуществлении стратегий, планов и конкретных программ;
содействовать укреплению доверия путем активизации гражданского общества
и групп по обеспечению мира и примирения, а также, в частности, путем всестороннего
вовлечения женщин в эти мероприятия;
в постконфликтый период поощрять привлечение женщин к участию во всех
этапах подготовки, планирования и осуществления постконфликтных преобразований
в противоположность обычному восстановлению и учитывать гендерную проблематику
во всех проводимых мероприятиях;
признать, что женщины в регионах конфликтов являются не только жертвами
вооруженных конфликтов, но также и партнерами, содействующими ненасильственному
предупреждению и урегулированию конфликтов, миротворчеству и восстановлению.
Стратегическое направление 2. Укрепление мира
Правительствам стран ЕЭК
содействовать восстановлению демократических институтов в районах вооруженных
конфликтов, являющемуся одним из основных условий поощрения равенства женщин
и мужчин;
Правительствам стран ЕЭК и международным организациям
оказывать поддержку, в частности, профессиональному становлению и гендерной
подготовке женщин, с тем чтобы они могли занимать ведущие посты в обществе;
координации деятельности сетей НПО в интересах женщин, молодежи, детей
и мира; центрам по предотвращению, сдерживанию и урегулированию конфликтов
при организациях, занимающихся гендерной проблематикой, включая женские
организации; разработке и внедрению гендерных программ во всех учебных
заведениях;
Правительствам стран ЕЭК, исследовательским учреждениям и НПО
содействовать исследованию и осознанию глубинных причин насилия по
признаку пола;
Правительствам, учебным заведениям, НПО и средствам массовой информации
укреплять мир с помощью широкомасштабных кампаний и образовательных
программ и вырабатывать культуру равенства мужчин и женщин и недискриминации
через неприятие любых форм нетерпимости и расизма;
оказывать помощь в реализации учебно-молодежных программ по обмену,
особенно с участием девочек, между странами и различными культурами в целях
укрепления взаимопонимания.
IV. УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В РАБОТЕ ДИРЕКТИВНЫХ
ОРГАНОВ И В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Введение
Государства - члены ЕЭК подтверждают свои прежние обязательства в области
обеспечения равного участия женщин и мужчин в процессе принятия решений,
закрепленные ими ранее на различных уровнях; в Конвенции Организации Объединенных
Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Плане действий
Межпарламентского союза (1994 год). Региональной платформе действий ЕЭК
(Вена, 1994 год) - главы III.Е и IV.Е, Пекинской декларации и Платформе
действий (1995 год) - важнейшая проблемная область G. и получившие дальнейшее
развитие, в частности, в Согласованных выводах Комиссии по положению женщин
относительно участия женщин в работе директивных органов и в процессе принятия
решений (1997 год).
Члены Совета Европы и Европейского союза соответственно подтверждают
свои прежние обязательства в контексте Декларации государств - членов Совета
Европы по вопросам равенства между женщинами и мужчинами как основного
критерия демократии (Стамбул, 1997 год). Рекомендации Совета ЕС (96/6/94)
относительно сбалансированного участия женщин и мужчин в процессе принятия
решений и Парижской декларации Конференции государств - членов Европейского
союза (1999 год)
Позитивные изменения
Рост числа женщин-парламентариев в тех странах, где были проведены
информационно-просветительские кампании по вопросам обеспечения равного
участия, законодательные изменения и позитивные действия; расширение участия
женщин в политической жизни на местном уровне в странах с переходной экономикой
в результате процессов демократизации, децентрализации и развития гражданского
общества; появление в результате этого новых возможностей для таких женщин
приобретать навыки, опыт, знания и организаторские способности для руководящей
работы, а также выходить на уровень национальной политики, в большинстве
западных демократических обществ - расширение участия женщин в выборных,
государственных и других назначаемых органах в результате применения таких
средств, как целевые рубежи, квоты, добровольные соглашения и другие позитивные
действия; достижение таких изменений в результате повышения осведомленности
о гендерных аспектах, существования институциональных механизмов по обеспечению
равенства между женщинами и мужчинами, повышения активности и расширения
возможностей женщин, а в некоторых случаях - наличия более твердой политической
воли; более широкое признание и документальное подтверждение наличия новых
знаний и изменений в сфере политики в результате участия женщин.
Трудности и препятствия
Сохраняющиеся предрассудки и традиционные подходы, исключающие доступ
женщин к руководству, особенно в некоторых политических партиях (партийные
традиции доминирования мужчин) и странах; сохранение расизма, дискриминации
и других идеологий нетерпимости, ограничивающих доступ к директивным органам
для некоторых женщин по культурно-этническим соображениям, в некоторых
странах с переходной экономикой - сокращение представленности женщин, недостаточная
политическая воля и мобилизация сил в поддержку позитивных действий и установления
в соответствующих случаях целей по расширению участию женщин в процессе
принятия решений, некоторые избирательные системы остаются неблагоприятными
для кандидатов-женщин; недопредставленность женщин в сфере партийного руководства
и обусловленная этим более низкая доля их участия в процессе принятия решений
в выборных и назначаемых органах; традиционная роль женщин в обеспечении
ухода, нехватка, недостаточность детских учреждений различного профиля,
а также отсутствие распределения обязанностей не позволяют женщинам более
активно участвовать в политической и других сферах, связанных с принятием
решений; сохранение негативных стереотипов, включая принижение роли женщин-руководителей
и достижений женщин средствами массовой информации; медленное продвижение
женщин на руководящие должности в силу отсутствия транспарентности процедур
приема на работу и существующей практики отдания предпочтения мужчинам;
а также существование дополнительных барьеров для женщин, которые принадлежат
к группам, подверженным дискриминации по различным признакам, таким, как
расовое или этническое происхождение, религия, убеждения, инвалидность,
возраст, сексуальная ориентация или принадлежность к коренному населению.
В свете вышеизложенной ситуации можно выявить следующие ключевые области
действий:
А. Создание благоприятных условий для более
широкого участия женщин в работе директивных органов и в процессе принятия
решений
Стратегическое направление 1: Повышение осведомленности общественности
о позитивной роли и вкладе женщин в сфере принятия решений
Правительствам стран ЕЭК, парламентам, политическим партиям, средствам
массовой информации и НПО
организовывать кампании по информированию общественности и широкие
обсуждения с целью пропагандирования принципа равного участия женщин и
мужчин в процессе принятия решений в кругах общественного мнения и различных
руководящих структурах политических, экономических, социальных и культурных
организаций;
включать гендерную перспективу в сферу всех дискуссий исполнительных
органов по политическим, экономическим, оборонным/миротворческим, социальным
и культурным вопросам и поощрять участие в них экспертов-женщин.
Правительствам стран ЕЭК, политическими партиям, учебным заведениям,
средствам массовой информации и НПО
проводить кампании и осуществлять программы, в том числе для девочек
и мальчиков, с целью ликвидации негативных стереотипов и предрассудков
в отношении участия женщин в работе директивных органов и в процессе принятия
решений, а также демонстрации преимуществ равного участия женщин.
Стратегическое направление 2: Создание надежной системы контроля
и оценки
Правительствам стран ЕЭК
разрабатывать и применять показателя для осуществления контроля и оценки
прогресса, достигнутого благодаря стратегиям правительства в деле обеспечения
равного участия женщин и мужчин в рамках политических партий и выборных
органов, в том числе на основе международно сопоставимых данных в разбивке
по признаку пола;
систематизировать результаты исследований и информацию о причинах имеющихся
проблем и успехах в деле продвижения женщин на более высокие посты и обеспечивать
их максимально широкое распространение;
регулярно представлять доклады парламентам о тенденциях, препятствиях
и позитивном опыте в вопросе участия женщин в процессе принятия решений.
Международным парламентским органам
оказывать поддержку национальным парламентам стран ЕЭК в обеспечении
эффективного функционирования системы контроля за участием женщин в выборных
органах.
В. Поощрение участия женщин в политических
партиях и выборных органах
Стратегическое направление 1: Содействие проведению законодательных
изменений и поощрение позитивных действий
Правительствам стран ЕЭК, парламентам и политическим партиям
рассмотреть вопрос о возможных законодательных изменениях (например,
в конституции или избирательной системе), которые способствовали бы обеспечению
более сбалансированного участия женщин и мужчин в избирательных органах
с целью достижения полного и равного участия;
признать необходимость вовлечения женщин, принадлежащих к различным
слоям, в сферу политики на всех уровнях в интересах построения репрезентативной
демократии.
Правительствам стран ЕЭК и политическим партиям
рассмотреть вопрос об установлении конкретных рубежей с целью достижения
равного участия женщин и мужчин в выборных органах и на всех уровнях организационной
структуры политических партий;
проводить оценку различных направлений улучшения положения женщин,
например добровольных соглашений и позитивных действий, таких, как установление
при необходимости квот и целевых показателей и принятие решений в отношении
наиболее целесообразных мер, которые позволят добиться равного участия
женщин и мужчин в выборных органах.
Правительствам стран ЕЭК
внедрять, где это возможно, стимулы для политических партий в целях
разработки методов повышения вероятности избрания женщин
Стратегическое направление 2: Расширение контингента женщин, занимающих
выборные должности
Политическим партиям и НПО
обеспечивать доступ женщин к целенаправленной подготовке, программам
наставничества и информации по вопросам политики;
создавать женщинам, в том числе принадлежащим к различным слоям, возможность
накапливать политический опыт посредством стимулирования их участия и создания
благоприятных условий для их подключения к работе местных и региональных
политических органов, а также для выхода на уровень национальной политики;
добиваться сбалансированной представленности женщин и мужчин на руководящих
должностях в рамках соответствующих организаций.
С. Стимулирование участия женщин в работе
на руководящих должностях в государственных и назначаемых органах
Стратегическое направление 1: Установление целей и поощрение позитивных
действий по их достижению ;
Правительствам стран ЕЭК
рассмотреть вопрос об установления целей с контрольными сроками исполнения
для расширения представленности женщин в государственных и назначаемых
органах в интересах обеспечения их полного и равного участия в работе этих
органов;
добиваться неизменного увеличения числа женщин в государственных комитетах,
комиссиях и государственных консультативных органах на всех уровнях в ходе
каждого обновления их состава в целях достижения равного участия;
выдвигать больше кандидатур женщин на старшие должности в международных
организациях.
Стратегическое направление 2: Обеспечение равных возможностей в рамках
процедур назначения
Правительствам стран ЕЭК
обеспечивать транспарентность процедур назначения на руководящие должности
в государственных и других органах и расширять контингент потенциальных
кандидатов-женщин посредством активного поиска кандидатов среди существующих
групп женщин - руководителей в соответствующих областях;
увеличить число государственных должностей, доступных для новых кандидатов,
и в этом контексте выявлять потенциальных кандидатов женщин для назначения
на эти должности.
D. Поощрение доступа женщин к руководящим
должностям высокого уровня в экономической и социальной сферах (частный
сектор, социальные партнеры и НПО)
Стратегическое направление 1: Привлечение женщин к участию в процессах
принятия решений
Работодателям, профсоюзам и НПО
принимать все необходимые меры для привлечения женщин и женских организаций
к участию во всех процессах разработки политики и принятия решений посредством
консультаций и расширения участия женщин в работе профсоюзных и других
ассоциаций.
Работодателям и профсоюзам
поощрять сбалансированное представительство женщин и мужчин на ответственных
должностях в рамках организаций работодателей и трудящихся, а также в их
делегациях на переговорах о заключении коллективных договоров.
Правительствам стран ЕЭК
поощрять субсидируемые государством ассоциации, занимающиеся оказанием
общественных услуг или реализацией государственных стратегий, к обеспечению
равного участия женщин и мужчин в работе их директивных органов, а также
равенства женщин и мужчин в контексте их практических стратегий.
Стратегическое направление 2: Обеспечение равных возможностей в сфере
найма и продвижения по службе
Работодателям и профсоюзам
предпринимать позитивные действия, например разрабатывать планы обеспечения
равенства в сфере служебного роста и сбалансированной представленности
мужчин и женщин на руководящих должностях;
пересматривать критерии найма и назначения на высшие руководящие должности
в частном секторе и профсоюзах в интересах обеспечения равных возможностей
для женщин и мужчин;
поощрять новые методы управления людскими ресурсами и организации работы,
облегчающие доступ женщин к ответственным должностям,
поощрять продвижение по службе женщин, в частности, путем принятия
мер по обеспечению равного распределения работы и семейных обязанностей
между женщинами и мужчинами.
Работодателям, профсоюзам и НПО
способствовать служебному росту женщин, особенно молодых женщин и женщин,
возвращающихся на рынок труда, посредством наставничества, инструктажа,
профессиональной подготовки и переподготовки.
Правительствам стран ЕЭК
обеспечивать, чтобы государственный сектор служил образцом в плане
условий продвижения по службе женщин и сбалансированного распределения
руководящих должностей, например, посредством установления целевых рубежей
и осуществления позитивных действий;
стимулировать и поддерживать меры, предпринимаемые различными сторонами
в целях обеспечения равного участия женщин и мужчин в процессах принятия
решений в рамках соответствующих организаций.
V. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УЛУЧШЕНИЯ
ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
Введение
Государства - члены ЕЭК подтверждают свои прежние обязательства в отношении
институциональных механизмов улучшения положения женщин и учета гендерной
проблематики, закрепленные ими ранее на различных уровнях: в Найробийских
перспективных стратегиях, Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин, Региональной платформе действий
ЕЭК (Вена, 1994 год), главы III.F, IV.F и V.А, Пекинской декларации и Платформе
действий (1995 год) - важнейшая проблемная область Н; Согласованных выводах
Комиссии по положению женщин, касающихся институциональных механизмов (1999
год), и в Согласованных выводах ЭКОСОС по вопросу об учете гендерной проблематики
во всех стратегиях и программах системы Организации Объединенных Наций
(1997/2).
Государства - члены Совета Европы и Европейского союза соответственно
подтверждают свои прежние обязательства в отношении Рекомендации R(98)
14 Комитета министров Совета Европы об учете гендерной проблематики; Амстердамского
договора (1999 год), в частности его статьи 3, Резолюции Совета за 1995
год и Инструкции Совета № 2836/98 за 1998 год об интеграции гендерной проблематики
в процесс сотрудничества в целях развития и Сообщения Европейской комиссии
за 1996 год об обеспечении равенства возможностей для женщин и мужчин в
рамках всех политических инициатив и мероприятий Европейского сообщества.
Позитивные факторы
Дальнейшее развитие, реструктурнзаинх и укрепление в ряде стран имеющихся
институциональных механизмов обеспечения равенства полов и создание новых
подобных механизмов, более широкое распространение подхода, основанного
на учете гендерной проблематики; растущее осознание равенства полов и полного
осуществления женщинами своих прав человека в качестве самостоятельной
цели и прогресса человечества; осознание потребности как в особой политике
по улучшению положения женщин, так и в политике по учету гендерных аспектов.
Трудности и препятствия
Отсутствие, застой в деятельности или ослабление национальных механизмов
в некоторых странах; неадекватное распределение финансовых и людских ресурсов
и второстепенное положение в государственной администрации; в ряде частей
региона - недостаточное понимание политической значимости вопросов равенства
полов как факторов обеспечения демократии и прав человека; соответственно
-недостаток политической воли и необходимого правового арсенала для разработки
эффективной гендерной стратегии, а также отсутствие реализации такой стратегии;
во многих странах ЕЭК - непризнание равенства полов в качестве составной
части системы благого управления, демократии и прав человека; медленный
и незначительный прогресс в учете гендерной проблематики и разработке статистических
показателей и прогнозов в разбивке по половому признаку; отсутствие исходных
данных и показателей, касающихся равенства полов.
С учетом этих тенденций можно определить три ключевые области будущей
деятельности.
А. Укрепление национальных механизмов обеспечения
равенства полов Стратегическое направление 1: Укрепление мандата
институциональных механизмов
Правительствам стран ЕЭК
провести обзор успехов и недостатков в деятельности институциональных
механизмов, которые были созданы и получили развитие после Пекинской конференции,
и определить их влияние на формирование национальной политики;
на основе этой оценки предпринять новые шаги по укреплению этих механизмов
путем i)обеспечения четкого определения их мандатов, роли и обязанностей;
ii)предоставления им на постоянной основе необходимых людских и финансовых
ресурсов; и iii)обеспечения их присутствия на максимально высоком уровне
во всех правительственных структурах и других директивных органах в целях
интеграции гендерной проблематики во все сферы деятельности и распространения
отчетности правительства за проведение политики равенства полов на указанные
области.
Стратегическое направление 2: Обеспечение сохранения значимости и
эффективности институциональных механизмов и интеграционных стратегий
Правительствам стран ЕЭК
признать свою первоочередную ответственность за учет гендерной проблематики;
обеспечить наделение национальных механизмов самым высоким политическим
статусом;
принимать меры к тому, чтобы изменения в политической обстановке не
оказывали влияния на существование, роль и значимость институциональных
механизмов обеспечения равенства полов;
диверсифицировать национальные механизмы, в том числе, при необходимости,
путем учреждения должности омбудсмена, и укреплять их через наращивание
потенциала.
Стратегическое направление 3. Оказание помощи национальным механизмам
в странах с переходной экономикой и развивающихся странах
Правительствам стран ЕЭК и НПО Западной Европы и Северной Америки
оказывать содействие наращиванию потенциала в тех странах, где такие
механизмы слабы или недостаточно развиты, путем выделения ресурсов в соответствующих
случаях квалифицированным национальным экспертам, включая НПО и другие
организации гражданского общества, посредством предоставления финансовой
и/или экспертной помощи, например для осуществления программ профессиональной
подготовки, ознакомительных поездок, обмена сотрудниками и консультационных
миссий.
В. Развитие механизмов проведения в жизнь
и контроля политики в области равенства
Стратегическое направление 1. Развитие системы контроля за осуществлением
стратегий равенства полов и интеграции гендерной проблематики
Национальным механизмам правительств стран ЕЭК
выдвинуть политическую программу разработки законодательства о равенстве
полов и создании независимых органов, с тем чтобы в соответствующих случаях
обеспечивать эффективное осуществление и контроль за соблюдением этого
законодательства;
стимулировать частный сектор и социальных партнеров к созданию механизмов
и принятию планов позитивных действий и планов по обеспечению равенства
полов;
Правительствам стран ЕЭК и многосторонним организациям
проводить сбор и анализ сопоставимых статистических данных в разбивке
по половому признаку;
активизировать мероприятия по разработке системы приемлемых и сопоставимых
количественных и качественных показателей равенства полов для целей разработки,
наблюдения, распространения и оценки осуществления политики, учитывающей
гендерные аспекты;
определить ряд исходных критериев равенства полов и задач со сроками
исполнения в ключевых политических областях на национальном и международном
уровнях и использовать их для оценки проделанной работы, а также обеспечивать
широкий доступ общественности к этой информации;
Механизмам правительств стран ЕЭК, частному сектору и социальным
партнерам
разработать планы обеспечения равенства полов там, где они отсутствуют,
и регулярно контролировать их реализацию.
Стратегическое направление 2. Активизация учета гендерной перспективы
в процессе выделения ресурсов
Механизмам правительств стран ЕЭК (межминистерского и министерского
уровней)
проводить гендерный анализ бюджетных отчислений в рамках и среди всех
государственных секторов и на этой основе консультировать органы бюджетного
планирования, с тем чтобы при выделении ресурсов учитывались гендерные
аспекты, а для достижения намеченных целей в области равенства полов выделялись
необходимые финансовые и людские ресурсы.
Стратегическое направление 3. Применение методов передовой практики
учета гендерной перспективы
Механизмам правительств стран ЕЭК
регулярно проводить сбор и обмен информацией о передовой практике и
накопленном опыте интеграции гендерных аспектов в процесс формирования
политики;
опираясь на упомянутую передовую практику, извлекать уроки и проводить
тематические исследования по вопросам интеграции гендерной перспективы,
распространять их среди соответствующих директивных органов и использоватьих,например,
в качестве основы при разработке программ профессиональной подготовки должностных
лиц.
С. Укрепление взаимодействия между институциональными
механизмами обеспечения равенства полов и гражданским обществом
Стратегическое направление 1. Установление тесных связей с различными
субъектами гражданского общества посредством регулярного диалога
Национальным механизмам правительств стран ЕЭК
установить каналы взаимодействия с различными субъектами на местном,
региональном и международном уровнях - женскими организациями и другими
НПО, профсоюзами, организациями работодателей, ассоциациями потребителей,
другими социально-экономическими образованиями, учебными заведениями и
средствами массовой информации, - с тем чтобы воспользоваться их опытом
и знаниями, а также заручиться их поддержкой в деле поощрения равенства
полов и прав человека женщин и использовать их влияние на директивные органы;
укреплять эти связи и обеспечивать их непрерывность на основе регулярного
диалога между правительственными и неправительственными субъектами; включить
в этот диалог вопрос о разнообразии интересов и опыта женщин;
обеспечивать преемственность путем расширения участия молодых женщин.
НПО и исследовательским учреждениям
делиться накопленным ими опытом и доводить результаты их гендерных
исследований до сведения средств массовой информации, социальных партнеров,
учебных заведений и органов государственной власти, с тем чтобы эти различные
субъекты учитывали их в своей политике и практике;
сосредоточить свои усилия на конкретных гендерных проблемах и наладить
контакты с соответствующими национальными механизмами для обсуждения позиций,
точек зрения и предложений по этим проблемам;
активизировать обмен опытом между организациями различных стран и субрегионов,
занимающимися гендерной проблематикой, включая женские организации.
Стратегическое направление 2. Поддержка деятельности организаций
гражданского общества
Механизмам правительств стран ЕЭК
оказывать финансовую и техническую помощь независимым организациям
и учреждениям по планированию, исследованию, анализу и оценке гендерных
мероприятий и проблем и использовать результаты их работы для усовершенствования
политики и программ,
обеспечить гражданскому обществу доступ к статистическим данным и информации
по гендерным проблемам;
побуждать средства массовой информации к борьбе с гендерными стереотипами
и распространению позитивной практики взаимоотношений между женщинами и
мужчинами, девочками и мальчиками.
|