ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

Региональное подготовительное совещание по вопросу
о проведении в 2000 году обзора осуществления
Пекинской Платформы действий
19-21 января 2000 года

ПРИЛОЖЕНИЕ I

СОГЛАСОВАННЫЕ ВЫВОДЫ

ПРЕАМБУЛА

Мы, правительства, участвующие в Региональном подготовительном совещании ЕЭК по вопросу о проведении в 2000 году обзора осуществления Пекинской Платформы действий, подтверждаем наши обязательства в отношении целей и задач, поставленных в Пекинской декларации и Платформе действий во всей их полноте, а также нашу приверженность делу полного осуществления всех двенадцати стратегических целей в важнейших проблемных областях.

Мы также подтверждаем, что главная ответственность за полное осуществление этих обязательств лежит на правительствах и что поощрение равенства между женщинами и мужчинами является приоритетным вопросом для международного сообщества.

Мы признаем, что права женщин, как указывается в Пекинской Платформе действий, являются правами человека. В этой связи мы подтверждаем нашу приверженность положениям, содержащимся в международных договорах о правах человека, в частности в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Декларации об искоренении насилия в отношении женщин и Конвенции о правах ребенка.

Мы считаем, что права человека женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью универсальных прав человека и в этой связи должны поощряться, защищаться и осуществляться на всех стадиях жизненного цикла - в детстве, юности, взрослом и пожилом возрасте - и должны шире отражать все многообразие присущих женщинам особенностей с учетом того, что многие женщины сталкиваются с дополнительными препятствиями по причине таких факторов, как их раса, язык, этническая принадлежность, культура, религия, сексуальная ориентация, инвалидность, социально-экономический класс или их статус как коренных жителей, мигрантов, перемещенных лиц или беженцев.

Мы осознаем, что каждый человек и международное сообщество в целом несут приоритетную ответственность за обеспечение уважения достоинства каждой человеческой личности на основе взаимного уважения и терпимости и, соответственно, за обеспечение защиты от всех форм нарушений, дискриминации и отчуждения.

Мы признаем, что положение в странах с переходной экономикой и зарождающейся демократией остается неустойчивым и они нуждаются в особом внимании и поддержке, в частности, применительно к решению проблем несоразмерного негативного воздействия переходных процессов на условия жизни и материальное положение женщин, и утверждаем право и способность женщин из этих стран играть активную роль в руководстве и управлении всеми процессами развития и мира в этих странах, а также необходимость оказывать им поддержку в этих усилиях.

Государства - члены ЕЭК будут продолжать преодолевать препятствия и предпринимать дальнейшие шаги по обеспечению полного и оперативного осуществления Платформы действий, в том числе путем поощрения и защиты всех прав человека и основных свобод, интеграции гендерной перспективы во все стратегии и программы, а также путем содействия равному участию женщин и мужчин во всех сферах жизни общества. Такая деятельность требует, в частности, укрепления механизмов эффективного осуществления законодательства в области гендерного равенства, а также формирования надежной системы ориентиров и мониторинга для оценки достигнутого прогресса и мобилизации усилий в плане последующей деятельности.

Мы признаем важную роль, которую НПО играют в осуществлении Пекинской Платформы действий, а также необходимость того, чтобы помимо НПО, участвовавших в четвертой Всемирной конференции по положению женщин, и НПО, имеющих консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете, другие НПО, занимающиеся вопросами улучшения положения женщин, были аккредитованы и принимали участие в работе Подготовительного комитета и Специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по пятилетнему обзору осуществления Платформы действий как минимум на основе тех же правил, которые установлены для пятилетнего обзора деятельности по итогам Всемирной встречи в интересах социального развития.

1. ЖЕНЩИНЫ И ЭКОНОМИКА

Введение

Государства - члены ЕЭК подтверждают свои прежние обязательства в области обеспечения равного участия женщин и мужчин в экономике, закрепленные ими ранее на различных уровнях: в Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Региональной платформе действий ЕЭК (Вена, 1994 год) - главы III.С, D и IV.C, D; Пекинской декларации и Платформе действий (1995 год) - важнейшие проблемные области А и F, Всеобщей декларации прав человека

Организации Объединенных Наций; Копенгагенской декларации и Программе действий (1995 год); Венской декларации и Программе действий (1993 год). Согласованных выводах Комиссии по положению женщин относительно женщин и экономики (1997 год) и ее Резолюции по вопросу о женщинах и нищете (1997 год). Декларации МОТ 1998 года об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме наблюдения за ее реализацией, в принятом в рамках ЭКОСОС коммюнике министров, озаглавленном "Роль занятости и трудовой деятельности в деле искоренения нищеты: расширение возможностей и улучшение положения женщин" (1999 год) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Они далее соглашаются с тем, что все социальные, экономические и торговые стратегии должны быть последовательными и учитывать существующие обязательства по обеспечению равенства между женщинами и мужчинами.

Члены Совета Европы и Европейского союза подтверждают свои прежние обязательства в контексте Директивы ЕС 1992 года в отношении отпуска по беременности и родам; Директивы ЕС 1996 года в отношении отпуска по уходу за ребенком; Рекомендации R(96) 5 Совета Европы относительно сбалансированного сочетания работы и семейной жизни (1996 год); Декларации по вопросам равенства между женщинами и мужчинами как основного критерия демократии (Стамбул, 1997 год); Европейской социальной хартии Совета Европы и его пересмотренной Европейской социальной хартии, а также резолюций Совета ЕС с изложением руководящих принципов 1997, 1998 и 1999 годов в отношении занятости.

Новые возможности

  • Более высокая активность женщин на рынке труда и соответствующее повышение экономической независимости, расширение возможностей трудоустройства для женщин благодаря структурному преобразованию экономики, включая глобализацию (особенно в секторе услуг), индивидуальной трудовой деятельности и предпринимательству; расширение общественной осведомленности и поддержки в деле защиты всех прав человека и основных свобод в контексте формирующейся глобальной экономики; улучшение возможностей для занятия управленческих постов среднего и более высокого звена в некоторых странах, более благоприятные условия для принятия мер, позволяющих лучше сочетать работу и семейные обязанности; резкое увеличение доли женщин с университетским образованием, которая в ряде областей даже превышает соответствующую долю мужчин; в отдельных случаях - наличие у женщин новых возможностей для более продолжительной трудовой жизни и/или освоения других профессий, а также для получения доступа ко всем руководящим должностям, и особенно к руководящим должностям в сфере экономики.
  • Сохраняющиеся или новые препятствия

  • Сохраняющаяся сегрегация в сфере образования и на рынках труда, в результате чего уделом значительной части женщин является низкооплачиваемая, малоквалифицированная и нестабильная работа (неудовлетворительные условия занятости), и доступ весьма незначительной доли женщин к должностям, предполагающим участие в принятии решений; процессы глобализации и структурной перестройки в сфере экономики зачастую приводят к снижению гарантий занятости и социального обеспечения; сохранение дифференциации в ставках заработной платы между женщинами и мужчинами; наличие нестандартных форм занятости (временная или случайная работа), зачастую без свободы выбора; трудности в осуществлении контроля или обеспечении соблюдения норм труда в условиях, связанных с такими типами трудовых договоров; в большинстве стран - слабость или отсутствие программ социальной защиты для многих женщин, занятых на таких работах, и для женщин-безработных; в некоторых странах - низкая эффективность мер социального обеспечения для женщин в период беременности и ухода за детьми; недостаточная эффективность стимулирования мужчин к сочетанию работы и семейных обязанностей; несоблюдение норм здравоохранения и безопасности на временных и эпизодических работах и неадекватность мер контроля; недостаточный учет гендерных аспектов на рынках труда и в системе социального обеспечения; по-прежнему недостаточная степень подготовки и занятости женщин на направлениях, связанных с новыми информационными средствами и технологиями; несбалансированность и самоограниченность выбора профессиональной подготовки, в результате чего молодые женщины оказываются на бесперспективных или низкооплачиваемых должностях; сложность получения работы, соответствующей уровню квалификации, даже для женщин с высшим образованием; более узкие возможности для женщин в плане профессионального роста и продвижения по службе; отсутствие надлежащих механизмов передачи информации о вакансиях и социальных услугах, доступных для женщин; отсутствие полного представления относительно типа, масштабов и характера распределения неоплачиваемой работы; сохранение гендерных стереотипов, ведущих к несбалансированному распределению оплачиваемой и неоплачиваемой работы между женщинами и мужчинами; в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Содружества Независимых Государств (СНГ) женщины несут основную часть бремени, связанного с экономическими структурными преобразованиями, и первыми теряют работу в периоды экономического спада, в этих же странах - вытеснение женщин из стремительно развивающихся секторов; сокращение числа детских учреждений в связи с ликвидацией или приватизацией рабочих мест в государственном секторе и рост потребностей в уходе за престарелыми в условиях отсутствия соответствующих учреждений; сохраняющееся неравенство в доступе к профессиональной подготовке для целей поиска новой работы и к производственным фондам для открытия новых или расширения существующих предприятий.
  • В свете этих тенденций можно выявить четыре основные проблемы, которым соответствуют четыре ключевые области деятельности в регионе ЕЭК:

    А. Ликвидация дискриминации в отношении женщин на рынке труда

    Стратегическое направление 1: Дальнейшее развитие и применение законодательных положений и норм. направленных на ликвидацию дискриминации в отношении женщин в сфере найма на работу и условий труда

    Правительствам стран ЕЭК и социальным партнерам

  • рассматривать структурные, юридические и поведенческие барьеры, препятствующие обеспечению равенства между женщинами и мужчинами в сфере занятости, при обязательном охвате таких важных проблемных областей, как гендерный субъективизм при приеме на работу, неравенство в оплате труда равной ценности; неравенство в распределении работы: и семейных обязанностей между женщинами и мужчинами; неравенство в подходе к правам и привилегиям трудящихся применительно к женщинам и мужчинам, различия по признаку пола в вопросах гигиены труда и техники безопасности; а также неравенство в возможностях профессионального роста (незримые барьеры);
  • на основе этого рассмотрения - посредством согласованной работы и, при необходимости, в консультации с НПО претворять в жизнь меры по устранению этих препятствий и барьеров. К их числу относятся, например, разработка новых кодексов поведения и такие позитивные действия, как составление планов обеспечения равенства; введение законодательства, направленного на запрещение, предупреждение и ликвидацию дискриминации в отношении женщин при приеме на работу и в вопросах условий труда, включая дискриминацию в связи с их репродуктивной ролью и функциями; введение законодательства, предусматривающего сбалансированные с гендерной точки зрения условия предоставления отпуска по уходу за ребенком, которые обеспечивают возможности и стимулы для отцов, наравне с матерями, брать на себя заботу о детях; организация подготовки для различных категорий специалистов, занимающих стратегические посты в плане обеспечения равенства на рынке труда; обеспечение недискриминационного характера системы подоходного налога; пересмотр систем классификации и градации занятий в интересах эффективного применения принципа равной оплаты за равный труд; разработка или, где это необходимо, укрепление стратегий и превентивных программ по ликвидации опасностей и факторов риска в вопросах здравоохранения и техники безопасности, которые затрагивают женщин; обеспечение гарантий профессионального роста для женщин и мужчин в случае работы неполный рабочий день, деления рабочего места между несколькими работниками и других традиционно нестандартных форм занятости;
  • принимать стратегии и меры, в том числе, при необходимости, на основе соответствующего законодательства, для искоренения сексуального домогательства на рабочих местах и для создания условий, свободных от какой бы то ни было враждебности, запугиваний или дискриминации по признаку пола.
  • Правительствам стран ЕЭК, частному сектору, социальным партнерам, средствам массовой информации и НПО

  • организовывать кампании по информированию общественности и широкие обсуждения с целью пропагандирования принципа равного распределения работы и семейных обязанностей между женщинами и мужчинами среди широкой общественности и других соответствующих сторон;
  • организовывать кампании и программы в учебных заведениях и средствах массовой информации с учетом свободы выражения мнений, в целях ликвидации стереотипов я предрассудков в отношении участия мужчин в семейной жизни.
  • Правительствам стран ЕЭК

  • обеспечивать, чтобы в двусторонних и многосторонних торговых соглашениях и правилах учитывались соответствующие международные конвенции и документы, касающиеся защиты и поощрения принципа гендерного равенства.
  • Стратегическое направление 2: Ликвидация вертикальной и горизонтальной сегрегации по признаку пола на рынке труда

    Правительствам стран ЕЭК, частному сектору и социальным партнерам

  • анализировать и устранять основные причины, в силу которых мужчины и женщины оказываются в неравном положении при создании и ликвидации рабочих мест в ходе процессов экономического перехода и структурного преобразования экономики, включая глобализацию;
  • разрабатывать и осуществлять меры, направленные на ликвидацию профессиональной сегрегации в отношении женщин, в особенности женщин с особыми потребностями, посредством облегчения их доступа к рабочим местам, соответствующим их квалификации, а также развития надлежащей профессиональной подготовки в интересах стимулирования их социальной и профессиональной интеграции и роста;
  • уделять особое внимание найму женщин в тех высокоперспективных и высокооплачиваемых областях, где традиционно доминируют мужчины, например в сфере финансов, технологическом секторе и в сфере инжиниринга;
  • пересмотреть критерии, используемые при найме и продвижении женщин и мужчин на должности, предполагающие участие в принятии решений, в целях ликвидации дискриминационных барьеров и разработки мер по эффективному стимулированию назначения женщин на должности, предполагающие участие в принятии решений.
  • Правительствам стран ЕЭК и социальным партнерам

  • стимулировать работодателей, в частности посредством принятия позитивных действий к осуществлению найма и продвижения женщин на должности, предполагающие участие в принятии решений;
  • устранять барьеры на пути объединения женщин в профсоюзы, что является исключительно важным условием обеспечения реальных выгод для трудящихся-женщин во всех областях.
  • Правительствам стран ЕЭК и учебным заведениям в странах ЕЭК

  • разрабатывать учебные программы с учетом гендерных аспектов для уровней от детских садов и начальных школ до профессионально-технических учебных заведений и университетов в целях решения проблемы гендерных стереотипов как основной причины сегрегации в трудовой жизни;
  • повышать доступность послесреднего образования для лиц, в особенности женщин, с иждивенцами и/или низким уровнем дохода и/или из социальных групп, находящихся в неблагоприятном положении, посредством таких инициатив, как пособия, стипендии или субсидируемые учебные программы;
  • развивать профессиональную подготовку в целях ликвидации горизонтальной и вертикальной сегрегации по признаку пола на рынке труда;
  • дополнять вышеуказанные учебные программы соответствующими программами в средствах массовой информации, а также поощрять средства массовой информации к разработке программ, способствующих утверждению равенства между женщинами и мужчинами.
  • Стратегическое направление 3: Создание надежной системы контроля и оценки

    Правительствам стран ЕЭК

  • разрабатывать и применять показатели для осуществления контроля и оценки прогресса, достигнутого в области обеспечения равного участия женщин и мужчин на рынке труда и в семейной жизни;
  • регулярно представлять доклады парламентам о тенденциях, препятствиях и позитивном опыте в области обеспечения равного участия женщин и мужчин на рынке труда, в семейной жизни и в жизни общества в целом.
  • В. Расширение возможностей трудоустройства для женщин

    Стратегическое направление 1: Развитие перспектив обеспечения занятости женщин

    Правительствам стран ЕЭК и социальным партнерам

  • разработать комплекс стратегий и программ по обеспечению возможностей для целевой профессиональной подготовки, непрерывного образования и переподготовки, в том числе в области информационной технологии и технологии связи, которые должны быть составлены с учетом потребностей женщин на разных этапах их жизни и формирования семьи;
  • побуждать девочек к изучению естественных наук, математики, новых информационных технологий и технических дисциплин начиная со старших классов средней школы и поощрять интерес женщин к работе в высокоперспективных и высокодоходных секторах и областях занятости.
  • Стратегическое направление 2: Расширение доступа женщин к индивидуальной трудовой деятельности и предпринимательству

    Правительствам стран ЕЭК

  • облегчать условия индивидуальной трудовой деятельности женщин посредством налогово-финансовых мер и надлежащей социальной защиты, упрощения административных процедур и других мер (таких, как обеспечение доступа к рисковому капиталу, системам кредитования и другим источникам финансирования), способствующих созданию микро-, малых и средних предприятий.
  • Правительствам стран ЕЭК, частному сектору, социальным партнерам и НПО

  • развивать предпринимательские способности женщин за счет программ обучения, переподготовки и специальной подготовки, а также всеобъемлющих консультативных и вспомогательных услуг.
  • Правительствам стран ЕЭК, международным финансовым учреждениям, частному сектору, социальным партнерам и НПО

  • обеспечивать техническую и финансовую поддержку организаций, оказывающих помощь и организующих подготовку для женщин-предпринимателей в деле создания малых и средних предприятий;
  • обеспечивать равный доступ к кредитам, в частности посредством проведения информационно-просветительской работы по разъяснению необходимости учета гендерных аспектов среди банкиров и других сторон, оказывающих влияние на доступ к кредитам;
  • расширять охват информационно-просветительской деятельности в целях повышения осведомленности о существующих программах, доступных для женщин-предпринимателей и владельцев предприятий;
  • поощрять гендерный баланс в составе торговых делегаций и обеспечивать полный учет интересов женщин-предпринимателей.
  • Стратегическое направление 3: Оказание поддержки в обеспечении занятости женщин

    Правительствам стран ЕЭК, частному сектору и социальным партнерам

  • принять стратегии, позволяющие женщинам и мужчинам сбалансированно сочетать оплачиваемую и неоплачиваемую работу и выполнять семейные обязанности, с уделением особого внимания положению тех лиц, которые испытывают особые затруднения в достижении этого баланса;
  • ввести договорные гибкие рабочие графики, позволяющие женщинам и мужчинам поровну распределять и регулировать свои оплачиваемые и неоплачиваемые рабочие обязанности;
  • поощрять новые программы, нацеленные на удовлетворение потребностей общества по обеспечению ухода за нуждающимися в нем лицами, особенно за детьми, престарелыми, а также больными или инвалидами;.
  • стимулировать государственную поддержку для ряда механизмов, позволяющих женщинам и мужчинам наилучшим образом удовлетворять потребности по уходу за детьми и другими иждивенцами, а также поощрять соответствующие программы оказания поддержки лицам, не работавшим по причине необходимости обеспечения ухода, которые решают выйти или вернуться на рынок труда.
  • С. Содействие обеспечению равенства мужчин и женщин в сфере социальной защиты

    Стратегическое направление 1: Разработка нового подхода в вопросах социальной защиты в ответ на новые тенденции в сфере занятости (расширение масштабов нетрадиционных форм занятости, повышение гибкости условий труда) и изменяющиеся потребности в уходе за иждивенцами в рамках общества

    Правительствам стран ЕЭК и социальным партнерами

  • обеспечить надлежащую защиту в связи с беременностью и родами для всех женщин;
  • рассмотреть вопрос о распространении и/или перераспределении социальных льгот (например, здравоохранения и пенсионного обеспечения) на всех трудящихся, работающих неполный рабочий день, выполняющих временную работу, и на другие категории, включая занятых в сельском хозяйстве, которые не охвачены или недостаточно охвачены существующими системами;
  • пересмотреть систему страхования по безработице на предмет распространения сферы ее охвата на трудящихся, которые в настоящее время не охвачены ею или охвачены в недостаточной степени, таких, как трудящиеся, работающие на временной основе, неполный рабочий день, а также на дому, и сельскохозяйственные рабочие.
  • Правительствам стран ЕЭК, социальным партнерам, .местным органам власти и НПО

  • налаживать, при необходимости, партнерские связи для поддержания программ социальной защиты, которые - в зависимости от их характера, целей и охвата - предполагают участие социальных партнеров (профсоюзы и работодатели), институтов социального обеспечения, местных органов власти и НПО.
  • Стратегическое направление 2: Обеспечение надлежащих пенсионных пособий для престарелых женщин

    Правительствам стран ЕЭК и социальным партнерам

  • изыскивать пути и средства учета в базовых системах пенсионного обеспечения стажа неоплачиваемой работы женщин и мужчин, добиваясь тем самым улучшения неблагоприятного положения лиц, имеющих меньший стаж оплачиваемой работы, что в большинстве случаев обусловлено необходимостью обеспечения ухода за иждивенцами;
  • рассмотреть также положение престарелых женщин, никогда не выполнявших оплачиваемой работы, и разработать для них программы социального обеспечения, в случае если таковые отсутствуют.
  • Стратегическое направление 3: Разработка дополнительных мер социальной защиты в целях сокращения социальных издержек процесса перехода к рыночной экономике для женщин в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ

    Правительствам стран ЕЭК и социальным партнерам

  • укреплять сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы и СНГ в целях оказания им помощи в деле совершенствования и реализации стратегий социальной защиты, предполагающих сочетание универсального охвата социальных услуг с целенаправленной помощью для наиболее уязвимых групп, включая женщин, затрагиваемых социальными издержками процесса перехода.
  • D. Расширение прав и возможностей женщин за счет доступа к ресурсам и контроля над ними

    Стратегическое направление 1: Осуществление контроля за гендерными последствиями программ искоренения нищеты

    Правительствам стран ЕЭК, международным учреждениям, занимающимся вопросами оказания помощи (включая фонды и программы Организации Объединенных Наций), международным финансовым учреждениям

  • оценивать масштабы позитивного влияния программ искоренения нищеты на расширение прав и возможностей женщин, живущих в условиях нищеты, в плане доступа к профессиональной подготовке и образованию, занятости, земле, доходам, кредитам, повышению квалификации и социальным услугам. Такая оценка гендерного влияния должна охватывать программы искоренения нищеты и диспропорции в условиях жизни по странам;
  • наметить конкретные изменения в программах искоренения нищеты в свете вышеуказанной оценки;
  • публиковать результаты осуществления контроля.
  • Стратегическое направление 2: Поддержка процесса расширения прав и возможностей для женщин

    Правительствам стран ЕЭК, международным учреждениям, занимающимся вопросами оказания помощи (включая фонды и программы Организации Объединенных Нации), и международным финансовым учреждениям

  • в свете вышеуказанной оценки - проводить обзор направленности программ и проектов расширения прав и возможностей в странах с переходной экономикой и развивающихся странах в интересах эффективного обеспечения доступа женщин к ресурсам и их контроля над ними;
  • увеличивать объем или по крайней мере долю ресурсов для программ искоренения нищеты в целях расширения прав и возможностей женщин в этих странах, укрепляя связи между НПО в деле поддержки таких программ;
  • укреплять сотрудничество и повышать координацию между различными сторонами в деле поддержки программ, нацеленных на расширение прав и возможностей женщин и способствующих обеспечению их экономической независимости.
  • Стратегическое направление 3: Включение гендерной перспективы в макроэкономические и социальные стратегии

    Правительствам стран ЕЭК

  • включать гендерную перспективу в ключевые макроэкономические и социальные стратегии развития и в национальные программы развития на основе разработки необходимых аналитических и методологических инструментов и механизмов для осуществления контроля и оценки.

  • II. НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ДЕВОЧЕК

    Введение

    Государства - члены ЕЭК подтверждают свои прежние обязательства в области борьбы с насилием в отношении женщин, взятые ими ранее на различных уровнях; в Найробийских перспективных стратегиях, Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации Организации Объединенных Наций об искоренении насилия в отношении женщин (1993 год), Региональной платформе действий ЕЭК (Вена, 1994 год), главы III.А и IV.А; Пекинской декларации и Платформе действий (1995 год) - важнейшая проблемная область D, и получившие дальнейшее развитие, в частности в Согласованных выводах Комиссии по положению женщин по проблеме насилия в отношении женщин (1998 год) и Добавлении к докладу Специального комитета полного состава двадцать первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи (документ МКНР + 5) (1999 год).

    Члены Совета Европы и Европейского союза подтверждают соответственно свои прежние обязательства в контексте деклараций и резолюций Комитета министров Совета Европы по стратегиям искоренения насилия в отношении женщин в обществе: средства массовой информации и другие средства (Рим, 1993 год); Гаагской министерской декларации государств - членов ЕС (Гаага, 1997 год) и принятых в Тампере выводах Совета ЕС (1999 год), касающихся вопроса о торговле людьми и в особенности женщинами.

    Позитивные факторы

  • Растущее осознание того, что насилие в отношении женщин и девочек рассматривается отныне не как проблема частного характера, а как один из вопросов прав человека; растущее стремление предупреждать насилие в отношении женщин и девочек и бороться с ним; совершенствование разработки политики и программ с учетом проблемы насилия в семье, квалифицируемого в ряде стран в качестве уголовно наказуемого деяния с особым упором на привлечение правонарушителя к ответственности; принятие межправительственными органами региона стандартов и рекомендаций по вопросу о путях решения этой проблемы; разработка в некоторых странах ЕЭК национальных планов действий по борьбе с насилием в отношении женщин и девочек; усиление защиты жертв и свидетелей, повышение осведомленности на национальном и международном уровнях о проблеме торговли женщинами и девочками; расширение участия неправительственных организаций в стратегиях борьбы с насилием в отношении женщин и девочек н рост числа мужчин, берущих обязательство действовать с целью положить конец насилию в отношении женщин.
  • Трудности и препятствия

  • Реальные масштабы насилия и недостаточная защита женщин и детей от сексуального насилия, о котором еще нет полной осведомленности ввиду недостаточной информации о нем и отсутствия сопоставимых статистических данных, насилие в семье, включая сексуальное насилие в браке, которое еще рассматривается в качестве частного вопроса в ряде стран ЕЭК; недостаточно эффективное законодательство по вопросам искоренения сексуального домогательства и изнасилования, включая изнасилование в браке, недостаточная осведомленность о последствиях насилия в семье, возможностях его предупреждения и правах жертв; рост масштабов и ужесточение практики торговли людьми в регионе; обострение коренных причин этой торговли, таких, как бедность и безработица, в странах с переходной экономикой; феминизация миграции; экспансия картелей транснациональной организованной преступности; углубление традиционного разделения труда по половому признаку на глобальном уровне, при котором женщины в большей степени, чем мужчины, оказываются зависимыми с точки зрения занятости в таких нерегулируемых секторах, как индустрия досуга/секса и работа в качестве домашней прислуги; кабальный изнурительный труд и другие формы принудительного труда, рост числа крайне уязвимых групп, в частности женщин и девочек, относящихся к категориям беженцев и перемещенных лиц в различных районах конфликтов в регионе; неадекватное распределение государственных средств, препятствующее правительствам принимать новые меры по борьбе с насилием в отношении женщин и девочек; социальное отчуждение женщин - жертв торговли, делающее их уязвимыми к действию таких факторов, как наркомания, болезни, передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД, изнасилования и другие формы насилия; все более широкое использование информационных технологий для содействия развитию секс- индустрии.
  • Для предупреждения насилия в отношении женщин и девочек и борьбы с ним государства - члены ЕЭК заявляют о своей готовности продолжать предпринимать усилия в следующих ключевых областях деятельности:

    А. Поощрение комплексного подхода к борьбе со всеми формами насилия в отношении женщин и девочек

    Стратегическое направление 1: Принятие базовых принципов

    Государствам - членам ЕЭК

  • решительно заявить о своем политическом стремлении бороться со всеми формами насилия по признаку пола, определенными в Пекинской декларации и Платформе действий, и обеспечивать безопасность в качестве одного из прав всех граждан, независимо от полового признака, как в частной, так и в общественной сферах жизни;
  • признать, что насилие в отношении женщин как в частной, так и в общественной сферах жизни является нарушением прав человека и основных свобод и уголовно наказуемым деянием, и обеспечить соответствие законодательства, правоприменения и мер наказания характеру этого уголовного правонарушения;
  • изучить вопрос о принятии политики "нулевой терпимости" ко всем формам насилия в отношении женщин и девочек;
  • признать, что насилие в отношении девочек имеет особые последствия и что с ним следует бороться путем лучшего понимания и анализа насилия в отношении детей и несовершеннолетних и обеспечения применения соответствующего законодательства.
  • Стратегическое направление 2: Активизация исследований и обмена информацией по проблеме насилия в отношении женщин и девочек

    Правительствам стран ЕЭК, региональным и международным организациям, исследовательским и медицинским учреждениям и НПО

  • содействовать на национальном и региональном уровнях обмену результатами и статистическими данными исследований, а также информацией о передовой практике и инновационных мерах, принятых в области борьбы с насилием;
  • содействовать и оказывать поддержку проведению координированных исследований, включая разработку единообразных показателей, по проблеме насилия в отношении женщин и девочек для изучения характера, масштабов и последствий насилия, в том числе последствий для физического и психического коровья, и анализа влияния эффективности и практической значимости законов, касающихся борьбы с этим насилием;
  • формировать международный консенсус в плане единообразных показателей и методов измерения масштабов насилия в отношении женщин; и рассмотреть вопрос о создании оперативно доступной базы данных по статистике, законодательству, тренировочным моделям, передовой практике, этическим принципам, накопленном опыте и другим ресурсам применительно ко всем формам насилия в отношении женщин.
  • Стратегическое направление 3: Деятельность по ликвидации насилия в обществе

    Полицейским властям стран ЕЭК, судебным органам, учебным заведения/и, медицинским учреждениям, НПО и средствам массовой информации

  • проводить совместную деятельность многопрофильного характера и осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение насилия и предусматривающие оперативное вмешательство в случаях его применения, в частности кампании по информированию общественности, мероприятия в области базового образования, включая половое воспитание, разработку учебных программ по аспектам борьбы с насилием и программ, подчеркивающих ответственность виновных, а также применение законодательства по борьбе с насилием;
  • Правительствам стран ЕЭК

  • пересмотреть и отменить все законодательные акты, дискриминирующие женщин, и принимать, проводить в жизнь и укреплять законодательство по борьбе со всеми формами насилия в отношении женщин как в частной, так и в общественной сферах жизни;
  • принять необходимые законодательные меры по искоренению вредной практики, обусловленной обычаями и традициями, в том числе убийство на почве оскорбленной чести и калечение женских половых органов;
  • предоставлять финансовую и иную поддержку НПО в их борьбе против насилия, включая программы борьбы с насилием на почве расизма в отношении женщин и девочек;
  • пересмотреть и отменить законы, криминализирующие гомосексуализм, поскольку такие законы способствуют созданию обстановки, порождающей насилие в отношении женщин, которые являются лесбиянками или считаются таковыми;
  • Правительствам стран ЕЭК и НПО

  • разрабатывать политику и протоколы, усиливающие безопасность жертвы, в частности путем укрепления сотрудничества между полицией и НПО, и призывать женщин и девочек, подвергаемых насилию, сообщать о нем в полицию и ходатайствовать о возбуждении уголовного преследования;
  • вести разработку и проводить постоянную оценку программ, направленных на предупреждение насилия в семье, подчеркивающих ответственность потенциальных виновников и предусматривающих работу с ними на основе консультаций и иных мер морального воздействия;
  • рассмотреть возможность принятия эффективных мер, включающих: профессиональную подготовку воспитателей и других работников на предмет выявления женщин и девочек, рискующих подвергнуться насилию; работу в направлении предоставления социальной поддержки и консультаций семьям и детям, создание безопасной и защитной среды, способствующей ведению открытого диалога, ориентационных бесед и консультаций; создание высококачественной системы информирования и консультирования по вопросам оказания медицинской помощи, в том числе по вопросам полового и репродуктивного здоровья, призванной стать неотъемлемой частью программы по охране здоровья населения, создание легкодоступных и обеспечивающих чуткий подход к детям "горячих линий" связи. подключенных к справочным службам, и обеспечивающих конфиденциальность.
  • В. Борьба с насилием в семье

    Стратегическое направление 1: Информирование о насилии в семье и подход к нему как к общественной проблеме

    Правительствам стран ЕЭК, исследовательским и медицинским учреждениям, НПО и средствам массовой информации

  • признать, что насилие в семье, включая сексуальное насилие и изнасилование, является не вопросом частного характера, а нарушением прав человека и преступным деянием, влекущим за собой привлечение к уголовной ответственности;
  • проводить широкие кампании по информированию общественности о неприемлемости насилия мужчин над женщинами и принимать превентивные мероприятия по поощрению здоровых и сбалансированных отношений на основе гендерного равенства;
  • распространять статистические данные и информацию о насилии в семье и его воздействии на общество, включая сведения о соответствующих законах и возможностях правоприменения.
  • Правительствам стран ЕЭК, исследовательским учреждениям и НПО

  • установить единообразные показатели насилия в семье и использовать их при наблюдении за изменениями, касающимися масштабов, форм, категорий жертв и обстоятельств такого насилия.
  • Стратегическое направление 2: Разработка и применение законов по борьбе с насилием в семье

    Правительствам стран ЕЭК

  • изучить вопрос о принятии и применении законодательства, квалифицирующего насилие в семье в отношении женщин и детей, включая, в частности инцест, изнасилование в браке, так называемые убийства на почве оскорбленной чести, принудительные браки и надругательства над престарелыми женщинами, в качестве преступлений, влекущих за собой привлечение к уголовной ответственности,
  • принять и/или укрепить законодательство и правовые нормы, направленные на борьбу с насилием в семье, включая сексуальное насилие, и обеспечить их применение;
  • установить четкие руководящие принципы для сотрудников полиции и прокуратуры, определяющие их отношение и поведение применительно к жертвам насилия в семье, включая сексуальное насилие, а также четкие процессуальные нормы, соответствующие различным проявлениям домашнего насилия;
  • усилить специальную подготовку сотрудников полиции по урегулированию ситуаций насилия в семье, в частности посредством привлечения лиц, имеющих опыт работы с виновными в применении насилия лицами или с их жертвами, а также посредством организации профессиональной подготовки, обеспечивающей гарантию прав человека женщин;
  • осуществлять набор полицейских - женщин;
  • предоставлять, при необходимости и если это возможно, доступ к переводчикам для жертв насилия в семье, желающим сообщить о случаях насилия;
  • обеспечивать профессиональную подготовку сотрудникам прокуратуры и судебным работникам в целях повышения их интереса к гендерным проблемам в ходе производства по делам о насилии в семье и сексуальных надругательствах и их наиболее адекватное разбирательство;
  • обеспечить, чтобы наказание за насильственные действия предусматривало отслеживание поведения виновных с целью предупреждения рецидивизма.
  • Правительствам стран ЕЭК и НПО

  • вести работу в рамках системы уголовного правосудия в целях разработки политики и протоколов по укреплению безопасности жертв и призывать жертвы насилия в семье сообщать о таких преступлениях властям и ходатайствовать о возбуждении уголовных дел.
  • Стратегическое направление 3: Предоставление помощи и защиты женщинам и девочкам, пострадавшим от насилия

    Правительствам стран ЕЭК

  • привлекать различные структуры (суды по семейным и уголовным делам, органы защиты детей и молодежи, учреждения здравоохранения, женские организации) к совместной работе на основе сотрудничества и с использованием многопрофильного подхода в целях предоставления жертвам насилия практической. медицинской, психологической и правовой поддержки.
  • Правительствам стран ЕЭК и НПО

  • изучить вопрос о предоставлении бесплатных консультаций юристов и психологов всем жертвам насилия;
  • разрабатывать и осуществлять программы поддержки и защиты детей, в особенности девочек и молодых женщин - жертв насилия;
  • предоставлять жилье, медицинскую помощь и социально-психологическую поддержку жертвам насилия;
  • обеспечивать безопасность жертв посредством принятия и применения правоохранительных мер или путем удаления склонного к насилию правонарушителя из дома, где проживает пострадавшая от насилия женщина либо посредством предоставления надежного убежища такой женщине.
  • С. Пресечение торговли людьми, в особенности женщинами и девочками

    Стратегическое направление 1: Укрепление правовых норм и их применения

    Государствам - членам ЕЭК

  • осудить торговлю людьми во всех ее формах как нарушение основных принципов прав человека;
  • укреплять национальное законодательство посредством более четкого определения преступления, состоящего в торговле людьми во всех ее проявлениях, и путем соответствующего ужесточения санкций, включая, в частности, конфискацию доходов от такой торговли, штрафы и лишение свободы;
  • привлекать внимание сотрудников полиции и пограничных служб к проблеме торговли людьми и обеспечивать им специальную профессиональную подготовку с учетом гендерных факторов на предмет выявления случаев торговли людьми и ликвидации сетей такой торговли, а также надлежащего приема жертв и оказания им соответствующей помощи;
  • рассмотреть вопрос о расширении существующих программ защиты свидетелей для охвата жертв, дающих показания против торговцев людьми;
  • Государствам - членам ЕЭК и соответствующим международным организациям (регионального и глобального масштаба)

  • развивать международное сотрудничество в рамках ведущихся переговоров о подготовке конвенции против транснациональной организованной преступности в целях разработки протокола, касающегося предупреждения, пресечения и наказания торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и защиты лиц, являющихся объектами торговли, в соответствии с их правами человека. В рамках этого процесса особое значение приобретают следующие элементы: согласование определения торговли людьми и квалификация этого деяния в качестве преступления по внутреннему и международному праву, обеспечение соответствия национального законодательства положениям указанного протокола и их согласование с действующими региональными и субрегиональными договорами;
  • создавать, при необходимости, или укреплять специальные подразделения по борьбе с торговлей людьми (которые должны включать как женщин, так и мужчин), в частности в рамках правоприменительных структур, в целях развития координации, специализации, компетенции и профессионализма;
  • укреплять сотрудничество между государствами происхождения, транзита и назначения в проведении расследований и судебных разбирательств по делам о торговле людьми. Такое сотрудничество должно подкрепляться эффективным обменом информацией, включая межправительственные правоохранительные и полицейские организации и, в соответствующих случаях, НПО.
  • Стратегическое направление 2: Предупреждение торговли людьми

    Правительствам стран ЕЭК и исследовательским учреждениям

  • изучать глубинные причины торговли людьми, особенно женщинами и девочками, фокусируя внимание на таких факторах, как недостаточное образование, хроническая безработица, дискриминация, отсутствие реальных возможностей в экономической сфере, феминизация нищеты, негативные последствия глобализации экономики, секс-индустрия, секс-туризм, негативное представление женского сексуального начала, аспекты спроса на проституцию, а также преступные сети и другие участники этого процесса;
  • разрабатывать политику, мероприятия и программы по ликвидации такой торговли. направленные на укрепление социально-экономического положения женщин, выявление клиентов и различных участников этого процесса в целях сокращения спроса, предоставление информации и поддержки вовлеченным женщинам и наращивание ресурсов для решения данной проблемы;
  • Правительствам стран ЕЭК и НПО

  • во всех странах, особенно в странах происхождения, поощрять:
  • а) экономические альтернативы и возможности для женщин, включая микрокредитование, подготовку в области развития предпринимательства, профессиональное обучение и профессиональную ориентацию,

    b) программы содействия участию женщин в процессе принятия экономических решений,

    с) программы сокращения отсева детей, особенно девочек, из начальной и средней школы,

    d) разработка учебных программ, предупреждающих об опасности торговли людьми; и

    е) субсидии НПО в целях ускорения процесса расширения прав и возможностей женщин на местном и региональном уровнях в политической, экономической, социальной и образовательной сферах в их странах;

  • предоставлять финансовую и иную поддержку указанным выше программам в странах происхождения;
  • в странах происхождения - содействовать информированию потенциальных мигрантов-женщин и их семей об опасности стать объектом торговли людьми, организуя просветительские мероприятия и кампании в тесном сотрудничестве с НПО и с опорой на опыт международных организаций в этой области;
  • принимать меры, направленные на сокращение спроса на торговлю людьми, такие, как: поощрение уважения достоинства и неприкосновенности всех лиц, особенно женщин и девочек, и привлечение внимания общественности к нарушениям прав человека таких лиц;
  • изыскивать средства борьбы с использованием торговцами и их организациями новых технологий обмена информацией о предложении и спросе.
  • Правительствам стран ЕЭК

  • побуждать различные структуры (правоприменительные, иммиграционные, социальные, судебные, административные и таможенные органы, НПО и т.д.) вести работу по борьбе с торговлей людьми на основе сотрудничества и многопрофильного подхода;
  • повышать осведомленность персонала консульских отделов посольств в отношении торговли людьми, включая установление личности торговцев, и информировать лиц, ходатайствующих о выдаче им виз. посредством проспектов и брошюр, предупреждающих об опасности торговли людьми во всех ее формах.
  • Стратегическое направление 3: Защита и поддержка жертв торговли людьми

    Правительствах стран ЕЭК

  • изучить вопрос о предупреждении в рамках законодательства, преследования жертв торговли людьми в связи с их незаконным въездом или проживанием, учитывая тот факт, что они являются жертвами эксплуатации;
  • рассмотреть вопросе предоставлении жертвам торговли людьми, в соответствующих случаях, возможности оставаться в стране назначения по гуманитарным мотивам или из сострадания;
  • обеспечивать свидетелям особую поддержку для предоставления информации и подачи жалоб в целях защиты их частной жизни и сокращать длительность официальных процедур и снижать их травмирующее психологическое воздействие,
  • в случае репатриации - тесно сотрудничать с НПО для обеспечения безопасных условий возвращения, в особенности в случае пострадавших свидетелей, а также лиц, которым угрожает опасность вновь стать объектами торговли,
  • странам происхождения принять на себя обязательство положительно реагировать на возвращение своих граждан.
  • Правительствам стран ЕЭК и НПО

  • принимать необходимые меры для обеспечения безопасности жертв и их семей и защиты их основных прав посредством оказания правовой, социальной, медицинской, психологической и другой помощи, являющейся как самостоятельной целью, так и средством содействия их сотрудничеству в мероприятиях по привлечению к ответственности торговцев и программах защиты свидетелей;
  • стараться предоставлять базовые услуги жертвам торговли, такие, как жилье г. медицинское обслуживание, включая услуги в области полового и репродуктивного здоровья;
  • разрабатывать политику и программы экономической и социальной реабилитации и реинтеграции лиц, явившихся объектами торговли, и направлять соответствующие ресурсы на цели этих программ.
  • III. ЖЕНЩИНЫ И ДЕВОЧКИ В СИТУАЦИЯХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

    Введение

    Государства - члены ЕЭК подтверждают свои прежние обязательства в области с насилием в отношении женщин, закрепленные ими ранее на различных уровнях в Найробийских перспективных стратегиях, Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации об искоренении насилия в отношении женщин (1993 год), Региональной платформе действий ЕЭК (Вена, 1994 год), главы III.А и IV.A; Пекинской декларации и Платформе действий (1995 год) - важнейшая проблемная область Е, и получившие дальнейшее развитие, в частности, в Согласованных выводах Комиссии по положению женщин, касающихся женщин и вооруженных конфликтов (1998 год).

    Позитивные факторы

  • Признание нарушений прав человека женщин в вооруженных конфликтах в качестве нарушений основных принципов международного права прав человека и международного гуманитарного права; возросшее осознание гендерного характера насилия в ходе конфликтов; определенный прогресс в международном законодательстве в этой области; и возросшее осознание важности участия женщин в предотвращении конфликтов, миростроительстве и постконфликтных мероприятиях.
  • Негативные факторы

    Недавние вооруженные конфликты международного и немеждународного характера, затрагивающие растущее число гражданских лиц, в результате которых женщины и девочки подвергаются более серьезной опасности стать жертвами насилия по признаку пола в условиях вооруженного конфликта, особая уязвимость женщин-инвалидов, перемещенных женщин и девочек, женщин пожилого возраста и женщин, относящихся к меньшинствам; нередкое использование изнасилования, несмотря на его признание военным преступлением с 1994 года, как преднамеренного и систематического акта, в качестве средства ведения войны, в частности в недавних конфликтах на юго-востоке Европы; наличие других форм насилия, таких, как: принудительная миграция, сексуальная эксплуатация и принудительная проституция, последствия изнасилования - физическая и психологическая травма, принудительная беременность, повышенная опасность заражения ВИЧ/СПИДом и отчуждение от семьи и общины; утрата адекватных условий для охраны здоровья и репродуктивных прав, включая отсутствие эффективных контрацептивов, последствия применения некоторых видов оружия, например противопехотных мин; в послевоенный период - травмы женщин-беженцев и внутриперемещенных женщин и девочек, в частности вдов, женщин, подвергнутых принудительной беременности, лишившихся отцов девочек, матерей, потерявших своих детей или разлученная с ними, одиноких женщин, не имеющих защиты со стороны государства, семьи или родственников, и последующий риск социального отчуждения; тесная связь между идеологиями нетерпимости, этнической чисткой, дискриминирующими женщин культурами и нарушением прав человека как один из главных источников конфликта;. экономическое бремя, которое несут женщины в связи с потерей мужчин в семье, утратой средств к существованию, жилья, собственности и земли и лишением возможностей по налаживанию быта, недостаточная активность действий по удовлетворению особых потребностей женщин и детей в ходе и после репатриации; продолжающее иметь место исключение женщин из процесса принятия решений на этапах миростроительства и восстановления.

    На основании вышеизложенного можно определить следующие ключевые области деятельности.

    А. Разработка международного и национального законодательства по борьбе с насилием по признаку пола и активизация его применения

    Стратегическое направление 1. Разработка, принятие и ратификация законодательства

    Правительствам стран ЕЭК

  • принимать надлежащие меры по обеспечению полного осуществления положений международно-правовых актов, рассматривающих случаи применения насилия по признаку пола в ходе вооруженных конфликтов, и анализировать пути укрепления этих положений; в этой связи уделять особое внимание проблеме насилия в отношении женщин и девочек в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера;
  • в странах, еще не сделавших этого, рассмотреть вопрос о присоединении к соответствующим международно-правовым актам, о подписании и ратификации Римского статута Международного уголовного суда и Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
  • пересмотреть внутреннее законодательство, с тем чтобы при необходимости обеспечить усиление наказаний и реальное привлечение к судебной ответственности лиц, виновных в совершении всех форм насилия по признаку пола как в мирное время, так и в ходе вооруженных конфликтов.
  • Стратегическое направление 2. Обеспечение применения законодательства

    Правительствам стран ЕЭК

  • принимать необходимые меры по обеспечению выполнения в полном объеме своих международных обязательств по пресечению военных преступлений, установлению личности виновных в совершении преступлений по признаку пола и их привлечению к уголовной ответственности;
  • рассмотреть вопрос об обеспечении эффективных механизмов защиты свидетелей в том числе после судебного разбирательства.
  • проводить надлежащую подготовку сотрудников судебных, военных, миротворческих и правоохранительных органов в области осуществления и контроля за соблюдением международных и национальных стандартов по правам человека, гуманитарному праву и праву беженцев, а также изучения последствий насилия по признаку пола для женщин и девочек.
  • В. Защита и поддержка жертв насилия по признаку пола в ходе и после конфликтов

    Стратегическое направление 1. Обеспечение прав человека женщин и девочек. пострадавших от насилия в ходе и после вооруженных конфликтов

    Правительствам стран ЕЭК и НПО

  • рассмотреть вопрос об оказании затронутым вооруженными конфликтами женщинам и девочкам содействия в восстановлении их политического, социального, экономического и правового статуса в обществе и признании за женщинами равных прав наследования. Особое внимание следует уделять женщинам, которые, лишившись семьи, оказались в состоянии неопределенности, утратили свои права и не имеют оснований для получения помощи (например, механизмы помощи вдовам и семьям с одним родителем);
  • обеспечивать информирование затронутых вооруженными конфликтами женщин и девочек о правах, которыми они обладают в соответствии с международным и внутренним законодательством, и их максимально быстрый доступ к средствам правовой защиты от насилия,
  • в случае репатриации беженцев и перемещенных лиц обеспечивать их безопасное, добровольное и достойное возвращение в страну или место происхождения, принимая во внимание особые потребности матерей с детьми, вдов, пожилых женщин и несопровождаемых девочек;
  • предоставлять затронутым вооруженным конфликтом женщинам скорейшее содействие, с тем чтобы они могли воспользоваться своими правами.
  • Правительствам стран ЕЭК

  • обеспечить консенсус и проводить общую политику в целях содействия принятию мер в местах/странах, где нарушаются права человека женщин, и особенно девочек;
  • следовать международным нормам для обеспечения женщинам и мужчинам равного доступа и равного обращения в рамках процедур вынесения решения о предоставлении статуса беженца и убежища.
  • Стратегическое направление 2. Совершенствование программ реабилитации и реинтеграции

    Правительствам стран ЕЭК, международным организациям и НПО

  • расширять права и возможности женщин, затрагиваемых всеми конфликтными ситуациями, включая женщин-беженцев и перемещенных женщин, привлекая их к подготовке и осуществлению гуманитарных мероприятий и обеспечивая им равное с мужчинами пользование результатами этих программ;
  • укреплять политику и программы, учитывающие гендерные аспекты и ориентированные на конкретные цели, или вводить их, если они еще не реализуются, с тем чтобы удовлетворять потребности женщин и девочек в ходе и после окончания вооруженных конфликтов;
  • продолжать - после консультации с затрагиваемыми этой проблемой женщинами и девочками и женскими НПО - разработку согласованных руководящих принципов деятельности, объединяющих здравоохранительный, психологический и социальный аспекты программ помощи женщинам и девочкам, пострадавшим от всевозможных форм насилия, которые будут применяться соответствующими государственными органами (национальными и местными), международными организациями и НПО;
  • обеспечивать соблюдение, защиту и осуществление прав затронутых вооруженным конфликтом женщин и девочек на половое здоровье, их прав человека, репродуктивных прав и прав на охрану здоровья. Правительствам также следует предоставлять поддержку медицинским службам, ориентированным на потребности женщин;
  • разрабатывать и поддерживать программы экономической реинтеграции, в частности с помощью профессиональной подготовки и приносящих доход программ
  • Правительствам стран ЕЭК, двусторонним и многосторонним учреждениям по оказанию помощи и НПО

  • рассмотреть вопрос о финансировании или другой помощи в расширении прав женщин, или - если таковые не существуют - об учреждении специальных национальных/международных фондов, посредством которых женщины и женские организации могли бы содействовать созданию новых условий жизни для женщин в постконфликтный период, в частности путем предоставления им медицинских, психологических и других услуг, жилья, юридических консультаций, а также кредитов и профессиональной подготовки, с тем чтобы позволить этим женщинам вновь выйти на уровень самообеспечения.
  • учитывать гендерную проблематику во всех видах гуманитарной деятельности.
  • С. Создание благоприятных условий для прочного мира

    Стратегическое направление 1. Признание и повышение роли женщин во всех мирных процессах

    Правительствам стран ЕЭК. международным организациям и НПО

  • признать и расширять участие женщин, включая маргинализированных, в директивных органах всех уровней и в проведении всех мирных процессов: предотвращении конфликтов, урегулирования конфликтов, миротворчестве, поддержании мира и миростроительстве.
  • в целях обеспечения участия женщин, включая маргинализированных, во всех процессах и учреждениях по урегулированию конфликтов и восстановлению мира, государствам-участникам следует ввести систему нормативов, показателей, сроков контроля;
  • привлекать местные женские НПО в качестве партнеров к участию в выработке и осуществлении стратегий, планов и конкретных программ;
  • содействовать укреплению доверия путем активизации гражданского общества и групп по обеспечению мира и примирения, а также, в частности, путем всестороннего вовлечения женщин в эти мероприятия;
  • в постконфликтый период поощрять привлечение женщин к участию во всех этапах подготовки, планирования и осуществления постконфликтных преобразований в противоположность обычному восстановлению и учитывать гендерную проблематику во всех проводимых мероприятиях;
  • признать, что женщины в регионах конфликтов являются не только жертвами вооруженных конфликтов, но также и партнерами, содействующими ненасильственному предупреждению и урегулированию конфликтов, миротворчеству и восстановлению.
  • Стратегическое направление 2. Укрепление мира

    Правительствам стран ЕЭК

  • содействовать восстановлению демократических институтов в районах вооруженных конфликтов, являющемуся одним из основных условий поощрения равенства женщин и мужчин;
  • Правительствам стран ЕЭК и международным организациям

  • оказывать поддержку, в частности, профессиональному становлению и гендерной подготовке женщин, с тем чтобы они могли занимать ведущие посты в обществе; координации деятельности сетей НПО в интересах женщин, молодежи, детей и мира; центрам по предотвращению, сдерживанию и урегулированию конфликтов при организациях, занимающихся гендерной проблематикой, включая женские организации; разработке и внедрению гендерных программ во всех учебных заведениях;
  • Правительствам стран ЕЭК, исследовательским учреждениям и НПО

  • содействовать исследованию и осознанию глубинных причин насилия по признаку пола;
  • Правительствам, учебным заведениям, НПО и средствам массовой информации

  • укреплять мир с помощью широкомасштабных кампаний и образовательных программ и вырабатывать культуру равенства мужчин и женщин и недискриминации через неприятие любых форм нетерпимости и расизма;
  • оказывать помощь в реализации учебно-молодежных программ по обмену, особенно с участием девочек, между странами и различными культурами в целях укрепления взаимопонимания.

  • IV. УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В РАБОТЕ ДИРЕКТИВНЫХ ОРГАНОВ И В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

    Введение

    Государства - члены ЕЭК подтверждают свои прежние обязательства в области обеспечения равного участия женщин и мужчин в процессе принятия решений, закрепленные ими ранее на различных уровнях; в Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Плане действий Межпарламентского союза (1994 год). Региональной платформе действий ЕЭК (Вена, 1994 год) - главы III.Е и IV.Е, Пекинской декларации и Платформе действий (1995 год) - важнейшая проблемная область G. и получившие дальнейшее развитие, в частности, в Согласованных выводах Комиссии по положению женщин относительно участия женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений (1997 год).

    Члены Совета Европы и Европейского союза соответственно подтверждают свои прежние обязательства в контексте Декларации государств - членов Совета Европы по вопросам равенства между женщинами и мужчинами как основного критерия демократии (Стамбул, 1997 год). Рекомендации Совета ЕС (96/6/94) относительно сбалансированного участия женщин и мужчин в процессе принятия решений и Парижской декларации Конференции государств - членов Европейского союза (1999 год)

    Позитивные изменения

  • Рост числа женщин-парламентариев в тех странах, где были проведены информационно-просветительские кампании по вопросам обеспечения равного участия, законодательные изменения и позитивные действия; расширение участия женщин в политической жизни на местном уровне в странах с переходной экономикой в результате процессов демократизации, децентрализации и развития гражданского общества; появление в результате этого новых возможностей для таких женщин приобретать навыки, опыт, знания и организаторские способности для руководящей работы, а также выходить на уровень национальной политики, в большинстве западных демократических обществ - расширение участия женщин в выборных, государственных и других назначаемых органах в результате применения таких средств, как целевые рубежи, квоты, добровольные соглашения и другие позитивные действия; достижение таких изменений в результате повышения осведомленности о гендерных аспектах, существования институциональных механизмов по обеспечению равенства между женщинами и мужчинами, повышения активности и расширения возможностей женщин, а в некоторых случаях - наличия более твердой политической воли; более широкое признание и документальное подтверждение наличия новых знаний и изменений в сфере политики в результате участия женщин.
  • Трудности и препятствия

  • Сохраняющиеся предрассудки и традиционные подходы, исключающие доступ женщин к руководству, особенно в некоторых политических партиях (партийные традиции доминирования мужчин) и странах; сохранение расизма, дискриминации и других идеологий нетерпимости, ограничивающих доступ к директивным органам для некоторых женщин по культурно-этническим соображениям, в некоторых странах с переходной экономикой - сокращение представленности женщин, недостаточная политическая воля и мобилизация сил в поддержку позитивных действий и установления в соответствующих случаях целей по расширению участию женщин в процессе принятия решений, некоторые избирательные системы остаются неблагоприятными для кандидатов-женщин; недопредставленность женщин в сфере партийного руководства и обусловленная этим более низкая доля их участия в процессе принятия решений в выборных и назначаемых органах; традиционная роль женщин в обеспечении ухода, нехватка, недостаточность детских учреждений различного профиля, а также отсутствие распределения обязанностей не позволяют женщинам более активно участвовать в политической и других сферах, связанных с принятием решений; сохранение негативных стереотипов, включая принижение роли женщин-руководителей и достижений женщин средствами массовой информации; медленное продвижение женщин на руководящие должности в силу отсутствия транспарентности процедур приема на работу и существующей практики отдания предпочтения мужчинам; а также существование дополнительных барьеров для женщин, которые принадлежат к группам, подверженным дискриминации по различным признакам, таким, как расовое или этническое происхождение, религия, убеждения, инвалидность, возраст, сексуальная ориентация или принадлежность к коренному населению.
  • В свете вышеизложенной ситуации можно выявить следующие ключевые области действий:

    А. Создание благоприятных условий для более широкого участия женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений

    Стратегическое направление 1: Повышение осведомленности общественности о позитивной роли и вкладе женщин в сфере принятия решений

    Правительствам стран ЕЭК, парламентам, политическим партиям, средствам массовой информации и НПО

  • организовывать кампании по информированию общественности и широкие обсуждения с целью пропагандирования принципа равного участия женщин и мужчин в процессе принятия решений в кругах общественного мнения и различных руководящих структурах политических, экономических, социальных и культурных организаций;
  • включать гендерную перспективу в сферу всех дискуссий исполнительных органов по политическим, экономическим, оборонным/миротворческим, социальным и культурным вопросам и поощрять участие в них экспертов-женщин.
  • Правительствам стран ЕЭК, политическими партиям, учебным заведениям, средствам массовой информации и НПО

  • проводить кампании и осуществлять программы, в том числе для девочек и мальчиков, с целью ликвидации негативных стереотипов и предрассудков в отношении участия женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений, а также демонстрации преимуществ равного участия женщин.
  • Стратегическое направление 2: Создание надежной системы контроля и оценки

    Правительствам стран ЕЭК

  • разрабатывать и применять показателя для осуществления контроля и оценки прогресса, достигнутого благодаря стратегиям правительства в деле обеспечения равного участия женщин и мужчин в рамках политических партий и выборных органов, в том числе на основе международно сопоставимых данных в разбивке по признаку пола;
  • систематизировать результаты исследований и информацию о причинах имеющихся проблем и успехах в деле продвижения женщин на более высокие посты и обеспечивать их максимально широкое распространение;
  • регулярно представлять доклады парламентам о тенденциях, препятствиях и позитивном опыте в вопросе участия женщин в процессе принятия решений.
  • Международным парламентским органам

  • оказывать поддержку национальным парламентам стран ЕЭК в обеспечении эффективного функционирования системы контроля за участием женщин в выборных органах.
  • В. Поощрение участия женщин в политических партиях и выборных органах

    Стратегическое направление 1: Содействие проведению законодательных изменений и поощрение позитивных действий

    Правительствам стран ЕЭК, парламентам и политическим партиям

  • рассмотреть вопрос о возможных законодательных изменениях (например, в конституции или избирательной системе), которые способствовали бы обеспечению более сбалансированного участия женщин и мужчин в избирательных органах с целью достижения полного и равного участия;
  • признать необходимость вовлечения женщин, принадлежащих к различным слоям, в сферу политики на всех уровнях в интересах построения репрезентативной демократии.
  • Правительствам стран ЕЭК и политическим партиям

  • рассмотреть вопрос об установлении конкретных рубежей с целью достижения равного участия женщин и мужчин в выборных органах и на всех уровнях организационной структуры политических партий;
  • проводить оценку различных направлений улучшения положения женщин, например добровольных соглашений и позитивных действий, таких, как установление при необходимости квот и целевых показателей и принятие решений в отношении наиболее целесообразных мер, которые позволят добиться равного участия женщин и мужчин в выборных органах.
  • Правительствам стран ЕЭК

  • внедрять, где это возможно, стимулы для политических партий в целях разработки методов повышения вероятности избрания женщин
  • Стратегическое направление 2: Расширение контингента женщин, занимающих выборные должности

    Политическим партиям и НПО

  • обеспечивать доступ женщин к целенаправленной подготовке, программам наставничества и информации по вопросам политики;
  • создавать женщинам, в том числе принадлежащим к различным слоям, возможность накапливать политический опыт посредством стимулирования их участия и создания благоприятных условий для их подключения к работе местных и региональных политических органов, а также для выхода на уровень национальной политики;
  • добиваться сбалансированной представленности женщин и мужчин на руководящих должностях в рамках соответствующих организаций.
  • С. Стимулирование участия женщин в работе на руководящих должностях в государственных и назначаемых органах

    Стратегическое направление 1: Установление целей и поощрение позитивных действий по их достижению ;

    Правительствам стран ЕЭК

  • рассмотреть вопрос об установления целей с контрольными сроками исполнения для расширения представленности женщин в государственных и назначаемых органах в интересах обеспечения их полного и равного участия в работе этих органов;
  • добиваться неизменного увеличения числа женщин в государственных комитетах, комиссиях и государственных консультативных органах на всех уровнях в ходе каждого обновления их состава в целях достижения равного участия;
  • выдвигать больше кандидатур женщин на старшие должности в международных организациях.
  • Стратегическое направление 2: Обеспечение равных возможностей в рамках процедур назначения

    Правительствам стран ЕЭК

  • обеспечивать транспарентность процедур назначения на руководящие должности в государственных и других органах и расширять контингент потенциальных кандидатов-женщин посредством активного поиска кандидатов среди существующих групп женщин - руководителей в соответствующих областях;
  • увеличить число государственных должностей, доступных для новых кандидатов, и в этом контексте выявлять потенциальных кандидатов женщин для назначения на эти должности.
  • D. Поощрение доступа женщин к руководящим должностям высокого уровня в экономической и социальной сферах (частный сектор, социальные партнеры и НПО)

    Стратегическое направление 1: Привлечение женщин к участию в процессах принятия решений

    Работодателям, профсоюзам и НПО

  • принимать все необходимые меры для привлечения женщин и женских организаций к участию во всех процессах разработки политики и принятия решений посредством консультаций и расширения участия женщин в работе профсоюзных и других ассоциаций.
  • Работодателям и профсоюзам

  • поощрять сбалансированное представительство женщин и мужчин на ответственных должностях в рамках организаций работодателей и трудящихся, а также в их делегациях на переговорах о заключении коллективных договоров.
  • Правительствам стран ЕЭК

  • поощрять субсидируемые государством ассоциации, занимающиеся оказанием общественных услуг или реализацией государственных стратегий, к обеспечению равного участия женщин и мужчин в работе их директивных органов, а также равенства женщин и мужчин в контексте их практических стратегий.
  • Стратегическое направление 2: Обеспечение равных возможностей в сфере найма и продвижения по службе

    Работодателям и профсоюзам

  • предпринимать позитивные действия, например разрабатывать планы обеспечения равенства в сфере служебного роста и сбалансированной представленности мужчин и женщин на руководящих должностях;
  • пересматривать критерии найма и назначения на высшие руководящие должности в частном секторе и профсоюзах в интересах обеспечения равных возможностей для женщин и мужчин;
  • поощрять новые методы управления людскими ресурсами и организации работы, облегчающие доступ женщин к ответственным должностям,
  • поощрять продвижение по службе женщин, в частности, путем принятия мер по обеспечению равного распределения работы и семейных обязанностей между женщинами и мужчинами.
  • Работодателям, профсоюзам и НПО

  • способствовать служебному росту женщин, особенно молодых женщин и женщин, возвращающихся на рынок труда, посредством наставничества, инструктажа, профессиональной подготовки и переподготовки.
  • Правительствам стран ЕЭК

  • обеспечивать, чтобы государственный сектор служил образцом в плане условий продвижения по службе женщин и сбалансированного распределения руководящих должностей, например, посредством установления целевых рубежей и осуществления позитивных действий;
  • стимулировать и поддерживать меры, предпринимаемые различными сторонами в целях обеспечения равного участия женщин и мужчин в процессах принятия решений в рамках соответствующих организаций.

  • V. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

    Введение

    Государства - члены ЕЭК подтверждают свои прежние обязательства в отношении институциональных механизмов улучшения положения женщин и учета гендерной проблематики, закрепленные ими ранее на различных уровнях: в Найробийских перспективных стратегиях, Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Региональной платформе действий ЕЭК (Вена, 1994 год), главы III.F, IV.F и V.А, Пекинской декларации и Платформе действий (1995 год) - важнейшая проблемная область Н; Согласованных выводах Комиссии по положению женщин, касающихся институциональных механизмов (1999 год), и в Согласованных выводах ЭКОСОС по вопросу об учете гендерной проблематики во всех стратегиях и программах системы Организации Объединенных Наций (1997/2).

    Государства - члены Совета Европы и Европейского союза соответственно подтверждают свои прежние обязательства в отношении Рекомендации R(98) 14 Комитета министров Совета Европы об учете гендерной проблематики; Амстердамского договора (1999 год), в частности его статьи 3, Резолюции Совета за 1995 год и Инструкции Совета № 2836/98 за 1998 год об интеграции гендерной проблематики в процесс сотрудничества в целях развития и Сообщения Европейской комиссии за 1996 год об обеспечении равенства возможностей для женщин и мужчин в рамках всех политических инициатив и мероприятий Европейского сообщества.

    Позитивные факторы

  • Дальнейшее развитие, реструктурнзаинх и укрепление в ряде стран имеющихся институциональных механизмов обеспечения равенства полов и создание новых подобных механизмов, более широкое распространение подхода, основанного на учете гендерной проблематики; растущее осознание равенства полов и полного осуществления женщинами своих прав человека в качестве самостоятельной цели и прогресса человечества; осознание потребности как в особой политике по улучшению положения женщин, так и в политике по учету гендерных аспектов.
  • Трудности и препятствия

  • Отсутствие, застой в деятельности или ослабление национальных механизмов в некоторых странах; неадекватное распределение финансовых и людских ресурсов и второстепенное положение в государственной администрации; в ряде частей региона - недостаточное понимание политической значимости вопросов равенства полов как факторов обеспечения демократии и прав человека; соответственно -недостаток политической воли и необходимого правового арсенала для разработки эффективной гендерной стратегии, а также отсутствие реализации такой стратегии; во многих странах ЕЭК - непризнание равенства полов в качестве составной части системы благого управления, демократии и прав человека; медленный и незначительный прогресс в учете гендерной проблематики и разработке статистических показателей и прогнозов в разбивке по половому признаку; отсутствие исходных данных и показателей, касающихся равенства полов.
  • С учетом этих тенденций можно определить три ключевые области будущей деятельности.

    А. Укрепление национальных механизмов обеспечения равенства полов Стратегическое направление 1: Укрепление мандата институциональных механизмов

    Правительствам стран ЕЭК

  • провести обзор успехов и недостатков в деятельности институциональных механизмов, которые были созданы и получили развитие после Пекинской конференции, и определить их влияние на формирование национальной политики;
  • на основе этой оценки предпринять новые шаги по укреплению этих механизмов путем i)обеспечения четкого определения их мандатов, роли и обязанностей; ii)предоставления им на постоянной основе необходимых людских и финансовых ресурсов; и iii)обеспечения их присутствия на максимально высоком уровне во всех правительственных структурах и других директивных органах в целях интеграции гендерной проблематики во все сферы деятельности и распространения отчетности правительства за проведение политики равенства полов на указанные области.
  • Стратегическое направление 2: Обеспечение сохранения значимости и эффективности институциональных механизмов и интеграционных стратегий

    Правительствам стран ЕЭК

  • признать свою первоочередную ответственность за учет гендерной проблематики;
  • обеспечить наделение национальных механизмов самым высоким политическим статусом;
  • принимать меры к тому, чтобы изменения в политической обстановке не оказывали влияния на существование, роль и значимость институциональных механизмов обеспечения равенства полов;
  • диверсифицировать национальные механизмы, в том числе, при необходимости, путем учреждения должности омбудсмена, и укреплять их через наращивание потенциала.
  • Стратегическое направление 3. Оказание помощи национальным механизмам в странах с переходной экономикой и развивающихся странах

    Правительствам стран ЕЭК и НПО Западной Европы и Северной Америки

  • оказывать содействие наращиванию потенциала в тех странах, где такие механизмы слабы или недостаточно развиты, путем выделения ресурсов в соответствующих случаях квалифицированным национальным экспертам, включая НПО и другие организации гражданского общества, посредством предоставления финансовой и/или экспертной помощи, например для осуществления программ профессиональной подготовки, ознакомительных поездок, обмена сотрудниками и консультационных миссий.
  • В. Развитие механизмов проведения в жизнь и контроля политики в области равенства

    Стратегическое направление 1. Развитие системы контроля за осуществлением стратегий равенства полов и интеграции гендерной проблематики

    Национальным механизмам правительств стран ЕЭК

  • выдвинуть политическую программу разработки законодательства о равенстве полов и создании независимых органов, с тем чтобы в соответствующих случаях обеспечивать эффективное осуществление и контроль за соблюдением этого законодательства;
  • стимулировать частный сектор и социальных партнеров к созданию механизмов и принятию планов позитивных действий и планов по обеспечению равенства полов;
  • Правительствам стран ЕЭК и многосторонним организациям

  • проводить сбор и анализ сопоставимых статистических данных в разбивке по половому признаку;
  • активизировать мероприятия по разработке системы приемлемых и сопоставимых количественных и качественных показателей равенства полов для целей разработки, наблюдения, распространения и оценки осуществления политики, учитывающей гендерные аспекты;
  • определить ряд исходных критериев равенства полов и задач со сроками исполнения в ключевых политических областях на национальном и международном уровнях и использовать их для оценки проделанной работы, а также обеспечивать широкий доступ общественности к этой информации;
  • Механизмам правительств стран ЕЭК, частному сектору и социальным партнерам

  • разработать планы обеспечения равенства полов там, где они отсутствуют, и регулярно контролировать их реализацию.
  • Стратегическое направление 2. Активизация учета гендерной перспективы в процессе выделения ресурсов

    Механизмам правительств стран ЕЭК (межминистерского и министерского уровней)

  • проводить гендерный анализ бюджетных отчислений в рамках и среди всех государственных секторов и на этой основе консультировать органы бюджетного планирования, с тем чтобы при выделении ресурсов учитывались гендерные аспекты, а для достижения намеченных целей в области равенства полов выделялись необходимые финансовые и людские ресурсы.
  • Стратегическое направление 3. Применение методов передовой практики учета гендерной перспективы

    Механизмам правительств стран ЕЭК

  • регулярно проводить сбор и обмен информацией о передовой практике и накопленном опыте интеграции гендерных аспектов в процесс формирования политики;
  • опираясь на упомянутую передовую практику, извлекать уроки и проводить тематические исследования по вопросам интеграции гендерной перспективы, распространять их среди соответствующих директивных органов и использоватьих,например, в качестве основы при разработке программ профессиональной подготовки должностных лиц.
  • С. Укрепление взаимодействия между институциональными механизмами обеспечения равенства полов и гражданским обществом

    Стратегическое направление 1. Установление тесных связей с различными субъектами гражданского общества посредством регулярного диалога

    Национальным механизмам правительств стран ЕЭК

  • установить каналы взаимодействия с различными субъектами на местном, региональном и международном уровнях - женскими организациями и другими НПО, профсоюзами, организациями работодателей, ассоциациями потребителей, другими социально-экономическими образованиями, учебными заведениями и средствами массовой информации, - с тем чтобы воспользоваться их опытом и знаниями, а также заручиться их поддержкой в деле поощрения равенства полов и прав человека женщин и использовать их влияние на директивные органы;
  • укреплять эти связи и обеспечивать их непрерывность на основе регулярного диалога между правительственными и неправительственными субъектами; включить в этот диалог вопрос о разнообразии интересов и опыта женщин;
  • обеспечивать преемственность путем расширения участия молодых женщин.
  • НПО и исследовательским учреждениям

  • делиться накопленным ими опытом и доводить результаты их гендерных исследований до сведения средств массовой информации, социальных партнеров, учебных заведений и органов государственной власти, с тем чтобы эти различные субъекты учитывали их в своей политике и практике;
  • сосредоточить свои усилия на конкретных гендерных проблемах и наладить контакты с соответствующими национальными механизмами для обсуждения позиций, точек зрения и предложений по этим проблемам;
  • активизировать обмен опытом между организациями различных стран и субрегионов, занимающимися гендерной проблематикой, включая женские организации.
  • Стратегическое направление 2. Поддержка деятельности организаций гражданского общества

    Механизмам правительств стран ЕЭК

  • оказывать финансовую и техническую помощь независимым организациям и учреждениям по планированию, исследованию, анализу и оценке гендерных мероприятий и проблем и использовать результаты их работы для усовершенствования политики и программ,
  • обеспечить гражданскому обществу доступ к статистическим данным и информации по гендерным проблемам;
  • побуждать средства массовой информации к борьбе с гендерными стереотипами и распространению позитивной практики взаимоотношений между женщинами и мужчинами, девочками и мальчиками.


  •