ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ХАБИТАТ 2000 год

УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В РУКОВОДСТВЕ ГОРОДАМИ

ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

АРГЕНТИНА: ЖЕНЩИНЫ И МЕРКОСУР 

КАКИМ ОБРАЗОМ ПОБЕДИТЬ ПРОТИВНИКА ЕГО СОБСТВЕННЫМ ОРУЖИЕМ

Вы когда-нибудь слышали о МЕРКОСУР? МЕРКОСУР - это организация, созданная в целях региональной экономической и торговой интеграции, членами которой являются пять стран южной части Южной Америки (Аргентина. Бразилия. Уругвай и Парагвай, в ближайшее время в ее состав войдет Чили). И вы можете этому не поверить, однако эта организация уже оказывает большое влияние на условия жизни женщин, в частности, женщин, относящихся к низовым структурам! Ей это удается, поскольку она определяет направления развития государственной политики и частного предпринимательства. Занимаясь этой деятельностью, данная организация определяет, сколько должно стоить молоко для детей, какова должна быть цена автобусных билетов и каким образом следует решать многие другие важные проблемы, с которыми каждый день сталкиваются женщины!

Учитывая эти обстоятельства, между низовыми организациями женщин и НПО было создано новое партнерство при содействии Латиноамериканской сети по вопросам женщин и жилья (ВАС - ЛАС) в партнерстве с РЕПЕМ (Сеть женщин по вопросам народного просвещения), МСМОВ (Международный союз местных органов 1.-асти). Сектором по гендерным вопросам сети городов МЕРКОСУР и Организацией Объединенных Наций, в чстности, Программой управления городами ЦООННП (Хабитат) и главным спонсором - организацией ЮНИФЕМ-Бразилия. 

Цель данного партнерства заключается в обеспечении полноправного участия женщин в демократическом процессе в странах - членах МЕРКОСУР, и на этой основе - в расширении рамок этого процесса путем вовлечения в него всех граждан. Для достижения этой цели в рамках партнерства разрабатываются инструменты, позволяющие учитывать гендерную перспективу в государственной политике, проводимой, в частности, на муниципальном уровне. Одновременно ведется работа по расширению возможностей женщин в области осуществления руководства на местах, и более активный характер приобретает участие женщин в процессе приятия решений на местном уровне. Работая сообща, эти различные группы также определяют порядок очередности задач в целях разработки региональных рамок и плана действий, направленных на удовлетворение потребностей и решения проблем женщин на низовом уровне и их организаций. 

Какие средства они используют для достижения этой цели? Они оказывают содействие проведению обменов между низовыми организациями женщин, НПО и местными властями, поощряют установление диалога между различными заинтересованными группами гражданского общества и избранными ими органами власти в целях обеспечения учета мнения женщин, а также разработки политики и законодательства, которые будут отражать роль и потребности женщин, кроме того. они принимают меры. направленные на укрепление положения отделений женских организаций в органах местного самоуправления, в частности, тех из них, которые являются членами Сектора по гендерным аспектам Сети городов МЕРКОСУР (сетью органов местного самоуправления) 

Они занимаются следующей деятельностью: 

  • разрабатывают пособия и учебные материалы по вопросам рационального управления, а также осуществления прав и обязанностей граждан и руководства на местах с учетом гендерных аспектов. 
  • обеспечивают сбор и распространение международных документов, способствующих развитию демократического процесса и обеспечивающих рациональное руководство на основе принципов социальной справедливости и генлерного равенства. 
  • проводят сопоставление информации и статистических данных, поступающих из каждой из пяти стран МЕРКОСУР, в целях анализа полученных результатов и имеющихся недостатков. 
  • разрабатывают руководящие принципы в области осуществления мер муниципальной политики, непосредственно связанных с удовлетворением нужд женщин. 

Эти базовые инструменты на испанском и португальском языках имеются на КД-ПЗУ, озаглавленном "Gobiernos Locales, Politicas рага Mujeres". Эту информацию вскоре можно будет получить по адресу: www.redmujer.org.ar.

В 2000 году в каждой из пяти стран проводятся национальные семинары по обсуждению приоритетов и разработке планов действий. В работе семинаров участвуют руководители низовых женских организаций, женщины-члены руководящих органов местного самоуправления (члены городских советов, мэры и т.д.). исследователи и эксперты по вопросам руководства на местах. 

И хотя это партнерство создано совсем недавно, его деятельность уже принесла следующие результаты: 

  • установлены связи между организациями женщин, местными властями и различными секторами по гендерным вопросам органов власти в городах МЕРКОСУР и учреждениях Организации Объединенных Наций 
  • собрана информация и разработаны учебные пособия в целях оказания содействия расширению полномочий женщин и их организаций. 
  • укреплены меры муниципальной и генлерной политики, разработанные на основе обязательств, принятых на Конференции Хабитат II и Пекинской конференции.

Для получения дополнительной информации просьба обращаться по адресу:

Arq. Aлa Falu 
Coordinator, Women and Habitat LAC Network 
CISCSA 
9 de Julio 2482, 5003, Cordoba, ARGENTINA 
te/fax+-54-351-4891313 
e-mail: gem@agora.com.ar


КАНАДА: СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СВЯЗЬ МЕЖДУ СВОБОДОЙ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И РАЦИОНАЛЬНЫМ РУКОВОДСТВОМ ГОРОДАМИ? 

Реализация права "жить в безопасном городе является одной из основных проблем, существующих в области обеспечения равенства между .мужчинами и женщинами. Поэтому вполне закономерно, что гендерная перспектива находит более широкое применение при решении вопросов, связанных с обеспечением безопасности городских жителей. 

В 1988 году в Монреале в ходе публичного разбирательства по вопросу о генеральном плане развития Центрального района женщины и женские организации указали на необходимость создания безопасного города Кроме того, мы подчеркнули необходимость улучшения жилищных условий и медицинских услуг, предоставляемых в дневное время, а также расширения доступа и призывали планировать городскую деятельность таким образом, чтобы уделять больше внимания необходимости совмещать работу с выполнением семейных обязанностей. В 1990 году в ответ на наши требования власти Монреаля разработали программу "Женщины и город". Вскоре проблема безопасности женщин приобрела приоритетное значение. Городские власти решили сначала изучить существующее положение. Были обнаружены следующие существенные различия: например, значительно большая по сравнению с мужчинами доля женщин (15 и 60 процентов, соответственно) признала, что в ночное время они опасаются ходить в одиночку по городу. В 1992 году на конференции "Я обвиняю страх", в работе которой приняли участие женские организации, государственные учреждения, женщины и мужчины из категории профессиональных работников, удалось объяснить причины существования таких различий и отсутствия безопасности, с чем мы, женщины, сталкиваемся в городе. После этой конференции городские власти взяли на себя обязательство принять меры по повышению безопасности женщин. Был разработан план действий, основанный, в частности, на опыте Торонто (МЕТРАХ, Комитет "Безопасный город"). 

Были поставлены следующие цели:

  • обеспечить повышение безопасности женщин на объектах городской инфраструктуры,
  • разработать средства, позволяющие повысить безопасность женщин и уменьшить испытываемое нами чувство страха, 
  • разработать критерии проектирования мест и зданий общественного пользования с учетом требований безопасности, 
  • оказать содействия развитию сотрудничества между муниципальными и женскими организациями. 

В чем заключаются наши достижения? 

Был осуществлен ряд различных мероприятий: 

  • разработано руководство по оценке условий безопасности женщин (Guide d'enquete sur la secunte des femmes en ville), предназначенное для определения характера изменений, которые, по мнению женщин, следует внести в городские условия для повышения уровня безопасности женщин, 
  • с участием граждан, городских служащих, избранных должностных лиц, городских проектировщиков и журналистов проводились проверки условий безопасности на некоторых объектах для отдыха и развлечений (в городских спортивно-культурных центрах), 
  • опубликовано два руководства по проектированию и планированию с учетом требований безопасности, одно из которых предназначено для автостоянок, а второе - для жилых построек, 
  • расширен мандат Программы в области безопасности городов "Тандем" в целях включения в нее раздела, посвященного безопасности женщин, проведена информационная кампания, предназначенная для мужчин, 
  • принималось участие в учреждении Комитета действий женщин в области безопасности городов (КАФСУ). объединившего женские группы, организаций микрорайонов и государственные структуры (Монреаля), а также такие организации как "Городская община Монреаля (ТОМ)". "Полиция ГОМ". "Транспортная компания ГОМ". "Региональное управление здравоохранения и социальных служб центральной части Монреаля"; 

КАФСУ оказывалось содействие в реализации его ежегодного плана действий. Начиная с 1992 года. в рамках этих партнерских отношений был осуществлен ряд следующих мероприятий: в целях поощрения местных и региональных инициатив были проведены информационная кампания и форум, а также учреждена "Награда за повышение безопасности женщин"; введено (в сотрудничестве с "Транспортной компанией городской общины Монреаля") правило, позволяющее женщинам ночью выходить из автобуса между остановками, разработаны меры политики в институциональной области. 

Опыт, полученный в области повышения безопасности женщин, позволил также оказать влияние на характер политики, проводимой на различных уровнях управления. Например, городская община Монреаля воспользовалась этим опытом, включив в свой план действий в области обеспечения безопасности и предупреждения преступности в городе мероприятия по сбору данных с учетом гендерных аспектов и решению проблем безопасности женщин. 

Опыт, полученный нами за последние десять или несколько большее число лет, показывает, что эффективность инициатив муниципальных органов управления в значительной степени определяется характером отношений сотрудничества, установившихся между всеми заинтересованными партнерами из городской общины и государственных структур. 

Дополнительную информацию можно получить по адресу: 

Ms. Anne Michaud 
Ville de Montreal 
Anmicho@smartNet. ca

ГЕРМАНИЯ: КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ИМЕЮТ ЦЕНТРЫ МАТЕРЕЙ К РАЦИОНАЛЬНОМУ РУКОВОДСТВУ ГОРОДАМИ? 

В течение последнего десятилетия немецкие Центры матерей участвовали в управлении на местах в рамках движения низовых организаций женщин. 

В чем состоит полученный нами опыт?

С точки зрения низовых организаций, участие женщин в руководстве городами свидетельствует, прежде всего о признании опыта, полученного на низовом уровне женщинами, которые прошли "школу жизни и постоянно учились чему-то новому". В Германии женские низовые группы бросают вызов концепции профессионализма, используя при работе в органах местного самоуправления опыт, полученный на местах при решении проблем, с которыми ежедневно сталкиваются семьи и общины. 

В чем заключаются уроки, которые мы извлекли во время нашей работы, и какой вклад мы хотели бы внести в рассмотрение темы "Участие женщин в руководстве городами"?

Накопленный нами опыт говорит о том, что для обеспечения участия представителей низовых женских организаций в принятии решений требуется нечто большее, чем риторические заявления и даже наличие доброй воли. Для этого необходимо создавать общественные "самоупрааляемые" структуры, в которых представители низовых женских организаций могли бы обмениваться полученным опытом, расширять его и коллективно разрабатывать решения и стратегии. Для представителей низовых женских групп (как экспертов по вопросам повседневной жизни) необходимо создавать новые возможности для того, чтобы они могли высказать свое мнение и реализовать свое право голоса. Следует создавать инфраструктуру и социальные службы, подобные службам по уходу за детьми и престарелыми. Необходимо изменить "политическую культуру", что позволит добиться равноправного участия женщин в политической жизни. Следует создавать основанные на "твердых принципах" механизмы партнерства, в которых на "равной основе" будут участвовать все заинтересованные группы. 

Необходимо создавать структуры по предоставлению поддержки членам своих организаций и группы по оказанию содействия руководителям. Все эти элементы имеют весьма важное значение для обеспечения равного и устойчивого участия женщин в местной демократии. В противном случае, каким образом мы. женщины, сможем справиться с конфликтом культур, возникающим в условиях, когда в политической -жизни доминируют мужчины? 

Каким образом мы можем преодолеть эти трудности? 

Исходя из опыта, накопленного нами за последние десять лет, мы предлагаем следующие рекомендации:

  • Необходимо обеспечить, чтобы процесс принятия решений и рационального использования ресурсов проходил на местном/низовом уровне. 
  • Необходимо создать каналы для обмена опытом, накопленным в области повседневной жизни на низовом уровне и обеспечить признание этого опыта.
  • Необходимо уважать и поощрять право членов низовых женских групп участвовать в процессе принятия решений на местном уровне. 
  • Следует создавать и поддерживать с помощью необходимых ресурсов системы, направленные на оказание содействия расширению полномочий женщин в области принятия решений. 

Таково содержание полученного нами опыта, и мы приветствуем данную инициативу, направленную на значительное расширение масштабов участия женщин из низовых групп в деятельности по рациональному руководству городами! Действуя сообща, мы добьемся успеха, и органы местного самоуправления начнут, наконец, реагировать на потребности и учитывать роль тех граждан, которые живут и работают в городах всего мира!

Дополнительную информацию можно получить по адресу: 
Ms Monika Jaeckel 
German Mother Centres 
e-mail: jaeckel@dji.de

ГВАТЕМАЛА: УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН ГОРОДА КЕТСАЛТЕНАНГО В ДИРЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕСТАХ И В МИРНОМ ПРОЦЕССЕ 

В муниципалитете Кетсалтенанго, в центрально-американской стране Гватемале, осуществляется новая инициатива, в которой наряду с повышением роли женщин в директивной деятельности на местах расширяется их участие в мирном процессе, вызывающим главную озабоченность всех центрально-американских стран. 

Катсалтенанго - город с населением примерно 200 000 человек. Многие его -жители принадлежат к коренной национальности, а поэтому культура и история коренных народов имели, имеют и будут иметь важное значение для развития как самого города, так и всей страны. В процессе укрепления роли женщин в директивной деятельности на местах этот фактор учитывается должным образом, и поэтому сам процесс основывается на глубоком уважении культурного разнообразия и признании и уважении такого разнообразия в рамках городского развития. 

Жители и местные власти хорошо понимают, что социально-экономическое развитие города должно опираться на активное участие как всего женского, так и мужского населения. Для сознательного участия женщин необходимо, чтобы они наращивали собственный управленческий потенциал. Муниципалитет рассматривается в качестве автономной единицы с четко обозначенными территориальными границами. Поощряется инициатива как местных властей, так и всех местных инициативных групп. На сегодняшний день, существует двадцать различных групп, состоящих из малоимущих женщин в сельских/ пригородных/ городских районах, которые прошли курс обучения в таких областях, как: методы организационной работы, развитие малых предприятий, ликвидация неграмотности программы формального образования, развитие личности, гражданское участие, здравоохранение, самоуправление, мирные переговоры, развитие и укрепление сетей взаимопомощи. Большинство обученных женщин принадлежат к группам коренных народностей, и наращивание такого потенциала помогает укреплять их собственные местные массовые организации и расширять участие женщин в процессе принятия решений в рамках этих оргаанизаций. 

Хотя эта инициатива существует недавно, она развивается в процесс, в ходе которого местные жители сознательно вовлекаются в процесс самоуправления.

За более подробной информацией просьба обращаться по адресу: 
Patricia Palacios, PGU 
Csilla 17-01-2505,Quito, Ecuador 
particia@pgu.ecuanex.net. ec

ИНДИЯ: ОБУЧЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ 

Там. где "носителями перемен", "лицами, принимающими решения", "посредниками" между низовыми организациями и местными органами власти или другими образованиями являются специалисты, процесс обучения не затрагивает общины. В результате этого возникают три проблемы: во-первых, общины не могут выдвигать свои собственные стратегии и подходы для решения собственных проблем, во-вторых, тем самым исключается возможность создания законных федераций и объединений малоимущих городских общин, которые могут иметь свой голос в решении городских дел, а следовательно и расширения прав и системы солидарности, которые могли бы этому способствовать, в-третьих, решения проблем сокращения масштабов нищеты в городах принимаются исходя из понимания специалистов и, таким образом, нередко требуют слишком больших средств и не отвечают потребностям малоимущих слоев городского населения. 

В Индии был создан "трехсторонний" альянс, который опирается на членов национальной организации жителей трущоб, организации бездомных женщин "МАХИЛА МИЛАН" и неправительственной организации, которая играет роль куратора в альянсе. 

"СПАРК" является индийской НПО, которая стала функционировать в административном районе Е округа Байкалла в Мумбаи в 1984 году. С самого начала приоритетным направлением ее деятельности была забота о самых уязвимых жителях города, бездомных женщинах, и ее цель состояла в том, чтобы организовать процесс поддержки женщинам, живущим в Байкалле. Сотрудники организации понимали, что женщины должны играть центральную роль в таком процессе поддержки, т.е. ту роль, какую они играют в стратегиях выживания в населенных пунктах с низким доходом. В основном этими общинами руководят женщины, которые находят способы для решения проблем водоснабжения и коммунальной гигиены и нередко препятствуют сносу домов. 

За два года с начала работы "СПАРК" установила партнерские связи с Национальной федерацией жителей трущоб, национальной организацией руководителей неформальных поселений по всей Индии. Эта федерация была создана в 1974 году руководителями общин, которые разочаровались в мерах профессиональных агентств, направленных на повышение уровня благосостояния населения, и которые хотели добиться для ее членов права на владение землей и обеспечить им элементарные удобства. До этого федерация работала совместно с рядом НПО, но всякий раз убеждалась, что эти НПО стремились контролировать процесс развития Изучив работу "СПАРК" с общинами бездомных в административном районе Е федерация начала переговоры о создании альянса. Альянс "НФЖТ/СПАРК" с самого начала использовал потенциал обеих организаций, причем "СПАРК" обеспечивала взаимодействие с официальными органами развития, а НФЖТ мобилизовала общины на низовом уровне. Оба партнера разделяли точку зрения, согласно которой проблемы женщин должны занимать центральное место в общинах. Неофициальные группы женщин, которые первоначально работали со "СПАРК", начали объединяться вокруг ссудно-сберегательных ассоциаций. Постепенно эта сеть организаций стала оформляться в организацию "МАХИЛА МИЛАН" (единство женщин), в сеть женских организаций, которые управляют деятельностью ссудно-сберегательных женских групп. Многие из инструментов, которыми пользуется альянс в настоящее время, такие, как текущие сбережения, жилищная подготовка, поиск земельных участков, выставки жилья и учет поселений, были внедрены "СПАРК" и коллективами бездомных женщин в Байкалле. 

Включение Национальной федерации жителей трущоб в работу "СПАРК" стимулировало ее деятельна на улицах Байкаллы. Это вызвало сочувствие к людям, живущим на улице, которых "жители трущоб" до этого презирали. Коллективы женщин стали инструкторами для многих групп в районе Мумбаи и других городов, использовав учебные методы своих подруг. В то же время через Федерацию организации "МАХИЛА МИЛАН" могут добиться признания в своих соответствующих поселениях. В рамках обменов женщины учатся играть ключевую, лидирующую роль в своих общинах. Организации "МАХИЛА МИЛАН" управляют процессами в своих общинах в сотрудничестве с традиционными лидерами - мужчинами с целью укрепления возможностей бедноты противостоять внешним группам. Со временем у женщин в общинах сформировались навыки и появилась уверенность в управлении всеми активами, находящимися в собственности общины и контролируемыми ею. В конечном итоге они получили возможность пересмотреть путем переговоров свои взаимоотношения с традиционными лидерами-мужчинами. Постепенно мужчины и женщины стали работать совместно, и мужчины больше не ощущают необходимости конкурировать с женщинами и притеснять их. С самого начала альянс осознал необходимость масштабной работы и, таким образом, работы с правительством. 

Традиционно политическая агитационно-пропагандистская работа среди многих южных НПО заключается в том, чтобы консультироваться с общинами и формулировать альтернативную политику, в поддержку которой они проводят кампании с целью заставить власти городов или штата принять ее. Нередко такая политика оказывается эффективной и очень нужной, однако большинство общин не имеют ни подготовки, ни представительства, чтобы воспользоваться преимуществом таких процессов, а отсюда многие реформы в интересах неимущих слоев остаются невостребованными. Альянс считает, что реальные социальные перемены на благо общин с низким доходом не возможны без участия представителей этих общин в процессе формулирования, управления и осуществления этих преобразований. Участие общин в процессе формирования концепций само по себе имеет важное значение. 

Почему же не учиться на этом опыте путем обмена информацией с представителями альянса и не делиться вашим опытом с ними? 

За более подробной информацией просьба обращаться по адресу:
Sheela Patel, SPARC 
mithila@bom3/wsnl.net.in


ФИЛИППИНЫ: БАНТЕЙ БАНЕЙ 

Опыт организации "Бантей Баней" (семейный/ общинный дозор) изменил характер местного управления Начало этой организации было положено, когда группа из двадцати женщин, проживающих в охваченном экономической депрессией районе Себу, Филиппины, создала свою организацию для обмена информацией о медицинской помощи. Эта небольшая организация выросла и осуществляет программы в таких областях, как общественный кредит и средства к существованию, водоснабжение и коммунальная гигиена, образование женщин и их организованная деятельность. Организация "Бантей Баней" возникла в результате понимания того факта, что оказание помощи малоимущим женщинам в укреплении их экономической самостоятельности еще недостаточно для того, чтобы избавить их от условий, которые препятствуют им активно участвовать в жизни общин и улучшать свою жизнь. Согласно обследованию, проведенному "Лихок Филипина" (филиппинской НПО. которая оказывает поддержку "Бантей Баней") в двух бедных городских общинах каждые шесть из десяти женщин стали жертвами насилия, а 60% жертв полового насилия со стороны ближайших родственников не достигли возраста 15 лет. Истязания и насилие затрагивают все категории, образуя порочный круг самоуничтожения. Многие избивающие своих домочадцев главы семей в детстве сами стали жертвами насилия, а многие матери изнасилованных детей в свою очередь подверглись насилию. Более 50% мужей, избивающих своих жен, являются наркоманами, и во многих случаях бездомность, нищета и болезни стали результатами насилия. Когда с результатами этого обследования ознакомились представители правительственных учреждений, НПО, полиции, церкви, группы юристов и руководители округа в 1992 году, было принято решение о том, что необходима программа на уровне общин. Организация "Бантей Баней" была официально сформирована в координации с государственными ведомствами, НПО, национальной полицией Филиппин и при правовой помощи МФЖЮ (Международной федерации женщин-юристов). 

"Бантей Баней" осуществляет целый ряд мер. направленных на сокращение масштабов насилия в семье насилия против женщин. Будучи ориентированной на общинные организации, "Бантей Баней" осуществляет свою деятельность в большинстве общин через уже существующие женские организации, применяя следующие стратегии и подходы: 

  • организационные мероприятия и обучение в общинах, 
  • участие межведомственных комитетов, которые отвечают на запросы общин и их инструктаж, например департамент полиции, департамент социального обеспечения, департамент здравоохранения, департамент внутренних дел и местного управления, частный сектор. 

Организация "Бантей Баней" предоставляет следующие услуга общего характера и руководит мероприятиями: 

  • медицинские осмотры, оказание консультативной помощи и правовой помощи, осуществление проекта по предоставлению временного жилища и средств к существованию;
  • руководит мероприятиями: реальные меры против продолжающегося насилия, предотвращение насилия, посредничество на окружном уровне, предоставление временного жилища до обращения в соответствующие органы; 
  • агитационно-пропагандистская работа и работа со средствами массовой информации: организация "Бантей Баней" также поддерживает принятие законопроектов, касающихся женщин. Во время судебных заседаний она мобилизует своих членов для посещений судебных слушаний и оказания моральной поддержки жертвам/оставшимся в живых потерпевшим. Она также привлекает внимание средств массовой информации к пробелам в законодательстве и судебным задержкам.

Общины используют эту организацию для решения других своих проблем, выходящих за рамки гендерных и семейных вопросов. После создания "Бантей Баней" в соответствующих общинах ее отделения приступают к созданию экономических предприятий, таких, как кооперативы, поскольку решение многих проблем не реализуется из-за недостаточной финансовой безопасности. Создаются стимулы, особенно для женщин, для организации небольших предприятий. Многие из этих проектов финансируются за счет собственных источников, а некоторые группы используют полученный доход для поддержки других проектов "Бантей Баней". Возможность самоорганизоваться позволяет женщинам участвовать в политической жизни путем агитационно-пропагандистской работы. Другими примерами их деятельности являются: 

  • лоббирование на окружном уровне, создание комитетов по делам женщин и семьи при соответствующем ассигновании бюджетных средств, 
  • поддержка кампании 1996 года против азартных игр и кампании за принятие закона о наказании за изнасилование, 
  • участие в качестве представителей в различных национальных и международных конференциях, 
  • содействие распространению информации о "Бантей Баней" с целью свести к минимуму случаи насилия над детьми и насилия в семье, а также привлечение в "Бантей Баней" новых членов, 
  • после решения вопросов, касающихся права на владение землей, например приобретение земельных участков, улучшение жизни в трущобах, переселение, освещение улиц, водохозяйственные программы. системы дренирования, кампании по повышению уровня экологических знаний и т.д. 

Программы продолженного образования и информационно-пропагандистские программы дают возможность общинам учиться разрешать конфликты, а женщинам бороться за свои права. Эти усилия привели к созданию молодежных групп "Бантей Баней", которые поднимают вопросы, связанные с правами ребенка. Широкая деятельность в общинах привлекла внимание местных должностных лиц. Первоначально они не испытывали желания поддерживать этот проект, поскольку его расценили как политическую угрозу. Однако позднее они убеедились в том, что "Бантей Баней" облегчает их работу по соблюдению законодательства. В настоящее время руководители округов поддерживают это движение, предоставляя средства для проектов "Бантей Баней", а некоторые даже успешно мобилизуют ресурсы и финансовые средства в частном секторе. 

Деятельность "Бантей Баней" оказывается благотворной не только для общин в целом, но и для отдельных физических лиц. Ознакомление членов общин, особенно женщин, с деятельностью "Бантей Баней" позволяет им понять насколько важно знать свои права и верить в собственные силы, чтобы утверждать эти права и бороться за них. 

За более подробной информацией просьба обращаться по адресу: 

Ms.Tessie Banaynal Fenandez, Lihok-Pilipma Foundation, Inc. 
102 P Del Rosano Extension, 6000 Cebu City, PHILIPPINES 
lihok@cnms.net

ЮЖНАЯ АФРИКА: "ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ"

Южноафриканская федерация бездомных обучается на практике. Федерация учится новым навыкам. анализирует проблемы и совместный накопленный опыт. а также развивает коллективное самосознание через межобщинные обмены. Польза от этого получается огромная. Если сбережения являются средством, объединяющим членов общин, то обмены вселяют в них уверенность в решении проблем, позволяют осознать. что необходимо отказаться от традиционных решений, а также дают им знания для решения принципиально важных проблем. 

Общий язык: "Когда я попросила инженера (который работает с нами в Дакаре) объяснить мне. как составляются чертежи планировки, он воспользовался такими сложными техническими терминами, что я не поняла ни одного слова из того, что он сказал. В Протеа Саус (Готенг уФунде Цуфе, Южная Африка) во время нашего последнего вечера я попросила одну из женщин нарисовать план дома. Когда она объяснила мне. как проектируются дома, я поняла, что я тоже могу делать это." Из перевода сообщения г-жи Аминаты Мбейе. Ссудно-сберегательная сеть Сенегала, направленного Южно-Африканской Федерации.

Искусство возможного: "На меня произвели большое впечатление эти дома. Теперь я действительно верю в то, что это делают женщины. Теперь я поняла, что такое возможно. Конечно, я знала, что женщины могут делать эту работу, но лучше было самой увидеть. Как я уже сказала, теперь я действительно верю, что такое возможно и что мы тоже можем делать это. Меня просто поразили технические достоинства планировочных чертежей домов. Я привезла с собой один из таких чертежей. Он был составлен одной из этих женщин." Элизабет, член нового жилищного кооператива после посещения Протеа Сауса. 

Взаимопомощь в строительстве: "Мы должны понять, что нам нужно помогать друг другу в строительстве наших домов. У всех нас есть проблемы, и мы находимся здесь для того, чтобы понять их и поддержать друг друга с помощью Федерации. Нам нужно работать вместе. Поэтому нам нужны лидеры, которые могут вдохновить нас своим примером и продемонстрировать своим членам свои сберегательные книжки, доказав, что их лидеры платежеспособны и что их фамилии стоят первыми в "желтых" бланках. Мы должны иметь руководство, которое знает, как действовать в трудных обстоятельствах и которое действительно желает поддержать Федерацию. Тогда мы можем учиться у них." Сюзан, лидер Федерации в северо-западной части Южной Африки, при обмене мнениями об укреплении кредитных программ. 

В единении - сила: "Федерация является своего рода университетом. Хотя у нас нет образования, специалисты и эксперты приезжают к нам, чтобы учиться. Я, как и многие, пришел сюда ради дома, но я получил образование." Б., член Федерации в Готенге. Южная Африка. 

Федерация бездомных (которая называет себя Умафеланда Уонье, что означает: мы умрем вместе) является национальной организацией лидеров неформальных поселений Южной Африки. Разочаровавшись в деятельности НПО и поняв, что Южноафриканская национальная организация граждан (САНКО) пренебрегает деятельностью на низовом уровне, лидеры общин, которые заявили о себе во время создания сетей после встречи в 1991 году, в 1994 году создали эту организацию. Федерация концентрирует внимание на обеспечении землей и элементарными удобствами своих членов и ведет с ними организационную работу в городах и поселках, где от проживают. 

Федерация дает общинам возможность почувствовать свою сопричастность процессу развития и национальной программе. Все это порождает уверенность и сглаживает чувство маргинализации, которое испытывают малоимущие общины при общении с городскими должностными лицами в попытке найти решение своим проблемам. Деятельность Федерации предоставляет общинам больше возможностей для того. чтобы самостоятельно решать свою судьбу, требовать соблюдения своих прав и находить сбалансированные, разумные решения проблем, с которыми они сталкиваются. 

С помощью Федерации ссудно-сберегательные организации женщин способны добиваться признания в своих поселениях и играть ведущие руководящие роли. Именно так мы понимаем "взаимодействие" между местными органами власти и народными организациями и взаимодействие женщин и мужчин в рамках этих организаций Именно так можно добиться "горизонтальной демократии"

Выдержки из статьи "Век городов и организаций неимущих городских слоев", опубликованные Джоелом Болником в Zukunft - Gemeinsam anders handeln. Misereor publiciation ISBN 3-88916-197-9 year 2000 Misereor Medienproduktion, Aachen, Germany. 

За более подробной информацией просьба обращаться по адресу: 

Mr. Joe Bolnick 
Peaples MM Dialogue 
joelb@dialogue.org.za

УГАНДА: ЮРИСТЫ-НЕПРОФЕССИОНАЛЫ ЗА РАБОТОЙ 

Федди работает в небольшом городе в западной части Уганды, ее офис выглядит как обычный магазин на оживленной улице, хотя по сути дела это центр по оказанию юридической помощи. Любой человек с улицы может зайти сюда и попросить совета по любому юридическому вопросу. Федди и ее коллеге Джеймсон, которая является профессиональным юристом, приходится рассматривать несколько дел в день, причем за консультациями обращаются в основном женщины. Большинство общих проблем касается вопросов о том. как управлять наследством после чьей-либо смерти, особенно при земельных спорах. Нередко также обращаются с такими вопросами, как опека или беспризорность детей, споры об отцовстве и насилие в семье. 

Девяносто процентов таких дел рассматриваются и решаются в офисе самой Федди или Джеймсон, которые составляют меморандум о взаимопонимании, который подписывают все стороны. Обычно не трудно достичь согласия, когда разъясняются закон и конституционные права. В конституции Уганды есть положение о гендерном равенстве, и контора Федди является частью сети вспомогательных услуг, предоставляемых гражданам Уганды путем совместного сотрудничества между местными НПО, местными и национальными органами власти. Контора Федди является местной НПО, которая называется "организация сети Кабале" (КАБНЕТО). Ее деятельность поддерживает национальная НПО, которая называется "Центр гендерных ресурсов Уганды", обеспечивающая юридическую подготовку и связи с национальными учреждениями. 

Если стороны не приходят к согласию немедленно, Федди может обратиться к совету поселения, где они проживают, обычно вместе со старейшинами племени, с просьбой разрешить спор. Перед тем, как Уганда получила свою новую конституцию, рассмотрение дел занимали очень много времени и их приходилось направлять в столицу Кампалу. Многие дела касались случаев, когда братья спорили со своими сестрами из-за земли. Обычно, братья хотели выгнать незамужних женщин и их детей, или братья родителей пытались высели племянниц или молодых детей, чтобы самим завладеть наследством. 

В настоящее время большинство дел рассматриваются местными советами, низовым органом власти в Уганде, члены которых избираются от группы поселений. Избранные должностные лица отбирают кандидатов для непрофессиональной юридической подготовки с целью содействовать распространению знаний о положениях конституции, касающихся гендерного равенства, и помочь в разрешении дел. Непрофессиональные юристы обычно являются учителями или другими лицами, занимающими важные должности. Очень часто к ним также относятся избранные должностные лица.

Однако у них тяжелый труд. Поскольку они должны выполнять и другие обязанности, им в основном приходится работать по выходным дням. Поскольку они обязаны выслушивать все дела, с которыми к ним обращаются, а поселения разбросаны и у них нет транспортных средств, даже велосипедов, требуется время. чтобы помочь каждому, кто нуждается в помощи. По мнению Федди, требуется более широкая учебная программа, чтобы охватить всех, даже в тех районах, которые, как предполагается, должен охватывать ее офис. Вклад ее офиса является лишь каплей в море мер, необходимых для обеспечения гендерного равенства в систем управления. 

В 1997 году в Уганде действовало четыре национальных НПО, обеспечивающих профессиональную подготовку непрофессиональных юристов в 13 из 39 округов Уганды. Причем эта подготовка охватывала лишь несколько административных подразделений, которых только в одном округе насчитывается большое количество. Если к этому добавить тот факт, что такие непрофессиональные юристы не могут охватить всех людей, которые нуждаются в консультации и разрешении конфликта в поселениях, которые они, как предполагается, должны курировать, то вы можете представить масштабы проблемы. 

Однако, такая система местного управления, при сотрудничестве НПО, национальных и местных органов власти является образцом для решения гендерных проблем в данном регионе. Через региональные сети женен организаций эту модель применяют НПО в восточной и южной частях Африки, хотя нигде пока масштабы этой деятельности не достигли уровня Уганды. Федди может гордиться своей новаторской ролью по обеспечению гендерного равенства в процессе рационального управления городами, причем обладая при этом очень ограниченными ресурсами.

Для более подробной информацией просьба обращаться по адресу: 

Settlements Information Network .Africa (.SINA), 
Mazinngira Institute, 
Nairobi, Kenya. 
E-mail mazinst@healthnet.or.ke


Вы можете вернуться на страницу OWL