НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД
О ВЫПОЛНЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЛАТФОРМЫ ДЕЙСТВИЙ, ПРИНЯТОЙ НА ЧЕТВЕРТОЙ ВСЕМИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИН



Подготовлен к специальной сессии
Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций
"Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами,
развитие и мир в XXI веке"

Москва, 2000 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Национальный доклад о выполнении платформы действий в Российской Федерации подготовлен к Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН "Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке", посвященной пятилетию проведения Четвертой Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекин, 1995 год).

При выполнении Платформы действий Российская Федерация исходила из того, что права женщин являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Деятельность Российской Федерации в пост-пекинский период была направлена на создание условий для обеспечения гендерного равенства, принятие мер для обеспечения равноправия людей всех возрастов из всех слоев общества, устойчивого социального развития и социальной справедливости, изложенных в итоговых документах Четвертой Всемирной конференции по положению женщин.

При подготовке доклада использованы сведения, полученные от министерств и ведомств Российской Федерации, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с улучшением социально-экономического положения женщин, недопущением дискриминации в отношении женщин, от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также от общественных объединений и некоммерческих организаций, занимающихся данными проблемами.

В докладе использованы материалы, содержащиеся в подготовленных ранее документах, характеризующих социально-экономическое положение отдельных групп населения: "О смертности населения в Российской Федерации", "О положении семей в Российской Федерации", "Здоровье женщин в России", "О выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", ежегодных докладах "Население России", "О положении детей в Российской Федерации" и др.

В докладе использованы данные государственной статистики, результаты научных и социологических исследований.

Предлагаемый Национальный доклад является итоговым документом, характеризующим выполнение в Российской Федерации Платформы действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира".

Ранее в Секретариат ООН были направлены "Второй периодический доклад о реализации в Российской Федерации Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 гг." (1998 г.), "Пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (1999 г.), "О положении в области народонаселения в Российской Федерации в 1994-1998 гг." (1999 г.), "О проведении в Российской Федерации Международного года пожилых людей" (1999 г.), а также ответы на вопросник Секретариата ООН о выполнении Пекинской платформы действий, содержащие информацию о социально-экономической и демографической ситуации в Российской Федерации, основных проблемах отдельных групп населения и принимаемых мерах по решению этих проблем. В связи с этим, представляемый доклад сфокусирован на более подробной информации, касающейся непосредственного выполнения итоговых документов Четвертой Всемирной конференции по положению женщин.

 

Глава 1.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОСТ-ПЕКИНСКИЙ ПЕРИОД

Со времени проведения Четвертой Всемирной конференции по положению женщин в Российской Федерации произошли политические, экономические, социальные и культурные перемены, которые оказали как позитивное, так и негативное влияние на положение женщин.

Особое воздействие на положение жизни всего населения, в том числе женщин, оказали реформы, осуществляемые, прежде всего, в сфере экономики. Для последних пяти лет характерно неоднозначное развитие экономики: ухудшение ситуации в 1995 г., некоторый рост производства в 1997 г., усиление кризисных явлений в 1998 г. Однако, в целом Российской Федерации удалось приостановить негативные тенденции, обусловленные кризисом 1998 г. и стабилизировать экономическую ситуацию, сдержать инфляцию, обеспечить относительную стабильность валютного курса, не допустить спада производства, и, таким образом, создать объективный фон для принятия неотложных мер, в том числе, в части улучшения положения россиян. Были активизированы меры по погашению задолженности по выплате заработной платы и пенсий, росту оплаты труда. С 1995 г. численность малоимущего населения, находящегося в состоянии крайней бедности, снизилось в 3,4 раза, а численность состоятельных россиян возросла почти в 7 раз. Помимо позитивных сдвигов в уровне покупательной способности доходов, эта направленность определялась также меньшим, по сравнению с общим уровнем инфляции, удорожанием товаров, входящих в состав прожиточного минимума. Вместе с тем, за рассматриваемый период состав населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума видоизменился за счет снижения удельного веса лиц старших возрастов и роста доли населения трудоспособного возраста. Наибольшая концентрация бедности в России сосредоточена в группах временно неработающих, детей и молодежи от 16 до 24 лет, а также мужчин и женщин в возрасте от 25 до 45 лет. К малоимущему населению в 1998 г. добавились работники финансово неблагополучных предприятий, не получающие заработной платы, среди которых женщины составляют более 50%. В число бедных попадает значительная часть сельского населения, а среди различных категорий семей - семьи с несовершеннолетними детьми, семьи, имеющие ребенка-инвалида и др. Данные тенденции усилили необходимость организации социальной защиты указанных групп населения, обеспечения ее адресности. Процессы реформирования, затронувшие практически все сектора российской экономики и социальной сферы, различия в доступе мужчин и женщин, а также женщин, относящихся к различным социальным группам, к финансовым, кредитным институтам, собственности, в том числе на землю и недвижимость, обусловили существенную дифференциацию женщин в зависимости от дохода, уровня жизни, положения на рынке труда, потребности в конкретных формах социальной поддержки. Данная дифференциация в значительной степени определяет возможности адаптации женщин к рынку, формирует структуру использования денежных доходов, степень участия в общественном производстве. Наиболее существенное влияние рыночные преобразования оказали на положение женщин на рынке труда, обусловив необходимость участия в общественном производстве для поддержания уровня жизни семьи. Кроме того, четвертая часть домохозяйств в России возглавляется женщинами, и их доход является единственным источником формирования семейного бюджета. В этих условиях особое значение приобретают тенденции в структуре денежных доходов населения, особенно женщин. Имевшее место с 1995 г. снижение доли оплаты труда в денежных доходах до 41%, обусловленное распространением неполной занятости (вынужденные отпуска, работа в режиме неполного рабочего дня, недели, потери рабочего времени по причинам простоя оборудования, трудовых конфликтов и пр.), вызвало необходимость для значительной части работников предприятий и организаций поиска дополнительной работы и приработка в своей или сторонней организации. По оценкам экспертов, около 27% рабочих и служащих, занятых на промышленных предприятиях, имеют дополнительное занятие, приносящее доход и позволяющее поддерживать более или менее приемлемый уровень жизни, из них более 50% - женщины. Структурная перестройка экономики в середине 90-х годов оказывала существенное влияние на масштабы занятости женщин, определяя в некоторой степени "женский" характер безработицы. Характерным для этого периода явились относительно более высокие темпы безработицы среди женщин и изменения в представленности женщин в сферах общественного производства. Реальная конкуренция за право работы в рыночных высокодоходных сферах обусловила новые проявления дискриминации женщин, связанные с перерывами в трудовой деятельности в связи с рождением и воспитанием ребенка, продолжающимся сохранением стереотипов о необходимости выполнения семейных обязанностей преимущественно женщинами и др. Однако необходимость учета гендерных интересов повлекла за собой изменение стереотипов распределения ролей при исполнении профессиональных и семейных обязанностей. С одной стороны, происходит расширение участия женщин в тех сферах, где ранее доминировали мужчины - предпринимательство, особенно малое и семейное, менеджмент, маркетинг, с другой стороны, мужчины вовлекаются в сферы, до недавнего времени, преимущественно женского труда - банковское дело и финансы, образование, особенно высшую школу, здравоохранение и др. Одновременно ориентация на эгалитарную семью, подкрепленная соответствующим законодательством, расширила степень выполнения мужчинами семейных обязанностей, обязанностей по уходу за детьми и зависимыми членами семей и пр. Формирование системы поддержки семей с детьми в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", усиление адресности предоставления помощи, позволило обеспечить поддержку наиболее уязвимым категориям семей, что безусловно позитивно отразилось на положении женщин. Развитие демократизации российского общества изменило отношение к проблемам участия женщин в политической жизни, в процессах принятия решений, способствовало повышению активности самих женщин. В настоящее время во властных структурах, в выборных органах, в руководствах ведущих партий и движений участие женщин рассматривается как логическая составляющая. Кроме того, для пост-пекинского периода характерно значительное расширение спектра женских неправительственных организаций, что связано как с осознанием женщинами специфики своих интересов, так и с актуальной потребностью институционального обеспечения активной групповой адаптации к новым социально-экономическим условиям. Женское движение в России является весьма масштабным, политически активным и профессионально организованным. В сфере непосредственных интересов женщин находятся интересы всех слоев населения, проблемы здравоохранения, экологические вопросы и т.д.

 

Глава 2.
ВАЖНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Важнейшие проблемные области положения женщин, определенные в Платформе действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции, актуальны как для мирового сообщества в целом, так и для Российской Федерации.

Учитывая уровень, достигнутый Российской Федерацией в части решения проблем женщин, обеспечения их доступа к образованию, здравоохранению, бытовому обслуживанию, а также с учетом сложившейся в начале 1996 г. социально-экономической ситуации, Правительство Российской Федерации сочло необходимым остановиться в своей программе реализации итоговых документов Четвертой Всемирной конференции на тех областях, которые вызывали особую озабоченность:

  • соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека;
  • участие женщин в принятии решений на всех уровнях;
  • обеспечение равных прав на рынке труда;
  • охрана здоровья женщин;
  • насилие в отношении женщин.

В целях реализации Пекинской платформы действий, а также с учетом необходимости приоритетного решения отмеченных проблем, в Российской Федерации в 1996 г. принята Концепция улучшения положения женщин, в которой определены стратегические цели и подходы к их достижению. Конкретные мероприятия для достижения намеченных целей сформулированы в утвержденном Правительством Российской Федерации Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

 

Глава 3.
ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЛАТФОРМЫ ДЕЙСТВИЙ

При реализации Пекинской платформы действий Российская Федерация исходила из необходимости принятия первоочередных мер в области улучшения положения женщин.

А. Соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека

Одним из основных достижений в Российской Федерации стало изменение взглядов властной элиты и общественного мнения на учет интересов и положения женщин, выразившихся в обеспечении адаптации россиян к изменяющимся условиям жизни на основе их гендерных различий. Стратегия гендерного равенства при этом рассматривается как одна из важнейших для достижения реального равенства мужчин и женщин в обществе, а создание условий для включения вопросов обеспечения равноправия полов в основное русло государственной деятельности - как основа и базис для построения гражданского общества в России. Это позволяет рассматривать проблемы женщин в контексте общих социально-экономических проблем.

Вопросам гендерного равенства были посвящены Национальные конференции по положению женщин, семинары для руководителей различных уровней, проводимые при поддержке Программы развития ООН, Совета Европы и ряда других международных организаций.

В целях учета гендерных аспектов в рамках законотворческой деятельности, в Российской Федерации в 1997 г. Государственной Думой разработана и принята "Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", в которой определена стратегия развития законодательства по предотвращению дискриминации по признаку пола, недопущению гендерной асимметрии и учету интересов обоих полов при принятии законов.

Принятие данной Концепции, во-первых, способствовало внедрению гендерного подхода при разработке законодательных актов, принимаемых в Российской Федерации, во-вторых, позволило активизировать работу по пересмотру действующего законодательства с целью установления фактического гендерного равенства.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, в том числе женщин, в 1996 году в России учреждена должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Введение данной должности позволяет перевести обеспечение конституционных гарантий прав и свобод женщин в плоскость общепринятых международных норм обеспечения прав человека.

Одним из направлений данной работы стал связанный с ратификацией Российской Федерацией в 1997 г. Конвенции МОТ N156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" пересмотр действующего законодательства, регламентирующего трудовые отношения трудящихся в духе обеспечения прав и гарантий для работников с семейными обязанностями. Внесены изменения и дополнения в Кодекс законов о труде Российской Федерации, содержащие новые эгалитарные подходы к распределению семейных обязанностей трудящихся мужчин и женщин, в том числе и по воспитанию детей.

В соответствии с закрепленным в Пекинской платформе действий тезисом о необходимости обеспечения сбора, обработки, анализа и предоставления статистических данных, касающихся людей с разбивкой по признакам пола и возраста, отражающих положение женщин и мужчин в обществе, а также в целях расширения информированности о положении специфических социально-демографических групп населения, в Российской Федерации национальной статистической службой в 1994 г. была разработана гендерная статистика, которая широко внедряется в практику работы всех организаций и учреждений Российской Федерации. Статистические сборники "Женщины и мужчины России" выпускаются с 1994 г. и содержат объективную детальную и достоверную информацию, отражающую положение женщин и мужчин во всех сферах жизни общества.

С 1997 г. для повышения информированности о принимаемых законодательных актах, их комментария и описания правоприменительной практики издается журнал "Права женщин в России. Законодательство и практика"

В целях повышения информированности женщин о своих правах, обучения специалистов по гендерной проблематике в России в пост-пекинский период разработаны и внедрены в учебные программы высших учебных заведений, ведущих подготовку социальных работников, специальные курсы, связанные с изучением роли и места женщин в обществе.

В Московском государственном социальном университете, являющимся базовым для 89 вузов страны по обучению социальных работников, создана Кафедра феминологии и семьеведения, на базе которой был разработан первый в отечественной науке учебник "Феминология. Семьеведение", подготовлен полный пакет научно-методических документов, обеспечивающих образовательный процесс. В настоящее время предмет "Феминология" включен в Государственный образовательный стандарт.

В течение пяти лет реализуется межвузовская научно-исследовательская программа "Феминология и гендерные исследования в России: перспективные стратегии и технологии", в рамках которой проводятся фундаментальные и прикладные исследования по проблемам гендерного равенства в обществе. Программа объединяет более 20 университетов во всех крупных регионах России.

В системе высшего образования России сформировано новое научное направление: женские и гендерные исследования. Более чем в 30 вузах открыты аспирантуры и докторантуры по женской проблематике. Развивается сеть научно-исследовательских центров, занимающихся гендерными исследованиями.

Б. Участие женщин в принятие решений на всех уровнях

Для повышения степени реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях, а также в соответствии с декларированным в Платформе действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, тезисом о необходимости достижения равного представительства женщин и мужчин в правительственных органах, принят Указ Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подписание данного указа свидетельствует о признании позитивной роли женщин в общественном развитии и готовности реализации мер, направленных на улучшение положения российских женщин и повышение их статуса в обществе.

В течение 1995-1999 гг. доля женщин, на должностях, предполагающих принятие решений, существенно колебалась, достигая от менее 10% до 20-25% и вновь снижаясь до 5-10%. Во многом это связывалось с кадровыми изменениями в государственных структурах. Однако, позитивные сдвиги, достигнутые в изменении роли женщины в жизни общества в целом, ее возросший политический и гражданский потенциал, определили необходимость привлечения женщин на ответственные государственные посты. В настоящее время женщина занимает должность Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и курирует наиболее сложный для России участок - решение социальных проблем.

В связи с принятием Указа, возросла активность привлечения женщин на руководящие посты в субъектах Российской Федерации, где женщин стали назначать на должности заместителей глав правительств республик, губернаторов, краевых, областных администраций (в 26 регионах).

Проводимая работа по повышению степени участия женщин во властных структурах позволила значительно увеличить представительство женщин на руководящих постах в органах местного самоуправления - до 40-70%.

Существенные изменения происходили и в представительстве женщин в органах законодательной власти.

Для пост-пекинского периода характерно значительное повышение политической и общественной активности женщин, позволившее образовать общественно-политическое движение "Женщины России". Выиграв выборы в Государственную Думу первого созыва, женщины образовали фракцию и их представительство достигало 13,6%. Несмотря на то, что во втором созыве доля женщин в общем числе депутатов сократилась до 10,0%, они были представлены практически во всех партиях и общественных движениях, входящих в Государственную Думу и оказывали активное влияние на формирование общественного мнения по участию женщин в политической жизни.

Необходимость учета интересов женщин предопределила включение гендерных проблем в предвыборные программы некоторых политических партий и общественно-политических движений.

Выборы третьей Государственной Думы показали, что женщины входили не только в партии и движения, участвовавшие в предвыборной кампании, но и были кандидатами практически во всех округах по одномандатным спискам, выдвигались на должности руководителей субъектов Российской Федерации. Данное положение свидетельствует о признании обществом повышения роли женщин, а также о готовности самих женщин к участию в политической и общественной жизни страны.

Кроме того, женщины оказывали существенное влияние на формирование общественного мнения в ходе предвыборной кампании 1999 г. через деятельность общественных объединений и некоммерческих организаций.

В. Обеспечение равных прав на рынке труда

Рыночные преобразования, осуществляемые в Российской Федерации, оказали существенное влияние на положение женщин в экономике и, особенно, на рынке труда

Анализ положения женщин на рынке труда показывает, что наиболее актуальным для России в пост-пекинский период является повышение конкурентоспособности женщин, создание условий для их участия в общественном производстве и оплачиваемом труде. В связи с этим основные усилия были направлены на смягчение ситуации для женщин, являющихся безработными, и соблюдение российского законодательства с целью недопущения дискриминации в сфере труда.

В рамках реализации Пекинской платформы действий государственные структуры при активной поддержке общественных объединений и некоммерческих организаций приступили к гендерной экспертизе трудового законодательства в части обеспечения трудовых прав женщин. Первые результаты экспертизы показали, что действующие законы и иные нормативные акты, в целом соблюдающие гендерный нейтралитет, в ряде положений, особенно касающихся гарантий в трудовой сфере, нуждаются в проработке с точки зрения создания равных возможностей для мужчин и женщин. В частности, это касается дальнейшего развития законодательства, гарантирующего равные возможности для трудящихся с семейными обязанностями, пенсионного законодательства, системы страхования и пр.

Начало внедрения гендерных подходов в государственную политику в области занятости предопределило внесение в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, особенно женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, многодетных родителей, путем создания дополнительных рабочих мест и организации обучения по специальным программам.

Введение законодательных гарантий, дающих право органам местной администрации устанавливать предприятиям минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, позволило в 1998 г. трудоустроить на квотируемые рабочие места около 8 тыс. безработных женщин, за девять месяцев 1999 г. - уже более 10 тыс. женщин.

В 1997 г. в Российской Федерации разработана федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы, в которой содержатся конкретные мероприятия и специальные меры по содействию занятости женщин, поддержку развития сети специализированных учреждений по социальному обслуживанию женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (кризисных центров).

Кроме того, в целях оказания дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, в России ежегодно проводится около 600 ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, которые посещают более 400 тыс. человек, из которых две трети - женщины. Четверть посещающих ярмарки получают направления на собеседования о приеме на работу.

Социальная адаптация безработных женщин осуществляется в рамках программ 2240 "Клубов ищущих работу" и "Новый старт". В 1999 году в этих программах приняли участие более 70 тыс. безработных женщин.

В целях повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда в пост-пекинский период в России получило дальнейшее развитие профессиональное обучение, направление женщин на овладение новыми профессиями с учетом потребностей рынка труда. Из общего числа направляемых на профессиональное обучение женщины составляют 61.5%.

Для учета интересов и различных потребностей женщин отдельных социальных групп, при организации профессионального обучения используются самостоятельные программы, в том числе для женщин-инвалидов, многодетных и одиноких матерей, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Как правило, профессиональное обучение для этих категорий граждан ориентировано на возможность надомного труда, самозанятость.

Предусматривая необходимость создания условий для развития и поддержки женских предпринимательских инициатив, обеспечения подготовки кадров для рыночной экономики и интеграции в них женщин, в 1995 г. принято постановление Правительства Российской Федерации "Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности". В рамках реализации данного постановления только за 9 месяцев 1999 г. при содействии органов службы занятости индивидуально-предпринимательской деятельностью занялись 24.7 тыс. безработных, в том числе 16 тыс. - женщин.

Одним из направлений выполнения в России Платформы действий является принятие мер, направленных на недопущение дискриминации в трудовой сфере по признаку пола.

Для решения данной проблемы в России создана Федеральная инспекция труда, анализ деятельности которой показывает, что в целом нарушения прав женщин в трудовой сфере не носят массового характера. Имеют место отдельные случаи нарушения трудового законодательства, связанные с применением труда женщин на работе с условиями труда, оказывающими негативное воздействие на их здоровье, привлечение к работам в ночное время женщин, в том числе беременных, и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Кроме того, имеют незаконные увольнения беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет, запрещенные законодательством Российской Федерации.

В целях изменения ситуации в Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации" зафиксировано запрещение применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Меры по обеспечению безопасных условий труда зафиксированы и в Федеральной программе первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы, пролонгированной до 2000 года. Кроме того, в России разработаны проекты перечней работ, на которых запрещено применение труда женщин детородного возраста (15-49 лет).

Предпринимаемые в Российской Федерации меры по обеспечению равных прав мужчин и женщин на рынке труда позволили в целом создать условия и инфраструктуру для адаптации женщин к рыночной экономике, предопределили гендерный подход в формировании политики в сфере занятости.

Г. Охрана здоровья женщин

В Пекинской Платформе действий здоровье, в соответствии с позицией ВОЗ, рассматривается как состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствия болезней или недугов.

Реализуя данное положение, Российская Федерация ставила своей целью добиваться укрепления здоровья женщин, создания условий для реализации ими репродуктивных прав.

В России разработана Концепция охраны репродуктивного здоровья, определяющая государственную политику в этой области и систему комплексных профилактических мер, включающую совершенствование организации медицинской и лекарственной помощи, улучшение подготовки и усовершенствование кадров, информационное обеспечение деятельности в области охраны репродуктивного здоровья, а также проведения научных исследований по проблеме.

Целенаправленные мероприятия по охране здоровья женщин, профилактике и снижению абортов, материнской и младенческой заболеваемости и смертности отражены в федеральных целевых программах "Планирование семьи" и "Безопасное материнство", реализуемых в России с 1994-1995 гг.

В рамках реализации данных программ создана служба планирования семьи, включающая около 300 центров планирования семьи и репродукции, получили развитие более 60 перинатальных центров. Создается сеть молодежных центров, оказывающих медико-социальную помощь подросткам. Получили развитие образовательные программы, направленные на охрану репродуктивного здоровья подростков, молодежи и женщин. В течение 1995-1999 гг. издается журнал "Планирование семьи", предназначенный для широкого круга специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья.

В результате проводимой работы в России за период 1995-1998 гг. абсолютное число абортов снизилось более чем на четверть, а распространенность абортов на 1000 женщин детородного возраста - почти на 17%. Удалось стабилизировать показатели материнской смертности и добиться их некоторого снижения (за 1995-1998 гг. - на 16,6%).

Распространение идеологии безопасного материнства способствовало развитию перинатальной помощи на основе психологически комфортного (физиологического) родоразрешения, совместного пребывания матери и ребенка, раннего прикладывания новорожденного к груди и др. В последние годы в России стабилизировался и не снижается показатель числа детей до 3-х и 6-ти месяцев, находившихся на грудном вскармливании.

Особое значение приобретают меры, направленные на профилактику распространения так называемых "болезней социального неблагополучия".

В России реализуется федеральная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России", в которой предусмотрен комплекс мер по профилактике данного заболевания, организации медицинской помощи заболевшим, повышению информированности населения о путях распространения заболевания и т.д.

В целях предупреждения распространения алкоголизма и наркомании, повышения качества оказания медицинских услуг заболевшим, особенно женщинам и девочкам-подросткам, принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", начата подготовка проекта закона "О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией". В данных документах особое место отводится принятию мер по пресечению распространению данного явления.

В целях организации комплекса мер по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа в России в 1995 г. был принят Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". В 1995-1996 гг. продолжала реализовываться "Федеральная целевая программа по предупреждению распространения заболевания СПИДом в Российской Федерации (Анти-СПИД)".

Учитывая сложную ситуацию с распространением болезней, передаваемых половым путем, в России разработан проект федеральной целевой программы "О мерах по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем на 1999-2003 годы".

В связи со значительным ростом случаев онкологических заболеваний женской репродуктивной системы, с 1998 г. начато выполнение проекта эффективной системы ранней диагностики онкологических заболеваний у женщин.

Особое внимание в Российской Федерации уделяется здоровью женщин и детей, проживающих в местах экологических катастроф. В рамках федеральных целевых программ "Дети Чернобыля", "Защита населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы", "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО "Маяк", "Реабилитация населения и социально-экономическое развитие Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и др. проводилась целенаправленная работа по совершенствованию системы оказания медицинской помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию, оказывалась консультативная и специализированная медицинская помощь пострадавшим, проводились регулярные медицинские осмотры и стационарные обследования.

Д. Насилие в отношении женщин

Насилие в семье рассматривается в Российской Федерации как явление недопустимое, противоречащее общепризнанным нормам морали, нарушающее права человека.

Впервые после Всемирной конференции в Пекине данная проблема стала рассматриваться в обществе не как частное дело семьи, а как социальное явление, требующее внимания государства.

Изменению общественного мнения по оценке данного явления во многом способствовало обсуждение проблемы организации работы по предотвращению насилия в семье на правительственных комиссиях, парламентских слушаниях, конференциях, семинарах, совещаниях, в которых принимали участие представители органов власти, государственных структур, общественных объединений и некоммерческих организаций, ученые, общественные деятели.

Определению путей решения проблемы предотвращения насилия в семье в отношении женщин в 1998 г. была посвящена специальная конференция, которая рассматривала комплексный подход к организации работы, включая действия правоохранительных органов, системы здравоохранения, социального обслуживания и пр.

Конференции предшествовала значительная работа по обучению специалистов, оказывающих помощь жертвам насилия в семье, проводимая общественными объединениями и некоммерческими организациями, специализирующимися на решении данной проблемы, при активной поддержке государственных структур.

Широкое обсуждение проблемы насилия в семье позволило активизировать деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации работы с жертвами семейного насилия.

В Российской Федерации в 1995-1999 гг. продолжала развиваться система учреждений социального обслуживания семьи и детей (число учреждений возросло более чем в 2 раза и достигло 2134 единиц). Женщины, подвергшиеся насилию в семье, могут обратиться за помощью практически в любой из этих Центров, в которых есть отделения, специализирующиеся на работе с данной категорией граждан.

Качественно новой формой оказания социальных услуг явилось создание в России при поддержке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации системы кризисных центров, специализирующихся на оказании всего комплекса социальных и юридических услуг женщинам, подвергшимся насилию, и являющихся методической и информационной базой для всех учреждений социального обслуживания семьи и детей при организации работы в данном направлении.

В настоящее время в России работают 8 государственных кризисных центров, в которых только в 1998 г. оказана помощь почти 5 тыс. женщинам и более тысячи семей. Кроме того, в России действует более 30 центров помощи женщинам, подвергшимся насилию, организованных общественными организациями и осуществляющих свою работу в тесном контакте с соответствующими государственными службами.

Изменение отношения к проблеме насилия в семье, изучение ситуации и поиск путей ее решения, объективная потребность в новых механизмах поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обусловили необходимость внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Был разработан и принят Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", который создал правовую основу для формирования социального обслуживания, в том числе семьи, женщин и детей. Внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, рассматривающие насилие в отношении женщин, включая семейное, как преступление против личности.

Необходимость объективной оценки масштабов распространения насилия в семье обусловила потребность в определении подходов к формированию статистики, отражающей насилие в. отношении женщин. В настоящее время идет проработка вопроса о включении показателей, характеризуют насилие в отношении женщин, включая семейное насилие, в гендерную статистику, разрабатываемую национальным статистическим агентством.

Новым и крайне важным для России пост-пекинского периода стало распространение такого явления, вывоз женщин и девочек за рубеж с целью торговли ими и сексуальной эксплуатации. С целью поиска решения данной проблемы в 1997 г. вопрос о борьбе с торговлей женщинами н девочками для целей проституции за рубежом рассматривался на заседаниях Комитета по безопасности Государственной Думы. Данная проблема обсуждалась на семинарах с неправительственными организациями, проводились консультации с привлечением отечественных и зарубежных специалистов, представителей заинтересованных органов законодательной и исполнительной власти, широкой общественности. Принятые решения направлены на активизацию работы соответствующих государственных структур и общественных организаций по подготовке соглашений со странами, принимающими российских женщин и странами, через которые происходит вывоз женщин за рубеж.

 

Глава 4.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ходе подготовки к Четвертой Всемирной конференции по положению женщин в России был в целом сформирован национальный механизм улучшения положения женщин.

Структуры национального механизма были созданы в органах исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, соответствующих структурах органов власти субъектов Российской Федерации.

За 1995-1999 гг. продолжалась работа по укреплению национального механизма улучшения положения женщин, обеспечения равных прав и равных возможностей, ликвидации дискриминации в отношении женщин, охватывающего все уровни и ветви власти в Российской Федерации.

В целях реализации Пекинской платформы действий, в России был рассмотрен вопрос о повышении статуса межведомственного органа - Комиссии по вопросам улучшения положения женщин. С 1996 г. ее возглавляет заместитель председателя Правительства Российской Федерации, курирующий социальные вопросы.

В 1999 г. при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образована Комиссия по делам женщин, в задачи которой входит внедрение гендерных подходов в работу Совета Федерации, информирование членов Совета Федерации об основных проблемах в области улучшения социально-экономического положения женщин, проведение гендерной экспертизы решений, принимаемых Верхней Палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

В течение 1995-1996 гг. при Правительственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах, возглавляемой заместителем председателя, работала рабочая группа по содействию занятости женщин. Группа анализировала ситуацию с занятость женщин, участвовала в подготовке решений по организации работы по содействию занятости в тех регионах, где ситуация становилась критической.

В целях расширения возможностей и направлений социального партнерства, привлечения негосударственного сектора к решению наиболее остро стоящих проблем, при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации с 1997 г. работает постоянно действующий Круглый стол женских общественных объединений и некоммерческих организаций. Основными задачами Круглого стола являются осуществление координации деятельности по усилению взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций в обеспечении и защите прав женщин в рамках общечеловеческих демократических прав, поиск путей и форм социального партнерства государственных структур и неправительственных организаций в решении проблем социально-экономического положения женщин, создание единого информационного поля о деятельности неправительственных организаций, приоритетных сферах интересов и имеющихся возможностях для решения социальных проблем.

Важным элементом национального механизма стало проведение с участием государственных структур и неправительственных организаций всероссийских конференций и женских конгрессов, направленных на выработку стратегии и тактики действий по улучшению положения женщин: "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы" (1998 г.), "Женщины в политике, политика для женщин" (1995 г.), "Женщины за социальную безопасность и устойчивое развитие" (1996 г.), "Предотвращение насилия в отношении женщин в семье" (1998 г.) и др. Решения, принимаемые на этих конференциях и конгрессах, были направлены на активизацию работы правительственных структур и неправительственных организаций на решение наиболее остро стоящих проблем женщин, обеспечение гендерного равенства, учет интересов женщин при принятии решений.

 

Глава 5.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЖЕНЩИН

Проведение Четвертой Всемирной конференции по положению женщин явилось, с одной стороны, мощным импульсом для формирования некоммерческого сектора, а с другой, - предпосылкой для развития взаимоотношений государственных структур и общественных объединений и некоммерческих организаций на принципах социального партнерства, позволяющего объединенными усилиями решать наиболее сложные социальные проблемы.

Результатом развития женского движения стало образование более 650 неправительственных организаций федерального и межрегионального уровней, объединяющих женщин для решения наиболее сложных задач, стоящих перед обществом. В субъектах России работают более 15 тысяч женских организаций городского и местного уровней.

Одним из направлений сотрудничества в практическом решении социальных проблем общества является предоставление грантов общественным объединениям для решения приоритетных социально-экономических проблем, привлечение общественных объединений и некоммерческих организаций в качестве соисполнителей для реализации федеральных целевых программ, например, таких как "Дети России" и "Молодежь России".

Общественные объединения на конкурсной основе предоставляют проекты и программы, направленные на реализацию конкретных мероприятий по решению проблем детства, включая такие, как адаптация и реабилитация детей инвалидов, организация и обеспечение социальными услугами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства и безнадзорности, поддержка талантливых детей и подростков.

Государство строит свою работу с общественными организациями на основе договоров о совместной деятельности, протоколов о намерениях, принимает участие в акциях и мероприятиях, проводимых женскими неправительственными организациями, организует "круглые столы" по различным вопросам улучшения положения женщин и деятельности этих организаций. Наиболее законченной формой взаимодействия органов власти и общественности являются соглашения о социальном партнерстве.

Вопросам развития социального партнерства были посвящены Национальная конференция "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы" (1998 г.), специальное заседание Комиссии по вопросам улучшения положения женщин, на которых особо подчеркивалось, что партнерство государственных структур и неправительственных организаций в решении наиболее остро стоящих социальных проблем является одним из основных условий развития гражданского общества, базисом для успешного внедрения новых социальных технологий.

 

Глава 6.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, НАПРАВЛЕННОЕ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

Один из резервов осуществления Платформы действий - дальнейшая активизация международного сотрудничества для поддержки планов и программ улучшения положения женщин.

В настоящее время Программа развития ООН, Детский фонд ООН, Фонд ООН для развития в интересах женщин, Фонд ООН в области народонаселения оказывают определенную поддержку женским проектам и инициативам в России. Однако гендерная составляющая в социальных программах Международного валютного фонда и Всемирного банка остается до сих пор незначительной.

В России поддержку со стороны программ и фондов ООН получают в основном проекты и инициативы, направленные на решение вопросов охраны репродуктивного здоровья населения и планирования семьи, предотвращение насилия в отношении женщин и борьбу с их незаконным вывозом за рубеж с целью сексуальной эксплуатации.

Однако, для России не менее важна поддержка проектов, направленных на создание рабочих мест для женщин, развития женских предпринимательских инициатив, обучение женщин менеджменту, продвижение женщин на руководящие посты.

Международное содействие должно быть ориентировано, прежде всего, на реализацию задач, поставленных в Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации и Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе.

В рамках дальнейшего сотрудничества на международном уровне важно предпринимать дополнительные усилия, направленные на дальнейшее развитие международной и национальной законодательно-правовой базы, регламентирующей положение женщин на рынке труда, проведение гендерной экспертизы российского трудового законодательства, разработку оптимальных моделей обеспечения равных возможностей на рынке труда, программ воспитания и обучения, начиная с детских дошкольных учреждений и школ, с учетом гендерных особенностей.

 

Глава 7.
ПРЕПЯТСТВИЯ В ДОСТИЖЕНИИ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Переход к рыночной экономике и построение правового государства значительно изменили условия жизни российских граждан. При этом часть россиян, в основном женщин, не сумела быстро приспособиться к происходящим в стране преобразованиям. В этих условиях особую значимость приобрела деятельность государства, направленная на социальную адаптацию, создание устойчивых компенсационных механизмов, обеспечивающих защиту и выживание населения с учетом специфических особенностей его разных социальных групп.

Вместе с тем, сложная экономическая ситуация, имеющая место в Российской Федерации, значительно ограничивает финансовые возможности решения проблем социально-экономического положения женщин, что не позволяет полностью реализовать стратегии, намеченные в Концепции улучшения положения женщин. Инерционный характер социальных процессов, существующий временной разрыв между принятием мер в интересах женщин и получением ощутимого качественного результата от их реализации, замедленные темпы формирования новых защитных механизмов в социальной и нравственно-духовной сферах, адекватных возникшим социально-экономическим явлениям, включая негативные, являются объективными факторами, сдерживающими прогресс в улучшении положения женщин, несмотря на принимаемые меры.

2. Трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом, недостаточный доступ женщин к финансовым, кредитным и имущественным институтам, собственности, земле, фактическое их отстранение от участия в приватизации, вымывание женщин из высокодоходных отраслей экономики в значительной степени снижают реальное использование равных возможностей, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

Кроме того, несмотря на в целом антидискриминационный характер российского законодательства, фактические гарантии, закрепленные в законодательных актах, реализуются не в полной мере. Существующая правовая система мер по защите прав женщин в значительной степени не соответствует нынешним экономическим реалиям и на практике трудно выполнима. Имеющие место факты нарушения законодательства Российской Федерации при приеме на работу и увольнении женщин, особенно беременных, сохраняющаяся высокой доля женщин среди официально зарегистрированных, трудности, связанные с созданием дополнительных рабочих мест при выводе женщин с работ с неблагоприятными условиями труда, снижают конкурентоспособность женщин на рынке труда и затрудняют их трудоустройство. В связи с этим женщины в условиях реформ не имеют равного с мужчинами "стартового потенциала" для включения в процессы общественного развития.

3. Уровень доходов почти трети российских женщин не превышает величину прожиточного минимума. Наибольший удельный вес работающих с заработной платой ниже прожиточного минимума складывается в социальных отраслях бюджетной сферы, где преимущественно заняты женщины. Продолжающаяся сегрегация в сфере труда и связанные с ней различия в уровне оплаты труда женщин и мужчин, обуславливают возможность феминизации бедности, вынуждают женщин искать дополнительные источники доходов, затрудняют их интеграцию во все сферы жизнедеятельности.

4. Исторически сложившаяся в Российской Федерации организация управленческой пирамиды, ориентированная преимущественно на мужчин, в настоящее время не отражает реально складывающийся сегодня баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин, возможность влияния женщин на дела общества, государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию развития гражданского общества и его демократизацию.

5. Несмотря на признание необходимости развития социального партнерства между государственными структурами и некоммерческими организациями при решении социальных проблем, отсутствие специального законодательства о социальном заказе сдерживает процессы партнерства, ограничивая возможности участия неправительственных организаций в реализации наиболее значимых государственных социальных программ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НОВЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

В Платформе действий определены двенадцать проблемных областей, которые вызывали беспокойство мирового сообщества на рубеже двадцать первого века.

Сегодня можно определить еще несколько новых приоритетных целей, которые предстоит решить в следующем тысячелетии. Это - женщины и глобализация экономических процессов, женщины и социальная безопасность, женщины и информационные технологии, женщины и биоэтика.

Глобализация мировой экономики открывает новые возможности для женщин, но, одновременно, может привести к возникновению новых дискриминирующих факторов. С одной стороны, научно-техническая революция и демократизация общественной жизни открывают новые перспективы для оптимизации жизнедеятельности женщин, реализации их социальных прав, с другой - реформация экономики обостряет негативные стороны, с которыми чаще всего сталкиваются именно женщины: проблемы занятости, феминизации бедности и пр.

Обеспечение социальной безопасности означает защиту жизни человека и создание условий для полной реализации его социальных прав и свобод. Учитывая, что для женщин это наиболее актуально, особенно в условиях рыночных преобразований экономики, данная проблема характерна для многих стран и может быть предметом обсуждения на мировом уровне.

Полноправное участие женщин в развитии новых информационных технологий, разработка норм и стандартов в области биоэтики позволят женщинам не только полноправно пользоваться достижениями научно-технического прогресса, но и активно влиять на его морально-нравственные и этические характеристики.


документы по правам женщин