Национальный доклад
|
|
4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКТОРОМ | Международное сотрудничество России в посткаирский период
было направлено на решение задач, вытекающих из Программы действий Каирской
конференции применительно к специфическим особенностям и приоритетам России
в области народонаселения и развития.
Это сотрудничество охватывало как межгосударственное взаимодействие по двусторонней линии - разработку и реализацию региональных инициатив и договоренностей, так и активизацию отношений с многосторонними организациями, в том числе, системы ООН, включая оперативные фонды и программы (ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ПРООН), УВКБ, МОТ и другие подразделения системы ООН. Данное сотрудничество включало реализацию проектов и программ, преимущественно ориентированных на обмен опытом и совместное решение схожих задач (особенно это актуально для взаимодействия со странами СНГ), а также привлечение донорского содействия (как финансового, так и технического), включая передовую экспертизу и опыт, в поддержку и в дополнение к отечественным усилиям по ликвидации демографического кризиса, выправлению общей социальной ситуации и продвижению к устойчивому развитию. Приоритетными областями для привлечения содействия по международным каналам являются снижение смертности, улучшение здоровья населения, в том числе репродуктивного, регулирование внутренней и внешней трудовой миграции, пропаганда здорового образа жизни для всех социально-демографических групп населения, социальная защита и поощрение родительства. Международное сотрудничество в области охраны репродуктивного здоровья осуществляется при поддержке ЮНФПА, ВОЗ, Международной федерации планирования семьи, Европейского сообщества, Агентств Международного развития США, Швеции (ЗЮА), Фонда Ноу-хау (Великобритания) и др. В рамках проектов, поддерживаемых этими и другими международными организациями, осуществляются меры, направленные на улучшение организации и методики обеспечения деятельности в области планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья, подготовку кадров специалистов, создание и поддержку деятельности молодежных центров - новых структур, целью которых является охрана репродуктивного здоровья населения, подростков и молодежи. С 1993 года Российская Федерация официально стала страной - получателем помощи по линии ЮНФПА Основные направления деятельности данного фонда в России в основном предусматривают охрану репродуктивного здоровья населения, в том числе подростков, планирование семьи, создание условий для безопасного материнства и родительства, профилактику ВИЧ/ СПИДа и заболеваний, передающихся половым путем. За истекший период при финансовом содействии ЮНФПА был реализован ряд проектов, таких как издание Демографического журнала. исследование рынка контрацептивов в Свердловской области. В 1997 году по просьбе Правительства Российской Федерации ЮНФПА организовал визит специальной миссии для изучения ситуации и оценке потребностей в области народонаселения с последующей публикацией итогового доклада о перспективах и возможностях развития и приоритетных направлениях работы Фонда ООН по народонаселению в России. В 1998 году в рамках содействия Правительству Российской Федерации в осуществлении мероприятий в области репродуктивного здоровья и планирования семьи была оказана помощь беженцам в Ставропольском крае, приобретены наглядные средства для системы здравоохранения, организован цикл радиопередач и круглый стол с участием региональных представителей на тему охраны репродуктивного здоровья, оказана финансовая поддержка при публикации различных материалов, а также обеспечено участие российских экспертов в области демографии и народонаселения на международных конференциях, спонсируемых ЮНФПА. Совместно с Российской Ассоциацией "Планирование семьи", имеющей свои структурные подразделения в 50 регионах Российской Федерации, реализуется проект, направленный на формирование установок у молодежи к здоровому образу жизни, повышение информированности в вопросах репродуктивного здоровья и планирования семьи, профилактику распространения болезней, передаваемых половым путем. В Республике Саха (Якутия) при финансовом содействии ЮНФПА реализуется проект "Улучшение услуг в области охраны репродуктивного здоровья", направленный на поддержку безопасного материнства и охрану репродуктивного здоровья. ЮНФПА в истекший период финансировались проекты, реализуемые некоммерческими организациями и направленные на раэвитие информационных технологий по работе с женщинами, организации обучающих семинаров и занятий, связанных с охраной здоровья женщин, развитием навыков оказания услуг для беременных женщин. В настоящее время Правительство Российской Федерации совместно с ЮНФПА прорабатывает трехлетний проект, предполагающий создание целостной системы служб и учреждений, обеспечивающих охрану репродуктивного здоровья граждан. В 1994-1998 годах осуществлялся ряд проектов по двусторонним и многосторонним линиям, в частности, проект по репродуктивному здоровью женщин в рамках межправительственного договора с США при финансовой поддержке Агентства США по международному сотрудничеству. Цель данного проекта - снижение высокого уровня материнской смертности и заболеваемости за счет снижения числа абортов, повышения знаний и распространения современных методов контрацепции. В рамках реализации проекта в течение 1995-1998 гг. на 6 пилотных территориях созданы демонстрационные центры для отработки технологии оказания медицинской помощи семьям по вопросам охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, профилактики абортов. На этих базах осуществляется подготовка кадров для регионов, разработка методической и учебной литературы. Подготовленные в рамках проекта информационные материалы широко используются по каналам СМИ для образования и просвещения населения. На пилотных территориях по итогам проведенной работы отмечено значительное снижение числа абортов. При поддержке Всемирного банка реализовывался проект "Охрана здоровья матери и новорожденного ребенка", ставящий своей целью совершенствование технологии оказания медицинской помощи беременным и новорожденным детям с последующим внедрением на других территориях России. По его итогам значительно улучшились показатели акушерской службы, его результаты воплотились в новых методических документах, распространенных по регионам России. В России совместно с одной из американских женских больниц (МАГИ, Питсбург, США) осуществлен проект по созданию учебно-оздоровительных центров "Женщина и семья", организовано обучение специалистов по программе "Подготовленные роды и общее здоровье женщины" для 24 городов России. Со своей стороны российские организации содействовали распространению передовых отечественных методик для помощи другим странам. Например, в течение 1998 года осуществлялся проект по обучению специалистов в области планирования семьи из стран СНГ (Таджикистан, Украина, Армения) на базе Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (финансирование за счет средств ЕРБ ВОЗ). Значительную поддержку в реализации социальных программ, направленных на решение проблем семьи и детей. оказывает ЮНИСЕФ. Основные направления деятельности данного фонда в Российской Федерации - борьба с детской смертностью, обеспечение нормального развития детей, работа в сферах здравоохранения, питания, начального образования, защиты прав ребенка, оказание чрезвычайной помощи пострадавшим от стихийных бедствий и военных конфликтов. В 1993 - 1994 гг. за счет целевого взноса в ЮНИСЕФ Правительства Канады России была оказана поддержка в виде товарных поставок для детских больниц, клиник и роддомов (жизнеспасающие лекарства, вакцины, медоборудование, включая оборудование для холодовой цепи при вакцинации). ЮНИСЕФ оказывал помощь России в подготовке Национального плана действий в интересах детей, реализации федеральной программы "Вакцинопрофилактика", проведении экспериментального проекта по йодированию хлеба, подготовке информационно-пропагандистских изданий по здоровому образу жизни семьи и ребенка. ЮНИСЕФ оказывал поддержку в вакцинации детей в Северо-Кавказском регионе, в том числе поставил в медучреждения полиомиелитную вакцину для проведения иммунизации, содействовал в реализации программы грудного вскармливания детей. С 1997 г. при поддержке ЮНИСЕФ в Российской Федерации начата реализация совместного пилотного проекта в пяти регионах по введению института уполномоченного по правам ребенка. который в настоящее время расширяется. В 1998 году ЮНИСЕФ поставлены лекарственные средства и медицинское оборудование для укрепления потенциала медицинских учреждений Ставропольского края, обслуживающих беженцев и вынужденных переселенцев При финансовом содействии ЮНИСЕФ в Российской Федерации подготовлен и издан учебно-информационный модуль для специалистов соответствующих органов здравоохранения по вопросам поддержки грудного вскармливания. ЮНИСЕФ оказывал методическую и финансовую поддержку государственным и неправительственным организациям, занимающимся решением проблем ВИЧ-инфицированных, больных наркоманией и токсикоманией. В настоящее время готовится проект программы сотрудничества ЮНИСЕФ и Российской Федерации на 1998-1999гг., в частности, предусматривающий дальнейшее развитие института уполномоченного по правам детей, оказание гуманитарной чрезвычайной помощи, реализацию программы "Дети улицы" для отработки механизмов профилактики безнадзорности, а также улучшения положения детей с ограниченными возможностями, поддержке различных типов приемных семей Будет продолжена деятельность ЮНИСЕФ по мониторингу положения детей и семей с детьми, информационно-пропагандистская деятельность. Идет конструктивная работа по подготовке к подписанию Соглашения о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и ЮНИСЕФ. Для решения проблем, связанных с миграцией населения в России развивались контакты и деловое сотрудничество с миграционными ведомствами ряда государств, международными организациями и неправительственными объединениями. Его цели: - защита прав мигрантов, в том числе путем совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в области миграции: - использование опыта экспертных, финансовых и иных возможностей партнеров в деле реализации Федеральной миграционной программы и программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", - предупреждение и пресечение незаконной миграции, - укрепление технического потенциала и повышение профессиональной подготовки кадров ФМС России и ее территориальных органов. Международная помощь вынужденным мигрантам осуществляется через Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Международную организацию по миграции (МОМ), Международный красный крест и др. Эти организации помогают осуществить эвакуацию населения из зон острых конфликтов, обеспечивают гуманитарную помощь, помогают обеспечить беженцев питанием, жильем и т.д. Проведенная в Женеве в мае 1996 года Региональная Конференция по беженцам, недобровольно перемещенным лицам, другим формам недобровольных перемещений в странах СНГ и соответствующих соседних государствах приняла программу действий, где определены основные направления и приоритеты международной помощи странам СНГ в области вынужденной миграции на период 1996-2000 гг. Однако, необходимо признать, что международное сообщество, прежде всего, в лице стран-доноров, проявляет сдержанность в вопросе финансовой поддержки претворения в жизнь данной программы. За период 1992 - 1998 гг. Российской Федерацией подписаны двусторонние Соглашения о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Латвией, Таджикистаном, Туркменией. Эстонией (все Соглашения, кроме Соглашения с Казахстаном, российской стороной ратифицированы). Главной целью этих Соглашений является обеспечение прав граждан СНГ на свободный (добровольный) выбор места проживания путем межгосударственного регулирования миграционных процессов. Российская Федерация стала участником Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества независимых государств (СНГ) в борьбе с незаконной миграцией (1998 г.). В 1992 - 1998 гг. Российская Федерация заключила двусторонние договоры в области международной трудовой миграции с Вьетнамом, Китаем, Польшей, Словакией, Чехией. Финляндией, ФРГ. Швейцарией, Арменией, Беларусью, Киргизией, Молдовой, Украиной, а также участвует в многостороннем соглашении государств-участников СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (1994 г.). В апреле 1998 года Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ одобрил концепцию формирования Общего рынка труда государств-участников СНГ. Происходящие в России рыночные реформы потребовали совершенствования и изменения прежних подходов и методов организации сбора статистической информации по кругу социально-демографических проблем. За последние годы значительно расширилось взаимодействие России с международными организациями (Статистическая комиссия ООН, ЕЭК ООН. ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ЮНДП, ЭСКАТО, МОТ, ВОЗ и др.) и национальными статистическими службами. Осуществляется реализация проектов с рядом европейских стран в рамках выполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС В частности, совместно с Нидерландами проводится разработка системы мониторинга и прогнозирования населения РФ при переходе к рыночной экономике. В соответствии с кредитом Всемирного Банка разрабатываются мероприятия по совершенствованию обработки демографической статистики с целью оптимизации информационных потоков по статистике населения. Российская Федерация имеет международные обязательства по представлению и распространению статистической информации, в частности, в связи с подготовкой к присоединению Российской Федерации к Специальному стандарту распространения данных МВФ (которые включают и требования по представлению демографических данных). В рамках сотрудничества с Фондом SIDA в 1998 году организован обмен опытом работы российских и шведских специалистов в области гендерной статистики, создания и развития сети Кризисных центров помощи женщинам. При содействии Фонда SIDA (Швеция) проведены семинары в Москве и Стокгольме. Сотрудничество с Фондом SIDA продолжается по изучению и обмену опытом работы в области планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья и др. В 1999 году в связи с проведением Международного года пожилых людей начата реализация программы обучения социальных работников, занятых предоставлением социальных услуг пожилым людям. В октябре 1998 года в Москве проведена российско-американская конференция "Предотвращение насилия в семье в отношении женщин" с целью повышения информированности общественности о проблемах насилия в отношении женщин в семье и обмен опытом работы по его предотвращению. Для 1994 - 1998 годов характерно развитие взаимоотношений государственных структур и общественных объединений и некоммерческих организаций на принципах социального партнерства. Сотрудничество и взаимодействие включает в себя следующие направления совместной работы: участие в разработке и реализации государственной социальной политики, содействие решению наиболее остро стоящих социальных проблем, оказание социальных услуг населению. В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "Об общественных объединениях" и статьей 18 Закона Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", государство оказывает поддержку общественным объединениям и некоммерческим организациям через целевое финансирование отдельных общественно-полезных программ, заключение договоров на выполнение работ и предоставление услуг, а также в виде социального заказа на выполнение различных государственных программ на конкурсной основе. Формы совместной деятельности органов исполнительной власти и общественных объединений разнообразны. Работа осуществляется на основе договоров о совместной деятельности, протоколов о намерениях, участия в совместных акциях и мероприятиях. Наиболее законченной формой взаимодействия, социального партнерства органов власти и общественности являются соглашения о социальном партнерстве. Одним из направлений сотрудничества в практическом решении социальных проблем общества является предоставление грантов общественным объединениям для решения приоритетных социально-экономических проблем. Одним из приоритетных направлений социального партнерства является поддержка и привлечение общественных объединений и некоммерческих организаций в качестве соисполнителей для реализации федеральных целевых программ, например, таких как "Дети России" и "Молодежь России". Общественные объединения на конкурсной основе представляют проекты и программы, направленные на реализацию конкретных мероприятий по решению проблем детства, включая такие, как адаптация и реабилитация детей-инвалидов, организация и обеспечение социальными услугами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства и безнадзорности, поддержка талантливых детей и подростков. |