Национальный доклад
|
|
3. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | Миграция населения - один из самых сложных социально-экономических
процессов, подверженный воздействию комплекса политических, экономических,
социальных отношений.
Миграция населения в России в настоящее время выполняет важную роль, смягчая процессы депопуляции в стране, и влияет на перераспределение населения между отдельными частями страны. На миграцию оказывают влияние глобальные процессы, связанные с распадом СССР и образованием на его месте новых независимых государств, изменением экономической системы и либерализацией общественно-политической жизни в стране. На постсоветском пространстве произошла трансформация межреспубликанской (внутренней) миграции в межгосударственную (внешнюю) После распада СССР за пределами России оказалось около 25 млн. русских и несколько миллионов представителей других коренных народов Российской Федерации Значительная часть зарубежных соотечественников переселяется в Россию, и этот процесс будет определять миграцию со странами нового зарубежья на обозримую перспективу. В последние годы в межреспубликанском (межгосударственном) миграционном обмене продолжали развиваться тенденции, характерные для начала 90-х годов. Выезд российского населения в страны СНГ и Балтии сократился более чем в 1,7 раза (с 232 тыс. человек в 1994 г. до 133 тыс. в 1998 г.) С 1994 г. из этих стран в Россию въехало около 3.7 млн. человек, среди которых русских было более 60% (2,3 млн. человек). Межнациональные вооруженные конфликты на территории бывшего СССР в конце 1980-х - начале 1990-х годов, отсутствие или несовершенство законодательства в области основных прав и свобод граждан, создающее возможность дискриминации лиц некоренной национальности в большинстве государств, возникших на его месте, положили начало массовой вынужденной миграции населения в Россию. С 1992 года в Российской Федерации было зарегистрировано свыше 1,4 млн. вынужденных переселенцев и беженцев, из них более 200 тыс. - из регионов России с нестабильной общественно-политической обстановкой По мере адаптации и обустройства вынужденных переселенцев и беженцев на новом месте жительства. они утрачивают указанный статус. На начало 1999 г в Российской Федерации численность зарегистрированных вынужденных переселенцев и беженцев составила 1,1 млн. человек. В последнее время численность ежегодно регистрируемых вынужденных переселенцев и беженцев в России неуклонно сокращается (с 254,5 тыс. человек в 1994 г. до 118 тыс. человек в 1998 году). Миграция населения в Россию позволяет частично компенсировать естественную убыль населения России, вызванную превышением смертности над рождаемостью. За 1994 - 1998 гг. миграционный прирост населения России составил 2.3 млн. человек, что позволило почти на 60 % восполнить естественную убыль населения за тот же период Приток мигрантов из государств СНГ и Балтии оказывает положительное воздействие на демографическую ситуацию в России за счет молодой возрастной структуры переселенцев по сравнению с постоянным населением принимающих регионов. В последние годы миграционный приток в Россию из стран нового зарубежья сокращается, что происходит как вследствие сокращения российских диаспор в этих странах, но в не меньшей степени в связи с ограниченными возможностями страны по приему и обустройству репатриантов. Свою роль играет и принятие в последние годы ряда законодательных и нормативных документов, определяющих направления и принципы государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом. Эмиграция из России на постоянное место жительства в страны, так называемого, дальнего зарубежья носит в значительной степени этнический характер. Она регулируется иммиграционными квотами принимающих стран и составляет около 100 тыс. человек ежегодно. Вызывает тревогу проблема "утечки умов", не в полной мере компенсируемая притоком мигрантов из государств нового зарубежья. В последние годы в связи с присоединением России к Конвенции ООН о беженцах 1951 г., "прозрачностью" российских границ со странами СНГ. отсутствием законодательства, регулирующего правовое положение иностранных граждан в России, получила развитие иммиграция в Россию выходцев из стран старого зарубежья, главным образом характеризующихся нестабильной общественно-политической обстановкой. Иммигранты в Россию подразделяются на три основных потока: экономические мигранты, ищущие в России заработков и работы, оставшиеся в России после истечения срока контрактов. заключенных еще в 80-е годы; политические иммигранты - беженцы и лица, ищущие убежища в России, транзитные мигранты. для которых Россия - перевалочный пункт на пути в развитые западные страны. Некоторая часть иммигрантов из стран дальнего зарубежья, находящихся и вновь прибывающих в страну, ходатайствует о признании их беженцами, но лишь незначительная их доля может реально претендовать на получение такого статуса. Большая часть иммигрантов находятся в России нелегально По различным оценкам масштабы нелегальной иммиграции в Россию оцениваются от 700 тыс. до 4,5 млн. человек. В ряде регионов (крупнейшие города, приграничные территории, районы компактного проживания отдельных этнических групп) с нелегальной миграцией связано осложнение криминогенной и санитарно-эпидемиологической обстановки. Важное место в осуществлении мер по интеграции России в международный рынок труда занимают вопросы регулирования внешней трудовой миграции, составной частью которой является привлечение в Россию иностранной рабочей силы и направление российских граждан на работу за границу. В настоящее время официально регистрируемые объемы привлечения в Россию иностранной рабочей силы не превышают 300 тыс. человек в год. Наиболее острой проблемой при регулировании процессов внешней трудовой миграции является проблема нелегального импорта рабочей силы. прежде всего из государств-участников СНГ. Это связано, прежде всего, с отсутствием до настоящего времени необходимой законодательной базы и недостаточностью механизмов контроля за работодателями, использующими иностранную рабочую силу. Внутренняя миграция населения России играет исключительно важную роль. Несмотря на значительно сократившиеся в последние годы объемы, на нее ежегодно приходится 80-85% миграционных перемещений. С началом экономических реформ в России начался выезд населения из регионов Севера и Востока страны, до этого многие десятилетия притягивавших переселенцев из других регионов России и бывшего СССР. В ряде северных регионов сложившаяся в период экстенсивного экономического роста численность населения в настоящее время фактически является избыточной (учитывая сокращение рабочих мест и дороговизну содержания социальной инфраструктуры). Ухудшается демографическая структура населения северных регионов: из-за интенсивного оттока лиц трудоспособного возраста увеличивается доля пенсионеров. Сохранение на территории России очагов вынужденной миграции (Республика Чечня, район Осетино-Ингушского конфликта), дестабилизация обстановки в ряде регионов Северного Кавказа имеет для страны тяжелые социальные и экономические последствия. В результате ситуации, связанной с распадом СССР, хозяйственным кризисом и угрозой массовой безработицы в городах, резко сократилась миграция в города. В начале 90-х годов отмечался отток населения из городов в сельскую местность С 1994 года миграционные потоки из села в город восстановились Миграционный прирост сельского населения за 6 последних лет составил 542,8 тыс. человек, который в значительной мере обусловлен притоком из стран СНГ и Балтии. |