Национальный механизм улучшения
положения женщин в России.
|
ВведениеОсознание важной роли институциональных механизмов улучшения положения женщин и необходимости их создания относится еще к середине 70-х годов. Первая Всемирная конференция по положению женщин, проходившая в Мехико и ставшая важным событием 1975 года - Международного года женщины, дала правительствам четкие ориентиры в вопросе институциональных механизмов. С тех пор этот вопрос регулярно затрагивался в ходе мероприятий, проводившихся на международном уровне в целях обеспечения равенства, в частности в ходе Десятилетия женщины (1976-1985 гг.), и на конференциях Организации Объединенных Наций по положению женщин, состоявшихся в Копенгагене (1980 г.) и, особенно, в Найроби (1985 г.). Однако только в Платформе действий, принятой на IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.), вопрос институциональных механизмов был поставлен на первый план в качестве одной из ее основных составляющих. Если в прежних документах основной задачей институциональных механизмов считалось улучшение положения женщин (в связи с чем изучались практически только вопросы, касавшиеся женщин), то Пекинская платформа действий открыла новую перспективу, расширяя сферу применения таких механизмов и придавая новый смысл их роли и функциям, рассматривая их в качестве катализаторов значительных политических изменений. В соответствии с этой Платформой национальные механизмы более не рассматриваются в качестве простых органов проведения конкретной политики, направленной на улучшение положения женщин; теперь "…их главная задача заключается в том, чтобы оказывать правительству в целом поддержку в деле учета гендерной проблематики во всех областях политики". Рассматриваемая таким образом роль институциональных механизмов значительно расширяется и углубляется, чего, по-видимому, трудно добиться на практике. В настоящее время институциональные механизмы находятся во многих странах на переходном этапе в том, что касается их характера, роли и функций. Наметилась тенденция к переходу от борьбы за улучшение положения женщин к обеспечению гендерного равенства, что предполагает деятельность в интересах как женщин, так и мужчин; кроме того, осуществляется переход от механизмов, выполняющих конкретные задачи и имеющих ограниченный мандат, в основном в социальной области, к механизмам более широкого профиля, чья политическая природа получает все более широкое признание. Декларация и Платформа действий, принятые на IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 г.) представителями 189 стран, отразили новые международные обязательства государств ликвидировать дискриминацию женщин и устранить препятствия на пути достижения равенства. Государства признали также необходимость обеспечивать гендерную перспективу в проводимой ими политике и программах. Платформа действий выделяет основные препятствия для продвижения женщин. Они объединены в 12 проблемных областей. Для их преодоления определены стратегические цели и действия, которые должны предпринять государства, международное сообщество, неправительственные организации и частный сектор до 2000 года. Создание эффективного национального механизма является одной из 12 приоритетных задач, сформулированных в Пекинской платформе действий и вызывающих особую озабоченность. Она предусматривает создание национального механизма как самостоятельного полномочного органа на самом высоком уровне. Национальный механизм должен иметь право оказывать прямое воздействие на формирование правительственной политики по вопросам улучшения положения женщин, участвовать в законотворческом процессе, иметь свой бюджет. Обсуждению институциональных механизмов улучшения положения женщин в странах, подписавших Платформу действий, была посвящена 43-я сессия Комиссии ООН по положению женщин (март 1999 г., Нью-Йорк). Следует отметить, что реализация государственной политики, направленной
на повышение социального статуса женщин, во многом зависит от эффективности
работы национального механизма по улучшению положения женщин. |