Перечень приложений
- Указ Президента №337 "О первоочередных задачах
государственной политики в отношении женщин" от 4 марта 1993 г.
- Постановление Правительства РФ № 6 "О концепции
улучшения положения женщин" от 8 января 1996 г.
- Концепция улучшения положения женщин в Российской
Федерации.
- Постановление Правительства РФ №599 "О Межведомственной
комиссии по вопросам улучшения положения женщин" от 17 мая 1996 г.
- Письмо В.В. Илюшину от неправительственных женских
организаций.
- Постановление Правительства №91 "О Комиссии
по вопросам улучшения положения женщин" от 28 января 1997 г.
- Постановление Правительства РФ №504 "Об утверждении
Положения о Комиссии по вопросам улучшения положения женщин и утверждении
ее соства" от 30 апреля 1997 г.
- Постановление Правительства №1522 "О составе
Комиссии по вопросам улучшения положения женщин" от 20 декабря 1998
г.
- Указ Президента Российской Федерации № 1005 "О
повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти
и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от
30 июня 1996 г.
- Резолюция Всероссийской конференции по положению
женщин "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы".
- Указ Президента Российской Федерации № 932 от 18
июня 1996 г. "О Национальном плане действий по улучшению положения
женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года".
- Постановление Правительства Российской Федерации
№ 1032 от 29 августа 1996 г. "Об утверждении Национального плана действий".
Приложение № 1
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 337
О первоочередных задачах государственной политики в отношении
женщин
В целях обеспечения одинаковых условий для фактического равноправия
женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной
жизни страны, свободного выбора самореализации женщин во всех областях
деятельности и в связи с принятыми Российской Федерацией обязательствами
по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин Организации Объединенных Наций п о с т а н о в л я ю:
1. Признать осуществление целостной государственной политики по улучшению
положения женщин одним из приоритетных направлений социально-экономической
политики государства.
- Центральным органам федеральной исполнительной власти, органам исполнительной
власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга исходить из необходимости
первоочередного решения следующих задач:
- обеспечение условий для реального участия женщин в деятельности государственных
органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной
политики на всех уровнях;
- создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации
права женщин на труд;
- обеспечение конкурентоспособности женщин на рынке труда путем расширения
их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления
отставания женщин-работниц по уровню квалификации и оплаты труда, организации
переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе
в связи с рождением детей и уходом за ними;
- поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплате труда
в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин;
- обеспечение права женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья
с учетом материнской функции;
- предоставление предусмотренных действующим законодательством социальных
гарантий для работающих женщин, независимо от формы собственности предприятий,
учреждений, организаций, в том числе при их ликвидации или реорганизации;
- организация и развитие социальных услуг, позволяющих родителям совмещать
выполнение родительских обязанностей с трудовой и общественной деятельностью,
в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу
за детьми.
2. Совету Министров - Правительству Российской Федерации:
- подготовить для внесения в установленном порядке в Верховный Совет
Российской Федерации предложения о включении в перечень важнейших проблем,
подлежащих программной разработке на федеральной уровне в 1993 году, федеральной
целевой программы "Женщины России";
- представить до 1 января 1994 г. Президенту Российской Федерации проект
Национального доклада о выполнении в России Конвенции о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин для его последующего внесения в Организацию
Объединенных Наций;
- образовать в месячный срок Национальный совет по подготовке к Всемирной
конференции женщин (Пекин - 1995 год).
3. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга
разработать и утвердить региональные программы по улучшению положения женщин.
4. В целях осуществления общегосударственной политики в отношении женщин,
укрепления семьи, обеспечения выживания, защиты и развития детей образовать
общественную Комиссию по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте
Российской Федерации.
5. Возложить контроль за исполнением настоящего Указа на Руководителя
Администрации Президента Российской Федерации.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин,
Москва, Кремль, 4 марта 1993 года
Приложение № 2
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 января 1996 г. № 6 г.Москва
О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации
Руководствуясь положениями Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин и итоговыми документами IV Всемирной конференции по
положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира"
(Пекин, сентябрь 1995 г.), Правительство Российской Федерации постановляет:
- 1. Утвердить прилагаемую концепцию улучшения положения женщин в Российской
Федерации.
- 2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить в пределах
своей компетенции реализацию основных положений концепции улучшения положения
женщин в Российской Федерации.
- 3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться
основными положениями концепции, улучшения положения женщин в Российской
Федерации при разработке социально-экономических мероприятий на региональном
уровне.
- 4. Образовать Межведомственную комиссию для обеспечения согласованных
действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по улучшению положения
женщин (далее именуется - Комиссия).
Назначить председателем Комиссии Министра социальной защиты населения Российской
Федерации Безлепкину Л.Ф.
- 5. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации в
3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект
положения о Комиссии и предложения по ее составу.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
Приложение № 3
КОНЦЕПЦИЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 января 1996 г. № 6
Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации (далее
именуется Концепция) определяет общую стратегию и приоритетные направления
государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа
равных прав и свобод и создания равных возможностей для женщин и мужчин
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными обязательствами
России и рекомендациями IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия
в интересах равенства, развития и мира" (Пекин, сентябрь 1995 г.)
с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России.
Концепция обсуждена и одобрена на Национальной конференции "Женщины
и развитие: права, реальность, перспективы" (Москва, 13-14 декабря
1994 г.)
Концепция основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой
частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической,
экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном
и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики
в области улучшения положения женщин в Российской Федерации.
Невостребованность в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение
здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывают наибольшее беспокойство
общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в
настоящее время.
В этой связи необходимо в первую очередь:
- содействовать соблюдению прав женщин в единстве с правами и основными
свободами человека;
- обеспечивать условия для полноправного участия женщин в принятии решений
на всех уровнях управления; содействовать обеспечению равных прав на рынке
труда; обеспечивать охрану здоровья женщин; добиваться недопущения и пресечения
насилия в отношении женщин.
Для решения отмеченных проблем следует:
- добиваться создания условий и правовых норм, необходимых для осуществления
на практике конституционного принципа равных прав и равных возможностей;
- использовать опыт, накопленный в различных регионах Российской Федерации;
- обеспечить координацию действий на федеральном, региональном и международном
уровнях.
1. ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ЖЕНЩИН, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОСОБУЮ
ОЗАБОЧЕННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами
человека.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации мужчины и женщины
имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Однако
эти конституционные положения пока нередко носят декларативный характер,
поскольку недостаточно разработана и эффективна система мер, обеспечивающих
их реализацию.
Формирование государственной социальной политики в отношении женщин
нередко имеет узкий ведомственный характер, не учитывает остроту и глубину
существующих в области положения женщин проблем.
Участие женщин в принятии решений на всех уровнях
В Указе Президента Российской Федерации от 4 марта 1993г. № 337 "О
первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин"
подчеркнута необходимость обеспечения условий для реального участия женщин
в деятельности государственных органов и общественных организаций.
При Президенте Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации
и Федеральном Собрании, на уровне субъектов Российской Федерации, в органах
местного самоуправления сформированы комиссии и комитеты по вопросам женщин,
семьи и детей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации женщинам обеспечен
равный с мужчинами доступ к государственной службе и участию во внешнеполитической
деятельности. Однако фактически женщины крайне незначительно представлены
в высших эшелонах государственной власти, на ответственных постах в производственной
и финансовой сферах, в ассоциациях предпринимателей.
На конец 1995 года численность женщин среди депутатов Федерального Собрания
составляла 11,4 процента, в том числе в Совете Федерации - 5,6 процента,
в Государственной Думе - 13,6 процента; среди руководителей федеральных
органов исполнительной власти насчитывалось три женщины, среди заместителей
руководителей - 12, среди глав администраций субъектов Российской Федерации
и крупных городов - около 22 процентов.
При явном преобладании женщин специалистов с высшим и средним специальным
образованием их доля среди руководителей предприятий незначительна. Среди
руководителей хозяйственных органов удельный вес женщин составляет 8-11
процентов, их заместителей 8 процентов, а в ряде отраслей (строительство,
транспорт) - менее 1 процента.
В Российской Федерации наблюдается рост гражданской активности женщин.
Динамично развивается процесс становления массовых женских организаций.
На начало 1995 года в Российской Федерации зарегистрировано более 400 различных
женских организаций, среди них 5 - имеют федеральный статус, 17 - международный,
остальные действуют на межрегиональном, региональном, городском, районном
уровнях.
Исторически сложившаяся, ориентированная преимущественно на мужчин организация
управленческой пирамиды не отражает реально складывающийся баланс общественных
сил, новые роли мужчин и женщин, возможности влияния женщин на дела общества,
государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию
развития общества и его демократизацию.
Обеспечение равных прав на рынке труда
В 1994 году в народном хозяйстве было занято 34,9 млн. женщин, что составляло
половину всего занятого в народном хозяйстве населения. К 2000 году число
работающих женщин по прогнозам возрастет на 1,6 млн. человек.
В ходе формирования рынка труда нарастают дискриминационные тенденции
в отношении женщин и падает их конкурентоспособность. Повышается риск потерять
работу, ослабевает защищенность в трудовой сфере, сокращаются возможности
получения нового места работы, профессиональной карьеры, повышения квалификации,
переобучения во многом из-за необходимости особой охраны труда и действия
социальных льгот, связанных с выполнением репродуктивной функции.
Концентрация женщин в традиционных секторах экономики, на относительно
низко оплачиваемой работе ведет к сохранению, а в ряде случаев к увеличению
разрыва в заработной плате мужчин и женщин. В среднем по народному хозяйству
заработная плата женщин почти на 1/3 ниже, чем у мужчин.
Растет число безработных женщин. По данным Федеральной службы занятости
России, на 1 июня 1995г. насчитывалось 1247,5 тыс. безработных женщин,
что составило 62,2 процента от общей численности безработных. Безработица
среди женщин имеет более продолжительный характер: при средней продолжительности
безработицы у официально зарегистрированных безработных граждан 6,10 месяца
средняя продолжительность безработицы у женщин составляет 6,29 месяца.
К концу 1995 года ожидается, что среднегодовая численность официально зарегистрированных
безработных в Российской Федерации (не считая вынужденно частично занятых)
составит 4 млн. человек, из них 2,2-2,4 млн. женщин.
Адаптация женщин к условиям рыночной экономики происходит со значительными
издержками, продолжается процесс снижения профессионального статуса женщин.
Число работниц, выполняющих работы низкой квалификации, более чем в два
раза превышает аналогичный показатель у мужчин.
Разрушение традиционной социальной инфраструктуры, сокращение числа
детских дошкольных и внешкольных учреждений, рост стоимости бытовых услуг
ведут к увеличению традиционно закрепленной за женщинами домашней работы.
Двойная нагрузка (на работе и дома) вызывает стресс и усталость, отрицательно
сказывается на здоровье женщин.
Охрана здоровья женщин
В 90-е годы в Российской Федерации складывается неблагоприятная демографическая
ситуация: снижается продолжительность жизни, падает рождаемость, высоки
уровни материнской и младенческой смертности.
Ухудшаются показатели здоровья населения, растет инвалидность, заболеваемость
болезнями социального неблагополучия туберкулезом, венерическими заболеваниями,
СПИДом и др.
Родовспомогательные учреждения из-за недостаточного финансирования зачастую
переходят на платное обслуживание беременных женщин и рожениц, не проводят
модернизацию оборудования, не имеют необходимых лекарственных средств,
что ведет к недоступности для многих женщин, рожениц и новорожденных получения
квалифицированной медицинской помощи.
Вызывает тревогу ухудшение структуры потребления продуктов питания,
что имеет неблагоприятные последствия для здоровья девочек, беременных
женщин и кормящих матерей.
Серьезной проблемой остается значительное количество произведенных абортов,
по числу которых Россия занимает одно из первых мест в мире. В 1994 году
было сделано 3,1 млн. официально зарегистрированных абортов, что почти
в два раза больше числа рождений. На каждую 1000 женщин фертильного возраста
в среднем в 1994 году приходилось 83,4 аборта.
Недостаточная социальная и правовая защищенность в сфере труда, отсутствие
надлежащего контроля за соблюдением правил и норм охраны труда и техники
безопасности (особенно в негосударственном секторе) негативно влияют на
здоровье работающих женщин. Ежегодно около 90 тыс. женщин (3 на 1000 работающих)
получают травмы на производстве, около 500 погибают.
На начало 1995 года на предприятиях промышленности, строительства, транспорта
и связи численность работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, составляла 4,03 млн. человек,
из них 1,2 млн. женщин. В сельском хозяйстве из-за низкого уровня механизации
трудоемких процессов высок процент женщин, занятых на тяжелых физических
работах (60-70 процентов в животноводстве, 80 процентов в промышленном
птицеводстве).
Одной из причин ухудшения состояния здоровья женщин является также отсутствие
в национальном менталитете установок, стимулирующих интерес к сохранению
здоровья, здоровому образу жизни.
Насилие в отношении женщин
Проблема насилия в отношении женщин не получила до сих пор должной оценки
и необходимого разрешения.
Насилие в отношении женщин имеет место во всех сферах жизнедеятельности,
включая работу и семью.
Наиболее ярко насилие в отношении женщин выражается в таких формах,
как принуждение к сожительству и проституции, изнасилования, бытовое насилие
и убийства на почве алкоголизма, наркомании, садизм, систематическое избиение
и психологическое насилие. Почти половине всех особо жестоких бытовых убийств
предшествует длительная конфликтная ситуация в семье.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 1994 году
зарегистрировано 565,3 тыс. преступлений, потерпевшими в которых являлись
женщины. Это на 70 процентов больше, чем в 1993 году. При этом в 39,6 тыс.
случаев преступления совершены вследствие ревности, ссор и иных бытовых
причин, что более чем в 2 раза превышает этот показатель в 1993 году. Статистика
свидетельствует 06 усилении напряженности внутрисемейных отношений, о росте
конфликтных ситуаций в семьях.
В 1994 году было зарегистрировано 13,9 тыс. случаев изнасилований и
покушений на изнасилование, что на 3,5 процента меньше, чем в 1993 году.
При этом органами внутренних дел раскрыто 84 процента таких преступлений
(в 1993 году - 81,5 процента).
Официальная статистика не отражает реальной картины преступлений в отношении
женщин. В силу различных причин пострадавшие зачастую воздерживаются от
обращения в правоохранительные органы.
Зарегистрированное число осужденных за принуждение женщин к вступлению
в половую связь лицом, в отношении которого женщина являлась зависимой
материально или по службе, а также за принуждение женщины к вступлению
в брак ежегодно не превышает двух - трех десятков человек (хотя в реальной
жизни число таких случаев больше). Девушки и молодые женщины все чаше становятся
объектами похищений и перепродажи в притоны разврата, жертвами сексуальных
домогательств на рабочих местах.
Сложным остается положение женщин в чрезвычайных условиях межнациональных
и военных конфликтов, а также женщин беженцев и вынужденных переселенцев.
Трудности с нахождением работы, приобретением
жилья, риск разрушения семьи, особенно в смешанных браках, в связи с
гибелью супруга лишают их средств к существованию, вынуждают к поиску источников
доходов, часто незаконных. Нередко они становятся жертвами преступлений,
включая сексуальное насилие и эксплуатацию.
Рост насилия в отношении женщин обусловлен ухудшением криминогенной
обстановки.
Ослаблено нравственное воспитание в семье, школе, коллективе и обществе
в целом. В средствах массовой информации пропагандируется эксплуатация
женской сексуальности, обнаженного женского тела.
Отсутствие соответствующего законодательства, неэффективная работа правоохранительных
органов, отсутствие государственной статистики не позволяют реально оценить
масштабы такого явления, как проституция. Недостаточная морально-нравственная
оценка этого явления, особенно в средствах массовой информации, ведет к
росту числа женщин, занимающихся проституцией, несмотря на ее безнравственность.
II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Для решения задач, предусмотренных в концепции, необходимо:
а) в области соблюдения прав женщин в единстве с правами и основными
- свободами человека:
- провести экспертизу законодательства Российской Федерации, разработать
предложения по обеспечению соответствия законодательства Российской Федерации
о правах женщин международным стандартам о правах человека;
- разработать критерии и подходы к оценке дискриминации в отношении женщин;
- провести анализ действующего механизма контроля за соблюдением Конвенции
ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и других международных
правовых актов и законодательства Российской Федерации о правах женщин;
- обеспечить в полном объеме выполнение рекомендаций, содержащихся в
Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, соответствующих
конвенциях Международной организации труда;
б) в области содействия участию женщин в принятии решений на всех уровнях:
- организовать в средствах массовой информации широкую информационную,
пропагандистскую работу, ориентированную на активизацию участия женщин
в социально-экономических преобразованиях, увеличение их числа в органах
власти;
- добиваться участия женщин в принятии решений на всех уровнях, формирования
новых нравственных норм, направленных на широкое вовлечение женщин в общественные
движения, на участие женщин в составе представительных и исполнительных
органов власти всех уровней;
- организовать подготовку женщин к участию в политической, государственной
деятельности и управлении; разработать соответствующие программы подготовки
и переподготовки женщин, а также формировать резерв кадров женщин для работы
в органах управления различного уровня;
- проводить на регулярной основе сбор, анализ и распространение статистических
данных об участии мужчин и женщин в государственной и общественной жизни
на федеральном, региональном и международном уровнях;
- обеспечить доступ женщин ко всем видам деятельности на государственной
службе, не ограничиваясь секторами, в которых женщины традиционно заняты
(образование, здравоохранение, социальные службы);
- шире привлекать женщин-дипломатов к работе в загранаппарате. в том
числе в постоянных представительствах России при ООН и других международных
организациях; рассмотреть вопрос об увеличении числа женщин - послов Российской
Федерации;
- обеспечивать поддержку деятельности женских, молодежных, профсоюзных
и других организаций, выступающих с инициативами об улучшении положения
женщин и выдвигающих способных и компетентных в профессиональном отношении
женщин в различные органы власти на всех уровнях;
- разработать и реализовать программы правового просвещения женщин, разъясняющие
женщинам их права и основные свободы, предоставленные как законодательством
Российской Федерации, так и международными договорами, признанными Российской
Федерацией;
- добиваться объективного освещения в средствах массовой информации подлинной
роли женщин в экономической, социальной и политической жизни,
- широко освещать ход выполнения в России Конвенции ООН о ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин и других актов о правах женщин,
а также опыт зарубежных стран в этой области;
в) в области содействия обеспечению равных прав и равного обращения
на рынке труда:
- добиваться установления фактического равенства прав и возможностей
женщин и мужчин на рынке труда, обеспечения условий для повышения конкурентоспособности
женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
- проанализировать современное положение женщин на рынке труда в условиях
социально-экономического кризиса;
- оценить результаты применения ратифицированных Российской Федерацией
конвенций Международной организации труда, касающихся проблем трудящихся
женщин;
- привести законодательство Российской Федерации в соответствие с международными
правовыми договорами о равенстве возможностей и обращения в сфере занятости,
провести оценку политики равных прав и возможностей мужчин и женщин их
рынке труда и имеющихся нормативных правовых актов (найм, увольнение, профессиональный
рост);
- разработать механизмы их эффективного применения;
- разработать законодательные акты, предусматривающие экономические стимулы
и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателя в приеме
на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного
рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
- усилить государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства
о правах и гарантиях работающих женщин; предусмотреть систему санкций за
нарушение законодательства и допущение дискриминации в отношении женщин;
- совершенствовать механизмы поддержки существующих и создания новых
рабочих мест для женщин с широким привлечением государственного и частного
инвестирования проектов. При разработке государственной социально-экономической
политики учитывать развитие и поддержку отраслей с преимущественной занятостью
женщин (легкая, текстильная промышленность, приборостроение и пр.). Способствовать
организации дополнительных рабочих мест в сфере социальных услуг и обслуживания
населения;
- совершенствовать формы и методы социальной поддержки различных категорий
женщин в обеспечении их занятости, включая развитие активных форм, ориентирующих
на самостоятельное решение проблем. Добиваться развития систем содействия
и контроля за расширением участия женщин в малом и семейном предпринимательстве,
включая предоставление льгот по налогам, кредиту и страхованию данных сфер;
- разработать федеральные и региональные программы развития малого и
семейного бизнеса, различных форм самозанятости. Создать систему "бизнес-
инкубаторов", где обучение основам предпринимательства сочетается
с психологической подготовкой, проведением экспертизы проектов организации
собственного дела и последующей помощью в виде временного освобождения
от налогов, льготного кредитования, обеспечения оборудованием, сырьем.
предоставления помещений и т.п. Расширять системы консультирования и профессиональной
ориентации женщин, желающих основать свое дело, и оказывать содействие
в практической реализации программ, получивших положительные отзывы специалистов;
- укреплять систему профессионального обучения, дообучения, переобучения
женщин, повышения та квалификации, создавать условия для профессиональной
реадаптации, повышения квалификации или переобучения женщин, имеющих перерывы
в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпусков по беременности
и родам и уходу за ребенком;
- наладить постоянную гендерную экспертизу правовых норм, регулирующих
трудовые отношения и исключающих дискриминацию по полу и возрасту. Разрабатывать
меры по реализации принципа равной оплаты за равный труд и работу равной
ценности, преодолению разрыва в оплате труда между отраслями с преимущественной
занятостью мужчин и женщин. Осуществлять государственную поддержку научных
разработок в области гендерных исследований, а также пропаганду научных
знаний по проблемам роли и статуса женщины в обществе, взаимоотношений
женщин и мужчин;
- всемерно поддерживать сохранение и развитие сети дошкольных и внешкольных
учреждений, учреждений социального обслуживания, доступных для всех типов
семей;
- осуществлять постоянный мониторинг положения женщин на рынке труда;
разработать критерии оценки влияния экологических факторов и условий труда
на здоровье женщин (включая репродуктивную функцию), работающих на предприятиях
и в организациях всех форм собственности. Осуществлять меры по усилению
охраны труда женщин, особенно женщин, занятых в сельском хозяйстве;
- создавать условия дм обеспечения занятости женщин с пониженной конкурентоспособностью
(инвалидов, многодетных матерей, глав неполных семей, жен военнослужащих
и других). Разработать систему мер, стимулирующих работодателя к использованию
труда и приему на работу слабозащищенных категорий населения. Гарантировать
этим категориям правовую защиту в случае ущемления их трудовых прав;
г) в области обеспечения охраны здоровья женщин:
- добиваться укрепления здоровья женщин, создания условий для реализации
женщинами репродуктивных прав, безопасного материнства, в том числе в рамках
федеральной программы "Безопасное материнство". Развивать систему
охраны репродуктивного здоровья женщин, первичного медико - санитарного
обслуживания с учетом особенностей состояния здоровья женщин разных возрастов.
Расширять специализированную медицинскую помощь женщинам и девочкам:
- обеспечить необходимый минимальный уровень потребления продуктов питания,
в том числе для беременных, кормящих матерей, по доступным ценам;
- обеспечивать государственную гарантию бесплатной медицинской помощи
женщинам и детям;
- способствовать разработке и внедрению современных медицинских технологий,
обеспечивающих рождение здоровых детей, профилактику инвалидности, выхаживание
недоношенных детей, а также безопасные аборты. Разрабатывать программы
по проблемам профилактики ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний,
затрагивающих репродуктивную систему;
- добиваться сокращения числа абортов путем реализации государственной
программы "Планирование семьи". Наладить высококачественное санитарное
просвещение, особенно среди подростков, по вопросам полового воспитания,
безопасного материнства, профилактике заболеваний, передающихся половым
путем;
- обеспечить развитие отечественной медицинской промышленности на основе
программ конверсии, производство медицинской техники, изделий медицинского
назначения для службы материнства и детства;
- поддерживать проведение научно-исследовательских работ в области обеспечения
здоровья женщин, включая разработку критериев качества и эффективности
медицинской помощи, мониторинг состояния плода и разработку методов коррекции
выявленных нарушений, диагностику и лечение внутриутробных инфекций, пренатальную
диагностику врожденной и наследственной патологии. Поддерживать проведение
профилактических. эпидемиологических и медицинских исследований по вопросам
охраны здоровья женщин;
- совершенствовать все виды пренатальной диагностики, медико- генетической
помощи, реанимации, интенсивной терапии, выхаживания недоношенных детей;
- обеспечить регионализацию дорогостоящих специализированных видов медицинской
помощи женщинам и детям на основе гарантированных базовых медицинских услуг;
- осуществлять разработку информационно-образовательных программ, направленных
на информирование женщин и девочек о вреде злоупотребления алкоголем и
наркотическими средствами, а также программ по развитию реабилитационной
и восстановительной помощи больным алкоголизмом и наркоманией;
- оказывать поддержку неправительственным организациям, занимающимся
вопросами охраны здоровья женщин;
д) в области пресечения насилия в отношении женщин:
- добиваться недопущения насилия в отношении женщин во всех сферах их
жизнедеятельности в соответствии с Декларацией об искоренении насилия в
отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1993 г.;
- разработать уголовные, гражданские, трудовые и административные санкции
для наказания за правонарушения и возмещения ущерба, причиненного женщинам,
которые подверглись насилию, в том числе и насилию в семье;
- разрабатывать механизм взаимодействия с неправительственными организациями,
занимающимися проблемами реабилитации женщин. подвергшихся насилию. Развивать
широкую сеть служб, обеспечивающих помощь жертвам насилия;
- обеспечивать социальную реабилитацию женщин, пострадавших в межнациональных
и военных конфликтах, а также женщин беженцев и вынужденных переселенцев:
- организовать комплексную подготовку и обучение социальных работников,
соответствующего персонала органов здравоохранения, образования и правоохранительных
органов для работы с гражданами. подвергшимися насилию, развивать консультирование
населения по вопросам профилактики насилия в отношении женщин;
- совершенствовать статистическую отчетность, в том числе по преступлениям
в отношении женщин, с целью получения полной и объективной информации о
всех формах насилия в отношении женщин, а также поощрять исследования о
причинах, характере, степени и последствиях насилия, об эффективности мер
по предупреждению и искоренению насилия в отношении женщин;
- обеспечивать информационную, образовательную и воспитательную работу
по изменению традиционных стереотипов, основанных на превосходстве одного
пола над другим, с обязательным включением в учебные программы специальной
психологической и физической подготовки по предупреждению возможного насилия
в отношении женщин;
- разрабатывать меры, включая законодательные, направленные на ликвидацию
сексуальной эксплуатации женщин, в том числе меры по сокращению масштабов
проституции.
III. КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
КОНЦЕПЦИИ
В целях реализации концепции следует обеспечить включение блоков вопросов
по улучшению положения женщин в Российской Федерации в разрабатываемые
проекты нормативных актов, федеральные, отраслевые и региональные программы.
При реализации концепции необходимо предусматривать координацию действий
всех звеньев федерального и регионального механизмов по улучшению положения
женщин и обеспечению их равных прав в обществе, соответствующее финансовое
обеспечение, сроки реализации, конкретных исполнителей и контроль за исполнением
проводимых мероприятий.
Реализация положений концепции осуществляется при тесном взаимодействии
с неправительственными организациями и общественными объединениями с целью
широкого привлечения их к реализации государственных мероприятий, связанных
с улучшением положения женщин.
Приложение № 4
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №599
от 17 мая 1996 г., г. Москва
О Межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин
В целях обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
улучшению положения женщин Правительство Российской Федерации п о с т а
н о в л я е т:
Утвердить прилагаемое Положение о Межведомственной комиссии по вопросам
улучшения положения женщин, образованной постановлением Правительства Российской
Федерации от 8 января 1996 г. №6 "О концепции улучшения положения
женщин в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
федерации, 1996, № 3, ст. 185), и ее состав.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
Положение о Межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения
женщин
1. Межведомственная комиссия по вопросам улучшения положения женщин
(далее именуется - Комиссия) создана в целях обеспечения согласованных
действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области улучшения положения женщин
в Российской Федерации.
2. Основными задачами Комиссии являются:
- обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области улучшения положения женщин;
- подготовка предложений для Правительства Российской Федерации по вопросам
формирования и реализации государственной политики в отношении женщин,
реализации положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин.
3. Комиссия для осуществления возложенных на нее задач:
- принимает в пределах своей компетенции решения, необходимые для координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области улучшения положения женщин;
- анализирует социально-экономическое положение женщин в Российской Федерации;
- разрабатывает предложения по приоритетным направлениям государственной
политики в отношении женщин;
- изучает опыт работы органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по вопросам улучшения положения женщин;
- разрабатывает рекомендации по реализации итоговых документов IV Всемирной
конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития
и мира" (Пекин, 1995 г.);
- участвует в подготовке предложений по заключению межгосударственных
соглашений (договоров), ратификации конвенций, направленных на улучшение
положения женщин;
- участвует в подготовке и проведении национальных и международных конференций,
симпозиумов, совещаний, семинаров по вопросам социально-экономического
положения женщин.
4. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач имеет право:
- привлекать для участия в работе Комиссии представителей федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных
объединений и других организаций;
- вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации
предложения по вопросам, требующим его решения;
- запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и других организаций и получать от
них информацию (материалы) по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
- создавать в установленном порядке временные рабочие группы из числа
ученых и специалистов, в том числе представителей органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, руководителей и специалистов федеральных
органов исполнительной власти, научных учреждений, неправительственных
организаций и общественных объединений для подготовки предложений по вопросам
улучшения положения женщин.
5. Для обеспечения взаимодействия с неправительственными организациями,
движениями и общественными объединениями по вопросам улучшения положения
женщин при Комиссии создается общественных совет, регламент работы которого
определяется Комиссией.
- Представители общественного совета принимают участие в заседаниях Комиссии.
6. Руководство деятельностью Комиссии осуществляется председателем Комиссии
совместно с его заместителями на коллегиальной основе.
- Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.
- Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планами работы,
утверждаемыми ее председателем.
- Комиссия осуществляет свою деятельность на общественных началах.
7. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного
раза в квартал.
- Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует
более половины ее членов.
- Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии или его заместитель.
8. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов, оформляются
протоколами, которые подписываются председателем Комиссии или заместителем
председателя Комиссии, председательствующим на заседании.
- Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными
для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, представленных в Комиссии, а также
для предприятий и организаций, действующих в сфере ведения этих органов.
9. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.
Приложение № 5
ПЕРВОМУ ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ИЛЮШИНУ
В.В.
УВАЖАЕМЫЙ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ!
Женские общественные организации обеспокоены ходом выполнения решений,
принятых на IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 1995
г.) и ратифицированных Правительством Российской Федерации.
Проведению Конференции предшествовал Форум неправительственных женских
организаций, собравший более 30 тысяч представительниц всех континентов
мира Неправительственные женские организации принимали участие как в работе
форума, так и в работе Конференции ООН.
На этапе подготовки женские неправительственные организации принимали
активное участие в работе Национального Совета, созданного с целью подготовки
России к Форуму НПО-95 и Конференции ООН, внесли большой вклад в разработку
Концепции взаимодействия государственных органов управления и неправительственных
организаций, участвовали в общественной экспертизе представляемого Правительством
России на Конференции Национального Доклада по положению женщин, в подготовке
Концепции по улучшению положения женщин в Российской Федерации, принятой
8 января 1996 года.
В лице своих правительственных делегаций страны-члены ООН приняли на
Конференции Пекинскую платформу действий по улучшению положения женщин
и обязательства по разработке Национальных механизмов по улучшению положения
женщин и реализации соответствующих Национальных планов действий. Национальный
план для нашей страны был утвержден Постановлением Правительства РФ № 1032
от 29 августа 1996 года.
Его реализация - общее дело государственных органов власти, органов
местного самоуправления и общественных организаций. Пекинская платформа
рекомендует активно включать представителей общественных организаций в
структуры, координирующие реализацию Национальных планов. Однако, в отсутствии
разработанного Национального механизма, выполнение Национального плана
оказывается проблематичным.
В соответствии с Пекинской платформой действий (статья 297) "в
процессе планирования (стратегий осуществления Платформы действий) должны
участвовать должностные лица на самом высоком правительственном уровне
и соответствующие общественные деятели".
Представительницы неправительственных женских организаций считают, что
Межведомственная комиссия должна возглавляться должностным лицом на самом
высоком правительственном уровне.
Для повышения эффективности работы Межведомственной Комиссии предлагаем
расширить участие в ее работе общественности, включив в состав МВК несколько
новых представительниц авторитетных женских общественных организаций, которые
участвовали в работе Пекинской конференции, имеют опыт взаимодействия с
государственными структурами, участвуют в международных мероприятиях по
мониторингу решений Пекинской конференции.
В частности, предлагаем кандидатуру координатора Консорциума неправительственных
женских организаций - Елену Николаевну Ершову. В настоящее время Консорциум
объединяет 48 организаций из разных регионов страны.
Так как в настоящее время в России существует несколько крупных женских
организаций, занимающихся улучшением положения женщин, но использующих
разные стратегии, с нашей точки зрения было бы целесообразно рассмотреть
вопрос о введении нескольких заместителей Председателя Межведомственной
Комиссии.
Неправительственные женские организации готовы войти в Общественный
Совет при Межведомственной Комиссии для проведения общественной экспертизы
социально значимых программ и для укрепления механизма взаимодействия государственных
органов управления и общественных организаций. Женские организации были
инициаторами письма-обращения к депутатам VI Государственной Думы о необходимости
проведения гендерной экспертизы законопроектов.
По поручению неправительственных женских организаций,
С. Айвазова, Е. Божкова, О. Ромашко
Приложение № 6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 91
О КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
от 28 января 1997 г.
В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти
и упорядочением организационно-правовогостатуса создаваемых координационных
органов Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
- Преобразовать Межведомственную комиссию по вопросам улучшения положения
женщин, образованную постановлением Правительства Российской Федерации
от 8 января 1996 г. №6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№3, ст.185), в Комиссию по вопросам улучшения положения женщин.
- Утвердить прилагаемый состав Комиссии по вопросам улучшения положения
женщин.
- Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии по вопросам
улучшения положения женщин возложить на Министерство труда и социального
развития Российской Федерации.
- Министерству труда и социального развития Российской Федерации в 2
- месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект
положения о Комиссии по вопросам улучшения положения женщин.
- Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации
от 17 мая 1996 г. №599 "О Межведомственной комиссии по вопросам улучшения
положения женщин" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1996, №21, ст.2520).
Председатель Правительства Российской Федерации
В.Черномырдин
СОСТАВ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 января 1997 г. №91
- Илюшин В.В. - Первый заместитель Председателя Правительства Российской
Федерации (председатель Комиссии)
- Меликьян Г.Г. - Министр труда и социального развития Российской Федерации
(заместитель председателя Комиссии)
- Балановская Н.А. - генеральный директор акционерного общества "Трехгорная
мануфактура" (заместитель председателя Комиссии, по согласованию)
- Азарова Н.Б. - заместитель главы администрации Новосибирской области
- Азарова Т.Л. - генеральный директор швейной фирмы "Космос"
(по согласованию)
- Апарина А.В. - председатель Комитета Государственной Думы по делам
женщин, семьи и молодежи (по согласованию)
- Баландина Т.И. - генеральный директор акционерного общества "Дом
моделей "Кузнецкий мост" (по согласованию)
- Баранов А.А. - президент Международного фонда охраны здоровья матери
и ребенка (по согласованию)
- Безлепкина Л.Ф. - советник Председателя Правительства Российской Федерации
- Гобзева О.Ф. - председатель координационного совета женских (мать Ольга)
благотворительных организаций при отделе по церковной благотворительности
и социальному служению Московского Патриархата (по согласованию)
- Гулько Ю.А. - генеральный директор акционерного общества "Метровагонмаш"
(по согласованию)
- Гундарева Н.Г. - актриса театра имени Вл.Маяковского (по согласованию)
- Ершова Е.Н. - председатель Консорциума женских организаций СНГ - США
(по согласованию)
- Завадская Л.Н. - статс-секретарь - заместитель Министра юстиции Российской
Федерации
- Землянских Т.Н. политический обозреватель программы "Вести"
(Худобина) дцрекции информационных программ ВГТРК (по согласованию)
- Калинина Е.И. - ректор Международного института "Женщина и управление"
(по согласованию)
- Карелова Г.Н. - депутат Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации (по согласованию)
- Ким Е.Н. - президент Московского клуба людей с ограниченными возможностями
"Контакты-1" (по согласованию)
- Краснопольский В.И. - директор Московского областного научно- исследовательского
института акушерства и гинекологии (по согласованию)
- Лахова Е.Ф. - председатель Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии
при Президенте Российской Федерации (по согласованию)
- Малютина Т.Г. - президент Российской ассоциации женщин- предпринимателей
(по согласованию)
- Масленникова Л.Н. - начальник факультета подготовки научно- педагогических
кадров Академии МВД России
- Матвиенко В.И. - директор Департамента по связям с субъектами Российской
Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями МИДа России
- Михайлова Л.С. - президент научно-производственного объединения "Любава"
(по согласованию)
- Непокрытова Л.М. - ведущий специалист Главного управления воспитательной
работы Минобороны России
- Поленина С.В. - председатель комиссии по правам женщин международного
объединения "Союз юристов" (по согласованию)
- Сивочалова О.В. - руководитель Центра медико-экологических проблем
охраны репродуктивного здоровья семьи Научно-исследовательского института
медицины труда (по согласованию)
- Семенов М.И. - заместитель председателя Комитета Совета Федерации по
вопросам социальной политики (по согласованию)
- Соловьева Л.И. - генеральный директор агропромышленной компании "Константиново"
(по согласованию)
- Сотникова Г.И. - президент Российского благотворительного фонда "Примирение
и согласие" (по согласованию)
- Федулова А.В. - председатель Союза женщин России (по согласованию)
- Феоктистова Е.Н. - начальник Департамента по делам семьи, женщин и
детей Минтруда России (ответственный секретарь Комиссии)
- Фирсова М.М. - директор гимназии 3Ф 1518, г.Москва (по согласованию)
- Фролова Т.Л. - секретарь Федерации независимых профсоюзов России (по
согласованию)
- Швецова Л.И. - председатель комитета общественных и межрегиональных
связей правительства Москвы
- Шинелева Л.Т. - проректор Московского государственного социального
университета (по согласованию)
- Ярыгина Т.В. - заместитель председателя Комитета Государственной Думы
по труду и социальной политике (по согласованию)
Приложение № 7
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 504
от 30 апреля 1997 г.
Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам улучшения
положения женщин и дополнении ее состава
В целях координации действий федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и развития
отношений социального партнерства в области улучшения положения женщин
Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемое Положение о Комиссии по вопросам улучшения
положения женщин, образованной постановлением Правительства Российской
Федерации от 28 января .1997г. №91 "О Комиссии по вопросам улучшения
положения женщин" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1997, № 5, ст.б87).
2. Назначить Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
Сысуева О.Н. председателем Комиссии по вопросам улучшения положения женщин.
3. Включить в состав Комиссии по вопросам улучшения положения женщин:
- Айвазову С.Г. - ведущего научного сотрудника Института сравнительной
политологии Российской академии наук (по согласованию)
- Баранову Л.А. - председателя координационного совета общероссийской
общественной организации "Союз женщин границы" (по согласованию)
- Добровольскую М.К. - председателя Союза женщин Военно- Морского Флота
(по согласованию)
- Клементьеву Р.М. - председателя межрегионального общественного объединения
сельских женщин (по согласованию)
- Овчинникову Т.С. - начальника Департамента социальной сферы и науки
Министерства финансов Российской Федерации
- Потапову Г.Н. - заместителя председателя общественно- политического
совета при главе администрации Хабаровского края (по согласованию)
Рау Л.Н. - заместителя председателя Фонда социального страхования Российской
Федерации
- Федорову Н.П. - заместителя главы администрации Новгородской области
- Царегородцева А.Д. - заместителя Министра здравоохранения Российской
Федерации
- Чепурных Е.Е. - статс-секретаря - заместителя Министра общего и профессионального
образования Российской Федерации.
4. Исключить из состава Комиссии по вопросам улучшения положения женщин
Илюшина В.В., Меликьяна Г.Г.
Председатель Правительства Российской Федерации
Приложение № 8
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №1522
от 20 декабря 1998 г.
О СОСТАВЕ КОМИССИИ ПО
ВОПРОСАМ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти
Правительство Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый состав Комиссии по вопросам улучшения положения
женщин, образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 28 января 1997 г. N 91 "О Комиссии по вопросам улучшения
положения женщин".
2. Признать укатившими силу:
- пункт 2 постановления Правительства Российской
Федерации от 28 января 1997 г. N 91 "О Комиссии по вопросам улучшения
положения женщин" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1997, N 5, ст.687);
-
пункты 2, 3 постановления Правительства Российской
Федерации от 30 апреля 1997г- N 504 "Об утверждении Положения о Комиссии
по вопросам улучшения положения женщин и дополнении ее состава" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 20, ст. 2276);
- постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997г. N 806 "О заместителе
председателя Комиссии по вопросам улучшения положения женщин" (Собрание
законодательства Российской Федерации. 1997, N 27, ст.3269);
- постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1997г. N 1399 "06 изменении
состава Комиссии по вопросам улучшения положения женщин" (Собрание
законодательства Российской Федерации. 1997, N 46, ст.5323);
- постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 285 "О дополнении
состава Комиссии по вопросам улучшения положения женщин" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998,N 11 ст.1301).
Председатель Правительства Российской Федерации
Е.Примаков
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря1998
г. N 1522
СОСТАВ КОМИССИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
- МАТВИЕНКО В.И. - Заместитель Председателя Правительства Российской
Федерации (председатель Комиссии)
- КАРЕЛОВА Г.Н. - заместитель Министра труда и социального развития Российской
Федерации (заместитель председателя Комиссии)
- АПАРИНА А.В. - председатель Комитета Государственной Думы по делам
женщин, семьи и молодежи (по согласованию)
- БЕРЕСТОВА Л.И. - директор департамента социальной политики правительства
Калужской области
- ГОБЗЕВА О.Ф. (мать Ольга) - председатель Координационного совета женских
благотворительных организаций при отделе по церковной благотворительности
и социальному служению Московского патриархата (по согласованию)
- ГОРДЕЕВА М.В. - руководитель Департамента по делам семьи, женщин и
детей Минтруда России (ответственный секретарь Комиссии)
- ДЕМЕНТЬЕВА Н.Л. - первый заместитель Министра культуры Российской Федерации
- ДОБРОВОЛЬСКАЯ М.К. - председатель Российского союза женщин Военно-Морского
Флота (по согласованию)
- КИМ Е.Н. - президент Московского клуба людей с ограниченными возможностями
"Контакты-1" (по согласованию)
- КЛИМАНТОВА Г.И. - начальник отдела Информационно- аналитического управления
Аппарата Совета Федерации Федеральною Собрания Российской Федерации (по
согласованию)
- КОЛГАНОВ А.В. - заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации
- ЛАХОВА Е.Ф. - председатель Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии
при Президенте Российской Федерации (по согласованию)
- ЛЕБЕДЕВ М.А. - заместитель начальника Управления по международному
гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИДа России
- ПИВНЕНКО В.Н - член Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой
политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской
деятельности (по согласованию)
- СИДОРОВ М.Н. - заместитель председателя Госкомстата России
- СОТНИКОВА Г.И. - президент Российского благотворительного фонда "Примирение
и согласие" (по согласованию),
- СТУКОЛОВА Т.И. - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации
- ФЕДУЛОВА А.В. - председатель Союза женщин России (по согласованию)
- ФРОЛОВА Т.Л. - секретарь Федерации независимых профсоюзов России
(по согласованию)
- ХОРОШЕВА Г.И. - заместитель главы администрации Волгоградской области
- ЧЕПУРНЫХ Е.Е. - статс-секретарь - заместитель Министра общего и профессионального
образования Российской Федерации
- ШАРОНОВ А.В. - заместитель Министра экономики Российской Федерации
- ШВЕЦОВА Л.И. - председатель Комитета общественных и межрегиональных
связей правительства Москвы
- ЭНГЕЛЬСБВРГ В.К. - заместитель Министра юстиции Российской Федерации
Приложение № 9
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 1005
О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти
и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Отмечая, что количество женщин на высших и главных должностях в системе
федеральных органов государственной власти и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации не соответствует их роли в обществе, хотя
участие женщин в принятии ответственных государственных решений способствовало
бы повышению качества этих решений и эффективности их исполнения, п о с
т а н о в л я ю:
1. Совету по кадровой политике при Президенте Российской Федерации совместно
с Советом по вопросам государственной службы при Президенте Российской
Федерации, Комиссией по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте
Российской Федерации:
- подготовить в двухнедельный срок. доклад о численном составе женщин,
замещающих государственные должности федеральной государственной службы,
с дифференциацией по высшим, главным, ведущим, старшим и младшим должностям
в сопоставлении с общей численностью федеральных государственных служащих,
замещающих государственные должности;
- представить доклад для опубликования;
- ежегодно представлять подобный доклад Президенту Российской Федерации;
- рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения
женщинами государственных должностей федеральной государственной службы
и представить соответствующие предложения;
- принять меры по формированию банка данных о женщинах - федеральных
государственных служащих в целях создания системы их обучения и повышения
квалификации, а также создания кадрового резерва.
2. Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской
Федерации в месячный срок представить предложения, направленные на повышение
роли женщин в управлении делами государства.
3. Председателю Правительства Российской Федерации, Руководителю Администрации
Президента Российской Федерации, руководителям федеральных министерств
и ведомств руководствоваться целями настоящего Указа при рассмотрении кадровых
вопросов, а также при внесении предложений по кадровым вопросам Президенту
Российской Федерации.
4. Председателю Правительства Российской Федерации и Руководителю Администрации
Президента Российской Федерации поощрять руководителей федеральных органов
исполнительной власти, подразделений Администрации Президента Российской
Федерации, внося в необходимых случаях представления Президенту Российской
Федерации, за привлечение женщин к государственной службе на ответственных
должностях.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления разработать систему повышения
роли женщин в органах государственной власти субъектов Российской Федерации
и органах местного самоуправления.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль, 30 июня 1996 года
Приложение № 10
Резолюция Всероссийской конференции по положению женщин
"Женщины и развитие: права, реальность, перспективы"
по развитию социального партнерства государственных структур и общественных
объединений
Мы, участники Всероссийской конференции по положению женщин "Женщины
и развитие: права, реальность, перспективы", обсудив стратегии и направления
работы по решению проблем улучшения положения женщин в обществе,
отмечаем, что
развитие социального партнерства является одним из основополагающих
элементов в достижении конкретных результатов по улучшению социально-экономического
положения женщин,
наметился рост активности общественно-политических движений, общественных
объединений и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена
на решение социальных проблем населения,
расширяются возможности участия женских общественных объединений в разработке
и реализации государственной социальной политики по улучшению положения
женщин,
в ряде регионов Российской Федерации использование механизма социального
партнерства для решения проблем социально-экономического положения женщин
не получило достаточного развития,
нуждается в совершенствовании законодательная база, определяющая механизмы,
возможности и направления социального партнерства,
органы государственной власти не в полной мере используют возможности
общественных объединений для решения социальных проблем населения, включая
привлечение неправительственных организаций к реализации федеральных социальных
программ,
средства массовой информации слабо освещают опыт взаимодействия органов
государственной власти и общественных объединений, продолжают использовать
образ женщин для сохранения утвердившихся патриархатных представлений о
их месте и роли в обществе.
ОБРАЩАЕМСЯ
к Федеральному собранию Российской Федерации:
обеспечить реализацию Kонцепции законотворческой деятельности по обеспечению
равных прав и возможностей мужчин и женщин в обществе,
добиваться широкого участия женской общественности в обсуждении проектов
законодательных и нормативных актов,
осуществлять гендерную экспертизу проектов законодательных актов на
всех этапах их рассмотрения с привлечением женских общественных объединений,
разработать законодательную базу осуществления социального партнерства,
включая направления, механизмы, возможности и сферы его развития.
К Правительству Российской Федерации:
в соответствии с рекомендациями ООН, изложенными в итоговых документах
IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах
равенства, развития и мира", укреплять Национальный механизм формирования
и реализации государственной политики по улучшению положения женщин, обеспечения
равных прав и возможностей мужчин и женщин в обществе,
шире привлекать женские общественные объединения к работе Совета при
Правительстве Российской Федерации по вопросам социального развития,
обеспечивать взаимодействие органов исполнительной власти и женских
неправительственных организаций, включая развитие системы социального заказа
на конкурсной основе,
утвердить изменения и дополнения в Kонцепцию улучшения положения женщин
в Российской Федерации и Национальный план действий по улучшению положения
женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, одобренные участниками
Всероссийской конференции по положению женщин,
предусматривать в планах заседаний Правительства Российской Федерации
рассмотрение вопроса о выполнении стратегических направлений Kонцепции
улучшения положения женщин в Российской Федерации и мероприятий Национального
плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе
до 2000 года.
К федеральным органам исполнительной власти:
обеспечить реализацию и систематический контроль за выполнением Национального
плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе
до 2000 года,
активнее привлекать женские общественные объединения к решению социально-экономических
проблем населения, включая реализацию мероприятий федеральных программ,
осуществлять на конкурсной основе финансирование социально значимых
проектов, представленных общественными организациями,
разработать механизм и технологии взаимодействия органов исполнительной
власти с общественными объединениями.
К органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечивать равный доступ мужчин и женщин к финансовым и имущественным
институтам, учитывать интересы и опыт женщин при определении приоритетов
социального развития региона,
содействовать развитию социального партнерства государственных органов
и общественных объединений в решении наиболее острых проблем положения
женщин,
привлекать неправительственные организации к реализации конкретных проектов,
разработанных и утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации на региональном и местном уровнях,
развивать систему заключения договоров о совместной деятельности, протоколов
о намерениях, соглашений, направленных на обеспечение согласованных действий
органов исполнительной власти и общественных объединений по решению проблем
женщин,
обеспечивать развитие системы учреждений социального обслуживания семьи,
женщин и детей, широко используя опыт, накопленный в данной области общественными
объединениями.
К общественным объединениям и некоммерческим организациям:
активно участвовать в работе всех звеньев Национального механизма по
улучшению положения женщин, обеспечению равных прав, свобод и возможностей
для женщин и мужчин,
осуществлять общественную экспертизу хода реализации Национального плана
действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до
2000 года,
стремиться к консолидации усилий и сотрудничеству на федеральном и региональном
уровнях в решении вопросов, связанных с улучшением положения женщин.
К средствам массовой информации:
шире пропагандировать опыт взаимодействия органов государственной власти
и женских общественных объединений в решении проблем улучшения положения
женщин,
добиваться паритетного изложения информации от общественных организаций,
органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях,
обеспечить широкое информирование общественности о ходе реализации мероприятий
Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению
их роли в обществе до 2000 года,
обеспечить систематическое освещение в средствах массовой информации
работы, проводимой в субъектах Российской Федерации, по реализации государственной
политики в отношении женщин.
Приложение № 11
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №932
О Национальном плане действий по улучшению положения женщин
и повышению их роли в обществе до 2000 года
Придавая особое значение роли женщин в социальном и экономическом развитии
страны, в целях содействия реализации решений четвертой Всемирной конференции
по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995 г.) и проведения согласованной
государственной политики по улучшению положения женщин, а также руководствуясь
статьей 19 Конституции Российской Федерации, постановляю:
- Признать, что всестороннее участие женщин на основе равенства с
мужчинами во всех сферах жизни общества имеет приоритетное значение для
стабильного социального и экономического развития страны.
- Правительству Российской Федерации с участием органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и всероссийских и региональных женских
общественных организаций разработать и утвердить в 2-месячный срок Национальный
план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе
до 2000 года с учетом ранее принятых решений в этой области.
- Правительству Российской Федерации: предусматривать при разработке
проектов федерального бюджета на 1997 год и последующие годы выделение
средств на финансовое обеспечение Национального плана действий по улучшению
положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года;
оказывать поддержку общественным объединениям, принимающим участие в
осуществлении федеральных программ, связанных с проблемами женщин, детей,
семьи.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль, 18 июня 1996 года
Приложение № 12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 1032
от 29 августа 1996 г., г. Москва
Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин
и повышению их роли в обществе до 2000 года
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июня 1996
г. № 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин
и повышению их роли в обществе до 2000 года" Правительство Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т :
- Утвердить прилагаемый Национальный план действий по улучшению положения
женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.
- Федеральным органам исполнительной власти привлекать к реализации
Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению
их роли в обществе до 2000 года профсоюзы, их объединения (ассоциации),
а также другие общественные объединения.
- Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации разработать и утвердить региональные планы действий по улучшению
положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.
- Межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин,
образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января
1996 г. № 6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №3, ст. 185), регулярно
рассматривать ход выполнения настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин