Во исполнение принятых в Пекине обязательств, 8 июня 1996 г. был подписан
Указ Президента РФ № 932 "О Национальном плане действий по улучшению
положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" (Приложение
11).
29 августа 1996 г. Постановлением Правительства РФ № 1032 был утвержден
"Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению
их роли в обществе до 2000 года" (Приложение № 12), который в своей
основе опирался на существование Межведомственной комиссии по положению
женщин. Проект Национального плана обсуждался с женскими неправительственными
организациями, однако, в окончательный вариант Национального плана многие
их предложения не были включены, НПО также не включили в список основных
исполнителей. Основными исполнителями мероприятий Национального плана были
только министерства и ведомства РФ. Только благодаря настойчивости представительниц
кризисных центров для женщин три мероприятия Национального плана направлены
на решение проблемы "Насилие в отношении женщин". Однако и в
этом случае исполнителями являются Федеральные органы власти: Минюст, МВД,
Генеральная прокуратура, Минтруд, Минздрав.
Можно сказать, что мероприятия Национального плана были направлены на
решение следующих приоритетных областей Платформы действий:
- женщины и бедность;
- образование и обучение женщин;
- женщины и здоровье;
- насилие в отношении женщин;
- женщины и экономика;
- институциональные механизмы улучшения положения женщин;
- женщины и права человека;
- женщины и средства массовой информации;
- девочки.
По непонятным причинам в этот перечень не были включены следующие области,
также предусмотренные в Пекинской платформе действий:
- женщины и вооруженные конфликты;
- женщины в законодательных и исполнительных органах;
- женщины и окружающая среда.
Одной из основных задач Национального плана действий было ежегодное
представление Правительству информации о ходе реализации мер в области
улучшения положения женщин с учетом решений IV Всемирной конференции по
улучшению положения женщин. На заседаниях Комиссии по вопросам улучшения
положения женщин в 1997-1998 гг. заслушивалась информация о ходе реализации
"Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению
их роли в обществе до 2000 года" и вносились соответствующие корректировки.
Однако для общественности, в том числе и женской, эта информация по-прежнему
остается закрытой.
В субъектах Российской Федерации также проведена работа по разработке
и реализации планов и программ действий по улучшению положения женщин в
сфере занятости и повышению их роли в обществе. В настоящее время реализуются
региональные планы в Карачаево-Черкесской и Чувашской республиках, Республике
Мордовия, Тамбовской, Владимирской, Брянской, Волгоградской, Саратовской,
Липецкой, Вологодской, Свердловской, Ленинградской, Челябинской, Тульской,
Пензенской, Псковской, Московской, Пермской, Курганской, Воронежской, Новосибирской,
Курской, Ивановской областях, Чукотском, Коми-Пермяцком, Ямало-Ненецком
автономных округах, Приморском крае, городе Санкт-Петербурге и др.
В 1997 году Правительством Российской Федерации предприняты дополнительные
меры, направленные на охрану материнства. В частности, увеличен до восьмидесяти
шести (при рождении двух и более детей до ста десяти) календарных дней
послеродовой оплачиваемый отпуск при осложненных родах.
Значительная работа, направленная на поддержку материнства, ведется
в регионах Российской Федерации. Так, например, 2 августа 1996 года Парламентом
Кабардино-Балкарской Республики принят закон "Об охране семьи, материнства,
отцовства и детства" №21РЗ (подписан президентом РКБ 17.08.1996 г.,
вступил в силу 1.09.1996 г.). В его основе лежат федеральные законы: о
гарантировании выполнения, реализации прав ребенка, о назначении и выплатах
пособий гражданам, имеющим детей и др. Закон гарантирует сохранение всех
действующих в Российской Федерации социальных выплат, а также устанавливает
новые формы по дополнительной поддержке семей с детьми. В соответствии
с законом все виды поддержки женщин, установленные в Российской Федерации
по достижении ребенком возраста полутора лет, в Республике пролонгированы
до 3-х летнего возраста ребенка, а размер оплаты в период отпуска работающей
(обучающейся) матери по уходу за ребенком увеличен до трехкратной минимальной
оплаты труда, установленной в Российской Федерации.
Финансовое обеспечение Национального
плана действий (НПД)
Несмотря на то, что НПД был утвержден Постановлением Правительства РФ
№ 1032 (Приложение12), выполнен он лишь частично. Национальный план не
был утвержден как Федеральная программа, как требует того стандартная практика
выделения бюджетных средств, и в бюджетах 1997 г. и 1998г. финансирование
не предусматривалось. Хотя и в Указе Президента № 938 (Приложение 11),
и в решении Комиссии по вопросам улучшения положения женщин (стр. 8 данного
издания) Правительству РФ было рекомендовано при разработке проектов федерального
бюджета предусмотреть выделение средств на финансовое обеспечение НПД.
Мероприятия НПД выполнялись в основном за счет средств министерств-исполнителей.
Другие программы, проекты, системы
обучения,
основные правительственные стратегии
Выполняя Протокольное решение заседания Комиссии по вопросам улучшения
положения женщин от 18 июня 1997 г. № 2, Государственным комитетом Российской
Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России)
в рамках проекта Федеральной программы государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг. было предусмотрено
проведение социологических исследований по проблемам развития малого предпринимательства
среди женщин и обучение женщин (в том числе, высвобождаемых с вредных производств)
основам предпринимательской деятельности; выпущен ежегодник "Женщина-предприниматель";
проведены выставки-ярмарки малых предприятий по внедрению научно-технических
разработок и новых технологий, в том числе представляемых женщинами-предпринимательницами;
проведены в регионах семинары для женщин-предпринимательниц по обучению
основам малого предпринимательства.
Управление Финансового обеспечения программ занятости, рассмотрев решение
Комиссии по вопросам улучшения положения женщин от 18 июня 1997 г., изыскало
возможность финансовой поддержки рабочих мест для женщин из статьи "Субсидии
для организации рабочих мест" в бюджете Государственного фонда занятости
населения Российской Федерации.
Правительство поддерживает отдельные исследования по проблемам женщин
в России. В частности, Правительство Российской Федерации оказывает поддержку
Лаборатории гендерных исследований в ИСЭПН Российской академии наук и Лаборатории
развития гендерного образования педагогического факультета Московского
государственного университета. Читаются курсы по женским и гендерным исследованиям
в нескольких государственных университетах. Эти курсы - результат частных
инициатив, и можно сказать, что правительство, по меньшей мере, не препятствует
им.
На базе лаборатории гендерных исследований ИСЭПН Российской академии
наук был создан Московский центр гендерных исследований (МЦГИ).
МЦГИ подготовил ряд материалов для правительства Российской Федерации,
в том числе записку "О положении женщин в России", которая легла
в основу обоснования Указа Президента №337 от 4 марта 1993 г. "О первоочередных
задачах государственной политики в отношении женщин".
К IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 1995) МЦГИ
подготовил Независимый доклад о положении женщин в Российской Федерации
и предложения в Национальный план действий.
Для Государственной Думы была проведена экспертиза законопроектов о
семейных пособиях, о репродуктивных правах, о биоэтике, Концепции законотворческой
деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и
женщин. В рамках реализации решений Пекинской Платформы действий в части
соблюдения прав женщин МЦГИ осуществлен научно-исследовательский проект
"Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения
и массового сознания".
С целью распространения знаний о положении женщин и включения гендерных
исследований в систему гуманитарных академических дисциплин МЦГИ провел
три летних школы и две стажировки для научного сообщества и представительниц
независимого женского движения.
В России пока не существует общепринятого механизма сотрудничества между
органами власти и НПО, на практике оно осуществляется, но на непостоянной
основе. По мнению представительниц женских НПО, в России делаются лишь
первые шаги в решение гендерных проблем.
Правовые гарантии для равного гендерного
статуса
В Конституции Российской Федерации юридически закреплены гарантии в
отношении гендерного равенства. Согласно Конституции все граждане равны,
не зависимо от социального положения, вероисповедания, этнического происхождения,
пола и т.д. В Российской Конституции также сказано, что мужчины и женщины
имеют равные возможности в общественной, политической и культурной жизни,
образовании и профессиональном обучении, а также получают равную плату
за одинаковый труд.
Правовые гарантии равного обращения с мужчинами и женщинами включены
также в Семейный и Трудовой кодексы. Ратифицирована Конвенция МОТ № 156
о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин:
трудящиеся с семейными обязанностями (Федеральный закон от 30.10.1997 №
137 - ФЗ).
Судебная власть должна быть ориентирована на защиту прав женщин в тех
случаях, когда нарушаются права человека женщин. Судебная практика пока
не ориентирована на искоренение дискриминации по признаку пола. Правовую
политику, направленную на защиту Конституционного принципа равенства двух
полов (ст. 19, п. 3), должен осуществлять Конституционный суд.