Пояснительная записка
к проекту федерального закона
"О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации"

Проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации" разработан на основании части 3 статьи 19 действующей Конституции Российской Федерации, в которой указано, что "мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

Законопроект устанавливает порядок обеспечения равных возможностей для реализации российскими гражданами - мужчинами и женщинами равных прав и свобод, а также предусматривает меры по предотвращению дискриминации по мотивам пола.

Концепция законопроекта построена на основе положений:

  • Конституции Российской Федерации,
  • Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин,
  • Указов Президента Российской Федерации:
    • от 4 марта 1993 года № 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин";
    • от 18 июня 1996 года № 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года";
    • от 30 июня 1996 года № 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской федерации";
  • Постановлений Правительства Российской Федерации:
    • от 8 января 1996 года № 6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации";
    • от 26 августа 1996 года № 1014 "Об одобрении и внесении на рассмотрение в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями";
    • от 29 августа 1966 года № 1032 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года".

Кроме того, концепция законопроекта базируется на международных правовых документах, подписанных Российской Федерацией и утверждающих, что права женщин являются неотъемлемой составной частью прав человека. В числе основных из них:

  • Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин(1979 г.);
  • Декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.);
  • Декларация и Платформа действий Всемирной Конференции по улучшению положения женщин (Пекин, 1995 г.);
  • итоговые документы Генеральной Ассамблеи ООН ( Нью-Йорк, 2000 г.).

Анализ указанных нормативных актов свидетельствует о том, что российское государство провозгласило обеспечение равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами принадлежащих им равных прав и свобод одним из приоритетов государственной политики. И несет конкретные обязательства - и перед своими гражданами, и перед международным сообществом - по их выполнению.

Однако пока эти обязательства остаются нереализованными. Более того, в последнее десятилетие реформы в стране проводятся во многом за счет ущемления прав и свобод женской половины российского общества, растет дискриминация женщин как в социально-трудовой сфере, так и в сфере политики - в сфере принятия ответственных государственных решений. Усиливается асимметрия в социальных позициях мужчин и женщин. Что будет со страной, в каком направлении она должна развиваться - решают в основном мужчины. Издержки этих решений самым негативным образом сказываются, в первую очередь, на положении женщин - на их заработной плате, на их здоровье и образе жизни. Гражданские права женщин постоянно ущемляются. Число женщин в составе депутатов главного законодательного органа страны - Государственной Думы упало до 7 %. Поэтому показателю Россия стоит на 80-м месте в мире - в числе самых слаборазвитых стран. Такая ситуация требует неотложного государственного вмешательства, включая принятие специального законодательного акта, гарантирующего строгое соблюдение принципа равноправия полов во всех сферах общественной жизни.

Основные положения концепции законопроекта "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации" направлены на выравнивание социальных позиций женщин и мужчин. В законопроекте намечаются приоритетные направления деятельности государства и общества по обеспечению равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации.

Во-первых, законопроект определяет основные подходы к формированию эффективной государственной политики в сфере равноправия полов.

Законопроект устанавливает обязанности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению равных возможностей для реализации равных прав и свобод мужчин и женщин. В законопроекте намечаются позитивные действия со стороны государства, способные в скорейшие сроки обеспечить достижение фактического равноправия между лицами обоего пола.

Особо оговаривается необходимость учета равных возможностей работников обоего пола с семейными обязанностями при отправлении служебных и трудовых обязанностей.

Во-вторых, законопроект определяет обязанности государства и работодателей по соблюдению социально-экономических прав мужчин и женщин.

Законопроект устанавливает обязанности всех субъектов права по обеспечению равноправия мужчин и женщин в сфере трудовых отношений, в том числе - в случае массового увольнения работников; в сфере социальной защиты; при заключении трудовых договоров; при формировании кадровой политики на предприятиях всех форм собственности. А также - обязанности по проведению мониторинга за соблюдением принципа равноправия в социально-экономических отношениях.

В-третьих, законопроект предусматривает обязанности всех субъектов права по практическому обеспечению статьи 19 ч.3 Конституции Российской Федерации при осуществлении избирательного права; при поступлении на государственную службу и при ее прохождении, а также - при формировании состава руководящих структур государственных органов и органов местного самоуправления.

В-четвертых, законопроект устанавливает механизм обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин.

Законопроект фиксирует ответственность высших органов государственной власти и высших должностных лиц государства за реализацию конституционного принципа равных прав и равных возможностей женщин и мужчин.

Законопроект предусматривает создание в учреждениях системы федеральных органов исполнительной власти и системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации структурных подразделений (Уполномоченных), предметом деятельности которых станет обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в данной системе.

Законопроект возлагает решение задач по обеспечению гарантий государственной защиты равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Закон предусматривает особую роль общественных организаций, в том числе - создаваемых в целях реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, в разработке и осуществлении государственной политики в сфере равноправия.

В-пятых, законопроект устанавливает порядок обжалования фактов дискриминации по мотивам пола и предусматривает необходимость ответственности должностных лиц за нарушение законодательства по вопросам равноправия мужчин и женщин.

Принятие данного законопроекта позволит расширить возможности для реализации российскими гражданами - мужчинами и женщинами всей той совокупности их прав и свобод, что предусмотрено Конституцией Российской Федерации и нормами международного права.


Проект закона | документы по правам женщин