Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Пятый периодический доклад Российской Федерации
о мерах по реализации положений Конвенции
CEDAW/С/USR/5
RUSSIAN

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А. Прогресс в области улучшения положения женщин

1. Осуществлявшиеся в 1994-1998 годах в Российской Федерации социально-экономические преобразования способствовали становлению элементов рыночной модели хозяйствования, формированию негосударственного сектора экономики, возникновению новых отношений на рынке труда. В этот период происходили значительные изменения в социальной сфере - введение страховых принципов в здравоохранении, расширение негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг и спектра платных услуг населению. Все перечисленное расширило возможности самореализации и обусловило свободу выбора как для всех граждан России, так и для женщин, определило многообразие форм участия женщин в социально-трудовой, политической, общественной сферах жизнедеятельности.

2. В 1994-1998 годах в Российской Федерации с учетом имеющихся ресурсов принимались законодательные и административные меры, направленные на улучшение положения женщин, защиту их прав и интересов, смягчение влияния кризисных явлений в обществе. Принятие нормативных актов, впрямую направленных на обеспечение конституционных прав женщин и создание равных возможностей мужчин и женщин, явилось результатом демократизации общества, его социализации.

За истекший период был принят ряд указов Президента Российской Федерации, направленных на улучшение положения женщин в обществе и повышение их роли в принятии решений на всех уровнях, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принята Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, Правительством Российской Федерации утверждены Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года и др. Принятие данных документов послужило импульсом к организации работы, направленной на решение наиболее остростоящих социально-экономических проблем женщин как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

3. Период 1994-1998 годов характеризуется значительным усилением роли органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации мер, направленных на улучшение положения женщин во всех сферах жизнедеятельности и недопущения дискриминации по признаку пола. Особое значение в этот период приобрела работа органов местного самоуправления, направленная на решение конкретных задач в области реализации социальной политики. В субъектах Российской Федерации разрабатываются специальные программы, направленные на решение социальных проблем женщин, семьи и детей, содействие занятости женщин, охрану здоровья, обеспечение репродуктивных прав и пр.

4. За 1994-1998 годы в основном сформирован национальный механизм по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, ликвидации дискриминации в отношении женщин, охватывающий все ветви власти в Российской Федерации, включая президентскую, законодательную, исполнительную, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Существенно расширилась деятельность структур, занимающихся решением проблем женщин, семьи и детей в органах государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

Важным элементом национального механизма стало проведение в отчетный период Всероссийских конференций, направленных на выработку стратегии и тактики действий по улучшению положения женщин.

5. Значительно активизировалась деятельность женских неправительственных организаций и общественных объединений, являющихся одной из составных частей некоммерческого сектора экономики. За 1994-1998 годы наблюдались как рост их числа, так и развитие форм деятельности, многообразие видов работ. Элементом консолидации усилий всех участников процесса общественного развития стало возникновение нового явления - социального партнерства между государственными структурами и общественными неправительственными организациями, позволяющего объединенными усилиями решать наиболее сложные социальные проблемы.

6. Для поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуаций, в том числе подвергшихся насилию, в Российской Федерации создана и развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. За 1994 - 1998 годы их число возросло со 107 до 2079 единиц.

На начало 1998 года действовало 6 государственных Кризисных центров помощи женщинам, в которых в 1997 году получили помощь почти 2 тыс. женщин и более 1,5 тыс. семей. Кроме того, в России работают центры помощи женщинам, подвергшимся насилию, организованные неправительственными организациями и осуществляющие свою работу в тесном контакте с соответствующими государственными службами.

7. В 1994-1998 годах продолжала развиваться служба планирования семьи, деятельность которой направлена на защиту, сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, репродуктивного здоровья населения, предупреждение детской инвалидности. Службами планирования семьи ведется работа по совершенствованию системы полового воспитания школьников.

В результате проводимых программных мероприятий достигнуто снижение младенческой и материнской смертности. Почти на четверть сократилось число производимых женщинами абортов.

В. Сохраняющиеся препятствия

1. Экономические реформы, проводившиеся в России в 1994 - 1998 годах, привели к существенному социально-экономическому расслоению женщин, их дифференциации по уровню жизни.

В 1997 году около 7 процентов российских женщин, имевших в начале девяностых годов доступ к финансовым и другим видам ресурсов, имели доход от собственности или предпринимательской деятельности, обеспечивающий им попадание в группу наиболее обеспеченных слоев населения.

Около 60 процентов российских женщин не участвовали в распределении финансовых и кредитных ресурсов. Они составляют группу наемных работников, для которых заработная плата является основным, а подчас и единственным источником дохода, который в свою очередь незначительно превышает прожиточный минимум.

Около 30 процентов российских женщин составляют безработные, малоимущие и одинокие, нуждающиеся в конкретных формах социальной поддержки. Доходы данной категории населения во многом ограничиваются предоставляемыми социальными выплатами и, как правило, они живут за чертой бедности.

Недостаточный доступ женщин к финансовым, кредитным и имущественным институтам, собственности, земле, имевший место в начале рыночных преобразований, фактическое отстранение женщин от участи в приватизации, вымывание женщин из высокодоходных отраслей экономики затрудняют их адаптацию к рыночным условиям, в значительной степени снижая реальное использование равных возможностей, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

2. Роль женщин в принятии решений на всех уровнях продолжает оставаться незначительной. Их представительство на высших государственных должностях не соответствует реальному вкладу в процесс социального развития.

3. Продолжают сохраняться элементы дискриминации по признаку пола в трудовой сфере. Имеют место факты нарушения законодательства Российской Федерации при приеме на работу и увольнении женщин, особенно беременных. Более 12 процентов работающих женщин трудятся на рабочих местах не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

4. Вызывает озабоченность значительное ухудшение социально-экономического положения сельских женщин, испытывающих на себе последствия кризиса в аграрном секторе.

5. Несмотря на предпринимаемые меры, наблюдается ухудшение состояния здоровья женщин. Возросла численность женщин больных туберкулезом и ВИЧ инфицированных.

6. Остается серьезной проблемой жестокое обращение и насилие в отношении женщин, особенно бытовое насилие в семье. Ежегодно 14 тысяч российских женщин погибает от рук своих мужей или других родственников. Социологические опросы свидетельствуют, что 30% женщин, состоящих в браке, регулярно подвергаются физическому насилию. Ситуация усугубляется отсутствием статистических данных, а также отношением органов правопорядка к этой проблеме не как к преступлению, а как к "личному делу" супругов.

7. Продолжают нарастать масштабы незаконного вывоза российских женщин за рубеж с целью сексуальной эксплуатации. Решение этой проблемы лежит в сфере борьбы с международной организованной преступностью. В целях пресечения торговли женщинами необходимо объединение усилий как стран происхождения "живого товара", так и тех стран, куда вывозятся женщины и где, собственно, и происходит их сексуальная эксплуатация.