Gender Mainstreaming
Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами в Совете Европы


1. Современные условия осуществления комплексного подхода к проблеме равенства полов в Совете Европы.

Читая ежегодные доклады Генерального Секретаря Совета Европы по ситуации в области равенства между женщинами и мужчинами, Группа специалистов отметила, что комплексный подход в Совете Европы практически отсутствует или находится на самой начальной стадии развития. Представляется, однако, что в Совете Европы имеет место определенное стремление способствовать укреплению равенства между женщинами и мужчинами в рамках этой организации. Недавно для работы над этой проблематикой было создано два органа, обладающих высоким статусом:

Группа докладчиков комитета министров по проблеме равенства между женщинами и мужчинами (1996 г.)

Комиссия по проблеме равенства возможностей при Парламентской ассамблее Совета Европы (январь 1998 г.)

Эти структуры представляют собой специальные "механизмы", поощряющие равенство между полами, поскольку их функции заключаются в устранении нарушений в равновесии между женщинами и мужчинами. Их работа может в то же время служить основой для создания благоприятных условий для комплексного подхода к проблеме равенства полов. Эти механизмы могли бы подтолкнуть Комитет министров и Парламентскую ассамблею Совета Европы к принятию официального недвусмысленного политического обязательства в поддержку комплексного подхода. Они могли бы также оказывать серьезное влияние на другие структуры, находящиеся в ведении Комитета министров. Как показали примеры деятельности правительства Швеции и Европейской Комиссии, такое политическое обязательство является важнейшим предварительным условием для утверждения и применения комплексного подхода к проблеме равенства полов. Конечно, необходимы и многие другие условия для поощрения этого процесса, в частности, передача информации и обмен знаниями по вопросам равенства между женщинами и мужчинами (разъяснение/обучение) между структурами, занимающимися этой проблемой. Решающее значение имела бы также сбалансированная представленность женщин и мужчин на ответственных постах в Совете Европы.

Группа хотела бы отметить, что методики и рекомендации, содержащиеся в ее заключительном докладе о проведенной работе, могут быть использованы для реорганизации деятельности различных органов и структур Совета Европы, а также его кадровой политики. Группа не намерена в этой связи направлять Совету Европы специальные рекомендации кроме тех, которые содержатся в настоящем докладе, и надеется, что доклад может служить полезным инструментом для осуществления на практике в рамках Совета Европы комплексного подхода к проблеме равенства полов. Однако, Группа сочла, что некоторые конкретные и практические руководящие советы в отношении того, как начинать и проводить в жизнь комплексный подход, могли бы быть полезными. В этой связи Группа рассмотрела ситуацию в сфере межправительственного сотрудничества и использовала несколько примеров, описанных в ежегодном докладе Генерального секретаря с тем, чтобы определить, в какой степени они могут быть рассмотрены в качестве попыток прийти к комплексному подходу или в качестве примеров комплексного подхода в действии. Большинство этих примеров требует подключения Руководящего комитета по вопросам равенства между женщинами и мужчинами, который уполномочен, кроме прочего, сотрудничать с другими комитетами.

2. Работа Руководящего комитета по сотрудничеству в сфере равенства между женщинами и мужчинами

Руководящий комитет по вопросам равенства между женщинами и мужчинами (РКРП) является межправительственным органом, подчиняющимся Комитету министров - органу Совета Европы, принимающему решения, и несет ответственность за определение, выработку и осуществление мер Совета Европы по утверждению равенства между женщинами и мужчинами. В этом своем качестве Комитет подготавливает и осуществляет проекты, направленные на продвижение принципа равенства полов в рамках межправительственной программы действий Совета Европы. Среди этих вопросов - борьба против насилия в отношении женщин или поощрение участия женщин в политической и общественной жизни. Между тем, Комитет всегда ощущал себя причастным к задаче по интеграции проблематики равенства полов в рамках всех структур Совета Европы, принимая во внимание многопредметную природу проблемы равенства женщин и мужчин.

Мандат Комитета предусматривает, что одной из его задач является "сотрудничество с другими руководящими комитетами и комитетами ad hoc в практическом осуществлении различных проектов с тем, чтобы, в частности, улучшать и развивать их деятельность в плане внесения вклада в реализацию целей, зафиксированных в параграфе ii., за которые Комитет несет основную ответственность".1

Этот параграф предоставляет Комитету ясный мандат на сотрудничество с другими комитетами с тем, чтобы эти комитеты учитывали в своей деятельности проблематику равенства полов. В течение последних лет Комитет интенсифицировал это сотрудничество, создав смешанные группы специалистов или многосекторные группы, организуя смешанные семинары и участвуя в многоцелевых проектах. По мнению Группы, эта работа не может рассматриваться как пример комплексного подхода к проблеме равенства полов. В то же время, эта работа представляет собой некоторым образом введение к комплексному подходу, принимая во внимание то, что она ведет к реорганизации процесса, вводит в действие исполнителей, обычно задействованных в рассматриваемую сферу и делает проблему равенства между полами более зримой в тех областях жизни, где эта проблема ранее не учитывалась.

Группа рассмотрела несколько примеров сотрудничества между Комитетом РКРП и другими комитетами. Она также изучила другие программы и проекты, описанные в докладе Генерального Секретаря Совета Европы о проблеме равенства между женщинами и мужчинами в Совете Европы. Главный вывод Группы заключается в том, что комплексный подход к проблеме равенства полов практически не существует в рамках Совета Европы, и что в этой области необходимо приложить самые серьезные усилия. Между тем, Группа подчеркнула важность работы, проведенной Комитетом РКРП, который в течение этих последних лет приложил большие усилия по распространению в Совете Европы знаний по проблематике равенства между полами, создавая таким образом условия для начала применения комплексного подхода.

3. Смешанные группы специалистов / Смешанные семинары

а. Миграции людей и комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами.

В течение длительного времени иммиграция в Европе была феноменом, имеющим отношение в основном к мужчинам и, вследствие этого, политика в этой области была рассчитана на мужчин. Тем не менее, в последние годы иммиграция в Европу все более феминизировалась, к тому же имеет место наплыв мигрантов в Европу из неевропейских стран, появилась новая тенденция в миграции - миграция из стран Центральной и Восточной Европы. Все это привело Комитет к идее о необходимости предложить Европейскому Комитету по миграции (CDMG) создать смешанную группу специалистов по проблемам миграции, культурному многообразию и равенству между женщинами и мужчинами. Эта группа работала в течение 1994-1995 гг., изучила положение и статус женщин-иммигранток, а также влияние культурного многообразия европейского сообщества, явившегося результатом недавних миграционных процессов, на положение дел в области равенства полов со стороны. Группа, кроме прочего, установила, что женщины-иммигрантки были практически не замечены в политике в отношении иммигрантов (мужчин и женщин) и в исследованиях по этой проблеме, а также то, что барьеры и препятствия, которые возникают перед женщинами в обществе, зачастую отличаются от препятствий, с которыми сталкиваются мужчины. Более того, многие женщины-иммигрантки должны преодолевать специфические препятствия личной жизни в семье, где они порой подвержены патриархальной власти в силу зависимости от мужа или отца. Бывает также, что им отказывают в праве пользоваться фундаментальными правами и свободами во имя их культуры и религии, в то время, как эти же факторы не распространяются на мужчин. В своем заключительном докладе о проведенной работе Группа сформировала целый ряд предположений относительно того, каким образом политика в области равенства полов и политика интеграции могла бы принять во внимание эти вопросы.

Группа озабочена специфическими проблемами женщин, а не специфическими проблемами мужчин-иммигрантов. По этой причине проект мог бы быть расценен прежде всего как пример специальной политики в области равенства полов, направленной на устранение дисбаланса в положении женщин и мужчин. Между тем, детализированный анализ показывает, что проект представляет собой нечто гораздо большее. Прежде всего, речь идет о попытке реорганизовать, создав смешанную группу, работу в рамках иммиграционной политики. Участниками ее были эксперты (мужчины и женщины), работающие в сфере иммиграционной политики и над проблематикой равенства полов. Прейдя, таким образом, из двух областей, эти эксперты принесли с собой специфические знания и должны были согласовывать свои точки зрения. Проект также включал элемент обучения, поскольку эксперты в области иммиграционной политики должны были принимать во внимание в своей работе проблематику равенства полов и, таким образом, эта тема становилась заметной в сфере иммиграционной политики. Проект, похоже, поставил под сомнение идею, в соответствии с которой иммиграционная и интеграционная политика могут быть "нейтральными". Он высветил ранее скрытые представления о реалиях и ценностях, и, как следствие, внес свой вклад в совершенствование информационного обеспечения. Если бы эта информация была использована правительствами и другими заинтересованными органами власти, она привела бы к улучшению и дальнейшему развитию политического процесса.

b. Равенство, расизм и нетерпимость

Другая смешанная группа специалистов, состоящая на этот раз из членов комитета РКРП и Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ЕКРН)(аббревиатура на англ. яз. ECRI), была уполномочена выявить специфические формы расовой дискриминации и нетерпимости, с которыми приходится сталкиваться женщинами в силу их пола, и изучить вопрос об универсальности фундаментального права женщин и мужчин на равенство, противостоящей культурному релятивизму в отношении этой проблемы. Группа работала в течение 1996 и 1997 гг. и предложила ряд руководящих направлений для работы двух комитетов. И хотя Группа имела мандат на изучение проблем женщин (особенно принадлежащих к иммигрантским общинам и этническим меньшинствам), ее размышления заставили Группу провести другой вид анализа, касающийся того обстоятельства, что женщины и мужчины не раз сталкивались со специфическими формами дискриминации, основанной на их половой принадлежности, и что расизм часто проявлялся по-разному. На этом основании смешанная Группа РКРП-ЕКРН отметила, что для Комитета ЕКРН при изучении этих вопросов совершенно необходимо признание фактора принадлежности к полу. Группа также подчеркнула, что комитету РКРП не следует изучать исключительно вопросы, возникающие перед женщинами и девочками в иммигрантских общинах и в этнических меньшинствах, но заниматься также и изучением положения иммигрантов-мужчин и мальчиков.

Пример этой группы схож с группой по вопросам миграции и содержит все элементы, уже упоминавшиеся выше (реорганизация работы, элемент обучения, участие обычных участников процесса, зримое участие представителей обоих полов). Тем не менее, этот проект идет дальше в том смысле, что он со всей ясностью учитывает проблематику равенства полов, выявляя не только проблемы женщин, но также и те специфические проблемы, которые могут возникать перед мужчинами и мальчиками в плане проявлений расизма и нетерпимости. Представляется, что речь идет о новой форме изучения феномена расизма и нетерпимости. Представляется, что речь идет о новой форме изучения феномена расизма, что ясно означает развитие и, возможно, улучшение политического процесса.

4. Группы специалистов-представителей различных секторов.

Группа специалистов-представителей различных секторов по борьбе против использования людей в целях сексуальной эксплуатации, которая была создана недавно под эгидой Комитета РКРП (первое заседание Группы состоялось в декабре 1997 г.), могла бы также включить в свою работу несколько элементов комплексного подхода к проблеме равенства полов (ее члены пришли из разных комитетов Совета Европы и являются экспертами не только в вопросах равенства полов), несмотря на то, что работа Группы может быть истолкована как "расширенное толкование" политики в области равенства полов. Тем не менее, эта Группа без сомнения сможет интегрировать в сою деятельность проблематику равенства между мужчинами и женщинами и остается лишь надеяться, что так оно и будет.

5. Деятельность / проекты других органов Совета Европы, которые могут предоставить примеры комплексного подхода к проблеме равенства полов

С 1990 г. Генеральный Секретарь Совета Европы выпускает ежегодный доклад по положению дел в Совете Европы в сфере политики равенства полов. Эти доклады описывают, с одной стороны, действия Совета в этом направлении, а с другой, прогресс, достигнутый в плане обеспечения равенства полов в Секретариате организации. Представляется, что единственным сектором, на практике применяющим комплексный подход к проблеме равенства полов является Группа Помпиду.2 В начале деятельности этой структуры в результате исследований, проведенных в крупнейших городах Западной Европы, стало ясно, что среди лиц, применяющих запрещенные законом наркотические вещества, женщины представляют меньшинство. Группа пыталась выяснить, отражает ли этот факт действительно более редкое применение наркотиков женщинами, или это недостаток равных возможностей в плане получения данных для исследования этой проблемы в отношении мужчин и женщин и утонченная дискриминация при оказании услуг по лечению наркомании. Следовательно, было необходимо более внимательно изучить ситуацию с использованием женщинами незаконных наркотических веществ.

С 1984 г. Группа Помпиду активно работает над проблемой "Женщины и наркотики". Группа наблюдает за развитием ситуации с использованием наркотиков среди женщин и в плане предоставления услуг по лечению женщин-наркоманок, беременных женщин-таксикоманок, наркоманов и их детей. Был изучен вопрос - являются ли происходящие в этой сфере позитивные изменения отражением прогресса в эгалитарной политике в сфере здравоохранения, или это связано с другими причинами. В 1995 г. национальные политики и программы свидетельствовали об еще очень ограниченных усилиях в области предотвращения, лечения наркомании у женщин и их последующей реадаптации. Лечение, предназначенное для беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, было совершенно неадекватным. Группа Помпиду включила эти вопросы в свою рабочую программу на 1994-1997 гг. Крупным событием в этой сфере стал состоявшийся в 1995 г. Европейский Симпозиум Группы Помпиду, на котором были рассмотрены различные подходы к предотвращению токсикомании у девочек и молодых женщин. Эти различные подходы отражали дискуссии, ведущиеся в государствах-членах по поводу того подхода, который учитывал бы половую принадлежность (gender-sensitive). Это было расценено как важнейшая задача для развития политики десятилетия в этой сфере.

Несмотря на то, что вышеописанная работа может быть расценена как первое усилие по восстановлению равновесия между женщинами и мужчинами, предоставляется, что с годами эта сфера деятельности эволюционировала с точки зрения интеграции проблематики равенства между полами во все аспекты ее работы. Она отвечает сейчас большинству характеристик, свойственных для понятия комплексного подхода к проблеме равенства полов: предпринимаются попытки реорганизовать, улучшить и усилить борьбу против использования и оборота наркотиков, при этом задействуются все обычные участники процессов в этой сфере, а не эксперты по вопросам равенства между полами, и в работу интегрируются проблематика равенства между женщинами и мужчинами.

* * *

Проект "Доступ к высшему образованию в Европе", осуществляемый Комитетом по высшему образованию и научно-исследовательской работе (CC-HER), не может рассматриваться как пример комплексного подхода к проблеме равенства полов, но он упоминается в данном докладе как пример предварительного условия для применения комплексного подхода. В рамках этого проекта собранные данные о женщинах в высшем образовании и изучаемых ими дисциплинах показывают очевидную взаимосвязь между "женским" и "мужским" статусом предметов образования и влияния этого статуса на оплачиваемость профессии. С другой стороны, проект показал положительные примеры как в странах Восточной, так и Западной Европы, касающиеся, например, служб социальной защиты, возможности получать высшее образование или информационные компании в средней школе, побуждающие девочек выбирать "мужские" сферы деятельности.


1Параграф ii мандата предусматривает, что Комитет имеет своей целью "содействовать евросотрудничеству между государствами-членами Совета Европы, направленному на обеспечение эффективного равенства между женщинами и мужчинами, как основного условия истинной демократии, и стимулировать действия, необходимые для этого как на национальном уровне, так и в Совете Европы, учитывая работу, ведущуюся в других международных структурах, в частности, Комиссии ООН по положению женщин".

2Группа Помпиду является форумом межминистерского сотрудничества в борьбе против использования и оборота наркотических средств.