Gender Mainstreaming
Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами

Часть III: Комплексный подход к проблеме равенства полов на практике


2.2. Позитивный опыт в области использования методов и особых инициатив в рамках применения комплексного подхода




Инструмент анализа: Оценка внешнего воздействия на пол (Gender impact assessment), Нидерланды.

Нидерландский метод оценки внешнего воздействия на пол (ВВП) (Gender impact assessment или GIA) был профинансирован Нидерландским Объединением за равенство полов и разработан в 1994 г. группой университетских научно-исследовательских работников. Целью проекта было создание инструмента, с помощью которого можно было бы оценивать воздействие любого политического предприятия на национальном уровне на социальные взаимоотношения полов. ВВП (GIA) представляет собой метод предварительной оценки. Это означает то, что воздействие на упомянутые отношения оцениваются до того, как принимается окончательное решение в отношении данного конкретного политического предложения. Результаты применения ВВП могут быть использованы в ходе процесса принятия политических решений. Если представляется необходимым, политика может быть изменена.

Предусматривается, что метод ВВП может быть использован во всех политических сферах. Для его использования необходимо обладать солидными базовыми знаниями в области проблематики равенства полов. До сих пор этот метод был использован в министерствах образования, юстиции, сельского хозяйства, окружающей среды, рыболовства и внутренних дел. В настоящее время готовятся проекты для других министерств. ВВП использовался также на региональном уровне. В некоторых случаях политические предложения были изменены с тем, чтобы предотвратить их возможные негативные последствия для социальных взаимоотношений полов. Министерство по делам эмансипации заявило, что этот инструмент зарекомендовал себя как полезное средство.

В большинстве случаев метод ВВП были применен университетскими научно-исследовательскими сотрудниками и сотрудницами, иногда в сотрудничестве с госслужащими.

В концепции ВВП определяются два фактора, находящиеся у истоков неравенства между двумя полами. Это разделение труда и организация частной жизни. Эта концепция указывает также на два элемента, лежащих в основе социальных взаимоотношений полов - распределение и доступ к ресурсам и существование норм, связанных с принадлежностью к одному из полов (gender), и их применение в жизни. ВВП предлагает два критерия для решения вопроса: будут ли результаты политики положительными или отрицательными. Первый это - равенство в смысле равных прав и автономия, определяющая в какой степени женщины могут самостоятельно принимать решения, касающиеся их собственной жизни.

Метод ВВП начинается с оценки того, может ли политическое предложение иметь какое-либо воздействие на социальные взаимоотношения полов (см. описание метода SMART), и описания нынешней ситуации в данной политической сфере и предполагаемого положения дел там в будущем, исходя из концептуальных основ метода. В заключение ВВП определяет, какие структуры и процессы могут оказаться затронутыми политическим предложением, а также в какой мере были соблюдены соответствующие критерии. Затем под этим же углом проводится анализ политического предложения и показывается, где и как оно будет воздействовать на наиболее важные структуры и процессы. Эти два критерия используются для принятия решения о том, будет ли иметь политическое предложение позитивное или негативное влияние на социальные взаимоотношения полов.

После того, как метод ВВП был задействован, были подготовлены и использованы и другие схожие инструменты анализа. Эти инструменты включают, кроме всего прочего, и тест на воздействие на социальные взаимоотношения полов, разработанный и использованный на местном и региональном уровнях. В 1998 г. Нидерландская Ассоциация местных властей также приняла решение о разработке метода ВВП для местного уровня. В ближайшие годы можно ожидать и другие примеры адаптации этого метода в различных условиях. Объединение за равенство полов координирует действия по развитию этого метода в будущем, организуя в этих целях семинары, заседания экспертов (мужчин и женщин) и финансируя исследования в этой области.

Дополнительную информацию можно получить у:
Bakka des Bouvrie
Directie Coordinatie Emancipatie
Ministry of Social Affairs and Employment,
Den Haag.




Инструмент анализа для оценки возможного воздействия на социальные взаимоотношения полов: SMART.

По просьбе сотрудников Европейской Комиссии первый этап осуществления Нидерландского метода ВВП проходил изолированно и метод выступал в качестве отдельного обособленного инструмента. Аббревиатура SMART означает: "Простой метод оценки возможных последствий политики для социальных взаимоотношений между полами". Это очень простой инструмент анализа, который может использоваться без проведения экспертизы состояния социальных взаимоотношений между полами. При этом, однако, нужно располагать статистическими данными, касающимися положения женщин и мужчин.

SMART требует ответы на два вопроса:

• направлено ли то или иное политическое предложение на одну конкретную группу людей или на несколько групп?

• существуют ли различия в положении женщин и мужчин в той области жизни общества, на которую направлено политическое предложение? (речь идет о различиях в правах, доступе к ресурсам, положении в обществе, представленности в органах власти, ценностях и нормах).

В том случае, если политическое предложение касается специфических групп населения, оно всегда будет требовать распределения или перераспределения ресурсов и/или применения определенных правил и установок. Поскольку известно, что ресурсы распределяются между женщинами и мужчинами неравным образом, и поскольку правила зачастую связаны с нормами социальных взаимоотношений между полами, любая политика, ориентированная на специальные группы людей, оказывает воздействие на положение женщин и мужчин.

Различия между женщинами и мужчинами в политической сфере почти всегда связаны с различиями в плане доступа к ресурсам или различиями, связанными с ценностями, характерными для мужчин и женщин пола. По этой причине различия по половому признаку в сфере политики представляют собой хороший показатель, позволяющий узнать, влияет ли политика на социальные взаимоотношения полов.

Метод SMART не дает ответа на вопрос, что нужно делать, если становится известно, что политическое предложение по-разному воздействует на положение женщин и мужчин. Он лишь требует предоставления статистических данных, показывающих наличие или отсутствие различий в этой области между женщинами и мужчинами, и последующей разработки плана, который бы объяснил, каким образом устранить различия в положении мужчин и женщин, вытекающие из политического предложения.

Метод SMART был принят в контексте программы Европейской Комиссии по комплексному подходу. Подготовка персонала, занимающегося анализом социальных взаимоотношений между полами, уже была проведена.

Дополнительную информацию можно получить у:
Mieke Verloo
Ass. Prof/ Women's Studies, Faculty of Policy Sciences
University of Nijmegen, P.O. Box 9108
NL-6500 HK NUMEGEN
Tel: (31) 243 615 634; Fax:(31) 243 612 379
E-mail: rn.verioo@mailbox.kun.nl / m.verloo(r) bw.kun.nl



Инструмент анализа: Оценка внешнего воздействия на пол, Фландрия (Бельгия).

Фламандский вариант метода ВВП (GIA- Gender Impact Assessment) был разработан по образу и подобию своего нидерландского предшественника. Он был подготовлен университетскими научно-исследовательскими работниками в 1997 г. по просьбе фламандских властей. Это несложный метод, помогающий оценивать политические процессы с тем, чтобы знать, имеют ли они одинаковые или разные последствия для женщин и мужчин для их последующей соответствующей адаптации с целью нейтрализации их возможных дискриминационных последствий и поощрения принципа равенства полов во всех областях жизни.

Фламандский ВВП состоит из трех этапов: вычленение в том или ином политическом предложении моментов, касающихся проблематики женщин и мужчин;

оценка их масштабов в рамках политического предложения и формулирование, в случае необходимости, альтернативных решений. Резюмируя, можно сказать, что этот инструмент помогает признать существование проблемы, оценить ее масштабность и найти ее решение. На первом этапе выясняется, существует ли несоответствие между целями и содержанием предложения в его реальном контексте. В ходе этого этапа уточняется, в какой степени положение женщин и мужчин затрагивается в политическом предложении и как оно представлено в нем по сравнению с реальным положением вещей в настоящее время. На втором этапе оцениваются возможные последствия реализации предложения для положения женщин и мужчин. Учитываются два аспекта: как женщины и мужчины затрагиваются в предложении, и какие последствия для их каждодневной жизни вытекают из этого предложения. Рассматриваемый инструмент анализа помогает оценить, воспроизводит ли и сохраняет ли политическое предложение дискриминационное отношение к женщинам в его существующем виде или нет, а также имеет ли это предложение дискриминационные последствия для каждодневной жизни женщин и мужчин. Заключительный этап осуществления метода должен служить для предотвращения негативных последствий политического предложения, а также для того, чтобы предложение могло способствовать укреплению принципа равенства возможностей. Он дает немало отправных точек для выработки альтернативных предложений. Этот последний этап направлен на активную интеграцию проблематики равенства полов.

Этот инструмент анализа представляет собой типичный метод, целью которого является интеграция проблематики равенства полов в общеполитические проекты. Основной смысл метода заключается в том, что он требует пересмотра политических предложений с учетом проблемы равенства полов. Между тем, он был задуман для использования администрациями таким образом, чтобы распространяться на всех мужчин и женщин, ответственных за развитие общества и принятие политических решений. Однако, этот инструмент требует наличия у тех, кто будет его использовать, определенного уровня и набора знаний по вопросам, связанным с проблемой равенства между женщинами и мужчинами, а также правильного использования этих знаний на практике. Успех метода зависит, таким образом, от способности администрации обогащать свои знания в этой области. Несмотря на это, первый этап применения этого инструмента анализа может быть осуществлен без привлечения специалистов-экспертов (мужчин и женщин) в области равенства полов. Это означает, что даже если пользователь и пользовательница этого метода имеют некоторые трудности при осуществлении второго и третьего этапа, он/она способны выяснить, учитывает ли или нет политическое предложение женский и мужской фактор и допущены ли ложные посылки при осуществлении первого этапа. В этом контексте, инструмент анализа может сам по себе стимулировать осознание некоторых вещей лицами (мужчинами и женщинами), принимающими решения. Речь здесь идет о том, что в данном случае они имеют дело с инструментом анализа, который обязывает посмотреть на собственное политическое предложение под другим углом зрения и помогает расширить горизонты своих представлений. В дополнение к разработанному методу был выпущен учебник, объясняющий цели и озабоченности, лежащие в основе такого метода, а также то, каким образом он работает.

Фламандская версия инструмента анализа ВВП могла бы представлять собой интересный пример для стран, которые не имеют или почти не имеют традиции исследования вопросов, связанных с проблематикой равенства полов. Однако, исходя из того, что этот инструмент разработан очень недавно, он не был пока еще широко применен. Соответственно, еще слишком рано, чтобы сказать, как он будет функционировать в повседневных условиях.

Дополнительную информацию можно получить у:
Ministerie van de Vlaamse Gemeenshap
Department Coordinatie
attn: Martha Franken
Boudewijn laan 30
В-1210 Brussels, Belgique




Инструмент обучения: Использование "мобильных" экспертов (мужчин и женщин), Швеция.

Временное открепление специалиста (мужчины или женщины) от структуры, имеющей то или иное отношение к политике в области равенства полов, могло бы послужить хорошим примером той роли, которую могут сыграть традиционные структуры, занимающиеся проблемой равенства между женщинами и мужчинами.

Правительство Швеции наняло эксперта по вопросам равенства полов, который участвует в работе нескольких министерств с тем, чтобы помочь им в разработке и использовании методов и автоматических схем, обеспечивающих учет проблематики равенства полов в политических процессах.

В 1995 г. "мобильный" эксперт по вопросам равенства полов работала в составе Управления политики по делам молодежи при Министерстве внутренних дел. Позже, в том же году, она трудилась и в Министерстве труда, а в 1996 г. работала в качестве эксперта в Министерстве юстиции. Когда ''мобильный" эксперт начала свою работу в министерствах, она договорилась с руководителями ряда подразделений о получении разрешения принимать участие в рабочих заседаниях и помогать чиновникам интегрировать проблематику равенства полов в их повседневную работу. На практике это означало, что она слушала чиновника, когда он/она описывал(а) свою работу и объясняла, когда и каким образом следовало бы принимать во внимание фактор равенства полов. Опыт показал, что большинство чиновников обладали значительными знаниями в области равенства полов, а также в отношении идей по наиболее важным с точки зрения равенства полов проблемам и тех автоматических схем, которые им следовало бы изменить в своей каждодневной работе с тем, чтобы учитывать принцип равенства полов. Благодаря небольшой помощи эксперта, большинство чиновников смогли понять, какая информация была им нужна для того, чтобы должным образом учитывать проблематику равенства полов. Опыт также показал, что самая важная помощь заключается в том, чтобы заставить чиновников самих поразмышлять о том, что означает перспектива равенства полов и когда этот фактор следует применять в работе. Важно также легитимизировать комплексный подход к проблеме равенства полов и показать, что учет проблематики равенства полов расширяет круг знаний для любого типа работы.

Министерство здравоохранения и социальных дел с 1997 г. использует "мобильного" эксперта, работающего в Министерстве в течение половины рабочего дня. Первоначальный срок этой практики - два года. Этому эксперту было поручено проводить работу по подготовке персонала и ориентированию его на использование комплексного подхода к проблеме равенства полов в своей каждодневной работе, например, в ходе подготовки для Парламента проектов законов и предложений по бюджету, обсуждаемых Парламентом с государственными и общественными структурами. По истечению двух лет будет принято решение о продолжении этой практики.

Эксперт, работающая в Министерстве здравоохранения и социальных дел, сотрудничала с Госсекретарем этого министерства, а также с рабочей группой и подготовила Программу равенства полов применительно к социальной безопасности. Первая фаза программы будет завершена 30 июня 1999 г. Цель ее заключается в том, чтобы все подразделения министерства, а также все общественные организации, связанные с этим министерством, готовили бы программы действий в рамках комплексного подхода к проблеме равенства и начали бы их осуществление на практике. Эксперт по вопросам равенства полов представила программу действий на 1998 г. с тем, чтобы поддержать процесс развития комплексного подхода в рамках Министерства и его структурах.

Программа включает следующие действия:

    1. Подготовка кадров
      а. Вводный курс подготовки для руководства, госслужащих и экспертных комитетов
      б. Дополнительная подготовка госслужащих
      в. Семинары по различным темам.
      г. Определение потребностей в подготовке кадров в долгосрочной перспективе.
    2. Информация
      а. Издание информационных материалов
      б. Семинары для обмена опытом
      в. Информационные сети
    3. Развитие методов
      а. Инструменты анализа
      б. Системы оценки
      4. Наблюдение и контроль
    5. Поддержка государственных властей и структур.

Дополнительную информацию можно получить у:
Mona DANIELSON
Ministry of Labour, Equality Affairs Division
S-103 33 STOCKHOLM
Tel: (46) 8 405 1299; Fax: (46) 8 247 152
E-mail: mona.danielson@labour.ministry.se




Оценка законодательных предложений с точки зрения проблематики равенства между женщинами и мужчинами, Дания

Цели оценки (краткое изложение содержания)

Целью оценки законодательных предложений с точки зрения проблематики равенства между женщинами и мужчинами является анализ возможных последствий того или иного политического предложения для положения дел в области равенства между женщинами и мужчинами. Результат оценки должен стать частью комментариев по предложению в целом.

Вследствие этого, авторы предложения должны ясно осознавать то, каким образом проблематика равенства между женщинами и мужчинами может быть отражена в данной конкретной области, как можно было бы способствовать равенству между полами.

Важность оценки представляется особенно ясной, когда "последствия для равенства полов" содержатся в комментариях по законодательному предложению наравне с "экономическими и административными последствиями".

История вопроса (дата начала осуществления проекта)

Весной 1995 г. по результатам работы, проведенной Комиссией по вопросам равенства Социал-демократической партии, Премьер-министр обратился к Министерству труда с указанием включить в качестве эксперимента оценку законодательных предложений с точки зрения проблемы равенства полов в комментарии к трудовому законодательству, имеющему отношение к упомянутой проблеме через политику на рынке труда и систему отпусков.

Цель проекта

Правительство намерено производить оценку всех будущих законодательных инициатив с точки зрения проблемы равенства полов, как только для этого будет накоплен необходимый опыт.

Сферы применения проекта

Министерство труда проинформировало Премьер-министра, что, начиная с 1995/1996 парламентского года, будут приняты меры для включения оценки последствий для положения в сфере равенства полов в комментарии к законодательным предложениям, касающимся системы отпусков, трудового права, политики на рынке труда и той части регламентирующих положений, которые затрагивают трудовые отношения.

Уровень осуществления проекта

Поскольку ответственность за то, чтобы законодательные предложения отвечали требованиям Парламента, несет Министр, проект имеет статус министерского проекта.

Используемые методы и технологии

Оценка последствий законодательного предложения может быть разделена на две важные составляющие:
1) Содействует ли данное предложение укреплению принципа равенства женщин и мужчин?
2) Ведет ли предложение к каким-либо изменениям в установившемся равновесии в положении женщин и мужчин или оно сохраняет статус-кво?
По первому пункту:

Этот аспект требует формирования позиции в отношении необходимости реальных положительных результатов, которые предложение может иметь для ситуации в области равенства между женщинами и мужчинами. Если это будет сделано, равенство полов станет обособленной целью законодательной работы, находящейся в компетенции Министерства труда.

По второму пункту:

Этот аспект требует оценки предложения для того, чтобы знать, изменит ли оно существующее равновесие между женщинами и мужчинами. При этом следует исходить из того, что равенство полов по крайней мере не должно пострадать от последствий данного предложения.

Кроме того, надо отметить, что оценка предложения с точки зрения проблемы равенства полов должна также учитываться и при реализации различных инициатив по наблюдению за принятием законодательного предложения. В этом контексте может быть полезным, если в комментариях по законодательному предложению принималось бы во внимание каким образом вопрос равенства полов может быть частью процесса применения закона.

Процедура

Редактирование законодательного предложения в недрах Министерства труда зачастую является результатом многих размышлений, например, размышлений рабочей группы или переговоров по поиску политического компромисса. Для того, чтобы было что оценивать, важно, чтобы данный департамент с самого начала знал о необходимости оценки законодательного предложения с точки зрения проблемы равенства полов в целях использования этого фактора в аналитических размышлениях. Таким образом, аспект "равенства" должен настолько, насколько возможно, быть принят во внимание, начиная с выработки самых первых проектов комментариев к законодательному предложению.

Ответственность за оценку предложения возлагается на каждый соответствующий департамент. Это требует, чтобы этим делом занимались те лица, которые обычно формулируют законодательные инициативы.

В Министерстве труда быта создана постоянная рабочая группа (task force), имеющая целью оказание содействия различным департаментам.

Для того, чтобы обеспечить многосторонний вклад в рассматриваемую проблему, по идеям, предлагаемым в рамках законодательных инициатив, проводились консультации с партнерами со стороны. Хорошо известно, что, например, врач и юрист видят разные стороны проблемы равенства полов, однако во внимание должны быть приняты все возможные мнения по этому вопросу.

Дополнительную информацию можно получить у:
Agnete Andersen,
Special Adviser,
Ministry of Labour, Holmens Kanal 20,
DK-1060 Copenhagen К
Tel. (45) 33 92 99 63; Fax: (45) 33 12 13 78




Стратегическое совмещение методов и средств: Метод 3R на местном уровне, Швеция

В рамках подготовленного в рамках Группы программы шведской Ассоциации местных властей (SALA) проекта JAMKOM был разработан и запущен в качестве эксперимента метод, получивший название "метод R", имеющий целью интегрировать вопросы равенства женщин мужчин в деятельность местных властей.

Весной 1996 г. все местные комитеты и советы Щвеции получили предложение принять участие в испытании на практике упомянутого метода. В начале осени того же года среди этих комитетов и советов был проведен отбор по ряду критериев: географическому расположению, важности муниципальных советов, сферам деятельности, имеющемуся опыту в осуществлении изменений и перемен в своих сферах деятельности и, по возможности, имеющемуся опыту в области равенства полов. В результате были отобраны шесть муниципалитетов и комитетов/советов.

В сентябре и октябре 1996 г. на ознакомительном заседании, в котором приняли участие ответственные чиновники, представляющие местные власти, в том числе, муниципальные комиссары, председатели комитетов и советов и ответственные работники администрации, были представлены базовые принципы проекта. Условия участия в проекте были зафиксированы в контракте, в котором обозначались обязательства сторон. Так, было уточнено, что комитеты/советы должны были бы применять методы в рамках JAMKOM в ходе не менее чем пяти заседаний в период осуществления проекта и выделить 40 тыс. шведских крон на дополнительные расходы. Был составлен календарь реализации проекта. Пробные шаги в рамках проекта должны были быть осуществлены обычным персоналом местных органов власти и комитеты/советы в соответствии с регламентом JAMKOM могли ограничить свою деятельность на этом направлении лишь рядом областей.

В ходе первого заседания в рамках JAMKOM был представлен доклад о шведской политике в области равенства между женщинами и мужчинами, а также по теоретическим аспектам проблемы. Среди всех членов комитетов/советов и всего задействованного в работе персонала были распространены два выпуска материалов JAMKOM. В первом содержались фактологическая и базовая информация, тогда как второй выпуск включал рабочее досье, дающее разъяснения относительно различных фаз проекта, начиная с его подробного описания, обозначения его целей, и вплоть до заключительной оценки проекта. Каждый комитет/совет назначил своего местного ответственного за проект, который приготовил план проекта на местном уровне и приступил к пробному применению плана R в своем городе. Он проводил эту работу совместно со своими и другими политиками в тесном сотрудничестве с лицами, ответственными за проект SALA. Результаты первых опытов применения метода R всегда обсуждались на заседании комитета/совета. Этот проект под эгидой местных властей завершился в июне 1997 г., а доклады по его результатам были подготовлены осенью 1997 г. В г. Ваксьо и Стокгольме были проведены две конференции, посвященные, главным образом, работе местных властей в этом направлении. Конференции имели своей целью познакомить с работой Группы программы SALA и с самим проектом. В настоящее время целый ряд проектов находится в стадии подготовки. Предусматривается, что они будут представлены в январе 1998 г.

Метод R

Метод R основан на систематизации шведского опыта в области обеспечения равенства женщин и мужчин, а также подпитывался опытом других методов, использовавшихся в исследованиях по данной проблематике. Буква R используется, как начальная буква таких слов, как Представленость в различных структурах (Representation), Ресурсы (Ressources) и Realia (см. ниже). Понятия Представительства и Ресурсов являются количественными переменными величинами, a Realia - качественной. Идея, лежащая в основе этого метода, заключается в систематическом отслеживании ситуации с представленостью мужчин и женщин в различных институтах и на различных постах в сфере деятельности комитета/совета, а также перераспределение и использование доходов. Этот анализ мог бы подпитывать дискуссии о мотивах, оправдывающих выбор муниципалитетами способов производства материальных ценностей и оказания услуг, или о принципах распределения, а также по вопросу, каким образом деятельность местных властей влияет на положение населения?

Проведенные комитетами/советами испытания этого метода показало, что он действительно эффективен. Проведенные опросы и анализ привели к пересмотру мер, касающихся равенства между женщинами и мужчинами в сфере деятельности комитетов/советов. Некоторые из них приняли решение включить задачи в контексте равенства полов в программы по основным своим направлениям деятельности, другие в свои бюджеты, третьи решили собирать на постоянной основе информацию по этой проблематике в форме статистических данных, опросов и наблюдать и оценивать результаты и последствия различных своих мер. Метод R был одобрен и принят, и ряд муниципалитетов приняли решение применять его и в других комитетах и административных структурах.

Представленостъ

Первая часть методологии заключается в изучении ситуации с представленостью женщин и мужчин в сферах деятельности комитетов/советов, начиная с состава самих этих комитетов/советов и администрации. С этого начального этапа изучение ситуации с представлености женщин и мужчин может быть распространено на другие комитеты, рабочие группы, постоянные экспертные группы, группы ad hoc, комитеты ассоциаций и организаций, действующих в зоне ответственности и связанных с комитетом/советом и администрацией.

Для того, чтобы оценить, каким образом женщины и мужчины представлены среди лиц, контактирующих с комитетами/советами по рассматриваемой проблеме, были созданы "списки контактов", составленные с учетом принадлежности упоминающихся в нем лиц к тому или иному полу. Это было сделано для того, чтобы провести разъяснительную работу среди политиков и лиц, ответственных за соотношение между женщинами и мужчинами среди тех, кто контактирует с ними и от кого они получают информацию. "Списки контактов" вызвали оживленные дискуссии.

Ресурсы

Среди ресурсов, которые были проанализированы в рамках испытаний метода R значились: деньги, время и пространство. Речь ища, главным образом, о дополнении в виде статистических данных о перераспределении ресурсов к результатам, полученным благодаря методам, описанным в главе

Представленостъ.

Здесь можно привести пример ряда комитетов/советов, которые установили схематические так называемые "древа зарплат", на которых отображено положение всех женщин и мужчин в сетке заработной платы. Один из комитетов изучил расклад по принадлежности к полу среди художников, организующих выставки при местной художественной галерее, и эта информация была дополнена сведениями о суммах, выплачиваемых за это соответственно женщинам и мужчинам художникам.

Был также рассмотрен вопрос о важности финансирования, выделяемого в различных случаях, в различных секторах и различным организациям.

Все комитеты/советы подробно запротоколировали ряд своих заседаний. Было зафиксировано время выступлений на этих заседаниях женщин и мужчин, кроме этого были проведены и другие подробные аналитические исследования. "Realia" (Реалии жизни)

Речь идет о качественном параметре, касающемся основополагающих норм и ценностей, на которых строится работа местных органов власти, например, комитетов и советов администраций, а также производство, в частности, материальных благ, услуг, моделирование различных ситуаций. В чем их суть? Чьи потребности они удовлетворяют?

Ряд комитетов/советов в рамках изучения понятия "Realia", рассмотрели всем своим персоналом ситуацию с утренними рабочими заседаниями или перерывами для отдыха, а также положение в школьных классах. В других комитетах/советах были организованы посещения тех учреждений, которые находятся в сфере их ответственности. Руководство комитетов/советов сформировало многосторонние группы, которые посетили такие заведения, как спортивные центры и собрали информацию, касающуюся освещения, сушки волос и пространства, выделенного под сауну. Они также опросили служащих этих центров (мужчин и женщин) относительно того, какое внимание они уделяют девочкам и мальчикам, женщинам и мужчинам. Комитет, который в рамках своей работы организует заседания с участием администрации, политиков и служащих (мужчин и женщин), принял решение, в соответствии с которым равенство между женщинами и мужчинами должно было бы стать темой ежегодного совещания, призванного обеспечить наблюдение за выполнением принятых в предыдущий год решений и мер в сфере деятельности по обеспечению равенства полов. Политики, вовлеченные в различные исследования по данной теме, выразили удовлетворение тем, что приняли участие в этой работе. Некоторые из них сказали, что теперь они более ясно осознают сферу своей деятельности, а также истинный смысл равенства между женщинами и мужчинами, а также то как именно они могут работать для продвижения этого принципа. Комитет по проблемам урбанизма, принявший участие в проекте JAMKOM, использовал так называемые "ментальные карточки" с тем, чтобы легче понять те чувства, которые испытывают различные категории населения в отношении такой специфической проблемы, как градостроительство. Это потребовало подключения к работе комитета специальных групп.

Дополнительную информацию можно получить у:
Helen LUNDKVIST
Swedish Association of Local Authorities (SALA)
S-11882 STOCKHOLM
Tel: 46 8 772 41 00- Fax: 46 8 772 47 88
Email: helen.lundkvist@svekom.se.




Стратегическое соединение методов и средств: руководящие линии/обзоры агентства СИДА (SIDA)

Шведское Международное агентство сотрудничества в деле развития (Swedish International Development Cooperation Agency - Sidd) с 1980 г. работает над комплексным подходом к проблеме равенства между женщинами и мужчинами применительно к области сотрудничества в деле развития. В новой Программе действий по поощрению равенства между женщинами и мужчинами в странах-партнерах (апрель 1997 г.) комплексный подход четко обозначен в качестве главной стратегии, а также ясно определено распределение ролей и ответственности в обеспечении равенства полов.

В эти годы были разработаны разнообразные методы и инструменты, в том числе, в 1988 г. была подготовлена программа подготовки по проблематике равенства полов. Позже, в 90-е годы целым рядом департаментов и подразделений SIDA были разработаны учебные пособия по комплексному подходу к проблеме равенства между женщинами и мужчинами в различных областях. До сих пор такие учебные пособия существуют применительно к здравоохранению, образованию, сельскому хозяйству, транспорту, использованию водных ресурсов и конфликтам. Другие учебные пособия, находящиеся в стадии подготовки, касаются энергетики, торговли и технического сотрудничества.

Учебные пособия делятся на три части: первая касается связей, существующих между равенством полов и рассматриваемой сферой, то есть объясняют, почему равенство полов важно для здравоохранения, образования, сельского хозяйства; вторая содержит несколько предложений в отношении политического диалога, в том числе ключевые цитаты из важнейших международных соглашений по проблеме равенства полов; третья часть ставит ключевые вопросы по начальным, наиболее важным моментам для работы в области обеспечения равенства полов в рамках общего цикла программы Ассоциации SIDA, анализ секторов; разработка проектов, оценка, наблюдение и подведение итогов по их результатам.

Эти учебные пособия были разработаны специально для персонала Ассоциации SIDA, но могут быть также полезными и для других участников процессов в сфере сотрудничества в деле развития - партнеров из правительства, неправительственных организаций и консультантов. Первая и вторая части учебных пособий могут быть полезными в других контекстах, кроме сотрудничества в развитии.

Дополнительную информацию можно получить у:
Carolyn Hannan ANDERSSON
SIDA, S -105 25 STOCKHOLM
Tel: (46) 8 698 51 65; Fax: (46) 8 15 30 54
E-mail: carolyn.hannan-andersson@sida.se




Стратегическое соединение нескольких методов: сотрудничество в развитии в Дании

В Дании сотрудничество в деле развития эволюционирует по схожему принципу, т.е. благодаря стратегическому совмещению многих методов и инструментов. Главной целью этого сотрудничества является снижение уровня бедности, учитывая при этом различия между полами, т.е. роли и потребности, присущие женщинам и мужчинам.

В 1987 г. Министерство иностранных дел начало осуществление специального проекта, получившего название "Dania's WID Policy Towards the Year 2000" (WID означает Women in Development - Роль женщины в развитии). Различные элементы этой политической программы соответствуют рекомендациям состоявшейся в 1995 г. в Пекине 4-ой Конференции по проблемам женщин и, в частности, тому, что действия, направленные на продвижение принципа равенства полов должны быть интегрированы во все сферы деятельности и планирования.

Эта программа осуществляется в рамках обыденных проектов обычных участников политического процесса. В этих целях Министерство иностранных дел запустило широкую программу по подготовке кадров с тем, чтобы увеличить число лиц, задействованных в эту работу, как на уровне министерства, так и в посольствах и консульствах.

Другое средство, позволяющее обеспечить интеграцию действий, направленных на продвижение принципа равенства полов в сферу сотрудничества в развитии, заключается в создании групп "task force", состоящих из экспертов, способных работать как со специфическим содержанием проекта, так и с теми его аспектами, которые оказывают воздействие на положение в области равенства полов. Создание таких групп "task force" привело к формированию своеобразного пространства, в рамках которого они могут на систематической и межпредметной основе работать над проблематикой равенства между полами.

Дополнительную информацию можно получить у:
Susanne WENDT
Ministry of Foreign Affairs
COPENHAGEN




Инструмент анализа: Руководящие направления для анализа, учитывающего специфические критерии для женщин и мужчин (Новая Зеландия)

В 1995 г. Министерство по делам женщин опубликовало руководство для анализа, учитывающего специфические критерии, свойственные женщинам и мужчинам. Это руководство определяет рамки для такого анализа. Его целью является помощь тем, кто готовит проекты практического осуществления политических целей правительства, связанных с проблематикой равенства женщин и мужчин, и оказание содействия в интеграции проблематики равенства полов в любой политический проект. Содержащиеся в этом руководстве основные положения касаются не только лишь государственного сектора, но также и частных организаций и предприятий, и направлены они на улучшение методов управления и на четкое определение тех, для кого предназначены проводимые в упомянутых секторах продукты и услуги. В соответствии с этим руководством политический процесс разделяется на шесть этапов: определение результатов, вычленение проблем и тем, разработка путей и методов достижения целей, их анализ и предложение рекомендаций, выполнение решений, наблюдение и контроль за осуществлением политики. Применительно для каждого из этапов руководство определяет, каким образом следует рассматривать данную конкретную политику сквозь призму проблемы равенства женщин и мужчин.

Это руководство представляет собой хороший пример учебного пособия, целью которого является помощь лицам, готовящим проекты интеграции проблематики равенства между полами в их повседневную работу. Сложно, однако, контролировать выполнение на практике руководящих линий, содержащихся в упомянутом руководстве, являющихся весьма полезным инструментом разъяснения. Другой их сильной стороной является то, что они охватывают проект от начала и до конца.

К несчастью, это руководство не было еще пока реализовано на практике из-за недостатка политической и административной поддержки. Тем не менее, в ближайшем будущем Министерство по делам женщин планирует поработать совместно с Комиссией государственных служб, а также с Департаментом финансового контроля в целях расширения возможностей по включению анализа, учитывающего специфические критерии, свойственные женщинам и мужчинам в официальные документы, закрепляющие сферы ответственности различных участников политического процесса. Речь идет о таких документах, как соглашения о повышении квалификации высших руководящих кадров, а также так называемые междепартаментские "обращения о содействии", с помощью которых министры "покупают" услуги, как высказывание мнений относительно проектов их соответствующего департамента.

Министр по делам женщин (который позже стал Премьер-министром) уже готов пойти на развитие новой стратегии в целях содействия прогрессу анализа проблемы интеграции вопроса о равенстве между полами.

Дополнительную информацию можно получить у:
Susan EASTING
Ministry of Women's Affairs
PO Box 10 049
Wellington, New Zealand
Fax: 04 472 0961
E-mail: mwa@mwa.govt.nz