Часть III: Комплексный подход к проблеме равенства полов на практике
2.1 Позитивный опыт в области планирования применения комплексного подхода
Политика Европейской Комиссии в области комплексного подхода к проблеме равенства полов.
Мы отмечаем политическую волю, ясно продемонстрированную Европейской Комиссией, принявшей Заявление от 21.12.1996 г. о комплексном подходе к проблеме равенства между женщинами и мужчинами в общем контексте политики и деятельности в рамках Европейского Союза. В этом тексте уточняется, что речь идет о том, чтобы со всей определенностью мобилизовать в интересах равенства полов весь комплекс действий и общих политических линий, активно и зримо интегрируя в рамки их концепций озабоченность их возможным воздействием на положение соответственно мужчин и женщин (проблематика равенства между женщинами и мужчинами). Ранее комплексный подход уже упоминался в третьей Программе действий за равенство шансов женщин и мужчин в среднесрочной перспективе в рамках Европейского Союза (1991- 1995 гг.) в контексте учета этого фактора в различных ветвях администрации. Этот вопрос был на первом плане в четвертой Программе действий, действующей в настоящее время (1996-2000 гг.). Кроме этого, была создана специальная структура для осуществления на практике комплексного подхода к проблеме равенства полов. Группа Комиссаров по делам равенства возможностей под председательством Председателя Ж.Сантера расценивается как один из самых важных инструментов для осуществления комплексного подхода. Его главная характерная черта в том, что среди его членов есть представители (-тельницы) самых высокопоставленных кругов. Более того, посредством ежегодного подведения итогов по достигнутым результатам введен в действие процесс постоянной оценки последствий применения комплексного подхода. В каждом Управлении был назначен чиновник, отвечающий за изучение любой программы или документа данного Управления сквозь призму проблемы равенства полов, при содействии смешанной группы с участием представителей различных служб. Эта группа была создана в 1995 г. с целью содействия Группе комиссаров по делам равенства возможностей; обеспечения подготовки работ и для того, чтобы служить проводником комплексного подхода в службах Европейской Комиссии. Группа значительно усилила в службах Европейской Комиссии осознание важности различных политических программ Европейского Союза, направленных на укрепление равенства шансов и способствовала достижению согласия относительно действий, направленных на то, чтобы дать продолжение Заявлению Европейской Комиссии об интеграции на деле равенства возможностей. Группа играет роль форума для обмена информацией и позитивным опытом в этой области, а также для дискуссий о надлежащей политике в отношении равенства полов в рамках Европейского Союза.
Некоторые сферы пользуются особым вниманием, например: занятость, структурные фонды, разъяснительные программы. Чиновники, занимающие ключевые должности, должны проходить подготовку с учетом комплексного подхода. Запущены в действие такие специальные инструменты, как SMART, Финансирование комплексного подхода к проблеме равенства полов обеспечено в основном путем перераспределения финансовых средств.
Европейская Комиссия обладает в этой области хорошими стартовыми возможностями. Она имеет давние традиции в области политики равенства полов и с особой озабоченностью относится к проблеме обеспечения баланса в участии обоих полов в процессах принятия решений. Еврокомиссия имеет опыт использования экспертов (мужчин и женщин) со стороны - из университетской и другой среды. Здесь можно упомянуть Комиссию по правам женщин Европейского парламента, Европейское женское лобби и специалистов по исследованиям проблем женщин.
Этот пример показывает, как политическая воля запустила процесс и привела к созданию организационной структуры и выработке методов для обеспечения интеграции политики и программ наблюдения, касающихся равенства полов.
Дополнительную информацию можно получить у :
Г-жи Anne Havnor
Commission Europeene
Rue de la Loi 200, B-1049 BRUXELLES
Наднациональный проект политики комплексного подхода к проблеме равенства между женщинами и мужчинами в рамках Совета министров Северных стран Европы
Совет министров Северных стран Европы запустил проект, имеющий целью ввести в действие методы и инструменты интеграции проблематики равенства между женщинами и мужчинами в политику в области трудоустройства и по делам молодежи в Северных странах Европы. Этот проект, осуществление которого началось в марте 1997 г. должен завершиться в декабре 1999 г. Главной его задачей является выработка и проведение проверки различных методов, а также попытка найти наилучшую модель для интеграции озабоченности проблемой равенства полов в обычную деятельность правительства. Структура проекта подобна "зонтику" и покрывает ряд сфер деятельности. Наиболее важные виды деятельности нашли отражение в проектах применения комплексного подхода на местном, региональном или национальном уровне в каждой отдельной стране. На уровне всех Северных стран Европы такие общие виды деятельности, как семинары, рабочие группы, поездки с исследовательскими целями и программы обмена опытом организованы с тем, чтобы поддержать развитие национальных проектов. Был назначен ответственный за проект, в чьи обязанности входило обеспечение координации северного проекта, и создана группа поддержки, составленная из представителей (-тельниц) всех Северных стран Европы. Эта группа наблюдает и поддерживает развитие проекта. Для всех национальных проектов также назначены руководители проектов.
Были запущены следующие национальные проекты:
I. Коммуна Рингстед в Дании запустила проект, имеющий целью интеграцию проблематики равенства между женщинами и мужчинами в кадровую политику, а также в процесс принятия решений и в работу администрации коммуны. В этих целях будут разработаны директивы в отношении политики в области трудоустройства. Этот проект получит поддержку датского Совета за равенство.
II. Финляндия на правительственном уровне начала осуществление проекта, предназначенного для осуществления комплексной стратегии для действий, способствующих укреплению равенства полов. Каждое министерство выработает в рамках этого проекта и проведет испытание методов и инструментов интеграции проблематики равенства между женщинами и мужчинами в своей собственной деятельности. Рабочая группа наблюдает и поддерживает развитие методов и инструментов, использующихся в рамках комплексного подхода.
III. В Исландии были осуществлены два проекта - один в Рейкьявике и другой в Акурейри. Комиссии муниципалитетов по досугу проведут в рамках этих проектов эксперименты с методами и инструментами, позволяющими учитывать проблематику равенства полов в процессе принятия политических и административных решений. Среди этих методов можно, например, перечислить сбор статистических данных раздельно по представителям обоих полов, проведение учебных стажировок по вопросам, касающимся различий между полами, директивы и методы определения воздействия на положение соответственно мужчин и женщин. Комиссии по досугу сотрудничают со спортивными организациями на национальном и местном уровнях и с культурными комиссиями/ассоциациями с тем, чтобы справедливое перераспределение ресурсов (времени, площадей, финансовых средств и т.д.) между мальчиками и девочками, между женщинами и мужчинами было более наглядным.
IV. В Норвегии осуществляются два проекта, один из которых на национальном уровне, а другой в Роголэнде на региональном уровне. Министерство по делам семьи и детства интегрирует проблематику равенства между женщинами и мужчинами в свою обычную деятельность в сфере молодежной политики. Бюро по трудоустройству графства Роголэнд проанализирует сквозь призму равенства полов курс подготовки управленцев и использует полученные результаты как основу для развития в программах подготовки ответственных чиновников проблематики равенства между полами.
V. Швеция запустила два проекта на региональном уровне в графстве Вастерботтен. Самые высокопоставленные чиновники региональных властных структур будут заседать в Руководящем Комитете по проектам. В Бюро по трудоустройству Вастерботтена будет протестирован аналитический метод 3R с тем, чтобы интегрировать озабоченность проблемой равенства полов в обычную каждодневную работу Бюро. В Скеллефтеа, коммуне графства Вастерботтен, административная структура, ответственная за досуг, введет в действие новые методы работы, призванные интегрировать заботу о положении обоих полов в обычный административный процесс.
VI. На Фарерских островах в учреждении по подготовке учителей осуществляется проект, имеющий целью интеграцию проблематики равенства между женщинами и мужчинами в процесс подготовки преподавателей для детей дошкольного возраста.
VII. Аландские острова на центральном и местном уровнях намерены испытать на практике комплексный подход, воспринимаемый там как стратегия развития равенства
полов в рамках молодежной политики.
Будет проведена оценка всех проектов, и результаты оценки будут представлены в заключительном докладе Совету министров Северных стран в конце 1999 г.
Дополнительную информацию можно получить у:
Г-жа Birgitta Aseskog, Principal Administrative Officer
Ministry of Labour, Equality Affairs Division
Drottninggatan 21, S-10333 STOCKHOLM
Tel: (46) 8 405 1261; Fax: (46) 8 247 152
Internet: birgitta.aseskog@labour.ministry.se
Опыт использования комплексного подхода Швецией на национальном, региональном и местном уровнях
В 1994 г. правительство Швеции решило возложить ответственность за проведение политики в области равенства полов на Вице-премьерминистра. В ежегодном заявлении о своей генеральной политической линии правительство также уточнило, что перспектива равенства полов должна учитываться при подготовке любых решений кабинета министров. На всех министров будет возложена задача по анализу воздействия деятельности их ведомств на положение в области равенства полов и самой деятельности по укреплению и развитию равенства полов в зонах ответственности их министерств. В этом документе подчеркивается тот факт, что действия, идущие во благо равенства полов, должны быть неотрывной частью процесса принятия политического решения и должны быть введены во все процессы, происходящие в рамках правительственной деятельности во всех областях жизни общества.
В тот же год правительство приняло также постановление об учреждении специального мандата, в соответствии с которым все правительственные комиссии по рассмотрению различных вопросов должны анализировать и обсуждать свои предложения сквозь призму проблемы равенства полов. При этом следует давать детализированную оценку воздействия рассматриваемых предложений - прямого или косвенного - на положение дел на рынке труда, в экономике, системе социальной защиты, образовании и т.д. Если комиссия или специальный Комиссар считают, что это невозможно или излишне, следует уточнить причину. В этом же контексте должны быть проанализированы организационные и бюджетные вопросы. Всем членам специальных комиссий и их секретарям предлагается пройти подготовительные стажировки. С 1994 г. правительство Швеции приняло инструкцию, адресованную Шведской статистической службе, и требующую от нее предоставлять все статистические данные раздельно по обоим полам. Два года спустя правительство поручило Национальной администрации по занятости предоставлять статистические данные раздельно по обоим полам в области занятости.
Организация практического осуществления комплексного подхода
Ответственность за принятие на вооружение методов и процедур, призванных обеспечить учет возможного воздействия на равенство полов в работе администраций, в процессе планирования и принятия бюджета, может быть возложена, например, на Госсекретаря при каждом министерстве. Госсекретарь по вопросам трудового законодательства и по вопросам равенства полов отвечает за координацию и наблюдение. Он организует регулярные заседания с Госсекретарями, представляющими другие министерства, по проблеме развития комплексного подхода и по вопросам, относящимся к проблематике полов. Он предлагает также министерствам программы подготовки и обучения персонала по этой тематике.
Подразделение министерства, занимающееся вопросами равенства полов, несет общую ответственность за разработку методов и механизмов использования комплексного подхода. Это подразделение рассматривает также все предложения относительно проектов законов и других решений правительства, предлагаемые различными министерствами до их обсуждения и принятия решения кабинетом министров. Цель - обеспечить в ходе этого процесса учет проблематики равенства между женщинами и мужчинами. Другая важная задача заключается в наблюдении за назначениями, предлагаемыми правительственным комитетам и комиссиям и одобрение представляемых кандидатур до того, как эти предложения направляются для окончательного решения в кабинет министров. Цель, поставленная правительством, заключается в том, чтобы к 1998 г. достичь равного представительства мужчин и женщин в рамках официальных комиссий и правительственных комитетов.
На региональном уровне Административные бюро графств, являющиеся правительственными инстанциями, отвечают за интеграцию проблематики равенства между женщинами и мужчинами во все сферы деятельности государственных властей. Административные бюро графств наняли специалистов по этим вопросам, чтобы запустить, поддерживать и отслеживать процесс интеграции самого понятия "равенства" полов в обычную каждодневную работу во всех сферах жизни. Каждым бюро был подготовлен и представлен в правительство среднесрочный стратегический план работы по поощрению и укреплению равенства полов на период 1997-2000 гг.
В 1995 г. правительство Швеции выделило кредиты Шведской Ассоциации местных властей с тем, чтобы добиться прогресса в интеграции проблематики равенства полов в деятельность властей на местном уровне. Под аббревиатурой JAMKOM была запущена двухгодичная программа, имеющая целью изучение того, каким образом комитет или комиссия могут на систематической основе работать в интересах продвижения идеи равенства полов в рамках своей собственной сферы деятельности. Для практического осуществления комплексного подхода программа JAMKOM провела эксперименты с методом, называемым 3R, чьей основной целью является систематизация анализа проблемы равенства полов. Заключительный доклад по программе был представлен правительству в феврале 1998 г.
Используемые методы: учебные семинары, использование специалистов по вопросам равенства между мужчинами и женщинами
Первые семинары по разъяснению различных вопросов в рамках рассматриваемой проблемы и для соответствующей подготовки кадров были организованы в 1994 г. и предназначались для представителей высших эшелонов власти. Эти семинары проводятся и сегодня. Подразделение, занимающееся вопросами равенства полов, подготовило трехчасовую учебную стажировку/семинар по вопросам равенства полов, рассчитанную на министров, госсекретарей, политических советников, специальных комиссаров и высокопоставленных чиновников. Главной целью этих семинаров было ознакомление со статистическими данными и фактами, характеризующими положение женщин и мужчин в шведском обществе. На семинарах обсуждались и другие важные проблемы: пути достижения целей национальной политики в области равенства полов и методы и механизмы, которые могут быть использованы в рамках стратегии комплексного подхода. Чтобы обеспечить потребности правительственных служб и государственной администрации в специальной подготовке, подразделение, занимающееся вопросами равенства полов, пользуется услугами десяти специальных преподавателей, а также специалиста по вопросам равенства полов и представителя шведской Службы статистики. Правительство также наняло "мобильного эксперта в области равенства полов", который посещает различные министерства для оказания помощи в выработке соответствующих методов и процедур для интеграции проблематики равенства между мужчинами и женщинами в различные процессы, происходящие в обществе.
После проведения упомянутых семинаров в министерствах проходят регулярные заседания с участием Госсекретаря, ответственного за политику в области равенства полов и руководителя подразделения, занимающегося вопросами равенства между женщинами и мужчинами. На этих заседаниях обсуждаются такие аспекты, как необходимость активных мер в целях продвижения принципа равенства полов, анализ его воздействия на положение соответственно обоих полов, отражение проблематики равенства полов в бюджете и представленность женщин в государственных комиссиях и комитетах.
Подразделение, которому поручено заниматься вопросами равенства полов, выработало аналитический метод оценки различных последствий реализованных правительственных проектов для положения женщин и мужчин. Ряд министерств в порядке эксперимента воспользуются этим методом. Государственные власти и местные органы самоуправления используют аналогичные методы. Имеющийся опыт применения этих методов оценки еще недостаточен как на правительственном уровне, так и на уровне местных администраций.
Министерство, ответственное за трудовое законодательство и вопросы равенства полов, в январе 1998 г. сформировало рабочую группу по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства полов под председательством Госсекретаря по вопросам равенства полов, в составе которой есть представители и представительницы национального, регионального и местного уровней. Эта группа имеет своей целью выработку программы специальной подготовки по проблематике равенства между женщинами и мужчинами и разработку инструментов оценки внешнего воздействия на оба пола и методов наблюдения и оценки осуществляемой политики. Министр выделил группе кредиты с тем, чтобы дать ей возможность проводить семинары, слушания и осуществлять исследовательские проекты и эксперименты.
Наблюдение и действие
Подразделение, занимающееся вопросами равенства полов, кроме всего прочего тщательно изучает бюджетные документы, имеющие судьбоносное значение для прогресса в деле укрепления равенства между женщинами и мужчинами. Эта проблематика должна также учитываться в диалоге, который ведут правительство и государственно-общественные структуры по вопросам бюджета. С тем, чтобы отслеживать успехи правительства в деле применения комплексного подхода в период с 1994 по 1996 гг., все министерства должны были проанализировать действия, предпринятые ими для развития комплексного подхода в своих собственных службах и предоставить соответствующий доклад в Министерство, занимающееся вопросами трудового законодательства и вопросами равенства полов. В парламент же был представлен обобщенный доклад по этой проблематике. В 1997 г. министерствам было предложено дать оценку результатам использования специального мандата (1994 г.), по завершении срока действия которого все правительственные экспертные комиссии должны были проанализировать и обсудить свои предложения, затрагивающие проблему обеспечения сбалансированного положения обоих полов. Анализ докладов показывает, что 33% из 193 комиссий обсудили результаты своей деятельности в этой сфере, хотя очень немногие из них представили обобщенный анализ положения мужчин и женщин.
Подведение итогов
Переход от традиционной политики укрепления принципа равенства между полами к комплексному подходу к проблеме равенства между женщинами и мужчинами требует политической воли на самом высоком уровне и долгосрочной стратегической работы. Подтверждение намерения принимать во внимание проблематику равенства между женщинами и мужчинами на стадии выработки любых решений Кабинета министров (повторяется ежегодно с 1994 г.), которое делает Премьер-министр в своем ежегодном заявлении об общих направлениях политики государства, создало солидную базу для легитимизации применения методов комплексного подхода к проблеме равенства полов. Речь идет о письменном заявлении, на которое часто ссылаются в ходе диалога по проблемам, обсуждаемым Управлением по вопросам равенства между полами с различными министерствами.
Незнание как представителями класса политических деятелей, так и чиновниками министерств вопросов, касающихся неравного положения мужчин и женщин, продолжает представлять собой проблему. Многие не понимают, чего от них ждут и что конкретно означает привнесение заботы об обеспечении равенства между полами в их каждодневную деятельность. Часто встречающееся недоразумение заключается в том, что продвижение идеи равенства полов понимается как действия исключительно в области кадровой политики, например, как избрание в качестве цели прием женщин на работу, подготовку женщин к работе на ответственных постах и т.д. Таким образом, весьма важно организовывать по этой проблематике семинары и вводить в действие методы перманентной подготовки кадров. Не менее важна и выработка методов наблюдения и оценки. До сих пор Швеция не имела большого опыта в использовании аналитических методов для оценки соответствия действий правительства проектам в рамках комплексного подхода и результатов их воздействия на эти проекты. В ближайшие годы в центре внимания будут именно эти инструменты и методы. Осуществление глобальной комплексной стратегии, продвижение позиций женщин в обществе является долгосрочной задачей.
Дополнительную информацию можно получить у:
Моnа DANIELSON
Ministry of Labour, Equality Affairs Division
S - 103 33 STOCKHOLM
Tel: 46 8405 1299; Fax: 46 824 7152;
E-mail: mona.danielson@labour.ministre.se
Финский план в отношении комплексного подхода к проблеме равенства полов.
Финский план применения комплексного подхода вступает в действие в 1998 г. и должен продолжаться до 2001 г. Его целью является отработка методов интеграции и продвижения принципа равенства полов в процессы выработки мер, предпринимаемых государственной администрацией, принятия ею решений, их осуществления, наблюдения и оценки результатов. Предлагается изучить последствия всех этих мер, влияющие на положение обоих полов. В ходе реализации проекта будут разработаны методы и средства, учитывающие наличие диспропорций в положении в обществе женщин и мужчин. Речь идет о таких аспектах, как развитие ноу-хау в деле организации труда и кадровой политики, методах специального обучения комплексному подходу, методах оценки, связанных с подготовкой бюджета, и методах по составлению проектов законодательных актов. Проект должен положить начало более эгалитарной административной практике и укрепить чувство приверженности комплексному подходу к проблеме равенства полов.
Проект основывается на следующем определении практического применения комплексного подхода (Aseskog, 1997 г.):
- ясно обозначены различия в положении женщин и мужчин;
- вопросы, связанные с положением конкретного индивидуума, рассматриваются сквозь призму проблемы равенства полов;
- оценка воздействия тех или иных изменений с точки зрения конкретного положения женщин и мужчин.
Различные министерства взялись способствовать развитию принципа равенства возможностей, выбирая в этих целях соответствующие проекты в своих специфических областях деятельности. Министерство по социальным делам и здравоохранению, в рамках которого действует Бюро по вопросам равенства, включило в число своих основных проектов выработку методологии комплексного подхода. Этот проект будет одновременно выступать в качестве вклада Финляндии в проект Совета министров стран Северной Европы по применению комплексного подхода к проблеме равенства полов, в котором принимают участие все страны Северной Европы. Цель этого исследовательского и практического проекта заключается в развитии в сотрудничестве с различными министерствами методологического досье и подхода, способного усилить процесс интеграции принципа равенства возможностей в административную практику и подготовку персонала. Результатом этого проекта должна стать разработка таких методов, которые помогут правительствам более эффективно удовлетворять потребности граждан.
Таким образом, ожидаемые результаты должны включать, с одной стороны, специфические методы или инструменты, призванные помочь развитию организационной работы и знаний персонала и, с другой стороны, новую административную практику, нацеленную на обеспечение сбалансированного положения обоих полов, а также настрой на поощрение комплексного подхода.
Недавние исследования показали, что методы комплексного подхода заключаются в использовании таких технологий, которые могли бы использоваться одновременно и вне, и внутри "системы", за исключением небольшого набора перекрестных методов, применимых во всех ситуациях (см. Horelli, Booth, Gilroy, 1997). Методы также варьируются по своему назначению в зависимости от того, на каком уровне они применяются: индивидуальном, межличностном, символическом или структурном (Acker, 1995). Главный метод, который будет осуществлен в ходе данных исследований - это специально проведенный в этих целях анализ проблемы равенства между полами применительно к различным областям (Horelli, Roininen, 1997).
Практические наработки, появившиеся вследствие озабоченности проблемами равенства полов, представляют собой сложный и многомерный феномен, изучение которого требует разработки проекта по исследованию новаторской концепции и множества исследовательских технологий.
В каждом из подпроектов следует выделить следующие общие вопросы в рамках исследовательской работы:
1. Как можно определить смысл и содержание комплексного подхода и сделать его методом, эффективно функционирующим в различных областях?
2. Какие методики и технологии следует применять с тем, чтобы укрепить принцип равенства в различных областях, таких как законотворчество, подготовка кадров и т.д.?
3. Какие модели комплексного подхода можно разработать в различных областях и какое воздействие на них могут оказывать этнические и социокультурные факторы?
4. Какова добавленная стоимость и результаты применения комплексного подхода в контексте современной административной культуры.
5. Каковы характерные черты методологии комплексного подхода, принятой в странах Северной Европы?
Методология и проведение исследований
Природа этого исследовательского и практического проекта имеет обучающий и интерактивный характер. Первая фаза исследований (1998-1999 гг.) заключается в следующем: участники этого процесса, министерства и различные учреждения, выбирают объекты применения комплексного подхода. В результате наблюдения и проведения диалектической и квалифицированной оценки результатов применения комплексного подхода в сотрудничестве с участниками этого процесса, постепенно будет нарабатываться методологическое досье комплексного подхода и картина его эволюции. С учетом того, что не все подпроекты еще приняты к исполнению, сейчас невозможно окончательно определить методы работы. Нижеследующие подпроекты составляют первую очередь:
Проект Министерства труда, так называемого "министерства следующего тысячелетия" (MULLE), касается актуализации устоявшихся рабочих норм и организации самого министерства (сроки проекта - 01.08.1997 г.-31.12.1998 г.). Методы, используемые в рамках проекта, будут включать в себя исследования, дискуссионные заседания-встречи и ситуационные игры.
Проект Министерства иностранных дел предпринимает попытку интегрировать вопросы, связанные с проблемой полов, в процесс подготовки председателей (мужчин и женщин) рабочих групп в период председательства Финляндии а Европейском Союзе с осени 1998 г. Среди методов в рамках этого проекта можно перечислить исследования, подготовку кадров в духе неприятия сексизма и организацию заседаний-встреч для обсуждения (срок -1998-2000 гг.).
Министерство сельского хозяйства и лесов предполагает интегрировать вопросы равенства полов в целостную структуру министерства посредством проведения новых переговоров с Европейским Союзом по вопросу о сельскохозяйственной собственности семейных пар (срок - 1998-2000 гг.).
Департамент охраны труда Министерства по социальным делам и здравоохранения выбрало проект, направленный на усиление принципа равенства возможностей, путем повышения уровня профессиональных знаний своих служащих (срок - 1998-2000 гг.). Методы в рамках этого проекта включают формирование и выбор групп по подготовке и обучению, исследования, наблюдение за практической деятельностью персонала и т.д.
Министерство защиты окружающей среды интегрирует анализ вопросов равенства между полами в процесс оценки внешних воздействий на состояние окружающей среды (срок-1998-2000 гг.).
Вторая фаза (1999-2000 гг.) заключается в анализе результатов предыдущей фазы, а также в выборе новых целей. Будут сделаны соответствующие предложения с тем, чтобы расширить сферу применения комплексного подхода в рамках министерств. Цель заключается в том, чтобы перейти к проектам, которые могут оказывать некоторое воздействие на структурном уровне. Третья фаза (2000-2001 гг.) позволит точно выявить и распространить информацию о результатах, а также приступить к оценке всего процесса и его последствий.
Организация исследовательской работы
Исследования проводились Лиизой Хорелли (Liisa Horelli), которой ассистировала Жанна Ройнинен (Janne Roininen) - обе из института ITSU Оу. Каждый из подпроектов имеет собственную структуру. Руководящий комитет проекта состоит из представителей(-ниц) министерств или учреждений, внедряющих подпроект в рамках комплексного подхода, а также из незначительного числа экспертов (мужчин и женщин) и представителей(-ниц) женских организаций и Ассоциации коммун.
Неправительственные организации, особенно ассоциации по изучению проблем женщин и мужчин, представляют собой важные источники информации. Комитет по наблюдению Программы за равенство полов правительства Финляндии также является важным источником информации. Третьим значимым партнером является группа проекта стран Северной Европы по применению комплексного подхода.
Дополнительную информацию можно получить по адресу:
Leila RASANEN
Ministry of Health and Social Affairs
PB 267, 00171 HELSINKI Tel: (358) 9 160 3837;
Fax: (358) 9 1604582; E-mail: leila.rasanen@stm.vn.mailnet.fi
Опыт Норвегии в отношении применения комплексного подхода к проблеме равенства полов во всех сферах жизни общества
Политическая инициатива
Принцип комплексного подхода к проблеме равенства между женщинами и мужчинами вписан в Закон о равенстве полов, принятый в Норвегии в 1978 г. Этот закон внес большой вклад в работу по интеграции принципа равенства полов, которая была проведена в норвежских министерствах после принятия упомянутого закона. Закон предполагает, что государственные власти должны поощрять проникновение принципа равенства полов во все сферы жизни общества. В начале 80-х гг. Министерство по делам детей и семьи начало осуществление масштабной операции на систематической основе, заключающейся во внедрении комплексного подхода к проблеме равенства полов в каждодневную работу всех министерств. Этот принцип внедрения комплексного подхода на всех уровнях государственной администрации, забота об обеспечении равенства полов была изложена в докладе о политике в области равенства полов, представленном в Сторинге в 1985 г., при этом все политические партии пришли к согласию относительно этой главной цели. В этих условиях в период с 1986 по 1994 гг. были запущены две программы действий по обеспечению равенства женщин и мужчин.
После завершения этих программ в 1996 г. правительство поручило госсекретарю каждого министерства обеспечить внедрение комплексного подхода к проблеме равенства полов. В 1997 г. был учрежден комитет госсекретарей с тем, чтобы способствовать и наблюдать за реализацией этой операции. В администрации Премьер-министра был создан новый пост для обеспечения руководства этим комитетом. Между тем, в Совете министров основная часть ответственности в этой области по-прежнему возложена на министра по вопросам равенства между полами.
За общую политику в вопросах равенства полов несет ответственность Служба по вопросам равенства полов Министерства по делам детства и семьи. Этой же службе поручено внедрение комплексного подхода во все министерства и во все сферы жизни. Эта Служба разработала серию программ (в период с 1986 по 1994 гг.) и поощряла стратегию, призванную разъяснять другим министерствам необходимость принимать во внимание вопросы равенства между женщинами и мужчинами в своей работе и разрабатывать собственный комплексный подход в отношении этой проблемы. Служба должна была осуществлять в этой области определенные действия, разрабатывать стратегии, обеспечивать подготовку кадров, распространять информацию, вести наблюдение за результатами и, наконец, подготовить заключительный доклад.
Цель программ
В ходе первой фазы программы применения комплексного подхода акцент был сделан на конкретных действиях с определенными обязательствами и предложениями. Речь шла о том, чтобы в министерствах осознали тот факт, что мероприятия, направленные на обеспечение равного положения обоих полов, представляют интерес для большинства сфер жизни. Каждому министерству было поручено интегрировать комплексный подход к этому вопросу в свою сферу деятельности. Внимание было акцентировано на необходимости интегрировать меры, направленные на обеспечение равновесия в положении полов, в процесс определения министерствами целей и действий. Осуществление таких мер должно было бы представлять собой автономный процесс, благодаря их интеграции в каждодневную деятельность лиц, несущих ответственность за все государство, о чем бы ни шла речь - о планировании, о бюджетной процедуре, о работе комиссий или о представлении проектов законов в парламенте
Сферы, в которых действуют государственные власти
Во всех сферах, в которых действуют государственные власти, был задействован комплексный подход к проблеме равенства полов и все министерства должны были одновременно обратиться к этому вопросу. Некоторые из этих сфер деятельности государственных властей были признаны более значимыми, чем другие, однако в отношении всех их должны были быть проведены наблюдения с тем, чтобы выпукло обозначить все вопросы, способные представить интерес с точки зрения равенства полов. То обстоятельство, что та или иная сфера может представляться соответствующей с точки зрения равенства полов или приобретает повышенную политическую приоритетность, не выступали в качестве исчерпывающих критериев. Разъяснительный эффект "новых" сфер был расценен как действительно очень важный. Целью здесь было добиться того, чтобы комплексный подход к проблеме равенства полов учитывался бы во всех сферах и на всех уровнях процесса выработки политики.
Технологии и методы
Деятельность по разъяснению и специальной подготовке представляла собой в рассматриваемом случае столь же важный метод, что и участие в процессах на политическом уровне. Министерство по делам детства и семьи организовало проходящие два раза в год семинары для чиновников, представляющих все министерства. Кроме этого, в каждом министерстве на регулярной основе проводились консультативные заседания. Наиболее важная мера заключалась в том, чтобы научить принимать во внимание проблему равенства женщин и мужчин во всех административных процедурах и процессах выработки политики. Этот аспект затрагивает также и определение комплексного подхода, используемое в программе. Он также потребовал от всех министерств показать, каким образом они программируют и организовывают свою деятельность. По завершении первой фазы был представлен детализированный доклад, содержащий описание каждым министерством комплексного подхода к проблеме равенства полов, а также пятьсот конкретных предложений.
Для того, чтобы эта работа не превратилась в простой проект смены кадровой политики, все предложения, касающиеся этой политики, были отвергнуты. Это решение вызвало некоторые разногласия и дискуссии, поскольку в соответствии с наиболее распространенным мнением, политика равенства полов вписывается в кадровую политику и направлена на увеличение числа женщин, занимающих ответственные посты, и на поощрение принципа равенства в оплате труда.
Было подчеркнуто, что министерства сами обладают способностью осуществить на практике комплексный подход и разрабатывать политические программы в области равенства полов применительно к сферам своей деятельности. Министерствам была высказана просьба проанализировать положение дел в сферах своей деятельности в рамках применения комплексного подхода сквозь призму проблематики равенства полов и предложить соответствующие меры.
Министр, занимающаяся вопросами равенства полов, недавно подготовила список проектов законов и "белых книг", представленных в Стортинге. В письме, направленном всем членам правительства, министр привлекала внимание к различным аспектам упомянутых документов, касающихся проблемы равенства полов, и обратилась с призывом принимать во внимание и эти аспекты.
Участники процесса.
В контексте этих программ, в рамках центральной администрации была учреждена структура, состоящая из двух ответственных лиц в каждом министерстве. Процесс принятия решений был децентрализован. Каждая служба в государственных учреждениях должна была рассмотреть проблему равенства полов применительно для своей сферы деятельности и активнее участвовала в принятии соответствующих решений. На этом же уровне были определены потребности в финансовых и людских ресурсах. С 1996 г. эта структура была усилена благодаря участию в ее работе госсекретарей.
Наблюдение за выполнением программ и их результатами
Этап наблюдения являлся важным элементом в осуществлении этих программ. Министерствам была адресована просьба запланировать организацию мероприятий по наблюдению за выполнением программ и их результатами и назначить ответственных за их проведение. Последние должны были также определить методы и средства, необходимые им для осуществления этой задачи, и регулярно отслеживать развитие ситуации.
Положение в области равенства между женщинами и мужчинами и полученный в этой области опыт
Определяющим фактором является политическая воля. В 1997 г. Министерство по делам детства и семьи представило в Стортинге декларацию о политике в области равенства полов: комплексный подход к проблеме равенства полов в политике Норвегии. Такая декларация должна возобновляться раз в четыре года. В декларации 1997 г. правительство заявляло о своей решимости предпринимать демарши, нацеленные на обеспечение во всех политических программах принципа равенства между полами и разъясняло важность такого комплексного подхода независимо от сферы его применения. В этой декларации кроме прочего содержался обзор достигнутого и нынешнее положение дел в области равенства женщин и мужчин в различных сферах жизни общества, а также обзор политики правительства. Декларация, представляющая собой важный элемент процесса, имеющего целью принятие комплексного подхода, подключает все министерства к подготовке этого документа, поскольку они должны дать уточнения относительно положения дел в области обеспечения равенства полов в их соответствующих сферах деятельности. Речь идет не о том, чтобы описывать методы работы, а о демонстрации реальных результатов в целом ряде сфер жизни. Декларация была обсуждена в парламенте и позволила подтвердить политическую волю в отношении принятия принципа комплексного подхода к проблеме равенства полов.
Результаты этих программ и приобретенный благодаря им опыт продолжают оцениваться. Предварительные отчеты выявили значительные разночтения в различных министерствах в отношении того, каким образом они на практике осуществляли программу действий и применяли комплексный подход к проблеме равенства полов. Выбранные различными министерствами методы, а также форма, в которой они организовали свою работу, различны. Ряд министерств еще не вполне осознают тот интерес, который может представлять интеграция в их работу мер, направленных на обеспечение в их каждодневной деятельности баланса в положении обоих полов, и недостаток знаний в этой области продолжает оставаться весьма ощутимым. С другой стороны, другие министерства добились значительного прогресса. Определяющим фактором для достижения удовлетворительных результатов является признание необходимости комплексного подхода как высшими чиновниками администрации, так и рядовыми гражданами. Наблюдение за осуществлением программ и их результатами и факт того, что может быть применена некая приводная сила, также имело определяющее значение. Программы были организованы в форме проектов и ожидалось, что они будут осуществляться на долговременной основе, что имело место лишь частично. Важно обеспечить постоянное функционирование вышеупомянутой структуры, созданной в рамках министерства, и организовать на постоянной основе курсы по обучению и семинары по вопросам равенства полов. Программы не привели к выработке системных и аналитических методов, позволяющих оценивать важность того или иного аспекта для равенства между полами в рамках сфер их деятельности. Для определения примеров положительного опыта и выработки методов, позволяющих оценить значение различных общих направлений и ориентиров с точки зрения равенства между полами, был создан правительственный комитет. Предусматривается, что к этому инструменту будут прибегать в ходе проведения предварительных процедур перед принятием Советом министров любого решения.
Этот пример показывает, как комплексный подход мог быть осуществлен в целях "покрытия" всех сфер деятельности. Программа позволила определить все организационные структуры, процедуры наблюдения и контроля, принятия решений, а также различные фазы в рамках процесса в целом. Цель заключалась не в изложении аналитических методов, а в проведении разъяснительной работы в отношении действий, направленных на укрепление принципа равенства между полами на всех уровнях выработки политики.
Дополнительную информацию можно получить у :
Jorun HJERTO
Ministry of Children and Family Affairs
P.O. Box 8036 Dep., N - 0030 OSLO
Политическая инициатива на высоком уровне: первый шаг к комплексному подходу в Португалии.
Осуществление общего Плана действий по укреплению принципа равенства возможностей было начато в Португалии в 1997 г. Инициатором Плана был премьер-министр страны. План стал результатом совместной работы всех министерств, проведенной по инициативе главы правительства, который предложил министерствам пересмотреть свою политику под углом проблемы равенства полов. Полномочия по обеспечению выполнения Плана и оценке его результатов были переданы Верховному комиссару по вопросам семьи и поощрения равенства полов. В политическом плане Верховный комиссар находится в подчинении у Премьер-министра. Соответствующие министерства будут нести ответственность за выполнение различных мер. Ключевыми элементами плана являются следующие аспекты: комплексный подход в системе образования (интеграция вопросов, касающихся проблематики равенства полов, в школьные программы, а также в программы профессионально-технической подготовки, программы создания новых рабочих мест, подготовка госслужащих в духе равенства женщин и мужчин, профессионалов - школьных преподавателей, системы профессионально-технической подготовки, интегрированные в рынок труда) и пересмотр статистических данных для обеспечения включения в них данных раздельно по полам. Вопросы равенства полов будут также включены в программы изучения воздействия различных практических мер и программ департаментов министерств на национальном, региональном и местном уровнях с тем, чтобы дать оценку их воздействия на условия жизни женщин и мужчин. План также содержит специфические меры секторного характера.
Комиссия по вопросам равенства полов и правам женщин наряду со своей традиционной ролью несет ответственность за выполнение некоторых целей Плана, в частности, касающихся информации и подготовки кадров в целом, особенно госслужащих, с точки зрения данной проблематики.
Дополнительную информацию можно получить у:
Commission for Equality and Women's Rights
Av. da Republica, 32 - 1°, P-1093 Lisbonne Codex
Tel: (351) 1 79 760 81; Fax: (351) 179691
|