Часть II: Методология комплексного подхода к проблеме равенства полов
Вторая часть доклада рассказывает о необходимых или благоприятных условиях для осуществления комплексного подхода. В ней также содержится обзор имеющихся в наличии средств и возможностей для работы на этом направлении и ее непосредственных участников. Читатель/читательница увидят, что Части II и III содержат множество ссылок. Это является отражением усилий авторов через актуальные примеры практического применения комплексного подхода к проблеме равенства полов придать конкретную форму различным аспектам, рассматриваемым в контексте Части II.
1. Какие условия требуются и благоприятствуют применению комплексного подхода к проблеме равенства полов?
В предыдущих главах мы затронули некоторые трудности, которые могут возникнуть при осуществлении концепции комплексного подхода. Многих из этих трудностей можно избежать благодаря внимательному изучению условий требуемых или благоприятствующих этому новому подходу. Эти условия будут различаться в зависимости от каждой отдельной страны, поэтому должный анализ отправных параметров благоприятно скажется на успехе осуществления комплексного подхода. Каковы же эти условия?
• Проявление политической воли
Государство должно само сделать равенство полов одним из своих основных приоритетов. Большинство стран-членов Совета Европы ратифицировали Конвенцию СЕОА^. Если речь идет о какой-либо форме официальных обязательств, то этого недостаточно. Комплексный подход к проблеме равенства должен стать полноценной политической задачей. В этом смысле первостепенную роль могут играть неправительственные организации. Правительства должны будут кроме всего прочего сделать "заявления о намерениях", в которых бы ясно говорилось об их стремлении включить проблематику равенства между женщинами и мужчинами во весь комплекс их политических проектов и программ, и определялась в качестве цели способность реально содействовать установлению и укреплению равенства полов.24 Правительства должны будут также определить в этой сфере ясные критерии, способные помогать и вести вперед участников процесса. При отсутствии политической воли, способной успешно выработать консенсус в отношении равенства полов и его культуры, комплексный подход будет обречен на провал.
Под политической волей следует понимать и стремление изучать и переосмысливать проблематику взаимоотношений между полами, а также те структуры и политические программы, которые воспроизводят и сами порождают какие-либо формы неравенства - Кроме прочего, в рамках комплексного подхода будет проявляться интерес в отношении равенства полов в области оплаты труда, покупательной способности, наличии или адаптации структур, благоприятствующих разделению семейных и хозяйственных задач и ответственности. Для того, чтобы существовала настоящая культура равенства полов, женщины и мужчины должны будут в большей степени чем раньше выполнять ряд неоплачиваемых работ и обязанностей по домашнему хозяйству. Поэтому нужно четко выявить позитивные аспекты партнерских отношений между женщинами и мужчинами, разделения ролей (см. главу III.2 о сообщении Комиссии Европейских Сообществ). Очевидно, что заявление о политической воле в этой сфере будет благоприятствовать общественному осознанию проблемы равенства полов. Правительства могут внести свой вклад, проводя различные исследования общественного мнения, распространяя данные, относящихся к проблеме равенства полов, особо опираясь на образовательные системы.
• Специфические политические программы в области равенства полов
Важность таких программ уже затрагивалась в главе 1.4. Страны, в которых не имеется на вооружении ни одной из таких мер, должны будут их принять и ввести в действие параллельно с комплексным подходом, С исторической точки зрения, политика по обеспечению равенства полов включает в себя, в частности, семь следующих аспектов:
1) Антидискриминационные законы и политика равных возможностей. Последняя служит предохранительной мерой против практики дискриминации по половому признаку, в частности, на рынке труда. Необходимую основу для развития равенства представляет собой правовой аспект.
2) Существование таких механизмов, как: посредничество, арбитраж, комитеты, комиссии или совет против дискриминации по половому признаку.
3) Специальные группы (администрации), располагающие достаточными человеческими и финансовыми ресурсами и инструментами для оказания соответствующего влияния на всех политических уровнях.
4) Специальные политические программы по обеспечению равенства между женщинами и мужчинами, программы действий, призванные защитить интересы женщин или мужчин.
5) Создание департаментов, занятых вопросами равенства полов, или специальных групп в каждом министерстве.
6) Исследовательская работа и проведение подготовки по проблематике равенства полов.
7) Помощь в осознании проблемы.
• Статистические данные
Использование данных, касающихся современного положения женщин и мужчин и их взаимоотношений, совершенно необходимо при любом применении на практике комплексного подхода. Проблема здесь двойная: дело не только в том, что в статистических данных не всегда различаются разные пола, но и в том, что полученные данные являются иногда сексистскими, то есть ориентированными на один из полов. Таким образом, правильными статистическими данными будут те, которые в надлежащей мере отражают положение обоих полов, не сваливая их в одну кучу, и учитывают иные различные базовые величины.
• Детальные знания об отношениях между полами
Не являясь самоцелью, но будучи стратегией, направленной на достижение равенства между женщинами и мужчинами, комплексный подход к проблеме равенства требует от лиц, принимающих решения, наличия хороших знаний об отношениях между полами. Специализированные группы не обязательно единственные, кто может овладеть такими знаниями, поэтому в этой области должны быть предприняты достаточно серьезные исследования. Они, в частности, могут включать анализ зафиксированных нарушений равновесия в положении между двумя полами во всехобластях жизни. В ходе этих исследований можно будет постараться предугадать, каким образом предусматриваемые инициативы будут оказывать воздействие на женщин и мужчин. Эти исследования совершенно необходимы. Существующие в той или иной стране различия в отношении к подходам к проводимым исследованиям, и/или взаимное воздействие друг на друга ведущихся исследований и выработки специальной политики, лишь подчеркивают важность работы экспертов (мужчин и женщин). Чем эффективней статистические данные, касающиеся проблематики равенства полов, будут распространяться и направляться в управленческие структуры, тем больше у комплексного подхода шансов на успех.
• Знание административных структур
Комплексный подход требует пересмотра, выработки и оценки осуществляемой политики в области равенства полов. Он нуждается в получении достаточной информации о реальном функционировании административной системы, изучении того, в какой степени администрации владеют вопросом о социокультурных различиях между двумя полами, а также в знании процессов реализации политики - кто обычно принимает участие в решениях, какие применяются процедуры, на кого возлагается ответственность.
• Людские и финансовые ресурсы
Как и любая генеральная политика, комплексный подход невозможен без вложения финансовых средств. Он требует перераспределения имеющихся фондов. В противном случае государства будут напрасно стараться продемонстрировать политическую волю, создавать основу политики в области равенства между женщинами и мужчинами, основываться в этой работе на исследованиях, проведенных по проблематике равенства возможностей. При любых обстоятельствах им потребуется адаптировать свои программы и специальные методы, установить новые системы сотрудничества и подготовить персонал и руководящие кадры в области комплексного подхода к проблеме равенства полов. Последние обстоятельства предполагают внесение финансового вклада. Все это должно быть установлено в долгосрочной перспективе. Мы уже затрагивали выгоды и позитивные результаты комплексного подхода, которые можно выразить или пересказать одним словом - высокое качество.25 Любое краткосрочное прогнозирование может нанести ущерб комплексному подходу.
• Участие женщин в политической и общественной жизни, а также в процессах принятия решений
Совершенно очевидно, что политическая воля, необходимая для осуществления комплексного подхода, невозможна без реального участия женщин в политической и общественной жизни общества и в процессах принятия решений. Поэтому очень важно, чтобы как можно больше женщин нашли свое место в соответствующих органах и структурах, чтобы их голоса были услышаны при принятии каждого решения с тем, чтобы при этом должным образом учитывались бы значимые для них ценности, интересы и образ жизни. Конечно, далеко не все женщины поддерживают принцип равенства полов, однако установленным фактом является то, что именно женщины чаще всего требуют обеспечения этого равенства. Более того, опыт показывает, что в странах, где значительное число женщин принимают участие в принятии решений, изменения в этой области происходят быстрее и являются более значительными (см. в главе III.2 нашу ссылку на Заявление Комиссии Европейских Сообществ о комплексном подходе).
Что делать, если не собраны воедино все условия, требуемые или благоприятствующие применению комплексного подхода? Наиболее важным из этих условий является наличие политической воли. Без этого не будут выделены фонды, необходимые для научно-исследовательской работы, выработки и осуществления адаптированных программ. Главным вопросом является привлечение внимания к этой проблеме руководящих деятелей. Как мы уже говорили, политическая воля уже есть - об этом свидетельствует Пекинская Программа действий, подписанная множеством стран. Из нее вытекает, что концепция комплексного подхода уже может реализовываться, даже если одной политической воли для этого будет недостаточно. Между тем распространение концепции комплексного подхода приведет к лучшему осознанию фактов неравенства в положении женщин и мужчин, более широкому представлению о специфических проблемах, что, в свою очередь, будет служить базой для выработки новых инициатив.
2. Когда, в отношении чего и при каких обстоятельствах следует применять комплексный подход?
С каких этапов предпочтительнее начинать процесс практического осуществления политики в области равенства полов?
Комплексный подход не выступает в качестве точечной стратегии. Он представляет собой, скорее, константу, которая должна сопутствовать всему комплексу политической работы. Все этапы на этом пути имеют значение. Комплексный подход должен включать строго все этапы, начиная с первичных или подготовительных фаз и не ограничиваясь ими. Однако нижеследующие этапы являются основными.26
• Подготовительная стадия и выработка программ
Именно на первичной стадии определяются и анализируются проблемы и сложности, ставятся цели, вырабатываются политические ориентиры и указываются отдельные лица или группы людей, имеющие к этому отношение. Комплексный подход имеет здесь первоочередное значение, поскольку относящиеся к делу субъекты комплексного подхода, которые до этого игнорировались или избегались, могут быть рассмотрены сквозь призму проблематики равенства между женщинами и мужчинами. Рано начавшееся практическое осуществление комплексного подхода позволит также распространить его и на многие другие области. Действительно, чем раньше этот процесс будет начат, тем больше вероятность, что принцип равенства полов прочно утвердится и будет на деле приниматься во внимание в политической работе вместо того, чтобы ограничиться лишь некоторыми изменениями формы в ходе последующих этапов.
• Стадия принятия решения
Именно на этой стадии принимаются решения и должны разрешаться имеющиеся трудности с учетом той подготовительной работы, которая была проведена на предыдущем этапе, и политических решений в отношении обозначенных проблем и целей. На этой же стадии выделенные вопросы вносятся в план-программу политических действий, принимаются решения о выделении для этого фондов и определяются их размеры. Комплексный подход позволит определить степень важности различных вопросов, которые до сих пор "касались лишь только женщин", и в какой пропорции эти вопросы будут представлены в плане-программе. Изучение потенциальных проблем в контексте проблематики равенства между женщинами и мужчинами позволит установить новые приоритеты и приступить к более адаптированному к обстоятельствам распределению фондов.
• Стадия применения или внедрения
После того, как выявлены и проанализированы проблемы, определены основные цели, направления политической деятельности и выделены фонды, следующая стадия - это практическое применение подхода. Она требует осуществления конкретных акций. Принятие комплексного подхода и его первые фазы не дают гарантий, что проблематика равенства между женщинами и мужчинами будет должным образом приниматься во внимание на фазе его применения, ведь анализ и конкретные действия - это совершенно разные вещи.27 Остается большой зазор между умозрительными рассуждениями по проблеме равенства полов и практической реализацией отвечающей этим рассуждениям политики. Поэтому на стадии применения подхода необходимо постоянно обращаться к отправным его положениям, заботливо поддерживать участников идущего процесса.
• Стадия оценки
Все чаще случается так, что проводимая в жизнь политика переживает определенные видоизменения, которые позволяют определить в какой степени были достигнуты поставленные цели, или иными словами - какова реальная польза от программ. На этой стадии комплексный подход предполагает оценку воздействия рассматриваемой политики на взаимоотношения внутри каждого пола. Эта работа имеет весьма большое значение, поскольку, в свою очередь, может послужить для подготовки и выработки других программ.
Понятно, что каждая из упомянутых стадий сама могла бы быть разделена на фазы с тем, чтобы более точно детализировать политическую работу. Исходя из этого, рассмотренная здесь схема не так безупречно точна на практике, и представленный хронологический порядок может быть различным. Однако, за исключением стадии оценки, описанные этапы должны быть неотъемлемой частью любой политической работы и комплексный подход должен найти в них свое место.
Было бы, без сомнения, особенно сложно реализовать этот подход одновременно на каждой стадии. Вопрос, который здесь возникает, заключается в том, какие стадии будут наиболее подходящими для этого? В этом смысле лучшей отправной точкой является момент принятия решения, поскольку он служит для определения повестки дня, то есть внесения проблем в план-программу политических действий. Фаза оценки - по своему определению фаза критического подхода - может также рассматриваться как точка отсчета, поскольку она будет служить основой для выработки новых программ. Тем не менее, она далека от того, чтобы быть самой успешной. Наконец, подготовительная фаза или фаза выработки политики является наиболее деликатной в том случае, когда она требует детального знания вопросов равенства полов. В то же время, эта фаза остается определяющим этапом.
Какие сферы жизни являются наиболее подходящими для применения комплексного подхода к проблеме равенства полов.
Большинство, так как все они прямо или косвенно оказывают влияние на жизнь женщин и мужчин. Некоторые сферы, которые на первый взгляд кажутся второстепенными, например, иностранные дела, поддержание мира, разрешение вооруженных конфликтов или международная торговля могут содержать элементы неравенства (в скрытой форме) между женщинами и мужчинами. Применить комплексный подход одновременно во всех областях было бы чрезвычайно трудной задачей, способной привести к чересчур большому распылению человеческих и финансовых ресурсов. Вопрос, таким образом, заключается в том, чтобы выяснить, с чего и когда начинать.
Первый вариант может заключаться в том, чтобы начать с наиболее чувствительных секторов. Программа действий, принятая в ходе Четвертой Конференции ООН по проблемам женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 г., отмечает множество критических сфер жизни, которые нуждаются (по-прежнему) в действиях в сфере обеспечения равенства полов: это бедность, образование и профессиональная подготовка, здравоохранение, насилие, вооруженные конфликты, экономика, власть и процесс принятия решений, институциональные механизмы, права человеческой личности, средства массовой информации, окружающая среда, положение несовершеннолетних девушек. Все эти сферы или проблемы имеют отношение к рассматриваемой теме. Различные межправительственные программы ряда европейских организаций - в этом же духе Совета Европы, Комиссии Европейских сообществ, Совета министров северных стран - представляют ясную картину проблем и приоритетов, связанных с проблемой равенства полов. Будет вполне допустимо руководствоваться и/или сотрудничать с этими программами. Кроме того, с точки зрения своей кредитоспособности перед ответственными деятелями и гражданами комплексный подход лишь выиграет, если будет применяться в тех секторах, которые признаны проблемными.
Может быть также полезным применять комплексный подход в сферах, рассматриваемых в целом как не имеющие отношения к проблеме полов, но которые оказывают влияние на повседневную жизнь граждан. Так, с этой точки зрения не часто признается важность транспорта, социальных программ и программ городского развития, или политики в области исследовательской работы, которая является источником знаний. Учет и этих секторов способен пробуждать понимание проблем, разъяснять гражданам и руководящим кадрам необходимость и пользу комплексного подхода, даже если определенное равенство полов уже достигнуто.
Возможно, было бы легче начинать с тех областей, которые признаны как основные с точки зрения защиты равенства полов, в частности, с устройства политических и административных институтов, рынка труда, образования, социальной политики или политики в области семьи. В сферах сотрудничества и развития специфические проблемы женщин издавна принимались во внимание, и совсем недавно в рамках этих сфер жизнедеятельности общества был принят принцип комплексного подхода (см. главу III.2 о сотрудничестве в развитии в Дании и Швеции). С учетом своих функций в области информации, распространения знаний и просветительской работы важнейшей сферой является образование. Назовем также и устройство политических и административных институтов, в рамках которых комплексный подход позволит лучше изучать изменения в избирательных системах и их последствия и реорганизовать кадровую политику в области высших административных структур.
При каких уровнях применение комплексного подхода к проблеме равенства полов представляет наибольшую важность?
На всех, при том понимании, что комплексный подход затрагивает все сферы и структуры общества. В целом признано, что определяющим является национальный уровень. Относительная важность других уровней зависит от организационной структуры каждой отдельной страны. В централизованном государстве на первом месте будет находиться национальный уровень, тогда как в федеративном большее внимание будет уделяться региональному уровню. Но и местный уровень имеет также судьбоносное значение для осуществления комплексного подхода. Однако, как правило, решения спускаются "сверху", то есть принимаются правительством, хотя именно на местном уровне они напрямую затрагивают граждан и там их воздействие проявляется наиболее четко (см. главу III.2 о шведском примере применения комплексного подхода в муниципалитетах). Необходимо приложить большие усилия с тем, чтобы обеспечить адаптацию этой стратегии на местном и региональном уровнях, и чтобы соответствующие власти воспользовались адекватными в этой ситуации советами и ресурсами.
Стратегии комплексного подхода могут при этом принимать разные формы, которые будут оказывать влияние на тот или иной политический уровень. Ценным может оказаться содействие со стороны неправительственных организаций. Они нередко действуют на местном или региональном уровнях.
Теперь нам ясно, что существуют разные способы использования комплексного подхода, и перед принятием решения о месте, уровне, условиях и ответственных за применение комплексного подхода необходимо предварительно изучить ситуацию в каждой конкретной стране. Было бы также мудрым перед широкомасштабным осуществлением этого подхода начать с фазы ограниченного эксперимента на отдельном ограниченном участке. Таким образом, стратегия будет протестирована и, возможно, дополнена до более широкого своего применения. Но, приняв однажды комплексный подход на широкомасштабном уровне, следует помнить о том, что комплексный подход немыслим без некоторого многообразия форм. Поэтому желательно, чтобы он применялся на всех уровнях процесса принятия решений, во всех соответствующих секторах, в сотрудничестве с максимальным количеством участников процесса и с использованием всех подходящих инструментов.
3. Какими мы располагаем методами и инструментами?
Перед тем как описывать различные имеющиеся в распоряжении методики и инструменты, будет без сомнения полезным дать определение используемым терминам и их взаимосвязи. Мы уже упоминали, что цель остается прежней - достижение равенства полов, и для выполнения этой цели необходимы два типа стратегии - специальные или "традиционные" виды политики, предназначенной для решения этих вопросов, и комплексный подход. В этом докладе мы понимаем под инструментами и методиками средства и наборы методов, позволяющие осуществить комплексный подход на практике, или организовать (реорганизовать), усовершенствовать, выработать и оценить идущие политические процессы с тем, чтобы интегрировать в них проблематику равенства между женщинами и мужчинами. Многие инструменты и методики могут служить обеим стратегиям. Задействованные участники процесса и политические программы, связанные с проблемой, будут относиться к одной из стратегий. Комплексный подход к вопросу равенства полов подчеркивает важность реорганизации процесса принятия решений, при которой бы учитывались его обычные участники и каждодневную практику.
Наиболее характерная особенность практикующейся политики в области равенства между женщинами и мужчинами заключается в том, что в большинстве случаев сами проблемы не признаются. Вот почему возникает насущная необходимость использовать аналитические технологии и инструменты. Если руководящие работники, принимающие решения, и обладают достаточной экспертной базой по обсуждаемым ими обычно вопросам, то им не хватает ее для проблем, связанных с равенством между женщинами и мужчинами. Это приводит к тому, что они не умеют работать с ними. Однако они были бы в состоянии решать различные проблемы при наличии соответствующих знаний. Это делает необходимым использование обучающих технологий и методов. В заключение следует отметить, что различные инструменты и технологии должны помочь ответственным руководителям вскрывать проблемы, которые до этого игнорировались, и позволить им учитывать эти проблемы в своей работе. Назовем, наконец, технологии и инструменты, позволяющие проводить консультирование с различными партнерами в рамках определенного политического сектора и обеспечивать их участие в процессе.
В действительности, меоды и технологии, используемые в комплексном подходе, не содержат ничего особенно нового, и они не создавались специально для этой цели. Стратегии комплексного подхода могут воспользоваться теми инструментами и методами, которые до этого уже применялись в политике, но при условии, что они будут соответствующим образом адаптированы или модифицированы. Задачи по реализации этих изменений будут возложены на специалистов, обладающих углубленным знанием проблематики равенства полов, а также знаниями в области принятия решений. Использование инструментов и методов, адаптированных под комплексный подход, предполагает определенную подготовку. Более того, для более свободного их применения эту подготовку должны провести специалисты в этой сфере. Последний аспект имеет первостепенное значение и требует к себе пристального внимания.28
Методы и инструменты анализа
Насчитывают большое количество разнообразных технологий и методов, которые могут быть разделены на две категории: те, которые предоставляют информацию, необходимую для выработки ориентиров и программ, и те, которые используются в работе по принятию самого решения. Последние, в частности, инструменты и методики оценки и наблюдения за выполнением программ будут в основном использоваться политическими деятелями, принимающими решение. Важность аналитических инструментов и методик объясняется их прагматическим, утилитарным характером. Они не работают, если не подкреплены хорошим знанием вопросов, касающихся проблемы равенства между женщинами и мужчинами, и предполагают соответствующую подготовку. Руководители не могут сами заниматься применением большого числа таких технологий, связанных с информацией, как сбор статистических данных, различные исследования, прогнозы или анализ соотношения между стоимостью и выгодой. Эти технологии нуждаются в институционализации и могут быть объектом контрактов на стороне. Несколько примеров:
• Статистические данные
Наличие верных и точных знаний условий жизни женщин и мужчин предполагает регулярное получение статистических данных, принимая во внимание пол объектов статистики, а также в зависимости от контекста другие параметры, такие как возраст и образовательный уровень. Определение, сбор, использование и распространение этого типа данных совершенно необходимы. С другой стороны, обычно используемые статистические методы и имеющиеся данные должны быть пересмотрены с точки зрения того, какая часть из этих данных подбирается с учетом половой принадлежности? Какие критерии используются для сбора данных, какие ценности и какие принципы служат предпосылкой для этих критериев?
Особое внимание должно быть уделено данным, касающимся динамики и эволюции отношений между двумя полами: отмечаются ли в этих отношениях изменения, в каких областях и какими темпами они происходят? Статистические данные лежат в основе любого анализа отношений между полами. Они позволяют также вырабатывать прогнозы и правильней оценивать разрабатываемые политические программы в этой сфере.
• Исследования и прогнозы
Проведение завершенного исследования нынешних отношений между полами позволит точно описать основные проблемы в этих отношениях и наметить на основе полученных сведений их возможную эволюцию.
• Анализ соотношения между стоимостью и выгодой
Правительственные политические программы способны, как это уже бывало в прошлом, негативно сказываться на людях и на всем обществе в целом в случае, когда в них не учитывалась проблематика равенства между женщинами и мужчинами и запускаемые программы основывались на ложных постулатах. Положение женщин и мужчин порой настолько отличается друг от друга, что воздействие на них той или иной политики может значительно различаться. Такой феномен иногда вызывает большое удивление у ответственных лиц, принимающих решение и обладающих расплывчатыми и неполными знаниями о реальном положении и условиях жизни женщин и мужчин. Анализ соотношения между стоимостью и выгодой сообразно с половой принадлежностью высветит воздействие различных видов политики на условия жизни представителей обоих полов. Необходимо, чтобы правительственные политические программы чаще подвергались оценке по многим параметрам. Сложность процесса принятия решений требует сегодня тщательного наблюдения за всеми инициативами, за всеми коррективами, производимыми для адекватного ответа на стремительное развитие технологий, рыночные процессы и международное сотрудничество. Принимая во внимание сильно отличающиеся друг от друга условия жизни женщин и мужчин, учет проблематики равенства между полами при оценке политических программ приведет лишь к совершенствованию процесса принятия решений.
• Исследовательская работа
Исследовательская работа и научные изыскания являются основополагающими методами комплексного подхода. Именно они позволяют выявлять вопросы и проблемы, присущие конкретному политическому сектору. Благодаря этим методам мы получаем раздельные статистические данные по обоим полам, имеем возможность обрисовывать состояние отношений между женщинами и мужчинами и делать прогнозы. Упоминавшиеся до этого технологии и инструменты на самом деле находятся в тесной зависимости от исследовательской работы, которая, между тем, отвечает и некоторым другим интересам. Так, например, фундаментальные исследования в области проблематики равенства между полами, проводимые главным образом в университетах и научно-исследовательских институтах, помогают идентифицировать сектора, новые перспективы, и углублять наше знание механизмов, порождающих или воспроизводящих неравенство между полами.
• Верификационные перечни, руководящие направления и рамочные ориентиры
Будучи предназначенными для руководящих кадров, принимающих решения, эти методы служат для осуществления комплексного подхода. Верификационные перечни объясняют природу концепции комплексного подхода, обозначают его цели и описывают стоящие перед ним задачи. И если они предоставляют ценную помощь, то при этом, однако, отличаются своим относительно статичным характером. Руководящие направления и рамочные ориентиры являются методиками общего плана. Менее точные и менее детализированные, чем верификационные списки, они между тем, оставляют некоторую свободу маневра. Рамочные ориентиры предназначены для правительств и межминистерских комитетов, а руководящие направления в основном предназначены персоналу администраций. Этот тип инструмента особенно полезен для ответственных лиц, уже располагающих подтвержденными статистикой знаниями в области проблемы равенства между полами.
• Методы оценки воздействия того или иного фактора на пол
Оценка воздействия того или иного фактора на пол (gender impact assessment) первоначально применялся в сфере защиты окружающей среды. Этот метод представляет собой типичный пример инструмента, недавно адаптированного к потребностям комплексного подхода к проблеме равенства полов. Он позволяет рассматривать любой политический проект сквозь призму его воздействий на женщин и мужчин с тем, чтобы исправлять возможные нарушения равновесия еще до принятия решения. Анализ с точки зрения равенства женщин и мужчин позволяет лучше понимать, насколько хорошо учтены и находят ответы на свои вопросы в конкретных проектах соответствующие потребности женщин и мужчин. Анализ позволяет лицам, принимающим решения, вырабатывать свои политические программы сообразно социально-экономическим реалиям, присущим женщинам и мужчинам и учитывать эти реалии в соответствующих проектах. Оценка воздействия того или иного фактора на пол применима в законотворческой деятельности, политических программах и планах действий, бюджетах, конкретных действиях, проектах законов, докладах и исследованиях. Использование методов оценки воздействия различных факторов на пол не ограничивается программами, которые только разрабатываются, но находит свое место в существующих политических программах. Эти методы могут использоваться как администрациями, так и иными участниками жизни общества, хотя в обоих случаях должно быть накоплено достаточное количество знаний по проблемам равенства между полами. Преимущество этого типа методики заключается в том, что она позволяет очень точно оценить результаты любой политики (см. главу III.2 об оценке воздействия различных факторов на пол в Нидерландах и Фландрии (Бельгия)).
• Наблюдение за осуществлением программ
Эта технология заключается в постоянном изучении, отслеживании и оценке любой политики. Это наблюдение может принимать форму регулярных заседаний, докладов, специализированных исследований и изысканий. Сотрудники органов власти могут периодически подготавливать доклады, при условии, что при этом будут использоваться процедуры, методы и аналитические показатели, отработанные этими специалистами по вопросам равенства полов. Хотя подготовка таких докладов не является самоцелью, полученные результаты должны будут учитываться в политической работе. Другие формы наблюдения, такие как оценочные исследования, требуют участия в них экспертов - мужчин и женщин (см. главу III.2 о политических программах в рамках комплексного подхода Европейской Комиссии).
Технологии и методы обучения
Учитывая безусловно ограниченный характер имеющихся знаний о преимуществах и выгодах, получаемых благодаря обеспечению равенства полов, технологии и методы обучения приобретают особую ценность. Они отвечают двум целям: осознанию и передаче знания. Под осознанием той или иной информации подразумевают необходимость показать, каким образом существующие ценности и нормы воздействуют на наше восприятие действительности, вносят вклад в упрочнение различных стереотипов и сохранение в силе механизмов, порождающих или воспроизводящих неравенство между полами. Эти самые ценности и нормы могут быть поставлены под сомнение путем объяснения того, каким образом они предопределяют рассматриваемые параметры предварительно перед каждым принятием решения. Кроме того, помощь в осознании может способствовать пробуждению в общественном мнении более живого интереса к вопросом равенства полов. Следует затем обеспечить необходимую подготовку по этой проблеме. Как политическое руководство, так и сами граждане должны научиться распознавать существующие проблемы и вырабатывать политические программы, учитывающие различие между полами. Комплексный подход к проблеме равенства полов невозможен без соответствующего обучения и подготовки тех, кто будет реализовывать его на практике.
Тем не менее, помощь в осознании не должна распространяться лишь на лиц, принимающих решения, или на несколько специальных групп. Разъяснять проблемы равенства полов нужно обществу в целом, и особенно народным массам с тем, чтобы они действительно осознали полезность комплексного подхода и того обстоятельства, что равенство полов лежит в основе более гуманного общества. Важно использовать все полезные методы для ускорения процесса осознания, поощрять дискуссии, мобилизовать, формировать и распространять соответствующую информацию и знания в целях осуществления конкретных шагов на этом направлении. Очевидно, что используемые методы - особенно в рамках подготовки руководящих кадров - должны быть выработаны с учетом полового фактора.
Перечислим следующие инструменты и методики:
- Курсы по разъяснению и подготовке
Для различных участников процессов, связанных с рассматриваемой проблематикой, должны быть организованы курсы по эффективному разъяснению проблемы и соответствующей подготовке. Под такими курсами понимают сеансы общей разъяснительной работы для всех уровней кадров, в том числе высшего руководящего состава, а также особые интерактивные сессии, которые позволят передать слушателям курсов специальные знания. Эти курсы должны затрагивать самые высшие инстанции, в том числе членов правительств и парламентариев. Первейшей целью курсов будет оказание помощи в процессе осознания и придание необходимого импульса для принятия политических обязательств в отношении комплексного подхода к проблеме равенства полов. Должны также быть подготовлены кадры промежуточного звена. Речь также идет не только о разъяснении идеи, но и об объяснении различным участникам происходящих процессов, какому бы кадровому уровню они ни принадлежали, а также рассказе о том, как следует осуществлять комплексный подход в рамках их деятельности. Наконец, курсы должны были быть рассчитаны для тех исполнителей, на которых возложены функции по применению на практике комплексного подхода к проблемам равенства в отношении особых аспектов процесса принятия решений, и которые будут испытывать потребность в хорошем знании используемых методов и технологий, таких, как оценка внешнего воздействия на пол. Эти исполнители должны будут четко понимать последствия, вытекающие из принадлежности человека к мужскому или женскому полу, уметь определять проблемы равенства полов и формулировать конкретные ответы на эти проблемы.
- Наблюдение
Курсы по разъяснению или подготовительные курсы, даже специализированные, не будут достаточны ни для утверждения, правильного понимания проблем равенства между полами, ни для обеспечения для него практического поля деятельности. Существует настоящая потребность в создании благоприятного фона для усвоения полученных знаний, который мог бы быть создан благодаря регулярным рабочим встречам, заседаниям или совещаниям.
- Быстрая или точечная экспертиза
Под этим термином понимают работу специалистов по вопросам равенства полов, способных содействовать деятельности отделов или департаментов. Это эксперты (мужчины или женщины), которые могут подключится к работе подразделения с целью помочь персоналу, с. которым уже проводилась разъяснительная работа или уже прошедшему специальную подготовку по этой проблематике, применить на практике полученные в ходе обучения знания. Речь идет об интерактивном и интенсивном содействии, направленном на сотрудников, для которых совершенно необходимы весьма углубленные знания в области равенства полов. Специалисты вмешиваются здесь для выяснения правильности выбранных направлений Их функции заключаются не в выполнении задач, поставленных перед соответствующим подразделением, а в снабжении его необходимыми знаниями и обеспечении того, чтобы к проблемам равенства полов был применен должный подход. Ряд специальных групп располагает такими специалистами, которые могут быть откомандированы из этих групп, если только их отсутствие не отразится негативно на работе их разных организаций. Поставлять экспертов (мужчин и женщин) могут также и исследовательские центры по проблемам женщин (см. главу III.2 о шведском опыте).
- Руководства и учебные пособия
Эти источники содержат информацию практического характера и могут помочь отдельным людям в индивидуальном порядке интегрировать в свою профессиональную деятельность работу, направленную на обеспечение равенства полов. В них объясняется почему, где, когда и как включать этот аспект в свою профессиональную деятельность, и содержатся ссылки на полезные источники и примеры. В идеальном варианте обращение к таким материалам должно было бы идти одновременно с курсом подготовки, в ходе которого слушатели пользовались бы учебным пособием (см. главу III.2 о руководящем документе по рассматриваемой проблематике, разработанном в Новой Зеландии).
- Брошюры и другие печатные материалы
Публикации брошюр и других печатных материалов, способных содействовать комплексному подходу и предназначенных для широкого распространения во властных структурах и среди населения в целом, могут помочь расширению знаний о ряде понятий всеобщего характера. Тем не менее, не следует рассматривать их лишь как информационное средство, позволяющее привлечь внимание и интерес общественности. Такие брошюры могут приводить красноречивые примеры программ или политики, которые, проявив недостаточную заботу в отношении укрепления принципа равенства полов, привели к пагубным результатом для граждан или для всего общества. В эти материалы следует также включать анализ соотношения "цена-выгода" и примеры успешного применения комплексного подхода.
- Школьные материалы
Все чаще проявляется интерес к вопросу о необходимости лучшего изучения детьми и подростками вопросов функционирования общества в целом, полярного положения женщин и мужчин и вопросов равенства между полами, занимающего свое место в системе прав человеческой личности. Отсюда потребность в соответствующей поддержке такому обучению в школах. Такую поддержку может оказывать телевидение и видеопрограммы.
Комплексный подход к проблеме равенства нуждается в хорошо подогнанных под него и практичных методах обучения для его последующего использования на практике. Это концепция, требующая широкого осознания и подготовки всех задействованных в процесс обычных членов общества. Совершенно необходимо, чтобы они обладали должными знаниями в этой области.
Консультативные технологии и методы, предусматривающие участие в процессе
Одним из главных недостатков специальных политических программ в области равенства между женщинами и мужчинами является то, что они вовлекают в работу лишь ограниченное число специалистов по рассматриваемой теме. Эти специалисты в целом редко имеют возможность взаимодействовать с кругом лиц, принимающих решения. Комплексный подход требует участия в нем большого количества действующих лиц, в том числе представителей гражданского общества, что вызывает необходимость использования консультационных методов и технологий, предусматривающих непосредственное участие в процессах. Также необходимо дать право высказываться тем женщинам и мужчинам, на которых так или иначе скажутся политические программы. Демократический процесс является одной из главных целей комплексного подхода к проблеме равенства полов. Поощрение равного участия женщин и мужчин в политической и общественной жизни во всех ее областях ведет к расцвету общества. Необходимо, чтобы женщины также как и мужчины принимали участие во всех принимаемых в обществе решениях, используя при этом свой собственный опыт. Речь здесь не идет о совершенно новой идее, поскольку в различных секторах, таких как защита окружающей среды, благоустройство территории или сотрудничество в развитии издавна практикуются консультации с общественностью и обеспечение участия в идущих процессах лиц, которые затрагиваются осуществляемыми в этих рамках мероприятиями. Упомянутые инструменты и методы способствуют осуществлению избранных политических программ в интересах повышения их эффективности и функциональности.
• Рабочие комитеты, комитеты управления и аналитические группы
Комплексный подход требует объемных обменов информацией, передачи опыта и знаний, а также сотрудничества между различными участниками процесса и координации их действий. Поэтому следует создать системы межведомственных информационных обменов, которые будут включать в себя группы экспертов, специализирующиеся на вопросах равенства полов и, в случае необходимости, специалистов со стороны. Совершенно необходимо, чтобы рабочие комитеты и группы экспертов располагали необходимыми для их деятельности средствами (см. главу III.2 о политике Европейской Комиссии в рамках комплексного подхода к проблеме равенства полов).
• Каталоги, базы данных и иерархические органиграммы
Для того чтобы быть в состоянии консультировать отдельных лиц, группы людей или организации, которых затрагивает та или иная планирующаяся политическая программа, нужно, чтобы была доступна информация об этих структурах. Аналогичным образом, когда проекты участия граждан в этих программах уже выработаны, лица, принимающие решения, должны располагать информацией о существующих организациях. Для установления соответствующих контактов могут быть весьма полезны информационные каталоги, базы данных и иерархические органиграммы. Такие данные по разным причинам зачастую имеются в учреждениях. Поэтому может быть весьма полезным установление с ними контактов с тем, чтобы иметь возможность обратиться к этим учреждениям с просьбой предоставить имеющиеся каталоги, базы данных и иерархические органиграммы перед тем, как вновь составлять свои сводные данные.
• Участие обоих полов в процессах принятия решений
Комплексный подход требует полноценного участия как женщин, так и мужчин в деятельности в рамках любой из сфер общественной жизни и, разумеется, в процессах принятия решений. Участие в них женщин может быть обеспечено благодаря составлению списков квалифицированных специалистов-женщин, введению квот, позитивным шагам в этом направлении и другим мерам, непосредственно относящимся к вовлечению женщин в активную деятельность и содействию их прогрессу. Между тем, гарантировать равное участие в принятии решений обоих полов возможно при условии учета имеющейся практики в области использования человеческих ресурсов.
• Конференции и семинары
Конференции, семинары и пресс-конференции находятся в числе средств, позволяющих информировать общественность в целом и непосредственных участников рассматриваемых процессов в частности.
• Слушания
Слушания представляют собой не только преимущество получения относящейся к делу информации, но они также позволяют простым гражданам непосредственно участвовать в процессе принятия решений, которые касаются их лично.
Упомянутый в данной главе список инструментов и методов не является исчерпывающим. Здесь перечислены только возможности, которые дают те или иные из них. Выбор подходящих методов и инструментов варьируется в зависимости от сферы применения. Этот выбор зависит от задействованных структур и их уровня, а также от ситуации в каждой конкретной стране в плане равенства полов. Представляет, однако, интерес использование набора разных методов, так как их применение поодиночке недостаточно. Составление рамочных ориентиров является типичным примером метода, который недостаточен, если применяется лишь он один. Но такие методы, между тем, создают необходимую базу для развития и использования других методов и инструментов. Другой аргумент за использование широкого спектра методов и инструментов заключается в том, что их эффективность не может быть заранее измерена. Каковы бы ни были применяемые методы и технологии, они должны быть включены во всеобщую программу или проект действий (см. главу III.1).
4. Кто является потенциальными действующими лицами в рамках применения комплексного подхода, и какую роль они могут играть?
Как мы это уже отмечали, комплексный подход к проблеме равенства полов охватывает всех лиц, задействованных в процесс выработки концепции, осуществления и оценки результатов той или иной политики. Ряд аспектов процесса связан с деятельностью особых действующих лиц. Так, например, исследовательская работа не может проводиться без участия специалистов и работников высших учебных заведений, что касается принятия решений, то эта задача ложится на политиков. В рассматриваемом вопросе свою роль играют самые разные участники: дополнительно к политикам и работникам администраций в список этих участников нужно включать экспертов (мужчин и женщин) со стороны, неправительственные организации, лоббирующие группы и средства массовой информации. Особые роли различных участников процесса можно разделить на четыре категории: инициирование проектов, выполнение, обеспечение поддержки и защита интересом обоих полов.
• Роль политиков
Политики играют первостепенную роль в комплексном подходе, поскольку их официальными функциями является определение политических приоритетов и инициирование программ. Они должны удостовериться в том, что в холе этих их действий должным образом учитываются интересы население в целом, программы отвечают его потребностям и проводимая политика идет на пользу всех граждан - женщин и мужчин. В целом признается, что равенство полов составляет одну из главных основ демократии, и что его поощрение во всех сферах жизни благоприятствует повышению качества жизни. В этом контексте, задача по утверждению равенства полов как одной из первейших целей общества, объединение средств и условий, необходимых для осуществления комплексного подхода, возлагается прежде всего на политиков. Их роль, таким образом, имеет первостепенную важность: политическая воля и реальный настрой политиков представляют собой обязательное предварительное условие для осуществления комплексного подхода к проблеме равенства полов (см. главу III.1). Однако этот подход требует вовлеченности множества участников, и политики не всегда обладают необходимыми экспертными возможностями, хотя общая ответственность за осуществление подхода ложится на них.
• Роль администрации
Роль администраций заключается не только в осуществлении выбранного политического курса, но и все в большей и большей степени в обнаружении и определении политических проблем, в подготовке и осуществлении программ действий. Администрации играют первостепенную роль в комплексном подходе к проблеме равенства полов с учетом того, что этот подход подразумевает интеграцию в деятельность всех политических инстанций мер, направленных на поддержку принципа равенства полов. Фактически именно администрации применяют комплексный подход на практике. Неся ответственность за его применение, администрации должны тесно сотрудничать с политиками, нуждающимися в их содействии для обеспечения того, чтобы стратегия комплексного подхода к проблеме равенства полов была рассчитана на долгосрочную перспективу. Таким образом, весьма важно, чтобы администрации были хорошо подготовлены к этой работе, и чтобы соответствующие демарши в контексте поддержки принципа равенства полов предпринимались в самых высоких сферах власти (см. главу Ш.2, Программа Европейской Комиссии).
• Роль национальных механизмов, созданных для поощрения и укрепления равенства между женщинами и мужчинами
Хотя упомянутые национальные механизмы являются составной частью государственной администрации, их назначение, тем не менее, отлично от функций администрации. Роль этих механизмов должна быть переопределена в целях адаптации к комплексному подходу. В нынешней ситуации они имеют своей задачей обнаружение новых проблем в этой сфере, формирование новых стратегий и сбор информации. Эти механизмы являются тем местом, где проводятся аналитические разработки и идет процесс политического мышления. Они играют решающую роль в деле осознания проблем и провозглашают политическую необходимость равенства полов, оказывают ценную помощь главным участникам процесса в тех областях, где комплексный подход встретил препятствия на своем пути. Они передают полезную информацию и знания, участвуют в подготовке кадров и в последующем наблюдении за их работой, адаптируют существующие политические методы под нужды комплексного подхода.
Преимущество этих механизмов в том, что они являются частью самой системы. Они в состоянии оценить имеющиеся в области равенства полов знания, разбираются в работе администраций и располагают коммуникационными возможностями (которые могут быть институционализированы). Национальные механизмы могут играть первостепенную роль в период перехода к практическому применению комплексного подхода к проблеме равенства полов, поскольку они способны перевести специализированные знания на общедоступный язык, приемлемый и полезный для администраций.29 Тем не менее, нужно помнить, что их работа заключается не в том, чтобы самим осуществлять концепцию комплексного подхода на практике в различных областях жизни общества.
• Роль научно-исследовательских работников и экспертов (мужчин и женщин)
Научно-исследовательские работники и эксперты (мужчины и женщины) играют все возрастающую роль в области определения и анализа политических проблем. Они также способны вносить предложения по решению различных проблем, помогая таким образом разрабатывать проекты. Исследовательская работа представляет собой объемный источник информации и идей, способных стимулировать разработку программ. Речь идет о фактах и цифрах, исследованиях и прогнозах, которые являются главнейшими инструментами в процессе принятия решений. Научная оценка выявленной проблемы или ситуации служит основой для политического или социального анализа, проводимого руководящими деятелями, принимающими решения, лоббистскими группами и средствами массовой информации. Научно-исследовательские сотрудники и сотрудницы могут, например, помочь в идентификации сфер, наиболее подходящих для применения комплексного подхода. Научно-исследовательские работники и эксперты способны также оказать немаловажное техническое содействие в этой области. Они смогут адаптировать и разрабатывать методы и технологии, относящиеся к изучаемой теме, и снабжать информацией (см. примеры оценки воздействия на пол в главе III.2).
Все возрастающая роль научно-исследовательских сотрудников и сотрудниц в процессах принятия решений объясняется все большим усложнением этих решений. Политики и администраторы не могут быть специалистами по всему комплексу вопросов. Между тем тот факт, что они прибегают к работе и знаниям научно-исследовательских работников, не чужд концепции "меньше Государства". Нет необходимости еще раз показывать полезность специализированных исследований в области равенства полов, и мы не будем давать слишком много рекомендаций относительно продолжения этих исследований.
• Роль неправительственных организаций и лоббистских групп
Женские ассоциации, профсоюзы, иммигрантские организации, церкви и неправительственные организации занимают место в сердцевине общества и потому способны вскрывать и выяснять суть различных проблем. Их деятельность на местах и высокий уровень специализации позволяет им обладать глубокими знаниями в ряде областей. Поэтому они могут передавать ценные знания политическим деятелям, принимающим решения, и воздействовать на выработку планов-программ политической деятельности. Между тем, их участие в процессах принятия решений желательно и по другим причинам. Демократическая система функционирования общества требует участия самого широкого круга его членов. Именно неправительственные организации и лоббистские группы позволяют большому количеству людей вносить свой вклад в политическую работу, и, таким образом, укрепляют демократию. Осуществляя кроме этого наблюдательные функции, эти организации могут также привлекать внимание к проблемам равенства полов, где бы и когда бы они не возникали, и обеспечивать ситуацию, когда комплексный подход к проблеме равенства полов оставался бы важнейшей политической целью.
• Вклад средств массовой информации
Наконец, важно отметить, что средства массовой информации могут оказывать влияние на формирование планов-программ политической деятельности. Они информируют общественность, отражают общественное мнение или те моменты, которые представляют для различных составляющих общества. В свою очередь, влияние СМИ на общественность и на лиц, принимающих решения, является на саамом деле немаловажным средством пробуждения сознания людей. Роль СМИ в становлении и прочном утверждении ряда ценностей и норм также весьма существенна. Отсюда то стратегическое место, которое средства массовой информации занимают в деле наблюдения за вопросами равенства полов и отношениями между ними, а также в распространении концепции комплексного подхода к проблеме равенства полов.
• Роль наднациональных институтов
Международные и наднациональные институты, такие как Совет Европы и институты Европейских сообществ, играют все возрастающую роль в плане поддержки, стимулирования и выдвижении новых идей. Их наднациональный характер превращает их в жизненно важные форумы обмена и распространения информации среди международных организаций, государств-членов и отдельных граждан. Эти институты предоставляют также широкое поле для размышлений, что позволяет им брать на себя инициативу в деле разработки новых стратегий, политических программ, методов и технологий. Польза от них весьма заметна, поскольку они содействуют установлению связей между европейскими участниками рассматриваемых в докладе процессов, убежденных в необходимости комплексного подхода к проблеме равенства полов, и оказывают поддержку в этой сфере появляющимся новым действующим лицам (см. Главу III..2 о политике Европейской Комиссии в отношении комплексного подхода к проблеме равенства полов и приложение В о позиции Советы Европы по комплексному подходу к проблеме равенства полов).
* * *
Целью этой главы был обзор потенциальных участников процессов, связанных с комплексным подходом к проблеме равенства между полами, поскольку важно было запомнить, что комплексный подход касается не только политиков и администраций. Напротив, комплексный подход должен пользоваться поддержкой и применяться широким кругом участников общественно-политической жизни, несущих ответственность за выполнение своих соответствующих ролей. Наилучшие результаты будут достигнуты при задействовании всех имеющихся в наличии человеческих ресурсов, среди которых женщины - некоторые очевидные вещи стоят того, чтобы их еще раз повторить - должны быть в первых рядах. Если же они не будут полностью интегрированы в процесс принятия решений, существует риск того, что комплексный подход останется лишь пустым звуком.
Как и в случае с инструментами и методами, деятельность различных участников рассматриваемых процессов будет только тогда иметь смысл, если их роли будут четко обозначены в рамках всеобщей и детализированной программы применения комплексного подхода к проблеме равенства полов. Но если основная ответственность ложится на политиков, то свою долю ответственности взять на себя должны и другие действующие лица. Необходима выработка общей политики, политики, которая бы четко обозначила задачи и обязанности всех ее участников, а также используемые ими инструменты и средства.
24 Подобные заявления, ясные и недвусмысленные, уже были сделаны, например, шведским и португальским правительствами и Европейской Комиссией (см. примеры, упомянутые в Части III).
25 Verloo,1997
26 См. также: Положение женщин в Канаде, 1996 г.
27 Комиссия по вопросам положения женщин, 1994 г.
28 В отношении вопроса об экспертах смотри материалы "Wise-guide". Последний абзац подчеркивает необходимость способствовать работе по изучению и исследованиям вопросов, связанных с положением женщин и равенством между полами.
29 UNRISD, 1995 г.
|