Часть I: Как определить суть комплексного подхода к проблеме равенства между женщинами и мужчинами?
Первая часть доклада устанавливает его концептуальные рамки. В этой части ставятся следующие задачи: изучить существующие стратегии комплексного подхода к проблеме равенства между женщинами и мужчинами с точки зрения конкретных результатов их применения; описать истоки комплексного подхода и его взаимосвязь с другими специфическими политическими программами в сфере равенства полов; обсудить проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении новых стратегий в контексте комплексного подхода, объясняя при этом, почему основополагающим остается истинная стратегическая линия.
1. Что означает понятие равенства между женщинами и мужчинами?
Под равенством между женщинами и мужчинами понимают равное положение, независимость, ответственность и участие обоих полов во всех сферах общественной и частной жизни. Понятие равенства между полами, исключая те объективные различия, которые связаны с принадлежностью к разным полам, прямо противоположно понятию неравенства между полами, то есть разнице в условиях жизни женщин и мужчин. Понятие равенства подразумевает принцип всеобъемлющего участия женщин и мужчин в жизни общества.
Издавна - и это зачастую имеет место и сейчас - равенство полов определялось в Европе как обеспечение девочек и мальчиков, женщин и мужчин равными правами де-юре, предоставление им равных возможностей, условий и равного отношения к ним во всех сферах жизни и общества. В наше время признается, однако, что равенство в правах (де-юре) не обязательно ведет к фактическому равенству в правах (де-факто). Самое главное - это понять, что условия жизни женщин и мужчин значительно отличаются друг от друга, в определенной степени в силу репродуктивной функции женщин. Вопрос не в наличии этих отличий, а в том, что они не должны негативно отражаться на условиях жизни женщин и мужчин, вести к дискриминации, а, напротив, соответствующим образом учитывались, что должно выражаться в равном распределении экономических, социальных и политических возможностей. Равенство полов не означает их уподобление друг другу или идентичность, равно как и то, что это равенство не должно устанавливать в качестве нормы присущие мужчинам те или иные условия и образ жизни.
Для определения смысла равенства между женщинами и мужчинами необходимо поближе рассмотреть понятия, имеющие отношение к этому вопросу. Первостепенную важность имеют два аспекта: социальная структура рода (мужского или женского) и отношения между полами.
Разделение на мужской и женский род (gender) проистекает со времени возникновения социальной идентичности мужчины и женщины, иными словами, социального отображения биологического пола, обусловленного распределением характерных для каждого пола задач, функций и ролей в обществе, в общественной и частной жизни. Это определение принадлежности к женскому и мужскому полу, носящее прежде всего культурный характер, варьируется в зависимости от времени и места. Структура и воспроизведение определенного таким образом рода имеет индивидуальное и социальное измерение, причем оба этих фактора имеют одинаковую важность. В своей жизнедеятельности люди в индивидуальном порядке формируют роли и нормы, придаваемые одному и другому полу, и воспроизводят их, сообразуясь с различными ожиданиями в этом отношении. Как бы то ни было, сейчас все чаше признают, что понятие рода должно также рассматриваться и в политическом и институциональном планах.1 Политика и общественно-политические структуры играют первостепенную роль в моделировании условий жизни и, в этой связи, зачастую институционализируют сохранение в силе и воспроизведение статуса того или иного пола, установленного в условиях данного общества. Долгая история дискриминаций и ограничений, связанных с каждой из ролей, играемых двумя полами, незримо и невольно воздействует на наши каждодневные поступки и решения.
Принадлежность к мужскому или женскому роду проистекает не только из социальной идентичности женщин и мужчин, но также и в силу тех отношений, которые их объединяют. Понятие принадлежности к тому или иному полу включает в себя иерархический элемент, в соответствии с которым мужчины считаются существами высшими по отношению к женщинам, и, соответственно, задачи, функции и ценности, принадлежащие мужчинам выше по своему значению, чем те, которые относятся к женщинам. Все ширится признание того, что стержнем построения общества является мужская составляющая. Это означает, что "норма", свойственная для мужчин, является нормой для всего общества, которое отражает ее в своих политических решениях и структурах. Последние же весьма часто, но необязательно намеренно, воспроизводят и иллюстрируют явное неравенство между полами.2
Принцип равенства полов заставляет принимать, а также давать оценку неотъемлемым различиям между мужчинами и женщинами, и тем различным ролям, которые они играют в обществе. Принцип равенства включает в себя и право на различия, что предполагает необходимость учитывать отличительные черты, характерные для женщин и мужчин, связанные с их принадлежностью к тому или иному социальному классу, их политическими взглядами, религией, этнической группой, расой или сексуальной ориентацией. Принцип равенства заставляет задуматься о том, каким образом можно добиться большего успеха в изменении тех общественных структур, которые вносят свой вклад в поддержание и сохранение несбалансированных властных взаимоотношений между женщинами и мужчинами и для достижения лучшего равновесия между различными ценностями и приоритетами, присущими для каждого из полов. Если мы вернемся к двум вышеупомянутым главным аспектам, необходимо вновь рассмотреть феномен доминирования образа жизни, идеологических основ и интересов, присущих мужчинам и то, каким образом наши общественно-социальные структуры воспроизводят эти нормы жизни. Проблема здесь в иерархии полов, а не в женщинах как таковых. Нужно, таким образом, убедиться в том, что социальная идентификация понятия полов оставляет место различиям между ними, не опираясь при этом на иерархию, которая ставит мужчин на более высокий уровень по отношению к женщинам.3
Это требует создания настоящих отношений партнерства между женщинами и мужчинами и такого разделения ответственности, чтобы ликвидировать нарушения равновесия, существующие в этой области в общественной и частной жизни. Речь идет об использовании знаний и талантов каждого гражданина и достижении того, чтобы женщины в той же мере, что и мужчины участвовали в строительстве или реконструкции наших обществ, решении существующих проблем и подготовке будущего. Для того чтобы развиваться, обществу необходимо использовать все свои ресурсы и всех своих членов, что означает полное и всеобъемлющее участие в этих процессах женщин и мужчин.
Равенство между женщинами и мужчинами, как и права человеческой личности, составной частью которых оно является, есть тот принцип, который нужно постоянно защищать, охранять и укреплять. Существование этого равенства, его сохранение и поддержание в действии возможно лишь благодаря постоянному процессу его переосмысления и переоценки. На сегодня, среди прочих наиболее важных целей, которые надо достичь, имеются следующие цели:
• Полное признание и уважение прав женщин, являющихся неотъемлемой частью прав человеческой личности. Все это подразумевает охрану и закрепление прав, которыми обладает каждый из полов, и принятие адекватных мер, позволяющих женщинам и мужчинам пользоваться вышеупомянутыми правами. Этот пункт побуждает к совместной борьбе со всеми покушениями на свободу и достоинство женщин (насилие против них, торговля женщинами, проституция), продвижению права на свободный выбор в вопросах воспроизведения потомства и образа жизни и учету специфических проблем женщин из числа мигрантов и принадлежащих к меньшинствам.
• Кроме прав человеческой личности, наиболее важным стержневым элементом равенства между полами является развитие и улучшение демократической репрезентативности. Недостаточная репрезентативность, полное неучастие женщин в процессах принятия решений на всех уровнях и во всех областях является главнейшей проблемой несмотря на существенные изменения, отмечаемые в этой сфере в той или иной стране. Укрепление идеи равного участия женщин и мужчин в политической, общественной и других сферах жизни благоприятно для общего развития общества. Для этого самым важным является то, чтобы и женщины, и мужчины совместно участвовали в принятии всех решений, привнося в эту работу свой личный опыт. Как только женская (или мужская) составляющая в корпусе лиц, принимающих решения, начинает составлять 30% (то есть критическую массу), представители этой составляющей начинают оказывать влияние на повестку дня и изменения становятся возможными. Также необходимо, чтобы женщины становились более заметными в жизни общества, принимали равное участие в тех событиях, которые до этого были уделом лишь мужчин, и чтобы история каждого государства признавала это участие.
• Другой целью, органически связанной с проблемой равенства полов, является их экономическая независимость, которая требует установления равной оплаты труда, равного доступа к получению кредитов, обеспечения принципа равенства на рынке труда, а также такое перераспределение различных преимуществ и знаний, которое бы учитывало различия в частной жизни, присущие каждому из полов. Соответствующее положение женщин и мужчин в экономике является весьма красноречивым показателем равновесия или дисбаланса властных возможностей представителей каждого пола. В этом контексте наиважнейшим моментом является борьба с пауперизацией женщин. К необходимости экономической независимости добавляется и вторая цель - гармонизация или благополучное совмещение профессиональной деятельности и семейной жизни как для женщин, так и для мужчин.
• Образование является совершенно необходимым инструментом в области равенства полов, поскольку именно благодаря образованию общества передают от поколения к поколению понятия ролей и норм, знания и навыки. Жизненно важно, чтобы системы образования и их различные составные части (преподаватели, учебные заведения, программы, научно-исследовательские центры и т.д.) передавали и/или вверяли аналогичные понятия об ответственности и мальчикам, и девочкам и брали на себя корректировку существующих систем иерархии, построенных по половому признаку. Это касается и профессионалов в средствах массовой информации, поскольку они играют значительную роль в распространении и закреплении в сознании людей установленных норм поведения и знаний.
• Последней значимой целью будет получение с обоих полов общего признания необходимости исправления социальных диспропорций и разделения ответственности в этом усилии.4
Необходимо взять обязательства о том, что, стремясь к достижению этих различных целей - равных прав женщин и мужчин, демократической репрезентативности, экономической независимости и адаптации образования в соответствии с разделением ответственности между женщинами и мужчинами - наши общества смогут в то же время обеспечить личное и общественное благополучие представителей обоих полов. Достижение этих целей способно также обеспечить лучшее взаимопонимание и реализацию на практике демократических принципов.
2. Существуют ли еще в Европе проблемы, связанные с равенством полов?
Наиболее ощутимый прогресс в области обеспечения равенства полов был, возможно, достигнут благодаря самому пристальному вниманию к этим проблемам,5 нашедшему отражение в твердой воле и потребности укреплять равенство полов. Некоторые страны запустили в действие особые механизмы, были разработаны и осуществлены специфические комплексы мер и уделено самое серьезное внимание специфическим проблемам женщин, вопросам их равенства с мужчинами и роли, которую в этой сфере играют мужчины.6
Успехи, достигнутые женщинами, также представляют собой большой прогресс. Постоянно повышается образовательный уровень женщин в Европе, где они теперь занимают более важное место на рынке труда и все более активно участвуют в общественной и политической жизни, а также в принятии решений. В то же время, во многих европейских странах в течение многих лет реальный прогресс в этой сфере остается недостаточным, если вообще речь не идет об откате назад, несмотря на те меры, которые в теории должны были бы позволить женщинам принимать участие в принятии всех решений.7 Под серьезное сомнение ставится прогресс, достигнутый на этом направлении в странах Центральной и Восточной Европы. Необходимо, чтобы в этих странах эволюция гражданского общества оставляла женщинам более широкое пространство, которое позволило бы им создавать собственные движения и неправительственные организации, и открывала новые пути к эффективному участию женщин в принятии решений.
Не следует, однако, переоценивать достигнутые успехи. Несмотря на завоевание многих важных позиций, и даже если согласиться с тем, что женщины в Европе получили равенство в правах с мужчинами де-юре и равный с ними статус, они еще страдают от дискриминации во многих областях. К тому же, появились новые формы неравенства и возникает необходимость рассмотрения тех различий, которых становится все больше среди самих женщин.8
В действительности же, похоже, что движение за равенство полов сталкивается в Европе с многочисленными препонами и ничто не говорит о том, что эта ситуация скоро изменится. За структурными изменениями в старом свете, свидетелями которых мы были в течении двух десятилетий, - это последствия глобализации экономической и финансовой системы, технологических прорывов, возросшей мировой конкуренции и взлет либерализма - последовал целый ряд серьезных социальных проблем, жертвами которых стали миллионы людей, и которые серьезно угрожают европейским моделям "Государства-защитника". Массовая безработица, самые серьезные нарушения равенства, обесценивание человеческого труда, обнищание широких слоев населения, маргинализация людей, войны, вооруженные конфликты, нарушение экологического равновесия - все это значится в числе тех проблем, которые заставляют правительства и органы власти мобилизовать свои усилия. Эти проблемы затрагивают женщин иначе, чем мужчин и могут ограничивать их право свободного выбора, в частности, в вопросах сексуальной жизни, охраны здоровья (в том, что касается их репродуктивных функций) или образа жизни.9 Эти последствия в свою очередь приводят к тому, что во многих странах равенство полов более не является приоритетом, в условиях, когда своего решения ждут более срочные проблемы.
Европа переживает также различные изменения в политическом и институциональном планах. В Восточной Европе идет процесс появления новой концепции функций и роли государства, и эта концепция противоположна идее "Государства - защитника", в соответствии с которой правительства играют большую регулирующую роль. Сегодня, заполучив новую доктрину "меньше Государства", правительства меняют профиль. Будучи с большей охотой администраторами, чем участниками процесса, они управляют своими обществами эффективнее, но в более ограниченном объеме, уступая больше места силам свободного рынка и гражданского общества. В рамках этой доктрины возникают споры по вопросам об эффективности, целях и задачах, но принцип "меньше Государства" остается стержневым. Этот тип политики мало способствует укреплению принципа равенства полов в силу того, что в нем игнорируется необходимость совмещения семейной жизни и профессиональной деятельности, а степень прогресса измеряется скорее экономическими, чем общечеловеческими понятиями.
Отличительной чертой многих режимов в странах Центральной и Восточной Европы были их развитые социальные инфраструктуры, позволявшие женщинам сочетать профессиональную и семейную жизнь, гарантировавшие им высокий уровень социальной защиты и доступ к медицинским услугам. Иногда в этих странах женщины пользовались терпимым законодательством в отношении абортов. Эти факторы, берущие основу в идеологии эгалитаризма, имели своей главной целью интеграцию женщины в процесс производства. Равенство в правах не всегда было синонимом свободы выбора и равенство само по себе воспринималось скорее сквозь призму уподобления мужчинам. Вот почему в сегодняшнем подходе этих стран к проблемам равенства полов зачастую сквозят колебания. Кроме того, возникновение структурных, макроэкономических проблем отражается на правительственном уровне в усилиях, сконцентрированных преимущественно на "тяжелых" секторах экономики и на реформах, касающихся этих отраслей. Вопросы же равенства полов занимают совсем немного места в этих усилиях.10
Вопрос, который здесь возникает, заключается в том, почему равенство между женщинами и мужчинами не стало реальностью. Какими причинами можно объяснить отсутствие в этом деле прогресса и понимания? На заре нового тысячелетия становится господствующей идея, в соответствии с которой равенство будет достигнуто благодаря уничтожению в соответствии с желанием государств, подписавших конвенцию CEDAW дискриминационных проявлений.11 Подавляющее большинство государств-членов Совета Европы ратифицировали эту конвенцию. При этом, многие государства приняли законодательства, основывающиеся на принципе равенства, призванные уничтожить любой вид дискриминации и установить равный подход к обоим полаем. Следует признать, что такие типы законодательства создают необходимую основу для закрепления и распространения принципа равенства между полами, и что в последние годы эти законодательные системы были скорее еще более укреплены. Основная проблема в том, что определения, используемые в этой области, носят очень ограниченный характер, они подразумевают равенство полов де-юре и не всегда являются эффективным средством против различных видов дискриминации.
Другая проблема связана с тем, что женщины много работали над этими вопросами, не учитывая общую картину функционирования общества. Экспертные группы зачастую работают изолированно, хотя они остаются отличными исследовательскими лабораториями, позволяющими собирать ценную информацию. Если бы мы обратились к тому, каким образом общество воспроизводит фактическое неравенство, мы бы обнаружили, что специализированные механизмы по вопросам равенства действуют в рамках структур, не всегда предоставляющих этим механизмам средства в достаточном количестве.12 Между тем вопросы равенства полов должны обсуждаться именно там, где они возникают. В некоторых странах специализированные группы, даже если они относятся к тому или иному важному министерству, зачастую имеют лишь небольшую сферу деятельности и ограниченные полномочия. Их воздействие на сферы, в которых принимаются решения, реально влияющие на жизнь граждан, остается лимитированными и предпринимаемые ими меры в рамках борьбы за равенство возможностей с трудом исправляют нарушения равновесия, допущенные в других секторах.13
Третье обстоятельство - это то, что во многих странах участие женщин в принятии решений является недостаточным. Лучшая сбалансированность в этой сфере между двумя полами могла бы придать вопросам равенства полов первостепенное место в планах-программах политических действий.
Последняя проблема частично связана с применяемыми до сегодняшнего дня методами продвижения идеи равенства между полами. Большинство из принимаемых мер касаются в основном специфических потребностей женщин. Они адресованы непосредственно женщинам, не учитывая при этом мужской фактор, даже в тех случаях, когда эти меры преследуют целью исправление имеющихся нарушений равновесия в положении женщин и мужчин. Вот почему эти меры затрагивали ограниченную и в основном женскую часть населения. Сейчас становится очевидным, что любое изменение ситуации будет ничтожным, пока мы будем заниматься лишь одним аспектом проблемы.14 Эгалитарная политика должна была бы обеспечить и гарантировать то, чтобы задача установления равенства между женщинами и мужчинами была интегрирована во все сферы, где принимаются решения, и чтобы все общество занималось проблемами равенства полов и их урегулированием.
Так как проявления неравенства между женщинами и мужчинами продолжают иметь место во всех областях нашей жизни, представляется ясным, что требуются новые подходы, новые стратегии и новые методы работы, если мы хотим, чтобы принцип равенства полов стал реальностью. Этот принцип должен рассматриваться в более широкой, структурной перспективе и охватывать самый широкий круг участников/участниц. Комплексный подход к проблеме равенства полов представляется как одна из возможных стратегий.
Комплексный подход, похоже, отвечает условиям, наличие которых необходимо для осуществления любых изменений, любой эволюции. Происходящие в экономической, политической и институциональной сферах перемены стимулируют и сопутствуют феномену политического и административного обновления, ведущего к выработке новых стратегий и применению на практике принятых на вооружение методов. Комплексный подход является составной частью последних. С точки зрения "традиционного" видения проблемы равенства полов, эти перемены в большей степени приспосабливаются к препятствиям, чем преодолевают их. Они требуют появления более широкой концепции равенства полов, предполагающей задействовать с пользой все возможные навыки и таланты как женщин, так и мужчин, из которых состоит общество и которые строят его будущее.
3 Что означает комплексный подход к проблеме равенства полов и каковы его истоки?
Новая концепция комплексного подхода появилась в различных международных документах после третьей Конференции ООН по проблемам женщин (Найроби, 1985 г.). Он является плодом дискуссий в Комиссии ООН по условиям жизни женщин, касающихся роли женщин в развивающихся странах. Речь шла о том, чтобы учитывать ценности, присущие женщинам в работе по развитию. Это положение фактически является следствием необходимости: обязательства правительств реализовать идеи Перспективных стратегий действий по повышению роли женщин, принятых в Найроби, требовали в качестве предварительного условия, чтобы организации в системе ООН рассмотрели эти стратегии применительно к своей деятельности. Так, в 1986 г. была принята Резолюция о будущей работе Комиссии ООН по условиям жизни женщин, согласно которой было решено полностью включить перспективные стратегии в программы социально-экономического развития. Опираясь на решение от 1986 г., на следующий год Комиссия настоятельно обратилась ко всем организациям в системе ООН, в том числе Региональным комиссиям и специализированным агентствам, с настоятельной просьбой выработать и осуществить, если они этого еще не сделали, общую стратегию в отношении проблемы равенства полов, инкорпорировать ее в их долговременные программы и доложить об этом в своих основных отчетно-плановых документах.
В ходе Четвертой Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин (Пекин, 1995 г.) концепция комплексного подхода была недвусмысленно поддержана и одобрена в Программе действий, принятой по завершению работы Конференции. Программа действий призывает к содействию принципу комплексного подхода к проблеме равенства полов и многократно указывает, что "правительства и другие участники государственно-общественной жизни должны благоприятствовать активной и зримой политике, имеющей целью интегрировать действия, направленные на укрепление равенства между полами во все политические стратегии и программы, анализируя, в случае необходимости, до принятия любого решения их возможные последствия соответственно для женщин и для мужчин".15 И если Программа действий не дает никаких директивных указаний относительно разработки или осуществления такой стратегии, то многие государства выработали национальные программы, ставшие калькой с принципа комплексного подхода (см. Часть III).
В последние годы эта концепция получила особое развитие в рамках различных европейских межправительственных организаций. Она фигурирует в третьей среднесрочной программе совместных действий по проблеме равенства возможностей между женщинами и мужчинами (на 1991-1995 гг.) и стала главным стержнем осуществляемой в настоящее время четвертой программы действий. Комиссия также предоставила информацию и по этой теме.16
Совет Министров стран Северной Европы в марте 1995 г. принял в рамках своей Программы сотрудничества стран Северной Европы в вопросах равенства между полами (на период 1995-2000 гг.) решение предпринять активные шаги с тем, чтобы инкорпорировать аспекты, связанные с равенством между женщинами и мужчинами во все сферы и на все уровни политической деятельности. За этой фундаментальной программой последует вторая серия мер, направленная на создание в общих чертах моделей интеграции проблематики равенства полов. В 1997 г. сроком на три года был запущен пилотный проект, имеющий целью разработать и испытать соответствующие методы и инструменты в рамках комплексного подхода к проблеме равенства полов.
Также в 1995 г. в рамках подготовки к Пекинской Конференции Совет Европы принял решение образовать Группу специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства между полами, которая разработала концептуальные основы этого доклада и методологию в рамках комплексного подхода.
Имеется множество подходов и позиций по этой теме,17 каждая из которых подчеркивает разные аспекты проблемы. С другой стороны, не существует единого консенсусного определения комплексного подхода (большинство специалистов говорит о комплексной проблематике равенства полов), единого взгляда на его практическую реализацию и результаты. Тем не менее, в этой связи предлагаются следующие комментарии:
• Все понятия и определения принимают во внимание генеральный принцип равенства полов. Когда об этом равенстве не говорится со всей определенностью, то содержатся косвенные упоминания. Также все определения настаивают на том, что в общую систему организации общества ("mainstream") должны были бы быть включены критерии равенства между женщинами и мужчинами или вопросы о перспективах женщин.
• Очень многие определения комплексного подхода довольствуются лишь описанием одной стратегии, что приводит к снижению эффекта других аспектов подхода. В этих определениях специально особенно подробно рассматриваются проблемы полномасштабного участия женщин в процессе принятия решений или различные методы и инструменты, такие, как предварительное рассмотрение планов действий в контексте укрепления равенства полов. В этом случае смешиваются понятия определения и цели.
• Некоторые определения рассматривают главным образом воздействие комплексного подхода и его последствия на функционирование общества и его структур. Эти определения настаивают на необходимости модификации организаций и работы различных институтов, требуя нового образа мышления, новых подходов и действий. Такие определения часто даются неправительственными организациями, работающими в сфере развития.
• Многие определения построены на идее замены ряда участников процесса, что подразумевает вовлечение в процесс интеграции проблематики равенства полов самых обычных участников общественно-политической жизни.
• Наконец, читатели удивятся, если узнают, что зачастую самому термину "комплексного подхода" в этих определениях не дается никакого четкого обозначения.
Группа отдает себе отчет в том, что термин "mainstreaming" (комплексный подход к проблеме равенства полов) трудно переводим на многие языки. Иногда этот термин переводился выражением типа "подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами".
Очевидно, однако, что комплексный подход гораздо шире: в действительности речь идет о попытке интегрировать вопросы равенства между полами в общий контекст общественной жизни, состоящий из различных направлений, организаций и идей, участвующих в принятии решений, например, в сфере образования или транспорта. В этом смысле комплексный подход требует, чтобы вопросы равенства между полами рассматривались в рамках тех подходов и шагов, которые касаются вопросов образования или транспорта. В каждой стране концепция должна быть тщательно истолкована и объяснена. Группа остановилась на выражении "комплексный подход к проблеме равенства между полами", которое делает акцент на социокультурных различиях между полами.
Группа специалистов стремилась сформулировать полное и детализированное определение понятия комплексного подхода, которое бы учитывало различные аспекты, затрагивавшиеся в других определениях.
Определение, предложенное Группой, в первую очередь обращается к фактору, который должен присутствовать в общем контексте общественной жизни и осуществляемой в ее рамках деятельности, то есть к проблематике равенства между женщинами и мужчинами в целях достижения равенства между полами.
Во-вторых, определение, данное Группой, должно охватывать функциональные и структурные последствия применения комплексного подхода к проблеме равенства полов. Среди последних - реорганизация, улучшение, развитие и оценка политики. Комплексный подход является сколь политическим, столь и техническим процессом .18
Он требует новых подходов и включения политического воображения, культурной эволюции организаций и институтов, которые будут совместно способствовать совершенствованию социальных структур. Комплексный подход требует принятия во внимание политики в области равенства между женщинами и мужчинами и политической деятельности ответственных лиц, осуществляемой в повседневной жизни.
В третьих, наше определение комплексного подхода не будет ни частичным, ни ограниченным лишь его некоторыми аспектами и методиками. Организация (реорганизация), улучшение и совершенствование политики предполагает применение различных методик и инструментов. Последние включают в себя всеобъемлющее участие женщин во всех сферах жизни, а также анализ всех программ и видов политики общего или секторного характера, направленных на обеспечение равенства между женщинами и мужчинами. Наше определение комплексного подхода объединяет весь комплекс соответствующих методов и технологий. Наконец, оно включает в себя перечисление различных участников процесса в зависимости от конкретного контекста.
Группа специалистов пришла к согласию относительно следующего определения:
Комплексный подход заключается в организации (реорганизации), улучшении, совершенствовании и оценке процессов принятия решений лицами, главным образом вовлеченными в осуществление политики, с тем, чтобы инкорпорировали проблематику равенства между женщинами и мужчинами во все области и на все уровни.
Определение комплексного подхода подчеркивает цель, процесс, объект и активных субъектов политики "mainstreaming". Объектами "mainstreaming" являются все виды политики на всех стадиях, тогда как активные субъекты "mainstreaming" являются те лица, которые в основном вовлечены в эту сферу. Комплексный подход к проблеме равенства полов может иметь в виду и то, что процесс принятия решения должен быть реорганизован таким образом, чтобы лица, главным образом вовлеченные в осуществление политики, знали каким образом интегрировать в политику измерение равенства полов и чтобы это знание стало бы нормальной квалификацией ответственных лиц, принимающих решения.
Это определение подчеркивает также то, каким образом комплексный подход берет в расчет недостаточность специфических политических программ в области обеспечения равенства между полами. Комплексный подход требует, чтобы равенство полов достигалось в контексте осуществляемой политики. Он предполагает более широкое и более полное определение этого равенства, по достоинству оценивающее многообразие и существование различий. Поскольку наше определение признает необходимость организации (реорганизации), улучшения, совершенствования и оценки процесса принятия решений, комплексный подход ставит вопрос о пересмотре мужской "поляризации" общества и о структурном характере неравенства между полами. Это определение поднимает также и проблему того, что равенство полов должно выходить за пределы компетенции одних лишь специализированных групп и требует более широкого участия в формировании более сбалансированного общества. Речь, таким образом, идет о всеобъемлющей формулировке, направленной на ускорение и усиление эгалитарных процессов в обществе
4. Каким образом комплексный подход отвечает специфическим особенностям проблемы равенства полов?
Комплексный подход не может заменить существующие механизмы и политические программы в области обеспечения равенства между женщинами и мужчинами. Концепция "mainstreaming" выступает в основном как новая стратегия достижения равенства между полами, и ее сторонники подчеркивают, что она ни в коем случае не должна заменять "традиционную" политику, осуществляемую в этих целях. В действительности речь идет о дополнении к такой политике. В любом случае, цель остается одна, и оба подхода - традиционный и комплексный - должны применяться параллельно, по крайней мере до того момента, когда в обществе начнет вырисовываться благоприятный консенсус в отношении равенства полов. Вопрос скорее в том, каким образом комплексный подход сочетается со специфическими политическими программами в области равенства полов и почему последние остаются совершенно необходимыми. Основное различие между комплексным подходом и существующей политикой в этой области касается действующих в них лиц и затрагиваемых сфер. Отправной точкой для "традиционной" политики является в основном специфическая проблема, вызванная фактическим неравенством между женщинами и мужчинами, для решения которой предпринимаются те или иные меры, Что касается концепции "mainstreaming", то для нее отправной точкой является все общество в целом. Политическое действие в этом случае организуется таким образом, чтобы участники процесса учитывали различия между полами и чтобы их равенство стало реальностью. Комплексный подход является фундаментальной стратегией - ее практическое осуществление может потребовать некоторое время и она обладает большим потенциалом для изменений. "Традиционные" типы политики в области равенства полов способны дать более быстрые результаты, он они ограничены в основном отдельными специфическими областями.
• Компетентные в области равенства полов структуры в ряде администраций собрали определенный объем данных и знаний относительно условий жизни женщин. Эти структуры позволили поставить на повестку дня основные вопросы, связанные с рассматриваемой проблематикой, и предприняли серии мер для их решения. Мы располагаем здесь набором знаний по вопросам равенства полов, которые служат начальной основой для запуска комплексного подхода: он создает на этой основе элементарную культуру проблемы..19 Весьма маловероятно, что комплексный подход будет иметь хорошие результаты в рамках общества, не имеющего никакого традиционного подхода к проблеме, и не располагающего никакими исполнителями или инструментами для его осуществления. Комплексный подход требует разноплановых знаний о нарушениях равновесия в положении мужчин и женщин, которые послужат основой для общественного обсуждения этих нарушений и принятия политических решений. Все политические аспекты существования общества могут отныне рассматриваться сквозь призму проблемы равенства между женщинами и мужчинами. Кроме этого, комплексный подход объединит вокруг себя более значительное число "обычных" участников процесса, большинство из которых не будут иметь в этой сфере каких-либо специальных знаний. Они должны будут собирать достаточное количество информации для разрешения поставленных со знанием дела проблем20
• Специальные механизмы по вопросам равенства между полами, их участники и ответственные за них лица выполняют функцию первостепенной важности. Они располагают необходимыми данными и знаниями и окажут весьма необходимую поддержку в осуществлении комплексного подхода. Этот аспект особенно важен в странах, где исследования по проблемам женщин продвинулись вперед еще не слишком далеко. Комплексный подход является новой стратегией, требующей углубленных размышлений. Если даже в некоторых странах структуры, специализирующиеся "по проблематике равенства полов не станут теми структурами, которые будут непосредственно осуществлять новый подход, они тем не менее располагают полезными знаниями, которые смогут передать участникам/участницам процесса осуществления на практике комплексного подхода, лицам, принимающим решения, и обществу в целом.
• Институциональные механизмы, задействованные для поощрения равенства между женщинами и мужчинами, рассматривают специфические и конкретные вопросы. Эти механизмы занимаются проблемами нарушения равновесия, связанными с отношениями между полами и предпринимают усилия по их исправлению. Они могут вычленять различные наиболее важные вопросы и ставить их перед всем обществом, заставляя таким образом ответственных деятелей принимать во внимание специфические проблемы, которые ранее игнорировались другими политическими инстанциями. Что касается комплексного подхода, то он находит свое место во всех политических и социальных областях жизни. Если программа призвана ощутимо изменить жизнь общества, в ней должны быть рассмотрены и интегрированы специфика, интересы и ценности обоих полов. Из этого вытекает то, что "mainstreaming" касается как женщин, так и мужчин. Его целью является то, чтобы в каждой конкретной области политический выбор был насколько возможно свободен от сексизма. Именно этим он отличается от различных специфических видов политики в области равенства полов, которые основываются на ранее существовавших и зафиксированных проявлениях неравенства. Комплексный подход учитывает, главным образом, специфические потребности мужчин и женщин и пытается найти решение неурегулированных проблем в других областях. То же происходит, например, в экологии, когда зачастую принимаются меры лишь в отдельных секторах, тогда как состояние окружающей среды является проблемой, неразрывно связанной со многими сферами (сельским хозяйством, экономикой, инфраструктурой, международной торговлей, сотрудничеством и развитием и т.д.). Эгалитарная политика должна продолжать свою миссию, она обозначает фундаментальную роль государств в области обеспечения равенства полов.
Комплексный подход пользуется знаниями, полученными благодаря предшествующему опыту, политике и программам действий. Сегодня все более открыто признается, что проведение различных видов специальной политики по защите равенства между женщинами и мужчинами недостаточно для создания общества, действительно уважающего принцип равенства полов. Комплексный подход к этой проблеме представляет собой, таким образом, следующий этап на этом пути. Между тем, он не может быть осуществлен без "традиционной" политики, которая является первичной основой комплексного подхода. Наконец, комплексный подход не имеет целью дать ответ на ту или иную узкопрофильную и специфическую проблему. Комплексный подход и традиционные виды политики в области защиты равенства между женщинами и мужчинами являются не только взаимодополняющими стратегиями. Будучи неразрывными, они составляют "двойную" стратегию.21
5. С какими сложностями можно столкнуться при применении комплексного подхода?
В связи с тем, что опыт практического применения комплексного подхода пока незначителен, эта глава представляет собой скорее набор размышлений. Известно, однако, что перемены не всегда проходят гладко. Ряд проблем связан с плохим пониманием стратегии комплексного подхода к проблеме равенства полов, используемых в его рамках действий, методик и инструментов в рамках этого подхода, а также с отсутствием политической воли.
• Первая из трудностей связана с неправильной концепцией комплексного подхода и его взаимоотношений с действующими видами политики в области защиты равенства между полами. В случае, когда комплексный подход плохо объяснен, он может быть ошибочно принят за новую стратегию, призванную заменить действующие программы. Комплексный подход может даже послужить для некоторых государств предлогом для закрытия всех или части таких программ. Между тем отмечается реальная взаимозависимость между комплексным подходом и продолжением политических программ в области обеспечения равенства прав между полами (см. главу 1.4). Комплексный подход к проблеме равенства полов требует продолжения упомянутых действующих программ, даже если только для того, чтобы вопросы, относящиеся к проблеме равенства полов не были бы обойдены вниманием или игнорированы, а также чтобы предпринятые меры не замыкались в рамках одного сектора.
• Вторая трудность связана с необходимостью определить более широкое понятие равенства полов. Принцип равенства полов зачастую неправильно понимается. Как мы уже об этом упоминали в главе 1.2, одно из самых главных препятствий проистекает из узкой и ограниченной концепции равенства полов. Равенство полов противостоит не только дискриминации, оно затрагивает более широкий комплекс феноменов. Речь идет не только лишь о равенстве де юре, в соответствии с которым любая мысль в духе сексизма исчезла бы из законодательных актов. Равенство как таковое должно получить развитие благодаря комплексному подходу и другим инструментам, в частности, в конкретных и позитивных актах, программах действий. Цель заключается в том, чтобы возвести равенство полов в необходимость, добиться равенства полов де факто, признающего права женщин и мужчин на различия и разнообразие, не забывая, что и те и другие являются свободными индивидуумами. Если комплексный подход принимает во внимание различия полов, он не ограничивается исключительно женскими вопросами. Комплексный подход к равенству требует, чтобы в расчет брались также и отношения между женщинами и мужчинами, не сводя понятие к интересам двух полов по отдельности. В странах, где традиционный подход остается преобладающим, понятия, относящиеся к равенству полов, должны быть пересмотрены с тем, чтобы там утвердился упомянутый дифференцированный подход к проблеме.
• Другая проблема кроется в существующих в настоящее время ориентирах. Имеются серьезные различия между комплексным подходом и специальными политическими программами в области обеспечения равенства между женщинами и мужчинами с точки зрения их исполнителей. Раньше проблемами равенства полов занимались специалисты, тогда как сегодня эти вопросы должны учитываться ответственными лицами во всех политических сферах. Комплексный подход должен превратиться в некий общий подход, до сих пор строившийся по узкотематическому принципу. Это требует более тесного сотрудничества с департаментами и секторами, зачастую обладающими эксклюзивными знаниями по рассматриваемой теме. Комплексный подход требует реорганизации процесса принятия решений и сотрудничества с такими новыми политическими действующими лицами, как неправительственные организации. Другими словами, комплексный подход требует изменений на уровне процедур. Речь здесь идет о новом формулировании политических ориентиров, культурных переменах в рамках организаций или введении новых векторов в сфере информации, консалтинга по рассматриваемой проблематике и сотрудничества.
• Параллельно с упомянутой проблемой идет проблема методов и методик, которые, возможно, не смогут адаптироваться к стратегии комплексного подхода. Отсутствие подходящих инструментов и технологий может иметь как следствие неэффективную практическую реализацию комплексного подхода, то есть фактически помешать его применению. Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами может потребовать нового инструментария или адаптации имеющегося. Речь, в частности, идет о переоценке статистических данных и восприятие пола как дополнительной переменной величины (см. главу II.3).
• Другая проблема связана с недостаточным количеством знаний в области равенства полов, что может привести к стратегически неправильному осуществлению комплексного подхода. Применение комплексного подхода требует, чтобы рассматриваемые вопросы равенства полов не были отданы в ведение руководителей лишь одного специального департамента, но относились ко всем подразделениям соответствующего министерства. В этом случае участники процесса - это уже не специалисты по проблемам равенства полов, и поэтому может возникнуть риск, что они не будут в состоянии определить интересы каждого из полов или осуществить правильную политику в этой области. Вполне возможно и то, что они не овладеют в достаточной степени концепцией комплексного подхода, как мы об этом говорили выше. Вследствие этого статус-кво был бы сохранен. Проблема в том, что знания, необходимые для выработки и осуществления стратегии комплексного подхода, недостаточно распространены, в частности, среди групп лиц, принимающих решения, где женщины в меньшинстве. Таким образом, без информации или соответствующего обучения не обойтись.
• Наконец, существует опасность, что о комплексном подходе будут говорить, но не будут в реальности использовать эту концепцию. Возможно, правительства в будущем примут решения о включении концепции равенства во все свои программы, но при этом будут довольствоваться незначительной поддержкой этого нового подхода, а то и полностью его игнорировать. Комплексный подход к проблеме равенства, будучи, между тем, модной идеей, не является самоцелью. Его цель - установить равенство полов. Вот почему комплексный подход требует со стороны ответственных политических деятелей принятия твердых обязательств относительно не только исправления существующих нарушений равновесия в положении женщин и мужчин, но и анализа и понимания их причин. Кроме всего прочего, эта цель предполагает и стремление получить необходимые человеческие и финансовые ресурсы. Если комплексный подход занимает свое место в большинстве человеческих обществ, под него необходимо выделять определенную часть их бюджета, В противном же случае, будет трудно добиться удовлетворительных результатов и, что еще хуже, сама идея комплексного подхода потеряет кредитоспособность.
Могут появляться и другие проблемы и трудности. Вспомним, однако, что многие новые стратегии тяжело пробивают себе дорогу, не всегда дают немедленные результаты и им часто бывают необходимы время и доверие. Тем не менее, очень многих трудностей или проблем можно избежать, если обращать достаточное внимание на вышеупомянутые ситуации и условия, наличие которых необходимо для применения комплексного подхода (см. главу II.1), и если руководствоваться успешными примерами (см. главу Ш.2).
6. Почему комплексный подход к проблеме равенства полов столь важен?
Из вышесказанного следует, что более невозможно игнорировать комплексный подход к проблеме равенства полов, являющийся важной стратегией в этой сфере. Более того, ряд специфических факторов придают комплексному подходу дополнительную ценность:
• Этот подход помещает людей в самую сердцевину процесса формирования политики.
Осуществление на практике комплексного подхода к проблеме равенства полов может способствовать подчеркиванию необходимости основывать и оценивать любую политику исходя из ее влияния на реальное положение индивидуумов и социальных групп и с учетом их потребностей и способностей, идет ли речь о женщинах или о мужчинах. Этот подход имеет своей задачей сделать на практике более совершенной и выработку, и определение политики (глобальной, секторальной, национальной, региональной или местной), нацеленной на благосостояние тех людей, на которых она обращена. Комплексный подход может также открыть новые пути и возможности, заменив традиционные экономические и идеологические показатели (такие, как ВВП и некоторые другие показатели, считающиеся нейтральными и выраженные в средних величинах) другими, отражающими степень благополучия и комфорта граждан. Комплексный подход к проблеме равенства полов способен мало по малу побудить политиков и общественное мнение уделять больше внимания общим последствиям различных видов политики на жизнь народов. Комплексный подход представляет собой также средство включать в план-программу политических действий различные аспекты жизни женщин и мужчин, ранее упускавшиеся из виду. С этой же точки зрения он является существенным прорывом на пути к более человеческой и менее экономической оценке развития и системы управления демократическими обществами. Учитывая с большим вниманием перспективу равенства между женщинами и мужчинами и вопросы равенства полов, политика будет более проработанной с точки зрения реальных потребностей женщин и мужчин в интересах обеспечения более высокого качества их жизни. В этом смысле комплексный подход к проблеме равенства полов является выигрышной стратегией.
• Этот подход ведет к улучшению управленческой работы правительства
Комплексный подход к проблеме равенства полов должен позволить получать более совершенную информацию, необходимую для формирования политики. Как следствие, это могло бы привести к улучшению управленческой работы правительства. Комплексный подход поставит под сомнение утверждение, в соответствие с которым в политике не делается различий между женщинами и мужчинами - а этого как раз никогда в политике и не происходит - и раскроет некоторые скрытые постулаты, касающиеся некоторых реалий и ценностей. Он откроет путь к большей прозрачности и открытости в процессах выработки политики.
• Этот подход касается как женщин, так и мужчин и в полной мере задействует все человеческие ресурсы
До сих пор идея равенства полов отстаивалась в основном женщинами. Что касается комплексного подхода, то он опирается на более широкий круг людей, женщин и мужчин. Он должен служить для того, чтобы показывать зависимость современных обществ от всех имеющихся у них человеческих ресурсов, и от опыта, которым обладают представители обоих полов. Комплексный подход признает, что женщины и мужчины разделяют ответственность в деле исправления социальных диспропорций. Наконец, вовлекая в политические процессы большее количество участников (см. главу П.4), комплексный подход к проблеме равенства полов сможет помочь сократить дефицит демократии, имеющийся во многих странах.
• Этот подход делает заметными в общем ходе развития общества вопросы, касающиеся равенства между женщинами и мужчинами.
Комплексный подход к проблеме равенства полов вскроет последствия политических инициатив как для женщин, так и для мужчин, а также для относительного равновесия между двумя полами в соответствующих областях жизни. Вследствие этого проявятся и будут интегрированы в общую систему жизнедеятельности общества вопросы, касающиеся проблемы равенства между женщинами и мужчинами и занимавшие до сих пор маргинальное положение. Будучи гораздо более значимым фактором, чем дополнительными "издержками" или "роскошью",22 равенство полов будет рассматриваться как фундаментальная проблема, касающаяся всех нас, процветания всего общества в целом. Концепция комплексного подхода к проблеме равенства полов отстаивает идею, в соответствии с которой существующие нарушения равенства между женщинами и мужчинами не могут эффективно преодолеваться без усилий со стороны политических систем и самого общества. Его практическое осуществление изменит весь комплекс взглядов, зачастую негативных, по отношению к равенству полов, и инициирует новые, нацеленные на ясные перспективы дебаты по этим вопросам.
• Этот подход учитывает различия в интересах и манерах поведения, присущих женщинам и мужчинам.
Общепризнанно, что женщины и мужчины не являются гомогенными группами.23 По этой причине политика и ее соответствующие инструменты должны быть адаптированы к этим различиям. Комплексный подход должен быть в состоянии лучше учитывать особенности положения различных групп женщин, которые неверно оценивались традиционными стратегиями. Проблема здесь не столько в самом существовании ряда различий, а в том, что они выстроены в иерархическом порядке и что отношение к гражданам строится с точки зрения моделей или норм, присущих прежде всего мужской составляющей общества. Именно в этом смысле комплексный подход к проблеме равенства полов выходит за рамки одной лишь идеи равенства полов. Этот подход по природе своей открыт к более широкому многообразию вне всяких иерархических построений, будь то на основе половой, расовой, классовой принадлежности, или их комбинации. Другими словами, комплексный подход принимает в расчет то, что человеческие существа являются не абстрактными понятиями, а обладают собственной идентичностью. И эта сторона комплексного подхода делает его априори полезным для всего общества.
1 UNIFEM, 1995:7 Заключительные выводы Конференции на тему: "Равенство и демократия: утопия или вызов времени?". Совет Европы, 1995 г. Заключительный доклад Группы специалистов по проблемам равенства и демократии. Совет Европы, 1996 г.
2 Понятие принадлежности к мужскому или женскому роду, данное Скоттом, устанавливает связь между этим понятием и властью, поскольку "принадлежность к тому или иному роду является первым способом выразить властные взаимоотношения". По Скотту, принадлежность к роду оказывается включенной в концепцию и структуру самой власти. Действительно, ссылки на это понятие в определенной мере влияют на распределение власти, то есть на дифференцированный контроль над материальными и духовными ресурсами или доступ к ним. (Scott, 1986:1067)
3 Unifem, 1995:7 Заключительный доклад Группы специалистов по проблемам равенства и демократии. Совет Европы, 1996г.
4 Заявления и резолюции, принятые в ходе 4-й Европейской Конференции на уровне министров по проблеме равенства между женщинами и мужчинами. Стамбул, 1997г.
5 Leijennaar, 1997г.
6 Заключительные акты Международного семинара Совета Европы: "Продвижение идеи равенства: общий вызов, стоящий перед мужчинами и женщинами". Совет Европы, 1997г.
7 Документ по вопросу "Женщины и политика". Совет Европы, 1997г.
8 Walby, 1997:5
9 Walby, 1998. Заключительные Акты Информационного форума Совета Европы по теме: "Гарантировать в Европе свободный выбор в вопросах продолжения рода, сексуальной жизни и образа жизни: тенденции и изменения". Таллинн, 1997г.
10 Funk & Mueller, 1993 г., Knezevic etal, 1997
11 Конвенция об устранении всех форм дискриминации против женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г.
12 Aseskog 1997:2, Schalkwijk е.а. 1996:2
13 McCruden, 1996г.
14 Begret, 1996г.
15 См параграфы 79, 105, 123, 141, 164, 189, 202, 229, 238, 252, 273
16 Комиссия считает, что комплексный подход имеет целью в интересах равенства полов "со всей определенностью мобилизовать весь комплекс действий и общих политических концепций, решительно и четко введя в их содержание тезисы о том внимании, которое будет уделяться возможным последствиям упомянутых действий для положений соответственно женщин и мужчин {перспектива равенства между женщинами и мужчинами)".
СОМ(96) 97 от 21.02.96
17 См. библиографию, где перечислены работы, относящиеся к теме.
18 IDS, 1997
19 Термин "культура" здесь следует рассматривать в биологическом смысле. Речь идет о некой культуральной среде, в которой живые организмы - это в действительности идеи.
20 Aseskog, 1997
21 DFEE, 1996
23 Женщины и мужчины различаются по таким параметрам, как: принадлежности к социальному классу, расе, национальности, религиозным убеждениям, политическим взглядам, возрасту и сексуальной ориентации.
|