Вступление
Настоящий доклад подготовлен по итогам пяти рабочих заседаний Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (ЕG-S-МS), образованной в 1995 г. по инициативе Совета Европы. Группа состояла из восьми экспертов, среди которых двое - члены Руководящего комитета по проблеме равенства женщин и мужчин (РКПР) (аббревиатура на фр. языке - СОЕG (прим. пер.)) и шестеро - специалисты по вопросам равенства полов (см. Приложение А). Группа была уполномочена (см. Приложение Б) провести исследования принятых и осуществленных на практике мер по интеграции измерения равенства полов в общие политические программы, в планирование таких программ, а также в политику в отдельных областях и деятельность на этом направлении на всех уровнях общества как в государствах-членах Совета Европы, так и в региональных и международных организациях. На основании этих исследований Комитет должен был разработать концептуальные рамки и методологию, призванные определить инструменты, стратегии и участников/участниц процесса, которые позволят эффективно и зримо интегрировать проблематику равенства полов и дать оценку положению дел в этой сфере. Поскольку в контексте мандата Группы предполагалось также направить рекомендации государствам - членам ЕС, а также различным органам Совета Европы, в докладе были собраны и упомянуты примеры так называемого "позитивного опыта". Также особое внимание было уделено текущей деятельности Совета Европы в этом направлении, в частности, на межправительственном уровне (см. Приложение В).
Группа пользовалась в основном двумя источниками информации. Прежде всего, она основывалась на уже имеющихся документах, касающихся политики и стратегии, а также на рабочих документах. С другой стороны, она консультировалась с исследовательскими центрами по проблемам женщин и другими организациями или учреждениями, обладающими специальной информацией по проблеме равенства женщин и мужчин. В настоящем докладе содержится отчет об этих источниках и об обсуждениях, проведенных группой.
Доклад призван способствовать тому, чтобы самые разные ответственные деятели государств-членов ЕС и различные органы Совета Европы инициировали конкретные шаги для применения комплексного подхода к проблеме равенства полов, и имеет целью облегчить реализацию их инициатив. Рекомендации, представленные в настоящем докладе, носят общий характер и применимы на всех уровнях (национальном, региональном и местном), в том числе могут использоваться и Советом Европы.
Группа отдает себе отчет в том, что окончательную картину по этой проблеме еще предстоит определить. Комплексный подход к проблеме равенства полов является стратегической концептуальной линией, находящейся в самом процессе своего развития. Вот почему параллельно с сегодняшними наработками в дальнейшем могут быть приняты во внимание многочисленные новые факторы и моменты. Этот доклад опирается на доступные на сегодняшний день данные и имеет своей задачей поделиться и передать другим содержащиеся в нем знания. Мы отмечаем тенденцию, в соответствии с которой международные организации, государства-члены ЕС и отдельные ответственные деятели, от которых зависит принятие решений, обмениваются все более обширной информацией, касающейся этой сферы. Мы надеемся, что представленные в настоящем докладе размышления позволят в какой-то степени помочь и стимулировать самые разные структуры в их усилиях, направленных на принятие и реализацию на практике комплексного подхода.
Первая часть доклада определяет концептуальные рамки рассмотрения проблемы. В этой части преследуются следующие цели: рассмотреть разработанные стратегии в области комплексного подхода к проблеме равенства полов с точки зрения их конкретных результатов, описать первоистоки комплексного подхода и его взаимоотношения с другими специфическими политическими программами, касающимися проблемы равенства полов, и обсудить проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации новых стратегий в рамках комплексного подхода, объясняя при этом, почему основополагающим фактором является истинная стратегия.
Вторая часть рассказывает о требуемых и/или благоприятствующих условиях для применения комплексного подхода к проблеме равенства полов. Кроме этого, в этой части перечисляются уже опробованные инструменты в рамках этой деятельности и участники/участницы, задействованные в процессе.
Третья часть призвана послужить основой для конкретных инициатив. В ней содержатся различные моменты, которые необходимо учитывать при выработке политики в рамках комплексного подхода, и дается целый ряд указаний для наблюдения за ее реализацией. Наконец, эта часть на многочисленных примерах иллюстрирует осуществляемые инициативы.
Группа надеется, что Совет Европы окажет активную поддержку распространению доклада и реализации содержащихся в нем идей как в государствах-членах Совета Европы, так и в самой организации. Мы хотели бы, чтобы доклад был передан правительствам и органам власти государств-членов, различным органам Совета Европы и его Секретариату.
|