В среду, 19-го ноября, Государственная Дума приняла Постановление “О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин”. Подготовка Концепции началась с января 1996 года Комитетом Государственной Думы РФ. Это удивительно короткий срок разработки по сравнению со сроками подготовки законопроектов по “Репродуктивным правам” или законопроекта “О предотвращении насилия в семье” .
Теперь эта Концепция будет направлена Президенту РФ, в Совет Федерации, в комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатским объединениям в ГосДуме, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, в Конституционный Суд РФ, в Верховный Суд РФ.
Текст Постановления и Концепции должен быть опубликован в “Российской газете” (мы сообщим дату публикации на конференцию {glas.sisters} ).
Текст Концепции также будет опубликован в специальном сборнике Государственной Думы тиражом 1000 экз. и в основном, будет распространен для местных и региональных органов власти.
Кроме того, Вы сможете ознакомиться с итоговым текстом Концепции, если вышлете нам запрос на специальный номер бюллетеня “Законодательство и права женщин” , выпуск 3, 1997 г. (готовится к выпуску проектом Гендерная Экспертиза МЦГИ совместно с Женским ресурсным центром/ЭПСИ-Центр, Женской Информационной Сетью, Американской Ассоциацией Юристов) по электронному адресу {genderexpert@glasnet.ru} или на почтовый адрес 121 019, Москва, А/я 21, Кочкиной Е. В. В скором времени Вы сможете скачать текст с сервера: http://195.128.92.114 (Женский Инновационный Фонд "Восток-Запад", Галина Гришина, femrus@glasnet.ru) или по списку рассылки конференции {glas.sisters} (Сеть Женщин Восток-Запад, Ирина Доскич, neww@glasnet.ru).
В третьем номере альманаха “Вы и Мы” за этот год мы опубликовали небольшую статью, посвященную Парламентским слушаниям по Концепции в мае с.г. {получить номер “Вы и Мы” вы можете в офисе нашего проекта или в Ассоциации женщин журналистов у Надежды Ажгихиной}.
С мая 1997г. , Концепция в целом не претерпела структурных изменений, за исключением усиления части касающейся вопросов институционального обеспечения - о национальном механизме по обеспечению равноправия. Обозначено также направление налоговой политики по обеспечению равных возможностей мужчин и женщин. К сожалению, самая серьезная постановка - квотирование в списках избирательных объединений и кадровой государственной политики - была “мягко” говоря переформулирована до неузнаваемости, в связи с опасениями главы Комитета. Отстаивание сотрудницей аппарата комитета Сусловой Зинаидой Михайловной понятий “гендерные отношения” в момент правки Концепции лингвистическим отделом ГосДумы, обеспечило сохранение новых постановок вопросов о правах женщин в российском законодательстве. Были внесены существенные поправки, учитывая заключения более 20-ти Министерств и ведомств, женских НПО. Анализ архива документов по этой Концепции мог бы дать уникальный материал для диагностирования склонностей поддерживать и реализовывать женские права различными ведомствами. Так, например , из заключения Верховного Суда следовало, что в российском законодательстве уже все есть - надо только заставить его работать.
На пятидесяти страницах текста вводной части и пяти разделах Концепции предлагается обоснование 55-ти законопроектных инициатив и поправок - право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной власти и местного самоуправления; социально-трудовые права, включая вопросы регулирования женского бизнеса; предотвращение насилия и личная безопасность; охрана репродуктивного здоровья, материнства и отцовства; международно-правовой механизм защиты и обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин .
Полный разбор и оценка перспектив Концепции - дело ближайшего будущего.
В нашем информационном сообщении мы ограничиваемся приведением имен тех, кто создавал и способствовал появлению этой Концепции.
Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин подготовлена под руководством председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи А.В. Апариной при участии депутата Государственной Думы, кандидата юридических наук Н.В .Кривельской, депутатов Государственной Думы - членов Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, авторским коллективом в следующем составе:
Одновременно с этим, более сорока женских неправительственных организаций (инициаторы - проект “Комитет по правам женщин” Московского центра гендерных исследований, Международный Женский Центр “Гея”, Ассоциация Женщин журналисток и Информационный центр Независимого Женского Форума)- составили Обращение к новому депутатскому корпусу, в котором призывали Государственную Думу начать последовательно проводить правовую реформу и привести действующее законодательство в соответствие с Конституционной статьей 19.3 о равных правах и равных обязанностях мужчин и женщин. Мы настаивали, чтобы каждый законопроект был проанализирован с точки зрения соблюдения прав женщин. Этой акции предшествовала семилетняя история правозащитного женского движения , проведение гендерной экспертизы некоторых элементов государственной политики, а также весь предыдущий 1995 год активного сотрудничества с Комитетом по делам женщин ГД , который впервые начал практику проведения круглых столов с женскими организациями . Глубокая заинтересованность в развитии сотрудничества председателя Комитета Климантовой Галины Ивановны и сотрудницы аппарата Комитета Сусловой Зинаиды Михайловны - были основой постепенного сближения позиций в понимании необходимости сотрудничества между представительницами женских групп и Комитетом. Мой личный опыт (как и всякий опыт отдельной личности - субъективный) связывает начало разработки этой Концепции с Рекомендациями конференции “Комитеты по правам женщин в России” (Кочубей, г.Пушкино, октябрь 1995 г., организованной Сетью Женщин Восток-Запад совместно с Московским центром гендерных исследований и Петербургским центром гендерных проблем) представленными мной по приглашению Комитета. Если посмотреть еще немного дальше, а именно, в текст Итогового документа II Независимого Женского Форума (1992), то мы, участницы того Форума, можем поставить себе и еще один зачет по продвижению гендерной экспертизы в правовую реформу в России.
Слаженность участия целой группы женских организаций при подготовке этой Концепции (работа в рабочей группе и участие в парламентских слушаниях, предоставление Комментариев, замечаний и предложений) - показатель появления ценностно-правовой составляющей женского движения. Участие большого числа женщин, наш опыт и наши акценты, на мой взгляд, не вошли целиком в этот документ, однако уровень этого документа сильно отличает его от ,например, скудного раздела “Права Женщин” Президентской избирательной программы(лето 1996г.) , вероятно потому, что одного мозга, даже очень талантливой писательницы Марии Арбатовой (именно, благодаря личным усилиям Марии Арбатовой мы обязаны появлению в разделе “Здоровье” параграфа о правах женщин) явно не достаточно для подготовки государственных стратегий.
Как следует из материалов Концепции, в ее разработке также принимали
участие:
Е.Н. Ершова - кандидат исторических наук, координатор Консорциума женских
неправительственных организаций США - СНГ, А.В. Иванченко - доктор юридических
наук, председатель Центризбиркома России, М.М. Казьмина - председатель
союза юристов Москвы, Л.В. Корбут - ученый секретарь Ассоциации международного
права; О.А. Воронина, кандидат философских наук, Е.А. Баллаева, кандидат
философских наук, М.Е. Баскакова, кандидат экономических наук, Н.П. Космарская,
кандидат экономических наук - эксперты проекта “Гендерная экспертиза” Московского
центра гендерных исследований; Т.Г. Малютина - кандидат экономических наук,
президент Ассоциации женщин-предпринимателей России, Н.Г. Салищева - кандидат
юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права
РАН, доцент, Л.Т. Шинелева - доктор исторических наук, профессор, проректор
Московского государственного социального университета.
Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей женщин и мужчин - это бесспорно важнейший шаг правовой реформы России в формировании правового пространства политики переходного периода в сфере гендерного равенства, в создании правовых механизмов преодоления дискриминации по признаку пола, реализации прав женщин.
При дальнейшем развитии Концепции можно ожидать, что именно данный документ будет основанием для формирования целого пакета норм и законов, обеспечивающих антидискриминационные меры.
За последние пять лет было создано уже несколько феминистких документов за подписью Президента Б.Н. Ельцина и Премьер-Министра г-на Черномырдина В.С., однако все они лежат “мертвым грузом”. Пока политика равных прав и равных возможностей - объявлена, но не профинансирована , в том числе и в рамках новых программ социальных реформ на беспрецедентный займ Мирового банка в 3 миллиарда долларов.
Так что документ, по поводу того -стоит ли “ломать копья” создан, и спираль критики, на которую этот документ обречен - лучшая судьба, которая ему уготована. Но женским силам было бы лучше объединиться для лоббирования места этой концепции среди тендеров Фондов для проведения правовой реформы.
Елена Кочкина,
директор проекта Гендерная экспертиза МЦГИ