Гордеева Марина Владимировна Гордеева Марина Владимировна
руководитель Департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации, ответственный секретарь Комиссии по вопросам улучшения положения женщин при Правительстве Российской Федерации

"Из-за отсутствия защищенности возникает дисбаланс сознания: зачастую работать, делать карьеру сегодня женщин вынуждает неуверенность в своей обеспеченности в старости. Жизненная стратегия каждого должна уважаться, и с учетом этих стратегий необходимо работать так, чтобы возможность выбора гарантировала достойное существование".


[Коротко о себе] [О работе Департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Комиссии по вопросам улучшения положения женщин при Правительстве Российской Федерации] [О партнерстве между государственными структурами и общественными инициативами] [Равные права и равные возможности] [Мое личное отношение к продвижению женщин] [Надо ли принимать какие-то специальные меры, чтобы дать возможность действовать нашим женщинам более активно?] [О квотировании мест для женщин на различных уровнях]

Коротко о себе

Я окончила экономический факультет МГУ. В 1979 г. защитила диссертацию по теме, связанной с функциями женщин в семье и в сфере занятости. Выбор темы был определен Годом женщины - 1975-м, когда я поступила в аспирантуру. С тех пор "женская тема" постоянно присутствует в моей жизни: на моем опыте можно оценить значимость международных инициатив и мероприятий, которые так или иначе привлекают внимание тех, кто ранее не задумывался о положении женщин в обществе. После окончания аспирантуры я работала в Комитете советских женщин (общественной организации), который ведал статусом женщины в общественно-политической, профессиональной и семейной сферах. Поэтому можно сказать, что вся моя жизнь неразрывно связана именно с темой положения женщин. В Министерстве я работаю с 1997 г.

О работе Департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Комиссии по вопросам улучшения положения женщин при Правительстве Российской Федерации

Наш Департамент - звено в цепочке решения проблем, связанных с положением женщин в обществе. Система такова, что на уровне законодательной власти в Госдуме есть Комитет по вопросам детей, женщин и молодежи. А на уровне исполнительной власти эти вопросы поручено решать нашему Департаменту по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации. На правительственном уровне действует Комиссия по улучшению положения женщин, возглавляемая Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В. И. Матвиенко. Я являюсь ответственным секретарем этой Комиссии, а наш Департамент обеспечивает организационные вопросы, связанные с ее деятельностью.

В Комиссию входят представители основных министерств и ведомств социального блока, ряд представителей общественных и научных организаций. Главная функция Комиссии - координация работы министерств и ведомств по проблемам положения женщин в обществе. В ее задачи входит: рассматривать наиболее значимые проблемы, принимать вполне конкретные управленческие решения, с четко обозначенными сроками исполнения, и осуществлять контроль за их исполнением. Например, на одном из заседаний Комиссии слушался вопрос о том, в какой степени защищены интересы женщин в проектах нового Трудового кодекса и, соответственно, как эти вопросы представлены в правительственном законопроекте. Обсуждение проходило с участием депутатов Думы. На последнем заседании Комиссии рассматривались предложения, которые вносятся в Закон о социальном страховании, связанные с беременностью и родами: как соблюдаются права беременных женщин и матерей в Законе о социальном страховании и в тех поправках, которые сейчас вносятся, насколько полно они учитывают интересы женщин, не ущемляют ли ранее предоставленные гарантии. В адрес деятельности Комиссии имеются критические замечания со стороны общественных организаций, которые считают, что с их стороны не достаточно представителей. Но эта ситуация обусловлена функцией Комиссии: она является рабочим органом для принятия решений, а не форумом для обсуждения.

О партнерстве между государственными структурами и общественными инициативами

При Департаменте действует Круглый стол женских неправительственных организаций. Все вопросы, которые выносятся на заседание Комиссии, предварительно, как правило, рассматриваются на этом Круглом столе с тем, чтобы услышать мнения общественных организаций, учесть их и иметь еще дополнительные аргументы при принятии решения.

Другая возможность для диалога - это проведение различных всероссийских форумов. По инициативе Министерства труда и социального развития и Правительства Российской Федерации проведено несколько всероссийских конференций по теме: "Современная женщина - права, реальность, перспектива"; три конференции были посвящены 4-й Всемирной конференции по положению женщин в Пекине: подготовительная, после Пекина (с обсуждением плана работы по реализации пекинских документов) и последняя - "Пять лет после Пекина". Существуют также другие формы обсуждения: круглые столы, семинары. Разработка схемы взаимодействия с женскими общественными организациями входит в компетенцию Департамента. Мы стараемся строго следовать намеченному плану работы Круглого стола. Кроме того, наш Департамент участвует в реализации инициативных, международных проектов, которые относятся к компетенции Министерства. Например, при поддержке программы ТАСИС ЕС Департамент реализовывал проект "Общественные организации в социальной сфере". В нем прорабатывалась схема решения социальных задач с участием общественных объединений. Также совместно с Кризисным центром "Анна" и Канадским фондом поддержки социальных инициатив Департамент провел ряд семинаров по вопросам домашнего насилия. Одной из основных задач этого мероприятия являлось обсудить эту тему межведомственно, то есть объединить работников социальной сферы, здравоохранения и органов МВД, с тем, чтобы выработать общий язык обсуждения проблемы, общее понимание проблемы и согласовать некоторые практические вопросы координации деятельности. И мы прилагаем все усилия, чтобы пришло понимание того, что это проблема общесоциальная, требующая безотлагательного общественного решения.

Равные права и равные возможности

Государство декларировало необходимость специальных государственных мер для защиты интересов и мужчин и женщин. Безусловно, наша задача, как государственного органа, проводить в жизнь заявленную государственную политику. Разрабатывать конкретные мероприятия в этом направлении.

Другая составляющая - активное вовлечение женщин в политическую и социальную жизнь. С этой целью необходимо развитие общественной инициативы, гражданской позиции. Потому решение этой общесоциальной задачи требует вырабатывать общее ее понимание и единый язык обсуждения, как представителям государственной власти, так и общественности.

В рамках своей компетенции Департамент делает все возможное в этом направлении, но иногда наша деятельность лимитируется и временем, и чисто человеческими ресурсами. Имеются также некоторые проблемы в уровне понимания реального равноправия полов другими ведомствами. Чтобы эта проблема решалась, наверное, требуются изменения в структуре работы смежных ведомств. Опыт некоторых стран, успешных с точки зрения социальной защиты, показывает, что в каждом министерстве имеется отдел или ответственное лицо, отслеживающее соблюдение гендерного паритета; его функции и деятельность четко определены. Аналогичная работа может проходить на добровольных началах, если министерства этим не занимаются. Таким образом, если в государстве есть заявленная политическая воля, то на исполнительском уровне она также должна проявляться.

Мое личное отношение к продвижению женщин

Я включена в тему "женщина - общество" уже не один десяток лет, и у меня сложилось следующее понимание этого процесса. Продвижение женщин - не самоцель. Существует принцип равных прав и возможностей для женщин и мужчин и, соответственно, паритетного участия тех и других во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере принятия решений (с учетом жизненного опыта как мужчин, так и женщин). Я убеждена, что соблюдение принципа равноправия необходимо. Наиболее актуальной мне представляется при этом сфера кадровой политики. Женщины сейчас достаточно активны, имеют хорошее образование и широко представлены практически во всех сферах. Но чем выше по лестнице власти, тем их меньше. Мне кажется, что причина этой проблемы заключена в механизмах неписанного ограничения продвижения женщин. Это кадровая проблема: конкуренция, сознательный отбор, продвижение. Существует необходимость снятия ограничений, которые сегодня дискриминируют женщину, например, наличие неписаных законов (но зафиксированных в различных инструкциях), ограничивающих возрастным барьером возможность получения второго высшего образования, что является дискриминацией по возрасту. Следовало бы также принять во внимание и тот факт, что детородный возраст женщин включает 35-40 лет. Естественно, я понимаю, что эту дискуссионную тему тяжело продвигать, но она очень актуальна, потому что сегодня не существует должного баланса в восприятии этой ситуации. Безусловно, нужно способствовать приобщению женщин к управленческой работе на уровне принятия решений. Я прекрасно ощущаю это на своем уровне: когда находишься в однородной среде (мужской или женской), то гендерное меньшинство - "чужак" - зачастую отторгается. Порой я это явственно ощущала. Однажды я наблюдала обратную ситуацию: на одном из совещаний в Министерстве образования собралось большинство женщин и только один мужчина, который не знал, как подойти к этому "большинству" со своими вопросами. Численный перевес какого-либо пола создает определенный микроклимат. Мне, скажем, легче разговаривать, решать какие-то вопросы с женщинами. Мужчинам, наверное, легче договориться с мужчинами. Поэтому естественным путем изменений не произойдет. Нужны какие-то поэтапные кадровые решения.

Надо ли принимать какие-то специальные меры, чтобы дать возможность действовать нашим женщинам более активно?

С моей точки зрения, на начальном этапе наших женщин активизировать не надо, они и так достаточно активны, учатся, получают профессиональное образование. Но вот "большие дистанции" не всем женщинам подходят и нужны. Для большинства женщин главное в жизни их миссия: семья и дети. И я знаю, что они так на это и смотрят - как на предназначение женщины, а не как на традиционный стереотип. Если рассматривать вопрос активизации женщин с этой точки зрения, я считаю очень важным предоставить равные возможности и женщинам и мужчинам, и ни в коем случае не ставить ограничения. Нужно сделать так, чтобы не было зон, куда женщинам приходилось бы пробиваться, а можно было бы туда естественно влиться при наличии желания. Я считаю, что создание семьи, воспитание детей - это очень серьезные и большие задачи. Они и трудоемкие, и эмоционально-затратные, но в то же время и благодарные. Универсального идеала в сочетании семейной жизни и карьерного роста женщин не существует. Необходимо поднять общественный статус тех женщин, которые ориентированы главным образом на семью, обеспечить их социальную защищенность с точки зрения перспектив старости. Потому что из-за отсутствия защищенности возникает дисбаланс сознания: зачастую работать, делать карьеру сегодня женщин вынуждает неуверенность в своей обеспеченности в старости. Жизненная стратегия каждого должна уважаться, и с учетом этих стратегий необходимо работать так, чтобы возможность выбора гарантировала достойное существование. Опасен перекос в одну из сторон. Ведь все-таки смысл жизни в ее продолжении...

О квотировании мест для женщин на различных уровнях

Сегодня стало очевидным, что ситуацию в области участия женщин в политике надо как-то менять. Поэтому любые дискуссии на эту тему лично я приветствую. Но готовых решений в этой области нет. Главное - наличие понимания необходимости перемен и возможности обсуждать проблему профессионально и разносторонне, чтобы не было закрытых тем, не было отрицания важности проблемы вовлечения женщин в политику. Решения могут быть разные, они зависят от общей политической ситуации в стране. Это можно делать не только посредством введения квот. Наверное, сегодня введение квот - это оптимальное решение. На разных уровнях уже идут обсуждения, где разумнее вводить квоты: в избирательных округах или партийных списках. Мое личное мнение: оптимальный вариант сегодня - это поощрение квотирования мест для женщин в партийных списках. А на каком уровне должно быть введено квотирование мест для женщин - это вопрос компетенции политических партий, это их внутрипартийные решения. Для отбора и подготовки женщин-лидеров применимы разные организационные формы. Есть цепочки партийных мероприятий, которые способствуют воспитанию лидеров. Женские секции и различные дискуссии внутри партий сегодня необходимы.