Дорутина Татьяна Сергеевна Дорутина Татьяна Сергеевна
председатель Совета общественной организации "Лига избирательниц Санкт-Петербурга"

"Очевидно, что персональный состав органов власти и управления не соответствует реальному соотношению полов в обществе"

"Мужчины - депутаты Госдумы, при ответе на вопрос о том, работу в каких двух парламентских комитетах предпочли бы, не намерены выбирать комитеты, имеющие дело со здравоохранением, семейной политикой, социальным обеспечением, гендерным равенством"

"Наличие в органах власти женщин-представительниц НКО будет ценным пополнением сегодня, когда гражданское население и управленцы живут в параллельных мирах, и их интересы не пересекаются".


[Мнение о лидерстве женщин в политике, общественной жизни и бизнесе в современной России] [Отношение к инициативе построения партнерства между женщинами с целью продвижения женщин] [Что препятствует самореализации женщин в современной России?] [Каковы пути активизации вовлечения женщин в политическую, экономическую и социальную жизнь страны?] [О возможных формах партнерства между женщинами, возглавляющими политические или коммерческие структуры, женские общественные инициативы]

Мнение о лидерстве женщин в политике, общественной жизни и бизнесе в современной России

За последние 10 лет ухудшение политической, экономической и социальной обстановки в России происходит одновременно с уменьшением численности женщин в структурах власти. Очевидно, что это процессы взаимозависимые. Галина Старовойтова считала, что с приходом женщин в политику и экономику, политика опустится с небес на землю и приблизится к насущным нуждам народа, станет более реалистичной и человечной. Пока еще мы таких светлых времен не дождались.

По оценке специалистов, женщины в России составляют около 53% населения, их продолжительность жизни в среднем превышает продолжительность жизни мужчин на десять лет. Среди лиц с высшим и средним специальным образованием женщин - 56%. Следовательно, среди российского электората, в особенности среди активных и сознательных избирателей - женщины преобладают, чего не скажешь о составе представительной и исполнительной власти. На уровне принятия государственных решений в России этот интеллектуальный потенциал практически не используется.

В системе государственной службы женщины заняты на должностях, никак не влияющих на принятие ответственных решений: они составляют 56% всех служащих государственного уровня, но руководящие должности занимают только 9%, из которых "высших" - лишь 1,3%.

В 90-е годы был принят целый ряд правовых документов, декларировавших обязательства по исправлению гендерного дисбаланса на уровне принятия решений, но ситуация с тех пор только ухудшилась. За последние 10 лет произошло сокращение числа женщин в органах представительной (законодательной) власти. В Государственной Думе РФ третьего созыва, в сравнении с первым, число женщин-депутатов сократилось с 13,6 до 7,7 % от общего числа депутатов. Сегодня Россия занимает 80-е место в мире после Гвинеи-Бисау, опережая Камбоджу по количеству женщин в парламенте. Среди членов Правительства Санкт-Петербурга нет ни одной женщины. Из председателей комитетов и управлений администрации города - только 3% женщин, а среди их заместителей - уже 29% женщин. Такая же ситуация в субъектах федерации. В Санкт-Петербурге, Ленинградской области в законодательных собраниях - по одной женщине, в ряде российских регионов, к которым относятся Рязанская, Курская, Омская и Томская области - депутатская деятельность - чисто мужская обязанность. При составлении списков кандидатов-одномандатников предпочтение почти всегда отдают мужчинам, ссылаясь на то, что женщин не выбирают.

"Мужская" законодательная и исполнительная власть в России все меньше учитывает социальные интересы женщин, не использует их жизненный опыт и знания, а продвигает лишь глобальные, зачастую агрессивные, интересы. Практически все экономическое законодательство, создаваемое Российским парламентом, способствует сохранению и усугублению экономического и социального неравенства между полами, поскольку ориентировано на создание более благоприятных условий для "мужских" сфер деятельности, чем для "женских". Мужчины - депутаты Госдумы, при ответе на вопрос о том, работу в каких двух парламентских комитетах предпочли бы, не намерены выбирать комитеты, имеющие дело со здравоохранением, семейной политикой, социальным обеспечением, гендерным равенством.

Хотя именно женщины составляют большинство в здравоохранении, образовании, культуре, науке. Очевидно, что персональный состав органов власти и управления не соответствует реальному соотношению полов в обществе.

Необходимо отметить: несмотря на то, что женщины не участвуют в управлении на уровне принятия государственных решений, они закрывают многие бреши государственной политики, являясь наиболее активными участницами гражданского общества в нашей стране. Женщины возглавляют большинство некоммерческих общественных организаций, которые начали активно развиваться с 90-х годов. Практика работы Лиги избирательниц по созданию сети своих организаций по стране свидетельствует о том, что женщины охотно вовлекаются и быстро осваивают новую сферу деятельности - работу в НКО.

На сегодняшний день российский третий сектор - это массовое общественное движение, с постоянно увеличивающимся объемом человеческих, финансовых, материальных и организационных ресурсов и потенциалом гражданского действия, накопившее громадный позитивный опыт в решении социальных проблем. По данным Госкомстата РФ в России количество некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм составило на 1 января 2000 г. почти 485 тысяч, и международные неправительственные организации ежегодно осуществляют с ними проекты на сумму в сотни миллионов долларов США, содействующие реформам практически во всех сферах.

Причем многие общественные организации, созданные по принципу общей беды, занимаются проблемами, на которые не хватает ни средств, ни внимания у государства (беженцы, СПИД, домашнее насилие, наркомания, бездомность, подростковая преступность и безнадзорность, проблемы пожилых людей и т. д.). Они оказывают адресную поддержку наиболее нуждающимся, предоставляют различного рода социальные услуги и помощь. Наиболее "емкой" областью проявления гражданских инициатив стала социальная сфера, где некоммерческие организации, преимущественно женские, обслуживают до 30 миллионов граждан ежегодно, снимая значительное бремя с госбюджета и являясь, по сути, лидерами социальной реформы. Если государство говорит о необходимости адресной поддержки, НКО работают только с целевыми группами.

Среди женских НКО существует две противоположные точки зрения на выдвижение своих представительниц на выборах различного уровня. Одна - не надо идти в политику, характеризуемую в нашей стране одним прилагательным "грязная", лучше заниматься по мере сил и возможностей практической помощью людям. Другая, имеющая тенденцию к росту - правительство действует неэффективно и не в интересах населения, необходимо проводить своих представительниц в законодательные органы власти и отстаивать свои интересы самостоятельно.

Женщины - руководительницы НКО, прошедшие школу гражданского общества, являются тем интеллектуальным потенциалом, который может быть успешно задействован в структурах власти в России.

Отношение к инициативе построения партнерства между женщинами с целью продвижения женщин

Я уверена, что инициатива "Живые голоса. Женщины в демократии", направленная на установление партнерства между правительствами, неправительственными организациями и частным сектором по всему миру необходима и своевременна. Возможность такого сотрудничества поможет российским женщинам получить необходимые знания, опыт и уверенность для продвижения на более высокие уровни государственной, общественной и деловой жизни.

В течение четырех лет Лига избирательниц выпускает одноименную газету, в центре внимания которой находятся вопросы повышения статуса женщины в обществе. Лига избирательниц создает сеть своих организаций по России (более десятка организаций по стране), привлекая к участию в работе НКО женщин с активной жизненной позицией. Наши организации оказывают информационную и консультативную поддержку женщинам, баллотирующимся в различные представительные органы власти. Около ста женщин из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Твери, Калининграда, участвовавшие в наших семинарах "Школа для женщин-кандидатов" стали депутатами различного уровня, пока, в основном, муниципального. При Лиге в Санкт-Петербурге создан клуб "Муниципал", в работе которого принимают участие женщины-депутаты, представительницы женских общественных организаций с целью повышения статуса женщины, участвующей в принятии управленческих решений. Лига проводит различного рода слушания по гендерным проблемам, привлекая к участию исполнительные и представительные органы власти, женщин, занимающихся бизнесом, представителей НКО.

Наша деятельность адресована в поддержку женщин - лидеров, которые в изменившихся социально-экономических условиях осваивают новые ниши для самореализации в общественной деятельности, представительниц общественных женских организаций, женщинам- депутатам или активным женщинам, намеренным баллотироваться в представительные органы власти разного уровня, женщинам-руководительницам малого и среднего бизнеса.

Что препятствует самореализации женщин в современной России?

Российская Федерация, несмотря на все проводившиеся реформы - страна глубоко патриархальная, неэффективно управляемая, расточительная с точки зрения использования человеческих и природных ресурсов. У нас сильны традиции активной общественной роли мужчин, а для женщины отведено лишь второе, если не более дальнее место. Хотя статистика показывает, что категорического антиженского настроя у электората нет: около 30 % избирателей готовы голосовать за женщин, причем 41% приходиться на мужчин.

Поэтому на первый план выходит работа по просвещению населения: информационная поддержка в области женского движения будет реально способствовать изменению сложившихся взглядов наших граждан; планомерная работа со средствами массовой информации по формированию имиджа женщины нового тысячелетия, как равноправного партнера с мужчиной во всех сферах общественной жизни; целесообразно осуществление проекта, направленного на повышение социальной роли женщины в России созданием социально-имиджевой рекламы успешной женщины на руководящих постах на телевидении; работа по просвещению женщин-лидеров, их активизации, привлечению к общественной и политической работе. Просветительская деятельность должна планомерно проводиться как политическими партиями, общественными организациями, так и средствами массовой информации. Именно общественные организации, общаясь непосредственно с людьми, могут подтолкнуть наиболее активных женщин к участию в выборах различных уровней. Необходимо формировать общественное мнение в пользу того, что отсутствие женщин в списках кандидатов политических партий просто неприлично, наносит ущерб государственной политике, т. к. не учитывает интересы большей части населения, чтобы подтолкнуть политическую элиту к решению о привлечении женщин в политику, возможному принятию системы квотирования по признаку пола при выдвижении кандидатов.

Надо публично добиваться изменения государственной политики в отношении назначения женщин на руководящие посты в структурах исполнительной власти, где их реальные дела будут лучшей рекламой для повышения статуса женщины в обществе.

Каковы пути активизации вовлечения женщин в политическую, экономическую и социальную жизнь страны?

Можно говорить о решении проблемы на государственной уровне, путем принятия постановлений Правительства или созданием комиссий по делам женщин в различных структурах власти, но практика показывает низкую результативность подобных методов решений, навязанных сверху. Но Конституция РФ сегодня предоставляет женщинам равные права с мужчинами.

Женщины сами должны выйти из политического оцепенения, начать выдвигать и избирать своих лучших представительниц во властные структуры для решения жизненно важных и общественно значимых проблем.

В политике, как и в любой другой профессиональной деятельности, оптимально действуют люди, обладающие необходимыми для этого способностями и наклонностями. Такие личности в равной степени имеются как среди мужчин, так и среди женщин. Практика показывает, что многие женщины, желающие найти себе применение в общественной жизни, просто не решаются участвовать в выборах. Получив необходимую информацию, они охотно начинают карьеру политика. В случае победы на выборах различных уровней, их участие в работе органов власти становится особенно ценным, так как, в отличие от многих людей, идущих в политику ради получения различных благ, эти женщины-депутаты действуют бескорыстно и во благо общества.

У нас в стране избиратель просто не имеет реальных возможностей проголосовать за женщин: их непропорционально мало среди кандидатов на разные выборные должности. На сегодняшний день зачастую именно сами женщины не хотят реализовывать свое право "быть избранными" в высшие органы власти. Отсюда и столь небольшой процент женщин, сознательно выдвигающихся на выборах федерального и регионального уровней. На выборах в Государственную Думу в декабре 1999 г. на 225 одномандатных округов в 74 не было ни одной женщины-кандидата, а в 73 выдвигалось только по одной. На выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга 1998 года из 587 кандидатов (по 50 избирательным округам) было лишь 70 женщин - 12 % от общего числа. Во второй тур вышли 9 женщин, а стала депутатом лишь одна, да и та уже была известна избирателям как действующий депутат.

Чем ниже уровень представительной власти, тем больше в ней женщин. Так, в Санкт-Петербурге на муниципальных выборах 1997-1998 годов среди кандидатов в депутаты было около 40 % женщин, и 31 % из них победили на выборах. Муниципальная избирательная кампания 2000 года показала, что женщин в депутаты МСУ по-прежнему выдвигается много - в результате их представительство выросло в Санкт-Петербурге до 47 %. В других регионах приблизительно та же картина. Именно при выборах в муниципальные советы женщины имеют больше возможностей быть избранными, т. к. психология избирателя, предпочитающего видеть мужчин на высоких политических должностях, допускает участие женщин в решении вопросов коммунального хозяйства, бытового обслуживания, социального обеспечения, образования и т. д., традиционно являющихся сферой деятельности местного самоуправления. Этих женщин, имеющих опыт избирательной кампании и муниципального управления, необходимо выдвигать на более высокий уровень, оказывая им всяческую поддержку.

Женщины в России практически не участвуют в работе политических партий, а партии, со своей стороны, не заинтересованы выдвигать женщин, аргументируя это тем, что за них не голосуют. Да и само представительство женщин в партиях ничтожно - 2%. Откуда же в партийных списках, состоящих на 98% из мужчин, берутся люди? Ответ прост - из структур той самой власти, которая на 90% укомплектована мужчинами. Получается, что люди приходят во власть, не пройдя школы гражданского общества. Наличие в органах власти женщин-представительниц НКО будет ценным пополнением сегодня, когда гражданское население и управленцы живут в параллельных мирах, и их интересы не пересекаются. Неизбежным условием для женщин, намеренных участвовать в политике, становится необходимость идентифицировать себя принадлежностью к той или иной политической партии. Так как именно принадлежность к политической партии или движению обеспечивает финансовую сторону избирательной кампании - является необходимой составляющей успеха на выборах. Но женщины зачастую идут на выборы со светлыми намерениями, простодушно не оценив имеющиеся у них в наличии ресурсы для проведения избирательной кампании: денежные, людские, информационные. В российской действительности при наличии неограниченных ресурсов, пол кандидата не имеет решающего значения. Победа трех женщин-кандидатов в Санкт-Петербурге на выборах в Государственную Думу в 1999 г. (И. Хакамада, О. Дмитриева, В. Иванова) является тому подтверждением.

О возможных формах партнерства между женщинами, возглавляющими политические или коммерческие структуры, женские общественные инициативы

Думаю, чтобы достичь поставленной цели - вовлечение женщин в различные сферы деятельности общества и государства - вопросы партнерства нельзя ограничивать только женским сообществом. Подобная постановка проблемы будет губительна в стране, где решения принимают мужчины.

Нельзя скрывать и тот факт, что женское движение неоднородно по политическим взглядам. При налаживании партнерских отношений общественных организаций с политическими партиями, возглавляемыми женщинами, зачастую возникают политические конфликты, т. к. большинство женских политических партий относится к левому движению, которое в России поддерживает меньшинство населения.

Необходимо также при налаживании конкретных партнерских отношений учитывать факторы взаимных интересов и выгод. Попытка потребительски подойти к вопросам партнерства погубит их на корню.

Первым шагом на пути построения партнерских отношений, по моему мнению, должна быть выработка стратегии и тактики партнерства лидерами женских НКО, готовых действовать в этом направлении.

К стратегическим задачам можно отнести налаживание конструктивного диалога женских организаций с политическими партиями и коммерческими структурами, учитывающего интересы всех сторон.

Одной из тактических задач может быть создание специального фонда женщинами, занимающимися бизнесом, для сбора средств в поддержку женщин, баллотирующихся в различные властные структуры (аналог - "Список Эмили" в США). Практика показывает, что женщины-депутаты Государственной Думы, получившие поддержку во время выборов от "мужских" политических партий, действуют в Думе по мужским стереотипам, не вспоминая о защите интересов "слабой" половины. При опоре на женские организации во время выборов женщины-депутаты вынуждены считаться с их мнением и в Думе.

Женщина-политик, женщина-бизнесмен - новые профессии для России. Женщина всегда шла по стопам мужчин; в двадцатом веке она отстояла свое право на образование и право голоса. На заре нового тысячелетия она сумеет отстоять свое право на участие в управлении государством.

На пользу государству российскому пойдет признание равноправного партнерского участия женщин и мужчин в управлении государством.