Дискриминация женщин в современной России
Рекомендации МХГ и женских региональных НПО по итогам мониторинга
По результатам проведенного мониторинга нам и нашим региональным партнерам удалось выработать нижеследующие рекомендации.
Рассматривая проблематику дискриминации женщин в современной России, следует учитывать, что хотя принцип запрета дискриминации, включая дискриминацию по признаку пола, инкорпорирован в российское законодательство от Конституции до федеральных и местных законов, фактическая ситуация определяется отсутствием механизмов реализации этих норм, восстановления в правах жертв дискриминации и привлечения виновных к ответственности. Причем представители власти в большинстве не считают недопущение дискриминации базовым принципом своей деятельности. Это касается дискриминации по признаку пола и по любому другому признаку.
Ключевым моментом является то, что в практике российских судов фактически отсутствуют дела о дискриминации, в частности по признаку пола. Отсутствие принятых в судейском сообществе критериев, которые позволяли бы судить о наличии дискриминации в конкретном случае, не дает потерпевшей стороне возможности успешно доказать факт дискриминации. Суды, в свою очередь, отказываются принимать подобные иски, настаивая на переформулировке исковых требований (вместо дискриминации - нарушение конкретного права).
Одновременно следует учитывать, что улучшение ситуации с соблюдением прав женщин и ликвидация дискриминации по признаку пола невозможны без разработки и внедрения широкомасштабной, многоуровневой программы по гендерному просвещению в обществе. Проведенный мониторинг убедительно показал, что общество в целом, и в первую очередь сами женщины, на сегодняшний день воспринимают проблему в основном через призму нарушения социальных гарантий и страдают разнообразными гендерными стереотипами, затрудняющими осознание дискриминации.
Государством предпринимаются многоплановые усилия по улучшению социального положения женщин, но практически все они не затрагивают описанные выше фундаментальные проблемы, что позволяет говорить о несоблюдении Россией своих обязательств, в первую очередь по ст. 3 Конвенции: "Государства-участники принимают во всех областях, и в частности в политической, социальной, экономической и культурной областях, все соответствующие меры, включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, с тем чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами".
Рекомендации
I. В сфере законотворчества
- Принять закон о государственных гарантиях равных прав мужчин и женщин в Российской Федерации.
- Принять закон о противодействии домашнему насилию.
- Принять закон о противодействии сексуальному домогательству.
- Принять закон о противодействии торговле женщинами.
- Ввести в законодательство нормы, обеспечивающие безопасность жертв домашнего и сексуального насилия на время следствия и судебного разбирательства.
- Ввести в "Налоговый кодекс" поправку, предусматривающую льготы для женщин-предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса.
- Предать широкой гласности отчеты о реализации федеральной "Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин".
- Всемерно привлекать женские НПО к разработке законопроектов с тем, чтобы учитывать в законодательстве гендерную перспективу.
II. В сфере деятельности органов исполнительной власти
- Предать широкой гласности отчеты о реализации федеральной и региональных программ улучшения положения женщин.
- Принять федеральную и региональные целевые программы по защите и реабилитации жертв домашнего и сексуального насилия, включая организацию необходимого числа консультативных центров и приютов для жертв домашнего насилия.
- Принять федеральную и региональные целевые программы по противодействию торговле женщинами, защите и реабилитации жертв торговли.
- Выделить необходимую государственную поддержку существующим кризисным центрам, включая негосударственные, и приютам для жертв домашнего насилия.
- Разработать и внедрить с активным участием профильных НПО целевую федеральную программу по гендерному просвещению.
- Предпринять максимальные усилия по выплате имеющихся задолженностей по социальным пособиям и недопущению задолженностей в будущем.
- Всесторонне взаимодействовать с международными органами, отслеживающими ситуацию с дискриминацией по признаку пола и разбирающими соответствующие жалобы, в первую очередь с Комитетом ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
- Сотрудничать с НПО при подготовке периодических докладов в Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
- Предавать гласности государственные отчеты в Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в частности, шестой периодический отчет, и соответствующие рекомендации Комитета Российской Федерации.
- Разработать и внедрить на федеральном и региональном уровнях программу, направленную на противодействие дискриминации при продвижении по службе и оплате труда.
III. Партиям и общественным объединениям
- Установить квоты для женщин в избирательных списках, включая место в первой тройке.
- Включить в свои программы раздел, посвященный гендерной политике.
IV. В сфере образования и просвещения
- Введение гендерной экспертизы образовательных программ и соответствующий пересмотр существующих учебников.
- Ввести аспект гендерного равенства в образовательные программы по социальным дисциплинам школ и вузов.
- Ввести для чиновников государственных структур, сотрудников правоохранительных органов и других официальных лиц обязательный образовательный курс о недопущении и противодействии дискриминации в отношении женщин и сексуального домогательства.
- Ввести для сотрудников правоохранительных органов и медицинских работников обязательный образовательный курс о защите женщин от домашнего насилия, сексуального насилия и домогательства.
- Ввести обязательные образовательные программы для судей о судебной защите жертв дискриминации, в частности по признаку пола, домашнего насилия, сексуального насилия и домогательства.
- Содействовать гендерному просвещению населения путем государственного финансирования соответствующих публикации в СМИ и социальной рекламы.
V. В сфере массовой информации
- Инициировать просветительские публикации и передачи по проблемам гендерного равенства, защиты женщин от дискриминации, домашнего насилия, сексуального насилия и домогательства.
- Формирование положительного имиджа женщин во власти, политике, профессиональной и общественной жизни.
- Принятие мер по недопущению использования в материалах, передачах и рекламе выражений и образов, унижающих достоинство женщин по признаку пола и способствующих распространению взглядов и стереотипов, противоречащих принципу гендерного равенства. Разработка соответствующего этического кодекса.
VI. В сфере судопроизводства
- Верховному Суду подготовить подробные разъяснения к действующему антидискриминационному законодательству, в первую очередь в сфере трудовых отношений.
- Судебным департаментам ввести в бланк отчетности графу о делах по дискриминации.
VII. В сфере здравоохранения
- Существенное увеличить бюджетное финансирование медицинских учреждений для обеспечения качественной гинекологической и акушерской помощи.
- Детально регламентировать медицинской помощи в сфере гинекологии и акушерства, которую государственные учреждения должны предоставлять в рамках бесплатной медицинской помощи.
- Обеспечить получение женщиной, имеющей полис государственного медицинского страхования, бесплатной медицинской помощи в любом государственном медицинском учреждении, вне зависимости от места постоянной регистрации пациентки.
- Организовать государственные программы бесплатного распространения (включая создание постоянных пунктов) контрацептивов среди молодежи.
- Организовать анонимные молодежные клиники в сфере репродуктивного здоровья.
VIII. В сфере пенитенциарной системы
- Организовать качественную медицинскую помощь женщинам-заключенным в сфере репродуктивного здоровья, включая обеспечение необходимыми предметами гигиены.
- Активно применять нормы законодательства, позволяющие изменять меру пресечения и снижать срок заключения женщинам, имеющим малолетних детей.
- Обеспечить реализацию законодательной возможности совместного проживания женщин-заключенных и детей, рожденных в местах заключения.
- Обеспечить женщинам-заключенным отбывание наказания в регионе места проживания.
IX. В сфере трудовых отношений
- Перенести обременение, связанное с социальными пособиями по воспитанию и уходу за детьми, с работодателя на государственные органы социального обеспечения.
- Включить в обязательную форму трудового договора пункты, обеспечивающие соблюдение существующих льгот для беременных и матерей малолетних детей.
- Усилить контроль за соблюдением трудового законодательства при приеме на работу.
X. В сфере деятельности правоохранительных органов
- Ввести общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов в сфере защиты жертв домашнего и сексуального насилия, а также защиты жертв дискриминации.
- Разработать инструкцию для сотрудников милиции по этике работы с жертвами домашнего и сексуального насилия.
XI. В сфере деятельности неправительственных организаций
- Усилить диалог с властью на федеральном, региональном и местном уровнях и взаимодействие со средствами массовой информации.
- Проводить информационные кампании и общественные акции по гендерной проблематике (при участии не только женских, но и других - правозащитных, молодежных, экологических и т. д. НПО).
- Женским НПО организовать просветительские семинары и тренинги по гендерной тематике для правозащитных, молодежных, экологических и т. д. НПО, а также для представителей СМИ.
- Усилить сотрудничество с международными органами, в частности путем составления альтернативных докладов о соблюдении Россией своих обязательств, связанных с недопустимостью дискриминации, включая дискриминацию по признаку пола.
Назад
|