Дискриминация женщин в современной России
Запрет и противодействие дискриминации в отношении женщин были заложены уже в самых первых международных документах в области прав человека. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., отмечается, что она должна рассматриваться в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства. Не являясь договором, Всеобщая декларация прав человека, тем не менее, стала одним из основных источников не только международ-ного, но и национального права, моделью, которая широко используется многими страна-ми в их конституциях. Статья 2 Декларации гласит, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. На базе этой статьи Декларации в последующие 50 лет развивалось все международное и национальное антидискриминационное законодательство. Следующим этапом было одновременное принятие в 1966 г. двух пактов: Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах. В развитие положения, закрепленного Всеобщей декларации прав человека, в пактах содержатся статьи, запрещающие дискриминацию людей по какому-либо основанию, в т. ч. и по признаку пола. Понятие "дискриминация", закрепленное во Всеобщей декларации прав человека и Международных пактах, стало приобретать, особенно применительно к проблеме равноправия полов, новые оттенки. В науке и в законодательстве речь стала идти, в зависимости от целей и последствий дискриминации, о ее "негативных" и "позитивных" подвидах. При этом под негативной дискриминацией понимаются любые ущемления в правах, а под позитивной - всякого рода льготы и преимущества. Как негативная, так и позитивная дискриминация может быть не только прямой, т. е. закрепленной в законах (дискриминация de jure), но и косвенной, т. е. складывающейся в реальной жизни (дискриминация de facto). При этом для устранения дискриминации de facto государства должны воздерживаться от любых дискриминационных действий или практик. Кроме того, они должны запретить дискриминацию женщин частными лицами и организациями.264 На определенном этапе развития международного права были выделены так называемые права третьего поколения - коллективные права. Это специальные права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим или каким-либо иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества в целом. Круг носителей таких прав достаточно широк - это несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды, безработные, беженцы и лица некоренной национальности. Помимо перечисленного, носителями подобных прав являются и женщины, поскольку они в силу причин, прежде всего, физиологического характера не имеют равных с мужчинами возможностей осуществления общих для всех людей прав человека и, следовательно, нуждаются в особой защите государства. Помимо ряда законодательных актов общего характера, затрагивающих положение женщин, ООН приняла и ряд специализированных документов, направленных на регламентацию именно этой категории субъектов права. Так, в 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция устанавливает общие принципы и меры достижения равных прав для женщин во всем мире. Согласно ст. 29 Конвенции, любой спор между двумя или несколькими государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, не решенный путем переговоров, передается по просьбе одной из сторон на арбитражное разбирательство. Если в течение шести месяцев с момента подачи заявления сторонам не удалось прийти к согласию относительно организации арбитражного разбирательства, любая из сторон может передать данный спор в Международный Суд путем подачи заявления в соответствии со статусом Суда. СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по международным пактам и договорам, в т. ч. и по вышеназванной Конвенции, стала Российская Федерация. В рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин функционирует Комитет, в задачу которого входит рассмотрение представляемых государствами-участниками каждые четыре года докладов о законодательных, судебных, административных и иных мерах, принятых для выполнения положений Конвенции ООН 1979 г., и о достигнутом в этом вопросе прогрессе. 265 6 октября 1999 г. Генеральной Ассамблеей был одобрен Факультативный протокол к Конвенции 1979 г. (он действует и в отношении Российской Федерации), допускающий право подачи женщинами и женскими неправительственными организациями индивидуальных жалоб о нарушении Конвенции. Жалобы в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин могут направляться отдельными лицами, группой лиц или организациями, понесшими ущерб или в иной форме пострадавшими в результате нарушения прав, предусмотренных в Конвенции. Принятие Конвенции ООН 1979 г. закрепило на уровне международного права задачу выравнивания прав и возможностей мужчин и женщин. Впервые появился специально посвященный этой проблеме международный документ. Тем не менее, в ходе Всемирной конференции по положению женщин (Найроби, Кения, 1985 г.) стало ясно, что ратификация Конвенции не способствовала в полной мере ускорению экономического роста развивающихся стран, что должно было позволить расширить масштабы участия женщин в процессах экономического и социального развития. Существенный вклад внесла Найробийская конференция и в трактовку понятия "равенство полов". Равенство стало рассматриваться не просто как правовое понятие, то есть ликвидация дискриминации de jure, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей для участия женщин в процессе развития не только в качестве пользователей его благами (бенефициаров), но и в качестве активной действующей силы. 266 Вопрос о насилии по отношению к женщинам как в условиях военной конфронтации и любых вооруженных конфликтов, так и в мирное время впервые был включен в качестве самостоятельного пункта в повестку дня Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся летом 1993 г. в Вене. В принятых Венской конференцией документах провозглашается, что нарушения прав женщин в ситуациях вооруженных конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права в области прав человека и гуманитарного права. В Декларации конференции подчеркивается также важность работы по прекращению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, ликвидации всех форм сексуальных посягательств, эксплуатации и незаконной торговли женщинами, по устранению пагубных последствий, связанных с определенной традиционной или укоренившейся в обычаях практикой, предрассудками, обусловленными культурой, и с религиозным экстремизмом. Всемирная конференция по правам человека в Вене рекомендовала Генеральной Ассамблее принять Декларацию о насилии в отношении женщин и настоятельно призвала государства бороться против этого явления. В том же, 1993 г., была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. В ней государства - члены ООН обязываются включать в доклады о правах человека, предоставляемые в органы ООН, информацию, касающуюся насилия в отношении женщин и мер, принимаемых по его искоренению, а также анализ тенденций в данном вопросе. Кроме того, Комиссией ООН по правам человека был назначен специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.), на которой присутствовало 35 тысяч участниц со всего мира, констатировала значительное ухудшение положения женщин во всем мире за истекшие десять лет, в т. ч. и в связи с отсутствием эффективных механизмов контроля за выполнением государствами обязательств в области прав женщин, как на международном, так и на национальном уровнях. На конференции были разработаны предложения, призванные способствовать восполнению этого пробела международным сообществом, а также каждым государством, ратифицировавшим Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Во исполнение данного решения Российской Федерацией была принята Концепция улучшения положения женщин в РФ267 и образована Комиссия для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по улучшению положения женщин. Проблема искоренения дискриминации в отношении женщин отражается в деятельности других специализированных органов ООН, имеющих нормотворческие функции в области охраны тех или иных прав человека. Некоторые из этих структур ООН обладают также правомочием международного контроля. Комиссия по правам человека ООН - основной правозащитный орган этой системы. Каждый год Комиссия рассматривает по разным пунктам повестки дня вопросы, связанные с защитой женщин, такие как: траффикинг женщин и девочек, искоренение насилия по отношению к женщинам, интеграция прав женщин в систему ООН. 268 Также следует упомянуть Международную организацию труда (МОТ). Принятая МОТ 29 июня 1951 г. Конвенция № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (ратифицирована СССР 4 апреля 1956 г.) впервые закрепила принцип, согласно которому ставки вознаграждения за труд равной ценности должны определяться без дискриминации по признаку пола. При этом Конвенция предусматривает, что вознаграждение включает в себя обычную, основную или минимальную заработную плату или обычное или минимальное жалованье и всякое другое вознаграждение, предоставленное прямо или косвенно в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы. Всеобщая декларация прав человека и пакты ООН стали основой развития региональных систем защиты прав человека в Европе, Америке, Африке. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская Конвенция) (4 ноября 1950 г.) - это международно-правовой договор, согласно которому значительная часть европейских государств, включая Россию, взяли на себя обязательства соблюдать основополагающие права человека. Конвенция общепризнанна как один из ключевых документов в контексте современного международного права, т. к. она:
Статья 14 Европейской конвенции по аналогии со ст. 2 Всеобщей декларации прав человека закрепляет положение о запрете дискриминации, в т. ч. по признаку пола. В течение долгого времени это право было субсидиарным, т. е. его нарушение могло быть обжаловано только при условии обжалования какого-либо другого права, закрепленного Конвенцией. Однако, признавая чрезвычайную важность этого положения, был утвержден дополнительный 12 протокол к Конвенции (4 ноября 2000 г.), согласно которому нарушение права на запрещение дискриминации может быть обжаловано самостоятельно. В настоящее время этот протокол еще не вступил в силу. Эффективность Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод обусловлена двумя моментами. Во-первых, она является договором, обязательным для выполнения государствами, принявшими его. Во-вторых, Конвенцией установлен международно-правовой механизм, обеспечивающий возможность обжалования нарушений положений Конвенции не только государствами, но и частными лицами и организациями. Поскольку решения Европейского суда обязательны для выполнения государствами, относительно которых они вынесены, Конвенция и прецедентное право Суда являются основой правового регулирования положения женщин и на национальном уровне. Конвенция посвящена защите гражданских и политических прав. Социально-экономические и культурные права регулируются отдельным региональным международно-правовым документом - Европейской социальной хартией, принятой 18 октября 1961 г. Европейская социальная хартия воспроизводит ряд положений Конвенций МОТ, касающихся защиты трудовых прав работающих по найму женщин: право на равную оплату за равный труд; право на отпуск по беременности и родам; право на перерывы для кормления ребенка и др. (ст.ст. 4, 8). Различие между этими двумя действующими в масштабах Европы конвенциями весьма существенно, так как Хартия не предусматривает механизма индивидуальной жалобы на нарушение закрепленных в ней прав. Являясь с точки зрения международного права региональными документами, Европейская конвенция и Европейская социальная хартия внесли весомый вклад в дело унификации в Европе регламентации прав человека, в т. ч. и под углом зрения равноправия полов. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что с начала 1970-х годов Европейский суд вынес более 50 решений, призванных способствовать реализации принципа равных прав мужчин и женщин. В этой связи следует также упомянуть европейские органы, работающие в области защиты прав женщин. Задачей Европейского комитета по вопросам равенства между женщинами и мужчинами является привлечение общественного внимания к равным возможностям женщин во всех сферах деятельности Совета Европы. Комитет проводит исследования положения женщин в европейском обществе и способствует взаимодействию Совета Европы и его членов в этой области. Европейский Комитет по равным возможностям для женщин и мужчин имеет широкий мандат полномочий: подготовка проектов резолюций для Генеральной Ассамблеи, последующие действия по вынесенным резолюциям, взаимодействие с различными органами Совета Европы. 270 В Конституции РФ закреплен принцип недискриминации на основании пола (ст. 19). Кроме того, Россия ратифицировала практически все существующие международные документы по правам человека и предоставляет в соответствующие органы доклады о выполнении своих международных обязательств, в т. ч. по правам женщин.
264 Член семьи врага народа. 265 The United Nations and International law.-American Society of International law and Cambridge University Press, 1999. Р. 194. 266 Winter J. Human rights Human wrongs. A guide to the Human Rights machinery of the United Nations.-British Irish Watch? 1999. Р. 73. 267 Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. С. 10. 268 Постановление Правительства РФ от 6 января 1996 г. 269 Human Rights Reference book. Netherlands Ministry of Foreign Affairs, Human Rights< good Governance and Democratisation Department, 1999. Р. 91. 270 Henry J. Steiner and Philip Alston. International Human Rights in Context: Law, Politics, Morals. Published in the United States by Oxford University Press Inc., New York, 1996. Р. 571. Назад |