Дискриминация женщин в современной России
Результаты опроса участниц фокус-групп показывают, что домашнее насилие не входит в число проблем наиболее значимых с точки зрения соблюдения прав женщин. Хотя непосредственно в ходе проведения фокус-групп участницы говорили о домашнем насилии как о серьезной проблеме: "Это самая главная тема. Потому что нет ни одной семьи, где бы не унижали женщину. И женщина ничего поделать с этим не может"225. "У меня очень много примеров у своих родственников, знакомых"226. При этом многие из них утверждают, что домашнее насилие - явление скрытое не только от общественного внимания, но и от ближайшего окружения, поскольку женщины предпочитают не предавать такого рода случаи широкой огласке. "Да, я тоже не знаю в своем кругу таких историй, но надо учитывать, что тема-то непопулярная, и не все хотят об этом говорить или, что называется, "выносить сор из избы"227. "Пока явных свидетельств побоев не видят, то и не догадываются даже члены семьи…"228. Информация, собранная региональными мониторами, свидетельствует, что домашнее насилие имеет значительное распространение. Женская общественная организация (ЖОС) "Фемина" (г. Набережные Челны, Республика Татарстан) в рамках исследования "Проблемы взаимоотношений в семье" (2000 г.) выявила, что с физическое насилие имеет место 55% семей респондентов (психологическое в 80%): из них в сравнительно легкой форме - в 19% семей; физическое насилие средней степени тяжести - у 17%, и наконец тяжкое - в 19% семей. По сообщению женских организаций Ростовской области, действующие в регионе на телефоны экстренной психологической помощи, работающие с жертвами семейного и бытового насилия по принципу "горячей линии" за период 2001 года и 9 месяцев 2002 года поступило более 28 тысяч звонков, из которых более тысячи - о случаях домашнего насилия в отношении женщин. В законодательстве России нет каких-либо нормативных актов, направленных непосредственно на предотвращение насилия в семье. В поле зрения законодателей в данный момент находится только насилие в семье отношении детей229. По сути практически отсутствует система государственной защиты жертв домашнего насилия. Об этом говорят практически все участницы фокус-групп. Многие убеждены, что женщине, попавшей в такую сложную ситуацию, попросту некуда обратиться. "Насилие терпеть нельзя. Сама я с этим не сталкивалась, но думаю, что женщине, по большому счету, обратиться в такой ситуации некуда"230. "Знаю, что проблема насилия в семьях есть. Но куда обратиться женщине за помощью не представляю"231. По сообщениям женских организаций страны, кризисные центры, горячие линии, шелтеры (приюты) для жертв в регионах существуют. Однако эффективность их работы в данной ситуации участницы фокус-групп ставят под сомнение. Во-первых, подавляющая часть женщин, подвергшихся домашнему насилию, редко прибегают к помощи социальных учреждений - по причине "страха", "стыда перед людьми". Во-вторых, приюты для женщин, которые стали жертвами семейного насилия, предполагают пребывание женщины там только строго ограниченное временя. За этот период, как правило, женщина не может изменить коренным образом сложившуюся ситуацию, в особенности решить жилищную проблему. "Недавно в Новосибирске открылся центр для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. Туда как раз берут женщин, которые находятся на грани разрыва семьи или терпят насилие. Они могут туда придти. Там им предоставят койко-место, питание. Пожалуйста, живи, но только неделю - две. А через две недели, куда хочешь, туда и иди"232. Зачастую бывшие муж и жена не имеют возможности после развода жить отдельно. Этот факт (плюс влияние стереотипов - "у ребенка должен быть отец", "женщина должна во что бы то ни стало сохранить семью") заставляют женщин мириться с домашним насилием. "По большей части женщины пытаются сохранить семью. На вопрос: "Почему вы не принимаете никаких мер?", женщины отвечали: "Ребенку нужен отец"233. "Надо быть очень сильной женщиной, чтобы отказаться от такой, даже неблагополучной семьи и стать свободной. Женщина часто боится и общественного мнения, что она не смогла сохранить семью, что она разведена. То есть женщина терпит, чтобы сохранить социальный статус замужней женщины" 234. Большинство женщин не прибегает к помощи правоохранительных органов в случае совершения домашнего насилия. Это связано, в первую очередь, с недоверием к правоохранительным органам. Распространена практика отказа в приеме заявлений, касающихся такого рода дел, обусловленная позицией - "это дело семейное, сами разбирайтесь". Работники милиции стараются не влезать в семейные скандалы, не регистрировать заявления или принуждают их забрать, чаще всего это обусловлено тем, что законодательство построено таким образом, что оно не работает в части первичных обращений, до момента нанесения тяжкого вреда здоровью. Во-вторых - со страхом, что домашний тиран вернется еще более обозленным, и ситуация в семье станет еще более невыносимой. "Если вызывать милицию, ну заберут его, всё равно на следующий день отпустят. Он придёт домой, начинается то же самое"235. "Женщины не обращаются в милицию ещё из-за страха не быть понятой. Ведь там тоже мужчины и часто они комментируют ситуацию не в пользу женщины. Они встают на позицию защиты мужчины, мол, сама виновата"236. "Мои знакомые сталкивались, обращались в милицию. Ни к чему это не привело. Предложили все равно самой разбираться. Со стороны правоохранительных органов никакой защиты нет"237. "В этой ситуации женщина, прежде всего, может и должна обратиться в милицию. Милиция может забрать того, кто совершил насилие в семье, но сколько они его продержат? Час, два … сутки. Потом он всё равно возвращается домой и проблема возобновляется"238. "Чаще в милицию обращается не сама женщина, а соседи. Женщины обращаться в милицию часто боятся. Потом муж всё равно вернётся домой и побои возобновятся, а может быть будут ещё более сильными, в отместку"239. "У меня отец поднимал руку. Когда мама обращалась в милицию, там отвечали: "Разбирайтесь сами, это ваша семья"240. "Считаю, что наши права на безопасность в семье от случаев семейного насилия не соблюдаются. Милиция на вызовы не реагирует соответствующим образом, считают что это "дело семейное", даже не прибегают к задержанию насильника"241. "И сколько примеров, смешных примеров. Вызвали милицию и не жена, которую бьют, а соседи, которым жалко ее. А она: "Нет, нет, что Вы, он у меня хороший"242. Так, по информации, полученной от ЖОО "Фемина", проводивших опрос жертв насилия в Республике Татарстан, только "40% респондентов отметили факт обращения в милицию. Не обращались, хотя повод был, по мотивам: не верили в помощь правоохранительных органов - 34%, боялись усиления насилия - 20%, боялись огласки - 19%. Каждое четвертое (25%) обращение было проигнорировано. В остальных случаях составлялся протокол, но в трети из них дело дальше не пошло. В двух третях случаев виновный задерживался на какой-то срок (чаще на 1-3 суток). Медицинскую экспертизу потерпевшей проводили в 13% случаев. Психологическую экспертизу - ни в одном" 243 Большинство женщин сами относят домашнее насилие к разряду внутрисемейных проблем, которые нужно решать самостоятельно, без привлечения правоохранительных органов. "Я считаю, что милиция - это крайняя мера. Если в семье потеряно уважение, такая семья - уже не семья. Поэтому каждая женщина решает сама для себя"244. "Когда мы сошлись с моим первым мужем, он попытался поднять руку, потому что в той семье, в которой он жил раньше, это было нормально. <…> Мне пришлось его пару раз встряхнуть так, что у него глаза "вылезли". После этого (мы прожили вместе 12 лет) он руку на меня не поднимал"245. "У меня, например, было, но я дала сдачи. У меня муж кинулся на сына, я заступилась, получила, но дала ему сдачи. После этого руки у него не стали подниматься. Но не всякая женщина может это сделать"246. "В моей семье давно папа попытался руку поднять на меня, но я ему такой сильный дала психологический отпор, что он испугался и больше проблем у меня с ним в этом плане, не было" 247. Опрошенные в ходе мониторинга депутаты и чиновники администраций признают широкое распространение домашнего насилие и необходимость принятия мер по решению этой проблемы. Разнообразие и общий характер методов предлагаемых для разрешения проблемы домашнего насилия свидетельствуют о том, что государственные органы в настоящее время не имеют даже более менее сложившегося представления о действиях государства в этой области. "Думаю, что повлиять на это можно лишь через средства массовой информации"248. "Было бы логичным увеличение кризисных служб для женщин, создание приюта временного содержания женщин, нуждающихся в защите" 249. "…на мой взгляд общественные организации могли бы взять на себя решение этого вопроса, это было бы очень даже неплохо" 250. "Домашнее насилие, к сожаленью, широко распространено, но законодательно конкретных нормативных актов здесь нет. Власть должна воспрепятствовать насилию. Должна быть выработана целая цепочка сопровождения человека или вообще семьи"251. "Домашнее насилие распространено широко. Власть может повлиять на это, выделяя финансовые средства на целевые программы и на создание реабилитационных центров для женщин"252. "Мне думается, что необходимо в полной мере пользоваться уже имеющейся законодательной базой и при необходимости дополнять ее необходимыми нормативными актами. И конечно, женщины должны сами бороться за соблюдение своих прав, думать о себе, заставлять с собой считаться"253. "В Саратовской области создана система взаимодействия учреждений и ведомств по профилактике семейного неблагополучия и в т. ч. домашнего насилия" 254.
225 Из интервью с председателем Комитета Государственной Думы Ставропольского края по социальной политике, науке, курортам, работе с общественными организациями и казачеством. Ставропольский край. 226 Из информации участниц фокус-группы. Москва. 227 Из информации участниц фокус-группы. Республика Удмуртия. 228 Из информации участниц фокус-группы. Смоленская область. 229 Из информации участниц фокус-группы. Смоленская область. 230 В качестве примера можно привести Постановление Мосгордумы от № 313 от 26 декабря 2001 г. "О законодательной инициативе Московской городской Думы "О проекте Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1 - ФКЗ1 "О судебной системе Российской Федерации"", в котором рассматривается проблема детей, испытывающих насилие в семье. 231 Из информации участниц фокус-группы. Пензенская область. 232 Из информации участниц фокус-группы. Тульская область. 233 Из информации участниц фокус-группы. Воронежская область. 234 Из информации участниц фокус-группы. Ростовская область. 235 Из информации участниц фокус-группы. Саратовская область. 236 Из информации участниц фокус-группы. Воронежская область. 237 Из информации участниц фокус-группы. Саратовская область. 238 Из информации участниц фокус-группы. Ростовская область. 239 Из информации участниц фокус-группы. Саратовская область. 240 Из информации участниц фокус-группы. Саратовская область. 241 Из информации участниц фокус-группы. Ростовская область. 242 Из информации участниц фокус-группы. Тульская область. 243 Из информации участниц фокус-группы. Республика Удмуртия. 244 Региональный доклад. Республика Татарстан. 2002. 245 Из информации участниц фокус-группы. Ростовская область. 246 Из информации участниц фокус-группы. Ростовская область. 247 Из информации участниц фокус-группы. Ростовская область 248 Из информации участниц фокус-группы. Псковская область. 249 Из интервью с председателем комитета по социальной политике город Камень-на-Оби. Алтайский край. 250 Из интервью с ведущим специалистом Отдела по связям с общественностью Правительства Пензенской области. Пензенская область. 251 Из интервью с женщиной-депутатом. Смоленская область. 252 Из интервью с председателем комитета по социальной политике Законодательного собрания. Республика Карелия. 253 Из интервью с заместителем председателя областной Думы Курганской области, курирующей вопросы по обеспечению прав женщин. Курганская область. 254 Из интервью с членом комитета по социальной политике Пензенского областного законодательного собрания. Пензенская область. Назад |