Дискриминация женщин в современной России
Большинство госслужащих105 - женщины. Однако женщины непропорционально мало представлены на высших и главных должностях. Эта ситуация показательна не только с точки зрения соблюдения права на участие в управлении государством (п. "b" ст. 7 Конвенции), но и права "на продвижение в должности" (п. "c" ст. 11 Конвенции). Подробной статистики или детальных исследований о том, насколько женщины представлены на руководящих должностях в других сферах трудовой активности, в особенности в частных предприятиях и компаниях, в настоящее время не существует. Проведенный мониторинг в силу своих целей и задач не мог и не должен был восполнить этот пробел. Тем не менее даже та фрагментарная информация, которая была собрана региональными мониторами, позволяет утверждать, что ситуация качественно не отличается от той, которая имеет место на государственной службе. В Алтайском крае из 50 директоров заводов и фабрик только две женщины; в банковских учреждениях из 15 - одна женщина-руководитель; в 11 крупных коммерческих компаниях все генеральные директора - мужчины. По данным Торгово-промышленной палаты Пензенской области, среди руководителей крупнейших региональных компаний женщин нет. По информации Государственного комитета статистики Ростовской области, среди руководителей крупных предприятий и организаций (с числом работников более 4000 человек) женщин нет. В сфере массовой информации доля женщин на руководящих постах выше. В Алтайском крае из 8 главных редакторов краевых газет 4 женщины, в Смоленской области из 15 - 7. В Ростовской области женщины руководят 14 из 42 теле- и радиокомпаний, а также половиной из 50 областных и муниципальных периодических изданий. Ответы респондентов в ходе экспертного опроса и фокус-групп интервью подтверждают, что женщины не имеют равных с мужчинами условий карьерного роста, сталкиваются с препятствиями при продвижении в должности. Одна из опрошенных женщин-депутатов прямо указала на ограниченные возможности карьерного роста как на главную причину отсутствия женщин на значимых должностях: "…женщины занимают второстепенные, не ключевые позиции, так как [их] не пускают, не продвигают" .106 Еще ярче и чаще эта тема звучала в ответах участниц фокус-групп: "…женщина везет всю работу на себе, а начальники и директора у нас везде мужчины, и не всегда они достойнее женщин, а просто потому, что они мужчины" .107 "…высшее звено управленцев, как правило, состоит из мужчин, а женщине туда пробиться очень сложно" .108 "Работают женщины - руководят мужчины" .109 "Женщине сложнее реализовать свои права, если она хочет стать руководителем, будь то государственное учреждение, бизнес- структура..." .110 Причинами дискриминации в первую очередь являются гендерные стереотипы: "Сложился в государстве стереотип, что ведущее место закрепляется за мужчинами" .111 Высказывания некоторых опрошенных депутатов-мужчин позволяют представить позицию мужчин, прямо или косвенно осуществляющих дискриминацию женщин при продвижении в должности: "С карьерным ростом сложнее, женщины эмоциональны, мстительны, упрямы, далеко не каждый мужчина возьмет себе заместителем женщину" .112 "Женщина предназначена к деторождению, но не к управлению семьей. На мужчине лежит основная функция. Мужчина по гормональному фону лидер, боец. У женщин - это исключение. Управленцы высшего звена - это мужчины, в них это заложено природой. Женщина - помощница" .113 Неравенство в продвижении в должности начинается уже с того, как изначально относится руководство (состоящее из мужчин) к женщине работнику: "…взяли трех человек, и одна из них девушка. Она бедная… год билась со всем этим… потому что те молодые люди, которых взяли, ездили по заграницам, заключали контракты, у них была действительно интересная работа, а она просто сидела бумажки перекладывала. И сколько раз она не пыталась поставить себя на должный уровень, типа я тоже из себя что-то представляю - все бесполезно. Она ушла оттуда, сказала, что устала от всего этого" .114 Есть и некоторые другие конкретные мотивы дискриминации: "Должно было состояться мое повышение, но узнав о том, что я нахожусь на четвертом месяце беременности, тут же отказали" .115 Неравенство в продвижении в должности тесно связано с другими типами дискриминации: "Дело происходило в юридической консультации. На работу одновременно устроились два молодых человека и одна девушка. И… девушка исполняла роль "подай-принеси", хотя, в принципе, она была официально устроена как консультант по юридическим вопросам. Когда дело дошло до зарплаты, то оказалось, что ей заплатили меньше" . 116 Участницы фокус-групп видят в неравных возможностях карьерного роста причину таких видов дискриминации, как неравная оплата труда: "Чисто по работе в государственной сфере мужчины и женщины получают одинаково, но на руководящей должности работают только мужчины, женщинам даже не предлагают такую должность…" .117 Однако необходимо учитывать, что женщины, настроенные на карьерный рост, сталкиваются с негативными стереотипами и среди самих женщин: "У нас наоборот сейчас идет направление на то, чтобы воспитывать из женщины ни мать, ни жену… Ведь жена - это женщина в доме, хранительница семейного очага… А у нас воспитание сейчас направлено на то, чтобы сделать карьеру… Среди моих молодых знакомых очень много тех, которые, так сказать, все в работе, дети с няней, прекрасно они устроены, прекрасно они работают. А в семье начинается не пойми что" .118 "Женщины, которых занимает карьерный рост, которые делают карьеру - у них, как правило, либо не все благополучно в семье, либо семьи нет, либо железные леди, но они очень редко встречаются" .119 "Я считаю, что женщина не должна рваться на те должности, где работают мужчины, если в этом нет материальной заинтересованности. Женщина должна оставаться женщиной" .120 105 Региональный доклад "Мониторинг ситуации с дискриминацией женщин в России". Удмуртская Республика. Тульская область 2002. 106 См. раздел "Право на участие в управлении государством, равный допуск к государственной службе". 107 Из интервью с депутатом-женщиной. Краснодарский край. 108 Из информации участников фокус-группы. Алтайский край. 109 Из информации участников фокус-группы. Алтайский край. 110 Из информации участников фокус-группы. Алтайский край. 111 Из информации участников фокус-группы. Пензенская область. 112 Из информации участников фокус-группы. Калининградская область. 113 Из информации участников фокус-группы. Республика Карелия. 114 Из информации участников фокус-группы. Калининградская область. 115 Из информации участников фокус-группы. Москва. 116 Из информации участников фокус-группы. Калининградская область. 117 Из информации участников фокус-группы. Москва. 118 Из информации участников фокус-группы. Республика Карелия. 119 Из информации участников фокус-группы. Москва. 120 Из информации участников фокус-группы. Новосибирская область. Назад |