Дискриминация женщин в современной России


Право на равный доступ к образованию

Российское законодательство предоставляет всем гражданам независимо от пола право на получение основного общего и среднего профессионального образования и равную возможность на конкурсной основе получить высшее образование (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона РФ "Об образовании").

Образовательный уровень женщин в России выше, чем у мужчин: 63,8% женщин имеют высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование, в то время как среди мужчин этот показатель составляет 50,8%.

В учебных заведениях девочки и женщины составляют половину и более учащихся: 50,2% в общеобразовательной школе (57,3% в старших классах), 55% в средних специальных и 56% в высших учебных заведениях. Среди студентов, обучающихся на платной основе, также число юношей и девушек примерно одинаково. 40

Информация, которая приводится в региональных докладах, подтверждает общероссийскую статистку. Так, например, в Иркутской области женщины составляют 55% студентов вузов и 59% учащихся средних специальных образовательных учреждений; в Республике Карелия, соответственно, 59% и 41%, в Пензенской области - 51% и 53%.

Таким образом, в целом женщины имеют возможность реализовать свое право на получение образования.

Это подтверждают и материалы фокус-групп, участницы которых чаще других называли именно образование как пример соблюдения принципа равенства мужчин и женщин:

"Считаю, что право на образование для женщин у нас соблюдается, по крайней мере, в нашем вузе" .41

"Я думаю, что единственное соблюдаемое право - на общее среднее образование" .42

Тем не менее образовательная сфера не свободна от дискриминации в отношении женщин.

Наиболее благополучна ситуация в общеобразовательных учреждениях. При этом важно отметить, что вопреки п. "с" ст. 10 Конвенции в некоторых регионах власти покровительствуют школам, практикующим раздельное обучение. В то же время число таких школ остается очень незначительным, и тенденции к росту их доли среди общеобразовательных учреждений нет.

В г. Сыктывкаре (Республика Коми) существует женская гимназия, уровень обучения в которой, по признанию самих преподавателей, ниже, чем в обычных школах. Однако Е. Борисов, председатель Государственного Совета РК, патронирующего женскую гимназию г. Сыктывкара, заявил в ноябре 2002 г. на открытом собрании этого учебного заведения: "Главное - не сколько девушек-выпускниц гимназии поступило в вузы, а сколько вышло замуж".

В Ставропольском крае министр образования краевого правительства "активно пропагандирует внедрение в средние школы раздельного обучения девочек и мальчиков, при этом в процессе и воспитания, и обучения насаждаются патриархальные социальные роли" .43

Среди детей, не посещающих школу, преобладают мальчики. В г. Новочеркасске (Ростовская область) среди этой категории детей доля девочек в 1999-2002 гг. составляла от 20 до 35%. 44

Исключением является ситуация внутри отдельных этнических меньшинств, где родители не дают девочкам закончить даже среднюю школу, опираясь на патриархальные представления о женских гендерных ролях. В семьях турок-месхетинцев45 Ростовской области мальчики учатся до 9 класса, после чего начинают помогать родителям в подсобном хозяйстве, в то время как девочки учатся только до 6-7 классов. Родители объясняют свою позицию тем, что согласно их национальным традициям женщина - только мать и хозяйка. Такая же ситуация, но в меньших масштабах, характерна для девочек из чеченских семей. 46

Согласно данным, приведенным выше, количество женщин в высших учебных заведениях больше, чем мужчин. Эта ситуация сочетается с наличием дискриминации при поступлении в вузы и выборе специализации обучения.

В высшей школе продолжают бытовать стереотипы мужских и женских профессий. Соответственно женщины сталкиваются с предубеждением со стороны экзаменаторов и преподавателей, пытаясь поступить на те или иные факультеты:

"Право на образование соблюдается, но не в полной мере. На некоторых факультетах девушки не имеют тех же прав, что и юноши. Когда я поступала в университет, на физический факультет, то на собеседовании мне в открытую говорили, что поступление девушек на эту специальность нежелательно" .47

Влияние гендерных стереотипов отчетливо проявляется в тех регионах, где большинство вузов ориентированы на "мужские" профессии.

Так, в Калининградской области из шести государственных вузов четыре - это Юридический институт МВД, Военный институт пограничной службы, Балтийская государственная академия (БГА), Военно-морской институт. Авторы регионального доклада справедливо усматривают именно в этом причину того, что в отличие от общероссийских показателей среди студентов высших учебных заведений региона только 33% женщин и 67% мужчин. Также участницы фокус-группы, проведенной в этом регионе, активней и более уверенно говорили о дискриминации женщин при поступлении в вузы:

"Три года назад дочь поступала в университет. Приоритет отдавался молодым людям. Об этом доложил ректор вуза" .49

"Проблема поступить в вуз для девушек, например, в БГА" .50

Дискриминация женщин при поступлении в вузы оправдывается и другими соображениями и стереотипами:

"…когда я поступала в Ленинградский университет на исторический факультет. В итоге у нас с молодым человеком было одинаковое количество баллов. И мне ответили, мы возьмем мужчин <…> так как у вас будут дети" .51

"Я столкнулась с дискриминацией, когда поступила в вуз. Преподаватель-мужчина завышал оценки юношам, потому что их у нас меньше" .52

"При поступлении в академию на нашу специальность был большой конкурс. Но девочек, желающих учиться, было намного больше, чем юношей. И девочкам для поступления нужно было получить две "пятерки", а мальчиков брали, даже если они получали на экзамене две "тройки". При этом нам говорили, что у мальчиков огромный потенциал, и они могут в будущем занимать руководящие посты" . 53

В ходе обучения студентки также сталкиваются с предвзятым отношением со стороны преподавателей:

"На нашей кафедре многие преподаватели, как мужчины, так и женщины, не любят студенток. По своей будущей специальности я - системотехник, эта специальность считается чисто мужской. И даже молодые преподавательницы, закончившие университет по этой специальности, игнорируют девушек. Они открыто ставят девушкам оценки на балл ниже, чем юношам" .54

"На факультете журналистики Ростовского Государственного Университета на нашем курсе примерно 70 девочек и 10 мальчиков. Преподаватели-мужчины начинают нам рассказывать, что журналистика - не женское дело, что журналисту нужны сила и глубокий аналитический ум, как будто это исключительно мужские качества" .55

Наконец, стереотипы влияют не только на поступление и успешность обучения, но и на выбор специализации:

"Лично для меня права женщины - это, прежде всего, право выбора любой профессии. Например, у нас в медицинском университете при выборе специализации девушек не берут на хирурга" .56

"В медицинском университете по большей части специальностей при предоставлении аспирантуры отдается предпочтение юношам. На такие специальности, как хирургия, берут только юношей. А на девушек смотрят как на потенциальных терапевтов" .57


40 Информация Министерства образования России // Материалы научно-экспертного семинара "Гендерное равенство в России: Законодательство, политика, практика". 26 февр. 2002 г. Москва.
41 Из информации участников фокус-группы. Тульская область.
42 Из информации участников фокус-группы. Ставропольский край.
43 Из информации участников фокус-группы. Ставропольский край.
44 Всего по области на 1 октября 2002 г. из 419 382 учащихся общеобразовательных учреждений не посещало школу 1876 детей, но на уровне области статистика по признаку пола не ведется.
45 Численность диаспоры в области 17 019 человек.
46 Численность диаспоры в области 9433 человека.
47 Из информации участников фокус-группы. Саратовская область.
48 Данные за 2000-2001 учебный год.
49 Из информации участников фокус-группы. Калининградская область.
50 Из информации участников фокус-группы. Калининградская область.
51 Из информации участников фокус-группы. Псковская область.
52 Студентка Ростовского государственного университета. По данным опроса, проведенного в 2001 г. общественной организацией "Женщины Дона".
53 Студентка Новочеркасской мелиоративной академии. По данным опроса, проведенного в 2001 г. общественной организацией "Женщины Дона".
54 Студентка Южно-Российского технического университета. По данным опроса, проведенного в 2001 г. общественной организацией "Женщины Дона".
55 Студентка Ростовского государственного университета. По данным опроса, проведенного в 2001 г. общественной организацией "Женщины Дона".
56 Из информации участников фокус-группы. Ростовская область.
57 Студентка Ростовского государственного медицинского университета. По данным опроса, проведенного в 2001 г. общественной организацией "Женщины Дона".

Назад

Библио-Центр сайта OWL