Дискриминация женщин в современной России
В соответствии с российским законодательством все граждане имеют равное право на участие в управлении делами государства и равный доступ к государственной службе; дискриминация по признаку пола не допускается (ст.ст. 19, 32 Конституции РФ, ст. 21 закона "Об основах государственной службы РФ"). Никаких прямых ограничений прав женщин на равный допуск к государственной службе и занятие тех или иных государственных должностей ни ранее, ни в ходе данного мониторинга не зафиксировано. Тем не менее, степень реализации женщинами права на участие в управлении государством определяется в большой мере тем, насколько женщины представлены на должностях, позволяющих влиять на формирование государственной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровне. В настоящее время в России и, в частности, в тех регионах, где проводился мониторинг, доля женщин в представительных органах власти и на выборных должностях исполнительной власти остается незначительной, не позволяющей им оказывать заметное влияние на политику государственной власти. 30 При этом по меньшей мере половина депутатов (как мужчин, так и женщин), проинтервьюированных в ходе проведения экспертного опроса, отмечали более высокую долю женщин в исполнительной власти. "В исполнительной власти женщины представлены более широко, чем в законодательной" .31 "В исполнительной власти женщин больше, так как основная тяжесть работы ложится на женские плечи, это не выборные должности. В законодательную власть женщины пока не очень идут" .32 Это мнение подтверждает и статистика. Так, в Алтайском крае среди сотрудников государственной службы женщины составляют 56%; в Республике Коми - 77,8%, в Ростовской области - 70,4% Тульской области - 65,5%, в Удмуртской Республике - 72,4%. Однако необходимо отметить, что, говоря о доле женщин в представительных органах власти, учитываются только женщины-депутаты, в то время как женщины в исполнительной власти - это госслужащие всех уровней: от высших до младших должностей. Распределение мужчин и женщин по должностной вертикали далеко не равномерно В Ростовской области женщины занимают 12,5% "высших" и 39,4% "главных" должностей, в Тульской области соответственно - 30% и 54,5%, в Пензенской области нет ни одной женщины на "высшей" должности и 9% на "главных". Неудивительно, что депутаты описывают представительство женщин в органах исполнительной власти следующим образом: "Секретари, служащие, начальники отделов в образовании, здравоохранении - 60% составляют женщины. На работе контактирую с женщинами этой категории" .33 "Женщины практически не представлены в органах власти. Особенно, в органах исполнительной власти на уровне администраций муниципальных образований и области. Практически у нас нет ни одного ни начальника управления, ни зам главы администрации области" .34 "В исполнительной власти у нас всего два министра-женщины (министр культуры и министр образования), но много женщин вообще работает и в министерствах, и на уровне местной власти" .35 "В исполнительной власти области ни одна женщина не возглавляет ни один департамент" .36 Очевидно, что такая ситуация обусловлена комплексом причин, в т. ч. предвзятым, стереотипным отношением со стороны мужчин: "Женщина предназначена к деторождению, но не к управлению семьей. На мужчине лежит основная функция. Мужчина по гормональному фону лидер, боец. У женщин - это исключение. Управленцы высшего звена - это мужчины, в них это заложено природой. Женщина - помощница" .37 "В исполнительной власти руководящие посты в основном заняты мужчинами, женщины занимают второстепенные не ключевые позиции, так как их не пускают, не продвигают" .38 Фактическая дискриминация проявляется не только в том, какие должности женщины-госслужащие занимают на карьерной лестнице, но даже при распределении наград: "…когда было торжественное собрание, посвященное 65-летию Ростовской области, заметил, что среди награжденных, отмеченных благодарственными письмами, различными грамотами, не было и пятой части женщин. Я еще посчитал: из 50-ти с лишним человек было 5 или 6 женщин" .39
30 См. раздел "Дискриминация женщин в реализации избирательных прав". 31 Из интервью с депутатом-мужчиной. Ростовская область. 32 Из интервью с депутатом-женщиной. Республика Карелия. 33 Из интервью с депутатом-мужчиной. Калининградская область. 34 Из интервью с депутатом-женщиной. Воронежская область. 35 Из интервью с депутатом-женщиной. Республика Карелия. 36 Из интервью с депутатом-женщиной. Курганская область. 37 Из интервью с депутатом-мужчиной. Калининградская область. 38 Из интервью с депутатом-женщиной. Краснодарский край. 39 Из интервью с депутатом мужчиной. Ростовская область. Назад |