Дискриминация женщин в современной России
Национальное законодательство в сфере защиты прав женщин основано на гарантиях равноправия дискриминации по признаку пола. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола" (п. 2), "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации" (п. 3). Кроме того, п. 5 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (включая Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ратифицированную СССР в 1980 г.). Трудовой кодекс (ст. 3), Семейный кодекс (ч. 3 ст. 1), Уголовный кодекс (ст. 4) и другие нормативные акты содержат положения, запрещающие дискриминацию по признаку пола. Однако результаты мониторингов, проводившихся правозащитными организациями, свидетельствуют, что "несмотря на обилие норм, запрещающих дискриминацию, не существует механизма их реализации, в частности не предусмотрены конкретные санкции за нарушение соответствующих положений".2 Практически отсутствуют и нормативные документы, непосредственно направленные на противодействие дискриминации, создание механизмов искоренения дискриминационных практик и восстановления нарушенных прав, а подобные законопроекты не находят поддержки в органах законодательной власти Например, обсуждавшаяся Государственной Думой РФ 26 апреля 2002 г. поправка в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", запрещающая формирование избирательного списка кандидатов, состоящего более чем на 70% из лиц одного пола, не набрала нужного для принятия числа голосов и в закон не вошла. При этом нарушения прав человека в России имеют причиной не столько законодательство, в целом соответствующее международным стандартам, сколько противоправную практику и отсутствие действенных механизмов защиты. Поэтому неудивительно, что ни в одном из регионов, где проводился мониторинг, не были выявлены нормативные акты как дискриминационные в отношении женщин, так и направленные на противодействие дискриминации. Развивается лишь нормативная база, нацеленная на улучшение положения женщин (включая национальный и региональные планы "действий по улучшению положения женщин и повышения их роли в обществе", принятые, впрочем, не во всех регионах РФ). Показательно, что опрошенные представители органов представительной и исполнительной власти в большинстве своем не могли назвать ни одного конкретного нормативного акта, направленного на защиту прав женщин, реже указывая на те документы, которые прямо, а чаще косвенно должны были способствовать улучшению положения женщин. Примерами могут служить ответы сотрудников администраций двух регионов: "Какие нормативные акты, обеспечивающие права женщин, приняты за последний год? - …в настоящее время готовятся проекты документов по благополучию семьи, рассматриваются вопросы по взаимодействию с женскими организациями. Предполагается, что реализация программ будет при их участии"3 . "В крае принят план мероприятий по выполнению Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе, утвержденного Правительством Российской Федерации 28 июня 2001 года № 855-р сроком до 2005 года включительно. Нормативные акты по выплате детских пособий, организации оздоровительной кампании для детей и подростков, развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей в той или иной мере направлены на обеспечение прав женщин в крае". 4 Более того, тема не представляется актуальной для законодателя. Так, по мнению депутата Мосгордумы Т. А. Портновой: "…за последний год [2001 г .- Сост.] Мосгордума не считала нужным принимать специальные акты о какой-либо дискриминации женщин".5 Позиция Думы Мурманской области представляется еще красноречивей: "Уставом Мурманской области и Регламентом Мурманской областной Думы не предусмотрено исследование проблем дискриминации того или иного пола и их правовое регулирование. <…> Нормотворчество областной Думы в социальной сфере направлено на защиту интересов всех жителей Кольского Заполярья. Поэтому в региональной законодательной базе отсутствуют документы, являющиеся дискриминационными в отношении женщин. Областная Дума не имеет данных о случаях нарушения прав женщин и об участии депутатов в разбирательстве данных вопросов" .6 К косвенным мерам предотвращения дискриминации можно отнести проведение в соответствии с региональными планами "действий по улучшению положения женщин и повышения их роли в обществе" гендерной экспертизы законодательства. Так, правительством Пензенской области было принято Постановление № 306-п от 30 мая 2000 г. "О проведении экспертизы законодательства Пензенской области в части соблюдения прав женщин в соответствии с Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". Однако, как уже отмечалось выше, российское законодательство не содержит норм, прямо дискриминирующих женщин. Кроме того, в регионах проводятся мероприятия, направленные на поощрение женщин, занимающих руководящие должности, и женщин-предпринимателей. Например, в 2001 г. главой администрации Калининградской области были приняты постановления № 31 "О мероприятиях по подготовке к участию во Всероссийской выставке-форуме "Женщины-предприниматели России"" и № 330 "Об организации и проведении областного конкурса "Женщина -директор года 2001"". Тем не менее, хотя подобные инициативы безусловно важны, они не могут компенсировать отсутствие законодательно установленных механизмов противодействии дискриминации.
2Доклад о соблюдении прав женщин в РФ // Сб. докладов о положении с правами человека в РФ за 1999 г. М., 2000. С. 239. 3Из интервью с начальник отдела по делам семьи, детей и подростков управления здравоохранения администрации Калининградской области. 4Из интервью с заместителем начальника отдела социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. 5Из интервью с женщиной-депутатом. Москва. 6Ответ Мурманской областной Думы от 9 июля 2002 г. № 01-28/870Д за подписью и. о. председателя Мурманской областной Думы О. Н. Алексеева. Назад |